Средства художественной выразительности медный всадник кратко

Обновлено: 04.07.2024

Известны даты начала и окончания работы над произведением: 6 и 31 октября соответственно.

Написанная в столь краткий срок, поэма стала завершением давнего пушкинского замысла о конфликте маленького человека с великой силой государства и истории, которым нет дела до частных житейских подробностей.

2. Литературное направление

Произведение написано в реалистической манере. Оно отражает конфликт человека и общества и освещает реальные события: произошедшее в 1824 году наводнение в Петербурге.

3. Род

В нём присутствует повествовательность, масштаб изображаемых событий позволяет окинуть взглядом несколько исторических эпох (время правления Петра I и первую четверть 19 века), прослеживается несколько сюжетных линий, связанных воедино авторских замыслом.

4. Жанр

Работать в этом жанре впоследствии продолжили Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Белый и другие.

5. Проблематика

Проблематика произведения уходит корнями в вопрос о роли личности в истории.

Неоднозначное отношение современников Пушкина к фигуре Петра I породило две противоположных версии петербургского мифа.

Виновник наводнения – Пётр, ведь это он заставил Неву покориться человеку, войти в узкое каменное русло. Месть природы оказалась страшной: наводнение унесло сотни человеческих жизней. В масштабах же истории эта потеря невелика, и взирающий с постамента Император не жалеет о деле своих рук.

6. Тематика

  • Петербург как город-призрак;
  • неотвратимость судьбы;
  • сумасшествие как итог утраченных надежд;
  • равнодушие великих людей к частным человеческим судьбам;
  • тема божественного возмездия.

7. Идея

Идея произведения – в несогласованности человеческого и государственного начал. В каждом из этих двух измерений действуют особые законы, примирить которые вряд ли возможно.

Ход истории напоминает буйное движение стихии. Оказываясь в историческом водовороте, человек лишается права на счастье и становится жертвой обстоятельств.

8. Пафос

Пафос поэмы состоит в поэтике контрастов.

9. Система образов

Им противопоставлены образы простых людей (Евгений, Параша), чья жизнь близка к природе и биологическому циклу (создание семьи, рождение детей).

Так намечено противопоставление природы и цивилизации, естественной жизни и искусственно сконструированной задумки гениального разума.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи поэмы – петербургский чиновник Евгений, его возлюбленная Параша, статуя императора Петра I, олицетворяющая сам дух реформаторской эпохи, неизбежность перемен в частной жизни под влиянием жизни общественной.

11. Лирический герой

Лирический герой в произведении отсутствует.

12. Сюжет

Сюжет поэмы описывает судьбу ничем не примечательного молодого человека Евгения, жизнь которого только начинается. Он мечтает жениться на своей возлюбленной и мирно прожить свой век на окраине Петербурга.

Эти планы в одночасье разрушает свирепая стихия. После страшного наводнения, которое на несколько дней разлучает влюблённых, молодой человек бежит к тому месту, где стоял домик Параши, и обнаруживает, что его возлюбленная погибла.

От горя Евгений теряет разум. Он бесцельно скитается по улицам города, силясь найти виновника страшной трагедии.

13. Композиция

Нестандартная композиция поэмы расставляет своеобразные смысловые акценты. Структуру произведения можно описать как линейную, если учесть, что её целостность нарушается историческими вставками.

Два потока времени (прошлое и настоящее) объединяются в ходе развития сюжета.

Объёмный пролог поэмы описывает славные деяния Петра Первого, одним из которых стало строительство Петербурга.

Основная часть начинается с описания наводнения.

Ложной кульминацией становится момент осознания того, что Параша погибла.

Ложная развязка – сумасшествие Евгения.

На самом деле, кульминационным моментом является обращение главного героя к статуе Медного всадника, а развязкой – погоня статуи за дерзким обидчиком.

Эпилог поэмы не выделен графически. Последние четыре четверостишия, описывающие гибель Евгения, — это и есть эпилог.

14. Размер, рифма, строфика

Произведение написано четырёхстопным ямбом.

В нём встречается как параллельная (ААВВ), так и перекрёстная рифмовка (АВАВ).

Мужские и женские рифмы чередуются.

Чеканный ритм помогает отобразить рельефность сюжета, он соответствует теме имперского Петербурга с его грандиозной размеренностью.

15. Художественное своеобразие произведения

Синтаксис поэмы насыщен обращениями, риторическими вопросами, фрагментами диалога и внутренними монологами.

В нём встречаются как простые, так и сложные предложения, помогающие передать сложный философский и социальный подтекст произведения.

Лексика первой части поэмы – высокая, книжная. По строю пролог напоминает торжественную оду, деяния Петра преподносятся как венец государственного устройства.

Во второй части язык и стиль повествования меняются. Ускоряется ритм повествования, а на язык повествователя как будто падает отсвет безумия: просторечные слова и книжная лексика смешиваются в единый стихийный поток, речь Евгения вообще становится неким набором междометий.

Так происходит движение от космоса к хаосу, от упорядоченности – к разрушению.

16. Средства художественной выразительности

17. Значение произведения

В противовес прагматичному подходу, оценивающему каждое действие сточки зрения пользы, поэт предлагает иной взгляд на природу вещей.

Все люди одинаково беспомощны перед лицом грандиозной стихии, существует высший суд, для которого важна не успешность замысла, а его созидательная сила, обращённая к человеку.

18. Актуальность

Мир техники и пользы не создан для человека. Человеческая душа в нём мгновенно изнашивается, наступает выгорание, душевное онемение, нравственное вырождение.

С тех пор, как прошло грозное наводнение, описанное Пушкиным, миновало почти 200 лет, но мир продолжают потрясать глобальные катастрофы, в которых человек беспомощен, словно щепка, гонимая быстрым течением.

19. Моё отношение

Сюжет поэмы глубоко потряс меня. Я сострадаю бедному Евгению и сожалею о том, как трагически сложилась его судьба.

Пушкин ярко показывает контраст простых человеческих желаний и железной воли устроителей общественной жизни.

С трагедии безумного Евгения в русской литературе началась череда больших и малых бедствий, выпадающих на долю тех, кто не вписывается в механическое вращение технологического колеса.

20. Чему учит

Те, кто стоит у власти, не должны забывать о нуждах простого народа, ведь каждый человек — создание Бога, заслуживающее счастья, свободы и любви.

Нева.. .Этот образ создаётся Пушкиным путём
многочисленных и разнообразных сравнений -
с мечущимся в постели больным,
с грабителем-злодеем, с уставшим в битве конём.

. Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, *как зверь*, остервенясь,
На город кинулась.

Другое сравнение. В несобственно-прямой речи Евгения,
потрясенного гибелью Параши, звучат слова:
. Иль вся наша
И жизнь ничто, *как сон пустой*,
Насмешка неба над землей?

Метафора:
*О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Существительное "бездна" - двойная метафора.

* К утру Нева отступает, и первый луч солнца ".
не нашел уже следов беды вчерашней;
багряницей * Уже прикрыто было зло"
* "над самой бездной",
*в Европу прорубить окно
* благородная простота,
*Все флаги в гости будут к нам
*не пуская тьму ночную на золотые небеса;
*сиянье шапок этих медный;
*красуйся, град Петров;
*юный град… вознесся пышно, горделиво…

Метафоричны и эпитеты:
*уздой железной* Россию поднял на дыбы
-кумир на бронзовом коне,
-мощный властелин судьбы,
-державец полумира,
-горделивый истукан.
Эпитеты;
торжественный, возвышенный, прекрасный,
величественный (Петербург)

Олицетворения:
взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и,
чуя вешни дни, ликует.

Метонимия:
сюда по новым им волнам все флаги в гости будут
к нам и запируем на просторе…

Анафора:
*Люблю* тебя, Петра творенье;
*люблю* твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье… ;
*люблю* зимы твоей жестокой
недвижный воздух и мороз… ;
*люблю* воинственную живость потешных
Марсовых полей… ;
* люблю*, военная столица, твоей твердыни
дым и гром…

описывая город почти все эпитеты парные,
взаимно уравновешивающие друг друга:
"громады стройные", "строгий, стройный вид",
"узор чугунный","юный град",
стран краса и диво,
к богатым пристаням
прозрачный сумрак, блеск безлунный.
громады пустынных улиц "ясны",
"светла" игла крепости.

История создания

Текст поэмы без цензурных правок впервые увидел свет только в 1919 году.

Жанр, направление, размер

Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.

Композиция и конфликт

Композиция поэмы состоит из следующих частей:

При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем.

Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.

Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения весьма богаты и многогранны.

Главная мысль

Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим.

Чему учит

Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.

Средства выразительности

Стиль пушкинской поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении выступает аллегория:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Так, Пушкин описывает памятник, но придает его элементам особое значение. Петр запечатлен верхом на вздыбленном коне — в нем автор и увидел Россию, которая встала на дыбы под властью амбициозного императора. Самая бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.

Критика

Немного иначе трактовал конфликт поэмы Д. С. Мережковский:

Автор: Альбина Исмаилова

Автор: Самый Зелёный · Published 25.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 05.05.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 27.11.2020

комментария 4

А почему всадник стал мёртвым? См.параграф про средства выразительности.

Потому что редактор был медным) Спасибо, исправили

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного бунта", "Образ Медного всадника".

ВложениеРазмер
doklad_mednyy_vsadnik.docx 37.96 КБ

Предварительный просмотр:

На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи. Учащиеся должны научиться не только находить, вычленять образные средства в тексте, но и понимать их роль. Читательские умения формируются постепенно, путем многочисленных упражнений, в соответствии с возможностями возраста учащихся. Немалую роль здесь играет знакомство с теорией словесности. При этом надо помнить, что теория – инструмент проникновения в произведение, а не самоцель.

В овладении выразительными средствами языка велика роль учителя. Его речь должна быть образцом для учащихся. Она должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Учитель сам должен во–первых, владеть теми понятиями, которым он учит детей, во-вторых, знать специфику художественного образа.

Всякий художественный образ - это результат творчества писателя , который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли. Поэт или писатель словами изображает картину жизни , как художник рисует красками на полотне. Но слова в художественном произведении приобретают более широкий и глубокий смысл, чем в лексике, так как здесь становятся значимыми все стороны языка. Изображенная картина жизни несет в себе мысль и чувство автора : она эстетически значима, обращена к нашим чувствам. И если школьники будут знать свойства художественного образа, они, встретив метафору или сравнение, направят свое внимание на то, как работает художественное средство, как оно помогает увидеть образ и понять мысль автора, то есть понять смысл текста.

Рассмотрим роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник. Поэма – жанр, стоящий на грани эпоса и лирики. Сюжетная линия в поэме перебивается авторскими, или лирическими отступлениями, в которых выражаются чувства поэта, его отношение к героям и событиям.

Работа над выразительными средствами языка можно проводить на таких этапах изучения поэмы.

Работа над выразительными средствами

Образ Петербурга в поэме

Отработка и развитие понятий метафоры, сравнения, эпитетов, анафоры, метонимии, звукописи, антитезы.

Проблема народного бунта в поэме

Роль сравнений в создании образа наводнения

Проблема власти и народа. Образ Медного всадника. Отношение автора к Петру Первому.

Роль тропов в создании образа Петра I.

1.Образ Петербурга в поэме.

ЭПИТЕТ - художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.

МЕТОНИМИЯ – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основе внешней или внутренней связи меду ними.

СРАВНЕНИЕ - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию приписываются качества или действия, свойственные человеку.

ПЕРИФРАЗА – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

АНАФОРА – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале стиха, строфы, прозаического отрывка.

В конспекте урока есть этап - слово учителя. Это очень важный этап, так как слово учителя должно настроить на определенную атмосферу, на восприятие текста, нацелить на задание, заинтересовать учащихся. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. Поэтому учитель, идя на урок, должен продумать свое слово, подобрать информацию, цитаты, иллюстрации.

Подготовленный ученик читает Вступление.

Перед нами великолепная панорама. Невозможно не испытать восторга, глядя на нее. Нева, мосты, соборы, Петропавловская крепость – все это создает ощущение великолепия, вечности, прочности.

- Какие интонация преобладают в этой части поэмы? (Торжественная возвышенная)
Учащиеся получают задания:

Звукопись (аллитерация): шум, говор, шипенье. Помогают услышать сцену застолья друзей в любимом городе.

2 группа . Анализируя Вступление, составить цветовую гамму отрывка.

3 группа . Сравнить описание Петербурга во Вступлении и изображением петербургской жизни в главной части поэмы. Как меняется настроение, звучание стиха, цветовая гамма?

(Антитеза – художественный прием, основанный на противопоставлении понятий, мыслей, образов).

2. Образ наводнения как символ народного бунта в поэме .

Слово учителя. Не все так благополучно в Петербурге. Людям удалось победить природу! Удалось усмирить Неву и загнать ее в гранитные берега. Однако она бунтует против учиненного над ней насилия. Над городом витает угроза стихийного бедствия, наводнения. Нева готовится к броску на город, она стонет, мечется, страдает. В поэме наводнение – символ народного бунта.

Пушкин сего государственным и историческим мышлением пришел к выводу о бесплодности народного бунта в современных ему условиях. Эта точка зрения поэта нашла отражение в изображении наводнения, которое рисуется как стихия, народное бедствие. Большую роль в создании образа наводнения играют сравнения.

Чтобы выяснить роль сравнений, учащимся предлагается исследовать отрывки, в которых сравнения используются для описания наводнения, прокомментировать их в каждом конкретном случае. Домашнее задание: выписать отрывки, в которых изображается наводнение.

Отобранный материал оформляется в таблицу.

Примеры сравнений в тексте

Анализ отрывка. Роль сравнения.

1. Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной .

Сравнение с больным человеком указывает на то, что стихия находится пока на первой стадии своего развития: она еще в рамках ( постель ). Использование здесь олицетворения и эпитета беспокойной усиливает впечатление, возникает предчувствие беды. Автор придаёт реке свойства живого существа.

2. Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь ,
На город кинулась.

В этом отрывке мы видим два сравнения, как бы два этапа эпизода: река готова вырваться из берегов, ее сдерживающих, второй сопоставляет ее с остервенившимся зверем, атакующим свою добычу. Сравнения подчёркивают характер наводнения на данный момент, его мощь.

3. Осада! приступ! злые волны,
Как воры , лезут в окна.

Нева уже сопоставляется с вором, причём наглым и жадным. Оно подчеркивает главную черту стихии – ее направленность. Волна идёт прямо, не останавливаясь ни перед чем, смывая всё на своём пути, подчеркивается беспощадный характер наводнения.

из возмущенной глубины

вставали волны там и злились

Подчёркивает глобальный размер стихии, что усиливается с помощью гиперболы (словно горы ), олицетворения (вставали волны там и злились ), эпитета (из возмущенной глубины). Наводнение достигло своего пика.

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Развернутое сравнение. Целый текст, в котором подробно описаны последствия нападения шайки беспощадных разбойников на мирное село. В нашем случае – нападение стихии на город.

Примеры в таблице расположены в хронологической последовательности развития наводнения. У нас возникло предположение, что на примере только сравнений мы можем проследить разные этапы стихии. Попробуем доказать справедливость этого утверждения.

Итак, первый этап находит отражение в следующем отрывке:

Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной .

Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления с другим. В данном случае оно выражается сравнительным оборотом с союзом как . Река сравнивается с больным человеком, который мечется от безысходности в связи с тяжёлой болезнью. Создается яркий выразительный образ. Сравнение с больным человеком указывает на, наш взгляд, на то, что стихия находится пока на первой стадии своего развития: она еще в рамках ( постель ). Использование здесь олицетворения и эпитета беспокойной усиливает впечатление, возникает предчувствие беды. Автор придаёт реке свойства живого существа, и Нева предстаёт перед нами, действительно, мощной и беспощадной.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь ,
На город кинулась, -

Знаменует собой второй этап в развитии событий.

В следующем эпизоде

Осада! приступ! злые волны, как воры , лезут в окна, -

Проанализируем последнее краткое сравнение:

Словно горы , из возмущенной глубины вставали волны там и злились.

Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты. В пушкинской поэме нами было найдено единственное развёрнутое сравнение, оно же последнее, которое использует поэт для описания наводнения:

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Как мы видим, это действительно целый текст, в котором подробно описаны последствия нападения шайки беспощадных разбойников на мирное село. Взяв свою добычу, они бегут обратно домой со всем награбленным. Этот эпизод даёт нам понять, что разбушевавшаяся Нева успокоилась и вернулась к своему спокойному состоянию. Пушкин с его государственным и историческим мышлением пришел к выводу о бесплодности народного бунта в современных ему условиях.

Итак, проанализировав все сравнения в описании наводнения, мы можем сделать вывод: с помощью сравнения как средства художественной выразительности Пушкин показывает последовательно разные стадии наводнения.

Сравнения используются Пушкиным с целью усиления изобразительности и образности текста, создания яркого, выразительного образа наводнения и выделения, подчеркивания существенных признаков стихии, а именно: масштабности, беспощадности и разрушительности.

2. Петр Первый во Вступлении к поэме и Медный всадник как символ государственной власти. Записать все упоминания о Петре в тексте поэмы. Сделать вывод об отношении Пушкина к царю.

Выступления учащихся с результатами наблюдений.

- Как называется такой троп? (Перифраза, описательный оборот)

по словарю В.И.Даля (предварительное индивидуальное задание).

(Властитель, властелин – владелец, владетель, кто держит власть, право и

силу над чем, кто повелевает, управляет, владеет.

Истукан (истюкать, изсечь тюкая) – статуя, изваянный образ,

изображение, болван, идол, кумир, языческий божок круглой работы)

При работе над выразительными средствами поэмы можно проанализировать эпитеты в следующем отрывке:

И место, где потоп играл,…

И львов, площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался…

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Все эти эпитеты связаны с оценкой деятельности Петра. В отрывке соединяются хвала и порицание.

Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных интеллектуальных и духовных качеств. Думаю, что уроки литературы должны способствовать этому. Исследуя текст, мы развиваем не только навыки работы с текстом, но и воспитываем вкус к слову, развиваем речь учащихся, умение вести дискуссию, доказывать свою мысль. Учитель, его слово помогает освоить богатства языка, заинтересовать учащихся, вовлечь в исследовательскую работу. Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам национальной культуры.

МОБУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа № 2

Областная педагогическая мастерская

Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы

Читайте также: