Способы отмывания денег кратко

Обновлено: 04.07.2024

Центробанк выпустил информационное письмо, в котором рекомендовал банкам ознакомиться с отчетами о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма. Отчеты подготовлены Росфинмониторингом. Какие риски отмывания доходов существуют и как с этим бороться – расскажем.

Национальная оценка рисков ОД/ФТ

В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.

В этой связи Росфинмониторинг (РФМ) подготовил вышеназванные документы.

Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:

  • определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
  • определение слабых мест национальной антиотмывочной системы;
  • формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы;
  • выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.

Риски

Риски разделены на категории (высокий риск, повышенный, умеренный, низкий).

Использование фиктивной ВЭД

Использование иностранных юрлиц и трастов

Использование электронных денег

Использование виртуальной валюты (типа биткоинов)

Участие физлиц, аффилированных с должностными лицами

Использование банков, МФО и КПК

Использование рынка драгметаллов и драгкамней

Использование систем денежных переводов

Использование рынка ценных бумаг

Использование наличных, перемещаемых через границу ЕАЭС

Использование страхового сектора

Использование услуг Почты России

Использование услуг нотариусов

Использование лизингового сектора

Использование услуг сотовых операторов

Использование операторов по приему платежей

Использование ПИФов, НПФ, аудиторов, адвокатов, юристов, бухгалтеров

Остановимся подробнее на некоторых видах риска и расскажем, как государство намерено бороться с этими факторами.

Фирмы-однодневки

Использование номинальных юрлиц - очень распространенный способ отмывания преступных доходов, отмечает Росфинмониторинг.

Государством осуществляется комплекс мер по устранению номинальных юрлиц: внедрены механизмы препятствования регистрации таких компаний и использованию для этого подставных физлиц.

Кроме того, внедрен механизм занесения юрлиц в единый черный список банковских клиентов, которым отказывают в проведении операций и в открытии расчетного счета.

Так, в 2017 году банками принято 620 тыс. решений об отказе в проведении операции, что позволило пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб., хвалится РФМ.

ФНС России проводится работа по проверке достоверности ЕГРЮЛ. Еще одна мера – система АСК НДС-2, которая позволяет выявлять действия, направленные на минимизацию НДС, подлежащего уплате в счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.

Наличные деньги

За последние годы объемы обналичивания денег в банковском секторе сокращены в 3,8 раза – с 1,2 трлн рублей до 326 млрд рублей.

Электронные деньги

В целях дальнейшего совершенствования мер по борьбе с кибермошенничеством и киберворовством усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета, а равно электронных денежных средств (лишение свободы на срок до 6 лет). Скорректированы санкции за мошенничество в сфере компьютерной информации. Вместо ареста на срок до 4 месяцев за мошенничество с использованием ЭСП предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет.

Планируется законодательно запретить получение физлицами наличных денег с использованием неперсонифицированных ЭСП.

Коррупция

Используются различные формы аффилированности с должностными лицами (коллеги, родственники, друзья, бывшие сокурсники и пр.). Госконтракты заключаются с организациями, владельцами и директорами которых являются аффилированные лица, что облегчает процесс хищения и отмывания средств через цепочку подконтрольных, номинальных юридических лиц.

За последние 3,5 года за коррупцию осуждено свыше 4000 правоохранителей, более 400 депутатов, около 3000 должностных лиц.

Для лучшей борьбы с коррупцией ужесточена уголовная ответственность за коррупционные преступления:

  • признается преступлением даже факт передачи денег не самому должностному лицу, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу; введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе;
  • ответственность за коммерческий подкуп дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа;
  • уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки;
  • предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (в виде штрафа в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на длительный срок).

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

Вопрос: В каком порядке банки проводят идентификацию клиентов в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем?
Посмотреть ответ

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

Цели отмывания средств

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

Вопрос: Как производится идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?
Посмотреть ответ

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Характерные особенности сделок для отмывания средств

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

Ответственность за отмывание

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Судебная практика

Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.



Каждое преступление имеет свою историю происхождения, криминального развития и динамику изменения. К числу самых древних преступлений принято относить убийство, кражу, изнасилование, посягательство на религиозные святыни и т.д. Исследователи отмечают, что по мере развития общества, появления новых общественных отношений, изменения представлений людей о социальных ценностях круг преступных деяний не оставался неизменным, он главным образом расширялся.

Большинство современных отечественных исследователей признают, что легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, носит международный характер. Принимая во внимание это справедливое утверждение, необходимо признать, что исторические предпосылки криминализации отмывания доходов, приобретенных преступным путем, в период новейшей истории также имеют международный характер.

Следует также учитывать, что в процессе отмывания преступных доходов кроме коррумпирования государственных и коммерческих структур происходит и сращивание криминала с властью.

Указанные обстоятельства в числе многих других предпосылок обусловили необходимость на международном уровне признать легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, уголовно наказуемым деянием, определить политику и разработать программу противодействия легализации денег. В результате в период последних двух десятилетий большинство законодательных систем криминализировало действия лиц, направленные на придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению имуществом, приобретенным преступным путем.

В трудах современных исследователей встречается несколько подходов к периодизации истории криминализации отмывания таких доходов на международном уровне. Так, А.В. Соловьев предложил выделять три этапа: первый этап (с середины 1920-х гг. по 1970 г.) — борьба международного сообщества с преступлениями, приносящими преступные доходы; второй этап (начало 1970-х -конец 1980-х гг.) — криминализация финансовых операций и иного перевода собственности в связи с совершенными преступлениями; третий этап (с 1990 г. до наших дней) — криминализация международным сообществом легализации доходов, полученных в результате совершения любых преступлений.

– конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

– сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

– приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источниками могут признаваться:

– преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

– преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;

– преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

К важнейшим целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

– сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

– создание видимости законности получения доходов.

– сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;

– уклонение от уплаты налогов.

– обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

– создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Важной задачей преступника является также согласование этих целей. Вместе с тем, одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда. Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении, что доступ к ним и пользование ими превращается для него в крупную проблему. Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает себе возможность легкого доступа к незаконным доходам, но не может надежно скрыть владение нелегально заработанной наличностью и свое участие в совершении преступлений, приведших к образованию этих наличных средств. В этом случае он является прямым кандидатом на арест.

Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в принадлежащий кому-либо бизнес.

Отмывание денег является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла.

– обеспечительные меры и конфискация,

– меры, которые следует принять финансовым учреждениям и нефинансовым предприятиям и лицам определенных профессий в целях предотвращения отмыванию денег и финансирования терроризма;

– институциональные и прочие меры, необходимые в системах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;

Рекомендации группы А касаются, в основном, законотворческой деятельности органов власти, направленной на противодействие отмыванию денег. Основным критерием соответствия законодательства страны международным нормам является отнесение любого способа отмывания доходов к преступным деяниям. За подобные деяния должна быть предусмотрена как уголовная, так и гражданская и административная ответственность. Что касается РФ, то уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем не была предусмотрена вплоть до принятия нового УК в 1996 году. Однако наличие статьи в УК РФ оказалось недостаточным для эффективной борьбы с отмыванием, поэтому законодательная база и по сей день продолжает пополняться новыми нормативными актами в этой области (о некоторых из них речь пойдет в блоке, касающемся борьбы с отмыванием в нашей стране).

Усложнению процесса отмывания должны способствовать, по мнению ФАТФ, меры, направленные на конфискацию отмываемого имущества. Поэтому группа Б содержит перечень полномочий, рекомендуемых для передачи компетентным органам с целью ограничения пользования отмываемым имуществом. Кроме того, странам рекомендуется предусмотреть нормы, регулирующие производить конфискацию имущества и без осуждения правонарушителя в уголовном порядке, т.е. ввести конфискацию имущества и в гражданский процесс.

Основной обязанностью банковских учреждений, возложенной на них Рекомендациями ФАТФ, является надлежащая проверка клиентов и информирование компетентных органов обо всех подозрительных сделках, совершаемых клиентами банка.

Надлежащая проверка клиентов заключается в идентификации и подтверждении личности не только самого клиента, но и бенефициара, а также в постоянном отслеживании деловых отношений (в т.ч. сделок) клиента. С целью идентификации бенефициара банку необходимо установить, в чью собственность перейдут денежные средства или имущество. Если бенефициаром является юридическое лицо, следует выяснить, кто является его учредителем, и не являются ли стороны такой сделки взаимозависимыми лицами. Особое внимание предлагается уделять разовым сделкам.

Следует заметить, что Рекомендации группы В относятся не только к банковским учреждениям. Хотя банковская сфера и является наиболее привлекательной для лиц, занимающихся отмыванием денег, ФАТФ среди возможных участников схем приводит казино, компании, занимающиеся недвижимостью, дилеров по драгоценным металлам и камням, а также адвокатов, нотариусов и независимых бухгалтеров.

Для эффективной работы правоохранительных органов необходима достаточно прозрачная система регистрации и лицензирования юридических лиц, а также доступность получения необходимой информации в базе данных. Особо следует отметить, что, по заключению экспертов ФАТФ, наиболее благоприятными для отмывания денег являются, так называемые, особые экономические зоны или оффшоры. Государствам рекомендуется постепенно отказаться от установления каких-либо послаблений в налогообложении и контроле отдельных территорий. Создание и функционирование таких зон оправданно в условиях становления экономики страны либо в государствах, имеющих достаточно большой опыт в противодействии с отмыванием денег.

Заключительная группа Рекомендаций (группа D) касается международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег. Для эффективной борьбы с этим явлением странам необходимо координировать свою работу и объединить усилия, в т.ч. и правоохранительных органов. Поскольку отмывание денег признается международным преступлением, в законодательстве необходимо предусмотреть возможность экстрадиции обвиняемых лиц, и обязанность компетентных лиц представлять ответы на запросы органов других стран, касающиеся расследования подобных преступлений.

Рекомендации ФАТФ являются базовым документом, на основе которого и разрабатывается национальное законодательство.

В настоящее время мировое сообщество принимает международно-правовые акты, в которых в целях борьбы с терроризмом декларируется необходимость установления уголовной ответственности за предоставление или сбор средств с целью их передачи для осуществления террористического акта. В 1997 г. была принята Конвенция ООН о борьбе с бомбовым терроризмом, которая ратифицирована Россией 13 февраля 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 53/108 поручила Специальному комитету разработать проект международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Документом, установившим необходимость криминализации финансирования терроризма, стала Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма, принятая 9 декабря 1999 г. Конвенция была подписана от имени России в Нью-Йорке 3 апреля 2000 г., ратифицирована 10 июля 2002 г.

Россия не является исключением из общих принципов, выработанных международной практикой, и поэтому основным инструментом отмывания денег являются банковские продукты. Банк России (ЦБ РФ), как орган, обладающий полномочиями по разработке и изданию подзаконных актов, способствует повышению эффективности борьбы банков с легализацией преступных доходов путем направления для использования в деятельности соответствующих инструкций, писем и рекомендаций. Многие из них имеют строго определенный круг пользователей, поскольку содержащаяся в них информация относится к сфере, которая затрагивает не только профессиональную деятельность банковских служащих, но и права и законные интересы граждан (например, право на соблюдение банковской тайны). Стоит заметить, что свою работу в данном направлении ЦБ РФ координирует с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которая является основным контролирующим органом у нас в стране в области борьбы с отмыванием денег.

Так, А. А. Аслаханов относит легализацию (отмывание) к преступлениям в сфере обмена; Н. Н. Афанасьев — к преступлениям, посягающим на общественные отношения, регулирующие предпринимательскую и иную экономическую деятельность юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов; Н. И. Ветров — к преступлениям, посягающим на законную предпринимательскую и иную экономическую деятельность; В. С. Комиссаров — к преступлениям в сфере финансовой деятельности; Б. М. Леонтьев — к преступлениям в сфере предпринимательской деятельности; Н. А. Лопашенко— к преступлениям в сфере предпринимательской и банковской деятельности; А. И. Лукашов— к преступлениям против общих условий осуществления экономической деятельности и гражданского оборота; В.В. Лунеев — к преступлениям против законного оборота.

Исследование указанных международно-правовых актов позволяет выделить следующие обязательные признаки, раскрывающие международное содержание понятия легализации (отмывания): 1) совершение действий (к примеру, конверсии или перевода); 2) преследование альтернативной цели: сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества (дохода) или оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния.

Обобщая проведенное в данной главе выпускной квалификационной работе исследования, сделаем следующие выводы. В историческом развитии международных уголовных норм, направленных на борьбу с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, условно можно выделить три этапа: 1) криминализация финансовых операций с собственностью, полученной от незаконной торговли наркотиками (1970 г. -конец 1980-х гг.); 2) расширение уголовной ответственности за отмывание доходов, приобретенных от большинства видов преступной деятельности (конец 1980-х гг. — конец 1990-х гг.); 3) криминализация финансирования терроризма (конец 1990-х гг. до настоящего времени).

Легализация (отмывание) — это совершение финансовой операции или сделки с целью придать правомерный вид владению, пользованию или распоряжению имуществом, приобретенным в результате совершения преступления, либо помочь лицу, которое совершило такое преступление, избежать уголовной ответственности за его совершение.

Существует несколько основных схем и способов отмывания денег, полученных преступным путем. В реальных процессах отмывания они могут использоваться как по отдельности, так и вместе: чем больше и разнообразнее используемые методы, тем сложнее государственным и международным органам отследить реальное происхождение средств. Кроме сложности и многоступенчатости, одно из важных требований к способам отмывания заключается в их максимальной похожести на экономически оправданные легальные трансакции. Ключевая задача, стоящая перед организатором отмывания денег, — сокрытие нелегального источника их получения и создание видимости наличия легального источника. Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные способы отмывания денег.

Контрабанда наличных. Нелегальное перемещение наличных денег из страны с развитым финансовым контролем в страну со слабым контролем. После перевозки наличные помещаются на счета банков, часто офшорных и тех, что не раскрывают имена своих клиентов. После этого деньги могут переводиться на счета обычных банков в странах с развитым контролем или использоваться напрямую с помощью банковских карт, чеков и прочих подобных инструментов.

Смешивание. Криминальные наличные деньги смешиваются с выручкой легальных бизнесов и помещаются на счета компаний. Обычно для этого используются компании, активно работающие с наличными: автомойки, автоматические прачечные, парковки и т. п. Наиболее эффективно использование для данного вида отмывания денег предприятий сферы обслуживания, не имеющих переменных расходов, связанных с количеством клиентов. Например, чем больше клиентов у автомойки, тем больше она должна расходовать воды, электричества, чистящих средств, что достаточно легко отследить. Но, скажем, расходы большой автостоянки практически не зависят от потока клиентов, что позволяет добавлять к легальным доходам любые разумные суммы нелегальных. К подобным антиотмывочным видам бизнеса также относятся солярии, казино, консалтинговые и рекламные компании и пр.

Трасты. В некоторых юрисдикциях трастовые компании (организованные в интересах третьих лиц) имеют право не раскрывать своих бенефициаров, называя лишь формальных собственников (обычно местных юристов). Деньги, поступающие на счета трастов, теряют привязку к конкретным людям и могут использоваться ими неофициально.

Раунд-триппинг. Вывоз капитала из страны с последующим его возвращением в виде прямых иностранных инвестиций. Полученный нелегальными методами капитал вывозится из страны, за счет него формируется инвестиционный фонд, траст или иная компания, которая легально покупает активы в изначальной стране. Традиционная схема для отмывания коррупционных денег чиновников и скрытых от налогообложения доходов предпринимателей.

Покупка банка. Владельцы большого количества нелегальных денег, отмыв часть из них, могут легально купить банк, обычно в юрисдикции с низким уровнем антиотмывочной активности государства, после чего использовать его для отмывания любых сумм, не опасаясь сопротивления со стороны банка.

Фальшивое кредитование. Нелегальные средства размещаются на анонимном счете или на счете, открытом на подставное лицо, в банке, после чего кредитная организация открывает легальную кредитную линию их владельцу — формально на очень выгодных условиях (пониженная процентная ставка, отложенные на много лет платежи и т. п.). Реальные же платежи по кредиту списываются с анонимного счета.

Читайте также: