Кратко об европе от веры путишенкиной

Обновлено: 27.06.2024


На второй день военной спецоперации на Украине, 25 февраля, 47news поговорил с русскими жителями европейских столиц. Нас интересовало, как изменилось отношение местных к говорящим на том же языке, что Гоголь, Достоевский и Путин.

Россиянку Екатерину звонок корреспондента застал в столичном аэропорту "Домодедово". Она прилетела из Парижа и рассчитывала побыть с близкими до 28 февраля. Но после новостей из Украины муж-француз с друзьями убедили срочно поменять билет.

- Во Франции у меня вид на жительство, но, думаю, что теперь всерьез займусь оформлением гражданства, - рассказала она. - У меня много знакомых из Украины. Интересовалась, как их семьи, все ли в порядке. Но ни от них, ни от французских знакомых никакой агрессии в адрес россиян. Они разделяют жизнь обычных граждан от действий правительства, в этом плане все очень четко.

Екатерина уверена, что по возвращении в Париж реакция в местных магазинах и на улицах ее не удивит. Проблемы у русских могут возникнуть в периферийных районах столицы, но связано это, скорее, с особенностями местной этнографии. Там и до спецоперации России было неспокойно.

Бывшая петербурженка, а ныне тоже парижанка Мария говорит, что от французов исходит сочувствие к русским. По крайней мере, нет негатива и каких-либо обвинений:

- Им нас явно жаль. Вчера настоятельно советовали срочно искать постоянную работу и даже не думать уезжать домой. А вот владелец бара, куда мы вчера зашли, серб, поняв, что мы с подругой русские, аплодировал в прямом смысле стоя, кричал, что Путин – мужик. И налил нам выпить бесплатно, - рассказала она.

Не исключает возможных неприятностей Анна из Праги. В этой европейской столице она живет лет семь. Она, как и многие, отреагировала на события постом в соцсетях. В ответ знакомых чехов пришли слова поддержки и не только.

- Написала знакомая, с которой мы лет пять не общались. Без оскорблений, но со смыслом, что россияне должны активнее доносить свою позицию до власти, - передала суть она. - В целом есть опасения, что теперь пойду с детьми гулять, начнем болтать по-русски, и в свой адрес услышу грубости. Чехи же не любят русских с 1968 года (военной операции стран Варшавского договора, "Пражской весны" - ред.). С этим сталкивалась и я сама, и подруги. За последние лет десять отношение стало спокойнее, но в связи с последними событиями все может резко измениться.

С чешскими подругами собеседница обсуждала и одиночные пикеты, и акции, которые накануне прошли в российских мегаполисах.

- Одна из них рассказала, что ее мама вспомнила, как в конце 1980-х бегала на митинги, так что в каком-то смысле понимает участников, - рассказала 47news Анна.

Трубку сняли в православной церкви на западной окраине Берлина.

- Пока никаких изменений не заметили, никто ничего не рассказывает, все сидят, молятся. Службы у нас в субботу и воскресенье, а за два дня ничего необычного. На улицах мы бываем редко, везде карантины, особо никуда и не ходим, - ответили там.

В "русском" квартале Марцан на востоке немецкой столицы работает международная школа имени Ломоносова. В ней под четыре сотни детей, 95 процентов - русскоговорящие.

- Этот вопрос (о военной спецоперации - ред.) сильно не поднимается. Говорят, наверно, между собой, но в паблике стараются из солидарности друг к другу тему не поднимать. Мы, к сожалению, работаем допоздна, поэтому ни на улицах, ни в магазинах об Украине и России не разговариваем.

- Среди сотрудников наверняка и русские, и украинцы? Как теперь общаются?

- Конечно есть и те, и другие, но у нас коллектив очень дружный, стараемся не обсуждать, чтобы не было недопонимания.

В Риме 47news вопросы корреспондента были понятны сотруднице школы "Русское слово". Она расположена в 400 метрах от знаменитого Колизея.

- Пока никаких изменений я не вижу, ни к украинскому народу, ни к нам на территории Италии. У нас смешанный коллектив, сплоченный, мы все давно живем вне России. Как себя вести, пока не знаем. Конечно, ситуация очень расщепляет. У всех свои аргументы, своя ситуация. Стараемся все-таки обсуждать только работу, этот конфликт пока неподъемный, - рассказали там.

- Не боитесь, что зайдете с русскими друзьями в ресторан в Стокгольме, а там не поймут? - спросил 47news.

- В Швеции были очень серьезные опасения по поводу России, особенно во времена "Холодной войны". Все тогда боялись Советского Союза. Потом произошло большое изменение, примерно в 1990-х. Очень много шведов вкладывали в фонды, рассчитывая на процветание России. Теперь шведы опять боятся России, пошли разговоры о необходимости вооружаться. В 1999 году отказались от армии на границах. Но теперь опять растут расходы на оборону. Все обвиняют в этом Россию, что она сильно и нагло пытается показать свою мощь.

- Если сравнить отношение шведов к россиянам в 2014 году после событий в Крыму и сейчас, в чем разница?

- Тогда шведы воспринимали с удивлением реакцию россиян: все эти аплодисменты, крики "Ура! Крым наш!" Я объяснял, что это сильная тема, которая может объединить русских. И тогда я не то, чтобы одобрил, но понял, откуда эти эмоции. Но в этот раз мы видим что-то другое.

В Европе зреет недовольство действиями властей в отношении России



Иными словами, в нынешнем темном европейском царстве мелькнул для нас лучик света. Пока — лучик. Но главное ведь начать! В современной Европе по причине ли единого союзного пространства или какой-то иной, действует негласное правило коллективного мышления. В том смысле, что вылезать со своим мнением не принято. Но если кто все-таки вылез, то ни его, ни других потом уже обычно не остановить. В нынешней ситуации для России (и не только) важен каждый такой Боде, Вилдерс, Котре, Бистрон.

С чем согласен известный российский и украинский политолог Ростислав Ищенко.

Обратите внимание: Евросоюз закрыл для РФ небо, отменил все торговые операции, отказывается от наших энергоресурсов. А Белый дом ничего подобного не предпринял! Ведет все к тому, чтобы европейцы покупали наши энергоресурсы у них. По цене, естественно, в разы дорожи, чем напрямую из РФ. В ЕС за минувшие двадцать лет выработалось нечто вроде традиции коллективного несопротивления дяде Сэму.

— Пока рано говорить, что может выйти из данного расследования, если оно вообще будет начато. Может, объективно его проведут, может — нет. Ориентироваться в Гааге наверняка станут на нынешнюю ситуацию: кто выйдет из нее победителем, в пользу того и решат. Как водится.

— Тут опять возвращаемся в 2014-й. Тогда, действительно, люди в украинских городах пытались оказывать сопротивление нацистам, хотя силы были слишком не равны, активно поддерживали идею кто независимости своего региона, кто автономии, кто возвращения в состав России. В этом и состояла проблема: не было единства. Той силы, которая способна мобилизовать и организовать усилия.

— Да, в этом их главный смысл. Но все это нам разве впервой? Не привыкать. Выстоим. В политике все до времени. Вспомните, как в 1990-х США буквально в клочья разорвал СССР. Казалось, все, конец, пора просить пощады, прогибаться под них. Но прошло десять лет и, оказалось, не все так уж плохо у нас. Если бы ещё не мировой кризис 2008 года…

Задача любых санкций прежде всего — задавить психологически. На данный момент, однако, оснований для стресса, считаю, нет. Главное, сплотиться. И хорошо делать свое дело.

Санкции во благо России. Страна может избавиться от правил, навязанных ей в 1991 году Западом

В санкциях Запада есть положительный момент. Россия может избавиться от навязанных ей с 1991 года договоров и соглашений, которые работали совершенно не на пользу российской экономике. Об этом изданию Украина.ру рассказал эксперт Института стран СНГ, кандидат экономических наук Александр Дудчак

Мировые санкции как шанс для развития России

Эксперт считает, что санкции Запад ввел бы против России в любом случае — для этого был бы выбран любой повод.

Однако Дудчак призвал не воспринимать введение санкций с опаской, а наоборот — с надеждой на суверенизацию российской экономики. По его словам, Россия в новых условиях сможет избавиться от навязанных ей с 1991 года, а то и раньше, еще при Горбачеве, различных договоров, соглашений, обязательств перед международными организациями и другими странами, которые работали совершенно не на пользу российской экономике. Сейчас должен пройти определенный, надеюсь, непродолжительный промежуток времени, в результате которого будут решены многие задачи. Эксперт выразил надежду на то, что объемы денежной массы наконец-то в российской экономике не будут зависеть от валютной выручки.

Отключение от SWIFT

Эксперт объяснил, что будет, если банкам РФ отключат SWIFT

Прокомментировал эксперт и такую санкционную меру как отключение России от международной системы банковских платежей SWIFT. По его словам, об этом на самом деле и говорить не особо стоило бы, потому что этот вопрос решается технически.

Ответные санкции со стороны России

Дудчак обратил внимание, что Россия в ответ на санкции может ввести контрмеры, например, ограничения на поставки углеводородов. По его словам, тогда в Западной Европе и Северной Америке будут колоссальные проблемы. Они сейчас уже достали последние остатки из подземных хранилищ газа, который был закачан летом.

При этом, эксперт подчеркнул, что даже те страны, которые не имели долгосрочных контрактов, обладали запасами в подземных хранилищах, благодаря чему они тоже газ, полученный по ценам прошлого лета, продавали по рыночным, тоже себя чувствуя достаточно хорошо.


1. Европа – наш дом.

Европа принадлежит нам, а мы принадлежим Европе. Эти земли – наш дом, и другого дома у нас нет. Причины, по которым Европа нам дорога, превосходят нашу способность объяснить или оправдать эту преданность. Это вопрос общей истории, надежды и любви. Вопрос привычного нам образа жизни, моментов грусти и боли. Вопрос вдохновляющего опыта примирения и перспективы общего будущего.

Обыденные пейзажи и события наполнены особым смыслом – для нас, а не для других. Дом – это место, где всё хорошо знакомо и привычно, где нас признают, как бы далеко мы ни забрели. Вот настоящая Европа, наша бесценная и незаменимая цивилизация.

2. Лже-Европа нам угрожает.

3. Лже-Европа утопична и деспотична.

Лже-Европа рефлексивно подавляет любое несогласие. Разумеется, это делается во имя свободы и толерантности

4. Мы обязаны отстоять истинную Европу.

Мы приближаемся к тупику. Величайшая угроза будущему Европы исходит не от авантюристической политики России и не от исламской иммиграции. Истинная Европа под угрозой из-за удушающей хватки лже-Европы.

Наши народы и общая культура вытесняются иллюзиями и самообманом относительно настоящего и будущего Европы. Мы обещаем противостоять этой угрозе нашему будущему. Поддержим и защитим настоящую Европу, которой все поистине принадлежим.

5. Солидарность и гражданская верность поощряют активное участие.

Истинная Европа ожидает и поощряет активное участие в общем проекте политической и культурной жизни. Европейский идеал – это солидарность, основанная на уважении к закону, который распространяется на всех, но ограничен в своих требованиях. Это согласие не всегда принимает форму представительной демократии.

Но гражданская верность отражает фундаментальное приятие наших политических и культурных традиций, какие бы формы они ни принимали. В прошлом европейцы боролись за то, чтобы народ мог принимать большее участие в государственной жизни, и мы по праву этим гордимся. Когда европейцы это делали, порой посредством открытого мятежа, они всегда сердечно заявляли, что, несмотря на допущенные несправедливость и ошибки, традиции народов этого континента – наши. Такая преданность реформе делает Европу тем местом, где всегда стремятся к большей справедливости. Этот дух прогресса рождается из нашей любви и преданности своей родине.

6. Мы не пассивные субъекты.

Европейский дух единства позволяет нам доверять всем остальным в общественном пространстве, даже если мы чужие друг другу. Общественные парки, центральные площади и широкие проспекты европейских городов выражают политический дух Европы: у нас общая жизнь и общее государство. Мы считаем, наш долг – взять на себя ответственность за будущее нашего общества. Мы не пассивные субъекты под гнетом деспотических властей, будь то духовных или светских. И мы не падаем ниц перед неумолимыми историческими силами. Быть европейцем – значит иметь политическую и историческую преемственность. Мы авторы нашей общей судьбы.

7. Национальное государство – символ Европы.

Истинная Европа – это содружество наций. У нас есть свои языки, традиции и границы. При этом мы всегда признавали взаимное родство, даже когда находились в ссоре или состоянии войны. Это единство в многообразии нам кажется естественным. Самая обычная политическая форма единства в многообразии – это империя, которую европейские короли-воины пытались возродить после падения Римской империи. Привлекательность империи как формы государства продолжалась, но превалировало государство-нация – политическая система, объединяющая народность и самодержавие. Так государство-нация стало отличительной чертой европейской цивилизации.

8. Мы не поддерживаем навязываемое, принудительное единство.

9. Христианство содействовало культурному единству.

Истинная Европа освящена христианской верой. Универсальная духовная империя Церкви принесла в Европу культурное единство, при этом не являясь политической империей. Это привело к тому, что особая гражданская преданность процветала в рамках общей европейской культуры. Автономия того, что мы называем гражданским обществом, стало характерной чертой европейской жизни. К тому же Евангелие не содержит всеобъемлющего (в политическом смысле) Божественного закона, так что разнообразие светских национальных законов может быть утверждено и соблюдаемо без угрозы нашему европейскому единству. Не случайно упадок христианской веры в Европе сопровождается новыми усилиями по созданию политического единства – империи денег и законов (с чувством псевдорелигиозного универсализма). Это то, что сейчас делает Евросоюз.

10. Христианские корни питают Европу.

11. Классические корни вдохновляют нас двигаться к совершенству.

Подлинная Европа черпает вдохновение из классической традиции. Мы узнаём себя в литературе Древней Греции и Древнего Рима. Будучи европейцами, стремимся к величию – венцу классических добродетелей. Иногда это приводило к бурному соперничеству за превосходство. Но в лучшие моменты стремление к совершенству вдохновляет европейских мужчин и женщин на создание музыкальных и художественных произведений непревзойденной красоты и мастерства и на невероятные прорывы в науке и технологиях. Добродетели отличавшихся самообладанием римлян, а также участие граждан в политической жизни и философские изыскания греков тоже никогда не забывались настоящей Европой. Это часть нашего наследия.

12. Европа – это совместный проект.

Будущее Европы – в верности нашим лучшим традициям, а не в иллюзорном универсализме, требующем отказа от всего своего

Истинная Европа никогда не была идеальной. Поборники лже-Европы правы в том, что ищут возможности развития и реформ, и, на самом деле, после 1945 и 1989 годов было достигнуто немало того, что нам следует беречь и уважать. Наша общая жизнь – это постоянно продолжающийся проект, а не застывшее навеки наследие. Будущее Европы – в верности нашим лучшим традициям, а не в иллюзорном универсализме, требующем забвения и отказа от всего своего. Европа начиналась не с Просвещения. Наш любимый дом не будет счастливым в Евросоюзе. Истинная Европа всегда была и будет содружеством народов: с одной стороны, замкнутых, но с другой – объединенных духовным наследием, которое мы все вместе обсуждаем, развиваем, разделяем и любим.

13. Мы теряем дом.

14. Доминирует ложная свобода.

15. Широко распространены индивидуализм, изоляция и чувство бесцельности существования.

16. Мы контролируемы и управляемы.

17. Политика мультикультурности обречена на провал.

18. Растет нечестность.

19. Технократическая тирания усиливается.

20. Лже-Европа слаба и бессильна.

Наши правящие классы пропагандируют права человека. Они активно борются с изменением климата. Они развивают глобально интегрированную рыночную экономику и согласуют налоговую политику. Они следят за прогрессом в достижении равенства полов. Они делают для нас так много! Теперь неважно, какими путями они добьются своих мест! И разве имеет значение, что европейцы все более скептически относятся к их управлению?

23. Альтернатива существует.

24. Нам надо избавиться от суррогата религии.

Работа по возрождению Европы начинается с богословского самосознания

25. Нам надо возродить истинный либерализм.

Это потребует от нас отказа от лживого языка, который уклоняется от ответственности и поощряет идеологическую манипуляцию. Разговоры о многообразии, инклюзивности и мультикультурности пусты. Часто этот язык используется для того, чтобы выдать свои неудачи за достижения: то, что национальная солидарность трещит по швам, показывается как гостеприимство, толерантность и вовлечение. Это рыночный язык, предназначенный для того, чтобы скрыть реальность, а не пролить на нее свет.

Мы должны воскресить прочное уважение к реальности. Язык – это тонкий инструмент, но он деградирует, когда его используют как дубинку. Мы должны отстаивать достоинство языка. Отречение от своего – это знак упадка нашего времени. Нам нужно давать отпор словесным запугиваниям, не говоря уже об угрозах смерти. Мы должны всячески защищать тех, кто здраво говорит, даже если наши взгляды расходятся. Будущее Европы должно быть либеральным в самом лучшем смысле этого слова, что означает приверженность здоровой публичной дискуссии, свободной от угроз насилия и принуждения.

26. Нам нужны ответственные государственные деятели.

27. Нам следует воскресить национальное единство и солидарность.

28. Только империи могут быть мультикультурными.

После Второй мировой войны Западная Европа строила живые демократические системы. После распада советской империи страны Центральной Европы вернули себе гражданскую жизнеспособность. Это одни из наиболее ценных достижений Европы. Но они будут потеряны, если мы не станем решать проблемы иммиграции и демографического кризиса в наших странах. Только империи могут быть мультикультурными. Таким и станет Евросоюз, если мы не сделаем солидарность и гражданское единство критериями, по которым можно оценивать эмиграционную политику и стратегии по ассимиляции.

29. Правильная иерархия способствует социальному благополучию.

Здоровая демократия требует наличия социальной и культурной иерархии, которая поощряет стремление к совершенству

30. Мы должны возродить нравственность.

Человеческое достоинство – это нечто большее, чем право быть предоставленным самому себе. Требования справедливости, а уж тем более – добра, не исчерпываются доктриной прав человека во всем мире. Европа должна заново осознать, что есть нравственность, и народы будут стремиться к добродетельной жизни. Мы не должны позволить ложной идее свободы мешать разумному применению закона в борьбе со злом. Нам следует прощать человеческую слабость, но Европа не сможет благоденствовать без общего стремления к честной жизни и совершенству. Достоинство вытекает из благопристойности и выполнения своих обязанностей в жизни. Нам необходимо возобновить взаимное уважение между разными слоями общества – именно это характеризует общество, ценящее вклад всех его членов.

31. Рынок должен быть направлен на социальные нужды.

Признавая положительные аспекты рыночной экономики, мы должны противостоять идеологии, которая всё сводит к логике рынка. Мы не потерпим, чтобы всё в нашей жизни продавалось. Успешно функционирующий рынок требует власти закона, и цель этой власти не должна ограничиваться экономической эффективностью. Рынок также прекрасно функционирует, когда он привязан к сильным социальным институтам, организованным по своим собственным, нерыночным принципам. Рост экономики, какую бы пользу он ни приносил, все же не является высшим благом. Рынок должен ориентироваться на социальные нужды. Сегодня гигантские корпорации угрожают даже политическому суверенитету. Странам следует сотрудничать, чтобы одолеть высокомерие и глупость глобальных экономических сил. Мы одобряем разумное использование власти правительством для поддержания неэкономических социальных благ.

32. Образование необходимо реформировать.

33. Брак и семья имеют огромное значение.

Утверждаем, что наши самые фундаментальные роли в обществе – это роли отца и матери

Брак есть основа гражданского общества и фундамент гармонии между мужчиной и женщиной. Это тесные семейные узы, совместное ведение хозяйства и воспитание детей. Утверждаем, что наши самые фундаментальные роли в обществе – это роли отца и матери. Семья и дети являются неотъемлемой частью любого представления о человеческом процветании. Дети требуют жертв от тех, благодаря кому они появились на свет. Это благородная жертва. Мы поддерживаем разумную социальную политику, направленную на поощрение и укрепление семьи, рождение и воспитание детей. Общество, не приветствующее такую политику, обречено на вымирание.

34. Популизм должен иметь место.

35. Наше будущее заключается в истинной Европе.

Мы отвергаем лживое утверждение, что нет никакой ответственной альтернативы искусственной бездушной солидарности единого рынка, транснациональной бюрократии и беззаботным развлечениям. Хлеба и зрелищ недостаточно. Ответственная альтернатива – это истинная Европа.

36. Мы должны взять на себя ответственность.

В этот момент мы просим всех европейцев присоединиться к нам и отвергнуть утопичные фантазии о мультикультурном мире без границ. Мы по праву любим свою родину и хотим передать своим детям все благородное, что получили от предков. Будучи европейцами, мы объединены общим наследием, которое призывает нас жить вместе в мире как Европа наций. Давайте же вернем себе национальный суверенитет и достоинство в виде общей политической ответственности за будущее Европы.

  • Филипп Бенетон (Philippe Bénéton), Франция
  • Реми Браг (Rémi Brague), Франция
  • Шанталь Дельсоль (Chantal Delsol), Франция
  • Роман Йох (Roman Joch), Чехия
  • Ланци Андраш (Lánczi András), Венгрия
  • Ришард Легутко (Ryszard Legutko), Польша
  • Пьер Мане (Pierre Manent), Франция
  • Янне Хааланд Матлари (Janne Haaland Matlary), Норвегия
  • Далмацио Негро Павон (Dalmacio Negro Pavón), Испания
  • Роджер Скратон (Roger Scruton), Великобритания
  • Роберт Шпеман (Robert Spaemann), Германия
  • Берт-Ян Спрют (Bart Jan Spruyt), Нидерланды
  • Маттиас Сторм (Matthias Storme), Бельгия

Перевел с английского Дмитрий Лапа

27 ноября 2017 г.

[1] Мультикультурализм – политика построения многокультурного общества; один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования разных – подчас противоположных – культур. Проводится в экономически развитых странах Западной Европы, где наблюдается значительный приток иммигрантов из мусульманских стран. – Здесь и далее примеч. перев.

[2] Утопия, проповедующая всеобщую уравнительность как принцип организации общественной жизни.

Читайте также: