Становление наук о человеке 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024


На уроке обучающиеся знакомятся с историей становления и развития наук о человека.

Содержимое разработки


Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.

Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.

Неандерталец из Ла-Шапеля. Находки его останков были сделаны в 1908 г. Анри и Жаком Байсони и Л. Бардоном, в местечке Ла-Шапель-о-Сен. Был найден, прекрасно сохранившийся череп, бедренная кость и другие фрагменты скелета. Возраст останков около 50 000 лет. Как показали археологические исследования, неандерталец из Ла Шапеля был глубоким стариком к тому же больным артритом.

Неандерталец из Ла-Шапеля. Находки его останков были сделаны в 1908 г. Анри и Жаком Байсони и Л. Бардоном, в местечке Ла-Шапель-о-Сен. Был найден, прекрасно сохранившийся череп, бедренная кость и другие фрагменты скелета. Возраст останков около 50 000 лет. Как показали археологические исследования, неандерталец из Ла Шапеля был глубоким стариком к тому же больным артритом.

Гераклит Эфесский (конец IV – начало V в. до н. э.) Глаза – свидетели более точные, нежели уши. Краткая мудрость, в которой заключается истинное восприятие человека. Не зная анатомии человека, не владея научными знаниями об органах чувств, философ тонко и точно отметил приоритеты в восприятии информации

Гераклит Эфесский

(конец IV – начало V в. до н. э.)

Глаза – свидетели более точные, нежели уши. Краткая мудрость, в которой заключается истинное восприятие человека. Не зная анатомии человека, не владея научными знаниями об органах чувств, философ тонко и точно отметил приоритеты в восприятии информации

Аристотель

(384 – 322 до н. э.)

1. Сравнение органов животных и человека.

3. Утверждал, что душеная деятельность человека существует пока живет тело.

Гиппократ

(ок. 460 – ок. 377 до н. э.)

  • Описание костей тела.
  • Описание органов по аналогии с животными.
  • Сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах).
  • Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье).

- Отвергал божественное происхождение человека).

Клавдий Гален (130 – 200 н. э.) Проводил опыты на животных. Испытывал действие лек. веществ. Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух). Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом. - В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.

Клавдий Гален

(130 – 200 н. э.)

  • Проводил опыты на животных.
  • Испытывал действие лек. веществ.
  • Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух).
  • Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом.

- В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Впервые изображал на своих рисунках различные органы. Описал строение скелета человека. - Классифицировал мышцы.

Леонардо да Винчи

(1452 – 1519)

  • Впервые изображал на своих рисунках различные органы.
  • Описал строение скелета человека.

Рафаэль Санти (1483 – 1520) Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека.

Рафаэль Санти

(1483 – 1520)

Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека.

Андреас Везалий (1514 – 1564) Основатель современной анатомии. На лекциях производил рассечение трупов. Выявил ошибки Галена. Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет. Описал клапаны сердца. - Впервые привел все знания в систему.

Андреас Везалий

(1514 – 1564)

  • Основатель современной анатомии.
  • На лекциях производил рассечение трупов.
  • Выявил ошибки Галена.
  • Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет.
  • Описал клапаны сердца.

- Впервые привел все знания в систему.

Уильям Гарвей (1587 – 1657) Основатель рождения и развития современной физиологии. Открытие двух кругов кровообращения. - Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов. Английский врач. Доказал движение крови по замкнутому кругу, а также –то, что сердце – центральная точка в кровообращении.

Уильям Гарвей

(1587 – 1657)

  • Основатель рождения и развития современной физиологии.
  • Открытие двух кругов кровообращения.

- Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов.

Английский врач. Доказал движение крови по замкнутому кругу, а также –то, что сердце – центральная точка в кровообращении.

Рене Декарт (1596-1650) Открытие рефлекса (дуга Декарта). - Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды. Много времени Рене Декарт уделял изучению законов функционирования животных организмов. Он считал их тонкими машинами, способными самостоятельно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на внешние воздействия. Животные лишены душ и не нуждаются в них. Декарт говорил, что его больше удивляет наличие души у человека, чем ее отсутствие у животных. Наличие души у человека, однако, не бесполезно, так как душа может корректировать естественные реакции тела.

Рене Декарт (1596-1650)

(дуга Декарта).

- Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды.

Много времени Рене Декарт уделял изучению законов функционирования животных организмов. Он считал их тонкими машинами, способными самостоятельно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на внешние воздействия. Животные лишены душ и не нуждаются в них.

Декарт говорил, что его больше удивляет наличие души у человека, чем ее отсутствие у животных. Наличие души у человека, однако, не бесполезно, так как душа может корректировать естественные реакции тела.

Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней. Изобретение оптического и электронного микроскопа позволило изучить строение клеток. Создание электроприборов дало возможность установить природу нервного импульса и работу мозга.

Развитие анатомии, физиологии и гигиены

с начала XIX века до наших дней.

Изобретение оптического и электронного микроскопа позволило изучить строение клеток.

Создание электроприборов дало возможность установить природу нервного импульса и работу мозга.

Великий французский химик, основоположник науки микробиологии. Доказал, что болезни вызываются микробами, попавшими в организм. Разработал методы предупредительных прививок.

Луи Пастер

(1822 – 1895)

Пирогов Николай Иванович (1810-1881) Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Впервые применил гипсовые повязки, эфир для наркоза в полевых условиях, использовал йод и спирт при обработке ран.

Пирогов

Николай Иванович

(1810-1881)

Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

Впервые применил гипсовые повязки, эфир для наркоза в полевых условиях, использовал йод и спирт при обработке ран.

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека – результат деятельности клеток головного мозга. Его имя носит Московская медицинская академия. Могила И. М. Сеченова на Новодевичьем кладбище

Сеченов

Иван Михайлович

(1829-1905)

Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека – результат деятельности клеток головного мозга. Его имя носит Московская медицинская академия.

Могила И. М. Сеченова

на Новодевичьем кладбище

Мечников Илья Ильич (1845-1916) Биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии.

Мечников

Илья Ильич

(1845-1916)

Биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии.

Павлов

Иван Перович

(1849-1936)

Выдающийся русский ученый. Изучал физиологию пищеварения, ВНД животных и человека. Выявил механизмы возникновения условных рефлексов. Доказал, что сознание и способность к мышлению связаны с развитием мозга и второй сигнальной системы.

Боткин Сергей Петрович (1832 – 1889) Российский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов, выдающийся врач.

Боткин

Сергей Петрович

(1832 – 1889)

Российский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов, выдающийся врач.

Бурденко Николай Нилович (1876 – 1946) Русский хирург, академик. Один из основоположников нейрохирургии. Создатель хирургический школы экспериментального направления. Разработал операции на спинном мозге.

Бурденко

Николай Нилович

(1876 – 1946)

Русский хирург, академик. Один из основоположников нейрохирургии. Создатель хирургический школы экспериментального направления. Разработал операции на спинном мозге.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: усвоить понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека.

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать: основные этапы развития анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека; знать ученых, внесших вклад в развитие знаний о человеке.

учащиеся должны уметь: приводить доказательства развития наук о человеке.

Метапредметные:

учащиеся должны уметь: сопоставлять и объяснять на основании приведенных фактов историю развития наук о человеке.

учащиеся должны уметь: отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, оперировать фактами для доказательства или опровержения существующего мнения.

Тип урока: комбинированный

Технологии: здоровье сберегающая; информационно-коммуникационная, проблемного обучения, групповая.

Организационный момент

Актуализация знаний:

Работа с классом:

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Как называется наука о жизненных функциях организма и его органов?

гигиена 2) анатомия 3) физиология 4) биология

физиологии 2) анатомии 3) биологии 4) эмбриологии

3. Строение и форму организма и его органов изучает:

1) физиология 2) анатомия 3) зоология 4) гигиена

4. Знать особенности строения и жизнедеятельности организма человека нужно для:

охраны окружающей среды 2) более крепкого сна 3)охраны здоровья 4)борьбы с паразитами

разрезание 2) отрезание 3) рассечение 4) исследование

6. Внешние особенности человека: рост, вес, телосложение изучает наука:

психология 2) анатомия 3) физиология 4) биология

7. Субъективным методом исследования является:

измерение 2) наблюдение 3) эксперимент 4) самонаблюдение

8. какие методы вам известны в анатомии? Физиологии? Психологии?

Изучение нового материала:

Работа с классом:

Становление наук о человеке

У человека давно пробудился интерес к собственному телу, строению и функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом.

Первые опыты врачевания появились еде до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколение опыт лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота давала пропитание и информацию о строении животных.

Форма органов была известна, а об их функциях, возможно, не задумывались. Первобытные врачеватели владели приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами из растений, минералов и частей животных; применяли шины при переломах; при кровопускании использовали шипы растений, каменные и костяные ножи; применяли природные обезболивающие средства.

Физкультминутка общего воздействия (4-5 мин.)

Исходное положение: стойка ноги врозь

Руки отвести назад, затем в стороны и вверх. Встать на носки, расслабив плечевой пояс. Руки опустить вниз с небольшим наклоном туловища вперед.

Исходное положение: стойка ноги врозь, руки согнуты вперед, кисти в кулаках.

Работа с классом:

1 группа: Вклад в науку древнегреческих и римских ученых

2 группа: Вклад в науку ученых Средневековья и эпохи Возрождения

3 группа: вклад в науку ученых после эпохи Возрождения.

Вариант 2. Рассказ учителя с записью учеников в тетрадь.

( 460-377 гг до н.э.)

Изучал влияние факторов природы на здоровье человека. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди. Ввел понятие анамнеза (история болезни)

Клавдий Гален

Леонардо да Винчи

Впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, является основоположником пластической анатомии, описал строение скелета человека, классифицировал мышцы по величине и форме

Андреас Везалий

В его основу был положен системный метод аналитического характера. Исправил 200 ошибок Галена, правильно описав скелет, мышцы и внутренние органы человека, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца.

Рене Декарт

Ввёл в науку представление о рефлексе

Уильям Гарвей

(1587 -1657 гг)

открыл два круга кровообращения: малый и большой, но считал его разомкнутым. Ему принадлежит догадка о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез.

Анатомия России получила развитие со времен Петра 1. Он приобрел в голландии коллекциюанатомических препаратов и организовал в Петербурге первый естествоенно научный музей. В 1725 г. Им была создана академия наук.

Впервые создал и применил вакцину от бешенства и сибирской язвы, разработал способы обеззараживания продуктов питания исследовал процессы гниения и брожения, внёс большой вклад в разработку иммунной теории

Илья Ильич Мечников

Разработал новую теорию воспаления, открыл фагоцитарный иммунитет

Иван Михайлович Сеченов

Показал связь спинного и головного мозга, открыл центральное торможение, открыл способность высших отделов нервной системы регулировать нижерасположенные отделы

Иван Петрович Павлов

Открыл условные и безусловные рефлексы, изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы, разработал условно-рефлекторную теорию

Закрепление изученного материала:


Урок биологии в 8 классе по теме "Становление наук о человеке".

Изучение нового материала.

Урок №1. Науки о человеке

Цель: Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека

Задачи:

  • Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.
  • Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.
  • Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Содержимое разработки

Становление наук о человеке.

Возникновение и становление анатомии и физиологии как научных дисциплин произошло в эпоху Возрождения и было связано с общим развитием естествознания в период формирования буржуазного общества. Основоположником анатомии был ученый Андрей

Эволюционное учение Ч. Дарвина нанесло сильнейший удар метафизическому взгляду на природу. Он доказал, что весь современный органический мир - растения и животные - а, следовательно, и человек, являются продуктами процесса развития, длившегося миллионы лет. В XIX и XX вв. наука сделала большие успехи, в том числе и в медицине. Значительных успехов достигла и физиология

С XVIII в. (при Петре I) в России началась систематическая подготовка медицинских работников. В XIX в. в области анатомии и физиологии работало много русских ученых. Большое влияние на развитие отечественной анатомии оказали труды П. А. Загорского, И. В. Буильского, Н. И. Пирогова. Гениальный русский ученый Н. И. Пирогов (1810-1881 гг.) работал в области хирургии, анатомии и других разделов медицины. Он разработал основы топографической (взаиморасположение) анатомии.

Содержимое разработки

Урок №1. Науки о человеке

Цель: Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека

Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.

Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.

Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

Метапредметные:

Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради.

Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки

Из всех приключений, уготовленных нам жизнью,

исследовать неведомую часть себя самого.

I . Орг. Момент.

II . Знакомство с учебником.

III . Постановка цели и задач.

Учащиеся ставят цель и задачи урока

IV . Первичное усвоение новых знаний

Учитель. В процессе эволюции животного мира сформировался человек, который, изучая законы окружающего мира, стал изучать и самого себя. Благодаря этому возникли науки, изучающие человека в разных аспектах.

Подумайте, какие науки о человеке вам известны? Сталкивались ли вы с этими науками?

Важнейшее место среди этих наук занимают анатомия, физиология и психология.

Найдите в учебнике определения и запишите в тетрадь.

Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Как вы думаете для чего нам изучать организм человека?

Каково значение анатомии в жизни современного человека?

Творческая задача. Необходимо вывести карпа с минимумом мелких косточек. Для

этого нужно отбирать производителей с уменьшенным числом костей. Как производить отбор?

Подсказка. Чтобы выявить особь с уменьшенным числом костей, се надо препарировать. Но чтобы она дала потомство, особь должна остаться живой.

Возможный ответ. Отбор производится на основании рентгеновских снимков.

- Какие еще методы использует наука анатомия?

Методы анатомии слайд 3 - 8

2. Просвечивания УЗИ

3. Метод рассечения, препарирования

4. Метод фиксации (бальзамирования трупов)

5. Метод окрашенных инъекций

6. Электроэнцефолографы (записывают биотоки головного мозга)

7. Электрокардиографы (биотоки сердца) и т. д.;

Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека. У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом. Первые опыты врачевания (напомню, анатомия и физиология — основа медицины) появились еще до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколения опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота на животных поставляла пропитание и информацию о строении животных.

- Как вы думаете, какую?

Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была известна, а об их функциях, возможно и не задумывались.

Как давно человек стал изучать свой организм, по вашему мнению?

Учитель. Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.

Лица, бравшие на себя роль целителей, вынуждены были упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Многочисленные археологические находки говорят о том, что древние люди проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Без поддержки коллектива тяжелобольной инвалид, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-неандертальца, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). Кости скелета мужчины , найденного в пещере Гапидар (жил примерно 45 тыс. лет тому назад), имеют серьезные повреждения. деформирована стенка левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз). Заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов. Его правая рука была ампутирована в результате травмы или намеренно выше локтя за много лет до смерти, о чем свидетельствует выраженная дистрофия костной ткани. Смертность наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы использовал зубы вместо утраченной руки. Будучи калекой, он умер в возрасте около 40 лет (значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли шины при переломах, при кровопускании использовали комочки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи, проводили ритуальное обрезание, применяли природные опьяняющие и наркотические средства в качестве обезболивающих.

Приведенные примеры свидетельствуют о начальном накоплении знаний, о строении человеческого организма. Истоки же возникновения науки следует искать в античном искусстве врачевания, который суммировал опыт предшествующих тысячелетий. Интерес к анатомии и физиологии диктовался потребностью разобраться в человеческих страданиях и, по возможности, облегчить их.

Всю историю изучения организма человека можно разделить на 3 больших этапа. Сейчас мы с вами объединимся в 3 группы и заполним таблицу.

1.Организационная часть.
2.Актуализация опорных знаний учеников.
3.Изученние нового материала.
4.Закрепление знаний.
5.Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент – на доске число, месяц, тема урока.

Актуализация опорных знаний:

Что является объектом изучения анатомии?
Предмет, методы, задачи анатомии.
Физиология как наука.
Что изучает наука психология?
Предмет и задачи гигиены как науки.
Пользуясь знаниями анатомии, покажите, к какому классу относится человек.

Изучение нового материала.

Давайте посмотрим видео про становление наук о человеке.

Видео №1. Становление наук о человеке.

гипократ,

Огромное влияние на развитие наук о человеке оказала древнегреческая культура. Алкмеон Кротонский, древнегреческий врач и философ, который владел прекрасной техникой препарирования, считается первым греческим анатомом. Древнегреческий врач Гиппократ положил основу изучению человеческого темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик).

Рис. №2. Гиппократ.

Андрей Везалий, пользуясь объективным методом наблюдения, систематически изучил строение человеческого тела и опроверг ошибочные представления Галена. Анатом и физиолог Гарвей не ограничился описанием структуры человеческого тела. Он высказал догадку о том, что животное в своем онтогенетическом развитии повторяет филогенез. Кроме того, Гарвей привел доказательство кровотока в большом круге кровообращения и отметил наличие мелких сосудов, которые были открыты после изобретения микроскопа в 1661г.
Французский философ и физиолог Декарт внес в физиологию понятие о рефлексе.

В XVII—XVIII вв. делаются новые открытия в области анатомии, возникает ряд новых дисциплин, например, топографическая и сравнительная анатомия. Основатель топографической анатомии Н. И. Пирогов разработал метод анатомического исследования на распилах замороженных тел.
Ч.Дарвин создал теорию эволюции, а в качестве движущей силы эволюции назвал изменчивость и естественный отбор. Посмотрите, пожалуйста, видео про английского натуралиста и автора теории эволюции Чарльза Дарвина.

Видео № 2. Ч. Дарвин.

Большое влияние на развитие физиологии оказали труды Павлова, который создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. За открытие в области пищеварения Павлову была присуждена Нобелевская премия. Также им был открыт условный рефлекс, что позволило продолжить изучение психических процессов человека и животных. Давайте посмотрим видео про великого физиолога И. Павлова.

Видео №3. И. Павлов.

Закрепление знаний.

1. В какой исторический период возникли знания о строении человека?
2. Какими учеными были сделаны первые анатомические открытия?
3. Как развивались науки о человеке в период Средневековья?
4. Какие ученые внесли значительный вклад в развитие наук о человеке ?

Домашнее задание

Литература

Отредактировано и отправлено Горбатко С.М.

Над уроком работали:
Благова Н.Д.
Воронова Н.А.
Горбатко С.М.


Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Читайте также: