Плюсы и минусы бюрократии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Файлы: 1 файл

Бюрократия.docx

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮРОКРАТИИ

1.1. Понятие и признаки бюрократии

Бюрократия - от французского bureaucratиe, буквально - господство канцелярии или от bureau - бюро, канцелярия и греческого - власть, то есть высшие чиновники, служащие средних звеньев государственного аппарата, чиновники. Специфические особенности работы органов власти (бюрократии) во многом объективные - разрастание и усложнение функций (отсюда и расширение кадров управления и контроля), владение техникой административной работы, владение информацией и документацией, возможность готовить, составлять и интерпретировать государственные решения и акты, переписываться с населением, отвечать на его запросы.

1.2. Основные концепции теории бюрократии

Ограничение бюрократизма в сфере государственной службы необходимо рассматривать в широком контексте экономического политического и духовного обновления российского общества. Эти ограничения нельзя сводить лишь к критике бюрократического стиля управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям государственного аппарата.

Рациональные концепции бюрократии. В начале XX ст. выдающийся немецкий социолог М. Вебер разработал концепцию бюрократии как основной организации современного типа, которая пришла на смену организации традиционной и патримониальнои (патриархальных). Бюрократическая организация пришла на смену системе патриархата, средневековой администрации, при которой обычной рядовой человеку без денег и связей добиться справедливости было практически невозможно. Возникновение бюрократической структуры, в соответствии с теорией М. Вебера, связано с проявлениями приватногосподарськои деятельности, с необходимостью существования посредника между производителями и средствами производства.

В идеале бюрократии присущи ведение технических дел компетентными и бесстрастно исполнителями в соответствии с законом и процедуры, упорядоченное делопроизводство, независимость от субъективных влияний. Словом, в условиях организации современного типа существует государство общеобязательному регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков конкретных людей и возможных злоупотреблений. Такова концепция рациональной бюрократии по М. Вебером.

Для того, чтобы рассмотреть концепции бюрократии М. Вебера, необходимо упомянуть о двух основных категориях его учения. Это идеальные типы и легитимное господство. Идеальные типы, по М. Веберу, это не есть реальность, подкрепленная эмпирической адекватностью, а теоретические конструкции, которые позволяют глубже понять ту или иную проблему. Легитимное господство М. Вебер делил на три группы.

1. Традиционное - этот тип господства основывается на священности традиции, устоявшихся норм и правил.

2. Харизматическое - основывается на необыденных качествах какой-либо личности.

1.3. Формирование бюрократии

Бюрократия может формироваться несколькими способами:

2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей. В этом случае она с самого начала сознательно создается для выполнения определенных целей и задач. Например, при образовании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных управляющих для руководства фирмой. Именно таким образом формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮРОКРАТИИ

2.1. Достоинства бюрократии

М.Вебер высоко оценивал возможности бюрократии и считал ее развитие положительной перспективой исторического процесса.

Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно- экономическая эффективность: точность, быстрота, знания, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность.

2.2. Недостатки бюрократии

Главный недостаток бюрократии, по Веберу - игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой деятельности.

Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

Как ранее сообщило одно из молдавских изданий, крупнейший инвестор в Бельцкой свободной экономической зоне компания Draexlmaier, создавшая в Молдове 2 600 рабочих мест и планировавшая открыть еще 2 000 – отказалась от проекта по строительству завода в Бельцкой СЭЗ, объем которого равен 15 млн евро.

Компания объявила, что переносит свой проект из Молдовы в Румынию. Свое решение руководство компании объясняет в значительной мере вымогательством по отношению к инвестору со стороны налоговой службы.

Данный пример полностью противоречит обещаниям премьера Филата об обеспечении нынешней властью самых привлекательных условий для инвесторов.

Известно, что компания Draexlmaier планировала создать в Молдове порядка 11 тыс новых рабочих мест к 2014 году. Помимо этого компания обеспечивала развитие сопутствующих секторов, численность работников которых достигает 5 тыс единиц. В прошлом году только размер заработной платы, выплаченной компанией своим работникам равнялся 160 млн леев, в том числе 38 млн составили выплаты в бюджет.

"Мы работаем с иностранным партнером несколько лет на юге Молдовы - обрабатывая землю с применением современных технологий. Сейчас мой партнер в течение нескольких недель не может получить продление вида на жительство в Молдове. Ему не могут дать нормальную консультацию, он не может попасть к чиновнику, который бы решил проблему. И это при том, что он владелец компании, вложивший деньги в молдавскую экономику. Любая справка или документ становится проблемой в маленькой Молдове, где все друг друга знают", - сказал он.

По его словам, все это мешает развивать бизнес, загоняет иностранных инвесторов в тупик, из-за чего они не видят перспектив в экономике Молдовы". Мариан Баник, словацкий предприниматель, сообщил на форуме, что возглавляемая им компания представлена в Молдове уже шесть лет.

Что такое бюрократия

Бюрократией называют систему управления, которая основывается на документированности: каждое действие должно быть задокументировано, официально оформлено, чтобы можно было разобраться через суд, кто прав, а кто виноват.

Бюрократия появилась тогда, когда зародилась письменность. Это слово не всегда надо использовать в отрицательном значении.

Зачем нужен бюрократический аппарат

Чтобы было меньше несправедливости. Хотите получить пособие, потому что у вас многодетная семья – принесите справку, что у вас несколько детей. Хотите пособие по инвалидности – покажите медицинское заключение, что вы инвалид.

Если выяснится, что человек получил деньги, которые ему не причитаются – можно будет найти документ, который он предъявил, найти юриста, который ему этот документ дал, и взыскать с него штраф. И с этого человека тоже.


Без бюрократии нельзя

Три вида бюрократии

Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.

Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.

Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.

Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.

Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.

Недостатки бюрократии

Бумаг бывает слишком много. Уходит много времени на то, чтобы их собрать, простоять в очередях, получить нужные подписи. Проблемы, которые надо решать срочно, решаются долго.

В реальности же все эти отчеты ложатся на плечи рядовых сотрудников. В первую очередь, страдают от этого бюджетные организации: школы, больницы. Учителя, преподаватели вузов, врачи вместо своей работы заполняют бумажки.

Если смотреть в глобальном плане, то бюрократия ведет к расслоению общества, нарастанию недовольства, а потом – к митингам, революциям и кровопролитию.

Это все, что я хотел вам рассказать про бюрократию. Часто это слово используется в негативном значении, бюрократами называют чиновников, которые занимаются только бумажками и не решают проблемы народа.

Бюрократия – это характеристика управления, являющаяся его неотъемлемой чертой, способной обеспечить нормальное функционирование административной системы и вывести ее на высокий уровень эффективности.

Изначально бюрократия обозначала власть чиновников и способность руководителей влиять на те или иные события, затем данным термином обозначали слой служащих в крупных управляемых системах, выполняющих функции управленческого аппарата. С течением времени бюрократия стала рассматриваться как положительная характеристика процесса управления, обеспечивающая его функционирование и эффективность.

Бюрократия характеризуется следующими чертами:

  • бюрократическая система отличается разделением труда и высоким уровнем специализации. Каждому чиновнику поручается определенный круг обязанностей в конкретной сфере деятельности, не дублирующий полномочия и обязанности других чиновников;
  • бюрократическая система строится по принципу вертикальной иерархии, схематично выражающейся в виде пирамиды, основание которой представляет собой наибольшую касту мелких чиновников, а вершина – высший уровень управления. В рамках такого построения предусмотрено подчинение чиновников более низких уровней управления чиновникам более высоких уровней управления;
  • наличие в бюрократической системе четких правил, инструкций, норм, которым в обязательном порядке должен следовать каждый чиновник при осуществлении своей профессиональной деятельности. В этих условиях обеспечивается реализация единого подхода к решению аналогичных проблем в рамках всей бюрократической системы разными чиновниками, занимающими одинаковые должности при любой степени удаленности их от центрального аппарата;
  • обезличенность бюрократической системы, выражающаяся в отсутствии значения эмоций, впечатлений, личного отношения как чиновников к гражданам, так и руководства к чиновникам.

Характеристика преимуществ бюрократии

Бюрократическая система организации власти основана на высоком уровне специализации функций, иерархии должностей и возможности карьеры, определяемой старшинством и заслугами каждого конкретного должностного лица в рамках этой системы.

Как неотъемлемый элемент управления бюрократия обладает определенными достоинствами, перечисление которых Вебер считает основным аргументом в пользу бюрократизации управления.

Характеризуя бюрократию, Вебер отмечают такое ее положительное качество как высокий уровень эффективности по сравнению с любыми иными формами организации управленческого процесса. По словам Вебера, по уровню своей эффективности бюрократический механизм по отношению к другим формам организации управления сопоставим с машиной в отношении немеханистических видов производства.

Также к числу преимуществ бюрократической формы управления можно отнести такие качества как:

  • точность, проявляющаяся в конкретных правилах и требованиях действий чиновников, позволяющих рассчитывать на получение ожидаемого результата;
  • постоянство, выражающееся в предсказуемости действий чиновников в тех или иных стандартных ситуациях за счет их следования правилам и инструкциям;
  • дисциплина, подразумевающая жесткий контроль соблюдения правил, инструкций, установленных для чиновников;
  • аккуратность, подразумевающая соблюдение единообразных требований к оформлению документации;
  • достоверность.

Готовые работы на аналогичную тему

Эти преимущества бюрократии выступают в качестве противовеса ее зацикленности на самой себе. В бюрократической системе граждане существуют для бюрократии, но не наоборот. Бюрократическая система практически полностью утрачивает контакт с конечными потребителями. В качестве помех для бюрократической системы рассматриваются такие качества чиновников как гибкость, способность к творчеству, предприимчивость. Бюрократия направлена на решение своих внутренних проблем, а не на организацию взаимодействия бюрократической системы и внешних потребителей. Это обусловлено естественным стремлением бюрократии к власти, которая отрицает динамизм и способствует исчезновению предпосылок для рыночных сделок.

Даже при наличии определенных недостатков бюрократическая система отличается высочайшим уровнем эффективности, который, по мнению современных специалистов в сфере менеджмента, до сих пор не имеет адекватных аналогов.

Бюрократическая система обеспечивает высокий стандарт оказания услуг за счет их сведения к определенным шаблоном действий. Обратной стороной этого преимущества является неспособность бюрократической системы к решению нестандартных проблемных ситуаций. Показывая высокую эффективность при решении стандартизированных проблем, бюрократическая система игнорирует специфику каждого конкретного дела, чем зачастую превращает его в неразрешимую проблему за счет затягивания времени решения и предъявления нелепых требований.

При этом бюрократическая система позволяет осуществить систематизацию организационной структуры согласно основным принципам управления, обеспечить ее надежность в качестве инструментария реализации тактических и стратегических решений, принимаемых руководством государства.

В настоящее время преобладание преимуществ бюрократии над ее недостатками является достаточно дискуссионным вопросом. Противники бюрократии отмечают неидеальность бюрократической структуры и наличие у нее таких недостатков как отсутствие гибкости. Нехватка гибкости бюрократической системы обусловлена жестким регламентом действий чиновников, ограниченных специальными правилами, нормами, инструкциями.

В период превознесения преимуществ бюрократической системы внешняя среда и ее функционирование отличалась низким уровнем динамичности, в современном мире в условиях постоянно меняющихся среды и экологической ситуации бюрократия не всегда отвечает требованиям времени.

Бюрократия

Бюрократия — это.

Представим следующую схему: есть государство (форма (республика, монархия и т.д.) не важна), есть его граждане (подданные), которые образуют общество. Государство – это форма политической власти, следовательно, чтобы осуществлять руководство обществом, необходим аппарат управления.

Бюрократическая система имеет отношение не только к государству, но и к организациям различных правовых форм.

Почему она воспринимается негативно

Разберем данный вопрос на примере государственной бюрократической системы.

Чтобы не допустить хаоса во взаимоотношениях физических или юридических лиц и общества, государственная власть должна добиваться строго выполнения установленных правил.

Допустим, государство, решив мотивировать повышение рождаемости, устанавливает выплату материнского капитала на второго ребенка в семье. Как регулировать выплату мат.капитала, чтобы он выдавался строго по назначению?

Для этого создается специальный канцелярский порядок подачи заявок на выплату, определяется ряд документов, которые должны собрать родители ребенка. То есть им нужно пройти ряд бюрократических процедур.

Не стоит винить чиновничий аппарат за эти формальности, ведь именно они гарантируют, что материальная помощь попадет строго по назначению.

Случается, что бюрократические препоны доводятся до абсурда: до сих пор существует практика, что инвалиды каждый год должны подтверждать свою инвалидность, чтобы получать пенсию, лекарства и другие льготы. Как будто за год ампутированная нога может отрасти, сахарный диабет излечиться и т.д.

Начальники

Канцелярское (формальное) ведение дел присуще всем без исключения ветвям государственной власти.

Кратко об истории бюрократии

С тех пор как начали создаваться отдельные государства, возникла необходимость в централизованном управлении. С изобретением письменности (около 4 тыс.лет назад) техническая сторона административного управления упростилась: достаточно издать приказ и поручить его реализацию (и контроль за выполнением) специальным людям, которые получают за это плату.

Может ли бюрократия быть идеальной?

Макс Вебер

Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.

Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.

Виды бюрократии

Принято различать 3 вида бюрократии, в зависимости от специфики организации деятельности:

    Классическая форма бюрократии подразумевает четкое выполнение управленческих функций, как их позиционировал в свое время Вебер (описание принципов – в предыдущем абзаце статьи).

Структура

Примером такой формы является организация управления в каком-либо министерстве (есть министр, есть заместители по определенным вопросам, есть рядовые сотрудники, выполняющие функции, связанные с профессиональной специализацией министерства).

На роль министра редко назначается специалист согласно роду его профессиональной деятельности. В основном этот человек является грамотным, опытным управленцем (администратором).

Недостатком классической формы является:

  1. чрезмерное стремление к соблюдению формы (форма ради формы), т. е. бюрократизм в современном его понимании;
  2. недостаточное использование интеллектуальных способностей сотрудников аппарата;
  3. низкая эффективность управления при изменяющихся внешних условиях или в нестандартных ситуациях. Допустим, для решения определенной проблемы предписан установленный алгоритм действий, а условия требуют иного решения.

Примером может служить организация управления в медицинских или учебных заведениях. Глава такого учреждения – профессионал данного вида деятельности (поэтому он может компетентно контролировать работу своих сотрудников), его подчиненные также являются профессионалами, применяющие стандартный набор методик (программ) для работы.

К недостаткам можно отнести необходимость высокой профессиональной подготовки кадров (затраты на обучение).

Адхократия

Данная форма бюрократии обладает минимальным формализмом, она децентрализована и потому быстро реагирует на внешние факторы, оперативно решает поставленные задачи.

Примером может служить организация управления в научно-исследовательском институте, в юридической фирме и т.д.

Структура бюрократической системы

Иерархия

Если представить иерархию в виде геометрической фигуры, то она представляет собой пирамиду.

Достоинства и недостатки бюрократии

Рассмотрим плюсы и минусы классической формы бюрократии в следующей таблице:

достоинстванедостатки
возможность централизованного управления организацией, обществом, государствомискусственное расширение бюрократического аппарата ведет к повышению расходов на его содержание
возможность апеллировать к вышестоящим органам при неудовлетворительной работе нижестоящих (благодаря пирамидальной структуре бюрократического аппарата)отсутствие возможности самостоятельного принятия решений у нижних ступеней бюрократического аппарата (необходимо согласование с вышестоящими органами) ведет к замедлению решения насущных проблем
чрезмерный формализм затрудняет получение гражданами требуемых услуг, тормозит выполнение каких-либо работ

Документы

Читайте наш блог, это познавательно!

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Думаю, что никто не будет спорить о необходимости процедур, их и выполняют чиновники.

Другой вопрос, что бюрократическая система зачастую иррациональна, можно сказать, что просто палки в колеса людям вставляет, вот такую систему нужно исправлять, но система же не существует сама по себе, она опирается на законы, значит нужно менять эти законы, вносить поправки, тогда и ведомства изменят внутренние процедуры на основании новых законов.

Конечно, нужно менять законы и вносить поправки, чтобы они работали на благо общества и шли в ногу со временем. Зачастую законы просто отстают от действительности. Вот тогда мы ругаем бюрократов, поскольку они действуют по законам.

Читайте также: