Статья 56 искусственное прерывание беременности кратко

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до 12 недель, а по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. Операция по прерыванию беременности производится в медицинских учреждениях, обладающих соответствующей лицензией, врачами, имеющими специальную подготовку в области гинекологии.

В уголовно-правовом смысле незаконность проведения искусственного прерывания беременности заключается исключительно в осуществлении этой процедуры лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.

Согласно ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", для того, чтобы у лица существовало право осуществлять медицинскую деятельность (в частности, в сфере акушерства и гинекологии), оно должно обладать не только высшим медицинским образованием соответствующего профиля, но также должно иметь сертификат специалиста.

В ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность предусмотрена лишь за незаконное проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, или при совершении этим лицом данного преступления, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью.

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что нарушается установленный законом порядок проведения искусственного прерывания беременности, в результате чего нарушаются права и законные интересы потерпевшей, ставится в опасность ее жизнь или здоровье.

Согласно санкции ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, наказывается штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

6 июня 2018, 16:27

Уголовная ответственность за незаконное проведение искусственного прерывания беременности

Разъясняет старший прокурор отдела государственных обвинителейМилых Милена Владимировна

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до 12 недель, а по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. Операция по прерыванию беременности производится в медицинских учреждениях, обладающих соответствующей лицензией, врачами, имеющими специальную подготовку в области гинекологии.

В уголовно-правовом смысле незаконность проведения искусственного прерывания беременности заключается исключительно в осуществлении этой процедуры лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.

Согласно ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", для того, чтобы у лица существовало право осуществлять медицинскую деятельность (в частности, в сфере акушерства и гинекологии), оно должно обладать не только высшим медицинским образованием соответствующего профиля, но также должно иметь сертификат специалиста.

В ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность предусмотрена лишь за незаконное проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, или при совершении этим лицом данного преступления, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью.

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что нарушается установленный законом порядок проведения искусственного прерывания беременности, в результате чего нарушаются права и законные интересы потерпевшей, ставится в опасность ее жизнь или здоровье.

Согласно санкции ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, наказывается штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

В соответствии с пунктом 7 статьи 150 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Правила проведения искусственного прерывания беременности согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Перечень медицинских и социальных показаний, а также противопоказаний для проведения искусственного прерывания беременности согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения
Республики Казахстан
А. Цой

Приложение 1 к Приказу

Приложение 1 к приказу
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 9 октября 2020 года
№ ҚР ДСМ-122/2020

Правила проведения искусственного прерывания беременности

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения искусственного прерывания беременности разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения искусственного прерывания беременности во всех медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь акушерско-гинекологического профиля.

В целях предупреждения искусственного прерывания беременности врачи проводят беседы, направленные на разъяснение морально-этических, психологических и негативных физиологических последствий, возможных осложнений.

Глава 2. Порядок проведения искусственного прерывания беременности

2. Искусственное прерывание беременности проводится с использованием медикаментозных или хирургических методов:

1) по желанию женщины при сроках беременности до 12 недель беременности;

2) по медицинским показаниям, угрожающих жизни беременной и (или) плода (при наличии моногенных генетических заболеваний, не корригируемых врожденных пороков развития и состояния плода, несовместимые с жизнью) независимо от срока беременности.

3) по социальным показаниям проводится при сроке беременности до 22 недель.

3. Методы искусственного прерывания беременности:

1) медикаментозный (пероральное, сублингвальное или вагинальное введение лекарственных средств);

2) хирургический (вакуум аспирация, дилатация и кюретаж), малое кесарево сечение для возможности прерывания беременности по медицинским показаниям в сроке более 12 недель, при наличии противопоказаний для применения медикаментозных средств согласно клиническому протоколу "Медицинский аборт".

4. Метод и способ прерывания беременности определяет медицинская организация, в которой будет проводиться данная процедура.

5. При сроке гестации до 63 дней искусственное прерывание беременности проводится в амбулаторно-поликлинических организациях.

6. При сроке гестации свыше 63 дней до 22 недель беременности искусственное прерывание беременности проводится в медицинских организациях акушерско-гинекологического профиля, имеющих в своем составе операционный блок, круглосуточное отделение реанимации и интенсивной терапии и палаты дневного пребывания для обеспечения постабортного наблюдения.

7. При планировании беременности с наличием противопоказаний к вынашиванию беременности, женщина полностью берет на себя ответственность за все риски для здоровья самой женщины и плода, последующие во время беременности и до сорока двух календарных дней после родов в соответствии с пунктом 5 статьи 81 Кодекса

8. Женщине, желающей прервать беременность, по месту обращения заполняется медицинская карта амбулаторного пациента в электронном или бумажном формате, по форме утвержденной согласно подпунктом 31) статьи 7 Кодекса.

9. Врач акушер-гинеколог медицинской организации амбулаторно-поликлинического уровня определяет срок беременности, назначает необходимое обследование согласно клиническому протоколу "Медицинский аборт", определяет наличие медицинских и социальных показаний или противопоказаний к проведению искусственного прерывания беременности согласно приложению 2 настоящего приказа.

10. При определении медицинских и социальных показаний к искусственному прерыванию беременности женщина направляется на врачебно-консультативную комиссию (далее – ВКК) в составе: руководителя организации (отделения) здравоохранения, врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области которой относится заболевание (состояние) беременной и (или) плода, где рассматривается и подтверждается показания к прерыванию беременности.

11. При наличии социальных показаний к искусственному прерыванию беременности, выдается заключение врачебно-консультативной комиссии (далее – ВКК) при предоставлении оригинала следующих подтверждающих документов:

1) свидетельство о смерти супруга;

2) решение суда о лишении свободы женщины или ее супруга;

3) справка о регистрации в качестве безработного;

4) решение суда о лишении или ограничении родительских прав;

5) заключение судебно-медицинской экспертизы о наличии факта изнасилования;

6) удостоверение беженца или вынужденного переселенца;

7) справка об инвалидности (ребенка/детей);

8) свидетельство о расторжении брака;

9) многодетные матери (4 и более детей): копия свидетельства о рождении всех детей;

10) несовершеннолетние - свидетельство о рождении.

12. При наличии медицинских показаний у беременной выдается заключение профильных специалистов с полным клиническим диагнозом, заверенное подписями указанных специалистов и печатью медицинской организации.

13. При отсутствии противопоказаний к проведению искусственного прерывания беременности женщине выдается:

- при сроке гестации до 63 дней направление на искусственное прерывание беременности с результатами анализов, дополнительно при наличии медицинских или социальных показаний заключение ВКК;

- свыше 63 дней до 12 недель – направление на искусственное прерывание беременности через Портал бюро госпитализации, выписка из карты амбулаторного пациента с результатами анализов, дополнительно при наличии медицинских или социальных показаний заключение ВКК;

- свыше 12 недель до 22 недель беременности - направление на искусственное прерывание беременности через Портал бюро госпитализации, заключение ВКК, выписка из карты амбулаторного пациента с результатами анализов.

14. Искусственное прерывание беременности проводится с письменного информированного согласия самой женщины, утвержденной согласно подпункта 279) статьи 1 Кодекса.

15. Несовершеннолетним искусственное прерывание беременности производится с информированного письменного согласия родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего (опекунов), в соответствии с пунктом 4 статьи 150 Кодекса.

16. Сроки пребывания пациента в медицинской организации после искусственного прерывания беременности определяются лечащим врачом индивидуально в зависимости от состояния здоровья пациента.

17. В связи с проведением искусственного прерывания беременности работающим женщинам выдается лист временной нетрудоспособности в установленном порядке.

Приложение 2 к Приказу

Приложение 2 к приказу
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 9 октября 2020 года
№ ҚР ДСМ-122/2020

Перечень медицинских и социальных показаний, противопоказаний к проведению искусственного прерывания беременности

1. Медицинские показания для проведения искусственного прерывания беременности:

1) инфекционные и паразитарные болезни:

туберкулез, все активные формы;

сифилис ранний с симптомами, сифилис нервной системы, поздний скрытый сифилис, сифилис резистентный к противосифилитическому лечению;

краснуха до 16 недель беременности;

корь в первые 3 месяца беременности;

первичная цитомегаловирусная инфекция до 12 недель беременности;

острая герпетическая инфекция (ВПГ-1 и 2 типов) до 12 недель беременности;

ветряная оспа в первые 20 недель беременности;

парвовирусная В 19-инфекция с развитием тяжелых отечных форм гемолитической болезни плода;

тяжелые формы хронического вирусного гепатита В, С и цирроз печени.

2) новообразования: наличие в настоящем или прошлом злокачественных новообразований всех локализаций, за исключением гемобластозов.

3) болезни эндокринной системы:

тиреотоксикоз (гипертиреоз) с диффузным зобом, с токсическим узловым зобом тяжелой степени тяжести или любой степени тяжести с осложнениями;

сахарный диабет с тяжелыми осложнениями (прогрессирующая диабетическая нефропатия и пролиферативная ретинопатия);

сахарный диабет в сочетании с туберкулезом активной формы;

гиперпаратиреоз, тяжелая форма с висцеральными и костными проявлениями;

синдром Иценко-Кушинга (активная фаза);

акромегалия (активная фаза);

доброкачественное новообразование гипофиза (активная фаза пролактиномы).

4) психические расстройства:

органические, включая симптоматические, психические расстройства, психотического уровня

шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, в период обострения и/или при выраженных изменениях личности;

расстройства настроения (аффективные расстройства), в период обострения

психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ с сформированным синдромом зависимости в период проявления психотических расстройств и при амнестическом синдроме;

расстройства зрелой личности и поведения у взрослых, в период выраженной декомпенсации;

умственная отсталость средней, тяжелой и глубокой степени тяжести;

эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте в период выраженной декомпенсации.

5) болезни нервной системы и органов чувств:

воспалительные болезни центральной нервной системы (бактериальный менингит, менингит, вызываемый другими возбудителями, энцефалит, миелит, энцефаломиелит);

наследственные и дегенеративные болезни центральной нервной системы;

острые нарушения мозгового кровообращения (церебрального, спинального)

демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (рассеянный склероз);

эпилепсия, тяжелое течение, при наличии частых приступов, резистентных к противоэпилептической терапии и эпилептическим психозам;

катаплексия и нарколепсия;

воспалительная и токсическая полиневропатия;

болезни нервно-мышечного синапса и мышц;

злокачественные новообразования органа зрения;

поражение нервных корешков и сплетений.

6) болезни системы кровообращения:

легочная артериальная гипертензия;

перипортальная кардиомиопатия в анамнезе с сохраняющимся снижением функции левого желудочка;

тяжелый стеноз митрального клапана;

выраженная системная дисфункция желудочков (фракция выброса 45 мм при синдроме Морфана или другое наследственное заболевание грудного отдела аорты (НЗГОА); (>50 мм при двустворчатом аортальном клапане; синдроме Тернера, если индекс размера аорты (ИРА) >25 мм/м2; тетрада Фалло >50 мм);

операция Фонтена с осложнениями.

7) болезни органов дыхания:

заболевания органов дыхания и плевры, осложненные дыхательной недостаточностью III степени (SpO2

Информация о публикации


Документы и материалы в разделе "Нормативно-правовые акты в области здравоохранения. Казахстан" публикуются в рамках совместного проекта Национальной палаты здравоохранения РК и медицинской платформы "МедЭлемент".

Цель проекта - собрать в одном сервисе все НПА, регламентирующие деятельность субъектов здравоохранения, и обеспечить удобное изучение и быстрый поиск нужной информации для медицинских специалистов, населения и менеджеров здравоохранения.

Искусственное прерывание беременности: юридические аспекты фото

В данном материале будут рассмотрены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность врачей в данном аспекте.

Статья 56: искусственное прерывание беременности

В Федеральном законе РФ № 323-ФЗ, регламентирующем основы охраны здоровья российских граждан, есть статья 56. В ней ясно прописано, что любая женщина имеет полное право принимать самостоятельное решение о том, становиться ей матерью или нет. Сделать аборт она может по собственному желанию. При этом срок беременности должен составлять не более 12 недель, а пациентка подписывает официальный документ о своём добровольном согласии на проведение искусственного прерывания беременности.

12-недельный срок не случайно является определённым ограничением, так как после 12 недель процедура прерывания беременности более опасна для здоровья пациенток, чем на ранних сроках. Немаловажную роль играют и морально-этические вопросы, поскольку среди представителей разных профессий (в том числе, и врачебных) есть люди, полагающие, что по истечении того или иного срока беременности плод уже является полноценным человеком.

Информированное согласие на искусственное прерывание беременности

В мае 2007 года Минздрав России утвердил приказ № 335 с описанием рекомендуемого образца согласия женщины на прерывание беременности до 12-недельного срока. Приказ предусматривает, что женщины обязательно должны давать согласие в письменной форме, где подчёркивается добровольность прохождения этой процедуры. Перед проведением аборта медицинский работник подробно информирует пациентку о методиках и целях помощи такого рода, а также о потенциальных рисках, связанных с ней.

Сроки искусственного прерывания беременности

Согласно федеральному закону № 323, сделать аборт сразу же после обращения в женскую консультацию женщина не может, а частные объявления, подаваемые некоторыми медучреждениями о возможности прерывания беременности в день обращения пациенток, не являются законными. После того как женщина впервые посетит врача-гинеколога и сообщит ему о своих намерениях прервать беременность, ей дадут срок на размышления. Как правило, он составляет неделю.

Проведение аборта спустя 48 часов после обращения пациентки к врачу допустимо, если:

  • речь идёт о беременности на очень ранних сроках с возможностью медикаментозного аборта (он не так опасен, как хирургическое вмешательство);
  • срок беременности составляет от 11 до 12 недель. Если отложить аборт ещё на семь дней, она превысит 12-недельный срок и прервать её стандартным способом станет невозможно.

На основании российского законодательства прерывание беременности более чем на 12-недельном сроке является допустимым только в крайних случаях — при наличии медицинских или социальных показаний.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности

Например, если аборт проводит врач, но он не является гинекологом, а имеет другую специальность, он будет нести за это уголовную ответственность. При проведении аборта представителями среднего медицинского персонала или людьми без медицинского образования любой из них должен нести за это уголовную ответственность.

Социальные показания для искусственного прерывания беременности

Список социальных показаний для аборта на сроках не больше 22 недель раньше был гораздо шире, чем сейчас, но с 2003 года существует только одно социальное показание для прерывания беременности на поздних сроках: если она наступила по причине изнасилования.

Искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям

Если у женщины были обнаружены серьёзные патологии, обострение которых возможно при течении беременности, аборт может быть допустимым и на поздних сроках. Такие заболевания разделены на несколько групп:

  • безусловные показания для аборта (например, туберкулёз лёгких);
  • показания, серьёзность и опасность которых решает врачебный консилиум (гепатиты в хронической форме и т. д.);
  • болезни, подразумевающие определённый срок прерывания беременности (например, хронический миелолейкоз, когда аборт можно сделать только до 12 недель).

Если результаты ультразвукового исследования показывают пороки развития плода, это тоже может быть включено в медицинские показания для искусственного прерывания беременности. Когда у плода выявляют серьёзные отклонения в развитии, врачи проводят консилиум, в процессе которого дают заключение о целесообразности дальнейшего вынашивания и сохранения беременности.

  • как врачу избежать серьёзных рисков при возникновении конфликтных ситуаций;
  • как правильно оформлять медицинскую документацию, чтобы подстраховать себя;
  • как не стать жертвой пациентского экстремизма, скандальных публикаций в СМИ и уголовных дел.

Актуальность статьи связана с тем, что вопрос об искусственном прерывании беременности для России, в последнее время, становится особенно актуальным, поскольку имеет непосредственное отношение к решению важнейшей социальной проблемы, а именно регулирование демографической ситуации в стране. Изучив уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за незаконное прерывание беременности, можно утверждать, что оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. Делается вывод о том, что в условиях, когда на протяжении длительного времени в стране смертность значительно превышает рождаемость, государство вправе более эффективно использовать правовые средства (в том числе путем усиления уголовной ответственности за производство незаконных абортов) для решения вопросов регулирования демографической ситуации в стране.


1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.

2. Пашина И.В., Симонян Р.З. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – С. 414.

4. Симонян Р.З. Обстоятельства, исключающие вину медицинского работника, совершившего профессиональное преступление // Наука и Мир. – 2014. – Т. 2, № 10 (14). – С. 41-43.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 мая 2015 года. – М.: Эксмо, 2015. – 224 с.

Действующее в России законодательство о здравоохранении предусматривает, что медицинские и фармацевтические работники, нарушившие профессиональные обязанности, несут установленную законодательством юридическую ответственность. Причем во многих случаях, предусмотренных законом, подлежат уголовной ответственности.

Проведение искусственного прерывания беременности в криминальных условиях не только влечет за собой уголовную ответственность врача за производство аборта и жизнь женщины, но и губительным образом сказывается на ее репродуктивном здоровье.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что несоблюдение правил, которые установлены органами здравоохранения, чаще всего влечет за собой значимые последствия для женского здоровья. Учитывая наблюдавшийся до недавнего времени демографический спад в нашем государстве, ст. 123 УК РФ стоит на страже защиты здоровья женщины, как отдельного индивидуума, так и как элемента всего здоровья нации [2].

Цель нашей работы: выявление актуальных проблем по вопросам уголовной ответственности за незаконное проведение искусственного прерывания беременности и последствий совершенного преступления для здоровья женщин.

В данной работе мы рассматривали ряд задач. Изначально исследовали уголовно-правовую характеристику незаконного проведения искусственного прерывания беременности. Затем изучили пробелы в правовом регулировании незаконного прерывания беременности и предложили изменения ч. 1 ст. 123 УК РФ.

В уголовно-правовом смысле незаконность проведения искусственного прерывания беременности заключается исключительно в осуществлении этой процедуры лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. В этой связи стоит отметить, что отечественное административное законодательство содержит нормы, устанавливающие ответственность за некоторые иные формы незаконного проведения искусственного прерывания беременности.

При отсутствии именно информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности (оформление которого осуществляется в письменной форме и подписывается пациентом и медицинским работником) в отношении виновного лица наступает административная ответственность по ст. 6.32 КоАП РФ. В случае же отсутствия согласия беременной женщины на проведение прерывания беременности как такового, ответственность должна наступать за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей (ст. 111 УК РФ), так как согласие потерпевшей является конструктивным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ.

Самым тяжелым последствием хирургического вмешательства при прерывании беременности может быть перфорация (прободение) стенки матки. Такая травма вызывает сильнейшее внутреннее кровотечение. Чтобы остановить его проводиться полная ампутация матки. О последствиях такого исхода и говорить не приходится. Женщина теряет свою самую важную функцию (репродуктивную) навсегда. Из исходов искусственного прерывания беременности на сроке беременности более 12 недель также часто встречаются:

– заражение крови из-за нарушения правил антисептики

– гнойное воспаление внутренних половых органов

– отравление лекарственными средствами, ядами и другими веществами, введенными в полость матки

– химический ожог внутренних половых органов

– смерть от попадания воздуха полость сердца и крупных кровеносных сосудов через разрушенные вены матки.

Осложнения после абортов могут развиться у женщины спустя некоторое время (через нескольких месяцев и даже несколько лет). У 18 % женщин через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11 % – эрозия шейки матки, у 7 % – эндоцервицит, у 4 % – различные нарушения менструального цикла. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз.

Подобные факты приводят к мысли о необходимости разумного единого подхода в решении проблемы регулирования производства абортов, для того чтобы не допустить таких серьезных и плачевных последствий.

Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности 4–7 недели;

б) при сроке беременности 11–12 недель, но не позднее окончания 12-й недели беременности;

2) не ранее 7 дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности 8–10 недель. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности.

Если в результате нарушения сроков проведения искусственного прерывания беременности потерпевшей был причинен по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть, то в таких случаях действия лица, проводившего соответствующее медицинское вмешательство, надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 118, 109 УК РФ, как причинение тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. В случае же совершения тождественного деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения, его следует квалифицировать по ч. 2 ст. 293 УК РФ, как халатность, повлекшую по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека [5].

Совершение же форм незаконного проведения искусственного прерывания беременности (т.е. тех, которые не охватываются ст. 6.32 КоАП РФ и ст. 123 УК РФ) может повлечь за собой только дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность медицинских работников, если, конечно, потерпевшей не причинен по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть. В этих случаях деяние в зависимости от наступивших последствий будет квалифицировано по ч. 2 ст. 118 или ч. 2 ст. 109 либо ч. 2 ст. 293 УК РФ, если совершено должностным лицом при осуществлении служебных полномочий.

Исходя из тяжести возможных последствий для здоровья беременной женщины, и той опасности, которой подвергается ее жизнь, целесообразно было предусмотреть наказуемость указанных форм незаконного прерывания беременности именно по уголовному законодательству, а не по административному.

К таким противозаконным формам искусственного прерывания беременности относятся:

2) проведение искусственного прерывания беременности при наличии противопоказаний (т.е. при наличии заболеваний, состояний, при которых прерывание беременности угрожает жизни или может нанести серьезный ущерб здоровью);

3) искусственное прерывание беременности при отсутствии условий для оказания специализированной (в том числе реанимационной) помощи женщине.

В судебной практике не редко встречаются примеры совершения незаконного прерывание беременности специалистами, хотя и с соответствующей профессиональной подготовкой, но в нарушение иных требований к проведению искусственного прерывания беременности.

Таким образом, несмотря на то, что в судебном заседании было установлено, что смерть потерпевшей наступила в результате незаконного прерывания беременности, суд ввиду несовершенства действующей редакции ст. 123 УК РФ вынужден был признать К. виновной в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. А это повлекло назначение наказания в более мягких пределах.

Получается, что лицо, не наделенное правом осуществлять медицинскую деятельность в сфере акушерства и гинекологии, в том числе на проведение искусственного прерывания беременности (т.е. без сертификата специалиста), но имеющее высшее медицинское образование соответствующего профиля, не будет нести уголовную ответственность по ст. 123 УК РФ. Такое положение видится нелогичным. Следовательно, представляется целесообразным внести изменения в ч. 1 ст. 123 УК РФ, а именно:

Статья 123. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности.

Вывод: была рассмотрена тема, которая не оставляет равнодушным никого, у каждого есть своя точка зрения, по поводу незаконного прерывания беременности. С медицинской точки зрения аборт – это вмешательство в процесс течения беременности, которое обычно заканчивается печальными последствиями и нарушением репродуктивной функции женщин, особенно при незаконном проведении искусственного прерывания беременности. Поэтому и наказания, за совершение незаконного проведения абортов должны быть ужесточены. А с морально-этической точки зрения, аборт – это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться.

Изучив уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за незаконное прерывание беременности, можно утверждать, что оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. А именно внесение поправок в ст. 123 УК РФ связанные с ужесточения меры наказания и заменой административного наказания на уголовное. В настоящее время этот вопрос для России становится особенно актуальным, поскольку имеет непосредственное отношение к решению важнейшей социальной проблемы. В условиях, когда на протяжении длительного времени в стране смертность значительно превышает рождаемость, государство вправе более эффективно использовать правовые средства (в том числе путем усиления уголовной ответственности за производство незаконных абортов) для решения вопросов регулирования демографической ситуации в стране.

Читайте также: