Гражданское общество в казахстане кратко

Обновлено: 04.07.2024

На эту тему рассуждает консультант по зарубежному образованию Марат Раимханов.

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Начнем с определения, гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обеспечивающее свободо-творческую и предпринимательскую деятельность, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина.

Согласно данным Transparency International за 2017 год индекс развития гражданского общества в Казахстане составлял 50,9 баллов из 100 и находился на среднем уровне.

По данным CIVICUS State of Civil Society Report 2018 наша страна относится к странам с ограниченным гражданским обществом.

Второе, это усиление значимости внеклассных мероприятий и повышение роли сотрудничества. Во многих школах и вузах студенческие движения и клубы играют большую роль в жизни учащихся, и эту деятельность нужно ставить на системный поток. Примерами могут служить дебатные клубы, клубы по интересам, волонтерские и благотворительные проекты, экологические мероприятия. Участие во внеклассных мероприятиях - от уроков толерантности и гендерного равенства до масштабных страновых эко-проектов - дает студентам возможность на практике реализовать свои способности и узнать больше о социуме, в котором они живут. Международный обмен студентами, включая программы академической мобильности, помогают студентам получать зарубежный социальный опыт и привносить позитивные элементы в наше общество. Тесная работа с международными и казахстанскими неправительственными организациями помогает вузам получать постоянно обновляемый поток информации о социальных процессах в обществе и адаптировать образовательный процесс к новым реалиям.

Третье, это инклюзивность образования. Инклюзивность заключается в совместном обучении и воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов, не имеющих таких ограничений. Согласно определению, инклюзивное образование – это процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. К примеру, в Великобритании с самого детства формируют позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями. Детям в дошкольных учреждениях предлагают играть с куклами, у которых очевидны признаки особых потребностей. Инклюзивный подход демонстрирует студентам, что личность человека имеет ценность сама по себе, вне зависимости от возможностей, а продуктивные взаимоотношения могут быть основаны исключительно на уважении, понимании и принятии других.

Основными достижениями казахстанских НПО являются: целевая направленность оказываемой помощи, развитие гражданской активности населения, а также моральная поддержка социально уязвимым группам населения. В то же время следует отметить ряд недостатков в развитии неправительственного сектора в Казахстане. Так, несмотря на многочисленность НПО в Казахстане, в целом развитие неправительственного сектора в стране не столь масштабно. Существенного возрастания роли НПО в решении социально значимых проблем общества не наблюдается. Не наблюдается также и взаимодействия НПО с органами государственной власти. Остается неотлаженным механизм социального партнерства. Несмотря на некоторый рост гражданской самоорганизации, выражающийся в увеличении числа общественных организаций, их качественный уровень весьма низок и охват ими широких социальных слоев незначителен. Процесс осознания обществом и государством высокой роли гражданских институтов замедлен. Не последнюю роль здесь сыграл недостаток в качественной организационно-практической поддержке НПО государством. Кроме того, по сравнению с развитыми зарубежными странами государственное финансирование НПО в Казахстане пока недостаточно развито. Хотя следует отметить, сумма государственного финансирования НПО постепенно растет. Направленность деятельности НПО в Казахстане во многом определяется интересами международных организаций, которые являются основными источниками их финансирования. Пока реально отсутствуют легитимные и взаимовыгодные механизмы взаимодействия сектора НПО с коммерческим сектором.

Для устранения обозначенных недостатков сектора НПО в стране необходимо совершенствовать мониторинг и оценку их деятельности, развивать устойчивую систему сотрудничества с государством, прозрачность и открытость их деятельности для общественности, навыки местных сотрудников НПО. Оптимальная правовая модель взаимодействия государства с неправительственным сектором позволила бы координировать направление внебюджетных средств на решение наиболее остро стоящих социально-экономических проблем с помощью НПО, которые уже накопили достаточный организационный и человеческий капитал. В свою очередь, устойчивый и активный неправительственный сектор, опирающийся на гражданские инициативы, являлся бы гарантом равноправия и стабильности в казахстанском обществе.

Перспективным с точки зрения укрепления гражданского общества в Казахстане представляется дальнейшее развитие организационно сильных и свободных средств массовой информации. За прошедшие годы в этом направлении сделано немало, и нынешний политико-правововой базис позволяет эффективное их участие в процессе укрепления гражданского общества. В целом можно констатировать, что информационный рынок Казахстана состоялся и теперь он вступил в фазу стабильного роста. Удается сохранять весьма динамичные темпы развития независимых СМИ и открытого информационного пространства. Однако, к сожалению, в последние годы в развитии информационного пространства страны наметился ряд негативных тенденций. В первую очередь обращает на себя внимание процесс постепенной монополизации информационного рынка страны. В итоге на сегодня ситуация, когда СМИ являются выразителями интересов тех или иных заинтересованных групп, весьма характерна для информационного поля Казахстана. Во многом это происходит потому, что долгое время оставался законодательно не закрепленным механизм обеспечения равновесия свободы СМИ и их ответственности перед обществом.

Большую роль в невостребованности профсоюзов сегодня играет возрастающая безработица. Работники, имеющие работу, из-за боязни ее потерять сознательно сторонятся профсоюзов. За помощью к профсоюзам, как правило, обращаются только в экстремальных ситуациях. Но и в этом случае реальной помощи профсоюзы им оказать, как правило, не могут. Одновременно у реально и активно действующих профсоюзов в Казахстане позиции и механизмы работы совпадают. Но их разобщенность препятствует им в полной мере влиять на решение проблем своих членов на местном, региональном, отраслевом и республиканском уровне. В этой связи, как показывает мировой опыт, возрастает не только роль рыночных, демократических профсоюзов, обладающих новыми эффективными формами и методами работы, но и актуализируется необходимость укрепления роли, места и влияния профсоюзов через объединение действующих профсоюзных центров в единую систему. Такое изменение позволит им проводить общую стратегию развития национального рынка труда и повысит их значимость в укреплении гражданского общества в Казахстане.

Местное самоуправление. Полноценное развитие гражданского общества в Казахстане может быть осуществлено посредством внедрения и реализации института местного самоуправления, призванного стать ключевым инструментом защиты интересов местного населения. Однако местное самоуправление является одним из наименее развитых институтов гражданского общества в Казахстане. К сожалению, за весь реформенный период в Казахстане не были проработаны и приняты однозначные подходы к организационной форме и уровню государственного управления, на котором должно осуществляться местное самоуправление. Дело в том, что за все годы реформы системы административного управления страны принимались лишь косвенные меры по формированию местного самоуправления, которые были тесно взаимоувязаны с реформированием системы местного государственного управления. В целом на сегодняшний день основные причины, препятствующие становлению местного самоуправления в стране, можно свести к следующим: излишняя централизация государственной власти; закрытость местной власти для местного населения; низкая правовая культура населения; слабое восприятие населением гражданских ценностей. Все это в конечном счете затормаживает становление института местного самоуправления в Казахстане. Таким образом, основными факторами, тормозящими развитие институтов гражданского общества в Казахстане на современном этапе, являются:

• недооценка сложной взаимозависимости элементов современного развитого государства и институтов гражданского общества;

• акцентирование вопроса о деятельности институтов гражданского общества исключительно на дальнейшем совершенствовании гражданского законодательства вместо строгого соблюдения уже имеющегося;

• незавершенность намеченной в стране политической модернизации, направленной на дальнейшее развитие институтов гражданского общества.
Учитывая данные обстоятельства, в целом можно констатировать, что, несмотря на предпринятые государством за годы реформ меры по укреплению субъектов гражданского сектора, гражданское общество в Казахстане все еще находится на начальном этапе своего становления. Поэтому логика дальнейшей модернизации Казахстана требует ускоренного построения устойчивого гражданского общества в стране. Без полноценного формирования этого обязательного компонента современного развитого государства становится невозможным и дальнейшее экономическое развитие Казахстана. Ведь экономическая, политическая и гражданская сферы образуют систему, элементы которой находятся в сложном и тесном взаимодействии.

Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В Казахстане нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является пренебрежительное отношение граждан к законам, низкий уровень гражданского правосознания, доминанта государственного начала над личностным.

Ключевые термины по теме лекции: государство, гражданское общество, правовое государство, социальное государства, гражданин, концепции происхождение государства.

Тесты для самоконтроля

1. Референдум – это: (всенародное волеизъявление по какому-то вопросу; собрание древних римлян; форма приобщения молодежи к политической власти; завершающая стадия заседания совета старейшин у племен Северной Америки).

2. Какие из приведенных ниже суждений соответствует теории правового государства:

- государство должно быть ограничено законом;

- разрешено все, что не запрещено законом;

- запрещено все, что не разрешено;

- законодательные, исполнительные и судебные органы должны быть независимы и равноправны;

- каждый государственный орган должен действовать в рамках своей компетенции;

- одна партия находится у руля власти;

- существует централизованное управление экономикой;

- государство контролирует СМИ;

- существует реальное распределение ветвей власти.

3. Назовите особенности формирования гражданского общества в Казахстане.

4. Как понимается политическая власть в правовом государстве:

- умение навязывать свою волю остальным;

- делегирование обществом государству всех полномочий;

- полный контроль за деятельностью общества;

- неприкосновенность политической власти в государстве;

- поиски консенсуса между обществом и государством в правовом поле;

- делегирование обществом государству политических полномочий;

- взаимодействие между гражданским обществом и государством.

5. Выделите структурные элементы гражданского общества:

- партии и общественные движения;

- система правоохранительных органов;

- профсоюзы, творческие коллективы;

- система институтов государственной власти;

- школы, высшие и средне-специальные учебные заведения;

- демонстрации, акции протеста, движения.

8. Принцип правового государства: (государственный суверенитет; закрепление господствующих форм собственности; поддержание правопорядка; гарантированность прав и свобод).

9. Принципы организации гражданского общества - это: (государственное регулирование; плюрализм и свобода выбора; поддержание правопорядка; государственный суверенитет).

10.Что из нижеперечисленного является главным и необходимым условием демократической системы? (выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов; многопартийная система; участие в работе парламента оппозиционных партий; выборность органов местного самоуправления; наличие конституции)

11.Абсентизм: (форма уклонения избирателей от участия в голосовании; идея безгосударственного устройства общества; форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного человека; процесс политической социализации; формирование положительного политического имиджа главы государства).

12.Как называется целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти: (корпоративизм; лоббизм; этакратизм; ревизионизм; этатизм).

13.Контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах: (партократы; лоббисты электорат; номенклатура; пацифисты).

14.Выделите правильное суждение: (гражданское общество обеспечивает права человека, а государство - права гражданина; гражданское общество обеспечивает права личности, а государство - права человека; гражданское общество обеспечивает права общества, а государство - права гражданина; гражданское общество обеспечивает права гражданина, а государство - права большинства; гражданское общество обеспечивает права национальных, конфессиональных меньшинств, а государство - права общества в целом).

15.Выделите наиболее важный недостаток мажоритарной системы: (невозможность формирования эффективно работающего и стабильного правительства; непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных депутатов, а за партии; значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти; сильная зависимость депутатов от своих партий; в сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества).

16.Согласно какой концепции происхождения государства, государство есть результат соглашения граждан между собой о создании государства и добровольном подчинении ему? (патриархальная теория происхождения государства; теологическая теория происхождения государства; насильственная теория происхождения государства; договорная теория государства; патерналистская теория происхождения государства).

18.Какие из нижеприведенных признаков присущи гражданскому обществу? (независимые ассоциации граждан, наличие частной собственности; этатизм, клиентелизм; монополия государства на собственность; патернализм, корпоративизм; бюрократизм, личная преданность)

19.Выделите принципы организации гражданского общества: (политический и экономический плюрализм; государственное регулирование; наличие закона; разделение ветвей власти; делегирование обществом государству политических полномочий).

Гражданское общество Казахстана

Одним из важнейших достижений независимости является образование активного и независимого сообществ неправительственных организаций. Сообщества неправительственных организации Казахстана начало динамично развиваться с конца 1990-х годов в условиях тяжелой социально-экономической ситуации.

О становлении и развитии неправительственного сектора за годы независимости Казахстана порталу Qazaqstan Tarihy рассказал кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК Б.Р. Шериязданов.

Соответственно гражданское общество – это важная составляющая часть успешного развития любого государства.

За последние 30 лет сеть неправительственных организаций выросла от 100 НПО до 22 тысяч. В стране появились новые и достаточно сильные инициативы НПО, большинство из которых функционируют успешно, реализуя широкий спектр услуг для общества. В практическом плане институты гражданского общества с каждым годом находят свое применение в политических, социальных, экономических, культурно-гуманитарных сферах жизни государства и общества. Любое современное государство нуждается в надежных партнерах внутри самого общества, которые способны эффективно содействовать решению существующих проблем. Их отсутствие, как известно, исключает всякое прогрессивное развитие общества.

Созданы и продолжают совершенствоваться правовые основы для деятельности организаций гражданского общества. Указом Президента утвержден новый стратегический документ, определяющий основные направления развития гражданского сектора в долгосрочной перспективе – Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2020-2030 гг. Документ определяет основные задачи и приоритеты в сфере взаимодействия гражданского общества и органов власти. В Концепции предусмотрены новые подходы по трансформации деятельности гражданского сектора. Реализация комплекса мер, заложенных в Концепции, определена до 2030 года. Концепция будет реализована в двух этапах: первый этап с 2020-2025 годы и второй этап с 2026-2030 годы. В Концепции развития гражданского общества состоит из 6 разделов, выделены 5 ключевых направлений.

1) создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере;

2) поддержка и развитие гражданской активности;

3) повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами;

4) укрепление потенциала институтов гражданского общества;

5) вовлечение гражданского общества в имплементацию целей устойчивого развития ООН в Казахстане.

Инструментами финансовой поддержки институтов гражданского общества также являются государственные премии и грантовое финансирование. Государственной поддержки НПО в виде премий в этом году удостоились 38 НПО на общую сумму 83 млн 340 тыс. тенге. Финансирование проектов НПО было увеличено с 1 млн тг до 27 млрд тенге.

Безусловно, без этого невозможно эффективно работать и гражданскому обществу, и государству. В государственных органах определены Уполномоченные лица по взаимодействию с НПО. Действует Координационный совет по взаимодействию с НПО, являющийся консультативно-совещательным органом в сфере взаимодействия с НПО, где рассматриваются вопросы совершенствования законодательства в сфере НПО, заслушивает отчеты министерств, акиматов областей о реализации стратегических документов, рекомендаций. Наряду с этим, действуют региональные советы по взаимодействию с НПО на областном, городском и районном уровнях, где обсуждаются вопросы взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества. Реализуются совместные социальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан посредством финансовых инструментов государственной поддержки гражданских инициатив: государственный социальный заказ, грантовое финансирование, премии для НПО.

Вместе с тем, планируется усиление статуса общественных советов путем внедрения его в квазигосударственный сектор. На сегодняшний день общественные советы имеются во всех государственных органах. Анализ показывает активизацию НПО в структуре общественных советов, на 10% увеличилась доля членов НПО в составах общественных советов.

Резюмируя всё вышеизложенное, со всей определённостью можно сказать, что укрепление институтов гражданского общества является важнейшим условием реализации конституционных положений об утверждении Казахстана демократическим, правовым, светским и социальным государством.

1431673479_civ

Ценностные отношения в условиях формирования гражданского общества в Казахстане. Ценностные отношения в граж­данском обществе. — явление многогранное, учитывая раз­ностороннее воздействие на процесс формирования цен­ностных ориентиров человека. Гражданское общество нельзя строить, опираясь на вер­тикаль власти, то есть фрагментах, на базе которых форми­руется протогражданское общество, как продукт согласо­ванной воли народа, его творчества. Гражданское общество — это продукт весьма длительной эволюции общества. Наследство прошлого перерабатыва­лось противоречиво: то, радикально отбрасывая, то, возрож­дая идеалы и воспроизводя опыт, гражданское общество не локализовалось в одном формационном пространстве. Эта идея на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополняясь идеями демократии, основан­ной на политическом плюрализме, консенсусе, партнерстве конкурирующих социальных групп, ограничении государ­ственной власти установленными правовыми нормами, ин­дивидуальной свободы человека, расширения демократии в социальном плане. Следовательно, в самой идее гражданского общества должен содержаться идеал и система ценностей, привлека­тельных настолько, что они могут стать даже сильнее долга. Такой ценностью является право собственности, раскрывающее возможности свободы действий, независимости и на этой основе достижения благополучия граждан. Можно выделить три важнейшие ценности гражданского общества:

  1. Наслаждение своим имуществом и богатством.
  2. Мир и безопасность граждан.

Право каждого иметь и отстаивать свои убеждения. Другой ценностью, на которую постоянно указывают мыслители, начиная от Аристотеля и продолжая линию че­рез Монтескье, Фергюссона и до наших дней является иде­ал справедливости. Этот идеал представляет столь могуще­ственное духовное явление, что его несоблюдение или зна­чительное отклонение, от которого вызывает социальные революции, потрясения. Идеал справедливости связан с осуществлением демо­кратических свобод и имущественным положением граж­дан; отсутствие или снижение сферы демократических сво­бод или погружение в состояние нищеты массы населения не позволяет гражданам стать равноправными партнерами ни с представителями государственного управления, ни с согражданами в сфере общества; между тем, как суть граж­данского общества состоит в том, что население этого об­щества становится равноправными партнерами — согражда­нами. Согражданство может выступить главной ценностью идеи гражданского общества при возможности стать нацио­нальной идеей Казахстана. Национальная идея является осознанным и позитивно ориентированным пластом культуры, она представляет со­бой духовный феномен, продукт национального самосозна­ния, содержащий в себе представление о положительном идеале, утверждающий этот идеал и воодушевляющий на его достижения. Национальная идея, как составная часть культуры возникает стихийно, как результат поиска обществом ответа на вызов истории. Национальная идея может быть выражена и конкретизирована в политической идео­логии, от последней ее отличает меньшая теоретическая формализованность, меньшая привязка к конкретным по­литическим процессам и их субъектам. С точки зрения ак­сиологии, национальная идея — это результат исторического отбора положительных ценностей национальной культу­ры. Структуру ценностей между собой определяет картина мира, господствующая в обществе. В настоящее время в ка­захстанской культуре происходит переход от органической к конвенциальной картине мира. Система ценностей вслед­ствие этого трансформируется из константной иерархиче­ской структуры в аморфный набор ценностей, значимость которых определяется ситуативно, в зависимости от инте­ресов субъекта политической деятельности.

Своей повседневной практикой гражданское общество доказывает индивиду, что кроме таких ценностей, как ка­рьера и власть в системах государственных иерархий су­ществует множество ценностей, которыми богата частная жизнь, где есть общение с природой, любовь, семья, занятие наукой, искусством, спортом. Оно дает индивиду возмож­ность вести хотя и частное, но вполне полноценное циви­лизованное, культурное существование наполненное смыс­лом и радостями жизни. Более того, исповедуя философию частной жизни, гражданское общество стремится убедить индивида в том, что именно оно, а не государство является источником обретения истинно высоких и чистых радостей бытия. Помогая гражданину осознать свою значимость, раз­вивая сознание собственного достоинства, оно культивиру­ет психологию самоценных субъектов, способных активно влиять на жизнь государства.

Сегодня успешные решения различных проблем внутри государства реализуются благодаря синергии государственного управления и участия общественности. Общественность, как гражданское общество, принимает участие непосредственно через общественные организации, что порождает вопрос о перераспределении полномочий общества, между государственными структурами и общественными объединениями. Как гражданское общество в целом влияет на развитие страны, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.


Предпосылками развития гражданского общества на заре независимого Казахстана были общественные объединения, неправительственные организации, профсоюзные организации, оставшиеся после развала Советского Союза. Также после принятия независимости страны, начали открываться иностранные международные неправительственные организации, которые имели финансовые ресурсы для развития гражданского общества.

11.jpg

Количественное увеличение неправительственных организаций говорит о спросе на их услуги, ведь НПО способны приспосабливаться к меняющимся условиям, гибки, инициативны и зачастую славятся знаниями дел на местах, они также активизируют социальную инициативу людей, что уменьшает вероятность наступления социального или политического конфликта. Исходя из таблицы, мы видим, что большая часть неправительственных организаций осуществляет свою деятельность за счет финансирования государственным социальным заказом 29,3% и международными грантами 23,6%. Как и увеличение количества НПО, так и сумма финансирования, выделяемая государством на социальные заказы, с целью поддержания неправительственный сектор, как мы видим за 15 лет с 2003 года по 2018 год увеличилась с 10,7 млн до 20,3 млрд тенге.

22.jpg

В разрезе по направлениям деятельности большая часть неправительственных организации направлена на поддержку молодежной политики и детских инициатив; деятельность, связанная с образованием, наукой, информацией, физической культурой и спортом; поддержка социально уязвимых слоев населения. Наименьшее количество НПО как в 2016 так и в 2019 году направлено на решение проблем демографии.

33.jpg

44.jpg

Данный реестр позволяет обеспечить информированность общественности о деятельности НПО в стране, государству дает возможность проводить мониторинг как национальных, так и иностранных НПО действующих в стране на предмет их деятельности, с целью предотвращения деятельности, носящей деструктивный характер или угрожающей национальным интересам страны в целом.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, Гражданское общество является необходимой составляющей успешного социально-экономического развития страны, выступая связующим звеном между гражданским обществом и государством, НПО является сильным ресурсом, имеющим влияние на развитие страны в широком спектре услуг. Ежегодный количественный рост и постоянное увеличение финансовых вложений в НПО говорит о большом спросе на их деятельность, что подтверждает исполнение 97 шага и 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, а именно передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

По данным Министерства информации и общественного развития РК, с 2019 года в стране действует 216 ОС местного уровня, в котором 2084 человек являются представителями гражданского общества и 1221 человек выступают от государственных органов, депутатов и бюджетных организаций. По приведенным ниже данным мы видим, что большинство участников являются представителями неправительственных организаций, за исключением Карагандинской, Костанайской области, там преобладают представители бизнес структуры.

55.jpg

В процентном соотношении мы видим, что преобладающим большинством в 32% от общего числа членов ОС являются представители НПО, наименьшим являются общественные деятели (не учитывая какие сферы входят в прочие).

66.jpg

000.jpg

Также как и в преобладании гражданского общества в ОС местного уровня, более 70% составляют представители гражданского общества в ОС республиканского уровня.

88.jpg

Посмотрев на состав регионального Общественного совета, мы видим, что в большинстве преобладают представители гражданского сообщества, 31% - представители НПО, они являются более приближенными к населению и являются более осведомленными с общественно значимыми проблемами населения. Через членство в Общественном совете они могут быстрее и эффективнее представлять общество через общественные слушания и общественные экспертизы.

Общественными советами к 2018 году были заслушаны отчеты о результатах работы 213 акимов областей, гг. Астана, Алматы, городов и районов, руководителей 16-ти центральных государственных и более 1300 местных исполнительных органов; за 2016-2018 гг. ОС рассмотрено более 12 тысяч проектов НПА; проведено более 500 исследований в рамках общественного мониторинга по социально значимым темам. За январь-август 2019 года ОС было проведено 1128 заседаний, более 219 исследований по актуальным социально значимым вопросам; рассмотрено 4378 проектов НПА; более 344 общественных слушаний; а также заслушаны 150 руководителей государственных органов по вопросам здравоохранения, транспорта, работы местной полицейской службы, социальной сферы.

Таким образом, мы видим, что работа Общественных советов набирает обороты, уже имеется не малый опыт деятельности за 4 года, возможно общественность хотела бы быстрых решений в различных вопросах, однако решения ОС носят рекомендательный характер и это иногда мешает решениям насущных социальных проблем.

Читайте также: