Станкостроение в японии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Япония является одним из ведущих мировых продуцентов и экспортеров металлорежущих станков. На долю станкостроения приходится примерно 5% продукции общего машиностроения и около 1% изготовляемых в стране машин и оборудования. В 2009 г. структура выпуска машинотехнической продукции в Японии характеризовалась следующими данными (%): транспортное машиностроение – 45,1, общее машиностроение – 18,1 (в том числе станкостроение – 5,2), электротехническое машиностроение – 10,9, производство информационно-телекоммуникационной техники – 10,5, электронная промышленность – 13,2, точное машиностроение – 1,3, прочие отрасли – 0,9.

В конце 1992 г. численность занятых в станкостроении Японии равнялась 38,3 тыс., т. е. достигла максимального уровня, а в конце 2003 г. уменьшилась до 22,1 тыс. (минимальный показатель). Основное направление подготовки квалифицированных кадров в японском станкостроении заключается в передаче накопленного опыта от старших сотрудников молодым.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса с осени 2008 г. в станкостроении Японии наблюдается процесс снижения занятости. Однако задача сохранения квалифицированных кадров традиционно является одной из наиболее важных для японских компаний; в этой связи в конце 2009 г. на станкостроительных предприятиях Японии насчитывалось 24,5 тыс. занятых, что лишь на 3,1% меньше, чем в предыдущем году.

В 2012 г. станкостроительная промышленность Японии продолжала занимать второе после Китая место в мире по производству промышленных станков и оборудования.

Общий объем производства станков в Японии в 2012 году остался на уровне предшествующего года и составил 18,3 млрд. долл. США. Удельный вес произведенных в Японии станков в мировом объеме станкостроительного производства в 2012 году остался на уровне прошлого года и составил 19,6%.

В 2012 г. японское станкостроение сохранило традиционную экспортную ориентацию, а Япония продолжала оставаться крупнейшим экспортером станков в мире. Объем японского экспорта остался на уровне прошлого года и составил 11,56 млрд. долл. США.

В 2012г. экспорт японских станков продолжал сохранять азиатскую направленность. Общая доля стран Азии составила 56,6% (в том числе доля Китая – 36,5%), доля стран Европы – 13,9%, доля США – 24,2%.

В структуре экспорта подавляющую долю (около 98%) продолжали занимать дорогостоящие металлорежущие станки с числовым программным управлением.

По объему импорта станков из-за рубежа, который в 2012 г. вырос на 19% в долларовом исчислении, составив 774,9 млн. долл. США, Япония занимала 15 место в мире.

Географическая структура импорта металлорежущих станков в Японию в 2012 г. не изменилась. Около четверти всей станочной продукции (25,4% в 2012 г.) поставляет в Японию Германия, на втором и третьем местах находятся Китай и США (15,5% и 14,3% соответственно). Значительную роль в импорте станков играет продукция филиалов японских станкостроительных компаний, расположенных в странах с дешевой рабочей силой (Китай, Таиланд и др).

По данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии ( METI ), в 2012 году национальной станкостроительной промышленностью произведено 94,8 тыс. единиц станков на общую сумму в 1 155,1 млрд. иен, что на 1,4 % меньше, чем в 2011 г.

Преобладающее большинство (около 87%) выпускаемой в Японии станочной продукции относится к сегменту металлорежущих станков, оставшаяся часть (13%) приходится на формообразующее (прессовое, штамповочное и др.) оборудование. Данное соотношение сохраняется на протяжении последнего десятилетия.

Как и в предшествующий период, в 2012 году основной акцент
в японском станкостроении был сделан на производстве станочного оборудования с числовым программным управлением, особенно высокоточных и высокопроизводительных машинообрабатывающих центров, доля которых в 2012 г. составила 97% в общем объеме производства станков.

Утратив в 2009 г. позиции мирового лидера в производстве станков, японские станкостроительные компании в 2012 г. продолжали менять тактику действий с целью возможного сохранения сегментов своего зарубежного рынка, прежде всего, в Китае. Основным инструментом японских производителей в борьбе за удержание китайского рынка станков остается резкое удешевление поставляемой станочной продукции. Такое удешевление достигается, главным образом, за счет значительного – до 30% - сокращения уровня автоматизации станочной продукции.

В 2012 г. Япония продолжала уверенно сохранять позиции мирового лидера в области роботостроения. По данным Международной федерации роботостроения ( International Federation of Robotics - IFR ), на долю Японии в декабре 2012 г. приходилось 25,2% функционирующих в мире промышленных роботов (276 200 ед.), что в два раза больше аналогичного показателя ближайших конкурентов – группы США-Канада (17,3% или 189 200 ед.) и Германии (14,0% или 153 100 ед.).

В 2012 г. роботостроение продолжало оставаться одним из ключевых секторов национальной промышленности Японии.

Основными направлениями в производстве японских промышленных роботов в 2012 г. оставались секторы сборочных роботов (39,6%), сварочных роботов (23%) и роботов, применяемых в электронной промышленности (9.9%).

Общий объем производства промышленных роботов в Японии в 2012 году сократился по сравнению с 2011 годом. По данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии ( METI ), национальной роботостроительной промышленностью в 2012 году было произведено роботов и манипуляторов различного назначения на общую сумму в 429,0 млрд. иен, что на 10,9% ниже аналогичного показателя в 2011 году.

Производство роботов в Японии в 2012 г. поддерживалось на высоком уровне в связи с наращиванием выпуска в Японии автомобилей на альтернативных источниках энергии и некоторым оживлением внутрияпонского электронного рынка, а также растущими потребностями в автоматизации активно развивающейся промышленности Китая.

Основными отраслями-потребителями роботов на внутреннем рынке в 2012 г. по-прежнему оставались: электронная промышленность (34,9%), автомобилестроение (34,0%), производство изделий из пластмасс (6,5%), металлообработка (3,7%) и машиностроение (3,5%).

По объемам экспорта роботов и манипуляторов различного назначения Япония в 2012 г. продолжала занимать первое место в мире. Основными направлениями экспорта японских роботов являются, в первую очередь, Китай и страны североамериканского региона (прежде всего США), а также ряд активно развивающихся стран Латинской Америки. Как и на внутреннем рынке, в номенклатуре экспорта основную долю традиционно занимают промышленные роботы для производства электроники и электронных компонент, сборки, сварки и производства изделий из пластмасс.

Японская роботостроительная промышленность имеет ярко выраженный экспортно-ориентированный характер - на внешние рынки направляется более двух третей (в 2012 г. – 70,2%) всей произведенной в стране робототехнической продукции. По данным JARA , объем экспорта в 2012 г. составил 301,3 млрд. иен, сократившись на 15,4% по сравнению с 2011 г. (356,0 млрд. иен).

Продукцию роботостроительной промышленности Япония не импортирует, полностью покрывая потребности за счет внутреннего производства.

Японские специалисты прогнозируют сохранение спроса на производство роботов в 2013 году. Позитивные ожидания связаны прежде всего со стабильным экспортом станков (в первую очередь - для сварки, а также для производства электроники) в Китай с учетом потребностей в дальнейшей автоматизации китайской промышленности.

Уроки применения роботов при ликвидации последствий природной и техногенной катастрофы в японском регионе То hoku в марте 2011 г. заставили правительство Японии полностью пересмотреть стратегию развития роботостроения для чрезвычайных ситуаций. В настоящее время Япония форсированными темпами приступила к широкомасштабным работам по созданию спектра новых роботов для ЧС, фактически взяв курс на технологический прорыв на данном направлении, первые результаты которого можно ожидать к 2014 -2015 гг.

В 2012 г. отрасль развивалась на фоне общего оживления японской экономики, связанного с продолжением работ по восстановлению страны после природно-техногенной катастрофы марта 2011 года. Высокая конъюнктура в энергомашиностроении была обеспечена ростом внутри Японии спроса на малые и средние электростанции (как постоянного действия, так и резервные) и на соответствующее сетевое оборудование, вызванного стремлением фирм и организаций обеспечить себе надежное электроснабжение. Кроме того высокая конъюнктура на рынке Северной Америки способствовала увеличению экспорта.

Одновременно развитие отрасли сдерживалось стагнацией экспорта промышленного энергетического оборудования широкого применения в КНР и в Азию в целом, а также недостаточным объемом частных инвестиций в оборудование внутри Японии. Кроме того, летом 2012 г. усилилась тенденция к снижению темпов роста мировой экономики и к ухудшению конъюнктуры в целом.

Предприятия отрасли ставят перед собой задачу по обеспечению собственного устойчивого развития на базе роста производства внутри Японии и достижения глобальной конкурентоспособности своей продукции. Основными средствами решения этой задачи они считают сохранение квалификации персонала и технологий на самом высоком в мире уровне, постоянное обновление продукции на основе передовых научно-технических достижений, а также расширение бизнеса. В целом японское энергомашиностроение чувствует себя уверенно.

В 2012 календарном году, по данным Японской ассоциации электротехнической промышленности ( JEMA ) , общий стоимостный объем производства отрасли внутри Японии составил 3642 млрд. иен или 109,3% к уровню 2011 календарного года (3297,5 млрд. иен).

В 2012 финансовом году (с 01.04.2012 г. до 31.03.2013 г.) этот объем, по оценкам, должен достичь 3654,2 млрд. иен или 107,2% к уровню 2011 финансового года (3409,5 млрд. иен). Таким образом, если оценки экспертов JEMA оправдаются, в 2012 фин. г. будет превышен уровень 2008 фин. г. (3607,6 млрд. иен). Кроме того, реально достигнутые результаты превзойдут прогноз на 2012 фин. г. (3346,7 млрд. иен или 98,2% к уровню 2011 фин. г.), который был опубликован в марте 2012 года. В то же время, достижения 2012 фин. г. составят только 94,5% объема производства предкризисного 2007 фин. года (3866,8 млрд. иен) .

Объем производства электрогенерирующего оборудования в 2012 фин. г. составил 1697,52 млрд. иен (115,6% к уровню 2011 фин.г.). В том числе произведено:

Объем производства оборудования для электрических сетей в 2012 фин. г. составил 1956,7 млрд. иен (100,8% к уровню 2011 фин.г.). В том числе произведено:

- трансформаторов и других устройств для преобразования электроэнергии – на 557,6 млрд. иен (107,9%);

Согласно прогнозу JEMA , в 2013 фин. г. объем производства в отрасли составит 3608,5 млрд. иен или 98,8% к уровню 2012 фин. года.

Ожидается значительный спад в производстве паровых турбин - на 35,2 % (до 183,9 млрд. иен). При этом производство котельного оборудования должно увеличиться на 15,8 % (до 214 млрд. иен), газовых турбин на 2,1 % (до 191,1 млрд. иен), а генераторов переменного тока на 2,2% (до 150,9 млрд. иен). Всего же объем производства электрогенерирующего оборудования сократится до 1629,01 млрд. иен (96,0%).

Тем не менее, начиная с 2014 г. имеющиеся у компаний в настоящее время заказы обеспечат достаточную загрузку предприятий отрасли, и поэтому в энергомашиностроении Японии в среднесрочном и долгосрочном плане прогнозируется твердая конъюнктура.

По мнению руководства компаний отрасли, спрос на энергетическое оборудование внутри Японии будет уверенно расти в связи с имеющимися планами строительства тепловых электростанций (ТЭС) нового поколения и модернизации существующих магистральных и распределительных сетей. В связи с этим даются довольно оптимистичные оценки среднесрочных и долгосрочных перспектив японского рынка, несмотря на его жесткие требования к ценам на оборудование. В связи с устойчивым ростом энергопотребления, прежде всего в развивающихся странах, уверенно прогнозируется стабильное расширение рынка сбыта для продукции японского энергомашиностроения и за рубежом.

Деловые круги отрасли приветствуют первые же экономические и финансовые меры, которые привели к росту котировок на фондовом рынке и снижению обменного курса иены. Понимая, что для преодоления имеющихся сложностей и достижения поставленных целей их собственных сил не хватит, эти деловые круги выдвигают следующие требования к японскому правительству:

· Отказаться от заявленных прежним правительством демократов обещаний свести к 2030 г. долю атомной энергетики в энергобалансе страны к нулю, а выбросы парникового газа к 2020 г. сократить на 25% по сравнению с уровнем 1990 г. и сформулировать реально осуществимую политику в области энергетики и экологии.

· Обеспечить качественное и надежное электроснабжение, принять меры к сдерживанию тарифов на электроэнергию на уровне, конкурентоспособным с другими странами.

· Перезапустить те АЭС, которые в соответствии с новыми стандартами безопасности, установленными уполномоченным правительственным органом, будут официально признаны безопасными.

· Разработать и реализовать конкретные меры по реализации стратегии экономического роста, смягчению чрезмерных ограничений и реформированию экономической системы (например, упрощение формальностей и смягчение необходимых требований в сферах экологии и энергетики, создание гибкой системы найма и др.).

· Проводить политику реформ в генерации, распределении и потреблении электроэнергии. В области генерации предлагается максимально использовать ВИЭ, разработать и внедрить высокоэффективное и работающее на дешевом топливе оборудование для ТЭС. В области распределения электроэнергии предлагается внедрить ряд мер повышения эффективности передачи электроэнергии (в том числе адаптация электросетей к использованию ВИЭ, повышение электрического напряжения в сетях, применение постоянного тока). В сфере потребления предлагается внедрение энергосберегающих электроприборов и оборудования и обеспечение оптимального управления энергопотоками для полного и своевременного удовлетворения спроса домохозяйств, зданий и предприятий.

· Как можно скорее объявить об участии в переговорах по созданию Транс-Тихоокеанского партнерства и активно проводить эти переговоры.

· Оказывать за рубежом поддержку усилиям японских фирм по развитию экспорта оборудования для ТЭС и для передачи и преобразования электроэнергии, которое по своему техническому уровню не имеет равных в мире. Заключать соглашения по вопросам сотрудничества в атомной энергетике со странами, намеренными закупать продукцию японских компаний.

Один зарубежный японский проект фактически потерял перспективу реализации. 14 октября 2012 г. в Литве был проведен референдум о строительстве АЭС, на котором 65% избирателей высказались против строительства. По мнению иностранных экспертов, основной причиной, вынудившей Сейм Литвы объявить референдум в условиях его слабой поддержки со стороны населения и, тем самым, фактически закрыть проект, явилось сомнение законодателей в экономической обоснованности проекта, который мог стать непосильным бременем для литовской экономики.

Машиностроение – сердцевина японской промышленности. А в мире оно признано одним из самых развитых и передовых. В современной Японии успешно сочетаются старые, новые и новейшие направления индустрии.

Отраслевая структура машиностроительного комплекса Японии

Судостроение Японии

Судостроение относится к древнейшим отраслям. Более того, она оставалась ведущей на протяжении многих веков.

  • Иокогаме,
  • Йокосуке,
  • Кобе,
  • Нагасаки,
  • Ономити,
  • Сакаиде,
  • Хакодате.

Станкостроение Японии

Станкостроение Страны восходящего солнца – отличный пример новой отрасли можно привести. Еще в 1982 г. Япония заняла лидерские позиции по выпуску металлообрабатывающих станков в мире и прочно удерживает их до сих пор.

Автомобилестроение Японии

Автомобилестроение Японии уже почти полвека одно из самых прогрессивных в мире. Автомобилистам в любом уголке планеты известны флагманские марки японских автомобилей:

  • Daihatsu,
  • Honda,
  • Isuzu,
  • Kawasaki,
  • Mazda,
  • Mitsubishi,
  • Mitsuoka,
  • Nissan,
  • Subaru,
  • Suzuki,
  • Toyota,

Крупнейшие центры расположены в Токио, Иокогаме, Кобе Нагое, Осаке. Ежегодно в стране производится более 5 млн авто, 90% из которых экспортируется. Отрасль предоставляет работу почти 10 млн граждан страны.


Авиастроение Японии

Авиастроение – еще одна из новейших отраслей экономики. Почти полторы сотни предприятий заняты разработкой и производством авитехники. Из них наиболее крупные: Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Heavy Industries, Fuji Heavy Industries и IHI – признанный лидер по производству авиационных двигателей Японии.

Если в шестидесятых годах большая часть японских станкостроителей зависела исключительно от американских технологий, то в семидесятых годах станкоинструментальная отрасль в Японии окрепла и смогла конкурировать с европейскими и американскими заводами не только по качеству, но и по количеству станков. Зависимость от Америки канула в Лету, а Япония в списке лучших мировых станкостроителей заняла почетное четвертое место – сразу после Германии, Америки и СССР. В восьмидесятых годах ситуация опять изменилась – японские разработки были признаны одними из самых лучших на мировом рынке, и часть японских ноу-хау была выкуплена другими странами – особенно это касалось японских станков с ЧПУ.

К сожалению, в девяносто четвертом году Японию настиг экономический кризис, из-за чего пострадала вся промышленная отрасль страны, включая станкоинструменталистику. Денежный оборот японского станкостроения упал почти на сорок три процента в сравнении с 1990 годом. Тем не менее, правительство не отказалось от развития отечественной станкоинструменталистики, и к девяносто седьмому году японские заводы снова наладили выпуск продукции.

Японские станкостроители ухитрились захватить большую часть мирового станочного рынка, сделав ставку на станки с ЧПУ и универсальные станки. Поскольку многие компании не обладали собственными научно-исследовательскими лабораториями, они начали сотрудничать с компаниями, разрабатывающими программное обеспечение, благодаря чему японские станки с ЧПУ получили на международном рынке безусловное лидерство.

Новые самураи: современные тенденции развития японского станкостроения
8 августа 2007

Новые самураи: современные тенденции развития японского станкостроения

Новые самураи: современные тенденции развития японского станкостроения

Приводятся высказывания и прогнозы руководителей ведущих японских компаний о состоянии их производства, направлениях и тенденциях развития национального станкостроения (по материалам журнала Manufacturing Engineering ).

Имеется ряд прогрессивных предприятий, к которым относятся фирмы полупроводниковой и автомобильной промышленности. Хорошо развивается медицинская и аэрокосмическая промышленность. Японские автомобилестроители осуществляют крупные инвестиции за рубежом и фирма Mitsui Seiki Inc . поставляет под них свои станки.

«Мы на перекрестке, - отмечает Т. Ониши, председатель правления фирмы Toyoda Machine Works , - за последние несколько месяцев мы приняли меры по реструктуризации с внедрением важных решений. Мы находимся на опасном перекрестке станкостроения.

В прошлом году произошло уменьшение продаж нашего станкостроительного отделения. Заглядывая в будущее, я, к сожалению, не вижу возможностей расширения рынка станков. Очень трудно удерживать, а тем более увеличивать нашу долю на рынке.

Китай представляет особую опасность. Мы должны выпускать продукцию такой очевидно низкой стоимости, которая выводила бы нас на ступень вперед для нивелирования его преимуществ за счет дешевой рабочей силы.

В общем и целом модели станков 2003 г. сочетают в себе автоматизацию, возможность обработки штампов и пресс-форм, систему связей ремонта и обслуживания. Мы создали глобальную систему, позволяющую потребителям соединиться с нашими центрами технического обслуживания, из которых эксперты могут оказать быструю помощь.

Новые разработки шлифовальных станков сфокусированы на моделях, позволяющих небольшими сериями обрабатывать широкую гамму изделий с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, фирма Toyoda приняла стратегический курс на разработку станков с приводами на линейных двигателях, которые уже внедрены на наших шлифовальных станках во всем мире и на отдельных многоцелевых станках в Японии. Эти станки позволяют существенно сократить время производственного цикла по сравнению с обычными.

Население мира в настоящее время составляет 6 млрд. человек и на каждые восемь из них приходится по автомобилю. К 2050 г. население вырастет до 9 млрд. и прогнозируется, что на каждые три человека будет по автомобилю, из чего очевидны наши задачи.

Мы предлагаем продукцию чрезвычайно высокой надежности. Каждый робот до его отправки заказчику проходит 100-часовые испытания. Коэффициент надежности нашей компании составляет 0,01 или одну поломку на 100 месяцев эксплуатации. НИОКР имеет первостепенное значение для нашего выживания. У нас имеется 9 исследовательских лабораторий, в которых работает треть всего персонала фирмы.

Проблема многих наших производителей заключается в трудности привлечения квалифицированных операторов, что при росте требований к точности требует встраивания в изделия большего интеллекта.

Мы начали производить быстродействующие датчики и системы технического зрения, которые увеличили гибкость наладки и эксплуатации наших роботов. Будущие их конструкции будут оснащаться датчиками с более высоким интеллектом и надежностью. Одновременно повысится интеллект систем управления, позволяя заменить опытных операторов.

По мере повышения быстродействия роботов мы будем двигаться к более автоматизированному производству. Наша последняя роботизированная ячейка включает пять многоцелевых станков, обслуживаемых роботами, и требуется всего один оператор для контроля за операциями. Эта новая производственная система обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции по ценовому фактору даже в условиях рынка высококачественной продукции Японии.

Подача заготовок и материалов осуществляется к ячейке с одной стороны, а технологической оснастки - с другой. Автоматизированные транспортные тележки (АТТ) подают материалы и требуемую оснастку к роботизированной станции для обработки требуемой детали. Роботы, оснащенные системами технического зрения и быстродействующими датчиками, автоматически загружают заготовки в приспособление, а затем на паллету.

АТТ подают установленную заготовку к обрабатывающим центрам, выполняющим серии заданных операций. Обработанная деталь возвращается на роботизированную станцию, где автоматически снимается и передается на сборку. Такие разработки включают быстродействующие роботы, оснащенные техническим зрением и датчиками крутящего момента.

В основе нашего успеха лежат 100 лет качества. Как только наше качество станет недостаточным, мы потеряем рыночное превосходство. В дополнение мы придаем большое значение долгосрочному планированию, требующему стабильного подхода к бизнесу.

В следующие годы мы ожидаем следующих перемен:

* Станки, целые цеха будут связаны между собой путем централизованного управления и мониторинга.

* Из-за ограничений, введенных на двигатели и трансформаторы, получат широкое внедрение энергосберегающие системы. Расширится использование технологий без масел и нефти.

* В полупроводниковой, аэрокосмической и медицинской отраслях промышленности и на других предприятиях, требующих использования микрокомпонентов, будут применяться станки с частотой вращения шпинделя в диапазоне от 50 000 до 100 000 об/мин как часть их нормального производства.

* Шире будет внедряться автоматизация с использованием многоцелевых роботов для выполнения многих технологических процессов.

* Прогрессивные системы ЧПУ смогут использовать базы данных с аккумулируемыми знаниями режимов механообработки.

«Несмотря на спад экспортных поставок в 2002 г. растущее внимание мы уделяем заказчикам из автомобильной промышленности, продолжает Т. Эмма, - поэтому концентрация усилий на крупносерийных производствах является ключевым фактором успеха в 2003 г.

Половине наших заказчиков требуются станки для мелкосерийного и штучного производства деталей, а традиционный рынок США теряет свое значение. Совсем недавно экспорт нашей фирмы распределялся между США (50%), Азией (25%) и Европой (25%), а теперь приходится по 33% на каждый континент.

Поскольку удлинился срок службы станков, необходимость максимального использования инвестиций требует сокращения до минимума времени их простоя. Не все компании могут обеспечить требуемый уровень сервиса. Это может привести к снижению доли японских станкостроителей на рынке, как это случилось с США десяток лет назад.

Для удовлетворения новых требований рынка наша фирма создала специальное отделение Makino J ., которое решает уникальную задачу обеспечения тотальных производственных решений для заказчиков во всем мире.

Растущим фактором планирования станкостроительной корпорации является учет рыночного влияния Китая. Фирма Makino видит в этой стране и конкурента, и рыночные возможности. Китайская продукция все еще уступает по качеству продукции других стран. Китайское качество в дальнейшем улучшится, но на это потребуется некоторое время. Наш совет - не бояться Китая, а быть подготовленными к его конкуренции. Наше оружие - качество, а не цена. Производственные затраты в Китае очень низки благодаря заработной плате, составляющей 1/20 от японского уровня при общих производственных затратах до 1/5 от уровня Японии, в зависимости от продукции.

Партнерские связи важны для достижения успеха. Главное различие между японскими фирмами и компаниями других стран, стремящихся к сиюминутной выгоде, заключается в том, что японские фирмы сильно зависят от личных связей между собой.

«Наши станки пользуются спросом, - отмечает К. Окура, директор Делового центра фирмы Mori Seiki Co ., Ltd ., - наши горизонтальные многоцелевые станки хорошо продаются в Японии, Европе, США и Азии, т.е. там, где цена играет решающую роль. Мы продаем по 60-70 станков в месяц.

Эти станки имеют частоту вращения шпинделя 12000 об/мин при высокой скорости резания, быстрой смене инструмента, точности и сходной цене. Мы должны обеспечить простоту обслуживания станков при увеличении межремонтного периода. Также используются различные методики расчетов коэффициентов готовности станка, которые необходимо различать в зависимости от вида обслуживания: среднее время между ремонтами и среднее время между поломками.

Мы не вводим новое изделие по типу изготовления прототипа, его испытания, пересмотра конструкции, изготовления другого испытательного образца и т.д. до тех, пока мы не достигнем определенного стандарта. Сначала мы всесторонне анализируем концепцию, готовим производственную программу и лишь затем переходим к полномасштабному производству.

Главное внимание мы уделяем шлифовальным станкам, и в настоящее время выпускаем серию вертикальных шлифовальных станков и шлифовальные центры высокой гибкости. На них можно осуществлять внутреннее и наружное шлифование одновременно. Основными областями их применения являются обработка керамики и закаленных сталей. Производительность является главным фактором в продажах, особенно для предприятий по производству штампов и пресс-форм, занимающих 35% в нашем сбыте.

«Успех требует постоянных инноваций , - полагает К. Тезука, президент фирмы Mitutoyo Corp ., - наша 70-летняя компания является крупнейшим в мире производителем метрологического оборудования. Чтобы оставаться впереди конкурентов, мы должны постоянно вводить новшества. Каждый год мы осваиваем 100 модифицированных изделий, предназначенных для высокоточных измерений. Около 50 % нашей продукции экспортируется. Одно из наших изделий, обеспечивающее успех компании, включено в программы ISO . В результате фирмы, которые игнорируют или номинально используют программы контроля, должны были немедленно приобрести метрологическое оборудование. Это было неожиданной удачей для нас.

Мы начинали с таких механических измерительных систем, как микрометры и концевые меры длины, затем освоили оптические системы, например компараторы, а теперь в нашей программе электронные приборы и координатно-измерительные машины. Программные средства стали важной частью нашей продукции.

Относительно недавно мы перешли на производство измерительных средств для цеховых условий. Производственники не любят передавать детали для измерений в контрольно-измерительные лаборатории или чистые комнаты. Они предпочитают иметь измерительные средства поблизости, а еще лучше, прямо на станках.

«Цена должна быть очевидной , - вот слова Т. Ямазаки, главного управляющего директора фирмы Yamazaki Mazak Corp ., - на сегодняшнем конкурентном рынке цена Вашей продукции должна быть ясной. По мнению фирмы Mazak , нужно исследовать весь производственный процесс. Мы поставляем не только станок, но и все элементы производственного цикла: фрезерование, сверление, шлифование, термообработку, передачу детали, короче все.

В настоящее время мы предлагаем более 180 различных изделий. Но до освоения нового станка мы должны выслушать наших заказчиков, а также наших дистрибьюторов. Дистрибьюторы хорошо осведомлены о том, что нужно потребителям, потому что они знают то, что предлагают конкуренты.

Ряд тенденций влияет на наши производственные решения. Автомобильная промышленность постоянно выдвигает новые требования, прежде всего к станкам для мелкосерийного производства. Модели автомобилей теперь меняются чаще, что требует более гибких производственных систем. Это не новый рынок, а пример меняющихся требований на существующем рынке.

Заказчики нуждаются в немедленных поставках, что требует от нас сокращения цикла производства и разработки станков. Стоимость разработки - это особый случай. Если время разработки требует двух лет до выхода с новым изделием на рынок, у вас возникнут проблемы, Мы сократили общее время разработки нового изделия с 18 до 10 месяцев.

Мы сокращаем также время сборки. От получения заказа до отгрузки станка раньше уходило 4,5 месяца. Теперь это на два месяца меньше (т.е. 2,5 месяца), мы поставили задачу его сокращения до 1,5 месяцев. Осуществление таких изменений позволяет сократить затраты на хранение и незавершенное производство.

Окружающая среда - еще один больной вопрос. Мы работаем над снижением энергозатрат наших станков и в то же время над экономией площадей. Очень важен сервис. Заказчики не терпят простоев станков как новых, так и старых, в некоторых случаях даже 20-летней давности. Теперь мы можем поставлять большинство запчастей в течение суток. И везде ключом к успеху является автоматизация. Нужно сокращать долю живого труда в стоимости вашей продукции.

«Больше зажимной оснастки и внутрицехового транспортного оборудования , - считает С. Ватабане, директор, генеральный управляющий станкостроительного отделения фирмы Kitagawa , - мы считаем, что важным аспектом успеха фирмы Kitagawa является ее сильная сервисно-сбытовая сеть в США и Европе. Быстрозажимные патроны и серия специальных патронов стали ключом к росту и рыночному лидерству. Нашими основными средствами к существованию явились зажимные патроны диаметром 203 мм.

В последние годы в соответствии с требованиями автомобильных заводов мы освоили патроны большего размера. Например, фирма Kitagawa теперь предлагает патроны последнего поколения для зажима ободов колес при механообработке.

Теперь мы выходим за рамки нашей серии патронов, предлагая другое зажимное оборудование, например программируемые столы. Они дают потребителям простой и недорогой способ увеличения числа координатных осей существующих станков. Мы также намерены внедрить в эти системы роботы.

В ближайшем будущем мы видим хорошую перспективу в производстве продукции, связанной с информационными технологиями такой, как производство полупроводников. Это потребует от фирмы Kitagawa дополнения продукции средствами транспортировки и передачи мелких деталей, например патроны для зажима деталей диаметром менее 102 мм.

«Станки для станкостроителей , - так считает Х. Хашиума, президент и исполнительный директор фирмы Yasda Precision America Corp ., - наша фирма известна станками для точного тяжелого фрезерования. Они обеспечивают точность в пределах 0,002 мм. Все станки изготовляются по заказам профессионалами высокой квалификации. Они применяют ручное шабрение при окончательной отделке несущих поверхностей направляющих и при пригонке гаек шарико-винтовых передач для обеспечения высочайшего уровня качества. Такая технология позволяет выпускать не более 150 станков в год с использованием обычного мастерства, дополненного последними достижениями технического прогресса.

Одним из оригинальных способов обеспечения несравненного качества наших станков является уникальная конструкция саморегулируемого шпинделя с предварительным натягом. В отличие от обычных систем предварительного натяга в фиксированном положении шпиндели фирмы Yasda самоустанавливаются и сохраняют оптимальный предварительный натяг во всем диапазоне частот его вращения. Благодаря этой конструкции обеспечивается оптимальная жесткость шпинделя при последних проходах и финишной обработке. Некоторые конструкции вследствие недостаточного предварительного натяга не обеспечивают достаточную жесткость при малых частотах вращения. Станки же фирмы Yasda сохраняют предварительный натяг независимо от частоты вращения шпинделя и перепадов температуры.

Рынки сбыта станков фирмы Yasda распределяются так: 70% в Японии, 10% в Европе, 10% в США и 10% в остальной Азии. Наши заказчики, включая японские станкостроительные фирмы, давно убедились в высокой точности наших станков и используют их в производстве собственных станков. Долговечность и точность станков фирмы Yasda создала круг постоянных их потребителей, убедившихся в правильном выборе.

«Мы переходим на производство специальных режущих пластин , - говорит М. Маеда, генеральный управляющий фирмы Sumitomo , - фирма Sumitomo является мировым лидером как в НИОКР, так и в производстве инструмента для различных отраслей металлообработки, включая режущие пластины, сверла, фрезы, оправки и борштанги. Фирма Sumitomo – одна из немногих компаний, которые разрабатывают и производят собственные материалы, и имеет большую номенклатуру марок из поликристаллического КНБ и алмаза. Мы сами осуществляем спекание, прессование и шлифование пластин. Особое внимание уделяется разработке собственных технологий нанесения покрытий.

Около половины нашей продукции экспортируется, в том числе 20% в США. Сегодня мы являемся крупнейшим производителем неперетачиваемых режущих пластин. В настоящее время особой сферой нашего интереса стали пластины из поликристаллического КНБ и алмаза для твердого точения. Растущую потребность в твердом точении мы видим на предприятиях автомобилестроения при обработке деталей трансмиссий и шестерен. Другой нашей стратегической целью является аэрокосмическая промышленность.

Читайте также: