Способы удержания внимания целевой аудитории кратко

Обновлено: 04.07.2024


Выработан целый ряд эффективных практических приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.

10. Будьте осторожны с юмором в начальной стадии вашего выступления. Не думайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.

Работа над речевой формой выступления

Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления. Существует ряд требований к устному тексту публичного выступления и приемы, при помощи которых эти требования можно выполнить.

1. Разговорность стиля. В выступлении должны преобладать более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова. Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору.

Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления. Избегайте длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Текст стройте с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, надо соблюдать следующие правила.

  • Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.
  • Цифры лучше округлять.
  • Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года и т.д.
  • Надо точно указывать источник приводимых статистических данных.

К важным риторическим фигурам относится повтор . Надо не менее четырех раз повторить мысль, чтобы она отразилась в сознании. Повтор ведет к запоминанию. Механический повтор мысли четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным: нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.

5. Выразительность речи. Устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительную речь легко слушать и понимать; в невыразительной, монотонной речи оратора слушатели утрачивают способность выделять отдельные слова и смысловые блоки, не могут воспринимать общий смысл слов. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее.

Также необходимо помнить о том, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово, как правило, ставится в конце фразы, менее информативное — в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

Как упростить участие аудитории и помочь ей воспринимать информацию легко и с интересом? Существуют эффективные практические приемы захвата и удержания внимания аудитории, о которых вы узнаете из материала.

Как спикеру установить контакт с аудиторией

Начнем с обращения к слушателям. Многие сталкивались с затруднениями, пытаясь определиться с тем, как именно обращаться к собравшимся . Раньше была принята подчеркнутая почтительность, перечисление многих присутствующих, сейчас лучше обращаться более просто и по-деловому.

Контакт устанавливается в открытой дружелюбном тоне, но с соблюдением дистанции. Если слушатели незнакомые, обращение должно быть с ноткой почтительности, но без раболепия. Правильный выбор тона обращения с аудиторией – одно из ценных качеств оратора, связанное с врожденным чутьем или опытом и тренировками.

Не менее важна настроенность на аудиторию: оптимальный баланс между недооценкой и переоценкой слушателя . Оратору намного легче, когда состав слушателей однородный, это стоит учитывать при планировании мероприятия.

Иногда препятствием становится чистая академическая речь, которая плохо воспринимается аудиторией. Важно также овладеть популярным языком , чтобы легко находить общий язык с любой публикой.

Спикер должен уметь поставить себя на место слушателя, учесть его чувства и эмоции, особенно если речь включает определенное мнение. Готовы ли слушатели услышать сказанное, правильно ли будут восприняты озвученные вами факты, знакомы ли они с ними. Выяснить, насколько нова информация и насколько ее готовы принять слушатели, важно прежде чем начать ее доносить.

Приемы мгновенного захвата внимания и установления контакта с аудиторией

Существуют профессиональные приемы спикера, способные быстро установить контакт с залом и перейти к основной теме.

3. Использование риторического вопроса . Эмоционально заданный вопрос, не требующий ответа, зачастую способен приковать внимание зала. Далее тема, озвученная вначале, должна развиваться и конкретизироваться другими вопросами и аргументами.

4. Вызовите любопытство. Поделитесь информацией, о которой слушатели еще не знают. Или приведите парадокс, который активизирует мыслительную активность зала.

9. Обращение к жизненным интересам собравшихся . Коснитесь вопросов, которые волнуют слушателей и способны решить их повседневную проблему. Например, зачем нам знать, как устраиваются на работу в США, зато мы заинтересуемся, как составить удачное резюме.

10. Не спешите с юмором. Именно так, не стремитесь показаться остроумным, не пытайтесь юморить с первых минут. Приберегите юмор для следующих стадий вашего выступления. Оратор, который шутит с первых минут, рискует быть воспринятым как несерьезный и его не захотят слушать.

Как удержать внимание аудитории

Основные способы удержать внимание:

  • Содержательность . Новая информация, свежая интерпретация известной, интересные идеи, качественный анализ.
  • Доступность изложения . Учет жизненного опыта и образовательного уровня слушателей. Всегда нужно учитывать, что многие слышат только то, что хотят услышать.
  • Связь выступления с важными для слушателей вопросами, сопереживание и личное отношение к этому.
  • Непринужденное общение с публикой , выражаемое в голосе , жестах, позе.
  • Убежденность и эмоциональность спикера позволяет заразить идеей весь зал.
  • Грамотное использование пауз . Во время пауз слушатель переосмысливает услышанное. Человек способен активно слушать около 15 минут, после чего необходима передышка: отступление, интересный факт.
  • Драматизация речи – эмоциональное изображение, иллюстрирующее содержание рассказа.
  • Многократное повторение одного и того же слова, чтобы выделить самое существенное.
  • Цитирование . Оживляет публику и делает речь интереснее, но нельзя этим злоупотреблять.
  • Неожиданное противопоставление . Обязательно должно быть ясным для слушателя.
  • Намек . Эффектный прием, обостряющий выступление.
  • Провокация . Заявление, с которым аудитория не согласится. Оратор привлекает внимание публики и вместе с ней приходит к полезным выводам.
  • Юмор . Снимает эмоциональную напряженность. Применять следует только, если чувство юмора развито. Спикер, который пытается сам себя смешить, выглядит не самым лучшим образом.
  • Пословицы, поговорки, крылатые выражения . Способны емко передать смысл.

Специалисты, которые предлагают услуги по проведению тренингов, часто имеют природный дар удерживать внимание публики. Они применяют эти приемы неосознанно.

как удержать внимание аудитории

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь — первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят шуточные высказывания, анекдоты и т.п. Юмор — лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив — критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания — как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции — вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь — усыпляет. Очень быстрая речь — вызывает желание перестать слушать. Одним из интересных ораторских приемов является пауза — придает значимость сказанному, удерживает внимание.

Поддержать внимание слушателей можно и за счет всем известных голосовых приемов:

    ;
  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель — это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача — удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого — как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

В самом начале речи необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем самое первое впечатление. Если нет ни кафедры, ни трибуны, ни стола, говорящему лучше встать прямо перед ними, на расстоянии 2-3 метров от первого ряда. Такое расположение выступающего даже предпочтительнее. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать: даже если читающий время от времени поднимает глаза на слушателей, зрительный контакт с аудиторией постоянно прерывается.

Но овладеть вниманием мало, главное – удержать его на протяжении всей речи. Что будет способствовать поддержанию внимания на всем протяжении речи?

1. Логически стройное изложение материала.

3. Обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метафорам и сравнениям, аналогиям.

4. Речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышений и понижений голоса, изменения его громкости, темпа речи, изменения логического ударения и т.п.), а также кинетической (двигательной) системы общения (взгляда, мимики, жестов, телодвижений, положения в пространстве).

5. Использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.

7. Использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.

8. Лаконичность выступления не в ущерб содержательной стороне.

В самом начале речи необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем самое первое впечатление. Если нет ни кафедры, ни трибуны, ни стола, говорящему лучше встать прямо перед ними, на расстоянии 2-3 метров от первого ряда. Такое расположение выступающего даже предпочтительнее. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать: даже если читающий время от времени поднимает глаза на слушателей, зрительный контакт с аудиторией постоянно прерывается.

Но овладеть вниманием мало, главное – удержать его на протяжении всей речи. Что будет способствовать поддержанию внимания на всем протяжении речи?

1. Логически стройное изложение материала.

3. Обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метафорам и сравнениям, аналогиям.

4. Речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышений и понижений голоса, изменения его громкости, темпа речи, изменения логического ударения и т.п.), а также кинетической (двигательной) системы общения (взгляда, мимики, жестов, телодвижений, положения в пространстве).

5. Использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.

7. Использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.

Читайте также: