Становление президентской республики в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В республиках в 1989-1990 годах происходит выборы собственных властных органов, взявших решительный курс на самоотделение и независимость от Центра. Это не конституционное и стихийное провозглашение независимости от Центра национальных государственных образований в условиях не дееспособности союзных властей в национальном вопросе только усиливало их внутреннюю нестабильность и расшатывало устои Советского Союза, что, в конце концов, привело к его краху.

В декабре 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступило на путь самостоятельного существования.

Становление Президентской республики.

17 марта 1991 года состоялся референдум по вопросу сохранения обновленного Союза. Ряд республик отказались принять в нем участие (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония). Из принявших в голосовании граждан СССР (а проголосовало 75,4% жителей Советского Союза) 76% высказалось за сохранение обновленного союза. Одновременно в РСФСР на вопрос о необходимости выбора собственного президента 80% населения высказалось положительно.

Результаты референдума позволили Президенту СССР М.С.Горбачеву начать активную работу по подготовке нового Союзного договора. Уже в апреле 1991 года в Ново-Огареве состоялась его встреча с лидерами 9 из 15 союзных респуб1лик, и велись переговоры о его подписании. Встречи и консультации по этому вопросу продолжались всю весну и лето 1991 года. 24 июля М.С.Горбачев заявил, что работа над новым договором завершена и его подписание намечено на 20 августа. Задуманный и согласованный в общих чертах проект образования Союза Суверенных государств предусматривал создание конфедерации, но с сохранением института президентской власти. Подписание этого договора означало, по сути, устранение ряда сложившихся в СССР государственных структур вместе с их руководством и аппаратом и замену их новым. Это едва ли могло устроить консервативно настроенное крыло руководства прежнего Советского Союза.

На фоне этих попыток сохранения Союза (хотя бы в меньших, чем ранее масштабах) в РСФСР состоялись выборы первого президента России. В борьбе за голоса избирателей приняли участие шесть кандидатов: В.В.Бакатин – бывший министр внутренних дел СССР, Б.Н.Ельцин – Председатель Верховного совета РСФСР, В.В. Жириновский – председатель Либерально-демократической партии, генерал А.М.Макашов – командирующий Приволжско-Уральским военным округом, Н.И.Рыжков – бывший Председатель Совета министров СССР (до 1991 года) и А.Г.Тулеев – председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов. В первом туре выборов, состоявшемся 12 июня 1991 года, 57% голосов избирателей были отданы Б.Н.Ельцину. Россия обрела своего президента. Пост вице-президента занял А.В.Руцкой.

События августа 1991 года и их последствия

Намеченное на 20 августа 1991 года подписание Союзного договора не могло не подтолкнуть сторонников сохранения прежнего СССР на решительные действия. В случае реализации планов образования Союза Суверенных государств могла бы полностью измениться структура прежнего Советского Союза вместе с его высшим руководством. Кроме этого катализатором замыслов консервативной части союзного руководства по сохранению СССР любыми возможными, не исключая и силовые, способами был указ президента РСФСР Б.Н.Ельцина о департизации (июнь 1991 года), согласно которому в государственных учреждениях РСФСР запрещалась деятельность любых партий. Тем самым наносился удар по монопольному положению КПСС. Началось вытеснение партийной номенклатуры из властных структур и замена ее новыми людьми из окружения Ельцина.

В отсутствие Президента СССР М.С.Горбачева, отдыхавшего в Крыму, 19 августа 1991 года некоторые представители высшего руководства СССР

Сопротивление действиям ГКЧП возглавили руководители России – Президент Б.Н.Ельцин, глава правительства И.С.Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатов, вице-президент РСФСР А.В.Руцкой, которые в случае победы путчистов лишались своей власти в республике. Действия ГКЧП были объявлены как незаконный антиконституционный переворот (правда, в Конституции СССР 1977 года не были представлены также и те структуры, от имени которых выступали функционеры РСФСР). ГКЧП и его решения были также объявлены незаконными. По призыву Б.Н.Ельцина тысячи москвичей заняли оборону вокруг дома Правительства России. Введенные в столицу войска не предпринимали каких-либо действий. Элитные подразделения КГБ устранились от каких-либо решительных действий в пользу путчистов. Не обошлось и без трагического кровопролития, в котором были виновны некоторые части войск, командиры которых решили двинуться на защиту Белого дома, не согласовав свои действия с руководителями его обороны. Путчисты пребывали в растерянности, никак не ожидая такого поворота событий. Вскоре они были арестованы.

Внутриполитическая борьба (1991-1997 годы)

После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Самое поразительное заключалось в том, что центробежные тенденции, начало которым было положено самим российским руководством (тезис президента Б.Н.Ельцина в возможностях для российских автономий принять на себя столько суверенитета и полномочий, сколько они смогут реализовать), угрожали единству и целостности России. Практически все российские автономии сразу же заявили о своем суверенитете, а некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия и Чечня) даже взяли курс на выход из состава Российской Федерации.

В сложившейся обстановке с большим трудом удалось 31 марта 1992 года подписать Федеративный договор, определявший характер взаимоотношений между субъектами Российской федерации (республики, края, области, округа, а также Москва и Санкт-Петербург), обозначавший и границы государства. К договору не присоединились лишь Чечня и Татарстан. Он был одобрен VI съездом народных депутатов и стал началом конституционной реформы в России.

Отсутствие четко обозначенных конституционных положений, касающихся властных структур государства, дискуссии о проектах Конституции привели к обострению отношений президента и парламента. Сложилось своеобразное двоевластие – в оппозицию к президенту вступили Председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и вице-президент А.В.Руцкой. Они пользовались поддержкой значительной части народных депутатов и определенных политических сил.

Сложившаяся тупиковая ситуация могла решиться, как это бывало раньше, двояко – либо взаимным компромиссом и уступками, либо открытым противостоянием, предполагавшем силовые методы ее разрешения. Но ни одна из сторон идти на уступки не пожелала. Открытая конфронтация в условиях назревавшего внутриполитического кризиса становилась неизбежной.

2 октября 1993года по Москве прокатилась волна многочисленных массовых демонстраций, организованных оппозицией. Противостояние достигло своего апогея. По призыву Руцкого и Хасбулатова 3 октября их сторонники начали штурм здания московской мэрии и телецентра. В ответ Б.Н.Ельцин ввел в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. Но если в августе 1991 года войска старались соблюдать нейтралитет, то уже утром 4 октября 1993 года по приказу президента танки обстреляли боевыми снарядами Белый дом, где находилось несколько сотен его защитников. Обстрел из танковых орудий вызвал пожар в здании и гибель многих ни в чем не повинных людей. В результате осады и обстрела здания, во второй половине дня 4 октября оно было захвачено верными президенту войсками, а оставшиеся в живых укрывшиеся в нем депутаты Верховного Совета, в том числе и руководители сопротивления, были арестованы.

В ходе референдума была принята и новая Конституция России, согласно которой Российская Федерация становилась президентско-парламентской республикой. Президент получил значительные полномочия. Он формировал правительство, мог выступать с законодательной инициативой, в ряде случаев имел право распускать органы законодательной власти, мог издавать указы по ключевым политическим и экономическим вопросам. Двух палатный парламент – Федеральное Собрание – выступал в качестве законодательного органа. Он состоял из Совета Федерации, формирующегося из представителей субъектов федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по партийным спискам, так и избирательным округам. Третьей властью, согласно новой Конституции Российской Федерации, являлся Конституционный суд, призванный контролировать исполнение Конституции и имеющей право толкования, отдельных ее статей.

28 апреля 1994 года представители органов исполнительной и законодательной власти, лидеры большинства политических партий, общественные деятели, представители духовенства, руководители субъектов федерации подписали Договор об общественном согласии, что открывало перед Россией возможность достижения политической стабильности в обществе.

В декабре 1994 года начался вооруженный конфликт в Чечне. Власти России решили использовать войска для подавления сепаратистского режима генерала Д.Дудаева. Это привело к многочисленным жертвам с обеих сторон и резко усилило политическую и экономическую напряженность в стране. Бесславная война в Чечне, принесшая горе и страдания всему российскому народу, а также многочисленные жертвы с обеих сторон, завершилась поражением российского военного и политического руководства.

В августе 1996 года президент Б.Н.Ельцин поручил секретарю Совета безопасности А.И.Лебедю начать переговоры об окончании войны. Соглашение, заключенное с сепаратистами, предусматривало прекращение боевых действий, вывод Российских войск с территории республики и свободные выборы президента Чечни. 21 января 1997 года президентом республики Ичкерия (Чечня) был избран А.Масхадов.

Летом 1996 года состоялись новые выборы президента Российской Федерации. Большинство голосов избирателей получил Б.Н.Ельцин. Кандидатуру Б.Н.Ельцина поддержали 53,5 % избирателей. 9 августа 1996 года состоялась процедура вступления Б.Н.Ельцина в должность президента Российской Федерации.

Основные черты внешней политики России

После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств для России сложилась новая внешнеполитическая ситуация. Страна лишилась своих традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе. На всем протяжении своих границ Россия получила целый ряд независимых государств, бывших союзных республик, правительства которых, например стран Балтии, невсегда дружелюбно были настроены по отношению к своему соседу.

С 1992 года начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдавии, Таджикистана. Полностью выведены российские войска из Армении. Обустройство этих войск в новых местах дислокации обернулось для России значительными финансовыми затратами. С другой стороны, российские миротворческие вооруженные формирования осуществляют свою гуманную миссию в Таджикистане, Абхазии и ряде других горячих точек. Российские пограничные части охраняют таджикско-афганскую границу.

И все же, одной из первоочередных задач российского руководства по отношению к странам СНГ и ближнего зарубежья остается налаживание с ними взаимовыгодного сотрудничества, культурных и образовательных связей. Спорные вопросы решаются в процессе переговоров. В этом отношении СНГ играет свою положительную роль в укреплении связи между его участниками.

В последнее время усилились интеграционные процессы между Белоруссией и Россией. 30 мая 1997 года президентами России и республики Беларусь был подписан Устав нового союза, однако противников объединения этих двух славянских государств остается немало как с одной, так и с другой стороны. Тем не менее, 10 июня ратифицированный обеими сторонами договор и Устав вступил в силу.

В отношении дальнего зарубежья внешняя политика России, ставшей правопреемницей СССР, характеризуется стремлением наладить дружественные и добрососедские отношения со всеми миролюбивыми государствами. Уже в 1992 году на встрече президентов России и США в Кэмп-Дэвиде было заявлено, что отношения между этими двумя ранее противоборствовавшими государствами теперь характеризуются дружбой и партнерством.

В январе 1993 года между Россией и США был подписан договор ОСНВ-2, предусматривавший значительное сокращение ядерного потенциала двух стран. 31 августа 1994 года завершился вывод российских войск из Германии и Прибалтики. Еще раньше они покинули Польшу и Венгрию. Благодаря усилиям российской дипломатии значительно улучшились отношения с Южной Кореей и Китаем, с рядом арабских государств. Россия оказывает большую поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В июне 1995 года Россия присоединилась к программе НАТО (Партнерство во имя мира), потребовав создания новой системы безопасности в Европе и отказа от расширения НАТО на Востоке. Однако это последнее требование руководство НАТО проигнорировало. Вскоре ожидается вступление в НАТО ряда стран Центральной и Восточной Европы, входивших ранее в состав социалистического содружества (Польши, Чехии, Венгрии). Переговоры президента России с руководителями западных держав, а также с Генеральным секретарем НАТО по этому вопросу пока успеха не принесли.

В конце июня 1997 года в Денвере (США) состоялась встреча лидеров семи наиболее развитых стран мира, на которую был приглашен и президент России. Несмотря на то, что России пока еще не удалось вступить в эту престижную международную организацию в качестве полноправного члена, факт участия президента России в ее работе весьма показателен.

Миролюбивая политика, которую проводит российское руководство на международной арене, значительно укрепляет его авторитет в очень трудный период становления нового государства.

Подходя к порогу нового тысячелетия, оглядываясь назад, мы смогли увидеть, сколь мучительным, трудным, порой трагическим и кровавым для России был поиск своего специфического пути в новую цивилизацию. Страна оказалась в эпицентре двух мировых воин, понесла огромные людские и материальные потери. Разрушительными по своему характеру явились две революции – в начале и конце века, потрясшие до самых основ все общество. Неоправданными стали попытки в поисках светлого, возвышенного идеала навязать сверху, подчинить все стороны жизни людей абстрактным схемам (социалистической и др.).

Цена побед, поражений и экспериментов оказалась чрезвычайно высокой. XX век войдет в историю страны как в известной мере рубежный, когда мучительно трудным был поиск ответа на поставленный суровой действительностью, всей обстановкой в мире вопрос о будущем России и ее народа.

Россия в конце XX века делает очередную попытку найти свою национальную модель движения к прогрессу, к миру, созданию условий для всестороннего развития всех национальностей, социальных групп и слоев, отдельных граждан.

Но есть и другая сторона истории, делающая внешний прихотливый, изменчивый процесс непрерывным, развивающимся, открывающим все более широкий простор для участия человека в выборе своей судьбы. Это направление определилось рядом факторов: мессианство и коллективизм как черты общественного сознания, духовность и православие, многообразные проявления взаимопомощи народов, населяющих страну, втягивание в общецивилизационный процесс различных регионов и народов огромной державы. Опираясь на этот исторически сложившийся фундамент, Россия , несмотря на трагедии, огромные потери, ошибки и заблуждения, находила в себе огромные резервы, творческие силы, чтобы упорно подниматься, двигаться вперед. За столетие облик страны разительно преобразился.

Из этой обыденности, повседневности вырастала непреодолимая тяга к личной свободе, демократии, миру, национальному самосознанию, желание видеть свою родину на достойном месте в общемировом процессе. В неуклонном движении народа к прогрессу, к обустройству большого российского дома заключен исторический оптимизм, с которым страна смотрит в свое будущее.

Список используемой литературы

1) История (учебное пособие для поступающих в вузы) С.В.Новиков – канд. истор. наук, доцент (МГУ им. М.В.Ломоносова)

2) История отечества XX век (уч. 11 класс) В.П.Дмитренко, В.Д.Есаков, В.А.Шестаков

В республиках в 1989-1990 годах происходит выборы собственных властных органов, взявших решительный курс на самоотделение и независимость от Центра. Это не конституционное и стихийное провозглашение независимости от Центра национальных государственных образований в условиях не дееспособности союзных властей в национальном вопросе только усиливало их внутреннюю нестабильность и расшатывало устои Советского Союза, что, в конце концов, привело к его краху.

В декабре 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступило на путь самостоятельного существования.

Становление Президентской республики.

17 марта 1991 года состоялся референдум по вопросу сохранения обновленного Союза. Ряд республик отказались принять в нем участие (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония). Из принявших в голосовании граждан СССР (а проголосовало 75,4% жителей Советского Союза) 76% высказалось за сохранение обновленного союза. Одновременно в РСФСР на вопрос о необходимости выбора собственного президента 80% населения высказалось положительно.

Результаты референдума позволили Президенту СССР М.С.Горбачеву начать активную работу по подготовке нового Союзного договора. Уже в апреле 1991 года в Ново-Огареве состоялась его встреча с лидерами 9 из 15 союзных респуб1лик, и велись переговоры о его подписании. Встречи и консультации по этому вопросу продолжались всю весну и лето 1991 года. 24 июля М.С.Горбачев заявил, что работа над новым договором завершена и его подписание намечено на 20 августа. Задуманный и согласованный в общих чертах проект образования Союза Суверенных государств предусматривал создание конфедерации, но с сохранением института президентской власти. Подписание этого договора означало, по сути, устранение ряда сложившихся в СССР государственных структур вместе с их руководством и аппаратом и замену их новым. Это едва ли могло устроить консервативно настроенное крыло руководства прежнего Советского Союза.

На фоне этих попыток сохранения Союза (хотя бы в меньших, чем ранее масштабах) в РСФСР состоялись выборы первого президента России. В борьбе за голоса избирателей приняли участие шесть кандидатов: В.В.Бакатин – бывший министр внутренних дел СССР, Б.Н.Ельцин – Председатель Верховного совета РСФСР, В.В. Жириновский – председатель Либерально-демократической партии, генерал А.М.Макашов – командирующий Приволжско-Уральским военным округом, Н.И.Рыжков – бывший Председатель Совета министров СССР (до 1991 года) и А.Г.Тулеев – председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов. В первом туре выборов, состоявшемся 12 июня 1991 года, 57% голосов избирателей были отданы Б.Н.Ельцину. Россия обрела своего президента. Пост вице-президента занял А.В.Руцкой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

В марте 1992 г. подписан Федеральный договор о взаимоотношениях между входящими в состав РФ субъектами (республиками, краями, областями, округами)

Не подписали договор Татарстан (присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия) и Чечня.
В 1992 г. правительство во главе с Е. Т. Гайдаром начала осуществляться экономическая реформа, основанная на 1) либерализации (свободе) цен,
2)приватизации;
3) развитии предпринимательства.
Эти меры привели к значительному ухудшению уровня жизни, обострил обстановку в стране.

В стране сложилось своеобразное двоевластие:
В стране сложилось своеобразное двоевластие:

Летом Конституционной комиссией был разработан проект новой Конституции, но это не ослабило напряженность в стране.
К началу осени 1993 г. противоборство двух ветвей власти достигло кульминации.

Основным политическим итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти сверху донизу.
Основным политическим итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти сверху донизу.
12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное собрание и одновременно референдум по принятию новой Конституции, которая была одобрена большинством населения страны.

В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.
Конституция существенно увеличила полномочия президента, Россия становилась президентско-парламентской (смешанной республикой).

1. с января 1992 г. цены освобождались от государственного регулирования (либерализация цен).

2. Отменялось государственное дотирование (финансирование) убыточных отраслей и регионов, предприятия переводились на полное самообеспечение.

Другим направлением экономической реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную).
Руководителем программы приватизации стал председатель комитета по управлению имуществом А. Б. Чубайс.
Приватизация проводилась в 2 этапа. На первом – 1992-1993 гг. – объявлялось о безвозмездной передаче всем гражданам России части государственной собственности путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера).

Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование.
Однако на деле в условиях обнищания и экономической безграмотности населения ваучеризация привела к распродаже за бесценок предприятий и целых отраслей.
Приватизация привела по существу к деиндустриализации России. Произошел глубокий социальный раскол общества. Лишь 5% населения получили собственность и экономическую власть.

1. формирование широкого слоя частных собственников;
1. формирование широкого слоя частных собственников;
2. повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;
3. привлечение в реальный сектор экономики инвестиций, в том числе иностранных;
4. уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие увеличения доходов и уменьшения расходов государства.

Президент – принципиально новый для России государственный институт, который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства в России использовался опыт зарубежных стран. Этот институт распространен в мире и имеет заметные особенности в разных странах. В одних государствах их называют президентскими республиками – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти.

В мировой практике, как уже говорилось, встречается сочетание черт и парламентарной, и президентской республики – смешанные формы правления (которые оказали влияние на конструирование института президентства в России). Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве.

При организации президентской власти в Российской Федерации использован опыт разных государств, но, естественно, в РФ она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции России 1993 г. значительно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РФ у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей компетенции. Оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

Принятие Конституции РФ 1993 г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, включающая преобладающие черты президентской республики и элементы смешанной формы правления; моменты, свойственные советской форме государственности, были устранены. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения власти. Внесены большие изменения, новшества в правовой статус Президента РФ, он усилен.




Президент – принципиально новый для России государственный институт, который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства в России использовался опыт зарубежных стран. Этот институт распространен в мире и имеет заметные особенности в разных странах. В одних государствах их называют президентскими республиками – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти.

В мировой практике, как уже говорилось, встречается сочетание черт и парламентарной, и президентской республики – смешанные формы правления (которые оказали влияние на конструирование института президентства в России). Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве.

При организации президентской власти в Российской Федерации использован опыт разных государств, но, естественно, в РФ она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции России 1993 г. значительно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РФ у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей компетенции. Оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

Принятие Конституции РФ 1993 г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, включающая преобладающие черты президентской республики и элементы смешанной формы правления; моменты, свойственные советской форме государственности, были устранены. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения власти. Внесены большие изменения, новшества в правовой статус Президента РФ, он усилен.

Читайте также: