Русская скульптура и живопись второй половины 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сформировать представление о развитии русской живописи и скульптуры во второй половине XVIII века. Раскрыть новое идейное содержание русского искусства. Познакомить с деятельностью A.П. Лосенко как художника и педагога. Рассказать о расцвете русской портретной живописи на примере творчества Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского; о бытовом жанре в живописи и графике И. Фирсова, М. Шибанова, И.А. Ерменева; портрете в скульптуре Ф. И. Шубина. Рассмотреть развитие монументальной скульптуры: работы Э.М. Фальконе в России, Ф.Г. Гордеева, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского.

Академия художеств и историческая живопись. Роль отечественной тематики в становлении исторической живописи второй половины XVIII века. (А.П. Лосенко, И.А. Акимов, Г.И. Угрюмов).

Расцвет русского живописного портрета во второй половине XVIII в.

Творчество Федора Степановича Рокотова (1735/36-1808). Национальное своеобразие его творчества, развитие интимного портрета, высокая живописная культура исполнения, тонкость психологического содержания образов. Основные произведения Рокотова: портреты Г.Г. Орлова (1762-1763), В.И. Майкова (около 1766 г.), Струйских (1772) В.Е. Новосильцевой (1780), Е.В. Санти (1785), В. Н. Суровцевой (конец 1780-х г.) и другие.

Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Композиционное разнообразие портретов Левицкого, черты аллегоричности, полнота характеристик и конкретность портретных образов. Портреты А.Ф. Кокоринова (1769-1770), воспитанниц Смольного института (1772-1776), П.А. Демидова (1773), Д. Дидро (1773-1774), М.А. Дьяковой-Львовой (1778), отца художника (1779), Урсулы Мнишек (1782), Екатерины II – законодательницы (1783). Трезвое, объективное отношение к модели, подчеркивание типичных черт, психологизм образов, четкость пластических объемов, колористическая сдержанность.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Стремление к определенной характеристики, к верности передачи черт, поиски естественности изображения, введение в портретную структуру пейзажных мотивов, черты сентиментализма. Портреты Екатерины II (1794-1796), М. И. Лопухиной (1797), В. И. Арсеньевой (сер. 1790-х гг.), сестер Гагариных. Парадный портрет А.Б. Куракина (ок.1801). Черты классицизма в портретах начала ХIХ века (портреты Долгоруких, дамы в тюрбане), особенности композиции, трактовка пластической формы и колорита.

Становление бытового жанра в живописи и графике второй половины XVIII века.

Иван Алексеевич Ерменев (1749 (?) -после 1792). Изображения крестьян и нищих в акварелях и рисунках начала 1770-х годов.

Сформировать представление о развитии русской живописи и скульптуры во второй половине XVIII века. Раскрыть новое идейное содержание русского искусства. Познакомить с деятельностью A.П. Лосенко как художника и педагога. Рассказать о расцвете русской портретной живописи на примере творчества Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского; о бытовом жанре в живописи и графике И. Фирсова, М. Шибанова, И.А. Ерменева; портрете в скульптуре Ф. И. Шубина. Рассмотреть развитие монументальной скульптуры: работы Э.М. Фальконе в России, Ф.Г. Гордеева, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского.

Академия художеств и историческая живопись. Роль отечественной тематики в становлении исторической живописи второй половины XVIII века. (А.П. Лосенко, И.А. Акимов, Г.И. Угрюмов).




Расцвет русского живописного портрета во второй половине XVIII в.

Творчество Федора Степановича Рокотова (1735/36-1808). Национальное своеобразие его творчества, развитие интимного портрета, высокая живописная культура исполнения, тонкость психологического содержания образов. Основные произведения Рокотова: портреты Г.Г. Орлова (1762-1763), В.И. Майкова (около 1766 г.), Струйских (1772) В.Е. Новосильцевой (1780), Е.В. Санти (1785), В. Н. Суровцевой (конец 1780-х г.) и другие.

Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Композиционное разнообразие портретов Левицкого, черты аллегоричности, полнота характеристик и конкретность портретных образов. Портреты А.Ф. Кокоринова (1769-1770), воспитанниц Смольного института (1772-1776), П.А. Демидова (1773), Д. Дидро (1773-1774), М.А. Дьяковой-Львовой (1778), отца художника (1779), Урсулы Мнишек (1782), Екатерины II – законодательницы (1783). Трезвое, объективное отношение к модели, подчеркивание типичных черт, психологизм образов, четкость пластических объемов, колористическая сдержанность.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Стремление к определенной характеристики, к верности передачи черт, поиски естественности изображения, введение в портретную структуру пейзажных мотивов, черты сентиментализма. Портреты Екатерины II (1794-1796), М. И. Лопухиной (1797), В. И. Арсеньевой (сер. 1790-х гг.), сестер Гагариных. Парадный портрет А.Б. Куракина (ок.1801). Черты классицизма в портретах начала ХIХ века (портреты Долгоруких, дамы в тюрбане), особенности композиции, трактовка пластической формы и колорита.

Становление бытового жанра в живописи и графике второй половины XVIII века.

Иван Алексеевич Ерменев (1749 (?) -после 1792). Изображения крестьян и нищих в акварелях и рисунках начала 1770-х годов.

Русское искусство второй половины XVIII века

Середина XVIII в. была временем высшего расцвета барокко. Ведущим стилем русского искусства второй половины XVIII в. стал классицизм. Строительство в Петербурге приобрело строго регламентированный характер. Зданиям предписывалась определенная высота, берега Невы и ее притоков были облицованы гранитом. Оформился облик Дворцовой набережной, где рядом с Зимним дворцом были построены Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Здание Эрмитажного театра построено Кваренги, который подчеркнул фасад театра коринфской колоннадой, подняв ее на высокий рустовый цоколь.
Почти одновременно с эрмитажными зданиями итальянский архитектор А. Ринальди (ок. 1710-1794) построил Мраморный дворец, фасады которого оформлены пилястрами из розоватого мрамора, из мрамора различных цветов были выполнены фриз, аттик. Отделка интерьеров создана Ринальди в стиле барокко.

В развитии архитектуры обычно выделяют ранний классицизм (60-е —начало 80-х гт.) и строгий классицизм (середина 80-х— 90-е гг.):
— для раннего характерна выработка типа общественных зданий, для зрелого — тип частного дворца и усадьбы;
— в раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат круг, квадрат, треугольник. В строгом классицизме господствуют усадебные схемы, в которых центральный корпус соединен с боковыми павильонами галереями;
— для раннего классицизма характерны монолитные объемы зданий, для зрелого классицизма композиция состоит из системы самостоятельных, соподчиненных частей;
— на раннем этапе развития классицизма поверхность стен уступчата, слагается подобно рельефу из нескольких неглубоких планов. В зрелом классицизме стена гладкая.
Ведущими мастерами классицизма в России были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

А. Ринальди. Китайский дворец. Северный фасад. Ораниенбаум. 1762-1768 гг. А. Ринальди. Мраморный дворец. Главный фасад.

В. Бренна. Инженерный замок. Центральная часть южного фасада. 1797-1800 гг.

В. Бренна. Инженерный замок. Центральная часть южного фасада. 1797-1800 гг.

В. Баженов. Арка галереи Хлебного дома. Царицыно В. Баженов. Большой мост через овраг со стороны пруда. Царицыно В. Баженов. Дом П.Е. Пашкова. 1 784-1786 гг.

М.Ф. Казаков. Проект Большого дворца в Царицыно М.Ф. Казаков Сенат в Московском Кремле. 1776-1787 гг.

Шубин пробыл в Италии три года, создавая скульптурные портреты русских, оказавшихся за границей — фаворитов Екатерины братьев Орловых, промышленника Демидова. Сделанные в Италии портреты делают Шубина известным. Болонская Академия художеств избирает его своим почетным членом. Окрыленный успехом, художник возвращается в 1773 г. в Петербург, где за исполнение скульптурного портрета Екатерины II его избирают в 1774 г. в академики.
В скульптурных портретах Шубина предстал весь цвет екатерининской эпохи — и фавориты стареющей императрицы — Безбородко, Заводовский, Румянцев, Потемкин, Зубов, и просвещенная знать — Голицын, Шереметьев, Шувалов, и интеллигенция — Ломоносов, профессор Академии художеств Шварц, архитектор Ринальди.
В 90-е гг. стареющий мастер выходит из моды. В 1805 г. Шубин умирает. Его смерть остается практически незамеченной.
Портретная живопись второй половины XVIII в. достигает своего расцвета в творчестве Рокотова, Боровиковского и Левицкого.

Федор Степанович Рокотов (1732-1808) — выходец из семьи крепостных, получивший освобождение от крепостной зависимости. В конце 50-х гг. XVIII в. Рокотов стал настолько известен, что ему было поручено написать парадный портрет великого князя Петра Федоровича. В начале 60-х гг. Рокотов служит в Академии художеств. Около 1766 г. переезжает в Москву и создает свои лучшие портреты, среди которых достаточно редки портреты высшей знати и придворных. Гораздо охотнее пишет Рокотов представителей московской дворянской интеллигенции. В 80-х гг. Рокотов достигает особой поэтичности своих портретов. Для их создания он использует сильное освещение лиц прямым светом, подчеркивая темные, чуть прикрытые глаза и слегка улыбающиеся губы. Душевные движения не раскрываются Рокотовом, он лишь намекает на то душевное состояние, в котором находится изображенный им человек. Он довольно часто использует овальную форму, любит сложные колористические сочетания. Среди портретов, написанных в поздний период, — портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева, отличающиеся глубокой психологичностью и строгостью форм.
О портрете Струйской Николай Заболоцкий писал:
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.

И.Е. Старое. Таврический дворец. 1783-1789 гг. И.Е. Старое. Троицкий собор Александро-Невской Лавры. 1776 г.

А. Ринальди. Китайский дворец. Северный фасад. Ораниенбаум. 1762-1768 гг. А. Ринальди. Мраморный дворец. Главный фасад.

Русский портретист создал лучший портрет Дидро, знаменитый философ увез этот портрет с собой вместе с портретом Нарышкиной, который сейчас находится в Лувре. Дидро показан Левицким без парика, лысоватым, усталым человеком, с очень живыми глазами на подвижном лице. Одним из шедевров явился портрет отца художника. В 80-е гг. Левицкий был на вершине славы, затем художник вышел из моды, его творчество было забыто.

Ф. Рокотов. Портрет В.Н. Суровцевой. 2-я пол. 80-х гг. Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 70-е гг. XVIII в. Ф. Шубин. Бюст A.M. Голицына. 1775 г. Ф. Шубин. Бюст М.Р. Паниной. Сер. 1770-х гг. Ф. Шубин. Бюст П.В. Завадовского. 1790-е гг

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Живопись и скульптура в России XVIII века. История России, 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Живопись и скульптура в России XVIII века. История России, 8 класс

Живопись и скульптура в России XVIII века. История России, 8 класс

Век Просвещения привёл к расцвету живописи практически во всех европейских.

Век Просвещения привёл к расцвету живописи практически во всех европейских странах. Художественная культура этого времени отличалась разнообразием жанров: художники писали портреты и исторические картины, пейзажи и натюрморты; появился бытовой жанр (сцены из народной жизни); с развитием театра совершенствовалась театральная декорация. Особенности развития живописи в XVIII в.

В развитии жанра портрета проявились две особенности: стремление к отображен.

В развитии жанра портрета проявились две особенности: стремление к отображению правды жизни и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали реальными людьми, не лишёнными недостатков. В самом конце XVIII в. в живописи появляется целое направление, представленное сценами из крестьянской жизни, портретами крестьян. Этот бытовой жанр отражал идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося в идеализации крестьянской жизни. Особенности развития живописи в XVIII в.

Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795) – русский художник, декоратор-монуме.

Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795) – русский художник, декоратор-монументалист, представитель стиля барокко. Один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. Алексей Петрович Антропов А. П. Антропов. Автопортрет. 1784 г.

Алексей Петрович Антропов А. П. Антропов. Портрет архиепископа Сильвестра (Ку.

Алексей Петрович Антропов А. П. Антропов. Портрет архиепископа Сильвестра (Кулябки), 1760 г. А. П. Антропов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны, 1750-е гг. А. П. Антропов. Портрет императора Павла I в детстве, 1765 г.

Алексей Петрович Антропов А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762 г. А. П. Ан.

Алексей Петрович Антропов А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762 г. А. П. Антропов. Портрет Екатерины II. 1766 г.

Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) – русский художник, мастер портретного.

Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) – русский художник, мастер портретного жанра. Стиль – классицизм. Иван Петрович Аргунов Предполагаемый автопортрет

Иван Петрович Аргунов И. П. Аргунов. Портрет графа П. Б. Шереметева, 1760 г.

Иван Петрович Аргунов И. П. Аргунов. Портрет графа П. Б. Шереметева, 1760 г. И. П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784 г.

Николай Иванович Аргунов (1771 – 1829) – русский художник, мастер портретн.

Николай Иванович Аргунов (1771 – 1829) – русский художник, мастер портретного жанра, сын Ивана Аргунова. Стиль – классицизм. Николай Иванович Аргунов Возможный портрет (?)

Николай Иванович Аргунов Н. И. Аргунов. Портрет графа Н. П. Шереметева, 1801–.

Николай Иванович Аргунов Н. И. Аргунов. Портрет графа Н. П. Шереметева, 1801–1803. Н. И. Аргунов. Портрет П. И. Ковалёвой-Жемчуговой, графини Шереметевой, 1801–1802. Н. И. Аргунов. Портрет балерины Т. В. Шлыковой-Гранатовой, 1789.

Фёдор Степанович Рокотов (1735 – 1808) – русский художник, крупнейший москов.

Фёдор Степанович Рокотов (1735 – 1808) – русский художник, крупнейший московский портретист. Вероятно, выходец из крепостных. Выучился на художника и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты. Большинство картин написаны в стиле рококо. Фёдор Степанович Рокотов Возможный автопортрет, ок. 1757 г.

Фёдор Степанович Рокотов Ф. С. Рокотов. Портрет Петра III. Ф. С. Рокотов. Кор.

Фёдор Степанович Рокотов Ф. С. Рокотов. Портрет Петра III. Ф. С. Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II, 1763 г.

Фёдор Степанович Рокотов Ф. С. Рокотов. Портрет И. И. Шувалова в 1760 г. Ф. С.

Фёдор Степанович Рокотов Ф. С. Рокотов. Портрет И. И. Шувалова в 1760 г. Ф. С. Рокотов. Портрет Г. Г. Орлова, 1762–1763 гг.

Фёдор Степанович Рокотов Ф. С. Рокотов. Портрет графа А. И. Воронцова. Ф. С.

Фёдор Степанович Рокотов Ф. С. Рокотов. Портрет графа А. И. Воронцова. Ф. С. Рокотов. Портрет князя И. И. Барятинского.

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822) – русский художник малорусского п.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822) – русский художник малорусского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств. Стиль – классицизм. Дмитрий Григорьевич Левицкий Д. Г. Левицкий. Автопортрет, 1783 г.

Дмитрий Григорьевич Левицкий Д. Г. Левицкий. Екатерина II в виде Законодатель.

Дмитрий Григорьевич Левицкий Д. Г. Левицкий. Екатерина II в виде Законодательницы Д. Г. Левицкий. Портрет П. А. Демидова, 1773 г.

Дмитрий Григорьевич Левицкий Д. Г. Левицкий. Портрет Дени Дидро, 1773 г. Д. Г.

Дмитрий Григорьевич Левицкий Д. Г. Левицкий. Портрет Дени Дидро, 1773 г. Д. Г. Левицкий. Портрет Н. И. Новикова.

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) – русский художник, мастер порт.

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) – русский художник, мастер портрета. Академик Императорской Академии художеств. Стиль – сентиментализм и классицизм. Владимир Лукич Боровиковский

Владимир Лукич Боровиковский В. Л. Боровиковский. Екатерина II на прогулке, 1.

Владимир Лукич Боровиковский В. Л. Боровиковский. Екатерина II на прогулке, 1794 г. В. Л. Боровиковский. Портрет императрицы Марии Федоровны

Владимир Лукич Боровиковский В. Л. Боровиковский. Портрет Павла I, 1800 г. В.

Владимир Лукич Боровиковский В. Л. Боровиковский. Портрет Павла I, 1800 г. В. Л. Боровиковский. Портрет князя А. Б. Куракина, 1801–1802 гг.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Я. П. Полонский. Владимир Лукич Боровиковский В. Л. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

Антон Павлович Лосенко (1757 – 1825) – русский художник, представитель кла.

Антон Павлович Лосенко (1757 – 1825) – русский художник, представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи. Академик Императорской Академии художеств. Антон Павлович Лосенко

Антон Павлович Лосенко А. П. Лосенко. Портрет И. И. Шувалова, 1760 г. А. П. Л.

Антон Павлович Лосенко А. П. Лосенко. Портрет И. И. Шувалова, 1760 г. А. П. Лосенко. Портрет А. П. Сумарокова. А. П. Лосенко. Портрет Ф. Г. Волкова, 1763 г.

Федот Иванович Шубин (1740 – 1805) – наиболее значительный русский скульпт.

Федот Иванович Шубин (1740 – 1805) – наиболее значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма. Академик Императорской Академии художеств. Федот Иванович Шубин

Федот Иванович Шубин Ф. И. Шубин. Скульптура «Екатерина II – законодательница.

Федот Иванович Шубин Ф. И. Шубин. Бюст А. М. Голицына, 1773 г. Ф. И. Шубин. Б.

Федот Иванович Шубин Ф. И. Шубин. Бюст А. М. Голицына, 1773 г. Ф. И. Шубин. Бюст М. В. Ломоносова, 1793 г.

Федот Иванович Шубин Ф. И. Шубин. Бюст Павла I, 1800 г. Ф. И. Шубин. Бюст Н.

Федот Иванович Шубин Ф. И. Шубин. Бюст Павла I, 1800 г. Ф. И. Шубин. Бюст Н. В. Репнина, 1791 г.

В XVIII в. одним из обязательных украшений богатых домов были коллекции живо.

В XVIII в. одним из обязательных украшений богатых домов были коллекции живописи и скульптуры. Мода на это существовала и ранее. Но теперь такие коллекции становились показателем престижа хозяев. Одной из самых роскошных и больших коллекций стало собрание живописи И. И. Шувалова – основателя Академии художеств. Выехав после смерти Елизаветы Петровны за границу, Шувалов подарил коллекцию созданной им Академии. Это была 101 картина великих художников предшествующих эпох. В Екатерининскую эпоху эти картины стали основой коллекции живописи Эрмитажа. Во многом они подвигли Екатерины II на создание собственной коллекции живописи и скульптуры. Коллекционирование живописи и скульптуры

Практически все правители России в XVIII в. внесли большой вклад в собирание.

Практически все правители России в XVIII в. внесли большой вклад в собирание за границей произведений художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные времена. Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах России. В XVIII в. в России произошло становление целой плеяды выдающихся художников и скульпторов, прославивших Отечество в веках своими великими произведениями. Коллекционирование живописи и скульптуры. Итоги и выводы

Д. Г. Левицкий. Портрет П. А. Демидова

Живопись. В середине XVIII в. и второй его половине успешно развивались и другие виды искусства. В курсе русской литературы вы узнаете о появлении новых поэтов и писателей. Об одном из самых замечательных из них - Александре Радищеве вы прочтете в следующем параграфе. Значительное развитие наблюдалось и в русское живописи. Особенно выросло мастерство портрета.

Портретная живопись раньше была скована религиозным влиянием иконописи. Портретное сходство с живым человеком достигалось слабо и считалось греховным. Но время брало свое, и теперь появились мастера, которые сумели пробить дорогу реалистическому изображению.

2. Художник Д. Г. Левицкий

XVIII в. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) был к рупнейшим русским портретистом.

Как и многие великие художники того времени, он рисовал портреты вельмож. Знаменитый портрет П. Демидова, в котором воссоздан образ богатого человека.

Богача вельможи, занятого своим любимым развлечением - разведением редких растений. Накинув на шелковый костюм богатый атласный халат, вельможа опирается на садовую лейку и с довольным выражением лица показывает рукой зрителю любимые редкостные кустики, только что расцветшие. Около лейки луковица тюльпана и небрежно отодвинутая раскрытая книга, вероятно трактат по ботанике. Это уже не обычный парадный портрет, тут хозяин дан со множеством индивидуальных черт. Две торжественные колонны заднего плана и виднеющийся в перспективе дворец напоминают о важности и богатстве хозяина.

Кроме парадных портретов представителей знати и самой императрицы Екатерины II, Левицкий с вдохновением писал портреты близких ему людей - дочери Агаши в русском народном костюме, отца.

портрет Н. И. Новикова - знаменитого русского просветителя

С большой теплотой и выразительностью художник написал портрет Н. И. Новикова - знаменитого русского просветителя, издателя популярных тогда сатирических журналов, в которых подвергались критике и осмеянию крепостнические порядки, произвол и самодурство помещиков. (См. цветную иллюстрацию 6.)

В творчестве Д. Г. Левицкого шла борьба между условной парадностью дворянского искусства и реалистическими вкусами правдивого мастера кисти, стремящегося к точному и верному воспроизведению действительных черт натуры.

Левицкий обладал большим чувством композиции: он знал, что поставить в центр, чему дать подчиненное значение, он умел уловить характерный жест человека, поворот головы, выражение лица. Он замечательно владел всей палитрой красок и умело сочетал их, был мастером колорита, как говорят художники. Много лет он преподавал в Академии художеств, руководя портретным классом.

3. В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов.

Князь Куропаткин

Учеником Левицкого был выдающийся русский художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Родом он с Украины, сын казака. Живопись была у них семейной традицией. Талантливый юноша сумел отойти от церковной живописи, которая некоторое время держала его в плену, и стать на путь реалистического искусства. Он писал парадные портреты вельмож (см. цветную иллюстрацию 7), но не это было основным в его творчестве. Он стремился изобразить человека в простой, будничной обстановке, ловил его простое, естественное выражение. Даже царицу Екатерину II он изобразил в домашнем платье, во время ее ежедневной прогулки с собачкой по саду.

Хотя поэт Г. Р. Державин нарисован им в парадном мундире со звездой и орденами, у него совсем не торжественное, а простое выражение лица; груда рукописей на столе и ряды книг, из которых часть только что вынута для работы, говорят не о его вельможной жизни, а о повседневном труде. Художник имел пристрастие к идиллическим сюжетам, тихим, сентиментальным настроениям, мягкому, нежному колориту.

В. Л. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной

Художники Аргуновы - это целая семья талантливых русских мастеров из крепостных крестьян графов Шереметевых. Особенно знаменит Иван Петрович Аргунов (1727- 1802). И ему пришлось писать парадные портреты тогдашней знати и даже самой царицы Екатерины II. Он обнаружил тут незаурядное мастерство, выписывая вельможные лица, кружевные воротники, шелк, атлас и бархат одежды. Но портреты простых русских людей, передача их чувств, их внутреннего мира были его призванием.

4. Русская скульптура. Ф. И. Шубин.

Окончив Академию, Шубин совершенствовался в Париже и Риме. Уже первые его работы завоевывают ему славу и приносят множество заказов.

Шубин - мастер портретных бюстов, большей частью выполненных в мраморе, но также автор и многих статуй для дворцов русской знати. Удивительно мастерство Шубина в передаче характерных свойств человека в скульптурном портрете. Шубин - один из величайших психологов в мировой скульптуре того времени. Он изобразил Ломоносова без официально принятого парика и парадного костюма, с ясным, вдумчивым и острым взглядом ученого, с простой улыбкой. В бюсте царя Павла I он смело изобразил черты трусливого и подозрительного деспота. Знамениты работы Шубина - его бюсты П. Румянцева, А. Безбородко и множество других.

Творчество Шубина было слишком смелым для вельможных кругов крепостной эпохи.

В последние годы жизни самая страшная беда - слепота поразила художника. Пожар уничтожил мастерскую Шубина со всем, что было им начато. Гениальный скульптор умер в материальных заботах и лишениях.

5. Русский театр. Ф. Г. Волков.

Дворец в Останкино

Богатые помещики заводили в своих имениях театры, в которых играли крепостные актеры. Прекрасный театр был устроен графом Шереметевым в подмосковном дворце Останкино. И строителями дворца и актерами, театра были крепостные. Их высокое искусство поражало современников.

Ф. Волков. Портрет работы А. Лосенко

Родился Волков в простой и небогатой купеческой семье, в городе Костроме. Потом он поселился в Ярославле, где и развернул свою замечательную деятельность.

Руководителем театра сначала был писатель Сумароков, а потом стал Волков. Красивый, с живым, открытым лицом и прекрасным голосом, Волкоз завоевал широкую славу исполнением трагических ролей. Нередко он выступал в трагедиях, где играл роль борца против тирании. Он сыграл множество героических ролей. Современники вспоминали, что Волков и в комедиях выступал с большим успехом. Талант его как актера был поистине многогранен.

Влияние Волкова на последующее развитие театра в России было огромно. Волков занимает почетное место в истории русской культуры.

Читайте также: