Сравнение конституции рф и германии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россию традиционно относят к романо-германской правовой системе, но со своей спецификой, обусловленной особенностями исторического развития. Германия относится к странам континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.

Для романо-германской правовой семьи, т.е. и для России, и для Германии характерно писанное, кодифицированное право, получившее законодательное выражение, где постоянное и обширное нормотворчество находит дорогу к закрепляемым законом общим принципам.

Каждая из правовых семей относится к своему особому типу правовой цивилизации, каждая из которых имеет свою систему правовой идентификации. Принадлежность конкретной страны к одной и той же крупной правовой семье, не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран. Однако, они имеют и большое сходство, что позволяет прогнозировать сближение правовых систем на новом, качественном уровне при сохранении специфики своих преимуществ.

Основополагающим источником административного права РФ является – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы к романо-германской правовой системе. Основным источником права и в Германии является Закон (нормативный акт).

И в России, и в Германии существует четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное.

В системе органов обоих государств, и РФ и ФРГ, проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для обеих стран, и Германии и России, характерно наличие писаной конституции.

Источники административного права Германии и в формальном, и в материальном значении можно изобразить в виде системы, "вершину" которой образуют Основной закон (Конституция) и акты высших представительных органов (бундестага и бундесрата) и нормотворчество органов публичной администрации. Важное место занимают решения Федерального административного суда и нормы международных соглашений.

Источники административного права России можно также представить в виде системы, "вершиной" которой будет Конституция РФ, далее; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; нормативные правовые акты отдельных предприятий, учреждений, организаций.

Все земли ФРГ обладают конституциями, их содержание предопределено Основным Законом Германии, однако, ряд немецких правоведов считают, что сегодня конституции земель обладают лишь символическим значением. В России республики обладают государственным статусом (ч.2 ст.5 Конституции РФ) и своими конституциями.

Важной особенностью формирования в этих двух странах является то, что в Германии федерация (центр) получала властные полномочия из рук многочисленных земель, история существования которых многократно превышает историю самой федерации. В России, наоборот, создание федерации сопровождалось тем, что центр передавал часть собственных полномочий впервые возникшим субъектам федерации.

Основной закон ФРГ предусматривает возможность со стороны Федерального правительства воздействовать на земли в части соблюдения ими федерального законодательства. Если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом или другим федеральным законом федеральных обязанностей, Правительство может принять необходимые меры к их выполнению. Т.е. в отличие от существующего в Конституции РФ понятия совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ Основной закон ФРГ предусматривает так называемую конкурирующую законодательную компетенцию, в соответствии с которой земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами. Кроме того, ст. 31 Основного закона прямо указывает на то, что федеральное право имеет перевес над правом земель[26].

Каждая из стран, и Россия и Германия принадлежит к романо-германской семье, однако, к своему особому типу правовой цивилизации, причем принадлежность к одной и той же правовой семье, не исключает значительных различий между национальными правовыми системами РФ и ФРГ. Но и сходство между РФ и ФРГ достаточно велико, что позволяет прогнозировать сближение правовых систем при сохранении их преимуществ.

Заключение

Подводя итог рассмотренному в данной главе материалу, следует отметить:

Традиционно в теории называют следующие источники права: правовой обычай, правовой прецедент, договоры нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референдума.

В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, деятельность юристов, программное право, принципы права, включая справедливость, добросовестность и разумность, право юридической экспертизы.

Выбор именно их обусловлен значением этих источников права в современных правовых системах и традициями рассмотрения данного вопроса в российской правовой науке, особенно в цивилистике.

Россию традиционно относят к романо-германской правовой системе, но со своей спецификой, обусловленной особенностями исторического развития. Германия относится к странам континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.

Для романо-германской правовой семьи, т.е. и для России, и для Германии характерно писанное, кодифицированное право, получившее законодательное выражение, где постоянное и обширное нормотворчество находит дорогу к закрепляемым законом общим принципам.

И в России, и в Германии существует четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное.

В системе органов обоих государств, и РФ и ФРГ, проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для обеих стран, и Германии и России, характерно наличие писаной конституции.

Источники административного права ФРГ и РФ и в формальном, и в материальном значении можно изобразить в виде системы, "вершину" которой образуют Основной закон - Конституция и акты высших представительных органов и нормотворчество органов публичной администрации.

В отличие от существующего в Конституции РФ понятия совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ Основной закон ФРГ предусматривает так называемую конкурирующую законодательную компетенцию, в соответствии с которой земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами. Кроме того, ст. 31 Основного закона прямо указывает на то, что федеральное право имеет перевес над правом земель[27].

В курсовой работе был проведен правовой анализ источников административного права Германии и России, выявлены общие черты и отличия.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.Н. М., 1982. С. 219

2. Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 2003. С. 268.

3. Белоус И.В. Источники российского семейного права: диссертация . кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 195 с С.22.

4. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. С. 78.

5. Васильев A.M. Правовые категории. Методические аспекты разработки системы категорий теории права. М.,
1976. С. 167;

6. Всероссийская научная конференция: Источники (форма) права: вопросы теории и практики// Сочи. КубГУ, март 2002г

7. Гамбаров-Ю.С, Курс гражданского права. Т. 1. СПб, 1911. С. 232;

8. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. с. 39-48.

9. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. с. 18.

10. Конституции зарубежных государств / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1997. С. 190.

11. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С.22.

12. Лазарев В.В. Теория государства и права

13. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992. С. 46.

14. Мартынчик Е., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике. // Российская юстиция, 1994, 12. С. 20

15. Мясин А.А. Нормативный договор как источник права. Автореф. дис. на соискание уч. степ. к. ю. н. Саратов,2003. С. 4

16. Нерсесянц B.C. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов)// Судебная практика как источник права. С. 34.

17. Общая теория права/ Отв. ред. А.С. Приголкин. М., 1994. С. 181

18. Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. проф. В.К. Бабаева.-Н.Новгород,1993.-с.249.

19. Пиляева В.В. Римское частное право. СПб.: Питер, 2002. с. 18.

20. Теория государства и права/А.И. Денисов. М.: 1972. С.398.

21. Тихомирова Л.В., Тихомиров Н.Ю. Юридическая энциклопедия/ Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 358.

22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1994. С. 182

23. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С.36.

[1] Пиляева В.В. Римское частное право. СПб.: Питер, 2002. с. 18.

[2] См.: Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. проф. В.К. Бабаева.-Н.Новгород,1993.-с.249.

[3] Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 2003. С. 268.

[4] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С.22.

[5] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С.36.

[6] Васильев A.M. Правовые категории. Методические аспекты разработки системы категорий теории права. М.,
1976. С. 167; Теория государства и права/А.И. Денисов. М.: 1972. С.398.

[7] Лазарев В.В. Указ. Соч.- С. 143.

[8] Бабаев В.К. Указ. Соч. С.270.

[9] См.: Гамбаров-Ю.С, Курс гражданского права. Т. 1. СПб, 1911. С. 232; Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. С. 78.

[10] Всероссийская научная конференция: Источники (форма) права: вопросы теории и практики// Сочи. КубГУ, март 2002г

[11] Тихомирова Л.В., Тихомиров Н.Ю. Юридическая энциклопедия/ Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 358.

[12] Бабаев В.К. Указ. Соч. С. 271-272

[13] Нерсесянц B.C. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов)// Судебная практика как источник права. С. 34.

[14] Мартынчик Е., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике. // Российская юстиция, 1994, 12. С. 20

[15] Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992. С. 46.

[16] Мясин А.А. Нормативный договор как источник права. Автореф. дис. на соискание уч. степ. к. ю. н. Саратов,2003. С. 4

[17] Бабаев B.K. Указ. Соч. С. 274

[18] Лазарев В.В. Теория государства и права

[19] Общая теория права/ Отв. ред. А.С. Приголкин. М., 1994. С. 181

[20] Лазарев В.В. Указ. Соч. С. 144

[21] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.Н. М., 1982. С. 219

[22] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1994. С. 182

[23] Белоус И.В. Источники российского семейного права: диссертация . кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 195 с С.22.

[24] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. с. 18.

[25] Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. с. 39-48.

[26] См.: Конституции зарубежных государств / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1997. С. 190.

[27] См.: Конституции зарубежных государств / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1997. С. 190.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Студенческий проект Сравнение: «Конституция ФРГ 1949 года и Конституция РФ 1993. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Описание, актуальность, цель, задачи Актуальность. Эта тема актуальна потому что: Охватывает все сферы жизни людей; Знакомит с главным законом страны, который многие и в глаза не видели; Цель: Показать на законодательном уровне, что Россия европейское государство и провести сравнение этих стран на законодательном уровне. Задачи: Найти НПА (Нормативно Правовые Акты). Прочитать НПА. Провести толкование НПА. На основе толкования провести анализ НПА. Оформить результаты анализа в виде презентации.

Целевая аудитория проекта: Целевая аудитория проекта: Обучающиеся Чайковского техникума промышленных технологий и управления и граждане РФ Ожидаемый результат работы: Готовое сравнение и демонстрация того что РФ не отличается от Европы. Теоретическая значимость проекта. Показать обучающимся, что наша страна не отличается от Европейских стран Практическая значимость проекта. Можно использовать данный проект в методических целях

Конституции, даты принятий Конституция Федеративной республики Германия была принята 8 мая 1949 года. Вступила в силу 23 мая 1949 года.

Заключение Конституция Российской Федерации даёт своим гражданам больше, чем любая другая конституция, фактически многие положения конституции реализованы не в полном объёме, потому создаётся ощущения ограниченности в правах. Россия станет полностью демократическим государством тогда, когда все положения конституции будут соблюдаться, что бы они соблюдались необходимо создать сильное гражданское общество. Конституция Федеративной Республики Германия смогла полностью реализовать свои положения по этому ФРГ - демократическое государство с сильным гражданским обществом, что даёт мне право называть Германию правовым государством. Поскольку в РФ гражданское общество не обладает большой силой, то РФ нельзя полностью назвать правовым государством. Но конституция РФ даёт все возможности для развития гражданского общества, а в следствии и к правовому государству.

1. Права и свободы граждан (на примере России и германии)

2. СОДЕРЖАНИЕ

•Введение
•Основные права человека
•Конституционные права и свободы граждан
•Права и свободы граждан в России
•Сравнение Конституции России и Основного
закона Германии
•Заключение

3. ВВЕДЕНИЕ

•Права гражданина — это коллективная воля общества, которую
призвано обеспечить государство.
•Свобода человека — это самостоятельность социальных и
политических субъектов, выражающаяся в их способности и
возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии
со своими интересами и целями.

4. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от
рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные
Конституцией права и свободы являются непосредственно
действующими.
Основные права человека представляют собой императивные нормы
и носят универсальный характер (erga omnes). Они не даруются
государством, но даны обществу изначально.

5. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН

• Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина —
это его основные, фундаментальные, неотъемлемые права и свободы,
принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством и
составляющие ядро правового статуса личности.
• Личные права и свободы необходимы для охраны жизни, достоинства
человека как личности и других естественных прав, связанных с его
индивидуальной, частной жизнью.

6. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В РОССИИ

7. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В ГЕРМАНИИ

•Институт прав и свобод человека и гражданина является стержнем
Основного закона ФРГ. Помимо посвященной ему первой главы
положения, касающиеся правового статуса личности, содержатся и в
иных главах Конституции ФРГ.
•Основной закон ФРГ закрепил важнейшие принципы правового статуса
личности, среди которых первостепенное значение имеет принцип
неприкосновенности достоинства человека. С позиций немецкого права
неприкосновенность достоинства человека выступает в качестве
ключевого принципа, первоосновы государственной власти.

8. СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ И ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГЕРМАНИИ

•Сравнивая Конституцию России и Основной закон Германии в
общем плане, следует отметить, что в них много общего.
Указанные фундаментальные государственные акты
были приняты относительно недавно (в 1993 году и в
1949 году)
Указанные акты ознаменовали переход государства от
авторитарно-тоталитарной системы к демократии, от
империи к современному федеративному государству
Указанные основные акты как РФ, так и ФРГ
закрепляли новые ценности, вокруг которых должно
было объединиться общество,

9. СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ И ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГЕРМАНИИ

И в Основном законе ФРГ, и в Конституции РФ
закреплен важнейший демократический принцип,
обусловливающий действие значительного
количества прав и свобод, — принцип равенства
перед законом и судом.
Конституция Российской Федерации, как и
Основной закон Федеративной Республики
Германия, устанавливает непосредственное
действие прав и свобод
Обе Конституции закрепляют право на жизнь,
устанавливают, что вмешательство в это право
возможно только на основании закона.

10. СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ И ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГЕРМАНИИ

11. СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ И ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГЕРМАНИИ

•В обоих законах закреплены:
право на неприкосновенность жилища
право собственности и право наследования
право частной собственности на землю
право на свободу передвижения по всей территории государства
право обращаться лично и направлять обращения в компетентные
государственные органы, органы местного самоуправления и органы
народного представительства
право на тайну переписки

12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

• Содержащиеся в фундаментальных актах России и Германии
гарантированные права и свободы человека и гражданина в целом
соответствуют международным стандартам.
•Отдельные уточнения, направленные на развитие международных
эталонов в области обеспечения прав и свобод, содержащиеся в
основных правовых актах Российской Федерации и Федеративной
Республики Германия, лишь уточняют и конкретизируют международные
стандарты.

Какой группы нет в классификации конституционных прав и
свободы человека?
•Личные
•Политические
•Служебные
•Социально-экономические

Какой группы нет в классификации конституционных прав и
свободы человека?
•Личные
•Политические
•Служебные
•Социально-экономические

Как называется Конституция Германии?
•Конституция ФРГ
•Основной закон ФРГ
•Основной Документ ФРГ
•Документ о Главных законах Германии

Как называется Конституция Германии?
•Конституция ФРГ
•Основной закон ФРГ
•Основной Документ ФРГ
•Документ о Главных законах Германии

В каком году были приняты Конституции Германии и России?
•1949 и
•1948 и
•1949 и
•1950 и
1993
1993
1991
1995

В каком году были приняты Конституции Германии и России?
•1949 и 1993
•1948 и 1993
•1949 и 1991
•1950 и 1995

Что запрещено в Конституции России, но разрешено (при
определенных условиях) в Конституции Германии?
•Свобода вероисповедания
•Право на тайну переписки
•Принудительный труд
•Свобода выбора профессии

Что запрещено в Конституции России, но разрешено (при
определенных условиях) в Конституции Германии?
•Свобода вероисповедания
•Право на тайну переписки
•Принудительный труд
•Свобода выбора профессии

сами смотрите. вот первые статьи двух конституций - сами делайте вывод-
Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Основной закон ФРГ -
Статья 1(1) Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти. (2) Посему немецкий народ признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле. (3) Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной и судебной власти как непосредственно действующее право.

Читайте также: