Сравнение москвы и ершалаима в романе мастер и маргарита кратко

Обновлено: 03.07.2024

МОСКВА И ЕРШАЛАИМ

© А. Королев, 1989

В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков.- М.: Мол. гвардия, 1989.- С. 80-101.

Нашему фантасту неуютно без конкретных географических координат, его так и тянет на Невский или на Тверскую. Да и вообще, есть ли хоть один вполне выдуманный город в русской литературе? Ну хотя бы один лилипутский Мильдендо, не говоря уж о великанском Лорбрульгруде Бробдингнега? Пожалуй, нет. Даже Глупов Салтыкова-Щедрина, даже Зурбаган Грина – лишь псевдонимы русской географии, в первом случае – Тверь, во втором – Феодосия.

В чем тайный смысл столь явного желания не сочинить даже там, где вроде бы сам бог, и тема, и герои требуют от автора абсолютной свободы?

Вот мы и подошли к главной теме наших размышлений – смысловой перекличке евангельской страстной недели с неделей воландовского суда, перекличке первого пришествия Христа со вторым пришествием. Сатаны.

Именно в этом ракурсе, на наш взгляд, наиболее ярко и выпукло проступают черты булгаковской фантастики.

1. Топография идеи

В первой же строчке первой главы романа появляется имя – Москва!

Мы – в Ершалаиме.

Параллель Москва – Ершалаим дана Булгаковым с такой внушающей силой, уже в первых строчках идет напряженное противопоставление: жаркий закат – раннее утро, что требует от нас такого же ответно-интенсивного внимания. Два города, бесконечно далеких друг от друга, два местообитания человеческих – одно 30-го, другое 1929 года, одной и той же новой эры, предстают в романе единым телом и духом, в ракурсе одновременной со-жизни, в ключе абсолютно соотнесенных событий. В чем смысл столь парадоксального сближения?

  • явление Воланда на Патриарших – явление Пилата;
  • спор Сатаны об истине с Берлиозом – спор Пилата об истине с Иешуа;
  • Великий бал у Сатаны – веселье в Ершалаиме в честь древнееврейской пасхи;
  • воскрешение мастера и его книги – погребение Иешуа на Лысой горе и дача пергамента Левию Матвею на будущее евангелие;
  • евангелист Мастер – евангелист Матвей;
  • наказание Алоизия Могарыча, предавшего мастера, – возмездие Иуде, предавшего Иешуа.

Итак, сатана появляется однажды весной в час небывало жаркого заката у Патриарших прудов. Что это за местность? Почему она столь притягательна для Воланда? Не мог ли дьявол прибыть в Москву с какой-нибудь другой стороны?

Перечисление всех тайных реалий, связанных с данной точкой входа сатаны, позволяет нам сказать – нет, дьявол мог появиться в Москве только здесь, на пустой липовой аллее у Патриарших (теперь Пионерского) прудов.

Вы – немец? – спрашивает Бездомный подозрительного интуриста. – Я-то? – переспрашивает тот и, подумав, отвечает: да, пожалуй, немец.

По свидетельствам современников Булгаков был очень чуток к такого рода символике, к магии чисел и анаграмм; кроме того, воспитанный в семье богослова, доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, он был восприимчив ко всей евангельской проблематике в самом широком смысле.

В тот роковой день в душной весенней Москве была среда. Среда не простая, а страстная среда. До пасхи – 5 мая 1929 года 1 – оставалось два дня. Два дня до символического распятия Христа. В Ершалаиме до казни Иешуа оставалось всего ничего – в тот момент, когда над Москвой пылал жаркий кровавый небывалый закат, в евангельско-булгаковском Ершалаиме вставало раннее утро пасхальной пятницы, и Понтий Пилат в белом плаще с кровавым подбоем выходил в крытую колоннаду дворца Ирода Великого.

Эта разница в днях – беспокойный символ раздвоенности мира, в ней скрыта явная тяга исхода. Если до времени слияния двух разных событийных пластов в один поток в романе Булгакова царит дух гротеска, то после распятия Иешуа и бала Сатаны на страницах книги воцаряется дух светлой печали и скорби.

И над Москвой и над Ершалаимом проходит очищающей грозой роковая мгла, а в ночном небе загорается безумная луна весеннего полнолуния.

  • предательство
  • допрос
  • грех трусости
  • спор об истине
  • крестный путь
  • Голгофа (Лысая гора)
  • возмездие и
  • вечные муки совести.

К ним можно добавить природные знамения: полнолуние, тьма, идущая на оба Вавилона с запада и очистительная гроза в финале.

Ироничная перекличка двух типологических ситуаций не может не поражать – пасхальной жертвой становится. председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз, а в роли московского Пилата вершителя судьбы выступает сам сатана. Роковым рефреном евангельских событий становится и отрезанная голова. Слишком велико давление новозаветного текста, чтобы мы не увидели в этой голове Берлиоза отрезанную голову Иоанна Крестителя. Слишком мощны пучки ассоциаций, чтобы не заметить и то, что Михаил Александрович отправлен на тот свет с помощью двух женщин: Аннушки, пролившей масло, и вагоновожатой девушки-комсомолки в алой повязке; Аннушка и комсомолка – это Саломея и Иродиада московского евангелия. Словом, голова Берлиоза стала головой предтечи всех дальнейших событий, первой жертвой нового пришествия, причем освещенной и принятой жертвой (тут и Аннушкино подсолнечное масло – московское миро – идет в строку). Какая злая горечь. седьмое доказательство бытия божьего предъявляет Ивану Бездомному дьявол и какое? – голову псевдокрестителя.

Но вернемся к погоне.

И последнее, весь скорбный путь Иванушки был отмечен закрытыми церквами: Воскресенской у Патриарших (позднее снесена), Большого Вознесения и Ильи Пророка (ныне действующей) в Обыденном переулке. Их обезглавленные купола придавали тернистому пути дополнительную психическую окраску. В этом ряду разрушенный колосс – Храм Спасителя – был кульминацией эмоционального разгрома.

Как зло может творить добро. Но не будем забегать вперед.

2. Ершалаимский Содом и московская Гоморра

У тьмы высокая цель. Какая? Сатана явился в Москву для страшного суда.

Эта парадоксальная апокалиптическая роль судьи делает тьму если и не светом, то очищающим огнем. И в этом булгаковском ракурсе Воланд, вершащий праведный суд над грешниками и дарующий вечную жизнь (!) Маргарите и мастеру, занимает на престоле Страшного суда место самого Спасителя. Такой образ сатаны находится в одиозном противоречии с православной традицией, с тем же Евангелием, где разделение света и тьмы проведено тотально и безусловно, и думается, что булгаковская амбивалентность бога и дьявола – это скорбный плод его трагической жизни.

Итак, романная Москва становится местом Страшного суда и тем самым замыкает новозаветную линию событий, которые начались в иудейском Ершалаиме.

Еще тогда он подавал свои фантазии в реалистическом соусе мистификации.

Слиянию двух городов в один Вечный город предшествует целый ряд важных смысловых перекличек, и идут они по нарастающей.

Все эти переклички усиливают мотивы конца, смерти, суда и жажды – лейтмотив пекла.

Проклявшие своих пророков города обречены на Страшный суд, причем – вступает Булгаков – не на божий суд, а на суд сатаны 3 . Но суд сатаны, нагрянувшего в Москву, в общем-то, не состоялся. Новые ершалаимцы оказались недостойны даже Суда, все обошлось серией хулиганств и пожаров. Может быть, так безотказно сработали на понижение законы иронии? Или, может быть, целью московского вояжа дьявола в столицу мирового атеизма был бал полнолуния в ночь после распятия. Навряд ли. Великий, бал – поднадоевшая сатане обязанность, которую он выполняет явно нехотя, являясь, на торжество в самом непрезентабельном виде. Нет, единственная цель сатаны – похитить душу праведника. Московский суд сатаны – пролог к грядущему Дню Гнева. Его цель – мастер.

Но всяким, пусть даже самым соблазнительным передвижениям, нечистая сила предпочитает места обитания и постоянной прописки. Нехорошая квартирка в доме 302-бис по Садовой находится в двух шагах от Варьете – чуть ли не стена к стене, – которое находилось в сквере на бывшей Триумфальной площади. Все это вместе взятое образует причудливый чертог тьмы, в котором есть н прихожая, и череда исполинских залов для сатанинского бала, и зал с уютными ложами для зрителей ада, и подвал Варьете с осетриной второй свежести, где царит буфетчик Соков. В этом же чертоге тьмы прописана и Аннушка – Иродиада, и Берлиоз – Предтеча. Такой сгусток зла в одной точке осмысляется автором на принципах пятого измерения (вот почему квартирка пятидесятая), недаром Булгаков, по свидетельству М. О. Чудаковой, штудировал проблему пятого измерения в трудах Павла Флоренского о мнимостях в геометрии. И здесь он решал, как вписать чертовщину в научные реалии. Парадоксы топологии пространства работали на его центральную идею: если хотя бы допустить, что все это лишь возможно, значит, это уже, несомненно, было. Был Сатана в Москве, был, настаивает автор всей суммой реалий, и мастер был, и Маргарита. Все это так же истинно угадано.

По-разному можно отнестись к авторскому: ужо тебе! Но в одном пророчеству трудно отказать, во вдохновении.

3. Вместо эпилога

Предупреждение о пришествии Сатаны?

14 мая 1939 года роман был завершен, а спустя три месяца – 14 августа – он впервые почувствовал себя плохо, вскоре, после первого же визита те врачу, выяснилось, что он болен неизлечимым гипертоническим нефросклерозом, той самой болезнью, которая унесла его отца в возрасте 49 лет. Но Булгакову тогда было еще 48; он умер через неделю после сорокадевятилетия, 10 марта 1940 года.

Ранее мы отмечали, что в романных садах – Гефсиманском и Александровском – происходят встречи героев с приговором Провидения. Теперь настал черед приговора и самому автору.

На скорбном пути отечественной московской дьяволиады отныне стоят еще один, четвертый, некрополь – это дом, где умер М. А. Булгаков. Этот некрополь стоит всего лишь в сотне шагов от Гоголевского бульвара в сторону улицы Фурманова. Только некрополь этот незримый, тайный, совсем в булгаковском духе. Сам дом давно снесли.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Наконец, в одной из последних сцен (прощание Мастера с Воландом) оба города выступают из тьмы рядом, венчая все предыдущие сопоставления.

Параллелизм деталей дополняется словесным параллелизмом: на протяжении всего романа переход из одного города в другой совершается в виде монтажа (повторения связующей фразы)21. Оба плана повествования (повесть о Пилате и Иешуа и роман в целом) заканчиваются одной и той же фразой, которая заранее оговорена (предсказана) как последняя фраза романа.

22: Ср. разговор безымянных персонажей, введенный якобы с единственной целью проиллюстрировать выражение „в Грибоедове“: „Я вчера два часа протолкался у Грибоедова. — Ну и как? — В Ялту на месяц добился. — Молодец!“ — в действительности вводящий нас в атмосферу всеобщего бегства из города.

25: Похороны М. А. Булгакова, согласно воле писателя, происходили без музыки (см. М. О. Чудакова, ук. соч., стр. 142; о соотношении мотивов романа и биографии писателя см. также далее, § 7.1).

Композиция романа столь же оригинальна,
как и жанр, -роман в романе. Один о судьбе Мастера,
другой о Понтии Пилате.
С одной стороны, они противопоставлены друг другу,
с другой - как бы образуют единое целое.
Этот роман в романе собирает в себя глобальные
проблемы и противоречия.
Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата.
В конце романа можно заметить, как Москва
соединяется с Ершалаим, то есть один роман
совмещается с другим и переходят в одну сюжетную
линию. Читая произведение, мы находимся сразу
в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века
новой эры.
Мы видим, что события происходили в одном и том же
месяце и в несколько дней пред Пасхой,
только с промежутком в 1900 лет, что доказывает
глубокую связь между московскими и ершалаимскими
главами.
Действие романа, которые разделены почти двумя
тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает
их борьба со злом, поиск истины творчество.

Есть сходство. Оба города - диаметрально расположенные точки, как на теле человека Йерушалаим - голова, а Москва, соответственно - ТУХЕС (жопа, по вашему)






Пришествие Воланда — это ответ атеизму, признающему существование единственно верной точки зрения на мир и никаких более. Атеист Берлиоз погибает под колесами трамвая, Бездомный оказывается в психиатрической клинике, жители города, не чувствовавшие своей ответственности за происходящее, оказываются наказанными. Схожие события происходили и в Ершалаиме, когда толпа решает казнить Иешуа, невольно прислуживая силам тьмы и отказываясь признавать существование иного, высшего.


Временные мосты, соединяющие два мира в романе, ощутимы и более чем реальны. История может повторяться бесконечно, меняя форму, внешний облик, но оставляя неизменной суть. По спирали мы словно движемся вперед, вверх, но повторяем все тот же сценарий.
И вопрос в том — хорошо это или плохо?

Читайте также: