Выразительные средства фонетики кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОЙ ФОНЕТИКИ.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

1. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОЙ ФОНЕТИКИ.

2. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР.

1. Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение и слог.

Слог - это один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. Ядром каждого слога является слогообразующий гласных звук.

Открытый слог - слог, который оканчивается на гласный звук.

Закрытый слог - слог, который оканчивается на согласный звук.

Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Ударный слог - слог, на который падает ударение.

Безударный слог - слог, на который не падает ударение.

Особенность ударения в русском языке заключается в том, что оно не закреплено за одним слогом в слове. Оно подвижно. Разное ударение помогает различать слова (стрЕлки - стрелкИ).

Звуки речи - краткие звуковые единицы, на которые членятся слова. Они не имеют значения. На письме обозначаются буквами.

Буквы - графические знаки, которые на письме служат символами звуков. Буква означает звук. В русском языке 33 буквы, а звуков больше.

Выразительные средства русской фонетики

1. Проблема

1) Прочитайте отрывок из поэмы.

Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы
Скользим по лаковым доскам. .

2) Можете определить границу, разделяющую отрывок на две части? Какими словами проведено разделение? (Теперь не то. )

3) Пушкин говорит о том, что мужчины сильно изменились в сравнении с былыми временами, стали более похожи на дам.

- В чем это выражается? (были более воинственны, суровы, поэтому их чувства в танце выражались шумно, громко, с топаньем, а теперь движения плавные)

4) Какими средствами достигается передача мысли? ( учтите при ответе тему урока )

- Какие звуки повторяются и преобладают в глаголах в первой и второй части? (звонкие твердые, сонорные даже шипящий [рррр] - рычащий / мягкие [л, з,з,з,] - звенящий, жужжащий)

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные наиспользовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений.

5) Какие понятия обсуждаются в статье?

(Для достижения языковой выразительности используются, например, такие средства, как эпитет, метафора, олицетворение, в основе которых лежит содержание, значение слова; а в художественной изобразительности в качестве главного выспупает форма; из глины можно вылепить кувшин, кистью или карандашом написать картину или букву, а звуком тоже можно изобразить картину)

Дополнительный вопрос (Следовательно, можно использовать языковые фонетические особенности с целью воздействия на слушателя, достижения какого-либо результата. Где можно использовать? …. )

Основным выразительным средством фонетики является звукопись —художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.
Использование звуковых повторов с целью подражания с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы называется звукоподражанием.

6) Понятно значение слов звукопись и звукоподражание? Какие корни этих сложных слова помогают понять? (писать звуком, подражание звукам)

7) Понятно значение слова ассоциация?

Ассоциация - книжн.
Связь между отдельными психическими актами (представлениями, мыслями, чувствами), при которой один вызывает другой. А. по сходству, по смежности. А. между звучанием и значением слова. Прошлое вызывает самые неожиданные ассоциации с настоящим. Запоминать английские имена по ассоциации с русскими (по ассоциативной связи).

Способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также различные чувства и эмоции называется звуковым символизмом.
Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация.
Ассонанс — это прием усиления выразительности текста, основанный на одинаковых или похожих гласных звуков.

(Ответ на задание - мне показалось, что таинственность создается зажатыми протяжными гласными [э] у Блока)

Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный наповторении одинаковых или похожих согласных звуков.

Проверка усвоения

Какую роль играет звукопись как средство художественной изобразительности? Где применяется?

(Используется для более полной, точной, яркой и образной передачи мыслей, чувств и оценок. Применяется в литературе, чтобы привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление.

Что такое ассонанс и аллитерация?

(повторение гласных звуков/ повторение согласных звуков с целью усиления языковой выразительности)

Закрепление

Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.

Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.

Написание морфем (значимых частей слова)

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.
Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.
Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).
Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему).
Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.
Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.
Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:

1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра – литература, в/о – высшее образование);

2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;

3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь.

Получить информацию о правильном написании слова можно из орфографических словарей русского языка.
2. Фонетический разбор слова осуществляется по следующей схеме:

Затранскрибировать слово, поставив ударение.

На транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел.

Определить количество слогов, указать ударный.

Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.

В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.

Указать количество букв и звуков.

Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

гласный: ударный / безударный;
согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твердый / мягкий с указанием парности.


Изобразительные средства языка – это предмет научного интереса стилистики, а фонетические средства выразительности изучает фоника. Поговорим о них.


Как звуки могут быть выразительными

Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная?

Причин этому несколько.

А приблизительно равное количество в слове гласных и согласных звуков и воспринимается на слух как приятное.

Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.

Какие фонетические средства выразительности существуют

Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

Аллитерация

Ассонанс

Это повторение в одной строке или фразе одинаковых гласных.

Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

Звукоподражание

Звукоподражание – это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении. Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Что мы узнали?

Среди изобразительных средств языка, помогающих автору создать эффектную и достоверную картину жизни, есть и фонетические. Они основаны на свойствах звуков и особенностях их восприятия людьми. Среди фонетических средств можно выделить аллитерацию, ассонанс, звукоподражание.

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени ,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени ,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались ,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались ,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Например:
П и р уе т П е тр . И г ор д, и я сен,
И сл а вы п о л о н вз ор ег о .
И ц ар ск и й п и р ег о пр ек ра сен.

Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр.

Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: Взг л яни: п о д отда ле нным св о д о м гу л яет в ол ьная л уна; Вз леле я н ы в в о ст о ч но й н е г е , на с е в е р но м, п е ча льно м с не г е вы н е о стави л и сл е д о в (о ножках); Ей рано нра вились ро м ан ы; Чья б ла го р одная р ука пот р еп л ет ла в р ы ст ар ика!; И дам об дума нный на ря д ; Кро вать, по кры тая ко в ро м; Насл е дник о в с ер дитый х ор зав о дит неп р ист о йный сп ор и т. д.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

.. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле.

Звукосочетания [тр] и [гр] создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Например:
Не в а в зду в алась и ре в ела
Ко т ло м клоко ча и кл убясь.

(А.С. Пушкин)


Во л га , Во л га , в ес но й м ногово дной
Ты не т а к за лив ае шь пол я .

(Н. Некрасов)

В строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук [ л ]:
Л ебедь уп л ы л в по л умг л у,
Вда л ь, под л уною бе л ея.
Л астятся во л ны к вес л у,
Л астятся к в л аге л и л ея.

В пушкинских строчках заметны аллитерации на [н ], [ д ], [ с ], [ в ]:
Н а с танет н очь; лу н а обхо д ит
Д озором д альний св о д небе с ,
И с оло в ей в о мгле д ре в е с
Н апе в ы з в уч н ые за в о д ит.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д.

Например:
Ма рш !
Чт о б вр е м я
сзади
яд р ами р валось.
К с т а р ым дням
Чт о б ве тр о м
о т носило
Т олько
пу т аницу волос
(Маяковский).

Аллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.

В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

Нам представляется, что аллитерации на ш — п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.

Например , в строчках Б. Пастернака
С в о й со н за писывал Шо пен
На черной выпилке пюпитра -

Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора.

Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Например:
Я в о льный в е т е р, я в е чн о в е ю,
В о лную в о лны, ласкаю ивы,
В В е твях вздыхаю, взд о хнув, н е м е ю,
л е л е ю травы, л е л е ю нивы.

Здесь повторяются гласные "о" и "е".

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.

В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а.

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Мел о, мел о по вс ей земле
В о все пр е д е лы.
Све ча гор ел а на с то ле ,
Све ча гор ел а
(Пастернак).

Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.

Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Например:
Было:
социализм —
восторженное слово !
С флагом,
с песней
становились слева ,
и сама
на головы
спускалась слава .
Сквозь огонь прошли,
сквозь пушечные дула .
Вместо гор восторга
горе дола .

Стало:
коммунизм —
обычнейшее дело .

(В. Маяковский)

Крут
буржуев
озверевший норов .
Тьерами растерзанные,
воя и стеная ,
тени прадедов —
парижских коммунаров —
и сейчас
вопят
парижскою стеною .

(В. Маяковский)

Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр .
Солнце, утро и море! Как я весело- бодр ,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр .
Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр .

(И. Северянин)

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.

Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.

Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и.
(К.Бальмонт)


Дро гнул дол , у дар р аз да лся.

(А.Майков)

Речь о пушечном салюте; дважды [тв], два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.

Вот образец гораздо более тонкого звукоподражания:
И бл еск, и ш у м , и го в о р б а л ов,
А в ч ас п и р у ш ки хо л остой
Ш и п енье п енистых б ока л ов
И п ун ш а пл амень го л у б ой.

(А.Пушкин)

Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п]), шипящие ([ч], [ш]) и сонорные ([р], [л]), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.

Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея.

Например:
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки , как хруст аль

(И. Северянин)

Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма.

Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.

В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу ,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу .

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив ,
Единой строчки не родив .
(Д. Д. Минаев)

Область рифм — моя стихия ,
И легко пишу стихи я ,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром .
(Д. Д. Минаев)

Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.

Эпифора - повторение конца стиха.

Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.

Например:
Трое сут о к было с лы ш но, как в дороге скуч ной, долгой
Пере стук ивали стык и: на во сток , во сток , во сток. ..

( П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Или:
Воз л е ме н я по путям двига л ся ло к о м о тив.
С пра в а по р ельс а м про ех а л паро воз.

Основные функции звукописи

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Ч е р н о го м ор я ч ина р а стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Например:
Ты р в ан у лась движеньем ис пу ганной п тицы,
Ты п рошла, сло в но сон мой легка.
И в з д о х н у ли дух и, зад ре мали рес ни ц ы,
За ш е пт ались т рево ж но ш елка.

(А. Блок)

Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.

Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.

Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.

Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии продолжим разговор о языковых средствах выразительности речи; вспомним, повторим, обобщим всё, что нам уже известно о фонетических средствах выразительности речи.

Существует великое множество определений и классификаций языковых изобразительно – выразительных средств. Мы рассмотрим основные выразительные средства языка, знание которых будет вам необходимо ещё и на ЕГЭ по русскому языку.

Для начала представим их в виде схемы:


Фонетические приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов. К ним, помимо перечисленных, также относят альтернацию, звукопись и звукоподражание.

Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная? Причин этому несколько.

А приблизительно равное количество в слове гласных и согласных звуков и воспринимается на слух как приятное.

Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.

Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

Обычно такие образные средства языкаиспользуют поэты в стихотворных произведениях или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.




Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв, то есть, как правило, гласных в сильной (ударной) позиции.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

Звукоподражание – подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки. Это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении, подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Считается, что звукоподражание – один из видов аллитерации.

Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Альтернация – это чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Звукопись – это приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Проверь себя!

1. Почему речь воспринимается на слух как благозвучная

а) В ней примерно равно количество гласных и согласных

б) В ней больше гласных, чем согласных

в) В ней больше согласных, чем гласных

г) Нет правильного ответа

2. Какое из перечисленных ниже средств выразительности не является фонетическим?

3. Аллитерацией называется

а) Повторение одной и той же гласной

б) Повторение одной и той же согласной

в) Повторение сочетания гласный и согласный

г) Нет правильного ответа

4. Ассонанс — это повторение

а) Ударных гласных звуков

б) Безударных гласных звуков

г) Нет правильного ответа

5. Какое средство выразительности использовано в строчке "Камыши шуршали тише"?

6. Определи средство выразительности:

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

7. Определи средство выразительности:

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.

8. Определи средство выразительности:

Когда гремел мазурки гром. (А. Пушкин.)

9. Определи средство выразительности:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.

10. Определи средство выразительности:

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

11. Определи средство выразительности:

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
лелею травы, лелею нивы.

12. Определи средство выразительности:

1-а , 2 – г, 3- б, 4- а, 5 – в, 6- ассонанс, 7- аллитерация, 8 – звукоподражание, 9 – аллитерация, 10- аллитерация, 11- ассонанс, 12- звукоподражание.

Незадание

1. Перечитайте стихи любимых поэтов, вспомните скороговорки и попробуйте в них найти примеры использования приемов фонетической выразительности – аллитерации (повтора согласных) и ассонанса (повтора гласных).

На сегодня всё, до встречи через неделю!

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии продолжим разговор о языковых средствах выразительности речи; вспомним, повторим, обобщим всё, что нам уже известно о фонетических средствах выразительности речи.

Существует великое множество определений и классификаций языковых изобразительно – выразительных средств. Мы рассмотрим основные выразительные средства языка, знание которых будет вам необходимо ещё и на ЕГЭ по русскому языку.

Для начала представим их в виде схемы:


Фонетические приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов. К ним, помимо перечисленных, также относят альтернацию, звукопись и звукоподражание.

Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная? Причин этому несколько.

А приблизительно равное количество в слове гласных и согласных звуков и воспринимается на слух как приятное.

Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.

Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

Обычно такие образные средства языкаиспользуют поэты в стихотворных произведениях или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв, то есть, как правило, гласных в сильной (ударной) позиции.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

Звукоподражание – подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки. Это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении, подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Считается, что звукоподражание – один из видов аллитерации.

Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Альтернация – это чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Звукопись – это приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Проверь себя!

1. Почему речь воспринимается на слух как благозвучная

а) В ней примерно равно количество гласных и согласных

б) В ней больше гласных, чем согласных

в) В ней больше согласных, чем гласных

г) Нет правильного ответа

2. Какое из перечисленных ниже средств выразительности не является фонетическим?

3. Аллитерацией называется

а) Повторение одной и той же гласной

б) Повторение одной и той же согласной

в) Повторение сочетания гласный и согласный

г) Нет правильного ответа

4. Ассонанс — это повторение

а) Ударных гласных звуков

б) Безударных гласных звуков

г) Нет правильного ответа

5. Какое средство выразительности использовано в строчке "Камыши шуршали тише"?

6. Определи средство выразительности:

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

7. Определи средство выразительности:

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.

8. Определи средство выразительности:

Когда гремел мазурки гром. (А. Пушкин.)

9. Определи средство выразительности:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.

10. Определи средство выразительности:

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

11. Определи средство выразительности:

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
лелею травы, лелею нивы.

12. Определи средство выразительности:

1-а , 2 – г, 3- б, 4- а, 5 – в, 6- ассонанс, 7- аллитерация, 8 – звукоподражание, 9 – аллитерация, 10- аллитерация, 11- ассонанс, 12- звукоподражание.

Незадание

1. Перечитайте стихи любимых поэтов, вспомните скороговорки и попробуйте в них найти примеры использования приемов фонетической выразительности – аллитерации (повтора согласных) и ассонанса (повтора гласных).

Читайте также: