Способы защиты нарушенных пенсионных прав граждан кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как вы уже узнали из предыдущего материала Защита права на получение социальных льгот, пособий, выплат и субсидий, защитить свои социальные и пенсионные права можно двумя способами:

обжаловать в административном порядке или

обжаловать в судебном порядке.

Как правильно обращаться в Пенсионный фонд РФ, чтобы защитить свои пенсионные права в административном порядке, мы подробно рассматриваем в материале Как правильно обращаться в Пенсионный фонд РФ.

В данном материале мы рассмотрим вопросы защиты своих социальных и пенсионных прав в судебном порядке обжалования.

Чаще всего по вопросам обязательного пенсионного страхования ответчиками могут являться или работодатели, или органы Пенсионного фонда РФ (ПФР).

По вопросам социального страхования ответчиками могут являться или работодатели или органы Фонда социального страхования (ФСС РФ).

Порядок действий для защиты своих социальных и пенсионных прав в судебном порядке обжалования предполагает прохождение определенных этапов

Этап 1 защиты социальных и пенсионных прав в судебном порядке обжалования

Если гражданину становится известно о том, что его социальные или пенсионные права нарушаются, в первую очередь необходимо получить документы, прямо или кос­венно подтверждающие факт нарушения или иного ущемления прав.

Этап 2 защиты социальных и пенсионных прав в судебном порядке обжалования

То есть с представителем работодателя или органа Пенсионного фонда РФ (ПФР) или органа Фонда социального страхования (ФСС РФ), в зависимости от вида нарушения прав – пенсионных или социальных, в результате кото­рых ситуация может благополучно разрешиться в пользу гражданина.

Даже если переписка или переговоры не привели к положительному решению, досудебный порядок урегулирования конфликта как раз и позволит вам понять, на основании чего возник­ли такие расхождения.

Этап 3 защиты социальных и пенсионных прав в судебном порядке обжалования

Третий этап – это непосредственно суд. Суд имеет большие возможности по выявлению истинных обстоя­тельств нарушения ваших пенсионных или социальных прав, например:

по назначению экспертизы,

истребова­нию письменных или вещественных доказательств,

принудительному приводу свидетелей.

Иски граждан, действующих от своего имени или от имени подопечного, недееспособного или ограниченно дееспособ­ного гражданина, в т.ч. законных представителей несовершеннолет­них, подаются мировому судье или в иной суд общей юрисдикции (в городах это обычно районный или городской суд).

Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное и социальное обеспечение:

об установлении или отказе в установле­нии пенсии, социальных выплат, пособий, субсидий и льгот;

о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии 1 , а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой пенсий, социальных выплат, пособий, субсидий и льгот,

подведомственны судам общей юрисдикции.

Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 100 ООО руб.,

Например, мировому судье следует предъявлять иск о взыскании назначенной, но не выплаченной пенсии или о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии.

Дела по искам, не подлежащим оценке,

Например, иск о признании незаконным отказа об установлении пенсии.

В случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подле­жащих оценке,

Например, дела о при­знании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин) и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назна­чении.

Индивидуальные предприниматели

По закону именно арбитражный суд рассматривает иски, связанные с предпринимательской деятельностью.

Практика показывает, что наиболее часто граждане, чьи пенсионные и социальные пра­ва нарушены, предъявляют в суд следующие требования:

о выплате суммы недополученной (недоначисленной) пенсии;

об изменении условий или расторжении договора с негосудар­ственным пенсионным фондом;

о включении в стаж периода пребывания в отпуске по уходу за ребенком при назначении досрочной страховой пенсии по старости;

о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью директоров и заведующих, с учетом и тех периодов работы, когда уже действовали новые списки профес­сий и должностей, не предусматривавшие работу по указанным долж­ностям как педагогическую;

об обжаловании отказа пенсионного органа включить в специаль­ный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) отдель­ные периоды работы;

об установлении или отказе в установлении пенсии;

о выплате пенсии;

об удержаниях из пенсии;

о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по ста­рости;

о включении лицу в стаж работы по специальности периода на­хождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств Пенсионным фондом РФ;

о признании права наследника на получение пенсии умершего лица;

о признании недействительными полностью или в части актов, решений органов Пенсионного фонда РФ, не соответствующих зако­нам и иным правовым актам и нарушающих права и законные интере­сы лица;

об обжаловании действий или бездействия органов Пенсионного фонда РФ, нарушающих права и законные интересы предпринимателя;

о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому в бесспорном (безакцептном) порядке производится удержание из пенсионных выплат;

об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, прекращения или изменения пенсионных прав и т.п.

Из судебной практики.

Гражданка Х обратилась в суд в связи с отказом назначить ей трудовую (по тем временам) пенсию по старости из-за отсутствия у нее требуемого 25-летнего педагогического стажа.

Таким образом, около пяти лет стажа гражданке Х не засчитывали только потому, что изменилось правовое регулирование, а она не успела выработать не­обходимый по прежнему регулированию стаж.

Суд пришел к выводу, что этот спорный период подлежит включению в стаж.

Иски, связанные с взаимоотношениями гражданина (не явля­ющегося предпринимателем), пенсионные или социальные права которого были нарушены, и его работодателя,

Ответчиками по судебному делу о защите социальных и пенсионных прав являются лица, к которым обращен иск. В качестве ответчиков в суде могут выступать:

государственные органы (в частности, органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ), в т.ч. в лице их территориальных управлений, отделений, других органов на местах;

должностные лица вышеуказанных органов;

индивидуальные предприниматели и юридические лица, выступающие в качестве работодателей или нанимателей по гражданско-правовым договорам и обязанные начислять и уплачи­вать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ или Фонд социального страхования РФ.

К исковому заявлению или заявлению, подаваемому в суд, предъ­является ряд требований, установленных законодательством:

любое исковое заявление подается в письменной форме;

исковое заявление подписывается истцом или его представителем (ст. 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В исковом заявлении должны быть указаны:

наименование суда, в который подается исковое заявление;

наименование истца, его место нахождения; если истцом являет­ся гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в каче­стве индивидуального предпринимателя;

наименование ответчика, его место нахождения или место жи­тельства;

требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нор­мативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким от­ветчикам — требования к каждому из них;

обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

цена иска, если иск подлежит оценке;

расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

сведения о соблюдении истцом претензионного или иного до­судебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспече­нию имущественных интересов до предъявления иска;

перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении могут быть указаны и иные сведения, в частности, номера телефонов, адреса электронной почты, если они необ­ходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в т.ч. ходатайства об истребовании доказа­тельств от ответчика или других лиц.

Если исковое заявление подается мировому судье или в другой суд общей юрисдикции, то заявитель обязан:

  • приложить к направ­ляемому в суд исковому заявлению копии искового заявления и прилагае­мых к нему документов по числу сторон, участвующих в судебном деле.

Суд общей юрисдикции самостоятельно направляет ответчикам и иным лицам, участвующим в деле, копии исковых заявлений.

Если исковое заявление подается в арбитражный суд,

К любому исковому заявлению в обязательном порядке должны прилагаться документы:

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предостав­лении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

если иск или заявление подписывается лицом по доверенности, доверенность представителя истца, где указано право на подписание заявления.

К иску, который направляется в арбитражный суд, также прилага­ется

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового за­явления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.

Размер государственной пошлины, подлежащей оплате за рассмотрение искового заявления в суде

Размер государственной пошлины за рассмотрение дел в судах определяется нормами Налогового кодек­са РФ (гл. 25.3). Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размерах, указанных в следующей таблице

Категория дела в суде

Размер или правила определения подлежащей уплате государственной пошлины

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска

4% цены иска, но не менее 200 руб.

от 20 001 руб. до 100 000 руб.

800 руб. плюс 3% суммы, превыша­ющей 20 000 руб.

от 100 001 руб. до 200 000 руб.

3200 руб. плюс 2% суммы, превыша­ющей 100 000 руб.

от 200 001 руб. до 1 000 000 руб.

5200 руб. плюс 1% суммы, превыша­ющей 200 000 руб.

свыше 1000 000 руб.

13 200 руб. плюс 0,5% суммы, превы­шающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.

При подаче искового заявления иму­щественного характера, не подлежа­щего оценке, а также искового заявле­ния неимущественного характера

Для физических лиц 200 руб.

При подаче искового заявления об оспаривании (полностью или частично) норматив­ных правовых актов органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц для физических лиц

Для физических лиц 200 руб.

При подаче искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нару­шивших права и свободы граждан

Для физических лиц 200 руб.

При подаче искового заявления по делам особо­го производства (установления факта и т.п.)

Для физических лиц 200 руб.

При подаче апелляционной жалобы и(или)кассационной жалобы

50% от размера государственной по­шлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, определяются по правилам ст. 333.21 Налогового кодекса РФ и зависят от категорий дел. В приведенной ниже таблице представлены размеры государственной пошлины по таким судебным делам

Категория судебного дела

Размер или правила определения подлежащей уплате государственной пошлины

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска

4% цены иска, но не менее 2000 руб.

от 100 001 руб. до 200 000 руб.

4000 руб. плюс 3% суммы, превыша­ющей 100 000 руб.

от 200 001 руб. до 1 000 000 руб.

7000 руб. плюс 2% суммы, превыша­ющей 200 000 руб.

от 1 000 001 руб. до 2 000 000 руб.

23 000 руб. плюс 1% суммы, превы­шающей 1000 000 руб.

Свыше 2 000 000 руб.

33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превы­шающей 2 000 000 руб., но не более

При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заклю­чении, изменении или расторжении договоров

При подаче исковых заявлений о признании нормативного правового акта не­действующим, о признании ненор­мативного правового акта недей­ствительным и о признании решений и действий (бездействия) государ­ственных органов, иных органов, должностных лиц незаконными

Для физических лиц — 200 руб.

При подаче иных исковых заявлений неимущественного характера (напри­мер, об обязании совершить какое-то действие)

При подаче искового заявления об установле­нии фактов, имеющих юридическое значение

При подаче апелляционной жалобы и (или)кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постанов­ления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении про­изводства по делу, об оставлении ис­кового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов

50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неиму­щественного характера

Реквизиты для уплаты государственной пошлины всегда можно узнать в самом суде.

Истцы по делам о защите прав и законных интересов ребен­ка освобождаются от уплаты государственной пошлины.

От упла­ты государственной пошлины освобождаются:

по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями - инвалиды I и II группы,

а по искам имущест­венного характера к Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходив­ших военную службу, — истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодатель­ством РФ.

Заявления граждан, не являющихся получателями пенсии (за исключением истцов — инвалидов I и II группы и истцов, обраща­ющихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлиной на общих условиях.

Суд или мировой судья с учетом имущественного положения гражданина вправе:

уменьшить размер государственной пошлины, под­лежащей уплате, либо

отсрочить (рассрочить) ее уплату, но не вправе освободить его от уплаты пошлины.

В случае удовлетворения требований гражданина, понесенные им по делу судебные расходы (включая и уплаченную государственную по­шлину) подлежат возмещению ответчиком (ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Обжалование решений Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ в судебном порядке

В судебном порядке может быть обжаловано решение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое:

  • издано в отношении одного конкретного гражданина или неко­торых граждан;
  • влечет за собой юридические последствия.

Не могут обжаловаться справки, разъяснения, рекомендации или письма Пенсионного фонда и Фонда социального страхования или их отделений.

Если один из таких документов является основанием для действий органа или его должностных лиц, то обжаловать можно непосредственно неправомерные действия или бездействие специалистов Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Если справки или рас­четы являются приложением к акту или решению органа Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, то обжаловать нужно сам акт или решение, к которому справка или расчет прилагается.

Выбор суда для защиты своих социальных и пенсионных прав

Практически все дела, которые рассматривают суды, относятся к ком­петенции суда первой инстанции.

Судами первой инстанции являются:

районные суды, городские суды и другие суды общей юрисдикции, а также

арбитражные суды субъектов РФ.

Судебный иск физическому лицу или предпринимателю:

  • необходимо предъ­являть в суд по месту нахождения ответчика.

Судебный иск к организации предъ­является

Таково общее пра­вило судопроизводства (ст. 28 ГПК РФ, ст. 36 АПК РФ).

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на страховую или социальную пенсию, подается в суд по месту нахождения пенсионного органа, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию.

Судебный иск к ответчику, место нахождения или место жительства ко­торого неизвестно,

  • может быть предъявлен в суд по месту нахожде­ния имущества ответчика либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства.

Внимание. Важно при обращении в суд всегда помнить о том, что можно оказаться не толь­ко в роли истца, но и в роли ответчика, даже если вы ведете себя как законопослушный гражданин.

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав пенсионеров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Защита прав пенсионеров

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 22 "Сроки назначения страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях" "Рассматривая апелляционную жалобу истца Л. в части разрешения требований об обязании назначить страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением дата с учетом положений ч. 4 ст. 390 ГПК РФ, судебная коллегия руководствуется требованиями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которой предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а также положениями ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве дата), устанавливающими, что при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства. По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца прописки или получения вида на жительство."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Защита прав пенсионеров

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Социальное обеспечение государственных гражданских служащих в форме страхования
(Аверьянова М.И., Гусев А.Ю.)
("Административное и муниципальное право", 2020, N 4) При этом, как свидетельствует практика, федеральные гражданские служащие, включая оставивших службу, нередко сталкиваются с проблемами при реализации вышеуказанных положений, включая нормы п. 10 ст. 71 Закона о ГГС. Так, бывший федеральный гражданский служащий обратилась с иском к государственным органам, в которых она проходила государственную службу, об обязании устранить нарушение ее прав на медицинское обслуживание путем заключения договора на медицинское и санаторно-курортное обслуживание и финансирование договора с медицинским учреждением. В период службы и до увольнения в связи с выходом на пенсию истец была прикреплена на медицинское обслуживание в Московском лечебно-санаторном объединении, а после выхода на пенсию в 2004 г. она была необоснованно снята с медицинского и санаторно-курортного обслуживания, что, по мнению истца, противоречит законодательству и нарушает ее права. С позицией истца согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (Определение от 09.09.2011 N 5-В11-73 [33]), отменив решения судов первой и апелляционной инстанций и направив дело на новое рассмотрение. При этом высшим судом было обоснованно указано, что из положений пункта 10 ст. 71 Закона о ГГС следует, что федеральным гражданским служащим, вышедшим на пенсию, гарантируется право не на медицинскую помощь как таковую, а предоставление именно того медицинского и санаторно-курортного обслуживания, которым они пользовались, имея статус государственных служащих.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Практика применения норм о защите неопределенного круга лиц в гражданском судопроизводстве
(Долова М.О.)
("Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ", "КОНТРАКТ", 2019) Судебной практике уже известны случаи реализация подобного подхода. Так, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. в Российской Федерации возникло огромное количество однотипных ситуаций, когда военные пенсионеры стали требовать перерасчета с целью увеличения на 25% назначенных им пенсий, ссылаясь на то, что с 1 января 1991 г. были увеличены оклады военнослужащих . В результате некоторые суды рассматривали по несколько десятков тысяч таких дел . В целях защиты прав неопределенного круга пенсионеров военные прокуроры стали обращаться в суд с требованиями о перерасчете пенсии всем пенсионерам соответствующей местности. Получилась интересная ситуация, при которой одни суды удовлетворяли требования прокуроров, а другие отказывали на основании ст. 45 ГПК РФ, которая формально не дает прокурору оснований для обращения с заявлением о защите прав неопределенного круга лиц, поскольку круг пострадавших, состоящих на пенсионном учете, в принципе может быть определен .

Нормативные акты: Защита прав пенсионеров

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-пенсионеров как экономически более слабой стороны в пенсионном правоотношении, учитывая материальные возможности пенсионеров, предоставил дополнительную гарантию таким гражданам при обращении их в суд с иском к пенсионному органу о защите нарушенных или оспариваемых пенсионных прав, освободив их от уплаты государственной пошлины.

Настоящее информационно-тематическое собрание правовых позиций подготовлено Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации и не является исчерпывающим. Решения КС РФ, в которых содержатся правовые позиции, даны в хронологическом порядке.

по состоянию на июль 2020 года

"1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом".

Пункт 4, абз. 3, 5:

Прекращение как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на время их проживания за границей является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. [. ]

В силу правовой природы пенсий, имеющих характер трудовых, право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Российской Федерации: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, - в Российской Федерации или за ее пределами. Иное означало бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей из статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации обязанности обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом, гражданам, имеющим право на их получение.

Неопределенность содержания положений Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в отношении круга лиц, на которых распространяется действие Закона, и в силу этого возможность произвольного его толкования и применения приводят к нарушению гарантированного Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1), так как фактически устанавливаются необоснованные и несправедливые различия в праве на получение трудовых пенсий между пенсионерами, проживающими на территории Российской Федерации, и пенсионерами, постоянно проживающими за ее пределами, а также между проживающими за границей пенсионерами, выехавшими из России в разное время - до 1 июля 1993 года и после этой даты. Эти различия обусловлены исключительно местом постоянного жительства пенсионеров и датой их выезда за границу, что не соответствует статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что обязанностью государства является признание, соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение трудовых пенсий не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в частности права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, части 1 и 2). Реализация гражданином этих конституционных прав, относящихся к общепризнанным правам, не может служить основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.

Постановление от 29 января 2004 года N 2-П/2004

[. ] норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Определение от 27 июня 2005 года N 231-О/2005

Пункт 3, абз. 3 - 5:

[. ] положение статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее право женщин на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от их семейного положения, непосредственного воспитания детей (в домашней обстановке или в специальных интернатах), представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) одного из родителей - матери, выполнявшей социально значимую функцию воспитания ребенка - инвалида с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Данная норма не предусматривает право на досрочную пенсию для отцов инвалидов с детства, причем даже в случаях воспитания ребенка без матери. Между тем, поскольку право на досрочное назначение пенсии в рассматриваемом случае (в отличие от такого же права для многодетных матерей) не обусловлено фактом рождения ребенка, обстоятельство осуществления воспитательной функции отцом в отсутствие матери (в связи со смертью, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения) может служить лишь основанием для дифференциации условий назначения такой пенсии (по страховому стажу и возрасту), [. ] но не для лишения отцов права на нее (по сути, только по признаку половой принадлежности).

Такое регулирование [. ] приводит в нарушение требований статей 19, 38 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации к несоразмерному ограничению конституционного права отцов детей-инвалидов с детства, воспитавших их без матерей, на пенсионное обеспечение, с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей (назначения пенсии на льготных условиях).

Постановление от 10 июля 2007 года N 9-П/2007

Пункт 4.3, абз. 2 - 4:

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. [. ]

[. ] законодатель, предусмотрев субсидиарную ответственность государства по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, не конкретизировал условия и порядок наступления такой ответственности, которые с учетом особенностей отношений в сфере обязательного пенсионного страхования обеспечивали бы реальную защиту права застрахованных лиц (работников) на трудовую пенсию в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как не установил и иных гарантий (механизмов), обеспечивающих реализацию ими пенсионных прав в указанных случаях. Возможность же для страховщика - государственного учреждения в таких случаях не исполнять свое обязательство перед застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, по предоставлению им страхового обеспечения в надлежащем размере умаляет значимость их трудовой деятельности, подрывает доверие граждан к закону и авторитет государственной власти, ставит под сомнение наличие приобретенных пенсионных прав, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства.

Пункт 3.3, абз. 4, 5:

[. ] конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории (дети умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, достигшие 18 лет и обучающиеся в образовательных учреждениях с отрывом от производства), своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательного учреждения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в котором они обучаются.

Наличие указанного пробела в правовом регулировании отношений в сфере профессионального образования предполагает необходимость его устранения федеральным законодателем, однако в настоящее время не может каким-либо образом влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных правоотношений.

[. ] положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" не могут рассматриваться как препятствующие предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими возраста 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Постановление от 19 июля 2016 года N 16-П/2016

Пункт 3.2, абз. 2, 4:

[. ] потеря в мирное время двоих и более детей, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы (службы в органах внутренних дел), [. ] является обстоятельством, которое в силу социального характера Российского государства, признания добра и справедливости основополагающими конституционными ценностями обязывает государство обеспечить таким родителям максимально возможную - в рамках имеющихся финансовых возможностей и правовых средств - социальную защиту, в том числе при определении размера их пенсионного обеспечения.

Постановление от 5 декабря 2017 года N 36-П/2017

[. ] условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны определяться таким образом, чтобы обеспечить ее выплату всем лицам, относящимся к данной категории, включая тех из них, кто обучается по очной форме обучения в расположенных за пределами территории Российской Федерации иностранных образовательных организациях по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, - причем независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Постановление от 26 февраля 2018 года N 10-П/2018

Гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.

Пункт 4, абз. 8, 9:

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения.

Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия [. ] Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Беляков Александр Анатольевич, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Астраханского филиала МЮИ, судья Астраханского областного суда, кандидат юридических наук.

Автор на основе анализа Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", иных нормативных правовых актов, содержащих нормы пенсионного законодательства, судебной практики по социальным спорам выделяет и рассматривает отдельные проблемные вопросы судебного способа защиты прав граждан на пенсионное обеспечение.

Ключевые слова: защита пенсионных прав граждан, судебный и административный способы защиты, пенсионное законодательство, судебная практика, трудовые пенсии, специальный стаж, досрочное назначение пенсии.

Rights of citizens to pension provision and means of protection thereof in a judicial procedure

Belyakov Aleksandr Anatol'evich, assistant professor of the Chair of Civil-Law Disciplines of the Astrakhan Branch of the Moscow Law Institute, judge of the Astrakhan Regional Court, candidate of juridical sciences.

The author, based on the analysis of the Federal Law "On Labor pension benefits in Russian Federation" and other Pension Legal Regulation sources and Judicial practice and social controversy highlights and examines some problematic issues of judicial method of protecting citizens' rights to Pension benefits.

Key words: Human right for Pension benefits, Judicial and administrative means of protecting Human Rights, Pension Law (Legislation), Judicial Practice, (Labor) Pension, Special length of service, Pre-term pension.

Российская Федерация является социальным государством, одно из основных назначений которого - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации определено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Названная конституционная норма развита в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", законах о пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан, в постановлениях Правительства Российской Федерации и других нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере пенсионного обеспечения.

Защита прав и законных интересов граждан на пенсионное обеспечение может осуществляться в судебном порядке, что прямо закреплено в ст. 3, 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и в Законе о трудовых пенсиях, а также в административном порядке согласно ч. 7 ст. 18 Закона о трудовых пенсиях.

Как показало обобщение практики рассмотрения судами Астраханской области гражданских дел о нарушении пенсионного законодательства , из 249 дел, поступивших на рассмотрение, только в 16 случаях граждане обжаловали решение управления Пенсионного фонда в вышестоящую инстанцию, тем самым реализовали право, предусмотренное ч. 7 ст. 18 Закона о трудовых пенсиях. Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд. Указанные обращения граждан были оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд, где были установлены нарушения прав граждан на назначение и выплату пенсий.

Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Астраханской области гражданских дел о нарушении пенсионного законодательства в 2008 году // СПС "КонсультантПлюс".

Статистические данные по результатам рассмотрения гражданских дел судами Астраханской области свидетельствуют о значительной работе, проводимой судебными органами в целях защиты пенсионных прав граждан. Так, в 2011 г. рассмотрено 436 дел, вытекающих из пенсионных правоотношений, в 2012 г. - 477 дел данной категории, а в 2013 г. количество этих дел возросло до 501.

Статистические данные Управления Судебного департамента в Астраханской области.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что наибольшее количество споров, возникающих из пенсионных правоотношений (249 дел), составляют споры о защите прав граждан на досрочную трудовую пенсию (174 дела). В частности, это оспаривание отказа территориальных управлений Пенсионного Фонда Российской Федерации в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия специального стажа.

Другим основанием для оспаривания действий Пенсионного фонда является отказ в перерасчете пенсии в связи с исключением из страхового стажа отдельных периодов работы (19 дел). Остальные дела по искам граждан, рассмотренным судами области, о восстановлении срока обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений, взыскании незаконно выплаченной пенсии, изменении размера базовой части пенсии, взыскании морального вреда, возложении обязанности индексации заработной платы при перерасчете пенсии носят единичный характер .

Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Астраханской области гражданских дел о нарушении пенсионного законодательства в 2008 году // СПС "КонсультантПлюс".

Рассмотрение и разрешение судами названной категории дел производится в порядке искового производства с соблюдением положений ГПК РФ и с применением норм материального права в области пенсионного обеспечения граждан.

Большое значение для разрешения дел этой категории имеют разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" .

"Российская газета". 2012. N 295, 21 декабря.

Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости возникает ранее достижения пенсионного возраста при соответствующих условиях, определенных законом и связанных, в частности, с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, условий труда, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

В ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях перечислены виды пенсий, назначаемых досрочно. Это пенсии педагогическим и медицинским работникам, лицам, осуществляющим трудовую деятельность с вредными и тяжелыми условиями труда, работникам водного, железнодорожного транспорта, текстильной промышленности, геологоразведочных экспедиций и др.

Наряду с законодательными положениями важную роль в правовом регулировании отношений в сфере досрочного пенсионного обеспечения играют действующие списки (перечни) соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначения пенсии, утверждаемые Правительством Российской Федерации, которые непосредственно содержат списки соответствующих работ и профессий, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости. В отношении отдельных категорий работников Правительство Российской Федерации утвердило списки с наименованиями должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий.

Важно учитывать, что зачастую отказ в назначении досрочной трудовой пенсии обусловлен формальным несоответствием записей в трудовой книжке работника о стаже работы действующим спискам профессий, работ и должностей.

Исковые требования в таких случаях подлежат удовлетворению при достоверном установлении тождественности спискам специфики и характера работ, на которых был занят истец, его функциональных обязанностей, а также профиля и задач деятельности организации, в которой он работал.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 16 Постановления Пленума от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указал, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Решением комиссии по назначению пенсий ГУ-УПФ РФ в Советском районе N 673 от 23 августа 2011 г. А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, из подсчета которого исключен период работы в должности медицинской сестры в ОГОУ "Астраханский специальный (коррекционный) детский дом N 11 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" с 5 сентября 2005 г. по 1 декабря 2009 г., поскольку учреждение не поименовано Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца о включении спорного периода в подсчет специального стажа и определяя дату назначения истцу пенсии с момента обращения в Пенсионный фонд, на основании представленных доказательств, в числе которых устав учреждения, где истец осуществляла свою трудовую деятельность, а также должностная инструкция медицинской сестры, разрешил вопрос о тождестве учреждения, в котором осуществлялась трудовая деятельность А., и работ, выполняемых ею, с учреждениями и работами, поименованными в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 .

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-661/2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает право на досрочное пенсионное обеспечение для различных категорий работников в обобщенном виде, делегируя Правительству Российской Федерации право конкретизировать наименование учреждений, организаций, профессий и должностей в специальных списках. Правительство устанавливает в необходимых случаях и правила подтверждения права на пенсию. В таких условиях территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе отступать от Списков и Правил. Они обязаны строго следовать букве этих нормативных правовых актов даже в тех случаях, когда выполнявшаяся работа с очевидностью может быть отнесена к дающей право на досрочное пенсионное обеспечение .

Азарова Е.Г. Судебная практика разрешения споров в сфере социального обеспечения // Комментарий судебной практики. Выпуск 12 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2006. С. 67 - 91.

Суд же вправе использовать те доказательства по делу, которые предусмотрены гражданским процессуальным законодательством. Такими доказательствами согласно ст. 55 ГПК РФ являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Комплексный анализ этих доказательств позволяет суду прийти к убеждению о праве данного лица на досрочное назначение пенсии по старости. Как показывает практика, суды активно пользуются таким правом.

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-3202/2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Реализация прав граждан на пенсионное обеспечение в случаях обращения за судебной защитой во многом зависит от правильного толкования судом норм применяемого законодательства.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно ст. 19 этого же Федерального закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии) за исключением случаев, предусмотренных п. 4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

В том случае когда гражданину было отказано в назначении льготной пенсии, но впоследствии решением суда будет установлен факт его работы с вредными или тяжелыми условиями труда, право на льготную пенсию суд должен признать с момента первоначального обращения за назначением пенсии в пенсионные органы, поскольку факт работы с вредными или тяжелыми условиями труда в должностях, предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, установлен решением суда, имеющим обязательную силу, подтверждающим наличие основания для начисления пенсии в момент обращения за ее назначением и не нуждающимся в подтверждении какими-либо дополнительными документами .

Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Под ред. Н.К. Толчеева. М.: Норма, Инфра-М, 2012.

Решением ГУ-УПФ РФ в Советском районе N 1002 от 23 мая 2012 г. Т. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого льготного стажа, из подсчета которого исключен период работы в должностях медника, паяльщика в Автообъединении "Промстройтранс" Главастраханстроя, поскольку отсутствуют документы, свидетельствующие о том, к какому типу медников или паяльщиков относилась должность истца, о наличии особых условий труда на производстве. Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, а также учитывая требования ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации", районный суд пришел к выводу, что в спорный период Т. работал в должностях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в течение полного рабочего дня, в связи с чем решением удовлетворил исковые требования, в том числе и в части назначения пенсии со дня возникновения права на нее. Судебная коллегия с выводами районного суда, установившего дату назначения истцу пенсии, не согласилась, изменив ее на дату со дня обращения в орган пенсионного обеспечения, поскольку 22 марта 2012 г. с учетом уменьшения возраста, предусмотренного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях", достижения истцом возраста 53 лет, наличия у него специального стажа более 7 лет и страхового стажа более 20, у Т. возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии .

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.03.2013 по делу N 33-827/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

В заключение отметим, что судебная защита пенсионных прав - важнейшая гарантия соблюдения конституционных прав граждан. Предварительный административный порядок обжалования действий и решений пенсионных органов не является обязательным, что позволяет заявителю наиболее полно восстановить нарушенное право.

Литература

  1. Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Астраханской области гражданских дел о нарушении пенсионного законодательства в 2008 году // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Статистические данные Управления Судебного департамента в Астраханской области.
  3. Российская газета. 2012. N 295, 21 декабря.
  4. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-661/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Азарова Е.Г. Судебная практика разрешения споров в сфере социального обеспечения // Комментарий судебной практики. Выпуск 12 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2006. С. 67 - 91.
  6. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-3202/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Под ред. Н.К. Толчеева. М.: Норма, Инфра-М, 2012.
  8. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.03.2013 по делу N 33-827/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: