Старо калинкин мост в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 03.07.2024

1755. В 1737 году через Фонтанку, почти в самом ее устье, был переброшен деревянный мост, по которому проходила дорога из Петербурга в загородную царскую резиденцию Петергоф. Мост в 1755 году был назван Калинковский, затем – Калинкинский, а с 1763 года – Калинкин. Все три названия этимологически восходят к русскому названию финской деревушки Кальюла, раскинувшейся на левом берегу Фонтанки.

1820. В конце XVIII века через Фонтанку строятся сразу семь однотипных мостов. Последний, в устье реки, был построен в 1786–1787 годах. В 1820 году он был назван Старо-Калинкиным, в отличие от Мало-Калинкина моста через Екатерининский канал, построенного в те же годы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

8. Об истории церкви Рождества Богородицы Старо-Симонова монастыря

5.2. Старо-Симонов и Богоявленский монастыри в Москве

5.2. Старо-Симонов и Богоявленский монастыри в Москве Кстати, в Софийском соборе Киева происходило то же самое, что и в Москве. Напомним, что надгробные плиты московского Старо-Симонова монастыря в 1960-е годы тоже варварски разбили отбойными молотками во время так

6.4. Уничтожение памятников в Старо-Симоновом и Богоявленском монастырях Москвы

6.4. Уничтожение памятников в Старо-Симоновом и Богоявленском монастырях Москвы Как уже говорилось в части 1, московский Старо-Симонов монастырь — по-видимому, место массового захоронения героев Куликовской битвы. В старых описаниях [119], [154] сообщается, что Симонов

Старо-Петергофский проспект

Старо-Петергофский проспект 1758. Уже в самые первые годы существования новой столицы начинается активное освоение ее ближайших окрестностей. Строятся загородные дачи, увеселительные дома, путевые дворцы, царские резиденции. В 1705 году появляется первое упоминание о

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост 1755. В 1737 году через Фонтанку, почти в самом ее устье, был переброшен деревянный мост, по которому проходила дорога из Петербурга в загородную царскую резиденцию Петергоф. Мост в 1755 году был назван Калинковский, затем – Калинкинский, а с 1763 года –

Мало-Калинкин мост

Мало-Калинкин мост Мост расположен на набережной Фонтанки у примыкания к ней Садовой улицы. Длина моста 27,7 м — ширина — 16,22 м. Название от находившейся здесь еще в XVII веке Калинкиной деревни.Предшественником ныне существующего Мало-Калинкина моста был постоянный,

Ново-Калинкин мост

Ново-Калинкин мост Мост построен в створе Старо-Петергофского проспекта. Длина моста 34 м, ширина — 22,85 м. Название мост получил по Калинкиной деревне, издавна существовавшей в этом районе.Деревянный мост здесь был построен инженером П. П. Базеном в 1836 г. при завершении

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост Мост построен в створе Садовой улицы. Длина моста 28 м, ширина — 20,2 м. Название моста происходит от расположенного рядом Николо-Богоявленского собора.Мост существует с 1717 г., то есть со времени прорытия Крюкова канала, набережные которого одели

Глава 14 Так старо

Жилой дом на Старо-Невском проспекте

Жилой дом на Старо-Невском проспекте Современный адрес — Невский пр., 146.Интересный дом находится в квартале, образуемом Старо-Невским проспектом, проспектом Бакунина и Полтавской улицей (Невский пр., 146), построенный в 1932–1933 годах по проекту архитектора И. А. Вакса с

Старо-Парголовский, 32

Старо-Парголовский, 32 Участки домов № 32 и 34 по Старо-Парголовскому проспекту в начале XX века принадлежали домовладельцам Шмитту (№ 32) и лесопромышленнику Липатову (№ 34). Под каждым номером было по нескольку флигелей, и только один из них выходил на проспект, остальные

Старо-Парголовский, 34

Старо-Парголовский, 34 Главный дом 34-го – двухэтажный, белый – был сложен из кирпича и оштукатурен, со скромным рельефным орнаментом по фасаду. Он стоял высоко, только чуть отступив от проспекта и обратившись к нему всеми четырьмя верандами и своим парадным входом. Со

Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост перекинут через реку Фонтанку в створе Старо-Петергофского проспекта. Он соединяет Коломенский и Безымянный острова.

Длина моста по задним граням устоев — 61,6 метров, полная ширина — 30,8 метров. Это каменное трехпролетное сооружение, где средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой, а боковые — каменными сводами коробовых очертаний.

Четыре гранитные башни выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Их венчают круглые купола с шарообразными позолоченными урнами. На башнях установлены мемориальные доски, обозначающие даты начала и окончания строительства.

Перильные ограждения — металлические секции на гранитных тумбах — совпадают по рисунку с решетками набережной реки Фонтанки, на открылках – гранитные парапеты.

История моста

В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и, наконец, Калинкин.

Мосты возводились по типовому проекту, чьим создателем был французский архитектор Жан-Родольф Перроне. Строительством Калинкина моста руководили инженеры И.К. Герард и П.К. Сухтелен. Работы начались в 1786 году и завершились в 1788 году, о чем свидетельствуют памятные доски на башнях моста. Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Калинкин мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу были построены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей. Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста — гранитные скамьи.

В 1892-1893 годах по проекту архитектора М.И. Рылло мост был частично реконструирован – его расширили до 15,2 метра, а средняя деревянная подъемная часть была заменена пологим каменным сводом. Были восстановлены гранитные башни над речными опорами.

В 1907-1908 годах в связи с прокладкой трамвайных путей по мосту расширяется его проезжая часть с сохранением гранитных башен и гранитных парапетов на опорах.

В 1965 году по инициативе Ленмосттреста было решено восстановить исторический облик Старо-Калинкина моста, вернуть ему утраченный декор. Архитектор И.Н. Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. Мосту были возвращены гранитные детали: скамьи на парапетах открылков моста, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах.

В 1969 году позолочены металлические декоративные детали. В 1986-1987 годах по проекту архитектора В.М. Иванова воссозданы фонари и памятные доски на башнях.

С октября 2013 года по апрель 2014 года на мосту производился ремонт дорожного покрытия, трамвайных рельсов и коммуникаций.

Дополнительная информация

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Мост находится в устье Фонтанки. С левого берега к мосту подходят: Старо-Петергофский проспект, недалеко от моста на набережную реки Фонтанки выходит улица Циолковского. На правом берегу находятся площадь Репина и Лоцманская улица. По набережной реки Фонтанки на мост приходят транспортные потоки с Садовой улицы.

Название

В низовье южного протока Невы (реки Фонтанки) была небольшая финская деревня, известная с XVII века. Название трактуется двояко: на одних старинных картах написано Кальюла, на других — Каллина.

В первые годы строительства Петербурга название деревни было переделано на русский лад и её стали именовать Калинкиной. В топонимике города название запечатлено в том числе в имени Калинкиных мостов [1] .

Nikanor Chernetsov - View of Kalinkin Bridge, 1840s.jpg

История

Первоначально в этом месте было два рукава реки Фонтанки. В первой половине XVIII века через оба рукава был построен деревянный многопролётный мост с разводным пролётом. По архивным данным, по состоянию на 1733 год этот деревянный мост уже был переброшен через рукава реки Фонтанки. [2]

Считается, что середина моста была разводной до конца XIX века. Точная дата перестройки моста неизвестна, но в инвентарном списке 1880 года средний пролёт изображён постоянным, подкосной системы. [4]

На протяжении практически 105 лет, вплоть до полной перестройки, Старо-Калинкин мост проработал без изменений — все части и детали моста сохранились.

Современник Старо-Калинкина моста — художник К. Ф. Кнаппе, изобразил облик переправы в своём произведении, и это полотно сейчас хранится в коллекции Государственного Эрмитажа. По картине удалось выявить дату сооружения Старо-Калинкина моста, кроме этого выяснилось, что тротуары были отделены от проезжей части гранитными барьерами, с четырёх сторон у въездов на мост имелись гранитные обелиски с подвешенными к ним фонарями. Кроме того, к парапетам открылков сооружения были прижаты гранитные скамьи. [4]

Перестройка 1892—1893 годов и 1907 года

В конце 80-х годов XIX века возникла необходимость прокладки трамвайной линии по этому мосту. Для этого возникла необходимость расширить переправу с увеличением грузоподъёмности.

Один из первых проектов был разработан в 1889 году архитектором М. И. Рылло. Этот проект реконструкции моста, являясь очень новаторским и смелым, предусматривал снос башен. Другие элементы художественного оформления моста так же не предусматривались. В качестве функциональной замены предполагалось для освещения моста поставить фонари на металлических стойках, типичные для освещения улиц второстепенного значения. Тротуары предполагалось вынести на металлические консоли за габариты моста. [4]

Предложенный проект практически предполагал строительство нового моста на месте старого. Этот вариант был утверждён Городской управой в октябре 1889 года. Такое решение привело к резким протестам архитектурной общественности Петербурга и гневным публичным выступлениям. Комитет по переустройству мостов был вынужден отказаться от своих намерений и предложил архитектору составить новый вариант с учётом предпочтений общественного мнения. [4]



В ходе проведения работ по реконструкции устои и быки моста были разобраны, а затем вновь восстановлены. Арки боковых пролётов были переложены в историческом виде, а центральный пролёт, был перекрыт пологой циркульной аркой, заменившей существующую деревянную ферму. Гранитные башни на быках были воссозданы, при этом новая ширина мостового сооружения составила 15,2 метра. [2]



Мост был расширен при перестройке пролётных строений в 1907—1908 годах. Пристроены гранитные своды с верховой и низовой сторон, при этом сохранены гранитные башни и парапеты на опорах. [3]

Восстановление исторического облика в середине XX века

В результате реставрационных работ были воспроизведены утраченные элементы прежнего декора моста, благодаря чему облик моста приобрёл вид, схожий с приведённым в проектных материалах 40-х годов XIX века и художественных изображениях его современников. Для достижения такой исторической достоверности пришлось провести широкое историческое исследование архивных материалов и исторических справок. [4]

В результате несколько восстановленных надмостных частей коренным образом изменили весь облик моста. Вдоль мостового полотна восстановлены гранитные барьеры, отделяющие проезжую часть от тротуара. Они находятся вплотную друг к другу и заканчиваются у въездов на мост фигурными торцами, впереди которых круглые гранитные столбики, предназначенные оберегать их от повреждений. На парапетах открылков моста, повторяя их геометрию, тянутся гранитные скамьи. Около открылков установлены гранитные круглые обелиски с фонарями. [4]

KalinkinAquarelle2000.jpg

В 1969 году выполнена позолота металлических декоративных деталей моста. [2]

В 1986-1987 годах была выполнена реставрация. Воссозданы фонари и памятные доски на башнях по проекту архитектора В. М. Иванова. [3]

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост раскинулся над Фонтанкой и соединяет Покровский остров с Адмиралтейским районом Санкт-Петербурга. Он получил название в честь небольшой финской деревни Каллины, располагавшейся рядом, но за время своего существования неоднократно менял его.

Старо-Калинкин мост

История Старо-Калинкина моста

Историческое название финской деревни, около которой впоследствии расположился мост, – Кальюла, но во время застройки Санкт-Петербурга ее название переиначили на русский манер – Каллина или Калинкина.

Старо-Калинкин мост

В 18 в. на стыке двух рукавов Фонтанки был построен деревянный мост, один из пролетов которого имел разводную конструкцию. Согласно архивным материалам, строительство было завершено в 1733 г., переправу назвали Калинковской.

В 1786-88 гг. инженеры Иван Геррард и Петр Сухтелен разработали проект новой конструкции переправы. Средний пролет оставили разводным – таким он оставался до конца 19 в. Когда именно мост перестали разводить, неизвестно, но сохранилась информация о том, что в 1880 г. конструкция его уже была цельной подкосного типа.

Старо-Калинкин мост

За последующие 100 лет мост ни разу не перестраивался, но в 1820 г. название было изменено на Большой Калинкин. Художник Карл Кнаппе изобразил его в первозданном виде на одной из своих работ, которая сегодня хранится в Эрмитаже. На картине отчетливо видно, что пешеходные зоны от проезжей части отделяли высокие бордюры из гранита, на въездах были установлены башни и обелиски, а около ограждений – скамейки на витых основаниях.

Старо-Калинкин мост

В 1889 г. архитектор Михаил Рылло предложил проект модернизации устаревшей переправы. Первоначальный проект Михаила Ивановича предполагал замену конструктивных частей переправы и демонтаж декоративных элементов, в том числе башен на въездах. Пешеходную зону планировали вынести за пределы моста на металлических балках. Радикальная идея архитектора не была поддержана общественностью, и к разработкам вернулись только в 20 в., когда возникла необходимость протянуть по мосту трамвайную линию. Для этого строителям следовало расширить проезжую часть и увеличить грузоподъемность конструкции.

Старо-Калинкин мост

Автору было предложено доработать концепцию, и он вернул гранитные башни на исходные места, но фигурные скамьи, обелиски и прочие предметы декора упразднил. В 1890 г. проект утвердили, а через 3 года новый мост был построен.

Старо-Калинкин мост

В ходе реставрации строители восстановили гранитные парапеты, скамьи, обелиски. В 1969 г. на металлические элементы нанесли позолоту, а еще через 18 лет – воссоздали фонари и даже памятные доски.

Калинкин-мост сейчас

Современный Старо-Калинкин мост состоит из трех пролетов. Боковые перекрыты каменными сводами по типу коробов, а средний – пологой аркой. Ширина переправы равняется 30 м, из них тротуары занимают 6,6 м. Длина моста 65 м.

Старо-Калинкин мост

Башни выполнены в виде беседок, завершающихся сферическими куполами с позолоченными урнами. Ограждение представлено гранитными тумбами, между которыми монтированы металлические парапеты. На въездах установлены обелиски с фонарями, а на гранитных башнях – памятные доски, знаменующие даты начала и окончания строительства.

Достопримечательности рядом

Старо-Калинкин мост

Неподалеку от Старо-Калинкина моста можно увидеть:

  • площадь Репина на правом берегу Фонтанки – на ней установлен мраморный столб, указывающий дорогу на Петергоф и примерную дистанцию до него;
  • здание государственного архива Санкт-Петербурга, где хранятся не только городские архивы, но и документы, относящиеся ко временам дореволюционной Петербургской губернии;
  • мост Мало-Калинкин - чуть выше по течению Фонтанки.

Видео:

Как добраться:

[yandexMap name="Старо-Калинкин мост" description="Санкт-Петербург, Старо-Калинкин мост"]Санкт-Петербург, Старо-Калинкин мост[/yandexMap]

Читайте также: