Эжен делакруа мастер французского романтизма кратко

Обновлено: 28.06.2024

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix ; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

Содержание

Детство и юношество

Более спокойным оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры [1] .

Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

Делакруа и живопись

Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.

Делакруа — виднейший и наиболее последовательный представитель романтизма. Он боролся за новую красоту, за искусство больших страстей, противостоящее тому бездушию человеческих отношений, которое принесло с собой капиталистическое общество.

Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарентон-Сен-Морис. После смерти отца (отец был префектом Марселя, а затем Бордо) в 1805 году Эжен вместе с матерью поселяется в Париже, и в октябре того же года он поступает в императорский лицей. В 1815 году Делакруа начинает работать у Герена, а в марте 1816 года поступает в Школу изящных искусств.

С особым увлечением Делакруа делал декоративные росписи, о которых он мечтал с самого начала своего творческого пути: роспись зала короля в Бурбонском дворце и библиотеки того же дворца (1833— 1847), роспись библиотеки Люксембургского дворца (1845—1847), Дал мира в старой Парижской ратуше (1851 —1854), плафон галереи Аполлона в Лувре (1849—1850); а последние годы своей жизни он был занят почти исключительно росписью капеллы церкви Сен-Сюльпис в Париже.

Делакруа оказал большое воздействие на дальнейшее развитие французского искусства не только своей практикой, но и своими теоретическими высказываниями. Его дневник, в котором положено начало художественному словарю, и письма читают и перечитывают все последующие поколения художников. Мысли Делакруа, высказанные в дневнике, письмах и статьях, — это не случайные замечания, они глубоко продуманы, об ртом свидетельствует постоянное возвращение к одной и той же теме.

Воззрения Делакруа романтика слагались в борьбе с современным ему академическим искусством.

Большое значение Делакруа придавал и композиции. Сделать картину, по словам Делакруа, это значит довести набросок до законченного произведения. Каждая картина берет у Делакруа много времени и сил. При выполнении он как бы обуздывает свой темперамент, свою страсть и ищет ясного и четкого воплощения замысла.

Эжен Делакруа - Ладья Данте (1822, Лувр, Париж)

Эжен Делакруа (Шарантон-Сент-Морис, 1798 — Париж, 1863) был главой французской романтической школы; его картины написаны с фантастической свободой и наполнены мощной экспрессией, характеризующейся насыщенным и открытым цветом, что окажет потом существенное влияние на становление техники у импрессионистов.

В 1822 г. он представил на Салоне картину Ладья Данте, имевшую огромный успех, произведения. Затем последовали Резня на Хиосе (1822) и Смерть Сарда (1827), тоже вызвавшие интерес публики, однако возмутившие сторонников классицизма.

Июльская революция 1830 г., в результате которой на троне оказался Луи Филипп Орлеанский, покровительствовавший Делакруа, открыла самый успешный период его карьеры: Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж), выставленная на Салоне 1831 г., была приобретена государством.

Эжен Делакруа - Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж)

Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж)

Путешествие, совершенное Делакруа в 1832 г. в Марокко (его целью были дипломатические переговоры), а также в Алжир и по южной Испании, дало художнику массу ярких впечатлений и новое видение цвета (Алжирские женщины, 1834; Марокканец, седлающий коня, 1837). С 1833 г. он приступил к крупным проектам оформления интерьеров: Королевская гостиная и библиотека Бурбонского декоративной дворца (1833—1847), библиотека Люксембургского дворца (1840—1847), плафон галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), плафон в Гостиной мира (Salon de la Paix) парижской ратуши (1852-1854, разрушен в 1871).

Велико графическое наследие Делакруа: рисунки, акварели, литографии. Его живопись, интеллектуально насыщенная, богатая особым чувством истории и большой культурой, глубоко связанная с политикой, литературой, музыкой, философией и научной мыслью того времени, стала выражением образа видения, чувствования и мышления всего романтизма.

Именно в его полотнах с наибольшей силой проявилась бунтарская сущность французского романтизма. Эжен Делакруа оказал огромное влияние на развитие не только французской, но и мировой живописи.

Картины Эжена Делакруа

Эжен Делакруа - Алжирские женщины (1834, Лувр, Париж )

Алжирские женщины (1834, Лувр, Париж )

Эжен Делакруа - Вступление крестоносцев в Константинополь (1840, Лувр, Париж)

Вступление крестоносцев в Константинополь (1840, Лувр, Париж)

Эжен Делакруа - Греция на руинах Миссолонги (1826, Художественный музей Бордо)

Греция на руинах Миссолонги (1826, Художественный музей Бордо)

Эжен Делакруа - Лошадь, испуганная молнией (1824, Музей изобразительных искусств, Будапешт)

Лошадь, испуганная молнией (1824, Музей изобразительных искусств, Будапешт)


Его картины пропитаны сильными страстями и беспокойством, очень живописны и красочны. Вместе с летящими конскими гривами, развевающимися флагами, несущимися клубами дыма и тучами, раздувающимися от порыва ветра одеждами, создается впечатление стремительного движения. Подлинный стиль Эжена Делакруа сформировался под впечатлением поездки в Северную Африку. Впечатленный увиденным — ярким солнцем, жизненным укладом, сильными световыми контрастами, непривычным обликом туземцев, их одеждами, художник приобрел собственный, неповторимый стиль. Все его картины говорят об умении свободно обращаться с краской, мастерском сочетании чистых цветов. Особенное предпочтение живописец отдавал ярко-зеленому в сочетании с пылающее-красным.

Детство

Родился Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (полное имя художника) 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа. Официально отцом мальчика считали политического деятеля, бывшего министра иностранных дел Шарля Делакруа, но есть предположение, что Эжен незаконнорожденный сын Шарля Талейрана, всесильного министра иностранных дел при Наполеоне, друга семьи. Повзрослевший Эжен был очень похож внешне и по характеру на Талейрана. Ходили слухи, что отцом будущего художника мог быть и сам Наполеон. Маму звали Виктория, она выходец из семьи краснодеревщиков.

На момент рождения Эжена в семье уже подрастали трое детей. Старший брат Карл-Анри служил в армии Наполеона, сумел сделать приличную военную карьеру, дослужиться до генеральского чина. Генриетта стала женой дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри погиб 14 июня 1807 года в сражении при Фридланде.

Эжен Делакруа

Шарль Делакруа скончался в 1805-м, Виктории не стало спустя девять лет, так что к своему шестнадцатилетию Эжен остался круглым сиротой.

В детстве будущий художник был настоящим сорванцом. Несколько раз находился на волоске от смерти. Он чуть не повесился, когда обмотал на своей шее мешок для кормления лошадей, потом прямо над его кроватью вспыхнула и загорелась противомоскитная сетка, чуть не утонул во время купания в реке Бордо, едва не отравился краской-медянкой, которой наглотался по неосторожности.

Эжена отдали на обучение в парижский лицей Людовика Великого, потом он перешел в руанский лицей Пьера Корнеля. В этих учебных заведениях Делакруа увлеченно изучал живопись и литературу, показал высокий уровень знаний и умений, за что был неоднократно награжден.

В 1815-м, когда не стало матери, подросток оказался в семье своих небогатых родственников, взявших его на воспитание. Эжен понял, что его призвание в живописи, поэтому он решил продолжить обучение в мастерской Пьера-Нарцисса Герена, куда его взяли в качестве ученика. В 1816-м он отправился совершенствовать свое мастерство в Школе изящных искусств.

Эжен Делакруа

Чтобы довести свою технику до совершенства, ученикам приходилось много писать с натуры, бывать в музеях, чаще всего в Лувре. Там состоялось знакомство юного Эжена и Теодора Жерико, пока только начинающего, но уже подающего большие надежды живописца. Именно он оказал большое влияние на дальнейшее творчество Делакруа. Эжен восхищался работами признанных мастеров живописи, мог подолгу изучать полотна Рубенса, Гойи, Тициана.

Творчество

Эжен Делакруа

Эжен Делакруа

Эта картина – настоящий памятник грекам из Миссолонги, борцам за свободу против тирании. Делакруа написал это полотно не только чтобы показать свою симпатию к греческому народу, но и по той причине, что как раз тогда в Греции скончался Джордж Байрон, поэт, вызывающий у живописца истинное восхищение.

В 1825-м Делакруа отправился в Англию, где встретил своих коллег – молодых художников Ричарда Бонингтона и Томаса Лоуренса. Он познакомился с манерой и цветом, используемых в английской живописи, и это вдохновило Эжена на создание картин в романтическом стиле.

Эжен Делакруа

Эжен Делакруа

Больше всего возмущений вызвала у них обнаженная женщина, в горло которой вот-вот вонзится острый кинжал. Художник специально расположил ее на переднем плане картины, чтобы добиться максимального эффекта. Благодаря этой чувственной красоте и использованию экзотической палитры цветов, художник достиг своей цели, полотно получилось шокирующим, но в то же время приятным.

Живописец сумел объединить в одну композицию все фигуры, изображенные на холсте. Он подчеркнул каждый отдельный элемент полотна, мертвых воинов с переднего плана, которые только резче очерчивали символизм женской фигуры со знаменем. Так в его понимании выглядела свобода, братство и равенство.

Эжен Делакруа

Художник не собирался петь дифирамбы революции 1830 года, он ставил своей целью передать на полотне характер и волю народа, его стремление к свободе и независимости.

В 1832-м художник уехал с дипломатической миссией в Марокко. Ему хотелось вырваться из цивилизованного Парижа, познакомиться с более примитивной культурой. За то время, что Эжен провел в поездке, он стал автором более сотни рисунков и картин, в которых нашли свое отражение обычаи и устои народностей Северной Африки. Делакруа даже сравнивал наряды жителей этих регионов с одеяниями греков и римлян.

Эжен Делакруа

Читайте также: