Способы воздействия в межличностном взаимодействии в деловых коммуникациях кратко

Обновлено: 06.07.2024

Механизмы общения – это социально-психологические процессы, возникающие при взаимном влиянии собеседников друг на друга и оказывающие определенное воздействие на коммуникативную активность, характер и эффективность коммуникативного поведения.

Данное определение частично схоже с общепринятой трактовкой термина механизм, применяемой как для природных, так и социальных явлений. Оно применимо для таких определений, как психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, мода и т.д.

Специфика механизмов общения, отличающая их от иных психологических механизмов, состоит в том, что они воплощают силу и потенциал внутриколлективных взаимоотношений субъектов друг с другом.

Механизмы общения, как правило, не осознаваемы и спонтанны.

К одним из главных особенностей процесса общения относят возможности оказать влияние на участников общения.

Психологическое влияния представляет собой воздействие на психическое, эмоциональное состояние, мысли и действия субъекта с использованием психологических вербальных или невербальных средств, которое предполагает предоставление возможности и времени на ответное воздействие.

Виды механизмов воздействия в процессе общения

Существуют следующие механизмы влияния на субъект в процессе общения:

Заражение.

Заражение представляет собой передачу своего состояния или отношения другому субъекту или группе субъектов, которые, в свою очередь, принимают это состояние. Базисом возникновения данного механизма служит эмоциональное воздействие при коммуникации субъектов. При заражении большая группа людей необъяснимым образом начинает переживать определенное психологическое состояние. Существуют такие формы заражения, как массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз;

Внушение.

Внушением является сознательное или неосознанное воздействие на субъект (или группу субъектов), которое предполагает изменение его психологического состояния, отношения к чему-либо, расположения к различным действиям. Оно выражается, как правило, вербальным действием, и рассчитано не на логическое мышление субъекта, а на эмоциональные переживания и готовность получить установку к определенным действиям. Неуверенность субъекта в себе и преобладание определенного психического состояния служат предпосылкой для внушения человеку какой-либо информации. Факторами внушения является авторитет субъекта, который доносит информацию, наличие доверия к нему и отсутствие сопротивления у объекта, которому что-то внушают;

Убеждение.

Под убеждением понимают сознательное воздействие на субъект или группу субъектов, которое направлено на изменение суждений, отношений, намерений или решений путем аргументации. При убеждении его суть должна четко осознаваться субъектом, который оказывает влияние, и быть донесена до субъектов, подвергающихся влиянию. Перед тем как начать убеждать, субъект должен получить согласие собеседника его выслушать. Процесс убеждения представляет собой совокупность логических рассуждений и доказательств, эмоций, которая направлена на критически настроенного человека;

Подражание.

Подражание является способностью субъекта воспроизводить различные образцы поведения, имеющие определенную эмоциональную окраску, и стремление быть подобным кому-либо. Подражание может проявляться как непроизвольно, так и произвольно. Наиболее ярким примером подражания является мода. Она представляет собой определенную и постоянно меняющуюся форму поведения общества, которая возникает быстро и бурно под влиянием преобладающих в обществе настроений, вкусов и увлечений.

Просьба.

Просьба представляет собой обращение к субъекту с целью склонить его к удовлетворению потребности либо желания просящего. При этом субъект имеет свободу выбора выполнить эту просьбу или отказаться. Любая просьба подразумевает получение возможного отказа. Отказ – это выражение несогласия субъекта выполненить просьбу собеседника;

Принуждение.

Готовые работы на аналогичную тему

Под принуждением понимают угрозу, которая основана на необходимости применения контролирующих возможностей, для получения определенного поведения от субъекта. Контролирующие возможности представляют собой полномочия субъекта лишить принуждаемого определенных благ или изменить условия его трудовой или обыденной жизнедеятельности. Одной из грубых форм принуждения является угроза жизни и здоровью принуждаемого. Принуждение осознается субъектами как давление.

Самопродвижение.

Самопродвижение представляет собой объявление целей и позиции, предоставление доказательств компетенции и квалификации субъекта для оценки обществом. С помощью самопродвижения субъект может получить преимущества в каком-либо конкурсе, выборах и т.д.

Формирование благосклонности.

Благосклонность формируется при привлечении субъектом к себе непроизвольного внимания, которое может быть основано на его привлекательности, хороших высказываний о личности, подражании или предоставлении ему определенных услуг.

Деструктивная критика.

Разрушительная критика представляет собой агрессивное поведение, выражение своего пренебрежения, высказывание оскорблений либо осмеяние действий определенного субъекта. Она требует от субъекта сосредоточения на подавлении своих негативных эмоций.

Манипуляция.

Под манипуляцией понимают скрытое воздействие на субъекта, которое приводит к переживанию им определенных состояний, принятию решений или выполнению каких-либо действий, в которых заинтересован манипулятор.

Выделяют психологически конструктивное влияние и неконструктивное влияние.

Психологически конструктивное влияние не приводит к разрушению личностей субъектов и их взаимоотношений, грамотно применимо и удовлетворяет требования обеих сторон.

К неконструктивному психологическому влиянию относят игнорирование, деструктивную критику, манипуляцию и принуждение.

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

манипуляции в общении

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

манипуляции в деловом общении

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

Воздействие страхом

манипуляции в общении виды приемы

Воздействие виной

Воздействие неуверенностью в себе

Воздействие гордостью

Воздействие жалостью

психологические манипуляции в общении

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

манипуляции в межличностном общении

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

В семейных отношениях

характеристика манипуляций в общении

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

манипуляции в общении и их нейтрализация

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

Технологии и приемы манипуляции в межличностном общении [04.05.11]

Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое используется для скрытого внедрения в психику человека целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями человека.

Теоретические основы манипулятивных технологий делового общения были заложены в одном из крупных направлений американской психологии - оперантном бихевиоризме Б.Скиннера. Активное внедрение манипулятивных технологий на Западе и в России началось во второй половине ХХ века, преимущественно в информационной и политических сферах.

Как отмечает ведущий исследователь манипулятивного общения Е.Л. Доценко, технологические приемы манипулирования массовым сознанием и индивидуальным (в межличностной деловой коммуникации) имеют некоторые отличия. При манипулировании массовым сознанием с самих манипулируемых адресов снимается ответственность за совершаемые действия и формируются их пассивность и инертность. В межличностной манипуляции, напротив, ответственность за принимаемые решения переходит на адресата манипуляции.

Понятие, которое необходимо ввести для описания психологических манипуляций личностью это "мишени" воздействия. При рассмотрении значения этого понятия воспользуемся результатом анализа ряда работ по этой проблеме, проведенного Доценко Е.Л. "Наиболее психологичной, - по его мнению, - несомненно является тема мишеней воздействия. Обличению часто подвергается тот факт, что воздействие строится в расчете на низменные влечения человека, агрессивные устремления. Отмечается, что манипуляторы эксплуатируют такие влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т.п. Более "продвинутые" способы манипулирования предполагают предварительное "изготовление" мнений или желаний, закрепление их в массовом сознании и в представлениях отдельного человека, с тем чтобы можно было к ним затем адресоваться.

Кроме того, в литературе под мишенями воздействия понимаются и отдельные люди, их объединения, социальные группы, население и даже страны - объекты психологических операции.

При рассмотрении межличностных манипуляций в качестве мишеней в настоящее время выделяются личностные структуры, определенные психические образования человека. Обобщая имеющиеся данные по этой проблеме в качестве рабочей классификации мишеней манипулятивного воздействия на личность можно использовать следующие пять групп психических образований человека:

1. Побудители активности человека: потребности, интересы, склонности.

2. Регуляторы активности человека: групповые нормы, самооценка (в т.ч. чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъективные отношения, ировоззрение, убеждения, верования, смысловые, целевые, операциональные установки и т.д.

3. Когнитивные (информационные) структуры (в т.ч., информационно-ориентировочная основа поведения человека в целом) - знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека.

4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т.п.

5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.

Необходимость выделения в ситуациях межличностного взаимодействия среди всего разнообразия мишеней именно тех, на которые направлено воздействие определяет целесообразность введения такого понятия как направление, вектор или стрела воздействия.

Например, при манипулировинии массовым сознанием важно, чтобы люди верили в нейтральность и беспристрастность основных социальных институтов: СМИ, президентской власти, федерального правительства, системы союзных органов. Тщательно культивируется и внедряется в массовое сознание миф о том, что никакие финансово- промышленные группы не оказывают доминирующего влияния на процесс понятия важных решений в стране.

В основе механизма манипулятивных технологий лежит идея дегуманизации природы человека. Многочисленные телесериалы с героями – монстрами, убийцами, маньяками – внедряют в массовое сознание миф о вечно агрессивном и хищническом характере человеческой природы, о его вечном стремлении к накопительству и неуемному потребительству. Такая уродливая форма героя разрушает личностное начало в человеке, его индивидуальное самосознание, защитные психологические силы и жизнеспособность. Но самое главное – такой герой способствует выработке подражательного стиля поведения – стиля насилия.

Манипулятивные технологии широко внедряются в маркетинговые коммуникации, вытесняя социально-этический маркетинг. Они сужают рамки многосторонних отношений людей до сугубо рыночных: все мы – покупатели и продавцы, не более того. Духовный мир человека остается вне этих рамок. И это не случайно, так как именно духовность остается главным противником вещизма, обеспечивающего основные доходы рекламодателям. Не случайно в последние десятилетия психологи столкнулись с не известным ранее психическим заболеванием – манией покупок. Зайдя в супермаркет, человек покупает все подряд, пытаясь избавиться от некоторого внутреннего беспокойства.

Каковы же истинные причины усиления манипулятивных технологий в деловом взаимодействии?

Во-первых, развитие информационных технологий создало возможности массированного психологического воздействия на массовое сознание.

Во – вторых, все современные СМИ – это деловые предприятия, получающие доходы от торговли своим временем.

В-третьих, происходит столкновение интересов и мотиваций различных социальных групп, личностей, властных структур и гражданского общества во всех сферах общественной жизни.

2. Технология методов и приемов манипуляции в межличностном общении

Успешность применения манипулятивных технологий делового общения определяется тем, насколько широк спектр используемых манипулятором технических средств психологического воздействия. Проведя анализ, какие психические образования личности выступают в качестве мишеней манипулятивного воздействия, помогает в определенной степени раскрывать структурные элементы самого процесса манипулирования и механизмы межличностных психологических манипуляций.

Анализ работ в этой области позволяют выделить три основные группы манипулятивных приемов, которые еще обозначаются как уловки, используемые в дискуссионных обсуждениях. Исходя из содержания и направленности манипулятивного воздействия, данные уловки можно разделить на: организационно-процедурные, логико-психологические и личностные.

Уловки организационно-процедурного характера. Это приемы, связанные с созданием определенных условий, предварительной организацией и специфическим осуществлением процедуры межличностного взаимодействия. Использование подобных уловок затрудняют процесс обсуждения для объектов манипулятивного воздействия и, соответственно, облегчает (способствует достижению намеченных целей) субъекту организующему манипуляцию.

  • Дозирование исходной информационной базы. Материалы, необходимые для обсуждения, не предоставляются участникам вовремя, или даются выборочно, тем самым осуществляется неполное информирование некоторых участников, что затрудняет для них обсуждение, а для других создает дополнительные возможности использования психологических манипуляций. Обратный вариант - "избыточное информирование", заключающееся в том, что готовится много проектов, предложений, решений и т.п., сопоставление которых в процессе обсуждения оказывается практически невозможным. Подобное происходит и в тех случаях, когда для обсуждения предлагается большой объем материалов в крайне сжатые сроки, в связи с чем их качественный анализ затруднен.
  • Двойной стандарт в нормах оценивания поведения участников дискуссий. Одних выступающих жестко ограничивают в соблюдении регламента и правил взаимоотношений во время обсуждения, другим, позволяют отходить от них и нарушать установленные правила. То же самое происходит в отношении характера допускаемых высказываний - одним "прощают" резкости в адрес оппонентов, другим делают замечания и т.д. Возможен вариант, когда регламент специально не устанавливается, чтобы можно было по ходу выбирать более удобную линию поведения.

К логико-психологическим уловкам относятся:

  • Ограничения в технике (процедуре) проведения обсуждения. При использовании этого приема игнорируются предложения, касающиеся процедуры обсуждения; обходятся нежелательные факты, вопросы, доводы; не предоставляется слово участникам, которые могут своими высказываниями привести к нежелательным изменениям хода обсуждения. Принятые решения фиксируются жестко, не допускается возвращение к ним даже при поступлении новых данных, заслуживающих внимания и важных для выработки окончательных решений, выводов.
  • Реферирование - краткое переформулирование вопросов, предложений, доводов, в процессе которого происходит смещение акцентов в желаемую сторону. Одновременно с этим может осуществляться произвольное резюмирование, при котором в процессе подведения итогов происходит изменение акцентов в выводах, изложении позиций оппонентов, их взглядов, результатов обсуждения в желаемую сторону.

Личностные или психологические уловки. В эту группу включаются обычно приемы, основанные на раздражении оппонента, использовании чувства стыда, невнимательности, унижении личных качеств, лести, игре на самолюбии и других ндивидуально-психологических особенностях человека.

  • Раздражение оппонента, выведение его из равновесия насмешками, несправедливыми обвинениями и другими способами, пока он не "вскипит". Успех уловки будет еще большим, если оппонент не только придет в состояние раздражения, но и сделает при этом ошибочное или в чем-то невыгодное заявление для его позиции в дискуссии или обсуждении. Данный прием, как правило, активно используется в явной форме как принижение оппонента или в более завуалированной, в сочетании с иронией, косвенными намеками, неявным, но распознаваемым подтекстом.
  • Собственное возвышение или самовосхваление. Практически эта уловка является косвенным приемом принижения оппонента. В данном случае не говорится прямо "кто есть ты", но по тому "кто есть я" и "с кем ты споришь" следует соответствующий вывод. Могут использоваться такие, например, выражения: ". Я руководитель крупного предприятия, региона, отрасли, учреждения и т.п. ", ". прежде чем обсуждать и критиковать. необходимо лично приобрести опыт решения задач хотя бы в масштабе. " и т.п. Повышение психологической значимости собственных доводов может также осуществляться с помощью "внушающих заявлений" типа: ". я Вам со всей ответственностью авторитетно заявляю. "; ". я Вам прямо скажу. " "мне нечего скрывать и я скажу Вам откровенно. " и т.п. При этом особо выделяется какая-то мысль, а все остальное на этом фоне выглядит второстепенно, недостаточно полно и откровенно.
  • Использование незнакомых для оппонента слов, теорий и терминов, то есть тех, значение которых ему не понятно. Уловка удается в случае, если оппонент постесняется переспрашивать и сделает вид, что он воспринял эти доводы, понял значение неясных для него терминов. "Ошарашивание" оппонента незнакомыми или сложными для понимания терминами и теориями лучше действует в ситуациях, когда у него нет возможности возразить или уточнить, что же имелось в виду, а также может усугубляться использованием быстрого темпа речи и множеством мыслей, которые меняют одна другую в процессе обсуждения. Подчеркнем, что использование терминов само по себе не является уловкой, это нормальный атрибут науки. Уловкой подобное поведение становится лишь в том случае, когда усложнение содержания высказываний делается сознательно для психологического воздействия на объект манипуляции.
  • Использование "механических уловок". К основным из них обычно относят следующие: прерывание; перебивание; повышение голоса; демонстративные акты поведения, показывающие нежелание слушать и неуважение к оппоненту.

Логико-психологические уловки. Их название связано с тем, что с одной стороны они могут быть построены на нарушении законов логики, а с другой, наоборот, использовать формальную логику в целях манипуляции недостаточно искушенным объектом. К наиболее распространенным логико-психологическим уловкам относятся следующие: сознательная неопределенность выдвигаемого тезиса, или ответа на поставленный вопрос, когда мысль формулируется нечетко, неопределенно, что позволяет ее интерпретировать по - разному. В политике и дипломатии этот прием позволяет уйти от щекотливых вопросов, "сохранить лицо" в сложных ситуациях или скрыть некомпетентность в обсуждаемой проблеме. К логико-психологическим уловкам относятся также следующие: какое-либо утверждение делается безо всякого доказательства, как само собой разумеющееся (постулирование истины); для доказательства используют аналогии с какими-то событиями и явлениями, несоизмеримыми с рассматриваемыми (неправомерные аналогии); сводятся к абсурду доводы оппонента путем чрезмерного преувеличения высказанных им положений, с последующим осмеянием этого смоделированного заключения; обсуждая выдвинутые оппонентом положения, используют другие слова и термины или те же, но вкладывают в них иной смысл, и за счет этого вносятся искажения в первоначальную идею.

Некоторые манипулятивные игры в межличностном взаимодействии могут иметь сложный сценарий и целую цепочку заранее рассчитанных ходов. Другие, напротив, могут ограничиться одним действием, однако характер создаваемой зависимости ставит объекта манипуляции в такие условия, когда он на протяжении длительного времени вынужден следовать определенной линии поведения, навязанной участием в определенной игре или ритуале.

Что же касается бизнеса и некоторых форм деловых отношений, то материальные интересы и конъюнктурные соображения, выступают в качестве мощного стимула использования манипуляций, а потому последствия их применения зачастую оказываются весьма трагичны по характеру, глубине влияния на психику людей, они втягивают значительное количество лиц в сферу различных афер и махинаций. Экономические преобразования последних лет дали нам массу примеров финансовых пирамид, мошенничества, использования населения страны в сомнительных финансовых операциях.

3. Является ли знание приемов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности. Ответ обоснуйте

Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных установок. А именно: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование.

Уход - увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми.

Изгнание - увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, колком замечании, насмешке.

Управление - контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Привычные способы использования таких защит жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения.

Замирание - контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.

Игнорирование - контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра).

Все эти базовые защитные установки попарно объединяются между собой, опираясь на степень пассивность/активность. Получаются пары: уход изгнание, блокировка управление, замирание игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка укрытие управляет потоком воздействия, замирание игнорирование работает с информационным каналом.

Манипуляция чаще всего бывает скрытая, наличие угрозы адресатом воспринимается в основном неосознанно. Защитные действия также не воспринимаются сознанием, а в случаях, когда они замечаются, им находятся вполне здравые объяснения. Есть некоторые особо часто встречающиеся проявления действий механизмов неспецифических защит: лёгкое покачивание головой в горизонтальной плоскости в момент, когда адресат уже почти готов согласиться (неосознанное управление);острые позывы в туалет, которые возникают у адресата, в наиболее важный для манипулятора момент (неосознанное бегство); подавленное состояние, замедленные движения в момент, когда манипуляция начала действовать, но адресат ещё не понял, что произошло (неосознанное замирание).

Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собственно личностных структурах. Ко второму уровню относятся защиты имеющие связь с автоматизмами психическими процессами, которые реализуют манипулятивное воздействие. Здесь механизмы защиты соотносятся с механизмами манипуляции. К третьему уровню относятся те защиты, которые связаны с используемыми манипулятором средствами.

Список используемой литературы

  1. Психология и этика делового общения: уч. для студентов вузов/ Под ред. В. Н. Лавриненко – 5-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –279с.
  2. Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПБ.: Питер,2004.- 356с.
  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены,механизм и защита. –М.: Че Ро: Юрайт,2000.- 320с.
  4. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. –М.: ИНФРАН,1999.- 290с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Механизмы общения – это социально-психологические процессы, возникающие при взаимном влиянии собеседников друг на друга и оказывающие определенное воздействие на коммуникативную активность, характер и эффективность коммуникативного поведения.

Данное определение частично схоже с общепринятой трактовкой термина механизм, применяемой как для природных, так и социальных явлений. Оно применимо для таких определений, как психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, мода и т.д.

Специфика механизмов общения, отличающая их от иных психологических механизмов, состоит в том, что они воплощают силу и потенциал внутриколлективных взаимоотношений субъектов друг с другом.

Механизмы общения, как правило, не осознаваемы и спонтанны.

К одним из главных особенностей процесса общения относят возможности оказать влияние на участников общения.

Психологическое влияния представляет собой воздействие на психическое, эмоциональное состояние, мысли и действия субъекта с использованием психологических вербальных или невербальных средств, которое предполагает предоставление возможности и времени на ответное воздействие.

Виды механизмов воздействия в процессе общения

Существуют следующие механизмы влияния на субъект в процессе общения:

Заражение.

Заражение представляет собой передачу своего состояния или отношения другому субъекту или группе субъектов, которые, в свою очередь, принимают это состояние. Базисом возникновения данного механизма служит эмоциональное воздействие при коммуникации субъектов. При заражении большая группа людей необъяснимым образом начинает переживать определенное психологическое состояние. Существуют такие формы заражения, как массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз;

Внушение.

Внушением является сознательное или неосознанное воздействие на субъект (или группу субъектов), которое предполагает изменение его психологического состояния, отношения к чему-либо, расположения к различным действиям. Оно выражается, как правило, вербальным действием, и рассчитано не на логическое мышление субъекта, а на эмоциональные переживания и готовность получить установку к определенным действиям. Неуверенность субъекта в себе и преобладание определенного психического состояния служат предпосылкой для внушения человеку какой-либо информации. Факторами внушения является авторитет субъекта, который доносит информацию, наличие доверия к нему и отсутствие сопротивления у объекта, которому что-то внушают;

Убеждение.

Под убеждением понимают сознательное воздействие на субъект или группу субъектов, которое направлено на изменение суждений, отношений, намерений или решений путем аргументации. При убеждении его суть должна четко осознаваться субъектом, который оказывает влияние, и быть донесена до субъектов, подвергающихся влиянию. Перед тем как начать убеждать, субъект должен получить согласие собеседника его выслушать. Процесс убеждения представляет собой совокупность логических рассуждений и доказательств, эмоций, которая направлена на критически настроенного человека;

Подражание.

Подражание является способностью субъекта воспроизводить различные образцы поведения, имеющие определенную эмоциональную окраску, и стремление быть подобным кому-либо. Подражание может проявляться как непроизвольно, так и произвольно. Наиболее ярким примером подражания является мода. Она представляет собой определенную и постоянно меняющуюся форму поведения общества, которая возникает быстро и бурно под влиянием преобладающих в обществе настроений, вкусов и увлечений.

Просьба.

Просьба представляет собой обращение к субъекту с целью склонить его к удовлетворению потребности либо желания просящего. При этом субъект имеет свободу выбора выполнить эту просьбу или отказаться. Любая просьба подразумевает получение возможного отказа. Отказ – это выражение несогласия субъекта выполненить просьбу собеседника;

Принуждение.

Готовые работы на аналогичную тему

Под принуждением понимают угрозу, которая основана на необходимости применения контролирующих возможностей, для получения определенного поведения от субъекта. Контролирующие возможности представляют собой полномочия субъекта лишить принуждаемого определенных благ или изменить условия его трудовой или обыденной жизнедеятельности. Одной из грубых форм принуждения является угроза жизни и здоровью принуждаемого. Принуждение осознается субъектами как давление.

Самопродвижение.

Самопродвижение представляет собой объявление целей и позиции, предоставление доказательств компетенции и квалификации субъекта для оценки обществом. С помощью самопродвижения субъект может получить преимущества в каком-либо конкурсе, выборах и т.д.

Формирование благосклонности.

Благосклонность формируется при привлечении субъектом к себе непроизвольного внимания, которое может быть основано на его привлекательности, хороших высказываний о личности, подражании или предоставлении ему определенных услуг.

Деструктивная критика.

Разрушительная критика представляет собой агрессивное поведение, выражение своего пренебрежения, высказывание оскорблений либо осмеяние действий определенного субъекта. Она требует от субъекта сосредоточения на подавлении своих негативных эмоций.

Манипуляция.

Под манипуляцией понимают скрытое воздействие на субъекта, которое приводит к переживанию им определенных состояний, принятию решений или выполнению каких-либо действий, в которых заинтересован манипулятор.

Выделяют психологически конструктивное влияние и неконструктивное влияние.

Психологически конструктивное влияние не приводит к разрушению личностей субъектов и их взаимоотношений, грамотно применимо и удовлетворяет требования обеих сторон.

К неконструктивному психологическому влиянию относят игнорирование, деструктивную критику, манипуляцию и принуждение.

Читайте также: