Столичное и поместное дворянство в романе война и мир кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дворянство является неотъемлемой часть великого романа Льва Николаевича Толстого. Он условно разделяет его на две части: салонное и поместное. Первое напрямую связано с Анной Шерер, а второе с Ростовыми.

Читатель знакомится с героями на балу у Анны Павловны. Здесь можно было встретить богатых людей разных чинов. В этом месте не умолкали обсуждения на разные темы, которые затрагивали и культуру, и религию, и политику. Также вопросы касались и философии, и прочих наук. Но всегда был один нюанс. Все беседы носили исключительно поверхностный характер. Салон Анны Павловны имел слишком много разнообразных условий. Из-за чего обстановка была не такой, все казалось каким-то неживым, скорее, наигранным. Если человек хотел найти настоящее общение, сюда не было смысла идти.

Каждый, кто был в салоне, имел какую-то корыстную цель и искал удовлетворения собственных интересов: одни хотели вступить в брак, другие устроиться на работу или продвинуться по карьерной лестнице. Кто-то просто хотел показать, что он что-то из себя представляет. Примером таких целей является Друбецкая, у него был один интерес – устроить своего сыночка.

Среди прочих гостей читатель встречает Пьера Безухова, который является любимым персонажем автора. Герою здесь очень дискомфортно, ему неприятна и чужеродная светскость. Он не боится говорить всё, что думает прямо. Он очень открыт, поэтому на этой публике выглядит немного нелепо и забавно. Общество не было в нем заинтересовано, пока герой не разбогател. Как у него появились деньги, сразу же изменилось отношение. Курагин очень хотел пристроить свою дочь к богатому человеку.

Девушка была светской дамочкой, при том обладала красотой. Однако, не было внутреннего содержания. Элен без зазрений совести могла изменять своему мужу.

Также в этом обществе были и масоны. Пьер хотел опробовать их идеи на себе, но вскоре понял, что масоны заинтересованы только финансами и чинами. Их не интересует личностный рост.

Второй вид дворянства представляют Болконские и Ростовы.

Дом Болконского все пропускает через логическое мышление, разум для этой семьи превыше всего. Князь постоянно работал и не поддавался лени. Соответственно, детей вырастил в этом же духе. Сам поднял, воспитал и вырастил дочь Марию. Андрей же всю жизнь был занят какими-то исканиями.

Семья Ростовых жила чувствами. Поэтому у них все было нестабильно и все сложности возникали именно по этой причине. Однако, их балы были живыми и вдохновляли всех приходящих.

2 вариант

Каждый человек приходил в салон с определенной целью: решить вопрос брака или карьеры, завести нужное знакомство, показать себя. Например, княгиня Друбецкая пришла в салон лишь для того, чтобы устроить сына Бориса.

В этой компании оказывается и Пьер Безухов, один из любимейших героев Толстого. Молодой человек чувствует себя там очень неуютно, так как вся эта светскость ему чужда. Он не стесняется своего мнения, мыслей, а открыто их выражает. Именно из-за этого он выглядит немного смешно, нелепо. Это общество не хочет его принимать до тех пор, как он не стал богатым наследником. Как только у Пьера появились деньги, он сразу же вызвал интерес у Василия Курагина, который хотел пристроить свою дочь Элен.

Элен была типичной светской дамой. Она была очень красива, но красота ее была холодной, так как не имела внутренней подпитки. Элен изменяла мужу и на стеснялась этого.

В салоном обществе существовали и масонские ложи. Поначалу Пьер Безухов воодушевился этой затеей. Он думал, что там будет заниматься развитием своих внутренних качеств, делать что-то для страны. Однако, оказалось, что для масонов намного важнее их деньги и чины с наградами, за которые они без устали борются.

Симпатии автора полностью принадлежат по-местному дворянству — Болконским и Ростовым.

В доме старого князя Болконского царствует разум. Сам князь привык много работать и не допускать лени. Этому он научил и своих детей — Марью и Андрея. Воспитанием дочери он занимался самостоятельно, давая ей уроки математики и других наук. Князь не любил, когда Марья слишком много писала подругам. Это касалось ее общения с Жюли Карагиной.

Андрею чего-то в этой жизни не хватало. Он решил, что это был подвиг, поэтому пошел на войну. Но и после сражения он не получил удовлетворение. Ему стало легче только после знакомства с Наташей Ростовой.

Семья Ростовых жила чувством. От этого и все их блага, и все их проблемы, в том числе и финансовые. Наташа Ростова никогда не скрывала своих чувств, была искренней и живой. Все баллы, которые устраивали Ростовы, сильно отличались от заседаний салонов. Это были живые, активные, веселые празднества, недоступные обитателям салонов.

В семье Ростовых была и приемная дочь Соня, которая пожертвовала собой ради любви к троюродному брату Николаю. Она жила с ним и его семьей, помогала детям.

Резко в семье Ростовых выделялась Вера, которая была холодной и строгой.

Дворянство для Толстого — основная движущая сила. Автору казалось, что именно во время Отечественной войны 1812 года зародились декабристские настроения в дворянстве, исток которых он хотел найти.

Также читают:

Картинка к сочинению Дворянство в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.

Я каждый день стараюсь оказать ей помощь, пусть даже маленькую, но все же. Проснувшись утром, я первым делом заправляю свою постель

Павел Иванович Чичиков - один из самых неоднозначных героев в эпохе реализма. Гоголь становится новатором, провозгласив "итак, припряжем подлеца!". Это говорит о том, что писатель стремился показать реальность такой

Дворянство является неотъемлемой часть великого романа Льва Николаевича Толстого. Он условно разделяет его на две части: салонное и поместное. Первое напрямую связано с Анной Шерер, а второе с Ростовыми.

Читатель знакомится с героями на балу у Анны Павловны. Здесь можно было встретить богатых людей разных чинов. В этом месте не умолкали обсуждения на разные темы, которые затрагивали и культуру, и религию, и политику. Также вопросы касались и философии, и прочих наук. Но всегда был один нюанс. Все беседы носили исключительно поверхностный характер. Салон Анны Павловны имел слишком много разнообразных условий. Из-за чего обстановка была не такой, все казалось каким-то неживым, скорее, наигранным. Если человек хотел найти настоящее общение, сюда не было смысла идти.

Каждый, кто был в салоне, имел какую-то корыстную цель и искал удовлетворения собственных интересов: одни хотели вступить в брак, другие устроиться на работу или продвинуться по карьерной лестнице. Кто-то просто хотел показать, что он что-то из себя представляет. Примером таких целей является Друбецкая, у него был один интерес – устроить своего сыночка.

Среди прочих гостей читатель встречает Пьера Безухова, который является любимым персонажем автора. Герою здесь очень дискомфортно, ему неприятна и чужеродная светскость. Он не боится говорить всё, что думает прямо. Он очень открыт, поэтому на этой публике выглядит немного нелепо и забавно. Общество не было в нем заинтересовано, пока герой не разбогател. Как у него появились деньги, сразу же изменилось отношение. Курагин очень хотел пристроить свою дочь к богатому человеку.

Девушка была светской дамочкой, при том обладала красотой. Однако, не было внутреннего содержания. Элен без зазрений совести могла изменять своему мужу.

Также в этом обществе были и масоны. Пьер хотел опробовать их идеи на себе, но вскоре понял, что масоны заинтересованы только финансами и чинами. Их не интересует личностный рост.

Второй вид дворянства представляют Болконские и Ростовы.

Дом Болконского все пропускает через логическое мышление, разум для этой семьи превыше всего. Князь постоянно работал и не поддавался лени. Соответственно, детей вырастил в этом же духе. Сам поднял, воспитал и вырастил дочь Марию. Андрей же всю жизнь был занят какими-то исканиями.

Семья Ростовых жила чувствами. Поэтому у них все было нестабильно и все сложности возникали именно по этой причине. Однако, их балы были живыми и вдохновляли всех приходящих.

Сегодня на уроке мы:

, ‒ утверждал
Лев Николаевич Толстой
.

На прошлом уроке мы говорили о том, что по мнению писателя, победу в Отечественной войне 1812 года России принесло единство. Нация сплотилась перед лицом врага. Едиными стали люди всех социальных слоев, уровня образования и достатка. Солдаты, купечество, крестьяне, дворяне.

Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны – одна из ключевых проблем романа. Каким предстаёт дворянство в эпопее Льва Николаевича Толстого?

Можно ли сказать, что дворянское общество в романе – это общество фальши, лжи, равнодушия и пороков? Попробуем разобраться.

Роман открывается описанием светского раута в салоне Анны Павловны Шерер

. Здесь высшее общество рассуждает о политике, делится сплетнями и новостями. Толстой-художник позволяет прочувствовать атмосферу салона даже с помощью одной только речевой характеристики персонажей.

Например, князь Василий Курагин

Сама Анна Шерер зорко следит за тем, чтобы светская беседа проходила безупречно, как работающий хорошо отлаженный механизм. Поэтому искренность Пьера Безухова и его точка зрения, идущая вразрез с мнением света, вызывают эффект разорвавшейся бомбы. И все благодарны глупому Ипполиту Курагину

с его скучным неуместным анекдотом. Глупая, почти бессвязная речь помогла забыть о словах Пьера.

Вообще, по-настоящему живые искренние эмоции в этом салоне проявляют только Андрей Болконский

Очень важный момент связан с языком общения в салоне Анны Шерер. Современного читателя раздражает обилие французского языка в книге. Надо сказать, что и после выхода романа, у современников писателя были к этому претензии. Вышло даже одно издание романа, где все французские выражения заменили на русские. Но после этого Толстой всё-таки решил вернуться к использованию французского языка. Почему это для него было так важно?

Использование французского языка подчёркивает разобщённость дворянского общества с народом. Между ними не просто лежит пропасть. Дворяне себя чувствуют отдельной нацией в нации. Даже язык общения у дворян свой. Более того, они гораздо ближе по духу к французской Европе, чем к родной русской почве. Дворяне оторваны от народа и Родины.

Получается, что за внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом дворянства скрываются пустота, эгоизм и корыстолюбие. Но так ли это? Только отчасти.

Уже следующее дворянское собрание в романе может привести читателя к другим выводам. Читая описание именин в ломе Ростовых, можно подумать, что дворянское общество в романе – это общество людей радушных, сердечных и щедрых. Там люди много, громко и искренне смеются. Не стесняются своих чувств. Наоборот, искренность и непосредственность здесь естественна. А сдержанная светскость красавицы Веры Ростовой всем кажется странной и вызывает чувство неловкости.

Дворянское общество в романе неоднородно. Холодность, лживость, корыстолюбие и бездушие светского салона Шерер противопоставлены искренности, жизнелюбию, душевности и щедрости семейства Ростовых.


В начале урока мы говорили о том, что мысль народную писатель называет основной в романе. Но есть ещё и мысль семейная, которая чрезвычайно важна в эпопее Толстого. Почему семейные истории так важны для писателя?

Дело в том, что Лев Николаевич Толстой считал семью основой общества. Мир

– это не только огромная вселенная и не только человек.
Семья
– это тоже маленький мир со своими внутренними законами. А огромная вселенная строится из множества маленьких миров. Получается, что мысль народная невозможна без мысли семейной.

Более того, человеческая личность со своим миром формируется в семье. Семья – это та среда, почва, которая питает человека. Мысль семейная показывает и связь поколений, которая никогда не прерывается.

В первую очередь мы знакомимся с семьёй Курагиных

. Это пожилой светский лев князь Василий Курагин. Его дочь красавица Элен Курагина. И сыновья Ипполит и Анатоль. Это семья с разрушенными родственными связями. В их отношениях нет любви и даже привязанности. Княгиня Алина Курагина мучается от зависти к своей красивой дочери Элен. Князь Василий в разговоре с Шерер называет своих детей дураками, обузой. И открыто признаётся в отсутствии родительской любви к детям.

Но эту обузу князь Василий использует в своих корыстных целях. Его страсть к деньгам ненасытна. Сначала он пытается заполучить наследство князя Безухова. Но когда сражение за завещание проигрывает, тут же проворачивает новый манёвр. Ловко женит богатого и наивного наследника Пьера Безухова на своей дочери Элен.

Элен воплощает в себе образ идеальной светской дамы высшего общества. Она невероятно красива и обладает безупречными манерами. И дворянское общество боготворит её за красоту и светский такт.

– говорит ей Пьер. Элен изменяет ему с влиятельными мужчинами

Главная цель лицемерной Элен – укрепить своё положение в высшем свете. В ней нет ничего естественного. Даже естественное для женщины материнство противно ей. Элен легко и откровенно говорит об этом мужу. Точно так же легко она меняет веру, чтобы развестись с Пьером и снова выйти замуж.

Брат Элен Анатоль Курагин такой же красивый и безнравственный человек. Он так же глуп и эгоистичен. Любит кутежи и заботится только о своих удовольствиях. Ради денег Анатоль готов жениться на ком угодно. Устроив дочери выгодный брак, князь Василий пытается устроить брак сына с богатой Марьей Болконской.

Анатоль настолько беспринципен и глуп, что, сватаясь к княжне Болконской, домогается её камеристки мадемуазель Бурьен. Поэтому и получает отказ. Но самодовольный и легкомысленный Анатоль совсем не огорчается, что выгодная женитьба не состоялась.

Такое же легкомыслие он проявляет по отношению к Наташе Ростовой. Невинная Наташа верит, что чувства Анатоля искренни. Но для него это просто очередное развлечение и способ насолить Андрею Болконскому. Курагина не волнует, что он разрушает репутацию и судьбу молодой девушки.

Позже Наташа узнаёт, что Курагин женат на полячке, которую когда-то соблазнил. Но жену он бросил и ведёт жизнь холостяка. Анатоль настолько себялюбивый, глупый и безнравственный человек, что даже не осознаёт подлости своих поступков.

Полной противоположностью Курагиным в романе являются семьи Ростовых и Болконских.

– это богатая дворянская семья, в которой царит тёплая дружеская атмосфера. Это очень добрые, отзывчивые, но непрактичные люди, для которых деньги не главное. В семье Ростовых много детей. В их доме находится место и для воспитанницы Сони. Также растили они и Бориса Друбецкого. И любимая героиня Льва Николаевича Толстого Наташа Ростова обретает своё призвание в материнстве.

В отличие от Курагиных, Ростовы близки к родной почве. Эту близость писатель неоднократно подчёркивает. Например, в описании пляски Наташи Ростовой.

Ростовы не просто гостеприимны и щедры. Они отзывчивы и милосердны.

Семью Болконских

Труд и интеллект он считает главными добродетелями. В доме Болконских все заняты работой. Сам князь Болконский и работает в саду, и вытачивает табакерки на станке, и пишет военный устав, и занимается математическими теориями. Болконский абсолютно честный и прямолинейный человек.

Детей князь Болконский воспитывает согласно своим убеждениям. Князю Андрею Болконскому и княжне Марье с детства привиты понятия о чести и благородстве, патриотизм, трудолюбие. В отличие от Ростовых, Болконские очень сдержанны в проявлении чувств. Но при этом они искренне любят друг друга и заботятся друг о друге.

У князя Николая Андреевича Болконского очень тяжёлый и непростой характер. Он часто бывает слишком жёстким по отношению к дочери. Но при этом он искренне желает ей счастья. Он воспитывает её умным и нравственным человеком.

Опытному проницательному князю Болконскому легко было понять, что за человек Анатоль Курагин. И уж тем более, он видит, что такой человек сделает его дочь несчастной. Он не оценит ни её ума и образованности, ни сердечности, ни чистоты и доброты. Для Курагиных она всегда будет богатой дурнушкой.

, ‒ слышит от него Марья Болконская.

Князь Болконский считает, что человек должен всего добиваться сам. Поэтому он не задействует связи, чтобы пристроить сына в тёплое местечко. Андрей начинает службу с самых низких чинов. И он действительно служит Родине, а не гоняется за чинами и наградами. Как и для отца, интересы отечества для князя Андрея превыше личных.

Можно сказать, что Андрей и Марья Болконские ‒ достойные дети своего отца. Николай, Петя и Наташа Ростовы унаследовали черты своих родителей. А дети князя Василия Курагина похожи на своего отца.

Николай Михайлович Карамзин

Дворянство является неотъемлемой часть великого романа Льва Николаевича Толстого. Он условно разделяет его на две части: салонное и поместное. Первое напрямую связано с Анной Шерер, а второе с Ростовыми.

Читатель знакомится с героями на балу у Анны Павловны. Здесь можно было встретить богатых людей разных чинов. В этом месте не умолкали обсуждения на разные темы, которые затрагивали и культуру, и религию, и политику. Также вопросы касались и философии, и прочих наук. Но всегда был один нюанс. Все беседы носили исключительно поверхностный характер. Салон Анны Павловны имел слишком много разнообразных условий. Из-за чего обстановка была не такой, все казалось каким-то неживым, скорее, наигранным. Если человек хотел найти настоящее общение, сюда не было смысла идти.

Каждый, кто был в салоне, имел какую-то корыстную цель и искал удовлетворения собственных интересов: одни хотели вступить в брак, другие устроиться на работу или продвинуться по карьерной лестнице. Кто-то просто хотел показать, что он что-то из себя представляет. Примером таких целей является Друбецкая, у него был один интерес – устроить своего сыночка.

Среди прочих гостей читатель встречает Пьера Безухова, который является любимым персонажем автора. Герою здесь очень дискомфортно, ему неприятна и чужеродная светскость. Он не боится говорить всё, что думает прямо. Он очень открыт, поэтому на этой публике выглядит немного нелепо и забавно. Общество не было в нем заинтересовано, пока герой не разбогател. Как у него появились деньги, сразу же изменилось отношение. Курагин очень хотел пристроить свою дочь к богатому человеку.

Девушка была светской дамочкой, при том обладала красотой. Однако, не было внутреннего содержания. Элен без зазрений совести могла изменять своему мужу.

Также в этом обществе были и масоны. Пьер хотел опробовать их идеи на себе, но вскоре понял, что масоны заинтересованы только финансами и чинами. Их не интересует личностный рост.

Второй вид дворянства представляют Болконские и Ростовы.

Дом Болконского все пропускает через логическое мышление, разум для этой семьи превыше всего. Князь постоянно работал и не поддавался лени. Соответственно, детей вырастил в этом же духе. Сам поднял, воспитал и вырастил дочь Марию. Андрей же всю жизнь был занят какими-то исканиями.

Семья Ростовых жила чувствами. Поэтому у них все было нестабильно и все сложности возникали именно по этой причине. Однако, их балы были живыми и вдохновляли всех приходящих.

Толстой видит мир, как человек,

проникший за кулисы общественной

и политической жизни.

Б. Шоу

С рассказа о великосветском вечере в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер начинается роман. В ряде ярких картин писатель раскрывает нравы и отношение к жизни придворных аристократических кругов, рисует их моральный (вернее, аморальный) облик. Услышанные нами обрывки разговоров, а также манеры, ав­торские характеристики гостей Анны Павловны позволяют судить об отсутствии у них национального чувства, полной оторванности от народной среды, беспринцип­ности, карьеризме, интриганстве и приспособленчестве.

Лицемерие, ханжество, ставшие привычкой, алчность, абсолютная безнравствен­ность очень убедительно раскрыты в поступках царского министра, князя Василия Курагина. Вспомним, как он боролся за наследство графа Безухова, а когда похи­щение завещания не удалось и Пьер стал наследником всех богатств графа, князь Василий, пользуясь доверчивостью и непрактичностью юноши, женил его на своей дочери, бездушной красавице Элен.

Курагины не были исключением в своей среде. Так же бездушна и эгоистична лицемерная Жюли Карагина, безразличен ко всем и расчетлив Берг, беспринципен и корыстолюбив карьерист с хорошими манерами Борис Друбецкой.

Показной, бездуховной жизни петербургских салонов Толстой противопостав­ляет более простую, естественную жизнь московского поместного дворянства, в которой видны черты русской самобытности. Здесь и родной язык не изгнан из гостиных (в петербургских салонах говорят по-французски), и люди не столь над­менны, они хлебосольны, гостеприимны. Эти несановные дворяне живут независи­мо, они ближе к народу. Конечно, жизнь московских бар тоже заполнена выезда­ми, балами, обедами, картежной игрой, но писателю ближе их естественные интересы, патриархальный семейный быт.

В семьях Ростовых, Болконских, в Пьере Безухове автор видит черты русского национального характера: прямоту, искренность, чувство национальной гордости, любовь к родной природе, верность русским обычаям.

Писатель поэтизирует те особенности жизни русских помещиков, которые сбли­жали их с народом (прекрасны описания зимних святок в семье Ростовых, сцены охоты).

Толстой видит мир, как человек, проникший за кулисы общественной

и политической жизни.

С рассказа о великосветском вечере в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер начинается роман. В ряде ярких картин писатель раскрывает нравы и отношение к жизни придворных аристократических кругов, рисует их моральный (вернее, аморальный) облик. Услышанные нами обрывки разговоров, а также манеры, ав­торские характеристики гостей Анны Павловны позволяют судить об отсутствии у них национального чувства, полной оторванности от народной среды, беспринцип­ности, карьеризме, интриганстве и приспособленчестве.

Лицемерие, ханжество, ставшие привычкой, алчность, абсолютная безнравствен­ность очень убедительно раскрыты в поступках царского министра, князя Василия Курагина. Вспомним, как он боролся за наследство графа Безухова, а когда похи­щение завещания не удалось и Пьер стал наследником всех богатств графа, князь Василий, пользуясь доверчивостью и непрактичностью юноши, женил его на своей дочери, бездушной красавице Элен.

Показной, бездуховной жизни петербургских салонов Толстой противопостав­ляет более простую, естественную жизнь московского поместного дворянства, в которой видны черты русской самобытности. Здесь и родной язык не изгнан из гостиных (в петербургских салонах говорят по-французски), и люди не столь над­менны, они хлебосольны, гостеприимны. Эти несановные дворяне живут независи­мо, они ближе к народу. Конечно, жизнь московских бар тоже заполнена выезда­ми, балами, обедами, картежной игрой, но писателю ближе их естественные интересы, патриархальный семейный быт.

В семьях Ростовых, Болконских, в Пьере Безухове автор видит черты русского национального характера: прямоту, искренность, чувство национальной гордости, любовь к родной природе, верность русским обычаям.

Писатель поэтизирует те особенности жизни русских помещиков, которые сбли­жали их с народом (прекрасны описания зимних святок в семье Ростовых, сцены охоты).

Но дворянство неоднородно, как и любой социальный класс. Есть и молодежь, которая в своем кругу менее чопорна и более откровенна. Курагин, Долохов и другие молодые повесы готовы говорить о своих желаниях прямо, но от этого их желания лучше не становятся: дворянская молодежь сорит деньгами ради развлечений, бесстыдно обкрадывает родителей и не желает ничем заниматься. У этого правила есть и исключения, но они встречаются редко, ведь под влияние богатых сумасбродов попадают даже честные юноши вроде Безухова.

Таким образом, автор приходит к неутешительному выводу: дворянская среда прогнила насквозь и вырождается. Неслучайно самый положительный герой — незаконно рожденный сын графа Безухова от простой женщины из народа. Чистокровное дворянство постепенно деградирует и не может дать обществу свежих сил для преодоления испытаний, которыми была богата эпоха наполеоновских войн.

Читайте также: