Вторая республика во франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вторая республика. Революция 1848г. Зимой 1848г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к восстанию послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашались право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Их недовольство правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией мобилями (мобильной гвардией).

Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием. В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет. Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в конституции демократические институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могло быть успешно реализовано лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции.

Между тем конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых "противовесов" в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом конституции возможно лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой. Либерально-демократические положения конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы.

8. Вторая империя Президентский переворот. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что "племянник своего дяди" уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т.д. Эти обещания не были выполнены. Но должно было пройти немало времени, прежде чем бонапартистские иллюзии крестьянства рассеялись навсегда. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура ЛуиНаполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами.

Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания. В декабре 1851 г., грубо нарушив конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы. Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

Конституция 1852 г. Новая конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц. Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и Сената. Законодательный корпус избирался "всеобщим голосованием", но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства. Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата. Подобно тому как наполеоновская конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет.

Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране установилось военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации. В конце 60-х гг. XIX в. были предприняты попытки путем отдельных незначительных уступок: расширения прав Сената и Законодательного корпуса, смягчения цензуры печати - ослабить революционное брожение. В 1870 г. правительство объявило о принятии новой, "либеральной", как ее называла официальная пресса, конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса.

Бонапартизм. В политике империи конца 60-х гг. XIX в. во всей полноте вскрылась характерная черта бонапартистского управления - сочетание демагогии и репрессий. Выход из нараставших затруднений империя видела главным образом в новой войне. Победоносная война, по мнению правящих кругов, должна была укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима, отвлечь внимание рядовых граждан от проблем внутренней жизни страны. Летом 1870 г. Луи-Наполеон начал войну против Пруссии, которая, впрочем, немало сделала, чтобы спровоцировать его на это. Он намеревался, помимо всего прочего, помешать исторически неизбежному объединению Германии. На стороне Пруссии выступили другие германские государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи.

Сформиро­ванное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных поли­тических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию рес­публикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалитель­ным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки:

    • принять декрет о сокра­щении на один час рабочего дня;
    • организовать националь­ные мастерские для безработных;
    • удалить из государственного ап­парата откровенных монархистов и реакцио­неров;
    • вывести войска из Парижа.

    Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой .

    Хотя для выборов в Учредительное собрание было ус­тановлено всеобщее избирательное право и исключался вся­кий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся . Учредительное соб­рание отражало широкий спектр политических сил: от мо­нархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голо­сами провинциальных избирателей, т. е. главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических по­трясений, с недоверием относились к мятежному населе­нию Парижа, легко попадали под влияние монархистов, становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня".

    Консервативное большинство собрания предваритель­но намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сде­ланные в ходе февральской революции. Объявление о за­крытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко по­давлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредитель­ного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

    Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики была документом, отразившим противоречия сво­ей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной , превратившейся в господ­ствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

    Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, консти­туция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского на­рода". Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не смогла про­игнорировать недавнее монархическое прошлое Франции.

    Под воздействием революционных событий большин­ство Учредительного собрания было вынуждено использо­вать новые конституционные подходы и установки, учи­тывающие широко распространившиеся среди низших сло­ев населения эгалитаристские настроения и требования "со­циальной республики". В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматри­валось общественным мнением как один из основных пока­зателей демократического характера Второй республики.

    Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними инди­видуализм . Но в ней была предпринята попытка дать но­вую трактовку республики и определить социальное на­значение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более сво­бодное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обя­занность "путем братской помощи" обеспечить существо­вание нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Кон­ституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд.

    Провоз­глашалось также, что свобода, равенство и братство — это прин­ципы республики, а основа республики — это семья, труд, соб­ственность и общественный порядок.

    Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно за­крепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Кон­ституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы . Декларируемые в конституции демократические права рас­сматривались как составной элемент республиканского пра­вопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рам­ки, установленные специальным законодательством.

    Государственное управление Франции по Конституции 1848 г.

    Система_государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей. Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики".

    Президент:

      • не зависел от парламента и избирался непосредственно населением (в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией);
      • наделялся широкими полномочиями (правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, право помилования и т. д.);
      • назначал и смещал министров, а по совету последних — дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц;
      • не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

      Национальное собрание избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущест­венного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было пре­дусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

      Конституция предусматривала учреждение Государственного -совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции Парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исхо­дящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т.е. функции административной юстиции.

      Слабости конституционной системы Второй республи­ки , проистекающие прежде всего из нереальности ее соци­альных обещаний и уязвимой организации государственной власти , немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархиче­ских настроений.

      Избранный 10 декабря 1848 г. президентом Луи Бонапарт осу­ществил через три года военный переворот и 2 декабря провозгла­сил восстановление империи и ряд других новаций, которые затем были одобрены плебисцитом. В Конституции от 14 января 1852г. президент, избираемый теперь уже на 10 лет, возвышался над всей пирамидой исполнительной власти и получал также возможность делать назначения в Государственный совет и восстановленный сенат, оставив избирателям только участие в форми­ровании третьего учреждения высшей власти — Законодательного корпуса. После реставрации империи президент уже председатель­ствует в сенате и Государственном совете.

      В результате восстания 23 февраля 1848 г. партии реформы против Гизо началась революция. Основу революции составил союз радикально-буржуазных и социалистических элементов.

      В образованное Временное правительство входили в основном умеренные. Они ввели всеобщее голосование. Декрет 5 марта 1848 г. призвал подготовить текст новой конституции, который был поручен учредительному собранию.

      23 – 24 апреля 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. Савою работу оно начало 4 мая 1848 г. Радикалы и социалисты оказались в меньшинстве, большинство было в руках умеренных республиканцев.

      Новая конституция

      К 4 ноября 1848 г. был подготовлен текст новой конституции, который включал декларацию прав в новой редакции. Согласно конституции законодательную власть представляло Национальное собрание в составе 750 депутатов, которые избирались на три года посредством всеобщего, прямого и тайного голосования. Исполнительная власть находилась в руках президента республики, который избирался всенародно.

      Новый президент

      10 декабря 1848 г. состоялись выборы президента Французской республики. Крупную буржуазию представлял Кавеньяк. В противовес ему крестьяне и армия, пролетарии, мелкая буржуазия поддержали Луи Наполеона. Среди других кандидатов – Ледрю-Роллен, Распайль, Ламардин. В итоге победу одержал Луи-Наполеон.

      Консервативная республика

      13 мая 1849 г. состоялись выборы в законодательный орган республики. В парламент прошли около 500 монархистов и клерикалов, 70 умеренных республиканцев, 180 радикалов.

      Законодательное собрание оказалось реакционным. Президент, получив поддержку парламента, предпринял римскую экспедицию, уничтожившую римскую республику и восстановившую светскую власть папы. Это усилило авторитет Наполеона в среде клерикалов.

      За этот период приняты законы о печати, о народном просвещении, о выборах 31 мая 1850 г., согласно которому для пользования правом голоса необходим бы трехлетний срок проживания в одной коммуне, лишавший массу рабочих права голоса. 4 ноября 1851 г. президент потребовал отмены закона о выборах; собрание отклонило требование. Начался конфликт между президентом и собранием.

      2 декабря 1851 г. Наполеон провел государственный переворот, распустив парламент, восстановив всеобщее голосование и объявив военное положение. Плебисцит 20 декабря фактически узаконил переворот. Наполеон получил широкие полномочия.

      14 января 1852 г. была принята новая конституция, а также новые законы о государственном совете, о системе выборов, о печати. 29 февраля 1852 г. последовали выборы в законодательный орган.

      Восстановление империи

      7 ноября 1852 г. Сенат провозгласил восстановление империи. 21 ноября плебисцит утвердил это. 2 декабря 1852 г. Наполеон III был провозглашен императором.

      ВТОРА́Я РЕСПУ́БЛИКА, пе­ри­од рес­пуб­ли­кан­ско­го прав­ле­ния во Фран­ции (25.2.1848–2.12.1852). Воз­ник­ла в ре­зуль­та­те Ре­во­лю­ции 1848 во Фран­ции , сверг­шей Июль­скую мо­нар­хию . Не­дол­го­веч­ность ре­жи­ма В. р. в зна­чит. ме­ре бы­ла обу­слов­ле­на тя­жё­лым эко­но­мич. кри­зи­сом, ог­ра­ни­чив­шим воз­мож­но­сти пра­ви­тель­ст­ва в об­лас­ти со­ци­аль­но-эко­но­мич. ре­форм. В со­от­вет­ст­вии с кон­сти­ту­ци­ей, при­ня­той в но­яб. 1848, важ­ней­шие ры­ча­ги вла­сти ока­за­лись в ру­ках пре­зи­ден­та, ко­то­рым в дек. 1848 был из­бран ли­дер бо­на­пар­ти­стов Луи На­по­ле­он Бо­на­парт (см. На­по­ле­он III ). В ре­зуль­та­те двух осу­ще­ст­в­лён­ных им государственных пе­ре­во­ро­тов (2.12.1851 и 2.12.1852) рес­пуб­ли­кан­ский строй во Фран­ции был ли­к­ви­ди­ро­ван и ус­та­нов­лен ре­жим Вто­рой им­пе­рии .

      Втора́я респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование и началась Вторая империя.

      Революция 1848 года

      23 февраля было днём восстания партии реформы против Гизо; 24 февраля было днём революции, произведённой союзом радикально-буржуазных элементов с социалистическими; победа на баррикадах принадлежала последним, но временное правительство состояло в значительной степени из людей, боявшихся пролетариата и ненавидевших социализм. В его составе только Араго, Ледрю-Роллен, Флокон, Луи Блан и Альбер были несомненными и искренними республиканцами, и только два последних — социалистами; Ламартин, Дюпон, Гарнье-Пажес, Мари, Кремье и Марраст представляли интересы различных слоёв буржуазии.

      О борьбе между ними, о манифестациях 28 февраля и др., об основании и закрытии национальных мастерских, о восстания пролетариата в июньские дни 1848 г. и страшном его поражении, о диктатуре генерала Кавеньяка — см. Революция 1848 г. и Национальные мастерские.

      Господство в правительстве принадлежало умеренным. Во всех правительственных заявлениях говорилось больше о порядке, чем о свободе.

      Однако самое важное из требований демократии было удовлетворено временным правительством - установлено было всеобщее голосование. Декретом 5 марта выработка конституции была предоставлена учредительному собранию (из одной палаты). Для пассивного права голоса тоже не было установлено никакого ценза (кроме возрастного: 25 лет); депутатам назначены суточные по 25 франков; число депутатов определено в 900 (в том числе 16 для Алжира и колоний). Этим в значительной степени была предрешена и конституция. Декретом временного правительства 27 апреля 1848 г. отменено рабство в колониях.

      Луи Наполеон у власти

      Читайте также: