Становление связей с общественностью кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первыми внешними проявлениями демократизации государственного управления на территории бывшего СССР стало введение должности пресс-секретаря (создание пресс-службы) у первых лиц: Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, у первых секретарей обкомов КПСС. Хотя их обязанности сводились, в основном, к написанию текстов речей и статей лидеров, организации встреч с прессой, заслуживает внимания само стремление руководителей советского периода к открытости.

В России, как и во всем мире, пиар возник в период становления демократического и гражданско-правового общества и перехода страны к условиям рыночной экономики. Новые условия способствовали появлению большого количества субъектов политической и экономической деятельности (многопартийная система, независимые СМИ, коммерческие организации), задачей которых было привлечь внимание общественности к себе и отвлечь от конкурентов. Поэтому были необходимы совершенно новые коммуникативные технологии, призванные установить диалог всех субъектов политико-экономической сферы с российской общественностью. Такими технологиями стали ПР-технологии.

ПР-коммуникации в России появились в конце 80-х годов ХХ века.

В историю российских связей с общественностью вошло имя А.Ю. Борисова, профессора МГИМО, в 90-е годы являвшегося деканом факультета международной информации. Он был инициатором создания РАСО и много лет избирался ее президентом.

III этап – активное развитие (с 1995 г.). Данный этап характеризуется качественным скачком в развитии связей с общественностью. На качественное изменение российского ПР-рынка существенно повлияли следующие обстоятельства:

· завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;

· расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших наиболее капиталоемкой сферой ПР-деятельности;

· кризис доверия к СМИ со стороны общества, что в свою очередь обусловило необходимость создания поля повышенной информационной достоверности.

Рынок PR-услуг в середине 90-х годов стремительно развивается. Например, в 1993 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывалось около 400 фирм, предлагающих PR-услуги, а в 1997 году их было уже более 1000.




Участие в международных ассоциациях – важный фактор развития отрасли. С 1997 года Россия является полноправным членом Европейской Конфедерации по связям с общественностью (СЕRP).

В мае 2000 года по инициативе РАСО создается Общественный Ко-митет по профессиональной сертификации в области связей с обществен-ностью. В него вошли авторитетные и признанные PR-специалисты. Ими разработан Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, а также система критериев, по которым определяется уровень подготовки претендентов на сертификат.

IV. 2003 год – начало нового периода, обретения нового качества PR-профессионализации отрасли.

Можно отметить некоторые особенности данного этапа. Прежде все-го, появление и развитие Интернет-PR, наметились процессы концентра-ции и объединения разрозненных агентств, переориентации крупных кли-ентов на комплексные заказы, включающие рекламу, PR-услуги, марке-тинговое сопровождение и консалтинг. Заметно повышается роль корпо-ративных PR, развивается бренд-менеджмент.

Многие специалисты сходятся во мнении, что несмотря, на довольно солидный уровень развития отрасли, PR в России пока не достигли зре-лости. Объясняется это прежде всего тем, что сама страна (государство, социальные, политические институты) все еще не вышла из стадии пере-ходного периода. Слишком много неопределенности как в экономической сфере, так и в государственном строительстве, развитии правовой базы, институтов гражданского общества.

В настоящее время определений понятия PR насчитывается огромное количество. История появления PR началась с появлением общества, т.е. с древних времен.

Прообразы PR существуют в Древнем Востоке, Греции, Риме, Египте. Уже тогда стали появляться в обществе социальные проблемы и необходимость формирования нравственных норм поведения людей.

Американский экономист Р.Смит выделил четыре этапа в истории развития PR.

Рисунок 1. Этапы развития PR. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как сфера деятельности PR возник в области социально-политической системы США, согласно принципам, которой население страны обязано знать о происходящих событиях.

В 1770-е гг. во время отделения американских колоний от Англии PR использовали для убеждения американцев в законности определенных действий и точек зрения. Это осуществлялось посредством рассылки писем против английского правления, брошюр с соответствующими аргументами и организовывались встречи с общественностью.

Зарождение PR как профессии произошло в XX веке. Бурное развитие бизнеса, появление на рынке крупных и средних предприятий, которые боролись за прибыль всеми доступными и иногда недобросовестными методами, нарушая не только закон, но и нравственные установки. Поэтому в этот период главной задачей PR было установление благоприятных и доброжелательных отношений между представителями бизнеса и общественностью.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1970-х гг. PR стали преподавать в высших и средних учебных заведений по экономическому профилю обучения, и постепенно возрастал спрос на применение технологий PR не только в предпринимательстве, но и в политике и социальной сфере деятельности.

Отмечалось в этот этап и распространение PR деятельности по всему миру. После Второй мировой войны PR появился в Японии, затем постепенно развивалась в отсталых странах (Африка).

Формирование системы PR в европейских странах

Европейский PR появился позже, чем американские связи с общественностью. При этом начало развития PR началось с провала: в Париж в 1924 году прибыли американцы и открыли PR-агентство для руководителей французских предприятий, были организован ряд мероприятий, которые потерпели крах.

После Второй мировой войны благодаря французу Люсьену Матре на территории Европы появилась своя теория PR.

Различают четыре эры развития европейского PR:

Становление PR в России

Если в Америке PR развивался почти два столетия, то история отечественного PR насчитывает менее двадцати лет. Свое становление PR в России получил в конце 1980-х гг., а как самостоятельная сфера деятельности стал развиваться со второй половины 90-х годов XX века.

Ученые выделяли 4 основных этапа развития PR в России:

Рисунок 2. Становление российского PR. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В России PR в отличие от других странах появился сначала в сфере политики. В 90-е годы во всех органах госуправления стали создаваться службы по связям с общественностью: пресс-центры, пресс-агентства и назначался ответственный за PR – пресс-секретарь.

Стали появляться представительства зарубежных PR-компаний преимущество в крупны городах России (Москва, Санкт-Петербург). Их практический опыт изучался российскими предприятиями и возникали специалисты и даже целые отделы PR.

Но все равно характерными чертами отечественного PR на протяжении его становления в России являлись неразвитость (в сравнении со странами лидерами в данной сфере деятельности), отсутствие четких стандартов в работе, необязательность, излишний бюрократизм.

Эти недостатки можно объяснить теми тяжелыми и экстремальными условиями, при которых и происходило развитие PR в России. Это и послужило причиной явного отставания от западных аналогов.

Постепенно в бизнесе перестали отдавать должное внимание связям с общественностью. В условиях экономического и финансового кризиса предприниматели работают за разовую прибыль, поэтому вкладывать средства в развитие PR на предприятии считают нецелесообразным. Общество вообще не понимает, что такое PR и ассоциируют его с черным пиаром.

Позитивной тенденцией развития российского PR является совершенствование технологий и направлений данной сферы деятельности. PR-агентства постепенно переходят на новый уровень работы с клиентами, а именно применение современных технологий и оказание услуг по интегрированным маркетинговым коммуникациям. Это значит формирование имиджа компании по всем направлениям для его успешного функционирования на рынке.


История возникновения PR

Развитие PR в США

Томас Джефферсон

Возникновение сферы деятельности в области влияния на общественное мнение относится к древним временам. В 20 веке вследствие роста всех видов человеческой деятельности, развития технических средств распространения информации методы влияния на общественное мнение приобретали все более самостоятельные рамки. Позднее PR сложились в самостоятельную науку.

Деятельность PR существовала на протяжении всей истории человечества. Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления и религиозного убеждения.

Американские связи с общественностью как особый вид маркетинговой деятельности имеет самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными и дифференцированными. Американская модель PR, пожалуй, совсем не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие PR в других странах.

Эволюция PR в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств.

Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.

Этапы развития Связей с общественностью в США:

Модель паблисити модель информирования двустороння ассиметрич. модель двусторонняя симметрич модель – соц. ответственность бизнеса.

Развитие PR в Европе

Первые службы внешних сношений появились после 1 мировой войны – в Англии, а затем 2 школы в Германии и во Франции.

Немецкая школа : ПР – инструмент интерпретации (перевод с одного языка на другой) и интеграции (объединения). С помощью этого инструмента м. обеспечить взаимодействие людей в политич., эк., соц. сферах и тем самым сдержать эффект отчужденности. Оэкл – пионер ПР. Задача ПР – помочь ориентироваться в об-ве, получать правдивую инф-цию и формировать собственное мнение.

Развитие PR в России

История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, PR – деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 – начале 1991 года.

История отечественных PR насчитывает около 18 лет. Большинство специалистов сходятся во мнении, что PR-коммуникации в России появились в конце 80-х гг., а как самостоятельная форма деловой активности оформились во второй половине 1990 г.

Третий этап начинается с 1996 г. и характеризуется качественным скачком в развитии PR. На это оказывает влияние формирующийся информационный рынок и меняющаяся структура массового сознания, требующая все более тонких и точных форм работы с целевыми группами.

На качественное изменение PR-рынка существенно повлияли:

- завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;

- расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из наиболее капиталоемких областей PR-консалтинга;

- дифференциация рынка информационных каналов, возникновение новых секторов прессы, где стал появляться современный подход к работе с информацией;

- кризис доверия к СМИ со стороны общества, что обусловило необходимость создания поля повышенной информационной достоверности.

Данная периодизация не совсем точная и полная, поэтому рассмотрим периодизацию, предложенную М. А. Шишкиной. Её периодизация рассматривает PR как социальный институт. Можно выделить следующие признаки социального института:

- выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

- наличие формализованной организации;

- наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

- наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

Рассмотрим периодизацию развития PR в России.

Второй период - первичная институционализация (1991-1994 гг.), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1991 г. первой Российской ассоциации по связям с общественностью, деятельность которой во многом предопределяет развитие связей с общественностью в нашей стране.

Третий период - вторичная институционализация (1994-1999 гг.). В 1994 г. была принята первая Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Формализуется система специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках конкретного социального института.

Четвертый период - современный (1999-2004 гг.)

Остановимся подробнее на описании каждого из этих периодов и покажем их хронологическую и качественную взаимосвязь.

Миссия РАСО - консолидация усилий отдельных операторов PR-рынка для решения вопросов общеотраслевого значения.

Цели создания РАСО:

1) создание инфраструктуры PR-отрасли для всестороннего и поступательного развития сферы PR;

2) защита интересов PR-отрасли в целом и каждого её субъекта в частности;

3) внедрение в практику профессиональных и этических норм и контроль за их соблюдением;

4) развитие кадрового потенциала PR-отрасли и совершенствование высшего и последипломного образования в сфере PR.

На третьем этапе развития связей с общественностью в России проявляются отдельные социально значимые функции института, интегрирующие его в цельную социальную систему и обеспечивающие его участие в процессе интеграции последней. К этим функциям относятся просветительство и популяризация PR-деятельности, корпоративное стимулирование лучшего PR-опыта, показ социальной роли и значимости новой профессии для развития открытого информационного общества.

Объединившиеся в Ассоциацию PR-агентства предоставляют полный спектр услуг по связям с общественностью, включая отношения со средствами массовой информации, связи с профессиональными сообществами, общественными организациями и правительственными структурами, формирование корпоративного имиджа, управление маркетинговыми коммуникациями, связи с акционерами и управление корпоративными отношениями, управление кризисными ситуациями, проведение предвыборных кампаний, исследования общественного мнения. Это вселяет уверенность в том, что АКОС займет важное место на российском рынке PR и будет играть заметную роль в его дальнейшем развитии.

АКОС, как и другие национальные ассоциации компаний- консультантов в сфере связей с общественностью, объединяет только независимые коммерческие PR-структуры, в отличие, например, от РАСО и ей подобных организаций в других странах, членами которых являются все те, кто так или иначе связан со сферой общественных коммуникаций (государственные организации, учебные центры, подразделения фирм и т. д.). АКОС призвана решать задачи развития PR как сферы бизнеса и способствовать продвижению деловых интересов PR- консультантов .

Целями деятельности российской Ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей являются: на внутреннем рынке - наращивание потенциала деловой активности в сфере PR, повышение профессионального уровня российского рынка PR, внедрение международных стандартов качества работы консультантов; на внешнем - развитие международных контактов российских PR-агентств, позиционирование членов АКОС как надежных партнеров, обладающих высоким профессионализмом и пользующихся всей палитрой современных инструментов и методов PR.

Важнейшим аспектом деятельности АКОС является тесное и активное взаимодействие с РАСО. Большинство членов АКОС одновременно являются и членами РАСО, и это создает прочную базу для сотрудничества двух структур. Очевидно, что по многим параметрам интересы и задачи АКОС и РАСО совпадают. К естественным сферам совпадения относятся такие вопросы, как развитие науки о PR в России, формирование системы подготовки профессиональных кадров в области связей с общественностью и повышение качества обучения, защита этических норм и принципов деятельности в сфере PR. Сотрудничество двух организаций будет способствовать решению этих задач, а также развитию и повышению статуса профессии специалиста по связям с общественностью.

26 сентября 2001 г. принят Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.

По мере развития отечественного рынка услуг по связям с общественностью все острее ощущалась необходимость укрепления контактов российских компаний-консультантов в сфере PR с зарубежными коллегами. Такое сотрудничество представляется весьма важным с точки зрения как обмена опытом, так и для постепенного интегрирования российских PR-специалистов в международное PR-сообщество.

Значительные возможности для выхода российских PR-агентств на мировой рынок в качестве его полноправных участников открывает вступление АКОС в 1999 г. в Международный комитет ассоциаций компаний-консультантов в сфере PR (ИКО). Это крупнейшая профессиональная организация, объединяющая национальные ассоциации PR-консультантов различных стран. Участие России в ИКО будет иметь большое значение как для российской PR-индустрии, так и для международного рынка PR. Присоединение к ИКО позволит российским PR-компаниям стать полноправными участниками системы поиска и обмена клиентами, существующей в этой организации, даст возможность российским клиентам получать полноценное PR-обслуживание за рубежом, включит Россию в процесс обмена результатами исследований мирового и национальных рынков связей с общественностью и опытом работы на рынке. Полноценное участие АКОС в работе ИКО позволит нашим зарубежным коллегам получать комплексную информацию о российском PR-рынке, лучше понимать условия России и эффективнее работать с клиентами, которых интересует наша страна. И, наконец, в профессиональном плане важнейшим итогом станет расширение поля применения единых этических норм и принципов, а также стандартов качества работы PR-консультантов.

Читайте также: