Сравнение сказание о смерти олега от коня и песнь о вещем олеге кратко
Обновлено: 02.07.2024
продолжить совершенствование навыков комплексного анализа художественного произведения и монологической речи.
проверить у учащихся знание содержания летописного отрывка и баллады, истории их создания;
помочь учащимся в определении жанровых особенностей летописи и баллады и поиске этих особенностей в конкретных произведениях;
организовать прослушивание песни В.С.Высоцкого “Песня о вещем Олеге” и анализ ее сюжетной основы;
организовать работу по заполнению сравнительной таблицы, подытоживающей наблюдение над тремя текстами и их сопоставительный анализ.
1-й уровень – ученики знают содержание фрагмента “ПВЛ” “Смерть Олега от коня своего” и баллады А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, могут определить авторскую позицию в каждом произведении.
2-й уровень – дополнительно к целям 1 уровня ученики могут охарактеризовать жанровые и художественные особенности летописи, баллады и песни и умеют находить эти особенности в конкретных текстах.
3-й уровень – дополнительно к целям 1 и 2 уровня ученики могут сравнить несколько версий одного сюжета и увидеть особенности его трактовки разными авторами, оформить результаты сравнения в виде таблицы, сделать творческий вывод по ней (домашнее задание).
Контроль учителя: фронтальный, индивидуальный.
Тип учебного занятия: обобщение знаний и способов деятельности.
отрывок из “Повести временных лет”,
баллада А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”;
песня В.С. Высоцкого “Песня о вещем Олеге”,
гимн в исполнении хора Валаамского монастыря;
портреты, иллюстрации, компьютер, проектор.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших
далёких предков, предшественников, учит нас с уважением
Пушкин и история… Пушкин и древнерусская литература…
Попытаемся проникнуть в смысл этих строк, почувствовать глубокую связь этих величин!
Еще с лицейских лет Пушкина интересовали события мировой и русской истории. В ранних лирических произведениях он часто использует исторические события, образы государственных деятелей для подтверждения своих мыслей, для выражения гражданских чувств.
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
Патриотическая гордость владеет молодым поэтом при воспоминании о совсем недавних исторических событиях — Отечественной войне 1812 года и победе над Наполеоном .
Интерес к истории с годами углубляется. Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин собирает материалы об истории народного движения Степана Разина .
Сначала была летопись.
что такое летописи,
что в древности представлял собой труд летописца.
(Учебник стр.32-33 – первый и последний абзацы)
Существуют в мировой литературе такие сюжеты, к которым разные авторы в разные эпохи обращаются вновь и вновь. Так рождаются версии одного сюжета. Сегодня мы попробуем убедиться в том, что у летописного сюжета “Смерть Олега от коня своего” есть несколько версий, созданных в 19 и 20 веке. Попытаемся сравнить их и по ходу урока заполним сводную сравнительную таблицу этих версий.
Сравнительная таблица трех версий одного сюжета
Жанр, авторская установка
А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”
Заполним в таблице графу, посвященную авторской установке летописца:
как летописец передает факт истории?
высказывает ли он свое личное отношение к тому, о чем он рассказывает?
есть ли в летописи эпитеты, оценочная и эмоционально окрашенная лексика?
кто является героями летописи?
какова композиция летописного отрывка?
как вы определите идею летописного отрывка?
Жанр, авторская установка
Летопись; автор–беспристрастный фиксатор фактов
Исторический деятель без личностных характеристик
Волхвы (нет отдельного образа)– голос рока, судьбы
Что же А.С.Пушкина, жившего в XIX веке, привлекло в этой истории? Как и почему родилась “Песнь о вещем Олеге”?
В основе развития летописного сюжета лежит мотив роковой предопределенности. Для Пушкина это был сокровенный мотив, т.к. было и в его жизни предсказание о гибели.
Увы, от судьбы уйти трудно, и 29 января по старому стилю (10 февраля по новому) 1837 года поэт умер после дуэли с белокурым Жоржем Дантесом. Пушкин погиб, как и было предопределено, от “белого жеребца”, “белой головы” и “белого человека” – все три понятия характеризуют поручика Кавалергардского Ея Величества полка, носившего в 1837 году белый мундир .
Взяв летописный сюжет, А.С.Пушкин создал балладу. Вспомним, что это за жанр.
Баллада – лироэпическое произведение, стихотворение фантастического, исторического или героического характера, часто по мотивам народных преданий. В балладе большую роль играют пейзаж и диалог. Важны в балладе даже не сами события, не сюжет, а чувство автора, которое передается читателю, эмоциональный настрой.
Сюжет один, но по нему написаны два разных по жанру произведения. Обратимся к отдельным фрагментам, чтобы детально разобраться в сходствах и различиях баллады и летописи, и заполним сравнительную таблицу.
Как показаны Олег и волхв в балладе А.С.Пушкина?
(Чтение и анализ фрагментов:
Описание кудесника. Пользуется ли Пушкин в его описании эпитетами, метафорами?
Диалог волхва и Олега. Какая деталь, отсутствующая в летописи, введена поэтом в балладу? Почему волхв отказывается от предложенного Олегом подарка?
Анализ сцены прощания Олега с конем.
Как характеризует Олега его привязанность к коню?
Какими выразительными средствами языка пользуется Пушкин и с какой целью?
Каково отношение автора к князю Олегу?
В этих строчках - материал к размышлению
(Записать выводы в таблицу).
Жанр? Какова авторская установка?
(вспомним: в летописи автор–беспристрастный фиксатор фактов)
Указываются ли конкретные даты и временные сроки?
Как показаны Олег и волхв?
Что преобладает в описании Олега?
Есть ли отдельный образ волхва?
Что символизирует здесь волхв?
Имеет ли он черты личной индивидуальности?
Жанр, авторская установка
А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”
Баллада; автор–сопереживающий героям поэт
Тонко чувствующий герой со своими душевными привязанностями
Пророк, поэт, яркая личность, равная князю
Итак, в летописном сюжете поэт увидел проекцию своих чувств, мыслей и, написав балладу, реализовал таким образом глубоко личные переживания.
В 1967 году еще один поэт по-своему изложил летописный сюжет об Олеге. Это Владимир Семенович Высоцкий. Он написал “Песню о вещем Олеге”.
Какая разница между жанрами ПЕСНЯ и ПЕСНЬ?
ПЕСНЬ – торжественное стихотворение возвышенного стиля сродни оде, гимну.
произведение, предназначенное для исполнения под музыку;
по сравнению с песнью – более сниженное по стилю стихотворное произведение.
Меняя в своем названии всего одну букву (по сравнению с пушкинским названием), Высоцкий дает читателю (слушателю) указание на изменение стиля и жанра, т.е. авторской точки зрения на известный сюжет. В чем же она заключается?
Прослушивание песни В.С.Высоцкого “Песня о вещем Олеге”.
В чем особенности развития летописного сюжета у В.С. Высоцкого?
Каков у него Олег и каков волхв? Какую неудачную попытку предпринял волхв? Чем он за это поплатился?
Прислушивается ли Олег к предсказанию волхва? Пытается ли перехитрить судьбу?
Как обходятся с волхвом? Олицетворением чего здесь является Олег?
Где мы слышим голос самого автора? Как он относится к своим героям и их поступкам?
Все это было очень актуально для Высоцкого, жившего в условиях жестокой государственной цензуры, во время полного обесценивания личности отдельного “маленького” человека. В последних строках песни слышится, как мораль, голос автора, который предлагает извлекать уроки из истории и призывает учиться на чужих ошибках. Автор здесь – морализатор, в отличие от лиричного Пушкина и беспристрастного Нестора.
Песню Высоцкого об Олеге можно отнести к “уличным”(“блатным”) песням, ее стиль намерено ироничен, снижен, в ней много разговорных, и даже грубых выражений.
Найдите примеры таких словоупотреблений.
В песне Высоцкого к предсказанию волхва князь не прислушивается, он ему изначально не верит, поэтому даже и не пытается перехитрить судьбу. Мало этого, за предсказание волхва физически наказывают, карают. Олег здесь является олицетворением жестокой физической силы, государственной власти, которая не терпит никакого инакомыслия. А волхв– юродивый, типичный “маленький” человек со своими слабостями и недостатками, который сделал неудачную попытку вступить с властью в диалог. За что и поплатился жизнью. Все это было очень актуально для Высоцкого, жившего в условиях жестокой государственной цензуры, во время полного обесценивания личности отдельного “маленького” человека. В последних строках песни слышится, как мораль, голос автора, который предлагает извлекать уроки из истории и призывает учиться на чужих ошибках. Автор здесь – морализатор, в отличие от лиричного Пушкина и беспристрастного Нестора.
Песню Высоцкого об Олеге можно отнести к “уличным”(“блатным”) песням, ее стиль намерено ироничен, снижен, в ней много разговорных, и даже грубых выражений.
Сделайте вывод по таблице: каковы результаты сравнения, действительно ли это версии одного сюжета? Что в литературе важнее: факт или его подача, интерпретация?
Сравните тексты баллады и летописи о Вещем Олеге. В чем вы видите разницу и что в них…
Один из периодов творчества Александра Сергеевича совпал с таким направлением в литературе, как романтизм. Романизм бросал вызов закону разума. Личность в произведениях романтиков всегда оставалась свободной, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазии, сюжеты их порой были очень сказочны, необыкновенны. В их произведениях все было фантастично: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.
Таких героев, которых рисовали романтики, встретить в обыденной жизни было просто невозможно. Литературный язык такого периода, как романтизм, также отличался яркостью, пышностью, величавостью, он был насыщен самыми неожиданными приемами.
К этому направлению можно отнести и такой жанр в литературе, как баллада. Вообще баллада играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;
Произведение насквозь пропитано русским колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени. Автор старается как можно точнее передать эти чувства. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю, И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего
Князь верит предсказанию и просит увести коня подальше — на господские поля. Олег приказывает хорошо заботиться о его верном друге. Проходит время, Олег храбро сражается с врагами и однажды на пире вспоминает о своем верном друге-коне. Дружинники сообщают князю о том, что конь давно уж умер. Могучий Олег головою попик
Автор пытается воссоздать картину прошлого, тщательно вырисовывая все детали. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят: на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости…
Главный мотив этого произведения — мотив предопределенности судьбы. В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала… Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Итак, баллада Пушкина исторически достоверна, и, на мой взгляд, главным в данном произведении является не только лиризм, красота, плавность, необыкновенная поэтичность повествования, но и мысль о том, что человек не способен изменить своей судьбы. От нее невозможно уйти. Князь погибает. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.
В этих строках, завершающих балладу, автор показывает читателю не только окончание истории Олега, но и то, как прощается с ним дружина, как бразды правления переходят в руки его близких.
В творческом багаже гениального русского поэта Александра Пушкина есть множество произведений разного жанра, в том числе и баллады.
Пушкин писал балладу, находясь в ссылке. Поэтому в ней отобразились не только исторические события, но и вопросы свободы и верности, которые так волновали поэта.
Сближает произведения то, что они имеют одинаковый сюжет: пророчество мудрого старца, первое прощание князя с конем, второе прощание с конем спустя несколько лет, гибель Олега. Но описаны эти события по-разному. Поэтому мы воспринимаем балладу, как отдельное уникальное произведение.
Важным отличием есть и то, что эпизод о князе в Повести записан прозой, а Пушкин создал балладу в стихах. Поэтому баллада обладает большей лиричностью, душевностью.
Летописец дает сухую характеристику персонажам, а Пушкин ярко описывает главных героев. Так, например, старый мудрец, который рассказал Олегу о его судьбе, в Повести назван волхвом, а поэт называет его вдохновенным кудесником.
В балладе сцена прощания Олега с конем описана очень трогательно, тогда как в летописи это событие подается сдержанно. Пушкинский Олег более эмоционально реагирует на расставание с конем, ведь считает его своим верным другом, а летописный Олег просто отдает коня, чтобы избежать пророчества. Прощание князя с конем поэт изображает, как расставание двух привязанных душ, а не как хозяина и животного. Невзирая на свое положение, могучий князь склоняет голову к преданному коню. Лицо его сейчас выглядит очень угрюмым, и даже печальным.
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 5 мая 2021 г.
Сравнение "Песни о вещем Олеге" и рассказа "Был русский князь Олег" для 4 класса
Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 127.
УКМ "Перспектива"
У А. Пушкина есть стихотворение "Песнь о вещем Олеге". Найдите его в библиотеке и прочитайте. Сравните два произведения. Что в них общего, чем они различаются?
Читайте также: