Средства массовой информации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

  • Печатные издания (пресса): газеты, журналы
  • Электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания.

Первопроходцами изучения СМК являются Ч. Кули, Р. Парк, У. Липпман и многие другие.

Содержание

Россия

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

  • массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  • принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
  • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
  • радио-,
  • теле-,
  • видеопрограмма,
  • кинохроникальная программа,
  • иная форма периодического распространения массовой информации. [1]

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки [2]

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

Телеканалы

23 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 15 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 3320. [3]

Печать

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май — октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %). [3]

Казахстан

По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4 %. В 2012 году действует 2514 газет и журналов, 238 электронных СМИ, из них около 100 телевизионных каналов и радиостанций, 7893 интернет-сайтов.

В информационном пространстве функционируют 2392 иностранных СМИ: 2309 газет и журналов и 83 телерадиопрограммы. До 1000 каналов систем спутникового телевидения; 80 представителей зарубежных средств массовой информации. Из зарубежных СМИ: на русском языке — 90 %, на английском — 5 %, на других языках мира — 5 %.

Белоруссия

Общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных и объединённых газет) составляет 869,4 тыс. экз., в том числе по областям: Брестская — 163,1, Витебская — 175,2, Гомельская — 141,1, Гродненская — 108,7, Минская — 160, Могилёвская — 121,2 тыс. экз.

Также, в Белоруссии существует 9 информационных агентств, 59 программ телевещания и 156 программ радиовещания.

Две трети из общего числа печатных периодических изданий, телерадиокомпаний, информационных агентств имеют негосударственную форму собственности.

Согласно исследованиям, проведённым американской организацией Pew Research Center for the People & the Press, в 2008 году Интернет в США стал более важным источником информации, чем ежедневные газеты. Около 40 % опрошенных этой организацией людей сообщили, что для ознакомления с новостями используют интернет-источники, такие, как электронные версии обычных газет или специализированные новостные сайты. Газеты читают лишь 35 % опрошенных. Тем не менее, телевидение продолжает оставаться самым популярным источником новостей: около 70 % опрошенных сообщили, что следят за новостями через телевидение. [4]

USIA. Информационное агентство функционировало с 1953 года как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной власти правительства, для проведения общественной дипломатии в поддержку американской внешней политики.

Под сферу их деятельности попадают практически все страны мира, в том числе и Россия. ЮСИА является основным органом исполнительной власти, ответственным за информирование и консультации президента, госсекретаря и других руководителей государства по вопросам международного общественного мнения и реакцию на внешнеполитические действия США.

В настоящее время система госвещания США на зарубеж объединяет пять информационных служб, подотчётных Совету. Три из них, Voice of America, Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), a также Worldnet Television and Film Service, имеют статус федеральных программ, в то время как Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia являются частными некоммерческими корпорациями. Штат указанных служб насчитывает более 3,3 тыс. сотрудников, занятых подготовкой и выпуском программ на английском и 60 иностранных языках продолжительностью 1750 часов эфирного времени в неделю. Их финансирование осуществляется из федерального бюджета по статье расходов на внешнеполитическую деятельность правительства США (385 млн долл. в 1996 году).

Интернет-СМИ

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);
  • книжные издательства;
  • агентства печати;
  • радиовещание;
  • телевидение;
  • кино-, видео-, звукозапись;
  • интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Политика и СМИ.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.


Определение

Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации, обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее при этом имеет массовые масштабы.

Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.

Печатные издания

Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.

Процесс развития СМИ

Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.

В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.

Древние рукописи

В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.

В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.

Виды СМИ (и понятия, соответственно):

Смотреть телевизор

Это основные понятия СМИ. Но в современном мире происходит стремительное развитие социальных сетей. Некоторые ученые рассматривают их в качестве еще одной формы средств массовой информации.

Функции

Понятия и виды СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод, что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки политической составляющей.

Массовость информации

Отдельно стоит упомянуть рекреативную функцию. Она не несет в себе ни политической, ни идеологической, ни образовательной составляющей. Данная функция СМИ направлена на снятие напряжение населения, развлечение и отдых большого количества людей.

Признаки

Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных источников тех или иных сведений):

  • Массовость. Разговор в ограниченном круге лиц – это обычная передача данных между несколькими людьми. СМИ же осуществляет сбор и анализ информации, которая затем поступает ко всему населению.
  • Периодичность. Большинство телевизионных программ, печатных изданий, радиопередач и пр. характеризуются тем, что они передают сведения различного характера 1 раз в определенный промежуток времени. Например, свежий выпуск журнала можно приобрести каждый месяц.
  • Одновременность. Информация распространяется сразу для всех. При этом сведения, передаваемые с помощью одного источника сигнала, воспринимаются сразу огромной аудиторией.

Цензура

В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы. Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не должны предварительно согласовывать и накладывать запрет на те или иные материалы.

Важно понимать, что свобода СМИ не может быть безграничной. ФЗ четко регламентируются случаи, когда использование средств массовой информации недопустимо:

  • Совершение деяний, подразумевающих уголовную ответственность.
  • Разглашение данных, являющихся государственной тайной.
  • Осуществление деятельности экстремистского характера.
  • Распространение материалов, пропагандирующих культ жестокости и насилия, а также порнографию.

Сеть Интернет

На законодательном уровне запрещено использовать обозначения, относящиеся к специальным средствам СМИ. Это обусловлено тем, что скрытые вставки и особые тексты способны оказывать воздействие на большое количество людей на подсознательном уровне. Кроме того, у некоторых лиц на фоне получения подобной информации ухудшается самочувствие.

Особенности освещения информации

То, что входит в понятие СМИ, имеет большое количество каналов. Например, печатные издания – это и журналы, и газеты, и иные периодические сборники. Они могут распространяться как в отдельном регионе, так и по всему миру. Каждая из данных подсистем имеет свои специфические особенности и функции.

Информация в печатных изданиях воспринимается людьми без помощи дополнительных инструментов. Каждый человек может изучить материалы как глубоко, так и поверхностно. При этом он может отложить газету и поставить цель изучить текст позже, но с большим вниманием.

Телевещание позволяет также передавать информацию, изображения и звуки в режиме реального времени. По мере развития монтажа все чаще в эфир стали выходить заранее снятые и отредактированные материалы. У телевещания имеется особенность, называемая принудительностью. Это означает, что зритель не имеет возможности перенести время показа, изменить длительность фильма или передачи.

Роль в жизни общества

В современном мире немаловажное значение имеет социальная активность каждой личности. СМИ играют определенную роль в ее формировании. Благодаря этому успешно решается ряд задач социального, экономического и политического характера.

Это понятие и сущность СМИ. Средства массовой информации являются мощным инструментом, оказывающим влияние на мнение людей, на их психоэмоциональное состояние. То есть СМИ могут эффективно убеждать.

Чтение журнала

В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование личности. При этом подавляющая часть населения доверяет информации, передаваемой с помощью телевидения. Совсем незначительно ему уступает сеть Интернет. Однако, судя по прогнозам, в ближайшие годы практически все люди на земном шаре будут искать информацию исключительно во Всемирной паутине. При этом степень эффективности деятельности СМИ напрямую зависит от потребностей населения.

Роль в современной культуре

Каждый журналист должен быть не только носителем информации. Он обязан распространять ее в соответствии с требованиями художественного слова. Так и было примерно до середины ХХ века.

Постепенно требования к журналистам стали менее строгими. Ярким примером являются теле- и радиоведущие, которые не всегда могут выражать свои мысли грамотно и корректно. Классическая журналистика отходит на второй план, все чаще СМИ освещают сенсации кратковременного характера с целью повышения своих рейтингов. Но в результате общество совершенно перестает реагировать на культурные события.

Примером являются ток-шоу и телевизионные передачи со знаменитостями. Они всего лишь освещают обыденную жизнь людей, при этом рассчитаны на широкую аудиторию. Человек, который смотрит передачу, примеряет на себя образец поведения знаменитостей или незнакомых лиц. Но при этом он никак не просвещается культурно и не получает ценную для себя информацию.

Слушать радио

Таким образом, большинство инструментов современных СМИ не выполняют своего главного предназначения. Деятельность большинства средств массовой информации направлена на манипулирование огромным количеством людей.

В заключение

Средства массовой информации – это мощный инструмент воздействия на большую аудиторию. Если речь идет о теле- или радиовещании, то это происходит одновременно. С помощью информации, которая передается посредством того или иного инструмента, возможно воздействовать на мнение большого числа людей. В основе деятельности СМИ лежит принцип свободы. Однако она не безгранична и регламентируется на законодательном уровне. С помощью СМИ запрещено осуществлять уголовную и экстремистскую деятельность, а также распространять материалы порнографического или жестокого характера.

Средства массовой информации (сокращенно СМИ) — это все организации, которые занимаются публичной передачей информации своей аудитории при помощи различных технических средств.

  • периодические печатные издания (газета, журнал, бюллетень, альманах, а также другое издание, которое имеет постоянное название, периодический номер и выходит не реже, чем 1 раз в год);
  • сетевые издания;
  • радиоканалы и радиопрограммы;
  • телеканалы, телепрограммы и видеопрограммы;
  • другие формы периодического распространения массовой информации.

Разновидности СМИ

Средства массовой информации можно разделить на печатные и электронные.

Печатные издания

К печатным изданиям относятся:

  • газеты и журналы;
  • информационные бюллетени;
  • альманахи.

Газеты и журналы выходят в свет с регулярной периодичностью. Периодические печатные издания бывают как национальными, так и региональными. Национальные освещают обычно самые главные происшествия, которые интересны жителям всей страны. Региональные СМИ нацелены на аудиторию определенного края, области или города.

Бюллетень — это информационное периодическое издание, которое содержит краткую справочную информацию.

Такое печатное издание необходимо, чтобы информировать определенную целевую группу, например, специалистов в определенной области. В настоящее время чаще всего можно увидеть рекламные, справочные и биржевые бюллетени.

Альманах — вид периодического издания, которое представляет собой собрание литературно-художественных или научно-популярных статей, которые объединены по одному из следующих признаков: тематическому, идейно-художественному или жанровому.

Выходят альманахи обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью, но всегда имеют текущий номер издания.

Электронные СМИ

К электронным СМИ относятся:

  • сетевые издания;
  • телевидение;
  • радио.

К электронным СМИ относится и телевидение. Это сложная технология электросвязи, которая позволяет передавать изображение, сопровождающееся движением и звуком, на большие расстояния. Главная особенность телевизионного вещания — принудительность. Зрители не могут поменять время просмотра или длительность передачи и вынуждены подстраиваться под сетку вещания.

Последнее время активно развиваются соцсети и блогерство. Некоторые специалисты считают их полноценными средствами массовой информации, но на официальном уровне этот факт пока еще не признан.

Принципы работы СМИ

  1. Достоверность и законность транслируемой в массы информации.
  2. Равенство всех физических и юридических лиц на получение и распространение массовой информации.
  3. Уважение прав и свобод человека.
  4. Обеспечение свободного выражения и распространения различных взглядов и мнений.
  5. Обязательное соблюдение журналистской этики.
  6. Отказ в распространении информации, которая не соответствует нормам общественной нравственности и морали.

Основные признаки

Средства массовой информации имеют определенные особенности, которые отличают их от других источников информации.

К ним относятся:

Свобода слова СМИ

В основе существования СМИ заложен принцип свободы. Этот принцип регламентирует и действующее законодательство. Гарантом свободы СМИ является отсутствие цензуры. Чтобы средства массовой информации считались по-настоящему свободными, уполномоченные лица не должны налагать запреты или согласовывать для выхода те или иные журналистские материалы.

При этом нужно понимать, что свобода СМИ не может быть полностью безграничной.

Федеральный закон четко регламентирует те случаи, когда недопустимо использование средств массовой информации. Так, СМИ запрещается использовать для:

  • совершения действий, которые влекут за собой уголовную ответственность;
  • разглашения секретных данных, которые являются гостайной:
  • осуществления деятельности, которая носит экстремистский характер;
  • распространения материалов, которые пропагандирует жестокость, насилие и порнографию.

Влияние СМИ на формирование общества

Средства массовой информации во все времена оказывали огромное воздействие на аудиторию. В современном мире можно выделить несколько важных функций СМИ:

Читайте также: