Модернизация экономики россии промышленный подъем 90 х гг xix кратко

Обновлено: 19.05.2024

60-70 года XIX века в России называют эпохой Великих реформ. Комплекс мер, предпринятых Александром II, коснулся всех сторон жизни общества. И начало модернизации положила реформа 1861 года – раскрепощение крестьян. Дав крестьянству личную свободу и возможность владеть собственность (в первую очередь землей), данное нововведение послужило толчком к целому ряду дальнейших преобразований, так или иначе связанных с крестьянской реформой.

Сельское хозяйство

Основной движущей силой экономики России на протяжении многих веков оставалось сельское хозяйство. Однако к середине XIX века необходимость изменений в этой сфере стала очевидна даже политикам-ретроградам: малоземелье, безденежье и полная зависимость крестьянства существенно тормозят развитие страны.

Главная цель, на которую было направлено освобождение крестьян, это создание рынка свободной рабочей силы. Образование новой прослойки – свободных крестьян – послужило основой для дальнейших изменений уже в сфере сначала местного, а затем и центрального управления.

Промышленность

Появление свободной рабочей силы не могло не вызвать изменения в промышленном секторе экономики. Увеличение производства влекло за собой расширение внутреннего рынка, а это, в свою очередь, влияло и на рост рынка внешнего.

Развитие промышленность в России XIX века шло более быстрыми темпами, чем развитие сельского хозяйства. Появление паровых машин и новых станков повлекло за собой бурный рост металлообрабатывающей, горнодобывающей и текстильной промышленности. Пожалуй, лучшие показатели были именно у текстильной отрасти. По свидетельствам современников, в производстве тканей было задействовано самое передовое оборудование, а на ткацких фабриках трудилось порядка половины всех промышленных рабочих.

Финансы

Столь бурный рост производства вызывал закономерную нехватку денежных средств. Недостаток свободного отечественного финансирования стал причиной массовых интервенций. Приток иностранных капиталов был вызван крайне привлекательными условиями: новый, только формирующийся рынок; дешевая рабочая сила; большое количество сырья и ресурсов; поддержка государства. Эти факторы гарантировали высокую прибыль, а потому вложения в российскую экономику со стороны иностранных инвесторов не прекращались на весь период реформ.

Для сохранения экономического равновесия государство вынуждено было принимать активное участие в развитии промышленной сферы. Кредиты, субсидии, льготы, государственные заказы – политика вмешательства привела к формированию новой формы хозяйствования, новой системы – государственного капитализма.

Транспорт

Говоря о развитии и модернизации экономики России во второй половине XIX века нельзя не упомянуть и развитие транспортной сферы. Огромные территории страны вынуждали искать новые виды связи – быстрые и малозатратные. Таким способом объедения страны стали железные дороги.

Развитие железнодорожной отрасли имело огромное значение для страны. И бурным ростом экономика не в последнюю очередь обязана именно появлению этого механизированного вида транспорта.

Строительство железных дорог, вагонов и паровозов влекло за собой активное развитие лесодобывающей, металлургической, горнодобывающей отраслей. Для расширения сферы требовался значительный приток капитала, как отечественного, так и иностранного. Однако к концу XIX века государство заняло монополизирующую позицию в этой сфере – так железнодорожная отрасль стала примером государственного капитализма в промышленности

Итоги и выводы

В результате комплексных преобразований Россия в период с начала 60-х и до конца 80-х годов XIX века совершила огромный скачок в экономическом развитии, стремясь догнать ведущие страны Европы. Однако остатки крепостнических настроений и общинного мироустройства не позволили ей стать лидером среди европейских стран.

Своеобразием развития промышленного переворота в России было то, что население было бедным и неграмотным; вольнонаемный труд преобладал в форме отходничества; в стране отсутствовал необходимый капитал; внутренний и внешний рынки были недостаточно развиты. Очень важно отметить, что государство развивало промышленность ради решения военных проблем, поэтому рост капиталовложений в тяжелую индустрию происходил за счет легкой промышленности и сельского хозяйства. При этом Россия оказалась единственной среди промышленных стран того периода времени, которая предпринимала индустриализацию, не располагая сильным аграрным сектором.

Промышленный переворот в России начинался, как и в Англии, с легкой промышленности. В 10 – 30-е гг. XIX в. Внедрялись паровые машины английского производства в хлопчатобумажную промышленность, хотя первая отечественная паровая машина Ползунова была изобретена ещё в 1790 г. В 30 – 60-е гг. XIX в. фабричные формы производства активно внедрялись уже и в тяжелую промышленность. Благодаря этому возникло отечественное машиностроение и началось строительство железных дорог. Первые машиностроительные заводы возникли в Петербурге, Нижнем Новгороде (Сормово) и других городах, но эта отрасль была недостаточно развитой вплоть до конца XIX в. В результате промышленного переворота с 1804 по 1864 г. производительность труда в отечественной промышленности выросла почти в 5 раз, выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, выпуск продукции тяжелой промышленности –в 2,5 раза, добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, а добыча нефти –в 2,5 раз. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире.

Очень важно отметить, что государственная политика в это время имела ярко выраженный запретительно-протекционистский характер. С начала ХIХ в. правительство неоднократно принимало меры для активизации промышленной и торговой деятельности, с целью пополнения казны и защиты российской промышленности. Для этого в 1810, 1816, 1819, 1850 и 1857 гг. повышались таможенные пошлины на ввозимое и вывозимое сырьё, и поощрялся ввоз оборудования и вывоз готовой продукции. Однако протекционистский характер таможенного законодательства не отвечал нуждам развивающегося государства, т. к. в отличие от развитых стран в России доходы от внешней торговли шли преимущественно на военные нужды и на непроизводительное потребление правящих кругов.

Отмена крепостного права в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота. После отмены крепостного права промышленный переворот прошел как бы два этапа.

В 60 – 70-е годы осуществлялась перестройка промышленности. К 1860 г. 80 % рабочих составляли вольнонаемные. В конце 70-х – начале 80-х годов XIX в. на основе применения вольнонаемного труда в России начали формироваться основные промышленные районы – Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский), Центральный (Московский) и Южный (Харьковский). Концентрация промышленности в отдельных частях России была одной из специфических особенностей ее экономики. При этом новые формы организации производства быстрее внедрялись в легкую промышленность (текстильную, пищевую и бумагоделательную). В этих отраслях ручной труд быстро заменялся машинным, создавались новые и реконструировались старые предприятия. Медленнее осуществлялись перемены в тяжелой промышленности, так при производстве железа и чугуна стали использовать вместо конного привода паровые двигатели (Петербургский чугунолитейный завод и др.).

Отмена крепостного права привела, с одной стороны, к переходу промышленности на вольнонаемный труд, а с другой – к формированию рынка рабочей силы, который стал одной из причин временного спада, особенно в отраслях промышленности, использовавших труд крепостных. Поэтому наблюдалось замедление темпов производства, особенно в традиционных промышленных районах, в частности, на Урале. Наиболее сильно кризис проявлялся в металлургии: за два года, с 1860 по 1862, выплавка чугуна снизилась на 25 %.

Заметно сократилось число промышленных заведений и количество рабочих в суконном производстве. Наиболее передовая отрасль российской промышленности – хлопчатобумажная, еще до реформы базировавшаяся на использовании вольнонаемного труда, в первой половине 60-х годов испытала тяжелые последствия вследствие сокращения ввоза американского хлопка, вызванного Гражданской войной в США.

В 60-е гг. начинается переориентация государственной политики, во-первых, её ориентируют на расширение внутреннего рынка за счет стимулирования инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство, а, во-вторых, её направляют на оказание помощи сельскому хозяйству. Экономическая поддержка сельского хозяйства осуществлялась в основном через фискальную политику (снижение налогов на производство за счет равномерного распределения бремени по всем сословиям). При этом если все европейские страны решали задачу аграрного перенаселения как проблему малоземелья, в России же наличие свободных земель сохраняло базу для экстенсивного типа развития.

В 80 – 90-е годы произошел бурный экономический подъем, что стало следствием завершения промышленного переворота. Основная промышленная продукция России стала производиться на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Интенсивно стали развиваться новые отрасли –угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В это время резко возросла роль Донецкого бассейна, Бакинского района, машиностроительных центров в Петербурге и Нижнем Новгороде.

На всем протяжении рассматриваемого столетия Российская текстильная промышленность эффективно осваивала передовые европейские промышленные и научно-технические достижения при участии иностранных предпринимателей. К 1812 г. только в Москве существовало уже 11 бумагопрядильных фабрик с 780 прядильными машинами. В их число входили ситценабивные фабрики, принадлежавшие иностранцам, главным образом немцам и французам (Лютшу, Битенажу, Остериду, Веберу и др.).

Быстрыми темпами увеличивался ввоз из Англии усовершенствованных инструментов, оборудования и машин для оснащения русских текстильных фабрик. Если в 1815 – 1816 гг. было ввезено машин и оборудования всего на 83 тыс. рублей ассигнациями, то в 1850 г. – на 2685 тыс. кредитных рублей (около 8397 тыс. рублей ассигнациями). Резкий скачок поставок оборудования к началу 1850-х годов был обусловлен тем, что в 1842 г. в Англии был отменен запрет на вывоз прядильных и ткацких машин.

Во второй четверти XIX в. продолжалось приглашение зарубежных специалистов на уже действующие предприятия. Вслед за англичанами к текстильной отрасли промышленности проявили интерес французские предприниматели. Основным полем их деятельности была Москва, где старейшим предприятием, основанным французским подданным, являлась ситценабивная фабрика, которую в 1825 г. открыл выходец из Эльзаса И. Штейнбах. В 1833 г. французский предприниматель П. Гужон основал в Москве шелкоткацкую фабрику. С 1846 г. начала выпуск продукции ситценабивная фабрика А. Гюбнера.

К середине XIX в. отечественное прядильное и ситцепечатное производство было основано на привезенных из-за границы машинах. Благодаря этому хлопчатобумажные ткани стали самым дешевым материалом для пошива одежды. При этом, чем беднее было население, тем больше среди него был спрос на хлопчатобумажные изделия. Хлопчатобумажное производство при участии зарубежных предпринимателей и специалистов за первую половину XIX в. выросло в 50 раз, и Россия, полностью обеспечив себя хлопчатобумажными тканями, начала их экспорт в страны Азии.

В текстильной промышленности, несмотря на наличие большого числа иностранных предпринимателей, преобладал отечественный капитал, занимавший в ней прочные позиции еще с мануфактурного периода предшествующего столетия. Имена Абрикосовых, Бахрушиных, Бурылиных, Гарелиных, Коноваловых, Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Третьяковых и других помнят в нашей стране и сегодня, в начале XXI в.

Французы внесли большой вклад в создание свеклосахарной промышленности, приняв участие в строительстве четырех заводов в Подольской губернии и одного в Харьковской. Получаемое на этих предприятиях сырье поступало большей частью на французские кондитерские фабрики в Москве и других городах России. Начиная со второй четверти XIX в. промышленный переворот постепенно захватывает отечественную тяжелую промышленность. Однако он проходил гораздо медленнее, так как в отличие от текстильной промышленности (которая располагалась в исторически сложившихся районах производства), металлургические и металлообрабатываю щие предприятия, например, большей частью возводились на новых местах, на Юге России. При этом Россия стремилась использовать передовые технические достижения и опыт крупного машинного производства стран Западной Европы и США.

Так, в российском чугунолитейноми железоделательном производстве по зарубежным проектам были установлены первые прокатные станы. Применялся разработанный английским изобретателем Г. Бессемером конверторный способ передела жидкого чугуна в сталь и др. На предприятиях тяжелой промышленности России внедрялись высокопроизводительные машины (станки, паровые и электрические двигатели) и современное заводское оборудование.

В техническом перевооружении черной металлургии и создании машиностроения наряду с англичанами участвовали выходцы из Германии. В это же время машинное производство с использованием иностранных технологий начинает проникать в сельскохозяйственное машиностроение. На заводе сельскохозяйственных машин Вильсона по американским проектам был начат выпуск молотилок и плугов. Американские промышленники обосновывали необходимость их производства непосредственно в России дороговизной ввоза в страну, наличием высоких тарифных барьеров.

Зарубежные предприниматели все шире привлекались к выполнению казенных заказов, так они стояли у истоков отечественной военной промышленности. В годы Крымской войны, когда был прекращен импорт вооружений из Англии, в России открыли торговлю оружием и приступили к строительству заводов бельгийские оружейные фабриканты. Имя одного из них –Леона Нагана прочно вошло в русский язык в качестве названия системы револьвера, долгое время состоявшего на вооружении в русской армии.

В губерниях Царства Польского на средства русского правительства фактически был создан немецкий фабричный район, успешно конкурировавший с русскими промышленниками. Промышленники Московского района уже в 1830 г. возбудили ходатайство по ликвидации привилегий, предоставленных предпринимателям-иностранцам. Такие протесты повторялись неоднократно. Но у иностранцев было преимущество: они имели возможность получать кредиты не только в России, но и на своей родине.

Строительство новых предприятий обусловливало высокий спрос на капитал, который в значительной степени мог быть удовлетворен за счет иностранных инвестиций. Заграничные займы и инвестиции, использование передового зарубежного производственного и коммерческого опыта должны были стать важным фактором экономического роста России.

Россия катастрофически отставала в области железнодорожного строительства от капиталистических стран Запада. Технический переворот на транспорте, начавшийся в 30 – 40-х годах XIX в., проходил успешнее, чем в промышленности, потому что транспорт изначально был сферой применения наемного труда. Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. (Это было одним из характерных примеров формирования государственного капитализма.)

Приступив к сооружению собственной железнодорожной сети, российское правительство попыталось напрямую воспользоваться зарубежным техническим опытом, пригласив инженеров из-за границы для участия в проектировании путевого хозяйства, мостов и путепроводов. Однако в дореформенной России не смогли разрешить неотложные народнохозяйственные задачи. К 1861 г. протяженность действующих железных дорог составляла всего около 1,5 тыс. километров, тогда как в Англии она была в 10 раз больше – до 15 тыс. километров.

Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. В 50-е годы в России протяженность железных дорог увеличилась до 53 тыс. Основные хозяйственные перевозки осуществлялись по железным дорогам. Железнодорожное строительство теснее связало Россию с Европой.

В 1856 г. были основаны торговые пароходства на Балтийском и Черном морях, что положительно сказалось на состоянии российской внешней торговли.

В XIX в. в России бурно развиваются вначале почтовые, а затем и телеграфные средства связи. К началу XIX в. в России насчитывалось свыше 460 почтовых станций. С 1837 г. почтовые отправления стали перевозить по железной дороге. Почтовой связью Россия была связана с большинством европейских государств. Эта связь способствовала внешней торговле, обеспечивая, в частности, денежные переводы.

Важной вехой стал выпуск в 1840 г. в Англии почтовой марки. В 1858 г. почтовые марки появились в России. Телеграфная связь в 1853 г. была установлена с Англией, Германией, Австро-Венгрией и другими европейскими странами. В дальнейшем наземные телеграфные линии были протянуты в Китай, Персию и Турцию. Были проложены подводные телеграфные кабели, связывающие Россию с Данией, Швецией и Японией. В последующий период почтовые, телеграфные и телефонные коммуникации стали обслуживать весь комплекс международных связей России со странами Европы и Азии.

Источник: Краткая история российской экономики. Учебное пособие.2-е доп. изд. под ред. проф. Ю.П. Филякина — М.: Меридиан, 2007. — 320 с.

Читайте также: