Средневековые государства на территории казахстана кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образование трех казахских орд (жузов).

Ногайско-узбекско-казахское объединение, представляющее союз тюрко-монгольских племен и родов, кочевавших на запад до берегов Волги, бассейна Урала и до Прикаспийских степей, на север и северо-восток до берегов Ишима, Тобола и Иртыша, на юг до берегов Сырдарьи, как отмечалось выше, в XV-XVI вв. постепенно, по мере ухода отдельных групп в оседлые районы, распа¬лось на свои составные части. Это создало новую перегруппировку во взаимодействии оседлых и кочевых областей. Национальные признаки еще не были ясно очерчены. Но в тот период наметились уже ясно те предпосылки, которые в будущем ходе исторических событий резко отделят оседлые народы от оставшихся при старом образе жизни кочевников. Замечательно верно подметил этот процесс К. Маркс, когда в одном из своих писем к Ф. Энгельсу писал: "У всех восточных народов можно, с тех пор как этот процесс происходит, установить общее взаимоотношение между оседлостью одной части этих племен и продолжаю¬щимся кочевничеством другой части".
Поэтому о казахах, как об обособившемся народе, можно говорить лишь с того момента, когда закончился процесс прочного овладения Волгой, правым берегом Урала и Западной Сибирью Московским царством, с одной стороны, и с другой, процесс окончательной ассимиляции узбекского союза оседлыми элементами Туркестана. Этот процесс окончательно замкнул оставшиеся кочевые тюрко-монгольские роды и племена на территории Казахстана. С завершением этого исторического процесса начинается консолидация казахской нации, происходящая в настоящее время уже в совершенно иных условиях в обстановке диктатуры пролетариата.
Исторический процесс формирования казахов совершенно не понят и извращен буржуазными историками. В частности, совершенно неверную буржуазно-националистическую "теорию" происхождения казахов дал известный алаш-ординский деятель Тынышпаев в работе "Материалы к истории киргиз-казахского народа" Опираясь на работы ряда старых буржуазных ис¬ториков, Тынышпаев развивает следующую теорию происхождения казахов.
"Сделаем общее заключение. Тюркское племя "алчын" вышло из Алтайских гор, вероятно, до V века до н. э.; возможно, что "алазоны" Геродота (V век до н. э.) и "Азоки" Плиния не что иное, как алчыны (казахи). Тюркские племена берендеи, торки, быть может, и печенеги, по-видимому, объединялись под именем казах или алчын, который в те еще времена делился на роды чер-кеш, берш, адай, тана, рамадан, тама и т. д. Косоги, или казахи IX—XI веков, без сомнения, состояли из этих родов. Общим ураном (боевой клич) был "алаш", что по-монгольски значит "убийца". Как будет видно из дальнейшего, этот уран алчыны занесли из Алтая. Оставляя из предосторожности вопросы о тождестве "алазонов" Геродота и "азоки" Плиния с "алчыном" и "казахом", несмотря на возможность такого сближения, можно считать бесспорной генетическую связь между "косогами" Святослава и Мстислава, Константина и Фирдоуси с "казахами" XV века".Все авторы о казахах с этого времени (с половины XV века) и начинают историю киргиз-казахов; при этом происходит нечто странное: если появившиеся в середине XV века казахи уже через одно поколение сразу вырастают до миллиона (1532 г.), то через 14 лет после этого на свете не остается ни одного казаха", то еще через 20 лет вдруг опять они достигают такой численности, что одно¬временно угрожают калмыкам, чагатаидам, шейбанидам, ногаям и сибирским шейбанидам. Эти внезапные превращения окончательно запутывают многих авторов, которые вместо того, чтобы подвергнуть эти темные места более подробному исследованию, выдумывают сложнейшие теории (например, Красовский, Крафт, их же переписывает Чулошников). Оставляя пока рассмотрение этого важного вопроса, перейдем сейчас к одной из глав¬нейших их ошибок, что только живших и действовавших с 1456 г. в нынешних киргизских степях кочевников моно¬польно назвали "казахами" и что будто бы в других местах таковых в это время и позднее не было". "Обратимся к историческим и географическим данным. В Елизаветпольской губернии, в верховьях р. Куры, в настоящее время проживает племя "казах", и уезд, населен¬ный им, называется "казахским". Язык у них чисто тюркский. В 50-60 верстах севернее уездного города Казаха (или Акстафы) протекает р. Алазан. Мы упоминали о племени ализон или алазон, обитавшем во времена Геродота (V век до н. э.) в низовьях Днепра; путем сопоставлений мы склонны были отождествить алазон с киргизским родом алчын, коренные подроды которого, чер-кеш и берш, назывались "казаками". Выше было упомяну¬то также, что нынешних черкесов их соседи называют также "казаками". Теперь в Закавказье, в районе житель¬ства елизаветпольских "казаков", мы опять встречаем гео¬графическое название Алазан. Такое поразительное совпадение кажется нам не случайным и еще более убеждает, что Алазан не что иное, как алчын. В таком случае надо полагать, что алчын (черкеш, берш и др.) пришли из Алтая до времени Геродота, т. е. до V века до н. э.".В 1397 и 1410 годах часть крымских татар переселилась в Литву (предки литовских татар). Татары, которые несли почтовую службу при королях, назывались "казаками" (русских казаков еще не было)."В 1474 году, когда на востоке жили джаныбекские казахи, крымский хан Менгли-Гирей прислал своему союз-
К концу XVI века, после ухода ногайцев и узбеков, казахские политические объединения представляются в виде трех так называемых орд, или по-казахски жузов: Старшей, Средней и Младшей. Объединение орд имело место лишь в исключительных случаях. Почему обособление казахов с самого начала привело к образованию трех по¬литических объединений, трех орд казахов, буржуазные историки удовлетворительного ответа не дали. Объяснения, даваемые по этому поводу Тынышпаевым, основаны на признании древнего происхождения трех казахских орд еще в эпоху первых чингисидов,т. е. в данном случае Тынышпаев солидаризируется с "придворными" историками казахских ханов, изображающими последних как непосредственных потомков великого Чингис-хана. Старшая орда, или "Белая орда" это улус сына Чингиса Джочы и сына последнего Ежена. От младшего сына Джочы Токай-Тимура происходит Младшая орда, а Средняя орда происходит от сыновей Батыя и Шейбака. Таким образом, территория расположения казахских орд оказывается огромнейшей территорией: от Крыма и Кавказа и до Турке¬стана.
В действительности образование трех казахских жузов объясняется историческими условиями кочевого хозяйства. В Казахстане с точки зрения условий для пастбищно-кочевого хозяйства имелись три естественных области: запад¬ная его часть — с зимовками на берегах Урала и других степных речек запада и летними стойбищами на северо-востоке (современный Актюбинский район); средняя часть с зимовками на Сары-Су, Чу и в низовьях Сыр-Дарьи и летними стойбищами по Ишиму, Тоболу и Иртышу, и на¬конец восточная современном Джетысу и в восточной части бывш. Сыр-Дарышской области. Конечно, передвижения тюрко-монгольских родов в более ранние эпохи и их смещение отразились в названиях, отображая господство и взаимоотношения тех или иных групп ханов и феодалов. Но ко времени образования казахских орд эти названия показывали лишь прошлое, а действительные причины невозможности полного политического объединения, конечно, лежали в способе производства/Три орды, или ханства представляли собой раннюю форму государства, построенного на феодальной основе. Во главе ханства стоял хан' с многочисленными родственниками-султанами, или "торе" по-казахски. Имели они нечто вроде придворной челяди полукрепостных, так называемых "толенгутов", по большей части взятых в плен во время войн, и рабов. Имелась у хана военная дружина батыры. Социальную опору ханов составляла феодальная казахская знатная родовая верхушка в лице аксакалов, баи Наибольшей известностью пользуются ханы: Ак-Назар, Тавекель и живший в XVII веке хан Тауке, временно объединивший три орды. У казахской аристократии имелись рабы, которых продавали на среднеазиатских базарах. Рабство у казахов носит характер патриархального рабства. Рабы состояли преимущественно из военнопленных. "Толенгуты" были не только из пленных, но и казахов, представляя зависимых от феодалов людей, частично и военную дружину. Кроме этого, у крупных родов имелись бии, судьи, хранители "адата"( обычая, судившие по этому "адату"). О своеобразии феодализма у кочевых народов говори¬лось подробно в предыдущих главах, поэтому останавливаться на этом вопросе мы не будем. Устойчивость казахских ханов зависела, с одной стороны, от взаимоотношений с более могучими и сильными оседлыми соседями, с другой, от внутренних противоречий, возникавших на основе феодальной эксплуатации народных масс и вы¬ражавшихся в форме стихийных массовых выступлений. Однако, прежде чем перейти к характеристике состояния казахских ханств, необходимо рассмотреть одно крупное событие, имевшие место в XVIII столетии и отразившееся на положении казахских ханств возникновение ойротского (калмыцкого) союза.

Читайте также: