Стиль самоутверждения личности в общении кратко

Обновлено: 11.05.2024

Раскрытие важного аспекта вопроса о социальной ценности общения, его уникальности по сравнению с общениеподобными процессами (коммуникация, управление) с точки зрения способов реализации в нем генеральной функции общения – функции самоутверждения.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 29.08.2013
Размер файла 18,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОБЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

общение самоутверждение личность

1 См.: Каган, М. С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений. М. : Политиздат, 1988.

2 Тиллих, П. Мужество быть // Тиллих, П. Избранное: теология культуры : пер. с англ. М. : Юрист, 1995. С. 64.

3 См.: Никитин, Е. П. Феномен человеческого самоутверждения / Е. П. Никитин, Н. Е. Хар- ламенкова. СПб. : Алетейя, 2000. С. 6-62.

4 Цыбра, Н. Ф. Самоутверждение личности (социально-философский анализ). Киев ; Одесса : Выща шк.; Голов. изд-во, 1989. С. 36.

5 Никитин, Е. П. Феномен человеческого самоутверждения. С. 65.

7 См.: Березин, С. Л. К вопросу о сущности самоутверждения личности // Филос. науки. 1974. № 2.

8 Зиммель, Г. Общение. Пример чистой и формальной социологии // Зиммель, Г. Избр. Т. 2 : Созерцание жизни. М. : Юрист, 1996. С. 490.

9 См.: Гладышев, В. И. Компенсаторное общение : социально-философский анализ : монография. Екатеринбург : Банк культур. информ., 1999.

10 Ильин, И. А. Путь духовного обновления // Ильин, И. А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. С. 280.

11 Бердяев, Н. А. О назначении человека : опыт парадоксальной этики. М. : Республика, 1993.С. 124.

12 Там же. С. 162.

13 Фрейд, З. Будущность одной иллюзии // Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура. М. : Ренессанс, 1992. С. 26.

Второй тип превосходства был назван личным превосходством. Адлер наблюдал его у больных неврозами и психозами. При сильно развитом чувстве неполноценности оно перестает быть стимулом личностного роста и преобразуется в различные формы защитного поведения. Особенностью личного самоутверждения является формирование комплекса неполноценности и комплекса превосходства, а также ослабление социального интереса. Чувство общности утрачивает свою силу и вместо ориентации человека на общение с людьми, направляет его против людей.

Вопрос о типологии самоутверждения личности возникает вполне закономерно и, по-видимому, не вызывает особых возражений. Другое дело – количество таких типов. А. Адлер выделил два типа – личное и конструктивное, Р. Альберти и М. Эммонс – три: неуверенное, ассертивное и агрессивное поведение.

Динамика представлений о типах самоуверждения личности определяется степенью разработанности данной проблемы в науке. По мере формирования эксплицитных представлений об этом феномене наряду с негативным аспектом самоутверждения личности возник и позитивный: его стали рассматривать как нормальную реакцию организма на требования среды. Впоследствии возник и третий тип самоутверждения личности, который, казалось бы, не имеет никакого отношения к изучаемым проблемам. Однако и он – неуверенное поведение – занял достойное место в ряду разных типов личностей.

Мы придерживаемся последней типологии и в свою очередь выделяем такие типы: самоотрицание, конструктивное самоутверждение и доминирование. Выбранный принцип классификации – определение типа личности по соотношению трех стратегий самоутверждения (§ 6.3.1.) дифференцирует всю выборку на три группы. Проблема отнесения конкретного индивида к тому или иному типу самоутверждения возникает лишь в исключительных случаях. В первую очередь, это относится к испытуемым, у которых акцентуированы как неуверенные, так и доминантные стратегии, что является скорее редким, чем типичным случаем. Специальный анализ данных показывает, что такие люди принадлежат либо к первому, либо к третьему типу самоутверждения личности, но компенсаторно используют противоположные стратегии.

Используемый критерий дает основание разделить всю выборку на группы и проверить экспериментальную гипотезу 5: типы самоутверждения личности различаются не только по стратегиям самоутверждения – неуверенной, конструктивной и доминантной, но и по ценности Я, осуществлению механизмов проекции/интроекции, а также по темпам и особенностям взросления.

Контр-гипотеза 5. Критерием типологии самоутверждения личности являются только стратегии, проявляющиеся в характерных для личности поведенческих реакциях. Гипотезы выведены из теоретической гипотезы 4.

Типология личности универсальна и не зависит от возрастных характеристик группы. В зависимости от возраста меняется не количество типов, а их численность, т. е. их объем относительно друг друга. При тестировании 20-30-летних людей большей по численности является вторая группа – конструктивных (приблизительно половина выборки, или 50 %), второе место занимает третья группа – доминантных (30 %) и третье место – первая группа – самоотрицающих (20 %). Мы привели примерные цифры, которые от выборки к выборке могут меняться, при этом относительный состав групп обычно остается неизменным.

Итак, рассмотрим основные типы самоутверждения личности.

Первый, наиболее редкий тип самоутверждения личности – самоотрицание. В § 6.3.1. этой главы мы использовали показатели HSPQ Р. Кеттелла и NEO-FFI для характеристики разных стратегий. Теперь прокомментируем их подробнее в отношении типов самоутверждения личности. Типичными чертами личности, склонной к самоотрицанию являются: фрустрированность, конформность, высокое чувство вины и ряд других, менее ярких признаков. Проинтерпретируем их на примере подросткового возраста. По конформности подростки этого типа значимо отличаются от конструктивных (U=27,5 при ?=0), но практически не отличаются от доминантных (U=67 при ?=0,1). 28 % испытуемых этой группы имеет низкие оценки по шкале Е, 62 % – средние и только 10 % – высокие. Тогда как у конструктивных подростков только 17 % имеют низкие оценки (?*эмп=1,09 при ?>0,1), 47 % – средние (?*эмп=1,25 при ?>0,1) и 36 % – высокие (?*эмп=2,7 при ?=0). По шкале гипотемии подростки данной группы практически не имеют случаев низких оценок (их всего 5 %), при этом достаточно сильно представлена группа с высокими баллами по шкале – 29 %. У доминантных основные показатели по шкале статистически значимо сдвинуты влево, т. е. в сторону низких оценок (?*эмп=6,0 при ?=0). Высокое чувство вины указывает на отсутствие уверенности в себе и, по всей вероятности, на сильное Супер-эго. Тем не менее, статистика не показала значимых различий между типами самоутверждения личности по шкале G– слабость-сила Супер-эго, но выявила как крайне высокие, так и крайне низкие оценки по шкале у испытуемых данного типа личности. Уровень фрустрированности настолько высок, что статистически значимо отличается как от показателей второй (U=25,5 при ?=0,01), так и от показателей третьей группы (U=30,5 при ?=0,001). Подростки данного типа склонны к повышенному контролю желаний (шкала Q3) и очень редко действуют импульсивно.

Особенности самоутверждения неуверенной личности, действительно склонной к отрицанию своей позиции, к аннулированию ее, имеют ряд признаков.

Как известно, наличие высокого уровня притязаний не всегда является предиктором неуспешности индивида. Успешность/неуспешность определяется как притязаниями, так и достижениями. Самоотрицание – исключение из этого правила, поскольку реально человек не предпринимает никаких действий, которые бы подтвердили стимулирующую роль идентификации со всемогущим объектом. Присоединение, слияние с объектом, по сути, и завершает процесс самоутверждения личности. Остальная его часть переводится в область воображения, фантазии, грез, т. е. ожиданий, что те достижения, которые совершает всемогущий объект, будут принадлежать и интроецирующему его субъекту.

Второй тип утверждения Я – конструктивное самоутверждение.

По показателям HSPQ Р. Кеттелла, конструктивные личности характеризуются высокими показателями по доминантности (только 17 % подростков этой группы имеют низкие значения по шкале, т. е. считают себя конформными, 47 % – имеют средние значения и 36 % – высокие, т. е. считают себя доминантными), имеют негипертрофированное чувство вины (13 % – низкое, 59 % – среднее и 28 % – высокое), склонны к контролю желаний и нефрустрированы.

Итак, наиболее яркими особенностями конструктивной личности являются доминантность, нефрустрированность и контроль желаний. Доминантность в сочетании с оптимальным чувством вины и фрустрированностью не позволяют проявиться агрессивным формам воздействия на людей и, скорее всего, означает стремление решать все самому, означает автономность, склонность к лидерству и стремление к власти (в том смысле, о котором мы говорили в § 6.3.1. данной главы).

Самоутверждение конструктивной личности построено на взаимной работе механизмов проекции и интроекции и механизме поддержания самооценки. Их работа обеспечивает адекватную проверку ценности своего Я, которая осуществляется в ее проекции на внешние объекты с последующей интеграцией. В качестве объекта проекции выбираются либо собственные достижения, либо люди, похожие по своим особенностям на самоутверждающегося субъекта. Самоутверждение для него – путь адекватного приложения своих способностей, ценностей, потребностей, задач и целей; это путь самоактуализации через самоутверждение.

Механизм поддержания самооценки представляет собой способ саморегуляции, обеспечивающий сохранение оптимального уровня личностного функционирования на основе самостимуляции и самоподкрепления.

Многообразие психологических приемов обеспечивают высокий уровень адаптации конструктивной личности, которая в отличие от предыдущего типа самоутверждения, достигает своих целей не в области фантазии, а в области реальных достижений.

Третий тип утверждения Я – доминантное самоутверждение.

По данным HSPQ Р. Кеттелла, этот тип личности обладает открытым, экспрессивным характером (фактор А). 41 % приписывает себе самые высокие оценки по шкале А – шизотимия-аффектотимия (у первого типа самоутверждения только 15 % испытуемых имеют такие оценки, ?*эмп=2,4 при ?=0, а у второго – 28 %, ?*эмп=1,15 при ?>0,1). Обычно отмечается, что люди с высокими показателями по шкале А могут быть очень требовательны, настойчивы в контактах, испытывая потребность в защите.

Они считают себя беззаботными, беспечными (фактор F). 91 % испытуемых этого типа имеет средние и высокие показатели по шкале (у первого типа 64 %, ?*эмп=2,8 при ?=0, у второго – 58 %, ?*эмп=3,4 при ?=0). Беззаботность положительно коррелирует со способностью к экстернализации конфликтов, т. е. с проекцией, что отличает ее от первой группы, активно интернализирующей конфликт.

В отличие от двух предыдущих групп доминантные личности считают себя смелыми, решительными, напористыми (фактор H). Из всей группы 38 % имеют средние показатели и 44 % – высокие. Фактор Н тесно связан с другими факторами – А и F. F+ предполагает нарциссизм и отсутствие заботы о чувствах других, А+ – просто общение, а Н+ – смелость, забывание о неудачах, слабый контроль, принятие решений без их реализации. Высокие показатели по фактору Н указывают на наличие склонности к риску, способной принести вред другим людям.

В сочетании с низким чувством вины (фактор О) все предыдущие оценки выглядят еще более убедительно и означают, что доминантное самоутверждение сопровождается стремлением к контактам без установления особых нравственных границ и отсутствия сензитивности к оценкам окружающих. Действительно, 51 % испытуемых этой группы имеет слабо выраженное чувство вины (у первого типа таких 5 %, ?*эмп=4,7 при ?=0, а у второго – 13 %, ?*эмп=3,6 при ?=0), 38 % – умеренное и лишь 11 % – сильно развитое.

По другим факторам доминантные личности выглядят как более социабельные, зависимые от группы, и менее самодостаточные. Всего 1 % считает себя самодостаточными (фактор Q2), а 78 % нуждаются в поддержке, советах, одобрении.

По фактору С различия между типами личностей состоят в том, что именно доминантные по сравнению с двумя остальными считают себя более спокойными, настойчивыми, зрелыми, приспособленными – 35 % имеет высокие оценки по фактору (у первой группы – 31 %, а у второй – 22 %). Тем не менее, считать себя таковыми и быть ими не одно и то же. Наличие крайне высоких показателей по С в сочетании с низкими показателями по Q3можно рассматривать как стремление манипулировать этими оценками.

Зрелость, продемонстрированная по HSPQ, не сочетается с невысокими показателями по гипотимии, с конфликтностью, завышенной самооценкой и преобладанием проекции над интроекцией (по ТАТ). Рассказ, приведенный в предыдущем параграфе (пример 3), подтверждает наши предположения о манипуляции некоторыми данными HSPQ. В рассказе, как мы видим, явно выражены негативные эмоции, агрессия, чувство обиды, досады, злобы. Достаточно высок уровень конфликтности. Детско-родительские отношения строятся на чувстве страха, который возникает из боязни не соответствовать высоким оценкам родителей. Х. Кохут считает, что формирование грандиозной самости, которая, по всей видимости, и обнаруживается у доминантных людей, происходит под влиянием оценок родителей, которые считают своего ребенка исключительно одаренным, талантливым, особенным и требуют от него проявления своих талантов. Высокое внутреннее напряжение, создаваемое несоответствием представлений о себе и реальными достижениями, актуализирует проективные механизмы в ущерб интроективным. Поддержание высокой самооценки осуществляется с помощью механизмов повышения самооценки.

Рассказы ТАТ насыщены атрибутами проекции. Это – наличие персонажей с враждебными и иными необычными чувствами, присутствие тем угрозы и заботы о защите от внешней угрозы, тем преследования, обмана, оскорбления, нападения, темы смерти и ранения, фантазий, странных тем и историй.

По существу, случаи так называемого самоутверждения чаще всего ассоциируются с поведением доминантной личности, а естественное волеизъявление конструктивного субъекта, утверждающего себя в делах, обозначается самоактуализацией. Этот не совсем верный вывод основан на исторически сложившейся традиции считать самоутверждение вредоносным, пагубным, аморальным, унижающим достоинство другого, и соотносить его с особенностями поведения небольшой группы людей. Однако если следовать данной логике, то ни один из выделенных нами типов не может быть абсолютно безупречным. Каждый имеет особенности, которые можно отнести к достоинствам, и черты, которые указывают на наличие трудностей: первый – делает ущербным себя, второй и третий – других (с той лишь разницей, что второй – ненамеренно и с чувством вины, а третий – целенаправленно и без угрызений совести); так же как каждый из них в той или иной мере делает других счастливыми: первый – идеализируя, второй – управляя, а третий – указывая на недостатки.

Проблема типов самоутверждения личности несколько абсолютизирует каждую из выделенных нами стратегий, условно сопоставляя самоотрицание как тип самоутверждения – с неуверенными стратегиями, конструктивное самоутверждение – с конструктивными стратегиями, а доминантный тип – с доминантными стратегиями. В реальности каждый человек владеет всеми тремя способами самоутверждения личности, и то, какой из них будет адекватно выражен, зависит от целого ряда факторов, которые обусловливают открытие и утверждение ценности собственного Я. Выделенные типы действительно различаются не только по стратегиям самоутверждения личности, но и по характеру самоценности, по механизмам интроекции и проекции, что и доказывает экспериментальную гипотезу 5. Особенности взросления каждого типа личности будут рассмотрены в следующем параграфе.

самоутверждение фото

Самоутверждение - это потребность индивидуума в самоосознании себя на желаемом уровне в социальной, психологической и физической сфере. Значение слова самоутверждение - (анг. self – само и affirmation – подтверждение) – указывает на процесс, приводящий к формированию картины реальной, желанной или воображаемой, утверждаемой индивидом в дальнейшем.

Самоутверждение личности реализуется как посредством реальных действий, достижений, так и иллюзиями, когда результат либо устно приписывается, либо переоценивается, являясь объективно менее значимым.

Самоутверждение - это в психологии динамический процесс, предполагающий постоянное тестирование реальности. Будучи социальным существом, человеку необходима преемственность социума и развитие не происходит независимо. Базовыми критериями выступают общественные стандарты и представления. Частично они интериоризируются индивидом, что определяется личностной направленностью, внешним ориентиром являются оценки референтной, в определяемой сфере достижений, для индивида группы.

Понятие самоутверждения часто имеет отрицательный окрас, поскольку его реализацию связывают с патологическими поведенческими стратегиями.

Что такое самоутверждение

Потребность в самоутверждении актуализируется ориентировочно в возрасте трех лет, когда ребенок стремится дифференцировать себя от окружения, в речи активно используется "Я" (я сам(а), я хочу). Этот этап так же связывают с определенным негативизмом, особенно в отношении к родителям, поскольку утверждение себя связано с активностью, которая опозиционна к близкому окружению, особенно если внутренние критерии не соответствуют декларируемым правилам.

В дальнейшем, человек знакомится с критериями социума, определяет, в какую социальную страту он хочет попасть и соответственно планирует свое поведение.

Здоровая воля к самоутверждению естественна для человека, говорит о качествах нервной системы, адаптации, уровне стремлении к самоуничтожению. Уровень притязаний, который индивид определяет для себя как достаточный, демонстрирует его силу, адаптируемость, выживаемость. Поскольку любой организм ориентируется на принцип экономии энергии, потребность в самоутверждении, как побудительная к активным действиям, является одной из мотивирующих на действие чертой.

Потребность в самоутверждении человека, зависимо от навыков, способностей, воспитания и локуса контроля будет стимулировать определенный тип поведения и стратегию удовлетворения потребности. Данные стратегии могут быть как конструктивные, так и нерациональные. Конструктивное самоутверждение направленно на самореализацию, развитие своего потенциала. Нерациональными могут считаться как агрессивная стратегия, в контексте которой потребность в самоутверждение осуществляется за счет других, так и стратегия самоподавления, когда идет отказ от самоутверждения. Последняя является саморазрушительной, поскольку психика не статична, не развиваясь, она деградирует и упрощается, что может способствовать распаду и на физическом уровне, провоцируя соматические дисфункции.

Компенсаторная стратегия самоутверждения личности характеризуется тем, что при реальной или субъективной невозможности достижения целей в желаемой сфере интерес сознательно переносится в более доступное русло. Это иногда спасительно как временное замещение, но неудовлетворенность в раскрытии сферы окончательно вытеснить не удастся.

Иной версией этой стратегии можно считать прикрепление к другому индивиду или группе, идентификация с ним (с ней) и заслуги воспринимаются как свои, личность сливается с другим (и). В некоторых случаях, подобное может быть на фоне идентификации себя с довольно обширной группой, гендером, нацией, расой. Эта стратегия так же патологична, потому что вытесняет необходимость прикладывать собственные усилия, а в случае ощущения внутренней неполноценности агрессия направляется на внешний источник, с которым идентифицируются, предъявляя к нему претензии в собственной малой ценности. Это так же инфантильная стратегия, когда локус контроля переносится вовне и снимает личную ответственность за собственную самоактуализацию.

Актуальность сфер для самоутверждения отлична в разном возрасте, культурной традиции, гендерном приоритете. Профессиональная признанность, достижения в науке, творчестве, бизнесе, успех в партнерских, родительских взаимоотношениях, могут по-разному оцениваться в локальном временном отрезке и иметь различную значимость в зависимости от ценностей социального окружения.

В идеале, личность имеет опыт реализации себя в каждой из них, иметь инструменты для самостоятельной реализации себя без необходимости делать это за чужой счет. По мере самоидентификации, некоторые сферы могут выходить на первый план и, малая реализация в других будет не важна, но гибкость психики позволит быть успешными в различных плоскостях и обеспечить устойчивость психики в случае неудач. Признание заслуг дает поддержку общества, а достижения личности вносятся в коллективный багаж и с помощью такого взаимовыгодного обмена коммуникация между "Я" и "Другие" принимает качественную и здоровую форму.

Важно понимать, что зачастую, процесс самоутверждения обособлен в различных сферах. Успешность в одной не гарантирует само или общественное признание в другой. Чем больше сфер охватывается и качественно развивается, тем лучше подкреплено общее, интегративное, ощущение себя.

Самоутверждение за счет других

Самоутверждением за счет других называют стратегию, при которой человек присваивает себе достижения других людей или обесценивает их, повышая свою ценность на их фоне. Это может происходить вследствие неумения или нежелания развивать собственные качества. Человек уходит от личной ответственности, игнорируя отсутствие своего вклада или манипулируя положением, ситуацией. Это создает определенную иллюзию личностной самоценности, которая не подкреплена реальными достижениями. Такая позиция инфантильна, поскольку для удовлетворения потребности необходим другой, отношение к которому потребительское и ведет к регрессу личности. При такой линии поведения человек агрессивен, требователен, может унижать и оскорблять, обесценивать чужие заслуги. Именно данный паттерн поведения отрицательно воспринимается и порицается.

Значение слова самоутверждение указывает на приоритет и желание конструктивного типа самоутверждения. Личность стремится к нему путем раскрытия собственных талантов, качеств и черт. Ее ценность растет в личном восприятии за счет повышения уверенности, а социумом воспринимается как успешная и волевая. Такой путь более естественен и продуктивен, так как личность опирается на собственные ресурсы, становясь более автономной.

Самоутверждение за счет других происходит, когда человек ставит себя в зависимое положение, даже если ведет себя агрессивно и унижает. Если человек или группа, за чей счет идет утверждение взбунтуется, выйдет из-под контроля или влияния, разовьет свои качества и станет независимой от агрессора, то он потеряет этот ресурс.

Придерживаясь самоутверждения за счет других, личность не развивается, ее прошлые достижения, если они были, устаревают и обесцениваются, что впоследствии может привести к глубокому разочарованию. Кажущаяся, на первый взгляд, легкость этой стратегии обманчива, поскольку удерживает в иллюзиях, не давая развивать потенциал своего "Я". В перспективе это более разрушительно для самоутверждающего, чем для его жертвы.

Чтобы избавиться от этой стратегии самоутверждения надо осознать продуктивность личной ответственности для достижения своих целей и определения себя на желаемом уровне. Это более выгодная и взрослая позиция, развивающая ценность, как в своих глазах, так и в общественном представлении.

Именно конструктивная стратегия окрашивает данный феномен в положительный спектр, так как подразумевает личные, заслуженные успехи, помощь другим в данном контексте становится еще одним инструментом.

5 стилей общения: определите какой ваш

Какой выбрать стиль общения в разговоре, чтобы донести свои мысли до собеседника и высказать свое мнение.

Всегда правильно и вежливо общаться с людьми очень сложно. Каждый день нам приходится выражать свою точку зрения или делиться впечатлениями при разных обстоятельствах: дома, в кругу друзей и знакомых, на работе, в транспорте, на улице и др.

От конкретной обстановки зависит то, какой именно стиль общения мы выберем.

Стили общения - какие бывают?


В процессе коммуникации важно не только высказать свое мнение, но и суметь донести свои мысли до собеседника (собеседников), поэтому очень важно выбрать эффективную манеру подачи информации.

1. Стиль делового общения

Исследователи уже давно изучили и выделили стили делового общения, которыми люди чаще всего пользуются для обмена информацией в различных профессиональных сферах.

2. Авторитарный стиль общения

Авторитетом давит.

Предполагает наличие жёстких рычагов управления, которые находятся в руках одного человека.

В таких случаях, все решения принимаются единолично и обсуждению не подлежат. Человек, выбирающий для себя такой стиль общения, как правило, использует различные способы подавления окружающих.

Авторитарный лидер всегда боится своего свержения, поэтому он постарается всеми возможными способами дискредитировать своих вероятных соперников.

  • Все поручения отдаются в приказном тоне.
  • Отсутствие дискуссий, диспутов, обсуждений.
  • Подавление любой инициативы.

3. Демократический стиль общения

В основе демократического стиля общения лежит совместное обсуждение любой проблемы.

В данном случае люди становятся активными участниками процесса общения. Люди получают возможность проявлять инициативу, анализировать ситуацию, принимать решения. Такая благоприятная атмосфера способствует возникновению творческих и нестандартных решений.

  • Правильная мотивация.
  • Поддержание благоприятной психологической обстановки.
  • Предоставление возможности открыто высказывать свое мнение.

4. Либеральный стиль общения

Предполагает незначительную роль руководителя или полное отсутствие ярко выраженного лидера.

В данном случае все члены группы находятся в равных условиях. С одной стороны, это хорошо, поскольку не поступает никаких команд сверху о том, как и что нужно делать, но с другой стороны, в такой обстановке очень сложно самоорганизоваться и заняться совместной деятельностью.

Человек, придерживающийся либерального стиля общения, не способен отстаивать свою точку зрения, он, скорее всего, будет прислушиваться к мнению большинства.

Найдите время для любви, найдите время для общения и найдите время для возможности поделиться всем, что имеете сказать.
Боб Мурхед

5. Межличностное общение

В сфере межличностных контактов мы используем свой собственный, индивидуальный стиль общения, который отражает наши личные качества и психологические особенности. Именно по этой причине в жизни, как и в профессиональной среде, очень редко используется какой-либо стиль общения в чистом виде.

Индивидуальная манера выражения своих мыслей и чувств с помощью вербальных средств присуща каждому человеку. Наш индивидуальный стиль общения формируется в течение всей жизни, меняясь, трансформируясь, пополняясь новыми методами и приемами коммуникации.

Обновлена: 01.04.2020, 23:00 Количество слов: 555 Время на чтение: 3 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 85 334 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 6 комментариев и уже оценили статью 29 раз!

Читайте также: