Кратко сформулированные сжатые мысли в одном предложении

Обновлено: 07.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.

Выделяют основные приёмы сжатия текста:

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата . (И. Соколов-Микитов)

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно . (Ю. Казаков)

♦ Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.

♦ Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.

Пример 1.

Текст (отрывок из рассказа Ю.Казакова "Тихое утро")

Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)

(Ю.Казаков "Тихое утро")

Применяем следующие способы сжатия текста:

1) упрощение: замена сложного предложения простым:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. - Яшка проснулся очень рано.

2) исключение: исключение фрагмента предложения:
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. - Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя.

Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. - Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.

3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием:

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. - Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.

► Возможный вариант сжатого текста

Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. (36 слов)

Пример 2.

Текст (по В. Солоухину)

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы , я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. В от растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана , подобно матери , успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (144 слова)

✅ Шаг 1 . Записываем мысль. Теми словами, что первыми пришли на ум. Скорее всего, это будет длинное предложение, со множеством деепричастий или подчинительных союзов:

Профессор отметил, что при изучении птиц на острове Южная Георгия, который расположен в южной Атлантике, многие исследователи были одурманены из-за того, что были окружены пингвиньими фекалиями.

✅ Шаг 2. В первую очередь избавляемся от сложных конструкций. Причастные, деепричастные обороты, страдательный залог и сложные подчинения – под нож.

Профессор отметил - при изучении птиц на острове Южная Георгия в южной Атлантике исследователей одурманил запах пингвиньих фекалий.

✅ Шаг 3. После этого убираем слова, без которых смысл фразы не изменится. Как это сделать? Пробегите по предложению и мысленно по очереди уберите каждое слово. Смысл изменился – слово оставляем. Оно важное. Смысл не изменился – это мусор.

Профессор отметил - при изучении птиц на острове Южная Георгия исследователей одурманил запах пингвиньих фекалий.

✅ Шаг 4 . Упрощаем фразу. Делаем её ещё более лёгкой и понятной.

Профессор рассказал - во время изучения пингвинов на острове Южная Георгия исследователей одурманил запах птичьего помёта.

Чем короче и проще мысль – тем лучше её воспринимает аудитория. Вы же помните, что краткость – сестра таланта? А чтобы окончательно вас в этом убедить, приведу несколько ярких примеров:

1. Лог. Положение, истинность которого должна быть доказана. Выдвинуть тезис. Защищать свой тезис.Первую половину тезиса, гласившую, что прекрасное присуще искусству как обязательный элемент, он — объяснил довольно легко. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

2. В идеалистической философии: первая стадия всякого процесса развития.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Те́зис (др.-греч. θέσις — расстановка, установление, положение, утверждение) — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.

В науке, философии, логике и лингвистике

Тезисы — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.

Тезис (лингвистика) — 1) тезисы глагольного строя (с использованием глагольных сказуемых); 2) тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого).

Тезис (логика) — положение, истинность которого должна быть доказана аргументом, или опровергнута антитезисом.

Тезис — в философии Гегеля — исходная ступень диалектического развития.

Тезис (музыка) (англ. Arsis and thesis) — ударная, тяжелая часть такта; см. доля. Противоположность тезиса — арсис, неударная, легкая часть такта.

ТЕЗИС — система электронного документооборота.

ТЕ’ЗИС [тэ], а, м. [греч. thesis] (книжн.). 1. Положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-н. рассуждении. Апрельские тезисы Ленина давали гениальный план борьбы партии за переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической. История ВКП(б). Тезисы для пропагандистов. Выдвинуть т. Защитить свой т. Опровергнуть чьи-н. тезисы. Итоги пятилетки разбили тезис социал-демократов о том, что невозможно построить социализм в одной, отдельно взятой стране. Сталин. 2. только ед. В философии Гегеля — исходный пункт процесса развития, первый момент т. наз. триады (тезис, антитезис, синтез; филос.).

тезис

1. филос. положение, истинность которого должна быть доказана

3. в идеалистической философии Гегеля — исходная ступень диалектического развития

4. в античном стихосложении — место в стихе, не несущее ритмического ударения и в сочетании с сильными слогами образующее ритм стиха

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова линза (существительное):


Что такое тезис?

Данное слово относится к многозначным, и его используют в разных сферах жизни. Чаще всего употребление связано с наукой и философией, но этот термин также используется в литературе и музыке, а также может выступать в качестве имени собственного.

Это понятие особенно важно при создании аннотаций в литературе. Аннотация – это краткое содержание чего бы то ни было, своеобразная характеристика произведения. Как правило, они сделаны из множества тезисов, то есть ключевых положений. Подобные аннотации часто пишут к научным трудам и курсовым работам.


Тезис в логике

В науке данное понятие чаще всего связано с описанием каких-либо трудов, а в сфере логики этот термин является ключевым для процесса обоснования. Когда необходимо объяснить какое-то явление, человек должен оперировать тезисами, которые обязаны иметь свои аргументы.

Когда кто-то старается доказать верность (или неверность) определенного тезиса, он должен четко следовать двум правилам. Первое заключается в том, что смысл изначального утверждения не должен меняться до самого конца обсуждения. Подобное возникает нередко – пытаясь аргументировать какой-то не слишком достоверный тезис, человек постепенно заменяет его более точным и сильным.


Второе правило заключается в том, что такие утверждения не должны допускать многозначности. Их формулировка обязана быть четкой, чтобы не возникло двусмысленности или неопределенности. Нередко создаются ситуации, когда доказывающий приводит определенную аргументацию, но при этом остается неясно, что же конкретно он пытался доказать.


Система ТЕЗИС

Такое название получила система электронного документооборота, которая активно используется в разнообразных процессах. Она автоматизирует управление некоторыми элементами бизнеса, такими как документооборот или делопроизводство.

Система ТЕЗИС была разработана в России в 2010 году. С тех пор она успела обновиться несколько раз, причем некоторые обновления происходили сразу в один год. С середины 2016 года программа попала в Единый реестр.

Функционал ТЕЗИСа связан с разными аспектами. Например, система способна управлять задачами. Она занимается их постановкой, контролирует сроки выполнения, с помощью неё можно назначать контролера и исполнителей. Все проекты могут легко импортироваться из Microsoft Project.

С точки зрения управления документами, программа дает возможность создавать их на основе существующих задач, позволяет легко проводить согласование, раздавать четкие права доступа, а также имеет ряд вложений. ТЕЗИС оснащен электронной канцелярией и множеством разнообразных модулей.

Другие значения слова тезис

Данное понятие может использоваться при разборе тактов в музыке. В них можно выделить ударные и неударные составляющие. Неударные, то есть легкие части, будут называть арсисами, а тяжелые, ударные – тезисами.


Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса — что это такое


В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.


В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.


Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

  1. Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
  2. Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
  3. Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.


Предлагаем следующие аргументы:

  1. Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.


Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.


Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Читайте также: