Станционный смотритель описание комнаты смотрителя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Обстановка в данной обители достаточно аскетична. Первое, что видит рассказчик – простенькая кровать, пестрая занавеска, цветочные горшки. Они служили символом бережного ухода. Да только вот в ту пору, когда Вырин уже пережил трагедию, цветов уже не было. Это намек на ветхую небрежность.

Следующее, что бросилось в глаза – это картины. На первой из них отец прощается с отпрыском, на второй происходит пиршество и данный сын предается развлечениям, а на третьей уже разорившееся взрослое чадо пасет свиней, чтобы выжить в этом мире, заработать на пропитание. Что же касается четвертого полотна – там парень уже вернулся пред ясные очи родителя. Нетрудно догадаться, что это история о блудном сыне.

Тем не менее, отец изображается радостным. Возможно, таким бы был и герой, если бы отношения с дочерью сложились иначе. Кстати, Самсон не знал, что дочь после его смерти все же воротилась с раскаянием. Это также некий символ.

Ситуация с картинами двояка. С одной стороны, им бы вовсе не нужно было находиться в этом доме. Если рассматривать воспитательный момент, то они могли повлиять на подсознание девочки, и история с полотна повторилась в реальности. С другой стороны, это может быть лишь надумыванием.

Примечательно, что когда рассказчик встретился со смотрителем во второй раз, обитель начала стареть вместе с хозяином. Морщины, усталость, небритость – все это выражалось на портрете самого Вырина. Нет, героя нельзя назвать неряхой. У него просто не было стимулов для того, чтобы следить за собой и жилищем. Зачем, если практически никто не переступает порог его дома, кроме редких, незваных гостей. А ради незваных и прихорашиваться нечего…

2 вариант

Так вот, дома у них висели картины на библейский сюжет. Возможно, автор это сам придумал, чтобы привести аналогию с той древней историей, ведь в его повести почти всё так же. Или он боялся, что его обвинят в плагиате… Но нет, он мог бы просто упомянуть эти историю, а тут картины! Про блудного сына. Как он ушел, всё потерял и вернулся.

В общем, по-моему, картины сыграли неправильную роль. Они должны были предупредить Дуню, а настроили её, наоборот, на сценарий блудного сына. Мне жаль героев очень сильно.

Сочинение Жилище Самсона Вырина

Известно, как важны в литературном произведении психологический портрет героя, пейзаж и прочие различные лирические отступления. Для понимания внутреннего мира персонажа важно также и описание его жилища.

Таким образом, описание дома смотрителя, пусть и в нескольких предложениях, но дает нам лучше понять и прочувствовать состояние и положение героя и даже предугадать сюжет.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Популярные сегодня темы

Очень многое я люблю делать… Например, я люблю гулять. Просто пройтись по улицам города нашего. Смотреть витрины магазинов – интересней всего с игрушками. Пойти в парк – тоже люблю. А в лес пойти гулять – это, вообще, классно

Память . Это не просто часть истории. Память ‒ это наша совесть, боль, наша гордость. А благодаря бессмертному полку мы можем узнать о неизвестных героях, внести сведения о тех, кто остался без внимания.

Невозможно переоценить роль Толстого в произведении "Война и Мир", ведь он не просто искусно пишет об исторических событиях, а показывает свое отношение к ним. Его образ отражен в поступках героев

Повесть-сказка М. Пришвина знакомит читателей с одним из главных героев Митрашей, мальчиком сиротой, у которого есть сестра. Детишки еще совсем юные, Митраше 10, Настюша на пару лет старше.

Грибной дождь – это естественно природное явление. Он проходит тихо и спокойно с небольшой интенсивностью, и с присутствием солнечного света.

Комната для проезжающих по тракту описана дважды. Вначале это “смиренная опрятная обитель”; перегородка отделяет скрытую часть комнаты, где обитают смотритель с дочкой Дуней.

Служебная часть помещения содержит необходимую мебель: стол, за которым Вырин ведёт записи в подорожной книге и на который ставится самовар; кровать с занавеской для гостей. На окнах стоят горшки с бальзамином. Стены украшены картинками, последовательно представляющими библейскую историю блудного сына от момента его ухода из родительского дома, последующих испытаний, возвращения и раскаяния.

Через несколько лет, когда Дуни уже нет с отцом, комната поражает видом “ветхости и небрежения”. Вся скупая мебель осталась на местах, как и картинки на стенах. Но на окнах уже нет цветов. А Самсон Вырин спит, укрытый тулупом.

А. С. Пушкин

Краткое содержание повести

Повествование ведется от первого лица и начинается с того, как рассказчику из-за сильной жары пришлось остановиться на небольшой станции и поменять лошадей. У смотрителя этого места была 14-летняя дочь Дуня, которая отличалась необыкновенной красотой.

Благодаря своему очарованию и обходительности она помогала отцу в его работе, особенно в общении с сердитыми клиентами. Девушка произвела очень приятное впечатление на автора, он долго не мог забыть эту встречу.

Через несколько лет ему снова довелось побывать на той же станции. Рассказчик поразился переменам в жилище смотрителя и в самом мужчине, который выглядел постаревшим и несчастным. За бокалом рома тот поведал ему печальную историю, которая превратила его в больного старика.

Трагический рассказ

Год назад на станцию приехал молодой гусар Минский. Из-за его внезапной болезни Дуне пришлось заботиться о нем несколько дней. Когда же он выздоровел, наступило воскресенье, и Дуня собиралась к обедне. Гусар предложил довести ее, однако из церкви девушка не вернулась домой. Расспросы свидетелей на соседней станции позволили предположить, что Минский увез Дуню в Санкт-Петербург. Страшное известие привело к тому, что смотритель заболел. Едва выздоровев, он отправился на поиски любимой дочки.

Придя по адресу к гусару Минскому, отец Дуни потребовал от него объяснений. Тот лишь сказал, что не вернет ему девушку, она будет счастлива с ним. Он пытался откупиться от старика крупной суммой.

Смотритель, обескураженный таким приемом, попытался поговорить с самой Дуней. Когда девушка увидела в дверях комнаты своего отца, она без чувств упала на ковер. Гусар, сильно разозлившись на старика, грубо выгнал его из дома. С тех пор смотритель жил одиноко, оплакивая свою дочку и потерянное домашнее счастье.

Возвращение дочери

История осиротевшего отца

История осиротевшего отца оставила глубокий след в душе рассказчика.

Через несколько лет он решил еще раз доехать до станции и узнать, как поживает его знакомый. Приехав туда, он узнал, что старый смотритель спился и умер около года назад.

Рассказчик попросил отвести его на кладбище. Крестьянский мальчик проводил его и заодно рассказал о том, что недавно какая-то красивая барыня с детьми приезжала на кладбище. С глубокой скорбью она легла рядом с могилой и долго плакала. Так рассказчик узнал, что Дуня раскаялась в своем поступке и оплакивала отца.

Смиренная, но опрятная обитель

Жизнь героя

Смирение стало, можно сказать, характерной чертой этой профессии. Жилище Самсона Вырина было смиренным, то есть простым, небогатым, без претензий на моду или какой-то шик.

В то же время комната была опрятной, то есть чистой, прибранной, аккуратной. Уставший и сердитый посетитель навряд ли отдавал себе в этом отчет, но наверняка эта опрятность оказывала на него умиротворяющее, успокаивающее действие. В интерьере комнаты можно выделить следующие яркие детали:

  • серия картинок на тему библейской истории о блудном сыне;
  • горшок с бальзамином на окне;
  • кровать с пестрой занавеской.

Эти простые неброские предметы позволяют автору воссоздать атмосферу жилища, понять взаимоотношения героев и их характеры.

Блудный сын

Дочь и отец

Подробное описание картин не ставит целью ознакомить читателя с библейским сюжетом. Современники Пушкина были в той или иной степени знакомы со Священным Писанием. Цель автора заключается в другом:

Судьба Дуни

  1. Такая деталь обстановки снова указывала на ее простоту, ведь подобные картинки украшали жилища бедных сословий в противоположность живописным полотнам, которые заказывали богачи. Их можно сравнить с современными плакатами или постерами.
  2. Картины, изображавшие историю блудного сына, пророчески указывают на то, что в итоге произошло в повести. Такой прием часто употреблялся писателем (вспомнить хотя бы сон Гринева во время метели). Дочь смотрителя, как и блудный сын, поспешила покинуть дом своего отца, влекомая мечтами о неизвестной и волнующей жизни, полной удовольствий.

Но судьба Дуни все же отличалась от участи блудного сына. Если юноша из притчи, попав в тяжелое положение, когда закончились деньги и все друзья бросили его, раскаялся и вернулся домой к прощающему отцу, то в истории Пушкина несчастный родитель так и не дождался своей дочери.

Судьба Дуни сложилась не так уж плачевно. У нее появились дети и семья, но она так и не увидела отца живым после своего побега. Наверное, всю жизнь она страдала муками совести из-за того, что без отцовского благословения ушла из дома и стала виновницей его гибели. Только спустя много лет, когда отец умер, она пришла отдать дань раскаяния на его могилу.

Элементы домашнего уюта

Такая трогательная деталь, как горшок с цветком, говорит о том, что дочь любила своего отца и дом, старалась сделать приятной обстановку в скромном жилище. Это вполне согласуется с ее характером, описанным автором.

Свадьба с гусаром Минским

Своими дружелюбными манерами и улыбкой Дуня умела усмирить гнев недовольных путешественников, сделать их нахождение на станции приятным и желанным.

Об этом же говорит читателю и пестрая занавеска на кровати. Она делает комнату ярче и веселее. Это такие простые и милые попытки создать домашний уют, сделать скромное жилище красивым для хозяев и гостей.

Драматические перемены

Совершенно другая картина предстает перед автором, когда он приезжает на станцию во второй раз. Вроде бы не изменилась общая обстановка, но пропали все предметы, указывавшие на присутствие заботливой и любящей хозяйки. Путешественник сразу же узнал картинки на стенах, кровать и стол также находились на прежних местах.

Горе отца

Тревожные перемены заключались в отсутствии уюта. Нет больше цветов на окнах, пропали красивые занавески. Без девушки станция стала совсем ветхой и неопрятной. Запущенная и пыльная комната производит поистине шокирующее впечатление на автора. Видно, что в доме не хватает хозяйской руки, которая бы вносила жизнь в простой быт.

Изменился и хозяин станции. При знакомстве Самсон Вырин произвел приятное впечатление на рассказчика. Он был бодрым и сильным мужчиной лет пятидесяти, который радовался жизни и гордился своей прелестной дочерью. Активный и веселый, в чистом зеленом сюртуке, грудь которого украшали медали, — таким он запомнился герою.

Но на этот раз Самсон Вырин не вышел встречать приезжего, он спал под старым тулупом. В нем пропал интерес к происходящему. Сильно поседевший, с глубокими морщинами на небритом лице, он из бодрого мужчины превратился в слабого старика, убитого своим горем. Пушкин добивается того, что сравнение описаний одной и той же комнаты в разные периоды помогает понять характеры героев и их взаимоотношения, прочувствовать глубину постигшей их трагедии.

При первой встрече повествователь,рассматривая жилище Самсона Вырина , приходит к выводу что перед ним смиренная и опрятная обитель.Историю жизни хозяйна в точности передают весящие на стенах картины,изображающие историю блудного сына.На первом показано,как отец благословляет своего сына и отпускает его.Далее изображена непутевая жизнь юноши среди жадных женщин и лживых друзей.И финалом историй является встреча с отцом.Все эти картины , как и стихи под ними и бальзам и кровать запомнились рассказчику.Но самое главное,он помнил Самсона Вырина человека среднего возраста бодрого и крепкого.А позже происходит вторая встреча рассказчика с Выриным,войдя в комнату повествователь узнал картины и пришел к выводу,что не смотря прошедшему времени все в комнате осталось по прежнему.Только исчезли цветы с подоконников.По комнате рассказчик делает вывод о характере Самсона ,а картинки на стене как бы иллюстрируют жизнь самого смотрителя .

Читайте также: