Сша проблемы и перспективы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на риски и угрозы, вероятнее всего, глобальное лидерство, всемогущество США продлится в XXI в. на несколько десятилетий. Сторонники однополюсного мира призывают американскую элиту воспользоваться редчайшим и бесценным историческим шансом. Гегемония США в их сценарии покоится на трех позициях:

›эффективный и огромный экономический организм, до­минирующий в мировой торговле и валютной системе, позволяю­щий себе массированное экономическое и гуманитарное влияние на многие страны мира;

›привлекательное в культурном отношении общество, играющее роль защитника гражданских прав, центра мировой науки, законодателя международных норм и правил;

›мощная армия, способная решать про­блемы мирового масштаба, подкрепленная разными союзами, разветвленной разведывательной сетью и эффективной военной экономикой.

Американская экономика, модернизированная в 80—90-х годах XX в., способна нести бремя военных расходов, на их увеличение. Умелая мобилизация ресурсов страны и ослабление потенциальных противников обеспечат США положение лидирующей державы ми­ра как минимум еще на 20 лет. Дальнейшее развитие ситуации бу­дет зависеть от уровня жертвенности американского народа, умения его руководства, степени противодействия внешнего мира.

Очень важны отношения США с потенциальными конкурен­тами. Население Евро­пы стремится в первую очередь к стабильности и высокому уров­ню жизни. ЕС ценит отношения с США и не намерен с легкостью оборвать их в угоду интересам России.

Для создания мира, контролируемого из одного центра, необходимы как минимум две предпосылки: языковое сближение и религиозная со­вместимость. Гегемония США требует утверждения всемирной роли анг­лийского языка. Может ли мир управ­ляться страной, язык которой непонятен 92% мирового населения? Что касается религиозной совместимости, то за XX в. две главные ми­ровые религии — христианство и ислам не добились решающего пере­веса в ту или другую сторону.

У ряда стран есть реальный шанс вырваться из подчинения единственной сверхдержаве и превратить однополюсную систему в биполярный мир. Ведущим здесь может быть процесс противостояния союзов нескольких государств: сил отдельно взятой державы может быть недостаточно для вызова Америке. Превращение США в единственную сверхдержаву заставило европейцев задуматься над их ролью в будущем. Они пытаются восстановить свою значимость за счет объединения усилий. Некоторые западные ученые предсказывают образование двух крупных коалиций: американо-японо-китайский союз против европейско-российского союза. До 2025 гг. прогнозируется экспансия обоих блоков и выдвижение лидера в каждом из них. Затем конфликтные интересы не позволят избежать столкновения и могут привести к долговременной мировой войне.

Формы противодействия господству США уже сложились: 1) геоэкономические и 2) цивилизационные.

С одной стороны, создание Европейского Союза и единой европейской валюты. Сово­купная экономическая мощь Западной Европы приближается к аме­риканским показателям — 19,8% общемирового валового продукта (у США — 20,4%). ЕС осуществляет торговую экспансию, заключив соглашения об ассоциации с 80 странами.

Возможно также противо­стояние между США и Китаем. Примерно в 2020 г. Азия, ведомая Китаем, будет производить более 40% мирового валового продукта. Азиатские страны за несколько десятилетий сделали то, на что Запа­ду понадобились столетия. Подъем Китая, безусловно, самое важное явление в мире, способное изменить мировую систему. Китайские лидеры видят в США сверхдержаву, вступающую в полосу упадка, полную решимости сдерживать находящийся на подъеме Китай. Они бросят вызов инте­ресам и позициям Соединенных Штатов в Восточной Азии.

Как пи­шет американский исследователь Кеннет Уолц, политическая структура многополюсного мира будет состоять из ав­тономных центров, имеющих собственный арсенал ядерного ору­жия и космических систем, обладающих собственной, отчетливо выраженной культурой. Каждый из центров обзаведется собствен­ной сферой влияния. Это будет вариант, близкий к классическому типу баланса сил. Главный процесс в этом направлении — становление трех бло­ков: Европейского Союза, Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и восточно-азиатской группировки.




В будущем еще три политические силы могут вырасти до статуса великой державы:

- от­дельно Германия или вся объединенная Европа, Япония и Китай.

- Азия, Европа и обе Америки возникнут как региональные эконо­мические блоки во главе с Японией, Германией и США.

Остальной мир во все возрастающей степени будет зависеть от этих трех клю­чевых регионов. Статус России можно определить как регионального лидера с большими перспективами трансформиро­ваться в мировую державу, как с точки зрения военных возможно­стей, так и динамичного экономического роста.

С другой стороны, окончание битвы идей обнажило разногла­сия между цивилизациями — производные от различных традиций прошлого, культуры, языка, религии, этических норм. Мир стал от­четливо многоцивилизационным. Западные ценности перестали ви­деться универсальными. Все яснее ощущается противоположность основных цивилизаций — западной, латиноамериканской, восточ­ноевропейской, исламской, индуистской, китайской и японской. Это может привести в будущем к противостоянию и конфликтам в XXI веке.

Пик прямого контроля западной цивилизации был достигнут в 1920 г. — около 50% всей земной поверхности. К новому тысячеле­тию зона контроля уменьшилась вдвое.

Восточноевропейскаяцивилизация в начале нового тысячелетия ощущает значимость православия, коллективизма, трудовой этики, отсутствие организации, различие взглядов элиты и народных масс. Свободный рынок с трудом пробивает себе дорогу в атмосфере вакуума власти и при отторжении конкурентной этики. Полтора десятка государств восточноевропейской цивилиза­ции будут в XXI веке искать свое место в мире.

Мусульманскаяцивилизация превратила внешние границы своего мира — на Ближнем Востоке (Палестина, Голаны), в Европе (Бос­ния, Чечня), Азии (Пенджаб и Халистан), Африке (юг Судана и Нигерии) — в военные фронты XXI в.

Индуистскаяцивилизация готова противостоять буддизму на юге и востоке, исламу на западе и севере. Индуизм стал более чем рели­гией, он лег в основу индийской цивилизации. Через 15—20 лет Индия станет самой населенной страной планеты, к 2025 г. — чет­вертой державой мира по размеру экономики.

Китайскаяцивилизация осуществляет фантастический сплав но­вейшей технологии и традиций. В ней отмечается исключительный рост самосознания. В 1950 г. на Китай приходилось 3,3% мирового валового продукта, к концу XX в. — более 10%. В 2025 г. здесь бу­дут жить не менее 21% мирового населения.

На японскуюцивилиза­цию в 2025 г. придется 1,5% мирового населения и 8% мирового валового продукта.

Таким образом, западная цивилизация в XXI в. еще сохранит первенство, но потеряет всемогущество. Претензии на общечелове­ческий характер своих ценностей сталкивают Запад, прежде всего, с исламской и китайской цивилизациями. Выживание Запада во мно­гом будет зависеть от понимания им в целом уникального (а не уни­версального) характера своей цивилизации, от готовности к жертвам и выработки эффективной стратегии.

Самые опасные конфликты XXI в. следует ожидать в России (между язычеством и исламом), в Северной Индии (между индуизмом и исламом), на границе Китая и Индии (между китайской цивилизацией и индуизмом), на юге Нигерии и Судана (между трайбализмом и исламом). Латиноамери­канская цивилизация, как и африканская протоцивилизация, сбли­зится с Западом, а китайская цивилизация может вступить в союз­нические отношения с миром ислама. Предсказывается сближение японской цивилизации с китайской, а России — с Индией.

Однако наибольшее значение приобретет противостояние ислама и Запада. Если Китай своим бурным ростом и самоутверждением вызовет обеспокоенность Америки, Европы, России и Индии, то можно представить себе их сближение против коалиции Китая, Японии и исламского мира. Особо опасным с точки зрения межцивилизационного противостояния будет период 2026—2050 гг., когда ожидает­ся усиление противодействия современному мировому порядку со стороны новых набирающих силу центров.

Таким образом, после самораспада СССР тектонические сдвиги на политической карте мира впервые в истории выдвинули в роль мирового лидера неевразийскую державу. Однако военно-политическое, экономическое и технологическое лидерство остается относительным и без реального контроля над Евразией.

Геополитической целью Америки является контроль над Евразией, чтобы не допустить на политической арене соперника, подобного СССР и способного бросить вызов Америке.

Б. Броди

Несмотря на риски и угрозы, вероятнее всего, глобальное лидерство, всемогущество США продлится в XXI в. на несколько десятилетий. Сторонники однополюсного мира призывают американскую элиту воспользоваться редчайшим и бесценным историческим шансом. Гегемония США в их сценарии покоится на трех позициях:

›эффективный и огромный экономический организм, до­минирующий в мировой торговле и валютной системе, позволяю­щий себе массированное экономическое и гуманитарное влияние на многие страны мира;

›привлекательное в культурном отношении общество, играющее роль защитника гражданских прав, центра мировой науки, законодателя международных норм и правил;

›мощная армия, способная решать про­блемы мирового масштаба, подкрепленная разными союзами, разветвленной разведывательной сетью и эффективной военной экономикой.

Американская экономика, модернизированная в 80—90-х годах XX в., способна нести бремя военных расходов, на их увеличение. Умелая мобилизация ресурсов страны и ослабление потенциальных противников обеспечат США положение лидирующей державы ми­ра как минимум еще на 20 лет. Дальнейшее развитие ситуации бу­дет зависеть от уровня жертвенности американского народа, умения его руководства, степени противодействия внешнего мира.

Очень важны отношения США с потенциальными конкурен­тами. Население Евро­пы стремится в первую очередь к стабильности и высокому уров­ню жизни. ЕС ценит отношения с США и не намерен с легкостью оборвать их в угоду интересам России.

Для создания мира, контролируемого из одного центра, необходимы как минимум две предпосылки: языковое сближение и религиозная со­вместимость. Гегемония США требует утверждения всемирной роли анг­лийского языка. Может ли мир управ­ляться страной, язык которой непонятен 92% мирового населения? Что касается религиозной совместимости, то за XX в. две главные ми­ровые религии — христианство и ислам не добились решающего пере­веса в ту или другую сторону.

У ряда стран есть реальный шанс вырваться из подчинения единственной сверхдержаве и превратить однополюсную систему в биполярный мир. Ведущим здесь может быть процесс противостояния союзов нескольких государств: сил отдельно взятой державы может быть недостаточно для вызова Америке. Превращение США в единственную сверхдержаву заставило европейцев задуматься над их ролью в будущем. Они пытаются восстановить свою значимость за счет объединения усилий. Некоторые западные ученые предсказывают образование двух крупных коалиций: американо-японо-китайский союз против европейско-российского союза. До 2025 гг. прогнозируется экспансия обоих блоков и выдвижение лидера в каждом из них. Затем конфликтные интересы не позволят избежать столкновения и могут привести к долговременной мировой войне.

Формы противодействия господству США уже сложились: 1) геоэкономические и 2) цивилизационные.

С одной стороны, создание Европейского Союза и единой европейской валюты. Сово­купная экономическая мощь Западной Европы приближается к аме­риканским показателям — 19,8% общемирового валового продукта (у США — 20,4%). ЕС осуществляет торговую экспансию, заключив соглашения об ассоциации с 80 странами.

Возможно также противо­стояние между США и Китаем. Примерно в 2020 г. Азия, ведомая Китаем, будет производить более 40% мирового валового продукта. Азиатские страны за несколько десятилетий сделали то, на что Запа­ду понадобились столетия. Подъем Китая, безусловно, самое важное явление в мире, способное изменить мировую систему. Китайские лидеры видят в США сверхдержаву, вступающую в полосу упадка, полную решимости сдерживать находящийся на подъеме Китай. Они бросят вызов инте­ресам и позициям Соединенных Штатов в Восточной Азии.

Как пи­шет американский исследователь Кеннет Уолц, политическая структура многополюсного мира будет состоять из ав­тономных центров, имеющих собственный арсенал ядерного ору­жия и космических систем, обладающих собственной, отчетливо выраженной культурой. Каждый из центров обзаведется собствен­ной сферой влияния. Это будет вариант, близкий к классическому типу баланса сил. Главный процесс в этом направлении — становление трех бло­ков: Европейского Союза, Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и восточно-азиатской группировки.

В будущем еще три политические силы могут вырасти до статуса великой державы:

- от­дельно Германия или вся объединенная Европа, Япония и Китай.

- Азия, Европа и обе Америки возникнут как региональные эконо­мические блоки во главе с Японией, Германией и США.

Остальной мир во все возрастающей степени будет зависеть от этих трех клю­чевых регионов. Статус России можно определить как регионального лидера с большими перспективами трансформиро­ваться в мировую державу, как с точки зрения военных возможно­стей, так и динамичного экономического роста.

С другой стороны, окончание битвы идей обнажило разногла­сия между цивилизациями — производные от различных традиций прошлого, культуры, языка, религии, этических норм. Мир стал от­четливо многоцивилизационным. Западные ценности перестали ви­деться универсальными. Все яснее ощущается противоположность основных цивилизаций — западной, латиноамериканской, восточ­ноевропейской, исламской, индуистской, китайской и японской. Это может привести в будущем к противостоянию и конфликтам в XXI веке.

Пик прямого контроля западной цивилизации был достигнут в 1920 г. — около 50% всей земной поверхности. К новому тысячеле­тию зона контроля уменьшилась вдвое.

Восточноевропейскаяцивилизация в начале нового тысячелетия ощущает значимость православия, коллективизма, трудовой этики, отсутствие организации, различие взглядов элиты и народных масс. Свободный рынок с трудом пробивает себе дорогу в атмосфере вакуума власти и при отторжении конкурентной этики. Полтора десятка государств восточноевропейской цивилиза­ции будут в XXI веке искать свое место в мире.

Мусульманскаяцивилизация превратила внешние границы своего мира — на Ближнем Востоке (Палестина, Голаны), в Европе (Бос­ния, Чечня), Азии (Пенджаб и Халистан), Африке (юг Судана и Нигерии) — в военные фронты XXI в.

Индуистскаяцивилизация готова противостоять буддизму на юге и востоке, исламу на западе и севере. Индуизм стал более чем рели­гией, он лег в основу индийской цивилизации. Через 15—20 лет Индия станет самой населенной страной планеты, к 2025 г. — чет­вертой державой мира по размеру экономики.

Китайскаяцивилизация осуществляет фантастический сплав но­вейшей технологии и традиций. В ней отмечается исключительный рост самосознания. В 1950 г. на Китай приходилось 3,3% мирового валового продукта, к концу XX в. — более 10%. В 2025 г. здесь бу­дут жить не менее 21% мирового населения.

На японскуюцивилиза­цию в 2025 г. придется 1,5% мирового населения и 8% мирового валового продукта.

Таким образом, западная цивилизация в XXI в. еще сохранит первенство, но потеряет всемогущество. Претензии на общечелове­ческий характер своих ценностей сталкивают Запад, прежде всего, с исламской и китайской цивилизациями. Выживание Запада во мно­гом будет зависеть от понимания им в целом уникального (а не уни­версального) характера своей цивилизации, от готовности к жертвам и выработки эффективной стратегии.

Самые опасные конфликты XXI в. следует ожидать в России (между язычеством и исламом), в Северной Индии (между индуизмом и исламом), на границе Китая и Индии (между китайской цивилизацией и индуизмом), на юге Нигерии и Судана (между трайбализмом и исламом). Латиноамери­канская цивилизация, как и африканская протоцивилизация, сбли­зится с Западом, а китайская цивилизация может вступить в союз­нические отношения с миром ислама. Предсказывается сближение японской цивилизации с китайской, а России — с Индией.

Однако наибольшее значение приобретет противостояние ислама и Запада. Если Китай своим бурным ростом и самоутверждением вызовет обеспокоенность Америки, Европы, России и Индии, то можно представить себе их сближение против коалиции Китая, Японии и исламского мира. Особо опасным с точки зрения межцивилизационного противостояния будет период 2026—2050 гг., когда ожидает­ся усиление противодействия современному мировому порядку со стороны новых набирающих силу центров.

Таким образом, после самораспада СССР тектонические сдвиги на политической карте мира впервые в истории выдвинули в роль мирового лидера неевразийскую державу. Однако военно-политическое, экономическое и технологическое лидерство остается относительным и без реального контроля над Евразией.

Геополитической целью Америки является контроль над Евразией, чтобы не допустить на политической арене соперника, подобного СССР и способного бросить вызов Америке.

Б. Броди


Соединенные Штаты сохраняют ведущее политическое положение на мировой арене и занимают второе место по экономике после Китая. Усредненные доходы американцев являются наиболее высокими в мире, но жизнь простого населения связана с большим количество трудностей. Экономика страны балансирует на грани тотального кризиса, а внутриполитическая сфера постоянно сотрясается серьезными скандалами. Проблемы политики США при детальном рассмотрении оказываются совершенно несущественными в сравнении с тем, с какими трудностями сталкиваются простые американские граждане.

Социальное неравенство

Соединенные Штаты завершают список развитых государств по индексу экономического неравенства. В 2015 году впервые в истории Штатов средний класс составил меньшинство, а доля тех, кто решился начать свой бизнес, минимальна. Двадцать самых богатых людей в Америке владеют большей суммой, чем 152 млн бедных американцев. Средняя семья имеет около 16000 долларов долга, а 41% населения не может оплатить медицинские счета.

какие проблемы в сша

С середины прошлого века доход обеспеченных семей в Америке вырос на 90%, тогда как доход самых бедных слоев населения — всего на 10%. Только 25% миллиардеров владеют активами на 1 трлн долларов, что превышает суммарные накопления больше половины американцев (56%). Выросла доля граждан, получающих талоны на еду. Для 15% американцев в 2014 году талоны стали основным фактором выживания на фоне тотальной безработицы. В 19% семей в 2015 году не работал ни один человек, хотя официальные данные говорят о 5% безработицы.

Государственная бюрократия

Отсутствие социальных гарантий

Серьезная социальная проблема США — отсутствие гарантий для граждан на федеральном уровне. Единых программ нет, но есть множество крупных и мелких форм адресной поддержки в масштабах штатов и общин. Эти программы позволяют частично восполнить недостаток материальных средств на удовлетворение минимальных потребностей семьи. Условиями получения социальной помощи являются подтвержденный низкий доход, отсутствие одного из родителей или безработица.

социальные проблемы сша

Проблемы в образовании

Существующая в Соединенных Штатах на сегодняшний момент система образования направлена на обслуживание общества потребителей. Для многих американцев единственной возможностью получить высшее образования является участие в программе кредитования. Даже вузы, которые не входят в сотню лучших образовательных учреждений в стране, очень дорогие, а обучение становится для молодых людей непосильным бременем в финансовом отношении.

Почти треть студентов готовы отдать какой-то свой внутренний орган, чтобы иметь возможность выплатить долги за обучения. При этом общий уровень образованности остается очень низким. Опрос, проведенный в 2015 году, например, показал, что большинство ничего не слышали про трагедию в Хиросиме и Нагасаки.

экологические проблемы сша

Ухудшение здоровья граждан

Медицинская страховка стоит очень дорого, а без карточки получить стоматологическую и общую медицинскую помощь крайне затруднительно. Пломбирование одного зуба, например, стоит от до двух сотен долларов, а более сложное лечение может обойтись в несколько тысяч. Это серьезная проблема США на фоне общего ухудшения здоровья нации. Распространены ожирение и психические расстройства.

Проблема миграции

Проблемой развития США является миграция. Правительство на фоне протестов со стороны простых граждан все чаще задумывается о необходимости введения ограничений на въезд. Особенно это касается беженцев с Ближнего Востока и мусульманских стран. В противовес звучит мнение, что это неприемлемо для свободной страны, но на протяжении практически всей истории Штатов мигранты неоднократно подвергались притеснениям.

проблемы политики сша

Нарушения прав человека

Экономические проблемы США оказываются незначительными по сравнению с масштабными притеснениями населения. Страну постоянно обвиняют в тоталитаризме по отношению к геополитическим конкурентам, но и в самих Штатах нарушений прав человека не меньше, а то и больше. После событий одиннадцатого сентября 2001 года рядовые американцы утратили основные свободы, а органы власти начали вмешиваться в жизнь граждан.

Проблемы страны (США скрывают эту информацию, поэтому далее представлены данные китайского доклада 2014 года) поражают: в 2013-м 137 человек стали жертвами массовых расстрелов, в Штатах действует система негласного наблюдения, что является нарушением международного законодательства, 80 тыс. человек содержатся в одиночных камерах в длительном заключении, количество бездомных за 2012-2014 года возросло на 16 %, в сельском хозяйстве распространена эксплуатация труда несовершеннолетних.

Судебный беспредел

Соединенные Штаты являются страной с самым большим количеством заключенных. Эта проблема США связана с серьезным бизнесом. Властям выгодно сажать людей в тюрьму за малейшие провинности, а если нет хорошего адвоката, то любой американец фактически находится под угрозой. Часто выясняется, что люди, отсидевшие по двадцать-тридцать лет, оказываются невиновными. Кроме того, в тюрьмах Америки используются пытки и запрещенные методы допроса, не оказывается элементарная медицинская помощь. По сравнению с этими фактами экологические проблемы США оказываются совершенно незначительными.

экономические проблемы сша

Полицейская жестокость

Какие проблемы в США постоянно освещаются в СМИ? Это поведение американских полицейских, которые ради обеспечения собственной безопасности вынуждены не церемониться с людьми, совершившими мелкие преступления. Минимальное неповиновение может повлечь агрессивную реакцию, а намек на владение оружием — огонь на поражение. Для подавления массовых протестов используется слезоточивый газ, резиновые пули, перцовый спрей, подушечки с дробью. США лидируют по количеству случаев жестокости со стороны представителей правопорядка. Американские полицейские за 2017 год застрелили почти тысячу человек.

Расовые конфликты

Расовые конфликты всегда существовали в США — эта проблема и сегодня распространена. На словах декларируется абсолютное равенство, но на практике этого не наблюдается, так что власти стремятся если не устранить, то хотя бы замаскировать неравенство. Правозащитники, например, требуют убрать указание расы из сводок, потому что в криминальных новостях фигурируют в основном чернокожие и латиноамериканцы.

Иногда стремление к равенству выражается в угнетении белокожего населения. Например, в Нью-Йорке в 2014 была закрыта образовательная программа для одаренных детей, потому что чиновникам показалось недостаточно политкорректным, что в ней участвовали в основном белые дети.

сша проблемы страны

Преступность и самоубийства

Проблемы экономики США — самоубийства и преступность на фоне соответственно экономического и социального неблагополучия. Криминал в основном сосредоточен в гетто. В южных штатах проблемой является сосредоточение большого количества латиноамериканцев, которые часто находятся в стране на нелегальных основаниях. Многие из них не владеют английским. В стране насчитывается 33 тысяч банд, в которых состоят практически 1,5 млн человек. Получается, что один бандит приходится примерно на 230 человек. Так обстоят дела, если верить официальным данным ФБР.

Самоубийства распространены в армии, также в войсках процветает содомия, сексуальная распущенность и пьянство. Покончили жизнь самоубийством в 2012 году 349 солдат. На этот шаг людей толкают стресс и депрессивные настроения, финансовые и правовые проблемы. Почти каждый день кто-то из американских солдат сводит счеты с жизнью. При этом меньше военнослужащих погибло в карательных операциях в Афганистане за 2012 год (около 300). Ради справедливости следует заметить, что самоубийства есть и в армиях других стран мира, в том числе и в российской. Но в РФ их намного меньше, чем в Штатах, а большинство самоубийств совершаются призывниками в неблагополучных частях.

Общая тревожность нации

Проблемой США является значительная общая тревожность населения. Американцы активно скупают места в различных бомбоубежищах и бункерах, которые предназначены для защиты от поражения экономическим, ядерным и биологическим оружием. Спрос возрос после разрушительного цунами в Японии и войны в Ливии. Следует отметить, что большинство бункеров не защитят американцев от условий современной войны.

Многие граждане владеют стрелковым оружием, так что люди опасаются и социального коллапса, терактов и массовых беспорядков. В очередной раз население начало активно скупать оружие после серии террористических актов в Париже в 2015 году.

проблемы сша

Дефицит бюджета США

Проблемой экономики является дефицит бюджета. Государственный долг страны к 2015 году превысил 18 трлн долларов, а общий перевалил за 62 трлн долларов, то есть составил 350% от общего ВВП. В настоящий момент средств для выплат нет, так что над Штатами постоянно нависает угроза фискального обрыва и технического дефолта. Вопрос, который касается сроков краха всей американской экономики, очень сложен.

проблемы развития сша

Банкротство территорий

Проблемой всей Америки является Детройт, но это не единственный случай. Список городов-банкротов постоянно увеличивается. В Калифорнии, например, уже объявили себя неплатежеспособными Маммот-Лейкс, Стоктон и Сан-Бернадино. На грани балансируют Сан-Диего, Лос-Анджелес, Лонг-Бич. В Род-Айленде практически в состоянии неплатежеспособности Гаррисберг. А именно вокруг Детройта шум поднялся по той причине, что ситуацию там невозможно скрыть. Экономику города убили расовые конфликты, коррупция и экономическая депрессия.

Экологические проблемы

Кроме социальных, экономических и политических, существует множество экологических проблем. Среди таковых можно перечислить сжигание источников энергии, добычу полезных ископаемых с вредными выбросами в атмосферу, загрязнение водоемов и земли, вырубку лесов и так далее.

Main image09

В настоящее время США являются не только мировым политическим, военным и финансово–экономическим лидером, но и лидером научно–техническим и технологическим. Их развитие может идти по нескольким сценариям до 2025 года в рамках существующих и сохраняющихся парадигм и до 2040 года в рамках существенно измененных парадигм мирового и национального развития, что диктует необходимость разделения прогноза на два периода – до 2025 года и 2025–2040 года.

Первый период – достаточно благополучный и даже успешный для США, характеризуется сохранением и даже возможным упрочнением их роли в мире. И не только в экономической и научно-технической областях, но и в целом – в политике и экономике – даже на фоне роста других центров силы, прежде всего Китая и Индии.

В США, по согласно прогнозу ОЭСР, внутренний спрос усилится благодаря росту благосостояния домохозяйств. Рост ВВП ускорится до 2,4% в этом году и до 2,8% в 2018 г. за счет ожидающегося увеличения бюджетных расходов.

Умеренные темпы роста сохранятся в еврозоне: ВВП 19 стран блока увеличится на 1,6% в 2017 и 2018 гг., прогнозирует ОЭСР.

В Японии финансовое стимулирование и более активное участие женщин в рабочей силе помогут ускорить рост экономики до 1,2% в этом году с 1% в 2016 г.

Рост в Китае, как ожидается, замедлится с 6,7% в 2016 г. до 6,5% в 2017 г. и до 6,3% в 2018 г., поскольку экономика осуществляет необходимый переход от ориентации на внешний спрос и тяжелую промышленность к ориентации на внутреннее потребление и сферу услуг .

Однако в долгосрочной перспективе до 2040 –2050 годов ситуация может существенно измениться в мире, что повлияет на абсолютное и относительное лидерство США.

В таблице ниже показана динамика рейтинга стран мира по ВВП согласно прогнозу PwC (более подробная информация содержится в Примечании 1 в конце пресс-релиза) .

В отчете также содержатся прогнозные показатели ВВП по рыночным обменным курсам без корректировки относительных цен. При таком расчете Китай обгонит США примерно в 2028 году, а Индия однозначно займет третье место в рейтинге крупнейших экономик мира в 2050 году, немного отставая от США.

Прогнозный рейтинг стран по размеру ВВП,
рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС)
(в постоянных ценах 2014 года, выраженных в долларах США)

ВВП по ППС
(млрд долл. США за 2014 г.)

Прогнозируемый размер ВВП по ППС
(млрд долл. США за 2014 г.)

Прогнозируемый размер ВВП по ППС
(млрд долл. США за 2014 г.)

Общая характеристика предлагаемого сценария заключается в том, что только его реализация будет определять принципиальные рамки не только национальной безопасности, но и развития США в эти годы, как государства–20лидера ЛЧЦ, стремящегося силой сохранить созданную ими финансово–20экономическую и военно-политическую систему.

В силу этого обстоятельства прежде всего его вероятность представляется не просто наибольшей, но и единственно возможной, как минимум, в среднесрочной перспективе до 2025 года.

В самом общем виде стратегический прогноз развития США до 2040 года может выглядеть следующим образом:

В среднесрочной перспективе (до 2025 года) это лидерство, безусловно, сохранится, а, и упрочится. Единственным

На коалиционном антизападном фронте возможно формирование межцивилизационных союзов и клубов, имеющих определенную антизападную и антиамериканскую направленность во главе с некоторыми ЛЧЦ, прежде всего российской, китайской, исламской и – в более далекой перспективе бразильской, индонезийской и др. Таким образом можно утверждать, что сохранится и контроль США над системой союзов и союзников, созданной и действующей эффективно в Афганистане, Ираке, Иране, на Украине, а в конечном счете – против России. Более того, к этому союзу смогут добавиться не только отдельные страны, например, Вьетнам, но и целые ЛЧЦ, например, Индия, которая может стать к 2040 году второй по величине ВВП страной в мире.

Этот базовый сценарий развития США до 2025 года возможен к практической реализации в трех вариантах (формах).

Уже в самом начале правления Трампа проявилось стремление найти баланс между традиционными консерваторами и новыми консерваторами. Этот баланс должен представлять собой идеальную прагматическую модель политики.

Дмитрий Суслов: «Мэттис, ни Макмастер ни тем более Тиллерсон не являются неоконсерваторами. Первые два – ястребы, но ястребы – прагматики, а не идеологи. Скорее, можно говорить о постепенном формировании общего знаменателя между установками Дональда Трампа об ориентации на национальные интересы США в их узком понимании и глобалистскими традициями республиканского консервативного истеблишмента. При этом по целому ряду вопросов (односторонность, максимизация военного превосходства США, максимальная свобода рук по части оборонной политики, утилитарный подход к союзническим отношениям) эти два компонента вполне совпадают друг с другом.

Рассмотрим основные характеристики (ключевые параметры) развития США по этому варианту до 2025 года:

– В области государственного управления США наблюдается неожиданное для многих нарастание противоречий, граничащих с социальными потрясениями, во внутренней политике США по осям: – новые и старые классы и социальные слои;

– этнические группы и сообщества, особенно быстро растущие латиноамериканские;

– креативные и традиционные слои правящего класса и американского истэблишмента.

Эти противоречия наглядно проявились после победы Д.Трампа на выборах президента страны, когда традиционные социальные слои, этнические группы и част истэблишмента в основном поддержали нового президента.

– Территория не предполагает существенного изменения прежде всего потому, что падает абсолютное значение той или иной территории, хотя одновременно стремительно растет значение транспортных коридоров и международных хабов.

– Природные ресурсы будут играть возрастающее значение, не смотря на успехи ресурсо- и энергосберегающих технологий.

– Население будет играть возрастающее значение, причем уже в среднесрочной перспективе, в двух основных аспектах:

– качестве и количестве человеческого капитала, который в возрастающей степени определяет динамику развития и мощь государства;

– качестве и количестве институтов человеческого капитала, определяющих эффективности государственного и общественного управления.

– Экономика, которая всегда в последние два столетия играла определяющую роль в политике и позиции США.

– Культура и религия, которые в XXI веке стали играть исключительно важную роль в политике

– Наука и образование, определяющие в XXI веке место государства в экономическом и социально-политическом мировом укладе.

– Внешняя политика страны в соответствии с этим вариантом предполагает увеличение ее роли и значения в среднесрочной перспективе для политики США в целом, несмотря на некий эгоизм и изоляционизм, декларируемы Д.Трампом. Её развитие до 2025 года предполагает возможность сделать следующие выводы:

Это может значить только одно: дискредитация, политическое и физическое уничтожение представителей правящей элиты оппонентов превращается в политическую практику. В таком контексте смерти лидеров и послов приобретают совершенно иное звучание. Пока что на странные смерти Милошевича, Чаушеску, Каддафи, Хусейна и других лидеров публично не обращают внимание, хотя уничтожение лидеров террористов и просто бойцов с помощью в том числе ударных беспилотников стало нормой.

3. Приоритетным направлением внешней политики США до 2025 года будет борьба с международным терроризмом, рассматриваемая в широком международно-политическом и международно-правовом контексте.

– во-первых, традиционное направление борьбы с исламским терроризмом на широком фронте – от Марокко до Филиппин, –когда действия США будут совпадать с их геополитическими интересами в регионах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Основными объектами будут влиять международные акторы: организации и движения.

– во-вторых, военно-силовой политикой США против стран, которые они и их союзники могут причислять к субъектам МО, отождествляемым в качестве террористических – КНДР, но в конечном счете, к ним может быть отнесена и Россия;

Военная политика и вооруженные силы . Развитие этого варианта основного сценария предполагает:

1. Достаточно быстрое увеличение военных расходов, прежде всего, на НИОКР, закупки ВВСТ ми содержание личного состава, которые к концу периода могут достигнуть 1000 млрд. долларов при росте военных расходов союзников США по НАТО и по коалиции. Подобный сценарий сдержит

динамику изменения соотношения военных расходов США и других стран, в первую очередь КНР и Индии.

2. Основными стратегическими направлениями военно-силового варианта развития базового сценария США будут:

– КНР и Северо-Восточная Азия, а также Дальний Восток;

– Иран, Ирак и Ближний Восток;

– Россия и постсоветское пространство:

– Центральная и Средняя Азия;

При этом на каждом из этих стратегических направлений США будут последовательно придерживаться реализации двух принципов:

– коалиционной стратегии западной ЛЧЦ, привлечения максимально широкого круга из этого спектра государств к их активной политике, в особенности, непосредственного военного противоборства. Это видно достаточно наглядно на следующей карте, иллюстрирующей современную ВПО в бассейне Черного моря.

– сохранения военно-технического превосходства над всеми государствами, включая стран-союзников.

3. Основными формами военно-силовой борьбы будет комплексное применение всех силовых инструментов принуждения – информационных, экономических, военных, иных – против правящей элиты противостоящей страны и формирование необходимого для США общественного мнения и правил поведения, которые должны оказывать давление на правящую элиту страны.

В условиях неизбежного изменения соотношения сил в пользу других центров силы, это будет отвлекать всё большее количество ресурсов для сохранения привычно-комфортной обстановки в мире для США. Даже в том случае, если придется и избегать ненужных военных интервенций и крупных заморских специальных операций. Основными характерными чертами (параметрами) развития США по этому варианту могут быть следующие:

– В области государственного управления сохранение системы управления, при которой огромную роль играют негосударственные и транснациональные институты, созданные в последние годы, в том числе отчасти в качестве альтернативы государственным институтам, а также создание новых институтов мирового управления с помощью транснациональных корпораций, фондов и ассоциаций;

– Территориальные изменения станут частью общей политики сторонников ускоренной глобализации игнорирования государственного суверенитета не только США, но и других государств в самых разных областях – политической (навязывание внешних норм), дипломатической (свертывание дипломатических привилегий), военной (игнорирование норм поведения) и т.д.;

– Природные ресурсы в среднесрочной перспективе будут играть более важную роль в политике США. Причем произойдет переоценка значения целого ряда таких ресурсов в пользу, например, пресной воды, редкоземельных металлов, газа;

– Население приобретает исключительно важное значение при развитии по этому варианту сценария потому, что его развитие зависит от качества человеческого потенциала и институтов его развития в США, которые должны обеспечить американское лидерство;

Так, исламская ЛЧЦ будет активно использовать вооруженное противостояние по всему миру, включая террористическую деятельность. 2014–2016 годы продемонстрировали, что эта деятельность:

– во-первых, направлена преимущественно на США, как главного противника, который явно выделяется среди других представителей западной ЛЧЦ;

- во-вторых, по мере увеличения численности собственно в странах исламского мира, а также в Европе и США, будет нарастать потенциал - экономический, политический, информационный и прочий – этих этнических и религиозных групп, что будет означать быстрый рост враждебности в отношении развитых государств и прежде всего США в мире.

Нападения ИГИЛ, запрещена в России, на страны ОЭСР в 2014 - середине 2016 гг.

Эта террористическая деятельность имеет самую разную направленность и характер, но организована преимущественно из одного центра. В 2014–2016 годах таком центром преимущественно был ИГИЛ, запрещена в России. Но такие центры можно создать достаточно быстро и в будущем в случае заинтересованности какого-то государства и его спецслужб.

В этом случае США и их союзники будут менее склонны использовать военную силу в прямой форме, прибегая к новым технологиям ведения войны как наиболее приоритетным.

Состояние и прогноз сценариев развития США и их вариантов в период 2025–2040 годов.

В перспективе периода с 2025 до 2040 года США могут развиваться как в традиционной парадигме, сложившейся до 2025 годов, так и в новой парадигме или парадигмах, которые уже будут существовать к этому времени. При этом, естественно, что в любом случае сохранится инерция и определенное влияние прежнего экономического, социально-политического и военного развития. Проблема, однако, в том, насколько определяющим будет это влияние в новых условиях.

Сценарии развития США и их варианты на период 2025-2040 годов

- влияние новых парадигм (20%) и соответственно доминирование прежних парадигм (80%);

- доминирование новых парадигм (80%) и соответственно влияние старых парадигм (20%).

В качестве примера можно привести экономику США, где новым парадигмам (новому экономическому укладу) по некоторым оценкам соответствует 10% экономики и её структуры, но ожидается, что к 2025 году это соотношение достигнет 50/50.

Так, например, можно предположить, что развитие демографических тенденций в мире повлияет на внутриполитическую и внешнеполитическую ситуацию в США заметным образом. В частности, быстрое демографическое развитие стран Африки и особенно Латинской Америки неизбежно отразится на социально-экономической обстановке в мире и отношениях между США и этими государствами.

Эти изменения неизбежно приведут к дальнейшему пересмотру основных положений политического и военного искусства в целях адаптации их к новым реалиям. Так, российские эксперты И. Попов и М. Хамзатов видят эти изменения в военной области следующим образом.

Этот вариант возможен в результате явных угроз, которые возникнут США в отдельных регионах планеты. Например, на Большом Ближнем Востоке, где редко увеличатся враждебность и вырастут возможности противников США

По оценке экспертов, к 2040–50 годам демографическая ситуация в арабских странах Залива радикально изменится: численность населения некоторых из них (Ирак, Йемен, Иран) достигнет численности крупных государств.

Сценарий развития США и его варианты, основанные на новых парадигмах в 2025–2040 годы .

Очень трудно, хотя и необходимо, попытаться выделить возможные варианты Сценария развития, основанные преимущественно на новых парадигмах. Представляется, что для этого необходимо методологический обратиться к двум приемам:

Во-вторых, необходимо определить наиболее перспективные области формирования таких парадигм. Так, применительно к США, в первой половине ХХ! века можно говорить о следующих областях:

- технологической, массовому переходу всех отраслей экономики на новый технологический уклад, процесс которого обозначился в настоящее время;

- национальный, когда большинство американских граждан будут составлять этнические латино- и афроамериканцы;

Быстрый рост численности населения Ирана (до 100 млн. чел. с нынешних 40 млн.), Йемена, Ирака, Египта, Пакистана и др. стран неизбежно приведёт к изменению соотношения сил в мире, но такие же серьезные изменения могут произойти в Европе и в США, где численность мусульман может вырасти в несколько раз и даже достигнуть 20% населения некоторых стран. Некоторые оценки этого глобального влияния ислама иллюстрируют эту тенденцию следующим образом.

Этот радикальный сценарий не является фантастическим. В современной истории США конца прошлого и начала нового века немало примеров того, как возникали крупные гражданские беспорядки на этнической основе.

США делают с Китаем то же самое, что они сделали с Россией

США делают с Китаем то же самое, что они сделали с Россией

США делают с Китаем то же самое, что они сделали с Россией

TNI пишет, что Россию на проведение спецоперации в Донбассе толкнула экспансионистская политика США и НАТО в Европе. Автор статьи указывает, что то же самое. | 03.03.2022, ИноСМИ

Если Владимир Путин начал спецоперацию на Украине после того, как пришел к выводу, что Запад не учитывает стратегические интересы Москвы, то Пекин вполне может атаковать Тайвань, если в конечном итоге придет к выводу, что его прежние договоренности с Вашингтоном по тайваньской проблеме больше не действуют.За последние несколько недель во многих комментариях приводятся рассуждения о возможных последствиях военной спецоперации России на Украине для Тайваня. Основное внимание в них уделяется возможности того, что Пекин интерпретирует решение Вашингтона не вмешиваться напрямую в поддержку Украины военным путем как зеленый свет для своего нападения на Тайвань. Аналитики проводят множество сравнений между Украиной и Тайванем, большинство из которых неверны хотя бы потому, что Украина является суверенной страной, а Тайвань не признан таковым большинством стран мира. Да, бедственная судьба Киева должна напомнить Тайбэю о необходимости укреплять свою самооборону. Но Пекин, судя по всему, и не собирается атаковать Тайвань в ближайшее время, главным образом потому, что он ищет не возможности сделать это — он ищет причины не делать этого. Самый важный урок украинского кризиса в отношении Тайваня предназначен не для Пекина или Тайбэя, а для Вашингтона. Речь идет о недопустимости игнорирования истории и возложения вины на других.Одной из причин, по которой президент Владимир Путин начал спецоперацию на Украине, был его вывод о том, что за последние два десятилетия Соединенные Штаты и их европейские союзники игнорировали озабоченность России своей безопасностью, и ее восприятие возникающих от этого угроз, особенно в связи с расширением НАТО. Многие эксперты отвергали эти соображения Путина, отрицая данные России в 1990-х годах о гарантии того, что Соединенные Штаты не будут расширять НАТО, и не соглашаясь с заявлениями Путина о том, что расширение НАТО и принятие в нее Украины может представлять какую-либо угрозу для России. Эти эксперты называли решающими другие факторы поведения Путина, включая его манию величия, презрение к демократии и российский реваншизм. Жесткость путинской спецоперации на Украине затмила многие из этих аргументов. Но вопрос расширения НАТО — это не та проблема, от которой можно просто отмахнуться и забыть.На прошлой неделе исследователь Стивен Уолт написал, что "хотя нынешние действия России можно считать нелегитимными, одновременно можно предположить, что другое содержание политики США за последние несколько десятилетий сделало бы их менее вероятными". Действительно, американский дипломат Джордж Ф. Кеннан (Джордж Фрост Кеннан — американский дипломат, политолог и историк. Наиболее известен как "архитектор холодной войны", идейный отец "политики сдерживания" и доктрины Трумэна – Прим. ИноСМИ.) — видный эксперт по России и отец политики "сдерживания" — еще в 1997 г. громко предсказал, что расширение НАТО "станет самой роковой ошибкой американской политики за всю эпоху после окончания холодной войны", потому что оно "разожжет националистические, антизападные и милитаристские тенденции в российском обществе… восстановит атмосферу холодной войны в отношениях между Востоком и Западом и направит российскую внешнюю политику в том направлении, которое Америке явно не понравится". (Обратите внимание, что это предсказание было сделано еще до того, как Путин стал лидером России). Именно так и произошло.Тем не менее, Вашингтон совершенно не склонен признавать, что его поддержка расширения НАТО на протяжении последних двадцати пяти лет способствовала возникновению той ситуации, с которой мы сегодня сталкиваемся. Вместо этого, решение Путина начать спецоперацию на Украине объясняется Вашингтоном якобы изначально присущими России "империализмом" и "экспансионизмом" и (или) от природы свойственными Путину злобностью и иррациональностью. В таких объяснениях не было ничего, что могло бы не нагнетать, а наоборот, свести на нет неизбежную решимость Москвы вернуть Украину как часть российской сферы влияния, если не российского государства.Даже такая политика США не исключила возможность того, что Москва и лично Путин могли бы воспринимать Украину как суверенную и независимую на протяжении долгого времени, пока Запад не стал втягивать ее в сферу влияния Соединенных Штатов. Но по мере того, как со временем происходило постепенное расширение НАТО, и начал активно подниматься вопрос о потенциальном включении в альянс Украины, раздражение и антагонизм со стороны Путина также росли. Смещение на Украине в 2014 году пророссийского президента вызвало у Путина такое неприятие, что побудило присоединить к России украинскую провинцию Крым. В конечном счете, Путина не удовлетворили утверждения о том, что Украина еще не соответствует критериям НАТО и, вероятно, не будет считаться адекватной кандидатурой на вхождение в альянс в течение нескольких лет. По его мнению, только гарантии того, что она никогда не станет членом НАТО, могли бы развеять опасения относительно того, что Киев может присоединиться к враждебному военному блоку и приблизить его к границе с Россией.Вполне может быть, что в долгосрочной перспективе для России неприемлем даже украинский нейтралитет, и что попытки включить Украину в сферу влияния Москвы были неизбежны. Однако вне всякого сомнения, такие подходы Москвы были отчасти вызваны восприятием Россией политики США и НАТО в отношении Украины, особенно подозрениями Москвы в том, что Вашингтон был полон решимости не допустить, чтобы Киев попал под исключительное влияние России.Все это перекликается с ситуацией вокруг Тайваня. Ответом на поддержку Вашингтоном расширения НАТО в Европе стало примерно в тот же период времени упрочение политики Пекина в отношении Тайбэя. Постсоветская независимость и демократическое развитие Украины совпали с демократизацией Тайваня и "подъемом" Китая, что со временем привело к тактическим и риторическим сдвигам в политике "Одного Китая", которую до этого проводил Вашингтон. Например, подход США к проблеме Тайваня стал включать американские представления о том, что любое решение относительно долгосрочного будущего острова должно получить согласие народа Тайваня. В этом явно находила свое отражение ситуация с Украиной, поскольку по мнению Вашингтона, Пекин, как и Москва, рассматривает демократию как скрытую угрозу своим стратегическим предпочтениям. США постепенно расширяли содержание и расширяли масштаб своих "неофициальных" отношений с Тайванем и продвигали участие Тайваня в многосторонних организациях и международных делах. Этот процесс был таким же постепенным, как и известные "транши" расширения НАТО в Восточной Европе. И так же, как НАТО двигалась к включению Украины в сферу влияния США, отношения США и Тайваня постепенно двигались к стратегическому выравниванию баланса сил не в пользу Пекина. И это было подтверждено недавними показаниями в Конгрессе высокопоставленного чиновника администрации Байдена, который охарактеризовал Тайвань как "наш стратегический актив, который имеет решающее значение для защиты жизненно важных интересов США в Индо-Тихоокеанском регионе" — мнение, которое все чаще находит отражение в Конгрессе.Пекин воспринял это как агрессивное вторжение Соединенных Штатов в жизненно важный, географически близкий и исторически и стратегически ценный для Китая регион. Во многом такой же, каким Москва рассматривает Украину. Китайские лидеры регулярно выступают с острыми заявлениями и предупреждают Вашингтон о возможных последствиях такой политики, точно так же, как Путин десятилетиями предупреждал Вашингтон о последствиях расширения НАТО. Тем не менее, Вашингтон с такой же регулярностью отрицает, что в его политике "Одного Китая" произошли какие-либо существенные изменения, и вместо этого приписывает рост напряженности по обе стороны Тайваньского пролива исключительно агрессивному и бескомпромиссному поведению Пекина, экспансионистским амбициям и (или) личному желанию Си Цзиньпина добиться объединения с Тайванем.И точно так же, как расширение НАТО постепенно изменило стратегическую обстановку, с которой сталкивается Россия в Европе, Вашингтон и Тайбэй по существу отошли от прежнего признания статуса-кво в Тайваньском проливе — с выходом Тайбэя из концепции "Одного Китая" и молчаливой поддержкой этого выхода Вашингтоном. Так же, как Москва в течение тридцати лет терпела независимую Украину, пока она не была встроена в направленную против России сферу влияния США/НАТО, Пекин тоже в течение сорока лет терпел отдельное от материка существование Тайваня, потому что Вашингтон признавал Пекин "единственным законным правительства Китая" и внешне отказывался от политики "один Китай, один Тайвань". Однако теперь Пекин считает, что Вашингтон де-факто смещается в сторону именно такой политики, тем самым посягая на безопасность и суверенитет Китая — точно так же, как расширение НАТО усилило озабоченность России по поводу своей безопасности.Один из парадоксов заключается в том, что движение НАТО на восток, подпитывая российское восприятие угрозы и решимость Москвы на силовой ответ, по-видимому, отчасти подпитывало и ту самую угрозу, от которой Москва собиралась защищаться. Точно так же активизация Америкой своей поддержки Тайваня, подрывает уверенность Пекина в сохранении концепции "Одного Китая" и толкают его на рассмотрение военных действий для ее гарантирования. Все это увеличивает опасность для Тайваня, которую эта концепция вроде бы призвана сводить на нет или уменьшать. Некоторые наблюдатели считают, что, поскольку именно отсутствие у России западных гарантий безопасности вокруг Украины толкнуло Путина на решение о спецоперации, Вашингтону следует предвосхитить аналогичные решения Пекина, предоставив Тайваню четкие гарантии безопасности. Речь идет о том, чтобы США отложили в сторону свою давнюю политику "стратегической неопределенности" в пользу "стратегической ясности". Но если одна только возможность гарантий безопасности для Украины со стороны НАТО стала одним из важнейших катализаторов путинской спецоперации, заявление США о гарантиях безопасности Тайваня тоже скорее спровоцирует атаку Китая, чем сдержит ее.Долгосрочные последствия всего этого очевидны. Какова бы ни была роль игнорирования Вашингтоном опасений России по поводу расширения НАТО в начатой Путиным спецоперации, не исключено, что Пекин в какой-то неопределенный момент может почувствовать себя одинаково вынужденным применить силу против Тайваня, если США продолжат игнорировать опасения КНР по поводу размывания ими концепции "Одного Китая" и отрицать свою ответственности за напряженность по обе стороны Тайваньского пролива. Если Владимир Путин начал спецоперацию на Украине после того, как пришел к выводу, что Запад не учитывает стратегические интересы Москвы, то Пекин вполне может атаковать Тайвань, если в конечном итоге придет к выводу, что его прежние договоренности с Вашингтоном по тайваньской проблеме больше не действуют.Если это произойдет, Америка, вероятно, будет так же шокирована и возмущена Пекином, как и Москвой сегодня. Но это не должно быть для США полной неожиданностью. Если Вашингтон хочет предотвратить кризис в Тайваньском проливе, он должен подумать о том, как опередить стратегическое решение Пекина о том, что применение силы является его единственным действенным инструментом.Автор: Пол Хир (Paul Heer) — почетный научный сотрудник Центра The National Interest и старший научный сотрудник Чикагского совета по глобальным проблемам. С 2007 по 2015 год он занимал должность старшего офицера национальной разведки США по Восточной Азии.

Читайте также: