Сравнение театра древней греции и древнего рима кратко

Обновлено: 04.07.2024

Театр развивался вместе с поэтическим, музыкальным, изобразительным искусством. Главной его основой была драматургия – трагедия и комедия, - выросшие из культовой мифологии.
Театр был любимым местом развлечения, политических, нравственных противоборств, способствовал воспитанию гражданской зрелости всего населения.
Знакомство с искусством Античности, изучение его дают пищу для творческого развития человечества на протяжении тысячелетий.

Файлы: 1 файл

Отличие устройства древнегреческого театра от древнеримского.doc

ВВЕДЕНИЕ

Древнегреческий и Древнеримский театры определяют понятие античного театра.

Все, что достигнуто мировым театральным искусством стоит на фундаменте античной культуры и обязано поэтическому наследию Древней Эллады. Не случайно, вся наша театральная терминология - (театр, сцена, драма, трагедия, комедия, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика и др.) - греческого происхождения.

Театр (греч. θέατρον) — как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие особенности и принадлежности его перешли в современные театры и отчасти в храмы. В Греции же впервые театр стал одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра созданы были гениальными поэтами образцы драмы, имевшие решительное влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.

Театр развивался вместе с поэтическим, музыкальным, изобразительным искусством. Главной его основой была драматургия – трагедия и комедия, - выросшие из культовой мифологии.

Театр был любимым местом развлечения, политических, нравственных противоборств, способствовал воспитанию гражданской зрелости всего населения.

Знакомство с искусством Античности, изучение его дают пищу для творческого развития человечества на протяжении тысячелетий.

Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, облагораживание людей.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

Рождение театра

Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города, а так как театр служил чествованию бога Диониса, и религия была тесно связана с государственной жизнью, давая высшее освящение всем её отправлениям, то сценические игры, составлявшие часть Дионисовых празднеств, были предметом забот государственных властей. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим даже выделялись деньги на посещение театра.

Дионис (Вакх - второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером, имевших в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии. С 534 до н.э. - года включения культа Диониса в государственную религию, празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году выступил первый из известных нам драматургов Феспид. В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатировские драмы. В январе - Ленеи, когда ставились комедии и в декабре - сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике - Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание. Отсюда берет начало название западноевропейского карнавала (от лат. carrus navalis т.е. корабельная телега). Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел - непременный персонаж в мифологии Диониса. Трагедия по-гречески - песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия производится от космос и оде - песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей - появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, 6-5 вв. до н.э.). Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии - тетралогии.

В Афинах Великие Дионисии начинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров, менад, бассаридов с жезлами, увитыми плющом, в рощу Академа, известную тем, что в ней располагалась школа философа Платона. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия (известна с 6 в. до н.э.), от фаллических песен – комедия (известна с 5 в в. до н.э.). На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.

Архитектура древнегреческого театра

Театральное здание классической Греции — устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.

Скена. В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу. Передний фасад скены назывался проскений и использовался в том числе и для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V—IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

Пароды. Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входи-ли актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице, т.е. из подвала через люк в полу.

Актеры и хор.

Сюжеты для представлений драматурги заимствовали из мифов Древней Греции.

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек и делился на две части – полухории, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Софокл сократил хоровые части и увеличил число актеров с одного до двух, большое значение приобрел диалог. Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях. Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Например, после ослепления Эдип выходил в новой маске. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе. По мере развития древнегреческого театра удельный вес актера в спектаклях возрастал, хора – сокращался.

Наблюдение за представлениями лежало в Афинах на высших должностных лицах — архонтах. Распределение актёров между авторами производилось архонтом с помощью жребия. Архонт выбирал поэтов для состязания, одобрял или не одобрял пьесы. Из государственной казны шло вознаграждение актёров; выбор судей по жребию был также под наблюдением архонта; доставление и содержание хоров составляло государственную повинность (хорегия); записи о составе драматических состязаний и о победителях (дидаскалии) имели официальный характер; на счет государства чествовались победители. Представления давались под открытым небом, при дневном свете, в течение 3 или 4 дней. В состязании участвовали три поэта; каждый из трагиков выступал с трилогией или тетралогией, то есть группой пьес, состоявшей из трёх трагедий и одной сатирской драмы; в IV в. давались по две и по три трагедии, с сатирской драмой впереди. Участвовавший в состязании поэт был вместе и режиссёром, учителем , а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. На великих Дионисиях, главном из трёх театральных празднеств, были состязания трагиков и комиков; в состав представлений входили 15 пьес: 9 трагедий (по три от каждого автора), три сатирские драмы и три комедии (по одной пьесе от автора).

допускались в театр и мужчины, и женщины, граждане и метойки (неполноправные жители).

ДРЕВНЕРИМСКИЙ ТЕАТР.

Архитектура древнеримского театра

Римский Театр, как и римская драма, имеет своим образцом Театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских Театрах занимают небольше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней. Сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут из орхестры на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру пространства для зрителей. Все эти отличия можно наблюдать на развалинах многих римских театров, из которых наиболее сохранившиеся в Аспении, что в Памфилии, и в Оранже (Aransio), во Франции.

Витрувий даёт точное описание плана и сооружения римских Театров, как бы устанавливая два независимых один от другого типа театров. Уклонения римского театра от греческого объясняются сокращением, потом полным упразднением роли хора и в зависимости от этого делением орхестры на две части: и то, и другое началось ещё у греков и только получило у римлян законченное развитие.

На различия театральной культуры Древней Греции и Рима влияло множество факторов. Театр, имеющий своей функцией художественное отражение социальных проблем и состояния общества, напрямую зависел от господствующей идеологии и мировоззрения. В понимании греков человек со своей глубокой и тонкой душевной организацией имел высокую общественную ценность. Греки пытались разгадать таинственную и трудную природу человеческой души, показывали всю противоречивость и сложность характеров. Римская культура в своем понимании человека была отлична от греческой. Для римлян был характерен практицизм, рациональность, холодность, и вопросы душевных переживаний не были им близки. Отдельный человек в Риме не получил столь большой ценности, какой наделялся в Греции. Две эти цивилизации были также отличны в своей первостепенной идее - для Греции ценностью выступал полис, и соответственно, демократия, гражданин, его права и свободы. Для Рима такой сверх ценностью стало само римское государство, империя. Театральная культура Древнего Рима отличается от греческой, и в основе отличия лежат идеологические характеристики. Демократия в Древней Греции была представлена в более классической, широкой форме. В Риме, в результате многочисленных завоеваний, республиканская форма вскоре трансформировалась в военно-монархическую, императорскую.

Римская империя - государство колоссальных масштабов - объединило ко II в до н.э. под своей властью народы Средиземноморья, и соответственно, результатом этой экспансии стали частые случаи культурных заимствований. Таким образом, Римская культура была разнородной по своему характеру, что существенно ее отличало от греческой. При этом, в результате обмена римская культура не только обогащалась сама, но и во многом привносила новшества в культуру провинций (в основном это выражалось в градостроительстве, возведении дорог, правовой культуре). Завоевание Греции позволило Риму непосредственно соприкоснуться с высокой греческой культурой, в результате чего произошел процесс эллинизации Рима, в результате которого греки приносили в строгую страну завоевателей плоды своей вековой развитой культуры.

Римские актеры набирались из иных социальных слоев, чем в греческих полисах. Свободнорожденный гражданин в Риме не мог стать профессиональным актером, выступать на сцене за плату, ведь всякий наемный труд истинный римлянин рассматривал как унизительный для себя, как удел пришлого люда. В то же время сдать в наем театральному предпринимателю своего раба и получить за это денежное вознаграждение отнюдь не считалось чем-то недостойным. Исключение составляли молодые люди, которые исполняли роли в ателланах; этим молодым людям не возбранялось подниматься на подмостки, но они должны были скрывать свои лица под масками, даже в ту эпоху, когда римская сцена масок еще не знала.

Подобно фигуре хорега в Греции, в Риме была представлена особая должность руководителя театральных представлений и развлечений - курульные эдилы. Костюмы, бутафорию и все прочее доставляли специальные подрядчики, которым эдилы сдавали подряд на поставку костюмов. Римский хораг имел с греческим хорегом сходство постольку, поскольку в ведении того и другого был театральный реквизит. Но хорег в Греции исполнял почетную гражданскую должность, хораг в Риме был простым подрядчиком. С целью расположить к себе зрителей или удивить их роскошью и великолепием устроители игр в позднейшее время простирали свои заботы о публике до того, что усыпали театр цветами, кропили в нём ароматными жидкостями, украшали богато золотом.

Вообще театр в Риме не имел того высокого серьёзного, образовательного, как бы священного характера, каким он долго отличался в Греции. Заимствованные из Греции сценические игры мало-помалу уступили место таким представлениям, которые не имеют ничего общего ни с трагедией, ни с комедией: миму, пантомиму, балету. Государство относилось к такого рода развлечениям несочувственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполненной работы была достигнута поставленная цель, а именно: произведен сравнительный анализ двух типов театральной культуры – Древнегреческой и Древнеримской, выявлены истоки и специфические черты развития, а также отражена сущность влияния греческой театральной культуры на римскую.

И хотя истоки этих культур схожи в наличии культовой основы, на самом деле жаде в ней можно усмотреть отличия. Самое главное из них - отсутствие в римской культуре тесной связи с религией, в отличии от культуры Греции.

Из анализа театра в Риме и Греции виден так и же и характер этих двух культур. Римляне были неспособны к сочувствию, гораздо больший интерес для них представляли зрелища, в то время как греки ставили в приоритет содержание своих постановок: эти различия видны в фигуре актеров, в техническом оснащении театра, в его конструкции, в содержании пьес. В Риме театр был институтом чисто светским, а в Греции – данью богам,ритуалом, служением.

И все же в последний век римской республики театр не выдержал конкуренции с цирком и был оттеснен на задний план. Сначала трагедии, а потом и комедии постепенно сходят с римской сцены.

Организация римского театра имела свою специфику. В отличие от греческих, драматические зрелища у римлян не были связаны с культом определенного божества, а приурочивались к различным праздникам вместе с цирковыми представлениями и гладиаторскими боями. Театральные представления давались также по особым поводам: в связи с триумфами, погребениями крупных государственных деятелей, освящением храмов или зданий общественного назначения и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

24. Штаерман Е. М. // Мифы народов мира :Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2

[1] «Взаимосвязи. Театр в контексте культуры: Сб. науч. Трудов / Отв. Ред. С.В. Бушуева. Л., 1991;

[18] Сатурн / Е. М. Штаерман // Мифы народов мира :Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 901.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

В 534 г. до н. э. в Афинах впервые была поставлена трагедия. В этой трагедии выступал всего один актер - он или рассказывал, или он отвечал на вопросы хора. Хор, который занимал главную роль в трагедии, своими песнями, ритмичными движениями, плясками задавал вопросы или откликался на рассказ актера.

В каждом городе Древней Греции обязательно был свой театр, который обычно располагался под открытым небом. Афинский театр Диониса считался сравнительно небольшим - на 17 тысяч зрителей, а одиy из самых крупных театров был в Мегалополе - 44 тысячи зрителей. К середине V в. до н. э. в эпоху расцвета Афин сложилась целая церемония театральных представлений.

Древнегреческий театр состоял из трех частей. Площадка, на которой происходила игра актера и хора, называется орхестра - в переводе с греческого означает"плясать". Орхестра строилась в виде круга и находилась у подножия холма или горы. Так было удобней строить театрон - место для зрителей, которое переводится как "смотреть". Театрон строился полукругом по склону холма или горы, как бы охватывая орхестру. Третьей частью была скена, которая предназначалась для переодевания актеров, и находилась она позади орхестры. Позднее ее стали оформлять колоннами как фасады дворцов и храмов.


Эсхил

Родившийся в 525 г. до н. э. известный греческий трагик Эсхил (проживший до 456 г. до н. э.) ввел второго актера, что привело к появлению диалога и оживлению трагедии, что придало больше действий в игре актеров. От Эсхила до нас дошло около 90 трагедий, таких как:

  • "Семеро против Фив" - 467 год до н. э.;
  • "Персы" - 472 год до н. э.;
  • "Просительницы" - 470-х или 463 год до н.э.;
  • "Орестея" - 458 до н. э.;
  • "Агамемнон";
  • "Хоэфоры" ("Жертва у гроба", "Плакальщицы") ;
  • "Эвмениды" - 458 год до н. э.;
  • "Прометей" - около 415, 450-х или 440-х годов до н. э.

    Софокл
  • "Аякс" другие названия "Эант", "Биченосцы" - между 455 - 445 г. до н. э.
  • "Трахинянки" - около 450-435 г. до н. э.
  • "Филоктет" - 409 г. до н. э.
  • " Эдип в Колоне" - 406 г. до н. э.
  • "Электра" - ок. 415 г. до н. э.
  • "Антигона" - ок. 442-441 г. до н. э.
  • "Следопыты в Афинах" - постановка прошла в 406 г. до н. э.
  • " Царь Эдип" или "Эдип - тиран" - ок. 429-426 г. до н. э.

Красивые движения актера оттенялись или подчеркивались танцами хора - то спокойным и величественным, то скорбным, то радостным. Музыкальное сопровождение на флейте или лире способствовало усилению трагического эффекта. Все действия происходящие на сцене направлялись на чувства зрителей, чтобы вызвать у них сострадание, радость или страх, помочь понять смысл жизни, что такое добро и истина, мудрость и доблесть. А для того, чтобы зрителей не вгонять в тоску, в тот же день после трех трагедий ставилась сатировская драма, которая давала необходимую разрядку после трагедии.

В начале V в до н. э. появилась комедия, которая стала частью программы праздника Диониса. В определенный день праздничных представлений соревновались трое поэтов, каждый с одной комедийной пьесой. Древнеаттическая комедия сохранила в себе черты народных обрядов, игр, которые были связаны с праздниками плодородия. У актеров комедии, также как и у трагиков, были маски, но они отличались растянутым ртом до у шей и приплюснутым носом. Условный карикатурный образ комического актера с его огромным брюхом и манерой держаться вызывали смех у зрителей. Народные обряды и игры принесли в комедию много беготни, криков с потасовками и драками, пляски с песнями и шутками, что очень разнообразило театральные выступления.


Аристофан

Хор в комедии носил костюмы и маски птиц, зверей и разных вымышленных фантастических зверей. Например, комедии Аристофана назывались по составу хора - "Облака", "Лягушки", "Птицы", "Осы". В лучших его комедиях ставились острые общественные и политические проблемы.

С IV в до н. э. постепенно из комедии начинают исчезать политические и общественные проблемы, грубые шаржи. Герои становятся более человечнее и проще, в сюжетах находят интересы, особенности характера и отношения человека. Такими были комедии Менандра.

В IV - III в. до н. э. в новоаттической комедии уже формируются устойчивые типы и маски героев: задира и болтун повар, ловкий раб-обманщик, льстивый подхалим, хвастливый и трусливый воин, милая девушка, злая богатая жена, влюбленный юноша, старик.

Хор почти исчезает и появляется только в небольших вставных сценках между действиями, а в центре внимания оказываются актеры.

В III - I в. до н. э. популярными становятся короткие постановки с бытовым содержанием, вокальные или драматические, буффонные или танцевальные - мимы. Мимы исполняли без масок, часто импровизируя, не имея сценария. Их исполняли не только мужчины, но и женщины. В то же время вместе с мимами получили распространение и пантомимы. Мимы с пантомимами исполнялись в домах перед гостями, на площадях.

Римляне продолжили традиции греческого театра, внеся некоторые особенности своих народных игр и обрядов.

Среди римлян популярными были короткие комедии с четырьмя постоянными персонажами, которые назывались ателлана: неудачливый медлительный дурачок Макк; жадный и богатый старикан Папп; обжора, болтун и сплетник Боккун; горбатый шарлатан и философ Доссен.

Но самую большую популярность получили комедии паллиаты, названные так из-за плаща который носили герои комедии - паллиум. Это зрелище появилось из переделки новоаттической комедии, с добавлением элементов римских обрядов и игр.

В римском театре актеры принадлежали к бесправным низам общества и даже рабы могли играть на сцене, так как актеры не были связаны с религиозным культом, и поэтому не были в почете. Ведущий актер руководил труппой, состоящей из 3 - 5 человек.

Распространенными стилями игры на сцене были два вида. Первый - возвышенный, и облагороженный, связанный с театральной традицией Греции. Известным актером Рима в этом стиле был Эзоп. Второй стиль - комедийный, с чертами гротеска и буффонады. Известным актером в этом стиле был Росций.


Реконструкция архитектурного ансамбля театра Помпея

В Риме очень долго не было постоянного здания театра и только в середине I в. до н. э. известный политический деятель и полководец Помпей построил постоянное здание театра с общей вместимостью 17 580 человек. В конце того же века император Август закончил строительство своего театра с вместительностью 20 500 человек.

Особенно роскошными стали представления в эпоху Римской империи, но и в эту же эпоху театр был вытеснен гладиаторскими играми, и лишь небольшие бродячие труппы выступали на площадях, импровизируя веселые сценки.

Древнегреческий театр.




Во время Великих Дионисий состязания длились три дня подряд и включали исполнение трех трагедий и одной комедии, причем состязались не только актеры, но и драматурги. Право определять победителя предоставлялось зрителям. Номинации были следующие: лучшая постановка, лучший актер и лучший хорег (организатор представления). Считается, что первым драматургом был Феспид(6 век до н.э.), а первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах — сегодня это Всемирный день театра.Славу греческой драматургии составили три великих автора: Эсхил, Софокл и Еврипид (5-4 века до нашей эры.). Каждый из этих авторов является новатором театра. Изначально главным действующим лицом театра был хор, состоящий из 12 человек, но Софокл увеличил его состав до 15 человек. Эсхил во главе хора поставил корифея, а Еврипид добавил третьего актера. Постепенно функция хора была сведена до минимума в силу роста нагрузки актеров. Иногда роли исполняли сами драматурги, а позже стали появляться профессиональные актеры. Актерами были исключительно мужчины, а женщины не допускались к участию в представлениях. Тексты были только поэтические, проза не использовалась в театре. Трагедия почиталась больше, чем комедия.

Греческая трагедия

Все начиналось с чествования Диониса и почетных граждан полиса. Звучала флейта, и под ее звуки выходили на сцену хор и корифей (запевала). Начало трагедии – пролог(исполняли актеры). С монологом в прологе мог выступать один актер, целую сцену разыгрывали два и более двух актеров. ПарОд – этопесня хора при входе на орхестру (круглую сцену). Стасим– песни, которые хор поет не при входе и выходе, а бездвижно, стоя на орхестре. Между песенными выступлениями хора заключены разговорные, диалогические части — эписодии, написанные стихами. Корифей мог вступать в диалог или исполнять сольную песню. Заключительной частью представления был эксод (исход), когда хор уходил из орхестры. Конечная песня хора — эпод. Сольная песня актера называется монОдия.Пение хора сопровождалось музыкой флейты.

Греческая комедия.

Итак, греческий театр развивался динамично. Искусство театра стало носителем политических культурных идей общества.

Древнеримский театр.

В Древнем Риме театральные представления впервые состоялись в 240 году до н.э., когда Ливий Андроник сочинил трагедию и комедию по греческим образцам для общегородских игр. В Римской империи статус театра не был столь значимым, как в Греции, — главным аспектом стала зрелищность, но влияние греческого театра в том, что римляне использовали формы, созданные греками. Возникновение театра также основывалось на религиозных играх. Одним из таких праздников стал Сатурналий в честь бога Сатурна. На празднике сбора урожая исполнялись фесцинины — сатирические песни. В их основе лежали мимические танцы, после добавились диалоги и жестикуляция. Характер действ был шуточный и язвительный: высмеивались пороки знати и конкретные персоны, но позже было запрещено высмеивать конкретных знатных людей. Трагедия с трудом приживалась на римской земле. Первое время переводили произведения известных драматургов Греции. Римская мифология не представляла такого интереса, как в Греции, поскольку мифы рассматривались как мелодраматические сюжеты, а для воинственной культуры римлян это было скучно. В связи с этим начала меняться композиция трагедии, хор был заменен сольными песнями.

Долгая и интересная судьба была у римской комедии. Первой появилась ателлана (в городе Ателла). Это было комическое представление, в котором использовались маски, причем маски-характеры были главными действующими лицами. В представлении постоянно действовали четыре маски-персонажа — Макк, Буккон, Папп и Доссен, каждый из которых имел свой образ и характер. Так, Макк — добрый и влюбчивый дурак и обжора, изображался лысым, с ослиными ушами и крючковатым носом. Буккон считался болтуном — пухлые губы должны были дать понять, что они распухли от чрезмерной болтовни. Однако он — не глупец и не простофиля. Папп — скупой, богатый старик, который очень любил молодых женщин и вечно попадал впросак. Персонаж Доссен — хитрый горбун-шарлатан, но при этом он добивался уважения к себе путем умных речей. Текст сочинялся в ходе представления, импровизация.

После Плавта появился комедиограф Теренций, который получил образование, будучи рабом сенатора, впоследствии его признавали многие знатные представители римского общества. Произведения Теренция отличаются от комедий Плавта. Действие в его пьесах обычно не выходило за рамки бытовых тем и вращалось вокруг семейных конфликтов, сюжеты лишены динамики в развитии интриги и громких разоблачений, зато наполнены психологическими характеристиками героев, их размышлениями. Теренций позже будет назван предшественником новой европейской драмы. Влияние его взглядов отразится в произведениях Мольера, Корнеля. После смерти Теренция развитие театра в римском обществе приостанавливается. Уже не ставятся пьесы. При этом продолжали существовать короткие представления с занимательными и развлекательными сюжетами, которые разыгрывались в любом месте города. В период империи возникает новый жанр римской комедии — мим, представлял собой длинную пьесу с запутанным, но интересным сюжетом, с большим количеством действующих лиц. Темы моральных и семейных ценностей, но особенной популярностью пользовались истории о разбойниках. Известен случай, который повествует о том, что на одном из таких представлений император распял настоящего разбойника, заменив актера. Актерскую работу в Риме почетной не назовешь: актеры в случае плохой игры подвергались осмеиванию и побоям. Актерские труппы, хотя и много позаимствовали у греков, были непрофессиональными, они объединялись под руководством одного хозяина — антрепренера, который и организовывал театральное представление. При постановке исполнители тщательно прорабатывали движения, обращения к зрителю, подбирали маски. Женские роли, как и в греческом театре, играли только мужчины. Редкий актер удостаивался уважения среди коллег и зрителей, однако до нас дошли имена прославленного трагического актера Эзопа и комического актера Росция. Большим спросом пользовалось зрелище — пантомима, где все действие воспроизводилось движением, заменяющим слова, и пирриха(военный танец, имитирующий сцены боя), —демонстрировались в амфитеатрах и цирках. Театр не имел специальных помещений, представления проходили на улицах. Только в 55 г. до н.э. было построено первое театральное здание, самым знаменитым из амфитеатров стал римский Колизей. Античный театр оказал решающее воздействие на развитие европейского. Театр стал движущей силой, способствующей развитию литературы, архитектуры, музыки.

Театральное искусство возникло в Древней Греции и Риме. Разнообразные зрелища существовали с глубокой древности по причине ряда обстоятельств: 1. Потребность в отдыхе 2).Познание себя и мира 3).Манипуляция общественным сознанием. Драматическое действо – это художественное отражение реальной действительности. Основа театрального действия – это взаимодействие характеров, попытка привлечь зрителя к участию в замысле. Еще в первобытный период были предпосылки формирования театрального действа. Это обряды, сопровождающиеся заклинаниями, пением, танцами, игрой на инструментах. В ритуалы включали и различные инсценировки, напрямую связанные с жизнью племен. Важная роль отводилась атрибутам шамана, которые тоже создавали звуковые эффекты, усиливая воздействие на зрителей. Праздники с элементами театрализации устраивались в честь богов, которые отождествлялись с силами природы. Это первые представления театрального характера.

Древнегреческий театр.

Во время Великих Дионисий состязания длились три дня подряд и включали исполнение трех трагедий и одной комедии, причем состязались не только актеры, но и драматурги. Право определять победителя предоставлялось зрителям. Номинации были следующие: лучшая постановка, лучший актер и лучший хорег (организатор представления). Считается, что первым драматургом был Феспид(6 век до н.э.), а первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах — сегодня это Всемирный день театра.Славу греческой драматургии составили три великих автора: Эсхил, Софокл и Еврипид (5-4 века до нашей эры.). Каждый из этих авторов является новатором театра. Изначально главным действующим лицом театра был хор, состоящий из 12 человек, но Софокл увеличил его состав до 15 человек. Эсхил во главе хора поставил корифея, а Еврипид добавил третьего актера. Постепенно функция хора была сведена до минимума в силу роста нагрузки актеров. Иногда роли исполняли сами драматурги, а позже стали появляться профессиональные актеры. Актерами были исключительно мужчины, а женщины не допускались к участию в представлениях. Тексты были только поэтические, проза не использовалась в театре. Трагедия почиталась больше, чем комедия.

Греческая трагедия

Все начиналось с чествования Диониса и почетных граждан полиса. Звучала флейта, и под ее звуки выходили на сцену хор и корифей (запевала). Начало трагедии – пролог(исполняли актеры). С монологом в прологе мог выступать один актер, целую сцену разыгрывали два и более двух актеров. ПарОд – этопесня хора при входе на орхестру (круглую сцену). Стасим– песни, которые хор поет не при входе и выходе, а бездвижно, стоя на орхестре. Между песенными выступлениями хора заключены разговорные, диалогические части — эписодии, написанные стихами. Корифей мог вступать в диалог или исполнять сольную песню. Заключительной частью представления был эксод (исход), когда хор уходил из орхестры. Конечная песня хора — эпод. Сольная песня актера называется монОдия.Пение хора сопровождалось музыкой флейты.

Греческая комедия.

Итак, греческий театр развивался динамично. Искусство театра стало носителем политических культурных идей общества.

Древнеримский театр.

В Древнем Риме театральные представления впервые состоялись в 240 году до н.э., когда Ливий Андроник сочинил трагедию и комедию по греческим образцам для общегородских игр. В Римской империи статус театра не был столь значимым, как в Греции, — главным аспектом стала зрелищность, но влияние греческого театра в том, что римляне использовали формы, созданные греками. Возникновение театра также основывалось на религиозных играх. Одним из таких праздников стал Сатурналий в честь бога Сатурна. На празднике сбора урожая исполнялись фесцинины — сатирические песни. В их основе лежали мимические танцы, после добавились диалоги и жестикуляция. Характер действ был шуточный и язвительный: высмеивались пороки знати и конкретные персоны, но позже было запрещено высмеивать конкретных знатных людей. Трагедия с трудом приживалась на римской земле. Первое время переводили произведения известных драматургов Греции. Римская мифология не представляла такого интереса, как в Греции, поскольку мифы рассматривались как мелодраматические сюжеты, а для воинственной культуры римлян это было скучно. В связи с этим начала меняться композиция трагедии, хор был заменен сольными песнями.

Долгая и интересная судьба была у римской комедии. Первой появилась ателлана (в городе Ателла). Это было комическое представление, в котором использовались маски, причем маски-характеры были главными действующими лицами. В представлении постоянно действовали четыре маски-персонажа — Макк, Буккон, Папп и Доссен, каждый из которых имел свой образ и характер. Так, Макк — добрый и влюбчивый дурак и обжора, изображался лысым, с ослиными ушами и крючковатым носом. Буккон считался болтуном — пухлые губы должны были дать понять, что они распухли от чрезмерной болтовни. Однако он — не глупец и не простофиля. Папп — скупой, богатый старик, который очень любил молодых женщин и вечно попадал впросак. Персонаж Доссен — хитрый горбун-шарлатан, но при этом он добивался уважения к себе путем умных речей. Текст сочинялся в ходе представления, импровизация.

После Плавта появился комедиограф Теренций, который получил образование, будучи рабом сенатора, впоследствии его признавали многие знатные представители римского общества. Произведения Теренция отличаются от комедий Плавта. Действие в его пьесах обычно не выходило за рамки бытовых тем и вращалось вокруг семейных конфликтов, сюжеты лишены динамики в развитии интриги и громких разоблачений, зато наполнены психологическими характеристиками героев, их размышлениями. Теренций позже будет назван предшественником новой европейской драмы. Влияние его взглядов отразится в произведениях Мольера, Корнеля. После смерти Теренция развитие театра в римском обществе приостанавливается. Уже не ставятся пьесы. При этом продолжали существовать короткие представления с занимательными и развлекательными сюжетами, которые разыгрывались в любом месте города. В период империи возникает новый жанр римской комедии — мим, представлял собой длинную пьесу с запутанным, но интересным сюжетом, с большим количеством действующих лиц. Темы моральных и семейных ценностей, но особенной популярностью пользовались истории о разбойниках. Известен случай, который повествует о том, что на одном из таких представлений император распял настоящего разбойника, заменив актера. Актерскую работу в Риме почетной не назовешь: актеры в случае плохой игры подвергались осмеиванию и побоям. Актерские труппы, хотя и много позаимствовали у греков, были непрофессиональными, они объединялись под руководством одного хозяина — антрепренера, который и организовывал театральное представление. При постановке исполнители тщательно прорабатывали движения, обращения к зрителю, подбирали маски. Женские роли, как и в греческом театре, играли только мужчины. Редкий актер удостаивался уважения среди коллег и зрителей, однако до нас дошли имена прославленного трагического актера Эзопа и комического актера Росция. Большим спросом пользовалось зрелище — пантомима, где все действие воспроизводилось движением, заменяющим слова, и пирриха(военный танец, имитирующий сцены боя), —демонстрировались в амфитеатрах и цирках. Театр не имел специальных помещений, представления проходили на улицах. Только в 55 г. до н.э. было построено первое театральное здание, самым знаменитым из амфитеатров стал римский Колизей. Античный театр оказал решающее воздействие на развитие европейского. Театр стал движущей силой, способствующей развитию литературы, архитектуры, музыки.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Читайте также: