Станция технического обслуживания кратко

Обновлено: 30.06.2024

автомобиля, предприятие для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. С. т. о. общего пользования делятся на универсальные, выполняющие комплексные работы по автомобилям различных марок и моделей, и специализированные, предназначенные для обслуживания автомобилей определённых моделей. Автомобильные заводы часто создают собственные С. т. о. — т. н. сервисные автоцентры, которые, помимо предусмотренного профилактического обслуживания автомобилей, выпускаемых данным заводом, производят их гарантийный ремонт, замену агрегатов, окрасочные и др. работы (в т. ч. предпродажную подготовку автомобилей). Тип С. т. о. зависит от места её расположения: С. т. о. придорожные, а также обслуживающие небольшие населённые пункты, — универсального типа, С.т. о., находящиеся в крупных городах, — обычно специализированные. Производственная мощность С. т. о. определяется числом имеющихся в них машино-мест. На С. т. о. универсального типа имеются посты, на которых производят определённый вид работ (диагностику, смазку и т.п.) по обслуживанию и ремонту автомобилей, и специализированные участки для ремонта агрегатов, приборов систем питания и электрооборудования. Посты оборудуются подъёмниками, приспособлениями для монтажа и демонтажа, снабжаются наборами инструментов и т.п. На специализированных (обычно большой мощности) С. т. о. предусмотренные заводом работы профилактического обслуживания автомобилей выполняются на поточных линиях, операции по текущему ремонту — на участках или в цехах, расположенных в отдельных зонах.

В СССР С. т. о. строят по типовым проектам (на 6. 11, 15, 25 и 50 постов). На станциях с 6, 11 и 15 постами предусматривается диагностирование только части агрегатов, на станциях с 25 и 50 постами выполняется весь комплекс диагностических работ с углублённой проверкой некоторых агрегатов и узлов автомобиля. С. т. о. с числом постов более 50 строят по индивидуальным проектам с несколькими поточными линиями для технического обслуживания и специализированными цехами (например, сварочным, малярным и др.) для выполнения текущего ремонта. Такие С. т. о. могут также осуществлять капитальный ремонт определённых агрегатов и узлов автомобилей. Некоторые С. г. о. имеют участки самообслуживания, на которых владелец автомобиля может сам устранить неисправности автомобиля, используя предоставляемое ему оборудование. За рубежом техническое обслуживание автомобилей осуществляют главным образом станции, которые принадлежат заводам-изготовителям.

Лит.: Афанасьев Л. Л.. Колясинский Б. С., Маслов А. А., Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. (Альбом чертежей), 2 изд., М., 1969; Техническая эксплуатация автомобилей, М., 1972: Лысогорский А. А., Городские гаражи и стоянки, М., 1972.

Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль служил вам верой и правдой долгие годы нужно постоянно проводить необходимые технические процедуры (замену масла, фильтров, колодок и так далее), регулярно производить осмотр на СТО авто и своевременно заменять износившиеся детали и комплектующие. Только при правильной эксплуатации, осуществлении своевременных ремонтных и диагностических мероприятий можно быть уверенным, что автомобиль вас никогда не подведет. Очень важно чтобы ремонтные и диагностические услуги проводились на высоком уровне, для этого необходимо выбрать надежный автосервис, в котором работы будут выполнены оперативно и качественно.

Станция техобслуживания автомобилей (СТО) – это предприятие автомобильного сервиса, на котором оказываются различные виды услуг от диагностики до ремонта автомобильного транспорта с целью дальнейшей его эксплуатации. Основная задача станции технического обслуживания и ремонта предоставить качественную услугу, которая гарантирует безопасную эксплуатацию автотранспортного средства в дальнейшем. По сути это специальные посты, на которых имеется все необходимое для диагностических и ремонтных работ от персонала до оборудования. Кроме этого на СТО могут реализовывать детали и комплектующие, в случае необходимости мастера в любой момент могут проконсультировать клиента как по ремонтным мероприятиям, так и по техобслуживанию автомобиля. Станция техобслуживания классифицируется по различным признакам, они могут быть представлены как единичными предприятиями, так и крупной сетью станций. СТО классифицируются по видам специализации, возможному расположению, производственным мощностям. Например, комплексная станция технического обслуживания автомобилей выполняет полный спектр работ по техобслуживанию (ремонту), она может обслуживать как определенные марки авто, так и различные марки автомобилей. Уровни специализации станций, ротация в зависимости от мощностей

Станции делятся по уровню специализации:

Станции, на которых ремонтируются и обслуживаются только отечественные марки авто. Предприятия, которые ремонтируют (обслуживают) только автомобили зарубежных брендов. Станции, осуществляющие техобслуживание и ремонт отечественных и зарубежных автотранспортных средств.

В зависимости от мощностей СТО делятся на небольшие, средние и крупные.

Первый тип — это предприятия, на которых количество постов не превышает 10 штук, на них производятся следующие работы: шиномонтаж, ремонт и покраска кузова авто, ремонтные работы по замене агрегатов и комплектующих, техобслуживание, моечные и уборочные работы, быстрая диагностика, различные виды сварочных работ. Обычно такие станции расположены максимально близко к потребителю и являются специализированными СТО. Средняя станция технического обслуживания — это предприятие, для которого оптимальное количество постов это от 11 до 30 штук. На них осуществляются те же работы, что и на малых станциях, и добавляются новые виды: проведение полной диагностики состояния автотранспортного средства, полная окраска авто, ремонт и замена комплектующих (для данного типа предусмотрена возможность продажи авто). К крупным относятся предприятия с общим количеством постов, превышающих 30 штук, на них осуществляется полный перечень ремонтных мероприятий, полное обслуживание. Здесь вам могут произвести капремонт узлов и агрегатов, возможно применение поточных линий для осуществления диагностики, тут же можно приобрести автомобиль. Сегодня наибольшее количество станций — это предприятия с 1-3 постами, их количество исчисляется сотнями и тысячами, именно они и пользуются наибольшим спросом. Находясь ближе всего к клиенту, эти СТО предоставляют услуги по наиболее доступным ценам, однако, качественную станцию найти не так уж и просто.

Выбор станции техобслуживания и ремонта

Любой автосервис старается завлечь к себе клиента, предлагаются различные скидки, проводятся акции, размещается большое количество рекламы. Но привлечь клиента не так уж и просто, особенно сложно работать новым компаниям. Чаще всего при выборе станции человек ориентируется на мнение друзей и знакомых или свой личный опыт, иногда человек попадает на станцию случайно (например, в случае аварии он выбирает ближайшую станцию, где ему произведут быстрый ремонт авто). Если вы только начали новое дело, у вас новый автосервис, нет собственной базы клиентов, не слишком удачное место, то рассчитывать на скорый успех вам вряд ли придется. Но не все так плохо, сегодня практически у каждого есть возможность начать данный бизнес с нуля и без базы клиентов. Сайт агрегатора автосервисов

Сайт агрегатора автосервисов – это современный метод поиска и определения оптимального по качеству и цене автосервиса. Данный инструмент удобен как для владельцев станций, так и для пользователей. Если владельцы получают дополнительный поток клиентов, то заказчик имеет возможность выбрать наиболее оптимальный для него автосервис (исходя из месторасположения, цен, отзывов и так далее). Сайт агрегатора автосервисов это возможность:

Сэкономить свое время. Автосервис во многом выбирается автоматически, для этого достаточно ввести марку автомобиля, указать модель, года и заполнить какие работы необходимо выполнить. Кроме этого вы можете создать специальную анкету заявку и сравнить цены и выбрать наиболее подходящий для вас автосервис. При помощи одной площадки вы можете изучить все заинтересовавшие вас предложения, почитать отзывы, а фильтры упрощают поиск в несколько раз. Вся информация, предоставленная сайтом агрегатором автосервисов, является актуальной и достоверной.

Выигрывают и владельцы станции технического обслуживания: компании, не имеющие своего интернет-ресурса получают возможность заявить о своих услугах, тем самым у них появляется дополнительный канал продаж, существенным образом сокращаются издержки на рекламу.

Основным звеном системы автосервиса является подсистема поддержания автомобилей в работоспособном состоянии. Эта подсистема выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и другим видам технических воздействий с целью обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей населения и представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТОА, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

- Экономическими. По данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;
- Социальными. Относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТОА — это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания. Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть:

Универсальные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей;
специализированные — для обслуживания одной марки автомобиля.

С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

Виды станций технического обслуживания автомобилей

- техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства — доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, не обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства - 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание);
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства — 51 %, причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими — для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые, средние, большие и крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10—15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на таких СТОА осуществляется продажа автомобилей .

В настоящее время около половины автосервисных предприятий имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % — от 4 до 10 постов; 7 % — до 30 постов. Крупные станции составляют менее 2 %.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа — фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями — авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

Структуру сети СТОА рассмотрим на примере Москвы. Здесь крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %).

Сегодня существует большой разрыв между спросом (потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами.

Вторая причина — недостаток производственных мощностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения, где автосервис практически в зачаточном состоянии. Но даже в Москве СТОА катастрофически не хватает. Бурный рост автопарка породил серьезные проблемы — переполнение столичных автотрасс и поддержание надлежащего технического состояния автомобилей. В настоящее время действует 2,6 тыс. предприятий автосервиса, в то время как их должно быть около 10 тыс. Правительство Москвы приняло программу, направленную на развитие и улучшение служб автосервиса в городе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- рост объемов оказания услуг отстает от темпов автомобилизации страны;
- потребности в автосервисных услугах обеспечены недостаточно, предприятия автосервиса распределены по городам неравномерно, поэтому весьма актуальна проблема обеспечения в количестве и территориальной доступности автосервисных услуг;
- успешное функционирование СТОА возможно при учете всех новшеств в области автотехобслуживания, накоплении и анализе статистического материала, создании типовых проектов станций, объединенных единым замыслом и возможностью трансформации, наличии высококвалифицированных специалистов в этой области;
- создание совместных предприятий с участием зарубежных партнеров в области автосервиса будет способствовать приобретению опыта, скорейшему избавлению от негативных моментов в деятельности предприятия автосервиса, накоплению финансовых средств для развития данной сферы обслуживания.


По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться с нами ЗДЕСЬ

Никакая другая услуга не пользуется у автомобилистов такой популярностью как автосервис. Автомобиль требует тщательного обслуживания и своевременного устранения технических неполадок. Производятся все манипуляции по техобслуживанию обычно на станции технического обслуживания (СТО).

  • Что такое станция технического обслуживания?
    • Какими бывают СТО?
    • Принцип работы

    Что такое станция технического обслуживания?

    На СТО можно произвести как капитальный, так и мелкий ремонт машины, поменять запчасти, шины и выполнить множество других важных технических задач, которые в домашних условиях сделать крайне сложно. Кроме того, такие организации дают гарантию на свою работу, а у каждого водителя, обращающегося за помощью, есть те мастера, с которыми они работают чаще всего. Так, обычное техобслуживание автомобиля перерастает в долговременное надёжное партнёрство СТО и владельца транспортного средства (ТС).


    Какими бывают СТО?

    Они отличаются по мощностной способности, площади, спектру оказываемых услуг:

    Знаете ли вы? Треть выпущенных в мире автомобилей Rolls-Royce до сих пор активно эксплуатируется владельцами! Статистика говорит, что эти машины ломаются реже всего.

    ПАО обеспечивает автомобилистов всеми услугами по ремонту и восстановлению автомобилей, а также проводит профилактические осмотры ТС. Количество сотрудников такого предприятия — до 8 человек. Персонал может не иметь специального образования, то есть на таких пунктах нередко работают мастера-самоучки, что не мешает им оказывать квалифицированные услуги по ремонту и совершать прочие действия с машиной.


    Владелец предприятия несёт полную ответственность за соблюдение пожарной безопасности, норм санитарии и гигиены, технологии ремонта и прочее. Право на оказание технических услуг подтверждается соответствующими документами. В таких пунктах обычно мешают масло, выполняют шиномонтаж, накачку шин, уборку салона или замену важных деталей автомобиля. В названии может быть прямо описано, чем занимается пункт: заменой масла, шиноремонтом или покраской, рихтовкой, восстановлением после аварий.
    Важно! Если во время ремонта мастер выявляет скрытые повреждения или поломки, он обязан уведомить об этом автовладельца и составить акт приёма-сдачи машины с обнаруженными недостатками.


    На них можно поменять тормозные колодки или трансмиссию, установить подкрыльники или подвеску, поменять фары после аварии, заменить расходники и т. д. Эти виды работ обычно называют сервисными. Мастерская не имеет права называться СТО, поскольку может оказать исключительно техническую помощь, а помещениями для приёма клиентов не располагает. Водитель оставляет машину в мастерской на требуемое время, уезжает, а после выполнения работ мастерами забирает свой автомобиль.
    Знаете ли вы? В европейских странах, например, в Германии, Италии и Франции бизнес по ремонту машин передаётся из поколения в поколение. Там считается хорошим тоном годами обслуживаться у одного и того же специалиста.

    СТО оказывает самый полный спектр работ и услуг, перечисленных выше. Фактически это предприятие, которое может принять любое ТС: автобус, легковой, грузовой автомобиль, машины элитного класса. Условно эти организации делят на оказывающие полный и неполный цикл услуг. При полном цикле владелец автомобиля заказывает на СТО, в случае необходимости, запчасти и комплектующие, при этом он избавлен от необходимости самостоятельно их искать по городу, покупать и привозить по адресу станции. Технический персонал сделает всё это сам. Неполный цикл обычно означает, что клиенту говорят, какие запчасти следует купить, он покупает их и привозит на станцию.


    Для всех типов СТО характерно наличие таких производственных и клиентских зон:

    • стоянка для машин;
    • помещение-магазин для реализации аксессуаров для автомобилей и запчастей;
    • помещения для выполнения ремонтных работ и рихтовки, покраски и т. д.

    Площадь СТО в среднем не может быть менее 27 м². Этот метраж рассчитан на манипуляции с ТС с подъёмником или без. Максимальная площадь технического помещения для осмотра ТС составляет 40 м². Чем больше рабочих обслуживают автомобили на станции ТО, тем официально большей мощностью обладает это предприятие. Количество рабочих составляет в среднем от 10 до 100 человек. Однако в России есть станции ТО и на 500, 650 мест.


    Автоцентры — сервисы регионального или областного назначения. Они предоставляют техническое обслуживание для новых, недавно купленных машин, находящихся на гарантии или автомобилей элитного класса, которых в России мало. На базе АЦ существуют учебные центры, которые подготавливают специалистов по обслуживанию ТС. Там же находится маркетинговый отдел, сервис кредитования, филиал страховой компании и многое другое.

    Принцип работы

    Хорошее СТО работает по установленным правилам и принципам, к работе его специалистов отсутствуют претензии, а качество сервиса на высоком уровне.

    Рекомендуем для прочтения:

    • Обслуживание автомобильного компрессора
    • Что нужно для прохождения техосмотра: порядок действий, документы
    • Виды и периодичность технического обслуживания транспортных средств
    • Техосмотр у официального дилера


    Основные принципы работы таковы:


    Техническое обслуживание автомобиля

    Техническое обслуживание автомобиля всегда выполняется по предварительному договору, в котором в полном объёме указываются все работы с ТС. На каждой СТО сроки выполнения отличаются, за срочность, как правило, просят доплату. Также рекомендуется уточнить заранее информацию о размере скидок или о специальных предложениях, существующих на момент сдачи автомобиля.
    Важно! Сотрудники сервиса не имеют права требовать документы на автомобиль в залог либо изымать их на срок ремонтных работ!

    В список ТО входят такие работы:

    • контрольные (проверка топливного бака, осветительных приборов, подвески, кондиционера, тормозной и выхлопной систем, электроники, давления в шинах, омывателя стекла);
    • регламентные (проверка ремней привода, тормозов, зажигания, всех видов фильтров, масла, тормозной жидкости и фреона);
    • рекомендуемые (балансировка колёс, развал-схождение, диагностика ходовой и амортизаторов).


    На хорошо работающей станции технического обслуживания работа всегда кипит! Праздно блуждающие сотрудники (при наличии стоящих автомобилей), недоброжелательное отношение или прямое хамство, требование документов в залог: это повод обратиться в другой сервис.

    Читайте также: