Детская литература 40 50 годов 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возникновение теории и критики детской литературы и их дальнейшее развитие в XIX веке.

Детские журналы и детские писатели.

Учебная и познавательная литература для детей .

Вторая половина XIX века.

Поэзия в детском чтении (обзор).

Николай Алексеевич Некрасов.

Проза в детском чтении.

Владимир Иванович Даль.

Сергей Тимофеевич Аксаков.

Федор Михайлович Достоевский.

Николай Петрович Вагнер.

Константин Дмитриевич Ушинский.

Лев Николаевич Толстой .

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Всеволод Михайлович Гаршин.

Владимир Галактионович Короленко.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.

Антон Павлович Чехов.

Русская детская литература XX века .

Серебряный век.

Поэзия в детском чтении.

Иван Алексеевич Бунин.

Константин Дмитриевич Бальмонт.

Александр Александрович Блок.

Николай Степанович Гумилев.

Сергей Александрович Есенин.

Проза в детском чтении .

Александр Иванович Куприн.

Алексей Михайлович Ремизов.

Алексей Николаевич Толстой.

Детские журналы на рубеже веков.

Массовая детская литература.

Детская литература 20— 30-х годов в СССР.

Дискуссии о детской литературе.

Поэзия в детском чтении (обзор).

Корней Иванович Чуковский.

Владимир Владимирович Маяковский.

Самуил Яковлевич Маршак.

Поэты группы ОБЭРИУ.

Агния Львовна Барто.

Проза в детском чтении.

Юрий Карлович Олеша.

Аркадий Петрович Гайдар.

Степан Григорьевич Писахов. .

Борис Викторович Шергин.

Павел Петрович Бажов.

Художественно-познавательная литература.

Михаил Михайлович Пришвин.

Борис Степанович Житков.

Виталий Валентинович Бианки.

Евгений Иванович Чарушин.

Константин Георгиевич Паустовский.

Детская литература русской эмиграции 20—30-х годов .

Алексей Николаевич Толстой.

Детская литература 40—50-х годов .

Наталья Петровна Кончаловская. -.

Валентин Петрович Катаев.

Валентина Александровна Осеева.

Детская литература 60— 80-х годов .

Поэзия в детском чтении.

Елена Александровна Благинина.

Сергей Владимирович Михалков.

Борис Владимирович Заходер.

Яков Лазаревич Аким.

Валентин Дмитриевич Берестов.

Генрих Вениаминович Сапгир.

Ирина Петровна Токмакова.

Роман Семенович Сеф.

Юнна Петровна Мориц.

Проза в детском чтении .

Николай Николаевич Носов.

Виктор Юзефович Драгунский.

Виктор Владимирович Голявкин.

Радий Петрович Погодин .

Эдуард Николаевич Успенский.

Юрий Иосифович Коваль.

Детская литература в России постсоветского периода и начала XXI века

Детские литературы народов России.

Зарубежные детские писатели.

Литература европейского Средневековья и Возрождения в детском чтении

Литература европейского романтизма в детском чтении.

Зарубежные детские писатели второй половины XIX—XX веков.

ПРЕДИСЛОВИЕ к 3-му изданию

Детская литература поистине велика и достижениями, и коли­чеством, поэтому в рамках одной книги невозможно коснуться всех ее лучших произведений, назвать все достойные имена. Ос­тавленные за пределами учебника ресурсы литературы намного превышают отраженное в нем. Проанализированные здесь произ­ведения представляют собой наиболее удобные для вузовского изу­чения и актуальные в современной школе явления.

Отбор имен писателей и произведений осуществлялся по сте­пени значимости их для развития жанров детской литературы. Важ­ны имена, за которыми шли последователи. Произведение берет­ся как пример устойчивой художественной формы, поэтому спи­сок подробно изучаемых произведений и круг писательских имен принципиально ограничен. Подростково-юношеская литература не входит в план изучения.

Литературный процесс рассмотрен от истоков до рубежа XX-XXI веков.

Авторы учебника видят в своих читателях не только педагогов-практиков, но и соискателей научных открытий. В зависимости от степени изученности тех или иных аспектов детской литературы меняется тон изложения.

Русский детский фольклор представлен в учебнике в виде об­щего ознакомительного очерка, поскольку существуют отдельные монографические труды и учебники.

В конце каждой большой главы подведены итоги, которые по­могут читателю не потерять главную нить повествования среди многочисленных фактов и суждений по частным вопросам.

При цитировании приводятся ссылки только на научные ис­точники, литературные источники в основном цитируются, только если они малодоступны студентам. Пропуски в цитатах обознача­ются знаком .

Для лучшей ориентации читателя в тексте имена писателей выделены полужирным шрифтом, так же выделены названия ано­нимных произведений, периодических изданий; названия произ­ведений авторов выделены полужирным курсивом; светлым курси­вом выделены термины и понятия.

Книга посвящается памяти Софьи Анатольевны Николаевой. Тексты, написанные ею, в своей основе оставлены без измене­ний.

И.Н.Арзамасцева выражает признательность коллегам, кото­рые своими замечаниями и рекомендациями помогали готовить настоящее издание: А. В.Дановскому, Л.В.Долженко, Л. У. Зво-наревой, Л.Я.Зиману, Э.И.Ивановой, Ф.С.Капице, Т.М.Коля-дич, Н. Е. Кутейниковой, Е.О.Путиловой, С. В. Сапожкову, Г.А.Черной, а также всем читателям предыдущих изданий учеб­ника.

Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказы­вать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

Щели в саду вырыты. Не горят огни.

Питерские сироты, Детоньки мои!

Под землёй не дышится, Боль сверлит висок.

Сквозь бомбёжку слышится Детский голосок.




Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного вой­ной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущи­ми темами.

В детскую литературу в 1940-50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю.Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.

Итак, в 1940-е годы и в первое послевоенное десятилетие появи­лось немало значительных произведений детской литературы. На­метилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.

Валентина Александровна Осеева В.А.Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалисти­ческое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

1. Обзор военной прозы для детей.

2. Творчество В. Катаева.

3. Проза для детей Л. Пантелеева.

4. Вклад В. Осеевой в развитие детской литературы

Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказы­вать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

Щели в саду вырыты. Не горят огни.

Питерские сироты, Детоньки мои!

Под землёй не дышится, Боль сверлит висок.

Сквозь бомбёжку слышится Детский голосок.

Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного вой­ной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущи­ми темами.

В детскую литературу в 1940-50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю.Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.

Итак, в 1940-е годы и в первое послевоенное десятилетие появи­лось немало значительных произведений детской литературы. На­метилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.

Валентина Александровна Осеева В.А.Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалисти­ческое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Детская литература 40-50-х годов.

Содержание лекции

События Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Самыми важными объявлялись темы, связанные с военными подвигами, самозабвенным трудом, жертвой во имя коллектива. Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить.

Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих , погибающих от голода и обстрелов.

◦ Побывав в 1964 году в Караганде, Агния Барто встретилась с Ниной — уже Котвицкой,— ее мужем, ее матерью и двумя детьми.

11.1. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х /в.А.Осеева "Синие листья"/.

Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказы­вать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

Щели в саду вырыты.

Под землёй не дышится,

Боль сверлит висок.

Сквозь бомбёжку слышится

Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного вой­ной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущи­ми темами.

детскую литературу в 40—50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю. Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.

Итак, в 40-е годы и в первое послевоенное десятилетие появи­лось немало значительных произведений детской литературы. На­метилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.

В. А. Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалисти­ческое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

Тщательный отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта — все это обес­печило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошколь­ников и младших школьников.

Рассказ "Синие листья" В.А. Осеева Рассказ для детей про дружбу

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Утверждение новых идейно-эстетических принципов в литературе для детей. Развитие периодической печати в 20 – 30 годы. Проза 20 – 30 годов: Ю. Олеша, А.Н. Толстой, П. Бажов. Многожанровость произведений для детей. Сказки. Поэзия 20 – 30 годов: Д. Хармс, Л. Квитко, З. Александрова. Новые задачи, возникшие в годы Великой Отечественной войны перед литературой для детей. Основные темы этого периода: героизм на фронте и в тылу, мужество людей, их единство и сплочённость в борьбе с фашизмом. Основные темы и жанры литературы первого послевоенного десятилетия. Творчество К. Паустовского, Л. Кассиля, В. Катаева, Л. Пантелеева, В. Осеевой и т.д. Широта тематики в поэтических произведениях для детей (стихи о родной земле, труде, природе). Творчество Е. Благининой, М. Джалиля

Используются символы и метафоры: фонарь Звезда (метафора Солнца), розы, плахи, цепи (символы жертв революции), железное сердце (метафора тирании) и др. Герои кажутся то сошедшими с агитплакатов - из-за гипербол и гротеска в портретах (Просперо, три толстяка), то с нежных акварелей(дети Суок, Тутти), то со страниц итальянских или французских комедий (Гаспар Арнери, Тибул).

Текст произведения состоит из фрагментов, написанных в разных стилях — кубизме (описание площади Звезды напоминает городские пейзажи художников 20-х годов), импрессионизме (ночная набережная), реализме (площадь после разгрома восставших).

В сказке действует большое количество героев, совершается множество событий. В сущности, изображается целая эпоха в истории кукольно-бутафорского Тарабарского королевства.

Герои изначально условны, как куклы; вместе с тем их действия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передаю­щими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь куклами, они чувствуют, размышляют и действуют, как настоящие люди. Буратино может почувствовать, как от волнения похолодел кончик носа или как бегут мурашки по его (деревянному!) телу. Мальвина бросается в слезах на кукольную кружевную постель, как экзальтированная барышня.

Сюжет развивается стремительно, как в кинокартине: каждый абзац — готовая картина-кадр. Пейзажи и интерьеры изображены как декорации. На их неподвижном фоне все движется, идет, бежит. Однако в этой кутерьме всегда ясно, кому из героев читатель должен сочувствовать, а кого считать противником. Добро и зло четко разведены, при этом и отрицательные герои вызывают симпатию; поэтому непримиримый конфликт между героями развивается легко и весело.

Сотни переизданий сказок в обработке А.Н.Толстого доказывают, что путь, им избранный, был верен.

В целом сказки Катаева соответствуют принципу детской литературы, согласно которому наставление оказывается действенным, когда облечено в форму художественного вымысла.

Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

Щели в саду вырыты.

Под землёй не дышится,

Боль сверлит висок.

Сквозь бомбёжку слышится

Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами.

В детскую литературу в 40—50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю. Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.

Итак, в 40-е годы и в первое послевоенное десятилетие появилось немало значительных произведений детской литературы. Наметилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.

В. А. Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

Тщательный отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта — все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошколь­ников и младших школьников.

«— Где вы были?—спросила Валентинка. — Почему вы такие растрепанные? Почему вы голые?

В этих книгах отразились основные особенности мастерства Воронковой, характеризующие ее обращение к младшим школьникам: богатство и разнообразие эмоций ребенка передается простыми, обычными, но единственно верными словами; сюжет про­изведений кажется, на первый взгляд, безыскусственным, но глубоко передает сложную правду жизни.

И даже в отношении к морю, близкому и родному для обоих, проявляется разница в поведении и характерах ребят. Федя заплывает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, разглядывает, что там растет, кто живет в водорослях.

Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю.

Но Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее корни, которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремле­нии к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, лететь на помощь людям, спасать виноградники. Вот она — точка соприкосновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы.

Писательница показывает жизнь ребят не облегченно: бывают у них ссоры, непонимание друг друга, взаимные обиды. Но все это оказывается неважным, мелким, когда наступает пора расстава­ния, когда Федя переезжает вместе с родителями далеко, в Орел. Приходит к обоим друзьям осознание горечи разлуки, впервые поднимают они нелегкую ношу жизненных потерь.

Двое ребят, Леня и Алешка, стерегут от выдры утиное стадо, которое взрослые выращивают на озере. Сюжет, казалось бы, совсем прозаичный, но повествование переносится писательницей в условный, фантастический план. Природа сказочно антропомор-физирована. Деревья, кусты, камыш разговаривают с Леней, когда он пробирается к озеру. «Камыши легли на берег, загородили дорогу. Кусты протянули друг к другу ветки, словно за руки взялись.

А деревья раскинули кроны, и стало на острове совсем темно.

— Почему вы не пропускаете меня?— спросил Леня.

— Ты будешь разводить костер, — зашелестели кусты, — ты сделаешь пожар! Мальчишки всегда делают пожары!

Л. Воронкова во многом удачно осваивает в этой повести традиции народной сказки: ею внимательно продуманы рефрены вопросов к Лене, ритмика фраз, особенности метафоризации.

Интересной находкой оказывается образ Пугала, которое мечтает стать деревом и чувствует, как болит, оживая, сердцевина, как соки движутся по коре. Сказочный и реальный планы связаны встречей ребят с Ардывом, в котором они только в конце повести узнают Выдру.

Практические занятияне предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х

Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве:

Раздел 4. Русская детская литература XX века

Основные понятия и термины по теме: автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя

План изучения темы

1. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х

2. /В.А.Осеева "Синие листья"/.

3. Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве: "Солнечный денёк", Снег идёт", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу". Картины природы: труда, быта, людей

Краткое изложение теоретических вопросов:

Утверждение новых идейно-эстетических принципов в литературе для детей. Развитие периодической печати в 20 – 30 годы. Проза 20 – 30 годов: Ю. Олеша, А.Н. Толстой, П. Бажов. Многожанровость произведений для детей. Сказки. Поэзия 20 – 30 годов: Д. Хармс, Л. Квитко, З. Александрова. Новые задачи, возникшие в годы Великой Отечественной войны перед литературой для детей. Основные темы этого периода: героизм на фронте и в тылу, мужество людей, их единство и сплочённость в борьбе с фашизмом. Основные темы и жанры литературы первого послевоенного десятилетия. Творчество К. Паустовского, Л. Кассиля, В. Катаева, Л. Пантелеева, В. Осеевой и т.д. Широта тематики в поэтических произведениях для детей (стихи о родной земле, труде, природе). Творчество Е. Благининой, М. Джалиля

Используются символы и метафоры: фонарь Звезда (метафора Солнца), розы, плахи, цепи (символы жертв революции), железное сердце (метафора тирании) и др. Герои кажутся то сошедшими с агитплакатов - из-за гипербол и гротеска в портретах (Просперо, три толстяка), то с нежных акварелей(дети Суок, Тутти), то со страниц итальянских или французских комедий (Гаспар Арнери, Тибул).

Текст произведения состоит из фрагментов, написанных в разных стилях — кубизме (описание площади Звезды напоминает городские пейзажи художников 20-х годов), импрессионизме (ночная набережная), реализме (площадь после разгрома восставших).

В сказке действует большое количество героев, совершается множество событий. В сущности, изображается целая эпоха в истории кукольно-бутафорского Тарабарского королевства.

Герои изначально условны, как куклы; вместе с тем их действия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передаю­щими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь куклами, они чувствуют, размышляют и действуют, как настоящие люди. Буратино может почувствовать, как от волнения похолодел кончик носа или как бегут мурашки по его (деревянному!) телу. Мальвина бросается в слезах на кукольную кружевную постель, как экзальтированная барышня.

Сюжет развивается стремительно, как в кинокартине: каждый абзац — готовая картина-кадр. Пейзажи и интерьеры изображены как декорации. На их неподвижном фоне все движется, идет, бежит. Однако в этой кутерьме всегда ясно, кому из героев читатель должен сочувствовать, а кого считать противником. Добро и зло четко разведены, при этом и отрицательные герои вызывают симпатию; поэтому непримиримый конфликт между героями развивается легко и весело.

Сотни переизданий сказок в обработке А.Н.Толстого доказывают, что путь, им избранный, был верен.

В целом сказки Катаева соответствуют принципу детской литературы, согласно которому наставление оказывается действенным, когда облечено в форму художественного вымысла.

Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

Щели в саду вырыты.

Под землёй не дышится,

Боль сверлит висок.

Сквозь бомбёжку слышится

Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами.

В детскую литературу в 40—50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю. Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.

Итак, в 40-е годы и в первое послевоенное десятилетие появилось немало значительных произведений детской литературы. Наметилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.

В. А. Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

Тщательный отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта — все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошколь­ников и младших школьников.

«— Где вы были?—спросила Валентинка. — Почему вы такие растрепанные? Почему вы голые?

В этих книгах отразились основные особенности мастерства Воронковой, характеризующие ее обращение к младшим школьникам: богатство и разнообразие эмоций ребенка передается простыми, обычными, но единственно верными словами; сюжет про­изведений кажется, на первый взгляд, безыскусственным, но глубоко передает сложную правду жизни.

И даже в отношении к морю, близкому и родному для обоих, проявляется разница в поведении и характерах ребят. Федя заплывает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, разглядывает, что там растет, кто живет в водорослях.

Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю.

Но Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее корни, которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремле­нии к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, лететь на помощь людям, спасать виноградники. Вот она — точка соприкосновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы.

Писательница показывает жизнь ребят не облегченно: бывают у них ссоры, непонимание друг друга, взаимные обиды. Но все это оказывается неважным, мелким, когда наступает пора расстава­ния, когда Федя переезжает вместе с родителями далеко, в Орел. Приходит к обоим друзьям осознание горечи разлуки, впервые поднимают они нелегкую ношу жизненных потерь.

Двое ребят, Леня и Алешка, стерегут от выдры утиное стадо, которое взрослые выращивают на озере. Сюжет, казалось бы, совсем прозаичный, но повествование переносится писательницей в условный, фантастический план. Природа сказочно антропомор-физирована. Деревья, кусты, камыш разговаривают с Леней, когда он пробирается к озеру. «Камыши легли на берег, загородили дорогу. Кусты протянули друг к другу ветки, словно за руки взялись.

А деревья раскинули кроны, и стало на острове совсем темно.

— Почему вы не пропускаете меня?— спросил Леня.

— Ты будешь разводить костер, — зашелестели кусты, — ты сделаешь пожар! Мальчишки всегда делают пожары!

Л. Воронкова во многом удачно осваивает в этой повести традиции народной сказки: ею внимательно продуманы рефрены вопросов к Лене, ритмика фраз, особенности метафоризации.

Интересной находкой оказывается образ Пугала, которое мечтает стать деревом и чувствует, как болит, оживая, сердцевина, как соки движутся по коре. Сказочный и реальный планы связаны встречей ребят с Ардывом, в котором они только в конце повести узнают Выдру.

Практические занятияне предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х

Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве:

Раздел 4. Русская детская литература XX века


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: