Альтернативы выбора одежды для делового общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зачем нужен деловой этикет?

Зачем вообще все эти условности? Мы живем не в XIX веке, этикет давно перестал быть обязательной частью делового общения. Молодые предприниматели щеголяют в драных джинсах и футболках с неприличными надписями, в интернет-общении допустимы смайлики, а похлопать собеседника по плечу уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Если вы так считаете, мы вас расстроим. В определенных кругах это действительно нормально, но бизнесменам по долгу службы приходится общаться и с чиновниками, и с солидными инвесторами, и с людьми старшего поколения, для которых все эти вольности неприемлемы. Иностранные партнеры тоже могут не понять слишком рьяного проявления эмоций.

Итак, зачем нужно знать правила делового этикета?

  • чтобы произвести приятное впечатление и не ударить в грязь лицом перед партнерами и коллегами;
  • для общего образования: учиться новому никогда не поздно;
  • для того, чтобы подавать пример другим, в том числе и подчиненным.

В конце концов, эти правила - просто рекомендации. Соблюдать их все получится разве что у киборга-робота, достаточно знать самые основные. О них и расскажем.

Функции этикета

Правила внешнего вида

Дресс-код

У себя в квартире вы можете ходить как угодно, хоть в пижаме и смешных носочках. Приехали в офис и тем паче на встречу - будьте добры соблюдать дресс-код. Иначе о вас может сложиться неверное впечатление. Представители старшего поколения могут счесть вас несерьезным, поверхностным и даже - о ужас! - некомпетентным. Да, мы понимаем, что профессионализм не зависит от внешнего вида. Но традиции общества сильны, и бунтовать против них - глупо и недальновидно. Вам же не 15 лет.

Основные правила дресс-кода:

  • для мужчин - деловой костюм или рубашка с брюками. Допустимы пиджак, рубашка и джинсы. Для женщин - костюм, блузка и юбка-карандаш, никаких мини и, упаси Боже, глубоких декольте;
  • минимум аксессуаров. Для мужчин допустимы часы, запонки. Для женщин - максимум два аксессуара: серьги и кольцо, цепочка или серьги и так далее. Если у вас есть комплекты украшений - не надевайте все предметы сразу, это вульгарно;
  • аккуратная стрижка, ухоженные волосы, для мужчин - уложенная борода и усы, если имеются;
  • аккуратный маникюр, ухоженные руки;
  • чистая обувь в любую погоду, даже если вы добирались до офиса на метро или в собачьей упряжке;
  • отсутствие татуировок, пирсинга на видных местах. Если у вас большая заметная татуировка - лучше спрятать ее под одеждой. Если наладите хорошие отношения с партнером - потом можете и показать, а сначала лучше не рисковать. Вы же не знаете, каких взглядов он придерживается.

Чем ответственнее встреча или переговоры - тем строже нужно соблюдать дресс-код. Помните, это в ваших же интересах.

Дресс-код для женщин и мужчин

Дресс-код для женщин и мужчин

Жесты, движения, мимика

Звучит смешно, но на самом деле немало сделок было разорвано из-за того, что партнер показал неуместный жест или слишком фамильярничал. Понятно, что все субъективно: открытого человека не напугает, если собеседник активно размахивает руками или посылает всем воздушные поцелуи. И все же следует придерживаться базовых правил - хотя бы на первой встрече. А там сами увидите, как реагирует собеседник.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • прямая осанка, сдержанные движения без суетливости;
  • взгляд в глаза - уверенный, твердый, но не наглый;
  • сдержанная мимика, старайтесь контролировать эмоции. В сложных ситуациях, когда хочется выругаться или, наоборот, рассмеяться - делайте “покер-фейс”;
  • тактильный контакт допустим только в виде рукопожатий. Похлопывания по плечу, крепкие объятия и тем более поцелуи оставьте для близких: далеко не все люди любят прикосновения чужих. Допустимо по правилам этикета только рукопожатие - желательно короткое и энергичное.

Совет: заранее порепетируйте перед зеркалом или попросите близкого человека “прочитать” вашу мимику или движения. Если налицо будут признаки нервозности, суетливости, слишком бурные эмоциональные реакции - искореняйте эти привычки. Помните, что многие предприниматели изучали язык тела и знают основные правила. Например, скошенные влево глаза - признак вранья. Скрещенные на груди руки - желание отгородиться. На кого указывают носки ботинок собеседника - тот для него в данный момент важнее всех. И прочее, и прочее - подобных советов в интернете полно.

Рабочее место в порядке

Прикольно, конечно, оправдать бардак на столе и в кабинете тем, что вы творческая личность, но боюсь, партнеры не поймут. Практика показывает, что порядок на столе магическим образом прочищает мысли и наводит порядок и в голове. Попробуйте - увидите сами!


Беспорядок на рабочем месте недопустим

Правила делового общения

Уважайте время собеседника

Время - самый важный ресурс. День многих предпринимателей буквально расписан по часам, даже минутное опоздание может сдвинуть весь график делового человека. Поэтому - никогда не опаздывайте! Лучше прийти на встречу заранее и подождать, чем придумывать нелепые оправдания. Если у вас с этим беда - изучите основы тайм-менеджмента, должно помочь.

Учитесь слушать и слышать

Знаете, какому самому главному правилу учат в институте будущих психологов? Умению слушать и слышать собеседника. Это правило можно применить и в любой другой сфере деятельности. Заключаете ли вы контракт, знакомитесь с новым партнером, первый раз встречаетесь с поставщиком, выслушиваете недовольного клиента, отчитываете нерадивого сотрудника - всегда включайте два эти умения. Помните, что по большому счету каждый человек всегда говорит о себе - своих желаниях, планах, мечтах. Дайте ему возможность сказать, не перебивайте. В итоге вы обязательно услышите то, что поможет вам нащупать дальнейший вектор разговора и понять собеседника.


Учитесь слушать собеседника

Говорите грамотно

Кому понравится слушать речь, пересыпанную бесконечными “эээ”, “ну”, “короче”, “как бы”? Словесный мусор встречается даже у образованных умнейших людей - это скорее привычки, чем неграмотность. Деловому человеку просто необходимо избавляться от этого недостатка.

Грамотная речь понадобится и при составлении деловых писем. Понятно, что эту миссию можно возложить на секретаря или заместителя - но рано или поздно вам придется осваивать письменную коммуникацию самим.

Тренируйте дикцию

Помните фильм “Король говорит” о том, как английский король Георг VI избавлялся от заикания? Даже монарх понимал, что нужно бороться со своим недостатком, и нанял логопеда. Если у вас имеются дефекты дикции - картавость, шепелявость, заикание - избавьтесь от них с помощью специалиста и живите спокойно.

Этика телефонных переговоров

О, это целый пласт делового этикета! Несмотря на развитие интернет-переговоров, телефонные звонки до сих пор остаются самым популярным способом связи. Напомним основные правила общения:

  • поздороваться, назвать собеседника по имени и отчеству, представиться самому;
  • сказать, какую компанию вы представляете;
  • поинтересоваться, удобно ли говорить собеседнику;
  • если удобно - кратко рассказать о цели звонка;
  • договориться о встрече или другом развитии событий;
  • завершить разговор.

Правила телефонного разговора

Правила телефонного разговора

Если телефонные переговоры важны для вас, советуем заранее подготовиться к ним: продумать основные тезисы беседы, варианты развития событий. И, конечно, недопустимо пускаться в пространные рассуждения или пустой треп: это создаст о вас неблагоприятное впечатление.

Этика деловой переписки

Деловое письмо (электронное и обычное) должно отвечать определенным нормам. В первую очередь, быть написано на бланке компании (или с соответствующей шапкой в начале, где указано название компании, логотип, данные отправителя и контакты для связи). Далее - соответствовать определенному типу. Деловые письма подразделяются на следующие виды:

Еще одно правило - отвечать на письма по возможности сразу. Допустимые сроки для ответа на электронную корреспонденцию - 1-2 суток. На почтовое письмо - не более 10 суток.

И, конечно, нужно соблюдать правила вежливости:

  • обращение на Вы, по имени и отчеству;
  • никаких жаргонных словечек;
  • никаких сложных терминов: говорите на языке получателя;
  • точные формулировки цели письма, не растекайтесь мыслью по древу;
  • обязательные число и подпись.

Структура делового письма

Структура делового письма

Правила общения в интернете

Заметили, что деловое общение частично переместилось в мессенджеры и соцсети? Многим удобнее общаться именно так: это более неформально и удобно для обеих сторон. Несмотря на миф про свободу общения в интернете, деловые люди должны все же соблюдать ряд правил:

  • не фамильярничать. Даже если ваш собеседник записан в соцсети как Костян Пиарщик или Мурочка Анюточка - обращайтесь к нему по имени и отчеству, как и положено;
  • злоупотреблять смайликами тоже не надо: одного-двух вполне достаточно;
  • даже если вам хочется выделить особо важные мысли капслоком - не делайте этого! Большие буквы воспринимаются в интернете как крик и часто вызывают негативную реакцию;
  • изучить информацию на странице человека. Этим и хороши соцсети: можно многое понять о человеке по тому, какие записи он публикует на стене, что репостит, о чем рассуждает.

Многих волнует вопрос: как же все таки предпочтительнее общаться в 21 веке? Люди такие разные: кому-то удобнее звонить, а кто-то терпеть не может телефонных разговоров и считает их нарушением личных границ. Способ узнать, к какому типу относится ваш собеседник, только один: напрямую спросить его. При первой же коммуникации (неважно, каким способом она произошла) спросите, как ему удобно общаться. И вопрос будет закрыт.

Правила общения в соцсети

Правила общения в соцсети

Деловые отношения

Сейчас речь пойдет о личных отношениях - или о человеческих слабостях, как вам угодно.

Не раскрывайте коммерческую тайну

Ни финансовую информацию вашей компании, ни аналогичную - своих партнеров, инвесторов, клиентов. Не говорите об этом никому - и сотрудникам строго-настрого запретите.

Не сплетничайте

Бизнес-мир на самом деле очень узок. Велик соблазн обсудить в узком кругу своего партнера или клиента. Даже если очень хочется - умоляем, не делайте этого! Во-первых, слухи распространяются быстро, и с болтуном просто не захотят иметь дело. А во-вторых, кто даст гарантию, что завтра точно так же не будут обсуждать вас? Поэтому лучше держаться в стороне от подобных разговоров.

Не болтайте лишнего

Бывает, что партнеры становятся друзьями - а друзьям можно рассказать многое. Однако завтра ситуация может поменяться, и вчерашний партнер может стать вашим конкурентом или переметнуться на сторону последнего. Личную или негативную информацию о вас могут использовать в своих целях. Черный пиар - мощное оружие в борьбе за прибыль и власть. И тогда - прощай, репутация!

И еще раз напоследок: все эти правила соблюсти невозможно. Мы распределили их от необязательных к самым важным. Грубо говоря, прийти на встречу в джинсах - простительно, назвать Ивана Ивановича Иваном Никифоровичем нежелательно, но объяснимо, а вот выдать секретную информацию нельзя даже под пытками. Удачи в бизнесе!

Основные аспекты делового этикета

Достойное поведение во время общения является непосредственным показателем уровня нашей культуры. И в современном обществе правила поведения играют не последнюю роль. Общее впечатление о человеке оказывает прямое влияние на его репутацию и статус. Знание и соблюдение правил и норм этикета, умение производить приятное впечатление, строить эффективное общение являются значимыми элементами в жизни человека. Именно поэтому многие деловые партнеры обращают особое внимание на поведение окружающих людей.


Особенности

Этикет включает в себя нравственные и моральные понятия, нормы и принципы поведения и общения людей, которые мы должны использовать не только в обществе, но и в семье, при общении с коллегами на работе. Особое значение имеет деловой этикет.

Недостаточно быть просто образованным, культурным, воспитанным или вежливым человеком – необходимо соблюдать целый свод правил, чтобы вас ценили в обществе как профессионала. Соблюдение норм делового этикета является залогом успеха в деловой среде.

Добросовестный труд, высокое осознание общественного долга и взаимовыручка – все эти качества в деловой этике необходимо уметь в себе воспитывать и совершенствовать. А расположить к себе людей поможет правильная и грамотная речь, имидж, умение держатся в обществе и понимание тонкостей невербального общения.



Ключевые особенности делового этикета.

  • В деловом этикете под понятием свободы подразумевается, что этика не должна препятствовать свободному желанию всех партнеров. В деловой среде вы должны ценить не только свою свободу, но и значимость коммерческих тайн и свободу действий партнеров, то есть не вмешиваться в дела других компаний и не препятствовать выбору методов исполнения договоренностей. А также свобода предполагает терпимое отношение к религиозным и национальным особенностям собеседников.
  • Особое внимание необходимо уделять своей речи, в этом поможет вежливость. При общении с коллегами, партнерами и клиентами тон и тембр голоса всегда должны быть приветливыми и дружелюбными. Уважительное отношение помогает не просто сохранить хорошие отношения, но и способствует увеличению прибыли компании.
  • Толерантность и терпимость заключаются в понимании и принятии недостатков или слабостей партнеров, клиентов или коллег. Такое отношение способствует установлению взаимного доверия и понимания.

Важно помнить, что общение должно быть полностью ориентировано на добро. Грубость и недоброжелательность неприменимы при общении в деловой среде. Даже к нечестному партнеру необходимо относиться благосклонно, держать себя в руках и сохранять спокойствие и этичность при любых ситуациях.


  • Тактичность и деликатность выражаются в умении слушать и слышать оппонента. При общении с собеседником всегда следует учитывать возраст, пол, религиозные убеждения, более того, при общении нужно обходить стороной неприемлемые темы. Данный факт необходимо учитывать при ведении переговоров с иностранными собеседниками. Обычаи и традиции других стран могут показаться странными и непонятными, а поведение и поступки – бесцеремонными или панибратскими. Принято делать комплименты, но при этом важно не переступать тонкую грань деликатности, и не переходить в лицемерие. Важно лишь уметь услышать и сделать правильное встречное предложение.
  • Пунктуальность и ответственность – одни из ключевых принципов культуры. Люди, не умеющие распоряжаться своим временем, опаздывающие на встречи и совещания, оставляют неизгладимо негативное впечатление. День современных людей расписан буквально на минуты: время ценно не только для вас, но и для деловых партнеров, коллег и подчиненных. Опоздание более чем на 5 минут расценивается как грубое нарушение в деловом этикете. И даже самые искренние извинения не смогут загладить вину.
  • Справедливость заключается в непредвзятой оценке индивидуальных качеств людей и их работы. Нужно уважать их индивидуальность, способность воспринимать критику и прислушиваться к рекомендациям.
  • Исполнительность и ответственность означают умение брать на себя ответственность и выполнять работу в срок.



От соблюдения основных принципов этикета зависит дальнейшее сотрудничество с людьми. Нарушив те или иные правила в обществе, вы рискуете своим имиджем, а в деловой среде – репутацией компании, и подобные промахи могут стоить немалых денег или карьерной лестницы.

В каждой среде и отрасли существуют свои правила этикета. Так, например, для людей, работающих в международной области, необходимо придерживаться правил хорошего тона, принятых в других странах.


Функции

Основные функции делового этикета.

  • Социально-культурная: принятие личности и группы повышает эффективность делового взаимодействия и оптимизирует рабочую деятельность: формирование правил и норм поведения необходимо не только в деловой среде, а также во всех аспектах жизни человека.
  • Регулятивная позволяет ориентироваться в сложной или нестандартной ситуации, что обеспечивает стабильность и порядок. Стандартизация поведения облегчает процесс налаживания общения в любой типично-деловой ситуации. Тем самым позволяет избежать ошибок, неприятностей и напряжения. Помогает достичь взаимопонимания и сэкономить время при ведении переговоров. Формирование положительного имиджа компании и руководителя в глазах сотрудников, клиентов и партнеров.


  • Интегративная функция обеспечивает сплоченность группы. Социализация позволяет даже новичку при помощи рабочего шаблона справляться с поставленными задачами. Способствует развитию и формированию личности, позволяет решить дисциплинирующую задачу и освоить правила делового этикета в короткие сроки.
  • Коммуникативная функция коррелирует с поддержанием хороших отношений и отсутствием конфликтов.

Бизнес – это координированная деятельность целого множества людей. И результативность работы компании зависит от способности налаживать связи и поддерживать хорошие отношения не только с сотрудниками, но и с партнерами и клиентами.


Правила делового этикета должны соблюдаться в любых жизненных ситуациях, независимо от обстоятельств. Деловой этикет применим:

  • на работе;
  • в телефонных разговорах и деловой переписке;
  • на официальных приемах или деловых ужинах;
  • в путешествиях.



Язык жестов позволяет узнать гораздо больше о характере, чем слова и внешний вид. Невербальные знаки отражают сущность и внутренний мир человека, например, скрещенные руки или ноги сигнализируют о недоверии, зажатости или неуверенности.

Нельзя не отметить и эгоцентризм, которому нередко приписывают негативные коннотации, наоборот, подобное поведение говорит, что перед нами профессионал своего дела, он может вести переговоры и не забывать о своей точке зрения. Такой человек заинтересован в положительном исходе спора, но и, несомненно, будет отстаивать свою точку зрения.


Основные правила и нормы

Незнание основных постулатов этикета создает много проблем и иногда приводит к разрушению карьеры. На сегодняшний день бизнес в России имеет свои специфические особенности в этике – таким образом формируется новая культура делового общения.

В нем существует много правил и требований, которые необходимо соблюдать. Некоторые составляющие уже утратили сою актуальность. К примеру, раньше считалось, что из лифта первой должна выходить женщина, но сейчас нормы этикета гласят, что первым из лифта выходит тот, кто стоит ближе к дверям.


Существует восемь основных направлений в деловом этикете.





Деловая переписка

Образовательный и культурный человек всегда может грамотно излагать свои мысли не только устно, но и письменно. Главные требования при ведении деловой переписки – это краткость, лаконичность и корректность. Существуют основы оформления деловых писем и документации.

  • Письмо должно быть грамотно составлено без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Стиль общения – деловитый, с использованием канцеляризмов.
  • Необходимо определиться с типом и срочностью доставки письма.
  • Любое официальное обращение должно соответствовать принятым и действующим шаблонам. Желательно оформлять письмо на официальном бланке компании или подразделении. Каждое обращение или ответ должно быть именным и личным.
  • Нужно указать инициалы получателя, должность, подразделение или отдел, в которое отправляется письмо. Обязательно указываются данные отправителя с развернутой контактной информацией, с указанием названия компании и должности сотрудника.



Деловое общение

Этикет направляет общение в нужное русло, обеспечивает профессиональную деятельность руководителей и подчиненных соответствующими стандартами, правилами, нормами. Как утверждал Дейл Карнеги, лишь 15 % успеха зависит от профессиональных достижений и знаний, а 85 % – от умения общаться с людьми.

Грамотная и чистая речь, приятный тембр голоса, неспешный темп речи – все это помогает определить образованность и профессионализм собеседника.


Деловой протокол обусловлен правилами и нормами. Существует технология, позволяющая быстро и просто установить контакт, вот основные рекомендации.

  • Проявляйте искренний интерес к людям – при разговоре с собеседником необходимо учитывать его мнение и заинтересованность. И помните, что слушать, не менее важно, чем говорить.
  • Демонстрируйте радушие и говорите с улыбкой – доброжелательность способствует общению. Недаром американцы считают, что улыбка способна преодолеть любые барьеры.
  • При общении большую роль играет дикция – обращайте внимание на свою речь, на правильное произношение слов и корректную расстановку ударений.
  • Обращайтесь к собеседнику по имени, а лучше по имени и отчеству – поддерживайте диалог, будьте терпеливы и внимательны, к тому, что вам говорят. Стройте общение так, чтобы разговор касался общих интересов.
  • Не используйте слова-паразиты и нецензурную лексику – речь должна соответствовать обществу и ситуации. Разбавить общение можно остроумными шутками, афоризмами, крылатыми словами и образными сравнениями.


  • Избегайте конфликтных ситуаций – не используйте категоричные высказывания, критику и учитывайте интерес всех сторон в разрешении дела.
  • Позаботьтесь о своем гардеробе – небрежный внешний вид, потрепанный костюм и неопрятная прическа расцениваются как пренебрежение и оцениваются окружающими негативно.
  • В кармане вашего пиджака обязательно должно быть несколько визиток. Их отсутствие считается признаком дурного тона и будет восприниматься с отрицательной стороны.
  • Если вы только устраиваетесь на работу, то постарайтесь вести себя спокойно и уверенно на собеседовании. Следите за своей осанкой и проходите в кабинет с поднятой головой. Не спешите садиться на первый стул, подождите, пока вам предложат это сделать. Общайтесь вежливо и уверенно, держите ноги параллельно друг другу и не скрещивайте руки.



Стиль одежды

Внешний вид должен соответствовать характеру мероприятия, он определяет статус и положение человека в обществе. В некоторых компаниях существует корпоративный дресс-код. Самый распространенный вид деловой одежды – костюм.

Определение делового костюма гласит, что должен быть классическим, строгим и опрятным. Люди, которые трепетно относятся к выбору стиля одежды, аккуратны при ведении дел и переговоров.


Основные требования к выбору гардероба для мужчин

  • Цвет одежды – оптимальным считается сочетание темных и светлых оттенков в одежде, так, например, темный пиджак и белая сорочка. Предпочтение следует отдавать темным костюмам – синим или серым. Светлые цвета в одежде допускаются только в летний период. Обязательное требование – на пиджаке должны быть застегнуты все пуговицы во время переговоров. Расстегнутый пиджак допускается только в период неформального общения.
  • По этикету мужчинам следует выбирать рубашки с длинными рукавами. Наилучшим вариантом считаются сорочки без карманов. Сорочки с короткими рукавами допускаются только летом.
  • Галстук не должен иметь яркие цвета или замысловатые узоры. Он должен гармонично сочетаться по цветовой гамме со всем гардеробом и полностью закрывать пряжку ремня на брюках. А затяжной конец не должен выступать из-за лицевой части.


  • Деловой костюм сочетается только с классической обувью. Туфли должны быть идеально начищены.
  • Носки должны быть длинные и в тон с обувью.
  • В нагрудном кармане пиджака платочек используется только для красоты, он должен идеально сочетаться по цвету с рубашкой и галстуком.
  • Из аксессуаров необходимо выбирать строгую сумку, дипломат или классическую папку.
  • Из украшений мужчине лучше обратиться к кольцу или перстню, часам, запонкам и зажиму для галстука.



Деловой костюм для женщины

  • Деловой костюм для женщиныПо цветовой гамме к костюму женщины выдвигается меньше требований. Главное, чтобы гардероб был темных или нейтральных спокойных оттенков. Допускается элегантное платье или брючный костюм из плотных тканей.
  • Голые ноги недопустимы при любом времени года, поэтому чулки обязательно должны быть подобраны для каждого костюма.
  • Яркий макияж и обилие украшений неуместны в деловом обществе. Не стоит сочетать серебряные или золотые украшения с бижутерией.
  • Выбирайте легкий и сдержанный парфюм.


При этом не стоит забывать, что на первое впечатление о человеке влияют умение держаться в обществе, осанка, походка, жестикуляция и мимика.

Еще больше об основных правилах делового этикета вы узнаете из следующего видео.

Этикет делового человека

Деловой этикет – принятые в обществе нормы поведения, установленные в области бизнеса, при налаживании деловых контактов. На него возлагаются следующие функции:

Деловой этикет: внешний вид

Требование этикета, касаемое одежды – ношение костюма. Последний считается своеобразной визитной карточкой. Люди, в том числе и деловые, всегда обращают внимание на то, как человек одет. Поэтому костюм, как и дополнительные аксессуары, обувь, должен быть безупречен. Помните, что расхлябанность в одежде – это признак суетливости, забывчивости. В свою очередь, аккуратность ассоциируется с организованностью в работе, с тем, что человек умеет ценить время, как свое, так и чужое.

Правила ношения костюма:

Деловой этикет: внешний вид

  1. Деловой костюм не совместим со спортивной обувью.
  2. Не следует брать спортивную сумку на те же переговоры. Оптимальные варианты, подходящие к костюму – дипломат, портфель, папка.
  3. Галстук – обязательная составляющая делового костюма. Правила делового этикета исключают отсутствие галстука.
  4. К костюму выбирается сорочка ВСЕГДА с длинными рукавами и желательно без нагрудных карманов. При этом ее манжеты должны быть видны из-под рукавов делового пиджака примерно на 1,5 см.
  5. Узкий конец галстука не должен быть на виду, выступать из-за лицевой части аксессуара.
  6. В рабочее время лучше носить неброский костюм. Такой вариант считается хорошим тоном. Это должен быть несветлый костюм, с отсутствием слишком пестрой или темной сорочки, с неярким галстуком.
  7. При отсутствии знаний о подборе сорочек и туфлей по цвету, следует выбирать белую сорочку и черные туфли.
  8. Нижняя часть галстука в завязанном состоянии должна касаться ремня.
  9. Галстук по ширине должен быть таким же, как и размер лацканов пиджака, а по тону — светлее костюма, но темнее сорочки.
  10. Важное правило – отсутствие несовместимости узоров, т.е. 2 и более элементов костюма не должны быть с узором.

Советы по внешнему виду

  • Светлые костюмы следует носить днем, вечером – более темных тонов.
  • На официальных мероприятиях пиджак должен быть всегда застегнут.
  • Следует держать деловой костюм в идеальном состоянии всегда, это касается и всех остальных составляющих: обуви, носок и пр.
  • Деловой костюм должен быть удобным, при этом не обязательно модным, главное – стильным, качественным.
  • Нужно иметь 2 носовых платка. 1 использовать для соответствующих целей для себя. Второй держать абсолютно чистым в кармане пиджака (внутреннем).
  • Галстук-бабочка – только для официальных праздничных торжеств. Желательно, чтобы он был изготовлен из шелка.

Деловой этикет: жесты и движения

Манеры делового человека так же важны, как и его внешний вид. Они позволяют проявлять уважение, такт к окружающим, вежливо общаться с людьми. При этом следует учитывать привычки, которые порой могут свести все достоинства к нулю. Однако точно следовать правилам тоже неправильно. К главным принципам делового этикета относится естественность поведения.

Важно понимать, что движения, жесты – важная часть делового имиджа. Жесты способны дать понять, в каком настроении находится человек, даже если он не старается это показать. Так как же следует себя вести?

  1. Не делайте резких, быстрых движений.
  2. Не сидите в расслабленной позе, не качайтесь на стуле, не облокачивайтесь на стол.
  3. Стул не нужно двигать по полу, его следует переставлять, приподнимая за спинку.
  4. Надолго не опускайте глаза при разговоре.
  5. Помните про такт в общении с людьми. Особенно аккуратно следует себя вести с людьми более старшего возраста.
  6. Недопустима вялая походка, не допускается во время ходьбы размахивать руками, широко шагать.
  7. Не качайте ногой, не ерзайте на стуле.
  8. Некрасиво подпирать голову рукой во время разговора.
  9. Не скрещивайте руки на груди, если не желаете показать свое недовольство или же желание прекратить разговор.
  10. Исключите жесты, которые могут быть расценены как попытка затянуть время: закуривание сигареты, протирание очков и пр.

Правила делового этикета: ведение телефонных разговоров

Многие думают, что просто вести телефонные разговоры. Однако это неправда. При таких разговорах нужно быть кратким, но в то же время уметь давать емкий ответ, как и при составлении того же делового письма.

Как правильно вести себя при телефонном разговоре? Что следует говорить?

Этикет делового человека: общение в ресторане

Очень часто деловое общение происходит в ресторанах. Как правильно себя в этом случае себя стоит вести?

  • Мужчина пригласил женщину-партнера? Он должен прийти заранее, уточнить местонахождение заказанного столика, после чего встретить даму и проводить ее до стола.
  • Зеркало при входе используется для оценки своего внешнего вида. Недочеты следует исправлять в туалетных комнатах.
  • Мужчины всегда идут впереди женщин, тем самым, как бы указывая путь к заказанному столику.
  • Для деловых встреч следует выбирать места у стены, чтобы быть лицом к залу, либо в середине зала, но лицом к входу.
  • Дама садится первой, затем – мужчина, но меню предлагает мужчина даме, а не наоборот.
  • К знакомым не следует подсаживаться за столик без приглашения.
  • Не нужно громко, долго звать официанта и при этом стучать столовыми приборами по бокалу.
  • Недопустимо сидеть за столиком и причесываться, насвистывать, петь, поигрывать какими-то предметами, читать что-то, кроме меню.
  • Не следует переговариваться с людьми, сидящими за соседним столиком.
  • Если мимо проходят знакомые, не нужно вставать, их приветствуя.
  • При отсутствии спутницы необходимо уделять внимание даме, которая сидит справа.
  • На танец можно приглашать дам, даже незнакомых, но в том случае, если женщина не знакома вам, то приглашение не должно быть сделано более 2 раз.
  • Курить во время танца нельзя. Желательно и не разговаривать.
  • Тот, кто выступил инициатором встречи, первым предлагает покинуть ресторан.
  • Расчет следует производить после того, как все сидящие за столом закончили есть. При этом расплачиваться должен инициатор встречи, мужчина всегда платит за даму. При посещении ресторана компанией следует оговорить оплату заранее.
  • Сумма в оплату счета кладется на тарелочку, на которой подавался счет.
  • При выходе из ресторана мужчина помогает даме одеваться, после чего он обязан проводить ее до дома.
  • Признак плохого тона – подача даме левой руки.

Этикет беседы за столом

  1. Разговор должен строиться на обсуждении спокойных тем. Можно говорить на темы, повышающие аппетит. Но не обсуждайте стоимость блюд, напитков.
  2. Шепот на ухо недопустим, а разговаривать можно как с партнером, так и с ближайшими соседями, но без помех приему пищи.
  3. Не следует дотрагиваться до собеседника в целях привлечь внимание.
  4. Если хочется чихнуть, то делать это следует негромко и при этом сразу же нужно извиниться. Если кто-то чихнул другой, нужно оставить данный казус без внимания.
  5. Желаете произнести тост? Используйте для этого паузу между приемом блюд. Не старайтесь говорить долго и эффектно. При этом перед началом речи можно предложить наполнить рюмки.
  6. Если кто-то другой произносит застольную речь, следует в это время молчать.

Безусловно, правила делового этикета достаточно многочисленны. Но однажды их освоив, получится приобрести имидж тактичного и воспитанного человека, что важно для любого бизнесмена.

Правила поведения важно соблюдать и в общественной жизни, и в деловой среде, чтобы не оказаться в неудобном положении. Формирование негативного имиджа в сфере бизнеса грозит убытками, поэтому необходимо знать деловой этикет и придерживаться его основных принципов.

Встреча

Деловой этикет в России

На территории РФ проживают представители разных национальностей, каждой из которых присущи поведенческие нормы. При этом они могут различаться в зависимости от региона проживания. Такого понятия, как общепринятый деловой профессиональный этикет, в России не существует. Но в любых ситуациях принято быть вежливым, тактичным, доброжелательным.

В силу того что российским бизнесменам приходится общаться с отечественными и зарубежными партнерами, сформировались особенности деловой этики:

Сравнение с другими странами

Трудолюбивые, пунктуальные, рациональные и организованные немцы ведут себя официально и сдержанно, поэтому могут показаться недружелюбными. При встрече у них принято пожать руку и обменяться визитными карточками.

Немцы требуют от партнеров строгого соблюдения обязательств, нарушение которых чревато штрафами. Работая с немецким заказчиком, необходимо предоставить гарантии на свою продукцию. После ужина в ресторане каждая сторона оплачивает свой счет.

Этикет Германия

Сдержанные, немногословные и справедливые англичане рассчитывают на честность в партнерских отношениях. С англичанином нельзя обсуждать личную жизнь партнеров по бизнесу.

В Англии соблюдаются все традиции и формальности. Без разрешения к человеку нельзя обращаться по имени.

В официальной среде используются обращения — мисс, миссис, мистер. Перед встречей следуют ознакомиться с титулами и званиями королевства.

На деловой встрече первым представляют клиента, делая акцент на его важности. Не стоит ждать от англичан быстрого принятия решения, но если они берут на себя обязательства, то всегда их исполняют. Но как только заканчивается рабочее время, англичане прекращают все деловые разговоры и переключаются на отдых.

Англия этикет

Французы не отличаются пунктуальностью, поэтому могут приходить с опозданием на 15-20 минут. Причем чем выше занимаемая должность делового партнера-француза, тем дольше придется его ждать. При встрече принято пожать руку.

На ужин с партнером-французом следует приходить с небольшим презентом: бутылкой шампанского, коробкой конфет или цветами. Встреча начинается с достаточно продолжительного обсуждения новостей в сфере искусства и культуры. Личную жизнь не обсуждают.

Франция

Американцы проявляют настойчивость и жесткость в переговорах, рьяно защищают свои интересы и могут навязывать свои требования. Улыбка на лице американца — это хороший знак.

Переговоры проводятся за завтраком, обедом или ужином. На встречу с американцем следует идти с красиво оформленной открыткой. Дорогой презент может быть воспринят негативно.

Америка этика

При встрече принято поклониться — чем ниже поклон, тем большее уважение демонстрируется. Но современный деловой этикет японцев все чаще сводится к рукопожатию в качестве приветствия. При первом знакомстве бизнесмены обмениваются визитками.

В Японии не принято называть партнеров по имени, это допускается только в кругу семьи и близких друзей. Японцы стараются избегать столкновения интересов.

Их партнеры часто оказываются в ситуации, когда сделка срывается практически на стадии подписания договора. При этом японцы умудряются отказать, не озвучив отрицательного ответа.

В Японии принято приходить на встречу с подарком, который принимают двумя руками. Внешнее оформление презента намного важнее самого подарка.

Япония этикет

Разница этики и этикета

Этика и деловой этикет — это понятия, которые имеют различия.

Этика — это термин из области философии, который связан с нравственностью и моралью, милосердием и справедливостью в отношениях с окружающими.

Этика как наука выполняет несколько функций:

  • разъясняет основы и принципы морали;
  • прививает нравственные ценности;
  • помогает понять, что такое зло и добро.

Этикет представляет собой правила поведения, которые присущи для общества, и имеет многовековое происхождение. Его нормы зародились в эпоху древних цивилизаций, когда люди соблюдали ритуалы и иерархию.

Деловая этика впервые была применена на церемониале, который проходил во дворце Людовика XIV во Франции. Гостям были выданы карточки с правилами поведения на королевском приеме.

Знание норм этикета позволяет проявлять обходительность, правильно подбирать дресс-код и вести себя надлежащим образом. Регулярное нарушение деловой этики вызовет негодование со стороны общественности, после чего человеку будет сложно восстановить хорошую репутацию.

Различия слов

Польза от знания правил поведения

Современный этикет далек от того этикета, который был принят в прошлых столетиях. Молодые люди позволяют себе приходить на встречу в джинсах и футболке, использовать смайлы в интернет-общении, дружественно хлопать собеседника по плечу. Но такое поведение допустимо только в узком кругу.

Если бизнесмен в таком виде придет на встречу с высокопоставленным лицом или иностранным инвестором, который представляет старшее поколение, то рискует своей репутацией.

Зная основы делового этикета, можно произвести хорошее впечатление на коллег и партнеров с первых минут общения, а также показать другим людям примеры правильного поведения.

Основные принципы и правила

Незнание основных правил и принципов бизнес-этикета или их несоблюдение приводит к сложностям в ведении переговоров.

Следующие базовые принципы помогут избежать возможных проблем:

  1. Соблюдение сроков, оговоренных в соглашении. Несоблюдение сроков считается неуважением и признаком отсутствия профессионализма. Бизнесмен должен уметь планировать свое рабочее время так, чтобы все делать вовремя.
  2. Грамотная устная и письменная речь. В общении нельзя использовать грубые слова, неуместны речевые ошибки, неправильная расстановка ударений.
  3. Четкая и краткая формулировка мыслей. Следует исключить сухие и шаблонные фразы, но и излишние эмоции не должны присутствовать. Оптимальный вариант — это уверенный и спокойный тон.
  4. Умение слушать. Когда говорит собеседник, нельзя его перебивать и подсказывать ему слова. При общении следует проявлять сдержанность и терпеливо слушать, даже если собеседник медленно высказывается и сбивается.
  5. Уважение к коллегам и партнерам. Необходимо наладить обратную связь с подчиненными и клиентами, отвечать на вопросы, которые не имеют отношения к проекту. Необходимо находить компромиссы и общаться так, чтобы клиенты и коллеги ощущали заботу и поддержку.
  6. Соблюдение конфиденциальности. Нельзя разглашать коммерческую тайну, даже если состоялась устная договоренность.

Взаимное общение

Внешний вид

По нормам этикета принято носить костюм, дополненный обувью и аксессуарами. Неряшливый вид ассоциируется с забывчивостью и суетливостью. Аккуратность свидетельствует об организованности, умении ценить свое и чужое время.

Разновидности дресс-кода

  1. White Tie. Торжественный прием, на который мужчины приходят в черном фраке и белом жилете. Обязательные аксессуары — белый платок и белый галстук-бабочка. Желательно иметь при себе белые перчатки, карманные часы и тонкую трость. Женщины надевают платье в пол, укладывают волосы, делают макияж. Из аксессуаров — длинные перчатки, меховая накидка, драгоценности, миниатюрная сумочка.
  2. Black Tie. Одежда в стиле свадьбы или праздничного приема. Мужчины приходят в смокингах, строгих брюках и черной бабочке, которая должна быть завязана, а не закреплена как значок. На ногах классические дерби или оксфорды, только не лаковые. Для женщин предусмотрены туфли на каблуке и длинные вечерние наряды, допускаются коктейльные платья до колена. Аксессуары — дорогая бижутерия.
  3. Cocktail. Для мужчин — классические темные костюмы, яркая бабочка, но можно и без нее, длинные носки на несколько тонов темнее, чем брюки. Важно, чтобы галстук не касался пуговицы на брюках, нижняя пуговица на пиджаке была расстегнута, а из-под рукавов на 1-2 см выглядывали манжеты. Для женщин — коктейльное платье, туфли на высоком каблуке.
  4. Smart и Business Casual. Допускается, чтобы мужчина надел костюм, а под него джемпер или водолазку. Возможный вариант — пиджак и джинсы. Женщины должны выбрать одежду в классическом элегантном стиле, дополнив ее обувью и интересными аксессуарами.
  5. Костюмированная вечеринка. Наряд выбирается с учетом тематики вечера. Необязательно подбирать тематический костюм, достаточно воспользоваться несколькими характерными деталями.

Основные принципы дресс-кода:

  1. Мужчины приходят на бизнес-мероприятия в деловом костюме или в рубашке с брюками. В зависимости от формата встречи, можно надеть рубашку, джинсы и пиджак. Женщины — в костюме, юбке-карандаше и блузке. Под запретом декольте и мини.
  2. Аксессуаров должно быть немного. У мужчин — запонки и часы. На женщине должно быть не более двух аксессуаров: серьги и цепочка, серьги и кольцо и т. д.
  3. Волосы аккуратно подстрижены или уложены. Мужчины укладывают усы и бороду.
  4. На руках — маникюр.
  5. Независимо от погоды обувь должна быть чистой.
  6. Если на теле есть пирсинг или татуировки, то их следует прикрыть одеждой.

Строгость дресс-кода зависит от ответственности деловой встречи.

Разновидности дресс кода

Жестикуляция и мимика

Фамильярство, использование неуместных жестов, размахивание руками могут стать причиной расторжения сделки.

Чтобы этого не случилось, следует помнить:

  • важно, чтобы осанка была прямой, а движения — сдержанными;
  • уверенный взгляд направлен в глаза собеседнику;
  • необходимо контролировать свои эмоции и мимику;
  • допускается только рукопожатие.

Правильные движения и мимику можно прорепетировать перед зеркалом, чтобы при встрече не проявлять суетливость и нервозность. Предприниматели-профессионалы должны владеть языком тела и знать основные составляющие делового этикета.

Жесты рук

Общение с партнерами

Правила делового общения:

  1. Проявлять уважение к собеседнику и не опаздывать на встречу.
  2. Уметь слышать и слушать, не перебивать собеседника, пока он не закончит речь.
  3. Уметь грамотно говорить и писать, не используя словесный мусор.
  4. Сформировать дикцию без дефектов.

Правила организации рабочего места

Люди творческих профессий часто оправдывают бардак в кабинете и на рабочем столе спецификой своей работы. Однако порядок на столе улучшает работоспособность и упорядочивает мысли, а также производит хорошее впечатление на окружающих.

Рабочее место организованно правильно, если на столе не разбросаны бумаги, на нем нет пыли, большого количества семейных фотографий, сувениров и прочих личных предметов. Бумаги и папки аккуратно сложены и строго расположены на столе.

Рабочее место в офисе

Этикет переговоров

Для бизнесмена важно владеть навыками ведения деловых переговоров. К ним следует подготовиться, определиться с целями и сформировать план действий. Выбрать место и время, которые будут удобны двум сторонам переговоров.

Переговоры пройдут удачно, если получится завладеть вниманием собеседника, установить доверительные отношения. Деловое общение должно проходить по намеченному плану. Каждый его пункт следует фиксировать, а достигнутые результаты — анализировать. Переговоры завершаются, когда все намеченные цели достигнуты.

Ошибки и их избежание

Во время переговоров не стоит делать следующее:

  1. Относиться к собеседнику как к противнику.
  2. Проявлять враждебность, скрытность и подозрительность.
  3. Акцентировать внимание на том, что регион или город, в котором находится компания, лучше других.
  4. Выбирать коллективистский тип мышления. Он свидетельствует о нежелании принимать на себя обязательства.
  5. Занимать авторитарную позицию, при которой участники своей делегации не владеют полной информацией.
  6. Вести переговоры жестко, не идти на уступки и компромиссы.
  7. Стараться избегать обсуждения проблем, переводить ход переговоров в другое тематическое русло, настаивать на перерыве, заранее, зная, что после него не последует обсуждение неудобного вопроса.
  8. Не учитывать региональные и национальные особенности партнеров.
  9. Не выполнять обязательства, которые были оговорены.

Этикет деловых переговоров по телефону

Правила делового этикета следует соблюдать и во время проведения телефонных переговоров.

Подготовка к беседе и приветствие

Перед началом разговора следует наметить вопросы для обсуждения, чтобы не пришлось перезванивать и повторно обговаривать тему.

Если после 5-7 гудков абонент не отвечает, то, возможно, он занят. Не надо надоедать и ожидать ответа. Услышав ответ, следует попросить позвать к телефону абонента, назвав его имя и отчество.

Прежде чем приступить к обсуждению вопроса, следует поинтересоваться, удобно ли сейчас собеседнику разговаривать. Если он занят, то необходимо уточнить время, в которое можно перезвонить. Получив отказ на повторный звонок, не стоит перезванивать.

Этикет деловых переговоров предполагает, что звонить по работе можно в период с 9:00 до 21:00.

Звонить на личный номер допускается только в экстренном случае.

По телефону

Начало и конец разговора

Ответив на звонок, необходимо поздороваться, добавить название своего предприятия и представиться. Совершая звонок, следует повторить эти же действия.

Прежде чем ставить разговор на паузу или включать громкую связью, следует получить согласие абонента.

В ходе разговора нельзя пить чай или кофе, параллельно заниматься посторонними делами, просматривать документацию и работать на компьютере. Но допустимо делать записи в блокноте по теме разговора.

Если в процессе разговора прерывается связь, то необходимо перезвонить собеседнику. В иной ситуации должен перезванивать тот, кто инициировал разговор.

По телефону надо говорить кратко, чтобы решение вопроса заняло не более 10 минут. Если этого времени недостаточно, то беседу стоит продолжить в Skype или договориться о личной встрече.

Переписка через интернет

Современные предприниматели часто общаются посредством социальных сетей и мессенджеров, считая такой способ удобным и менее формальным.

Но даже при таком общении необходимо соблюдать этикет делового письма:

  1. Недопустимо фамильярное общение, к собеседнику обращаются по имени и отчеству.
  2. Не следует пользоваться большим количеством смайлов.
  3. Не акцентировать внимание на важных мыслях с помощью крупного шрифта. Многие люди воспринимают это негативно.
  4. Перед общением следует изучить профиль человека, чтобы понимать, чем он увлекается, в каких обсуждениях участвует, что публикует.

Переписка

Этика деловых отношений

Человек, соблюдающий этикет деловых отношений, придерживается таких принципов:

  1. Вежливое, доброжелательное, приветливое отношение к коллегам.
  2. Корректное поведение. Если приходится сталкиваться с недобросовестными партнерами, необходимо подавлять негативные эмоции.
  3. Тактичное общение с коллегами и клиентами.
  4. Проявление деликатности при разговоре. Допускаются искренние комплименты.
  5. Скромность в поступках. Человеку несложно доверять, если он ведет себя уравновешенно.
  6. Выполнять свои обязанности и обязательства.

Соблюдая основные правила делового этикета, можно быстро наладить партнерские отношения, заручиться поддержкой инвесторов, сформировать клиентскую базу. Знание базовых норм и принципов позволит принять верное решение в любой ситуации, развивать бизнес.

Читайте также: