Противоречия идеи раскольникова кратко

Обновлено: 16.06.2024

И на фоне своего трудного финансового положения у Раскольникова возрождается в мыслях своя определенная теория, в которой он людей делит на два вида. Это обыкновенные люди и необыкновенные. По его мнению, у обыкновенных людей нет, другого выбора как жить, в режиме послушания и не нарушения закона, а необыкновенные могут, как хотят распоряжаться не только своей, но и чужой жизнью и им за это не чего не будет.

Родиону кажется, что люди, которые живут в достатке, обязательно должны быть преступниками. И это мнение является для создания его теории, которую он начинает проповедовать, пытаясь придерживаться ее и разобраться в сам себе к какой же категории людей себя отнести. Чтобы это понять ему приходится идти на преступление, о котором он сильно сожалеет. И начинает понимать Раскольников, что выдвинутая им теория не правильная и в ней присутствуют противоречия.

По своей мнимой теории Родион пытается действовать по принципу все можно и за это не чего не будет, но при этом он не теряет своей любви к людям. И к глубокому сожалению получается трагическое противоречие, что в итоги так жить не правильно и не возможно как он думает. Из-за своей теории Раскольников все более и более заходит в заблуждения, нежели чем было до создания ее. И все, понимая, он не может из-за происшедшего убийства как раньше общаться со своими родными и близкими людьми, и как прежде его уже не радует природа.

Подводя итог теории противоречия Раскольникова, можно сказать, что его очень сильно гнетет тот уровень жизни и состояние, в котором он находиться в мире. Он осознает все мотивы не состоявшейся и ложной своей теории. И на фоне этого герой терпит поражение и в этот заключается трагедия самого Родиона Раскольникова. И в финале романа главный герой понимает, что для того чтобы быть сверхчеловеком следует отказаться от всех лучших человеческих качеств как любовь и понимание к окружающим. И он не хочет быть таким плохим человеком и отказывается от своей теории, с помощью которой он только отдалился от общества людей.

Зарождение теории

Раскольников по своей сути – добрый и отзывчивый человек. В нем замечали твердый и решительный характер, он стремится к защите обездоленных и обладает большой силой воли. Он не обделен положительными качествами, которые действительно смогли бы сделать из него великого человека. Он сострадателен и готов отдать последнее человеку, попавшему в беду. Но социальный строй, бедствование, нужда делают из него человека, который сбивается с истинного пути. Все, что видит вокруг себя Родион Романович – лишь нищета, несправедливость, отсутствие человеческих условий. Все это порождает в герое определенное изнеможение, из-за которого в голове бывшего студента, активно размышляющего о жизни, рождается страшная теория. Именно находясь в полнейшей нищете, в попытке спасти своих близких, обеспечить мать и сестру, помочь Мармеладовым и даже Лизавете, герой решается на убийство.

Деление людей

Противоречивость поступков героя

    Раскольников хотел сделать хорошее, но при всем этом убить;

Герой хотел сдаться полиции, но не попасть в тюрьму;

Являлся человеком душевно развитым, однако принявшим бесчеловечное решение;

Совестливый, но с гордыней. (см. прилож. 6)

Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи.

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя.

Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию и самую передовую революционную. и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф. Ницше создал теорию “сверхчеловека”, которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности.

LiveInternetLiveInternet

Материал из книги Волковой Л.Д. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении”. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1977.

Рекомендую эту книгу как учителям, так и ученикам. Выписки из неё.

Сущность жизни человека-в свободе, в своеволии человека

В чём сущность своеволия Раскольникова? За словами о благе человечества(как у Чернышевского в 4 сне-построение хрустального дворца) выступает идея наполеонизма, стоящего над человечеством)

Достоевский ставит вопрос: допустимо ли построение хрустального дворца? Допустимо ли, чтобы один человек присвоил себе правостать благодетелем?

Допустимо ли ради большинства уничтожить меньшинство?

У Достоевского -нет, невозможно. И Достоевский опровергает теорию. Как?


1 Вместо одной убивает двух. Таким образом, Раскольников становится не свободным , а рабом своей идеи-страсти (как Лужин и Свидригайлов рабы своих страстей) Своеволие отделяет человека от людей, в итоге он стирается как личность. А в одиночестве-гибель (нравственная у Раскольникова, физическая у Свидригайлова)

В чём ошибочность теории Раскольникова?

Неотразимая логика этого рассуждения и губит Раскольникова. Следоватнльно, в его рассуждениях есть какая-тоошибка.

2 аргумент Люди, подобные Раскольникову, исходят вначале из гуманизма сострадания-защита униженных.А если он берёт на себя такую миссию, значит, он считает себя необыкновенным, которому всё дозволено.Вот почему делит на две категории. И ему важно:кто он?

Достоевский против всех идей и теорий бунта.

3 аргумент.Он вытекает из разрешения крови по совести.Если герой освободится от принципов и идеалов, то естественно он превратится в Свидригайлова. Свидригайлов уже прошёл путь за справедливость.

ОТРИЦАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ-вот что роднит Свидригайлова и Раскольникова.. Свидригайлов преграждает путь Раскольникова к раскаянию(только после его смерти Раскольников идёт и признатся)

4 аргумент Натура противится (преступление претит здравому человеческому смыслу. Разумихин отвергает теорию

5 аргумент. Сам писатель против любого бунта. Достоевский отвергает революционный путь, ставит вопрос о нравственном саммоусовершенствовании-к Христу.

Таким образом, Достоевский понимал и показал неизбежность бунта, так как НИКОГДА НЕ СОГЛАСИЛСЯ БЫ ОСУЩЕСТВИТЬ БУНТ ПУТЁМ УБИЙСТВА.

После бунтаря Раскольникова появится положительный прекрвсный человек князь МЫШКИН, проповедывавший ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.

Нравственные законы нельзя нарушать.Любая человеческая личность священна и неприкосновенна.

В основе сюжета романа Федора Михайловича Достоевского лежит идея Раскольникова, которую он долго вынашивает, затем реализовывает в жизнь, после чего убеждается в ее несостоятельности.

Причины возникновения теории

Бедность – главная причина появления идеи Раскольникова.

Жизнь главного героя описывается автором трагично. Характерно описание комнаты, в которой живет Раскольников. Она тесна, находится под самой крышей, из чего следует, что она очень низка. Эта каморка, как называет ее автор, была похожа на гроб.

Сам Раскольников средства для существования получал от своей матери, которой самой не хватало денег, чтобы прокормить себя и сестру Родиона Дуню.

Герой видел, как сильна разница между богатыми и бедными, как первые притесняют вторых. Раскольникова пугает эта общественная несправедливость, он доведен до крайней степени отчаяния. Поэтому и выдвигает свою теорию, чтобы изменить общество к лучшему и принести благо каждому человеку.

Теория

Несостоятельность теории

Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова?

Герой психологического романа Ф.М.Достоевского решается на убийство ради проверки собственной теории. Однако после совершенного Родиона Раскольникова постигает тяжелый недуг. В происходящих с ним метаморфозах показана внутренняя противоречивость характера.

Видно, с какой болью мальчишка переживает эту сцену. Таким образом Достоевский показывает неспособность Раскольникова к жестокости.

Однако Родион идет против сущности и расправляется не только с Аленой Ивановной, но и с ее сестрой Лизаветой. После совершенного убийства студент тяжело заболевает и несколько дней мечется в беспамятстве. Его состояние – результат победы души над бесчеловечной теорией. Позже герой признает, что вместе со старухой убил самого себя.

Раскольникову предстоит долгий путь возрождения, на который наставляет его падшая девушка. В эпилоге романа мы видим лишь начало очищении души Родиона. Он чувствует любовь к Соне Мармеладовой и благодаря ей – к человечеству в целом. Постепенно проходит отчуждение, даже каторжники меняют свое отношение к молодому убийце.

Таким образом, в душе Раскольникова заложено глубокое противоречие. Он желает испытать себя, прибегнув к убийству, но вся его сущность противится греховному деянию.

Полезный материал по теме:

Крах теории

В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — это тайна, в особенности русский человек. “Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особой гениальности”, — говорит Свидригайлов. В словах Аркадия Ивановича заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. А теперь послушаем характеристику, которую дает Родиону Романовичу Разумихин: “Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время… мнителен и ипохондрик… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера, поочередно сменяются… ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то”. Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Родиона Романовича мучает не примитивный вопрос — убивать или не убивать, а всеохватная проблема: “Подлец ли человек, весь вообще род, то есть человеческий”. Рассказ Мар-меладова о великости Сониной жертвы, письмо матери о судьбе Дунечки, сон о Савраске — все это вливается в общий поток сознания героя. Встреча с Лизаветой, воспоминания о недавнем разговоре в трактире студента и офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят Раскольникова к роковому для него решению.

Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней, в разговорах с Порфирием Петровичем, а до этого, намеками — в газетной статье. Родион Романович комментирует: “…необыкновенный человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной для всего человечества) того потребует… Люди, по закону природы, разделяются, вообще, на два разряда: на низший (обыкновенных)… и собственно на людей…” Раскольников, как мы видим, обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови, на преступлении? Впрочем, рассуждения героя, мечтающего о “свободе и власти… над всей дрожащей тварью”, не лишены и эгоизма. “Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”, — признается Раскольников. “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” — с ужасом говорит Соня.

Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи. Герой признается самому себе: “Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…” Одновременно Родион Романович решительно переоценивает масштабы собственной личности: “Старушонка вздор. Старуха была только болезнь… Я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Эх, эстетически я вошь, и больше ничего!” Заметим, что Раскольников не отказывается от теории вообще, он лишь себе отказывает в праве на убийство, лишь себя выводит из разряда “необыкновенных людей”.

Индивидуалистическая теория — источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного логического опровержения “идеи-чувства” Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест: как разграничить обыкновенных и необыкновенных людей; что будет, если все возомнят себя Наполеонами? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с “реальной действительностью”. Будущее нельзя арифметически прогнозировать. Та самая “арифметика”, о которой говорил в трактире незнакомый студент, терпит полный крах. Во сне Раскольникова об убийстве старухи удары топора не достигают цели. “Он… тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная… Старушонка сидела и смеялась…” Бессилие Раскольникова, неподвластность окружающего его воле выражается сложной образной символикой. Мир далеко еще не разгадан, он и не может быть разгадан, привычные причинно-следственные связи отсутствуют. “Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окно”. “Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — он, верно, теперь загадку загадывает”. Таким образом, теория не опровергается, а как бы вытесняется из сознания и подсознания героя. Суть духовного воскресения Раскольникова заключается в обретении через страдания “живой жизни”, любви, веры в Бога. Острожный сон о моровой язве знаменует собою выход из тьмы лабиринта. Уменьшается пропасть между героем и простыми каторжанами, расширяются горизонты личности героя.

Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с отъединением героя от людей и с созданием бесчеловечной теории “крови по совести”. В своих поступках человек свободен и независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в Родионе Романовиче одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве “перешагнуть через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном стать”. В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. Евангельская притча о воскрешении Лазаря причудливо преломляется в судьбах Сони и Раскольникова. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни сердца другого”. В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой, неведомой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека — даже в убийцу! — вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало. Все впереди!

Предпосылки появления теории

В произведении теория Раскольникова отражается в некогда написанной студентом статье, которую герою кратко излагает во время беседы Порфирий Петрович. Саму статью целиком в напечатанном виде Достоевский в роман включать не стал.

Родион Раскольников

Теория базируется на постулатах Ницше о сверхчеловеке, а в качестве эталона человека исключительного Раскольников видит императора Франции Наполеона.

Причины возникновения

Эта теория возникла в голове Раскольникова не случайно. Социальная структура общества, бытовые условия, в которых проживал бывший студент, наложили свой отпечаток на психологическое состояние Раскольникова. Достоевский подробно описывает, какова была почва для зарождения столь губительной для разума и души теории, раскрывая подробности жизни Раскольникова через значимые художественные детали.

Комната Раскольникова

  • Комната Раскольникова, которую он снимает у хозяйки, напоминает о его бедственном материальном положении: это низенькая каморка под крышей, похожая на гроб, в ней тесно, темно и холодно.
  • Петербург, по которому гуляет будущий убийца, одной своей атмосферой способен свести с ума, настолько в нём душно, шумно и тоскливо. Город переполнен нищими, пьяными мужиками, продажными женщинами, бездомными. В описании города преобладает жёлтый цвет, напоминающий стены домов для умалишённых.
  • Письма, получаемые Родионом от матери вместе с деньгами, рассказывают о нелёгкой обстановке в семье. Раскольников прибывает в подавленном состоянии из-за осознания того, скольким жертвует ради него родная сестра, из-за невозможности защитить её честь после истории в доме Свидригайловых.
  • Эпизод, в котором Раскольников сначала пытается совершить гуманный поступок и заступиться за девушку на бульваре, а затем отмахивается от этой ситуации, ощущая всю бессмысленность попыток изменить существующий уклад.
  • Сон Раскольникова, в котором он видит детское воспоминание о жестоко и бессмысленно загубленной лошади. С этой лошадью он ассоциирует собственную жизнь.

Достоевский не перекладывает ответственность за поступок персонажа на среду, но допускает что среда усугубила внутренний конфликт в душе героя. Однако вина за содеянное полностью лежит на человеке.

Задумка Раскольникова убить старуху

Задумка сделать своей жертвой старуху-процентщицу, у которой Родион сам неоднократно закладывал вещи, родилась у него после подслушанного в трактире разговора. Он приходит к выводу, что старуха ведёт бессмысленную паразитическую жизнь, наживаясь на страданиях других людей и держа в страхе собственную сестру.

Однако убийство с самого начала проходит не по плану. Раскольников вынужден избавиться не только от старухи, но он её доброй юродивой сестры. Он торопится, паникует и оставляет кучу следов. После убийства его преследуют кошмары, он тяжело заболевает.

Раскольников долго не чувствует раскаяния. Убийство было совершено им сознательно, при этом он полностью понимал всю глубину аморальности своего деяния. Но в противоречие с теорией неожиданно вступает сама жизнь, логика которой быстро опровергает стройные рассуждения героя.

Крушение теории

В романе присутствуют персонажи, прямо влияющие на духовное развитие Раскольникова. Встреча с героями-двойниками помогает герою увидеть себя со стороны, осознать самообман. Герои-антиподы указывают на выход из сложившейся ситуации и способствуют духовному преображению.

Ведущий безнравственный образ жизни Свидригайлов

Раскольников видит символический сон

Раскольников видит символический сон, где идеи предстают дьявольскими трихинами — болезнями, поразившими всё общество и ведущими его к гибели. Герой понимает разрушительность своих прежних устремлений. В его жизни появляется место для надежды на будущее. Он вдруг смотрит на молчаливую, кроткую Соню другими глазами и понимает, что любит её.

Таким образом, главный герой романа проходит духовную эволюцию от озлобленного на весь мир человека, заражённого разрушительной идеей, до героя, способного принять существующий порядок вещей и заняться собственным нравственным развитием. Теория Раскольникова разбивается при столкновении с полнотой и многозначностью жизни, неподвластной никаким теориям.

Читайте также: