Детская литература 40 50 годов 20 века кратко
Обновлено: 05.07.2024
Возникновение теории и критики детской литературы и их дальнейшее развитие в XIX веке.
Детские журналы и детские писатели.
Учебная и познавательная литература для детей .
Вторая половина XIX века.
Поэзия в детском чтении (обзор).
Николай Алексеевич Некрасов.
Проза в детском чтении.
Владимир Иванович Даль.
Сергей Тимофеевич Аксаков.
Федор Михайлович Достоевский.
Николай Петрович Вагнер.
Константин Дмитриевич Ушинский.
Лев Николаевич Толстой .
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Всеволод Михайлович Гаршин.
Владимир Галактионович Короленко.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.
Антон Павлович Чехов.
Русская детская литература XX века .
Серебряный век.
Поэзия в детском чтении.
Иван Алексеевич Бунин.
Константин Дмитриевич Бальмонт.
Александр Александрович Блок.
Николай Степанович Гумилев.
Сергей Александрович Есенин.
Проза в детском чтении .
Александр Иванович Куприн.
Алексей Михайлович Ремизов.
Алексей Николаевич Толстой.
Детские журналы на рубеже веков.
Массовая детская литература.
Детская литература 20— 30-х годов в СССР.
Дискуссии о детской литературе.
Поэзия в детском чтении (обзор).
Корней Иванович Чуковский.
Владимир Владимирович Маяковский.
Самуил Яковлевич Маршак.
Поэты группы ОБЭРИУ.
Агния Львовна Барто.
Проза в детском чтении.
Юрий Карлович Олеша.
Аркадий Петрович Гайдар.
Степан Григорьевич Писахов. .
Борис Викторович Шергин.
Павел Петрович Бажов.
Художественно-познавательная литература.
Михаил Михайлович Пришвин.
Борис Степанович Житков.
Виталий Валентинович Бианки.
Евгений Иванович Чарушин.
Константин Георгиевич Паустовский.
Детская литература русской эмиграции 20—30-х годов .
Алексей Николаевич Толстой.
Детская литература 40—50-х годов .
Наталья Петровна Кончаловская. -.
Валентин Петрович Катаев.
Валентина Александровна Осеева.
Детская литература 60— 80-х годов .
Поэзия в детском чтении.
Елена Александровна Благинина.
Сергей Владимирович Михалков.
Борис Владимирович Заходер.
Яков Лазаревич Аким.
Валентин Дмитриевич Берестов.
Генрих Вениаминович Сапгир.
Ирина Петровна Токмакова.
Роман Семенович Сеф.
Юнна Петровна Мориц.
Проза в детском чтении .
Николай Николаевич Носов.
Виктор Юзефович Драгунский.
Виктор Владимирович Голявкин.
Радий Петрович Погодин .
Эдуард Николаевич Успенский.
Юрий Иосифович Коваль.
Детская литература в России постсоветского периода и начала XXI века
Детские литературы народов России.
Зарубежные детские писатели.
Литература европейского Средневековья и Возрождения в детском чтении
Литература европейского романтизма в детском чтении.
Зарубежные детские писатели второй половины XIX—XX веков.
ПРЕДИСЛОВИЕ к 3-му изданию
Детская литература поистине велика и достижениями, и количеством, поэтому в рамках одной книги невозможно коснуться всех ее лучших произведений, назвать все достойные имена. Оставленные за пределами учебника ресурсы литературы намного превышают отраженное в нем. Проанализированные здесь произведения представляют собой наиболее удобные для вузовского изучения и актуальные в современной школе явления.
Отбор имен писателей и произведений осуществлялся по степени значимости их для развития жанров детской литературы. Важны имена, за которыми шли последователи. Произведение берется как пример устойчивой художественной формы, поэтому список подробно изучаемых произведений и круг писательских имен принципиально ограничен. Подростково-юношеская литература не входит в план изучения.
Литературный процесс рассмотрен от истоков до рубежа XX-XXI веков.
Авторы учебника видят в своих читателях не только педагогов-практиков, но и соискателей научных открытий. В зависимости от степени изученности тех или иных аспектов детской литературы меняется тон изложения.
Русский детский фольклор представлен в учебнике в виде общего ознакомительного очерка, поскольку существуют отдельные монографические труды и учебники.
В конце каждой большой главы подведены итоги, которые помогут читателю не потерять главную нить повествования среди многочисленных фактов и суждений по частным вопросам.
При цитировании приводятся ссылки только на научные источники, литературные источники в основном цитируются, только если они малодоступны студентам. Пропуски в цитатах обозначаются знаком .
Для лучшей ориентации читателя в тексте имена писателей выделены полужирным шрифтом, так же выделены названия анонимных произведений, периодических изданий; названия произведений авторов выделены полужирным курсивом; светлым курсивом выделены термины и понятия.
Книга посвящается памяти Софьи Анатольевны Николаевой. Тексты, написанные ею, в своей основе оставлены без изменений.
И.Н.Арзамасцева выражает признательность коллегам, которые своими замечаниями и рекомендациями помогали готовить настоящее издание: А. В.Дановскому, Л.В.Долженко, Л. У. Зво-наревой, Л.Я.Зиману, Э.И.Ивановой, Ф.С.Капице, Т.М.Коля-дич, Н. Е. Кутейниковой, Е.О.Путиловой, С. В. Сапожкову, Г.А.Черной, а также всем читателям предыдущих изданий учебника.
Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).
Щели в саду вырыты. Не горят огни.
Питерские сироты, Детоньки мои!
Под землёй не дышится, Боль сверлит висок.
Сквозь бомбёжку слышится Детский голосок.
Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами.
В детскую литературу в 1940-50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю.Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.
Итак, в 1940-е годы и в первое послевоенное десятилетие появилось немало значительных произведений детской литературы. Наметилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.
Валентина Александровна Осеева В.А.Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.
1. Обзор военной прозы для детей.
2. Творчество В. Катаева.
3. Проза для детей Л. Пантелеева.
4. Вклад В. Осеевой в развитие детской литературы
Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).
Щели в саду вырыты. Не горят огни.
Питерские сироты, Детоньки мои!
Под землёй не дышится, Боль сверлит висок.
Сквозь бомбёжку слышится Детский голосок.
Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами.
В детскую литературу в 1940-50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю.Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.
Итак, в 1940-е годы и в первое послевоенное десятилетие появилось немало значительных произведений детской литературы. Наметилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.
Валентина Александровна Осеева В.А.Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Детская литература 40-50-х годов.
Содержание лекции
События Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Самыми важными объявлялись темы, связанные с военными подвигами, самозабвенным трудом, жертвой во имя коллектива. Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить.
Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих , погибающих от голода и обстрелов.
◦ Побывав в 1964 году в Караганде, Агния Барто встретилась с Ниной — уже Котвицкой,— ее мужем, ее матерью и двумя детьми.
11.1. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х /в.А.Осеева "Синие листья"/.
Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).
Щели в саду вырыты.
Под землёй не дышится,
Боль сверлит висок.
Сквозь бомбёжку слышится
Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами.
детскую литературу в 40—50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю. Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.
Итак, в 40-е годы и в первое послевоенное десятилетие появилось немало значительных произведений детской литературы. Наметилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.
В. А. Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.
Тщательный отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта — все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников.
Рассказ "Синие листья" В.А. Осеева Рассказ для детей про дружбу
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
Утверждение новых идейно-эстетических принципов в литературе для детей. Развитие периодической печати в 20 – 30 годы. Проза 20 – 30 годов: Ю. Олеша, А.Н. Толстой, П. Бажов. Многожанровость произведений для детей. Сказки. Поэзия 20 – 30 годов: Д. Хармс, Л. Квитко, З. Александрова. Новые задачи, возникшие в годы Великой Отечественной войны перед литературой для детей. Основные темы этого периода: героизм на фронте и в тылу, мужество людей, их единство и сплочённость в борьбе с фашизмом. Основные темы и жанры литературы первого послевоенного десятилетия. Творчество К. Паустовского, Л. Кассиля, В. Катаева, Л. Пантелеева, В. Осеевой и т.д. Широта тематики в поэтических произведениях для детей (стихи о родной земле, труде, природе). Творчество Е. Благининой, М. Джалиля
Используются символы и метафоры: фонарь Звезда (метафора Солнца), розы, плахи, цепи (символы жертв революции), железное сердце (метафора тирании) и др. Герои кажутся то сошедшими с агитплакатов - из-за гипербол и гротеска в портретах (Просперо, три толстяка), то с нежных акварелей(дети Суок, Тутти), то со страниц итальянских или французских комедий (Гаспар Арнери, Тибул).
Текст произведения состоит из фрагментов, написанных в разных стилях — кубизме (описание площади Звезды напоминает городские пейзажи художников 20-х годов), импрессионизме (ночная набережная), реализме (площадь после разгрома восставших).
В сказке действует большое количество героев, совершается множество событий. В сущности, изображается целая эпоха в истории кукольно-бутафорского Тарабарского королевства.
Герои изначально условны, как куклы; вместе с тем их действия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передающими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь куклами, они чувствуют, размышляют и действуют, как настоящие люди. Буратино может почувствовать, как от волнения похолодел кончик носа или как бегут мурашки по его (деревянному!) телу. Мальвина бросается в слезах на кукольную кружевную постель, как экзальтированная барышня.
Сюжет развивается стремительно, как в кинокартине: каждый абзац — готовая картина-кадр. Пейзажи и интерьеры изображены как декорации. На их неподвижном фоне все движется, идет, бежит. Однако в этой кутерьме всегда ясно, кому из героев читатель должен сочувствовать, а кого считать противником. Добро и зло четко разведены, при этом и отрицательные герои вызывают симпатию; поэтому непримиримый конфликт между героями развивается легко и весело.
Сотни переизданий сказок в обработке А.Н.Толстого доказывают, что путь, им избранный, был верен.
В целом сказки Катаева соответствуют принципу детской литературы, согласно которому наставление оказывается действенным, когда облечено в форму художественного вымысла.
Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).
Щели в саду вырыты.
Под землёй не дышится,
Боль сверлит висок.
Сквозь бомбёжку слышится
Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами.
В детскую литературу в 40—50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю. Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.
Итак, в 40-е годы и в первое послевоенное десятилетие появилось немало значительных произведений детской литературы. Наметилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.
В. А. Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.
Тщательный отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта — все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников.
«— Где вы были?—спросила Валентинка. — Почему вы такие растрепанные? Почему вы голые?
В этих книгах отразились основные особенности мастерства Воронковой, характеризующие ее обращение к младшим школьникам: богатство и разнообразие эмоций ребенка передается простыми, обычными, но единственно верными словами; сюжет произведений кажется, на первый взгляд, безыскусственным, но глубоко передает сложную правду жизни.
И даже в отношении к морю, близкому и родному для обоих, проявляется разница в поведении и характерах ребят. Федя заплывает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, разглядывает, что там растет, кто живет в водорослях.
Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю.
Но Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее корни, которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремлении к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, лететь на помощь людям, спасать виноградники. Вот она — точка соприкосновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы.
Писательница показывает жизнь ребят не облегченно: бывают у них ссоры, непонимание друг друга, взаимные обиды. Но все это оказывается неважным, мелким, когда наступает пора расставания, когда Федя переезжает вместе с родителями далеко, в Орел. Приходит к обоим друзьям осознание горечи разлуки, впервые поднимают они нелегкую ношу жизненных потерь.
Двое ребят, Леня и Алешка, стерегут от выдры утиное стадо, которое взрослые выращивают на озере. Сюжет, казалось бы, совсем прозаичный, но повествование переносится писательницей в условный, фантастический план. Природа сказочно антропомор-физирована. Деревья, кусты, камыш разговаривают с Леней, когда он пробирается к озеру. «Камыши легли на берег, загородили дорогу. Кусты протянули друг к другу ветки, словно за руки взялись.
А деревья раскинули кроны, и стало на острове совсем темно.
— Почему вы не пропускаете меня?— спросил Леня.
— Ты будешь разводить костер, — зашелестели кусты, — ты сделаешь пожар! Мальчишки всегда делают пожары!
Л. Воронкова во многом удачно осваивает в этой повести традиции народной сказки: ею внимательно продуманы рефрены вопросов к Лене, ритмика фраз, особенности метафоризации.
Интересной находкой оказывается образ Пугала, которое мечтает стать деревом и чувствует, как болит, оживая, сердцевина, как соки движутся по коре. Сказочный и реальный планы связаны встречей ребят с Ардывом, в котором они только в конце повести узнают Выдру.
Практические занятияне предусмотрены
Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей
Вопросы для самоконтроля по теме:
Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х
Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве:
Раздел 4. Русская детская литература XX века
Основные понятия и термины по теме: автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя
План изучения темы
1. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х
2. /В.А.Осеева "Синие листья"/.
3. Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве: "Солнечный денёк", Снег идёт", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу". Картины природы: труда, быта, людей
Краткое изложение теоретических вопросов:
Утверждение новых идейно-эстетических принципов в литературе для детей. Развитие периодической печати в 20 – 30 годы. Проза 20 – 30 годов: Ю. Олеша, А.Н. Толстой, П. Бажов. Многожанровость произведений для детей. Сказки. Поэзия 20 – 30 годов: Д. Хармс, Л. Квитко, З. Александрова. Новые задачи, возникшие в годы Великой Отечественной войны перед литературой для детей. Основные темы этого периода: героизм на фронте и в тылу, мужество людей, их единство и сплочённость в борьбе с фашизмом. Основные темы и жанры литературы первого послевоенного десятилетия. Творчество К. Паустовского, Л. Кассиля, В. Катаева, Л. Пантелеева, В. Осеевой и т.д. Широта тематики в поэтических произведениях для детей (стихи о родной земле, труде, природе). Творчество Е. Благининой, М. Джалиля
Используются символы и метафоры: фонарь Звезда (метафора Солнца), розы, плахи, цепи (символы жертв революции), железное сердце (метафора тирании) и др. Герои кажутся то сошедшими с агитплакатов - из-за гипербол и гротеска в портретах (Просперо, три толстяка), то с нежных акварелей(дети Суок, Тутти), то со страниц итальянских или французских комедий (Гаспар Арнери, Тибул).
Текст произведения состоит из фрагментов, написанных в разных стилях — кубизме (описание площади Звезды напоминает городские пейзажи художников 20-х годов), импрессионизме (ночная набережная), реализме (площадь после разгрома восставших).
В сказке действует большое количество героев, совершается множество событий. В сущности, изображается целая эпоха в истории кукольно-бутафорского Тарабарского королевства.
Герои изначально условны, как куклы; вместе с тем их действия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передающими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь куклами, они чувствуют, размышляют и действуют, как настоящие люди. Буратино может почувствовать, как от волнения похолодел кончик носа или как бегут мурашки по его (деревянному!) телу. Мальвина бросается в слезах на кукольную кружевную постель, как экзальтированная барышня.
Сюжет развивается стремительно, как в кинокартине: каждый абзац — готовая картина-кадр. Пейзажи и интерьеры изображены как декорации. На их неподвижном фоне все движется, идет, бежит. Однако в этой кутерьме всегда ясно, кому из героев читатель должен сочувствовать, а кого считать противником. Добро и зло четко разведены, при этом и отрицательные герои вызывают симпатию; поэтому непримиримый конфликт между героями развивается легко и весело.
Сотни переизданий сказок в обработке А.Н.Толстого доказывают, что путь, им избранный, был верен.
В целом сказки Катаева соответствуют принципу детской литературы, согласно которому наставление оказывается действенным, когда облечено в форму художественного вымысла.
Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).
Щели в саду вырыты.
Под землёй не дышится,
Боль сверлит висок.
Сквозь бомбёжку слышится
Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами.
В детскую литературу в 40—50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю. Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.
Итак, в 40-е годы и в первое послевоенное десятилетие появилось немало значительных произведений детской литературы. Наметилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.
В. А. Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.
Тщательный отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта — все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников.
«— Где вы были?—спросила Валентинка. — Почему вы такие растрепанные? Почему вы голые?
В этих книгах отразились основные особенности мастерства Воронковой, характеризующие ее обращение к младшим школьникам: богатство и разнообразие эмоций ребенка передается простыми, обычными, но единственно верными словами; сюжет произведений кажется, на первый взгляд, безыскусственным, но глубоко передает сложную правду жизни.
И даже в отношении к морю, близкому и родному для обоих, проявляется разница в поведении и характерах ребят. Федя заплывает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, разглядывает, что там растет, кто живет в водорослях.
Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю.
Но Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее корни, которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремлении к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, лететь на помощь людям, спасать виноградники. Вот она — точка соприкосновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы.
Писательница показывает жизнь ребят не облегченно: бывают у них ссоры, непонимание друг друга, взаимные обиды. Но все это оказывается неважным, мелким, когда наступает пора расставания, когда Федя переезжает вместе с родителями далеко, в Орел. Приходит к обоим друзьям осознание горечи разлуки, впервые поднимают они нелегкую ношу жизненных потерь.
Двое ребят, Леня и Алешка, стерегут от выдры утиное стадо, которое взрослые выращивают на озере. Сюжет, казалось бы, совсем прозаичный, но повествование переносится писательницей в условный, фантастический план. Природа сказочно антропомор-физирована. Деревья, кусты, камыш разговаривают с Леней, когда он пробирается к озеру. «Камыши легли на берег, загородили дорогу. Кусты протянули друг к другу ветки, словно за руки взялись.
А деревья раскинули кроны, и стало на острове совсем темно.
— Почему вы не пропускаете меня?— спросил Леня.
— Ты будешь разводить костер, — зашелестели кусты, — ты сделаешь пожар! Мальчишки всегда делают пожары!
Л. Воронкова во многом удачно осваивает в этой повести традиции народной сказки: ею внимательно продуманы рефрены вопросов к Лене, ритмика фраз, особенности метафоризации.
Интересной находкой оказывается образ Пугала, которое мечтает стать деревом и чувствует, как болит, оживая, сердцевина, как соки движутся по коре. Сказочный и реальный планы связаны встречей ребят с Ардывом, в котором они только в конце повести узнают Выдру.
Практические занятияне предусмотрены
Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей
Вопросы для самоконтроля по теме:
Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х
Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве:
Раздел 4. Русская детская литература XX века
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Читайте также: