Речевой этикет украины кратко

Обновлено: 30.06.2024

Нашему народу с деда-прадеда были присущи почтительное отношение к другим и доброжелательность. Поздравить знако­мого, соседа, прохожего, расспросить о здоровье и родственных делах — неписаный моральный закон, который не потерял своей силы и сегодня. Детей сызмала приучали здороваться со стар­шими при встрече, даже если человек незнакомый. Этот обычай до сих пор живет в украинских селах и поселках.

Сегодня мы являемся свидетелями сужения сферы использо­вания уважительного Вы. В частности, реже употребляют это местоимение в родственных отношениях. Но в официальном об­щении, общении с незнакомыми и малознакомыми людьми ува­жительное Вы является употребительным. В современных руко­водствах по этикетному поведению читаем, что употребление местоимения ты вместо Вы является нарушением норм этикета.





Народный этикет - это выработанные годами правила достойной жизни людей. Наш украинский народ всегда отличался гостеприимством, миролюбием, высокой нравственностью. Люди пытались жить по библейским заповедям, чтобы отношения были хорошими. В большом почете были род, семья, родители. Дети глубоко уважали своих родителей, обращались к ним уважительно на Вы. Родители приучали их уважать свой род, свою землю, беречь память о народных традициях и истории. Мать была мудрой хранительницей семейного очага, а отец - хозяином, его слово всегда было законом.
В украинских селах существовал обычай обязательно здороваться, даже с незнакомцами. И это очень хорошо - приятные слова вызывают хорошее настроение. Надо сохранять и соблюдать правила народного этикета, потому что они очень умные.

Этикет – явление историческое. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты, т.п. Вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения.


С самых первых шагов человечество, чтобы выжить в борьбе с суровой природой, должно было объединить свои усилия. Личные интересы каждого нужно было согласовать, а порой и подчинять интересам племени, поэтому уже в первобытном обществе в процессе совместного труда вырабатывались определенные требования, нормы поведения, которым следовали все члены общества.


Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго всегда соблюдались и соблюдаются до сих пор правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.


Конечно, со временем понятие этикета и его содержание во многом изменились, однако, по-прежнему этикет является совокупностью правил поведения, регулирующих внешнее проявления человеческих взаимоотношений – обхождение с окружающими, формы общения, приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда.


Этикет – составная часть культуры человека и общества. В него входят требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение придается определенным нормам поведения. Кроме этого, не стоит забывать, что этикет тесно связан с этикой – наукой о морали и нравственности.


Украина считается самым крупным европейским государством, так как вся территория этой страны географически находится в Европе. Также в Украине, а точнее в городке Рахов, расположенном в Карпатах, находится официально признанный еще в 19 веке географический центр Европы. Украина – это разнообразная природа, богатство красивейших исторических достопримечательностей, один из самых красивых языков мира (по мелодичности занимает второе место после итальянского), и, самое главное, гостеприимный народ.

Деловой этикет

Крупные украинские компании придерживаются европейского делового этикета, часто используя правила транснациональных корпораций.

Украинцы любят строить бизнес со знакомыми людьми, поэтому беседа на личные или социальные темы в начале знакомства поможет вам расположить к себе нового партнера, а ему лучше узнать вас с самого начала.

При первом знакомстве деловое общение будет носить, скорее всего, официальный характер, а более непринужденная обстановка и откровенный разговор возможны только со временем. Тем не менее, намеченная программа встречи – лишь ориентир предстоящего общения. Не удивляйтесь, если темы беседы иногда будут далеки от бизнеса.

Вы сможете произвести приятное впечатление на украинцев, если ваши визитки будут отпечатаны не только на русском языке, но и на украинском, а все документы для встречи так же будут представлены на двух языках.

Так как украинцы гостеприимные люди и любят отмечать любые, даже не значительные события, включая знакомство, не стоит удивляться, если вас пригласят на деловую встречу с застольем прямо домой.

Украинский национальный характер содержит в себе характерные черты двух противоположных по сути ментальностей: казацкой и земледельческой. Культура казаков отдает во всех вопросах приоритет мужчинам, стремящимся ко всему новому и к участию в походах. В противоположность казацкой земледельческая культура отдает главную роль женщине, хранительнице домашнего очага, ориентированной на стабильность и постоянство.

Украинцы - хозяйственный народ; они упорны и консервативны в своих действиях. Хозяйственность и прагматичность заставляют украинцев стремиться к накопительству и комфорту. Но это никак не отражается на гостеприимстве. Украинцы очень любят принимать гостей и всегда делают это наилучшим образом. Любой гость в украинском доме всегда почетный; для него будет накрыт богатый стол, созданы все условия для комфорта, даже если сам хозяин будет в чем-то стеснен.

Украинцы любознательный народ. Они любят учиться, узнавать что-то новое. С национальной смекалкой и изобретательностью многие из нас могли познакомиться еще в детстве, читая украинские народные сказки. Все вокруг украинцев должно быть практичным, приспособленным и усовершенствованным для максимального комфорта.

Речь человека – очень важный характерологический признак, по ней можно определить не только уровень образования, но и степень его ответственности и дисциплинированности. Речь выдает его отношение к другим людям, себе, своему делу. Поэтому работать над своей речью нужно любому человеку, который хочет достичь успеха в общении с другими людьми. Правила речевого этикета, краткое содержание которых каждый из нас узнает еще в детстве, способствуют лучшему взаимопониманию между людьми и помогают устанавливать отношения.

речевой этикет правила этикета

Понятие речевого этикета

Этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми. Речевой этикет предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. У каждой этикетной формулы есть свои корни, функции и варианты. Речевой этикет, правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.

правила речевого этикета кратко

История возникновения

правила речевого этикета в русском языке

Функции речевого этикета

У современного человека нередко возникает вопрос о том, для чего нужны правила речевого этикета? Кратко можно ответить – чтобы понравиться другим людям. Главная функция речевого этикета – установление контакта. Когда собеседник соблюдает общие правила, это делает его более понятным и предсказуемым, мы подсознательно больше доверяем тому, что нам знакомо. Это идет еще с первобытных времен, когда мир вокруг был очень негарантированным и отовсюду грозили опасности, соблюдение ритуалов тогда было чрезвычайно важно. И когда партнер по коммуникации выполнял знакомый набор действий, говорил правильные слова, это снимало часть недоверия и облегчало контакт. Сегодня наша генная память также подсказывает нам, что человеку, соблюдающему правила, можно больше доверять. Правила и нормы речевого этикета выполняют функцию формирования положительной эмоциональной атмосферы, помогают оказать благоприятное влияние на собеседника. Речевой этикет также выступает средством демонстрации уважения к собеседнику, помогает подчеркнуть статусное распределение ролей между коммуникантами и статус самой ситуации общения – деловой, неформальный, дружеский. Таким образом, правила речевого этикета являются инструментом профилактики конфликтов. Часть напряженности снимается простыми этикетными формулами. Речевой этикет как формальная часть этики выполняет регулирующую функцию, он помогает устанавливать контакты, влияет на поведение людей в типичных ситуациях.

соблюдение правил речевого этикета

Виды речевого этикета

речевой этикет золотое правило речевого этикета

Принципы современного речевого этикета

Любые правила поведения исходят из общечеловеческих принципов морали, не исключение и речевой этикет. Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще И. Кантом: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Таким образом, и вежливая речь должна включать такие формулы, которые самому человеку было бы приятно услышать. Базовыми принципами речевого этикета являются уместность, точность, краткость и правильность. Говорящий должен отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним. В любом случае следует высказываться максимально кратко, но не терять при этом смысла сказанного. И, конечно, говорящий должен уважительно относиться к партнеру по коммуникации и стараться построить свое высказывание в соответствии с правилами русского языка. Речевой этикет строится еще на двух важнейших принципах: доброжелательности и сотрудничества. Вежливый человек относится к другим людям с изначальной установкой на добро, он должен быть искренним и приветливым. Коммуниканты должны с обеих сторон делать все, чтобы общение было продуктивным, взаимовыгодным и приятным для всех участников.

правила речевого этикета примеры

Этикетные ситуации

Этикет регламентирует поведение в различных ситуациях. Традиционно речь значительно различается в официальной обстановке и в повседневной жизни, а также в разных формах своего существования: в письменной или устной. Однако существуют общие правила речевого этикета в различных речевых ситуациях. Перечень таких случаев одинаков для любых сфер, культур и форм. К стандартным этикетным ситуациям относятся:

- привлечение внимания и обращение;

- представление и знакомство;

- отказ и согласие;

- сочувствие и утешение;

Каждая этикетная ситуация имеет устойчивый набор речевых формул, которые рекомендованы к употреблению.

Национальные особенности этикета

Речевой этикет базируется на общечеловеческих, универсальных моральных принципах. Поэтому его основа одинакова во всех культурах. К таким универсальным принципам, характерным всем странам, относятся сдержанность в проявлении эмоций, вежливость, грамотность и умение использовать стандартные речевые формулы, соответствующие ситуации, позитивное отношение к собеседнику. Но частная реализация общечеловеческих норм может значительно различаться в разных национальных культурах. Вариативность обычно проявляется в речевом оформлении стандартной ситуации. Общая культура общения влияет на национальный речевой этикет. Правила этикета, например, в русском языке предполагают поддержание беседы даже с незнакомыми людьми, если довелось оказаться с ними в замкнутом пространстве (в купе поезда), в то время как японцы и англичане постараются молчать в таких же обстоятельствах или говорить на максимально нейтральные темы. Чтобы не попасть впросак в общении с иностранцами, следует, готовясь к встрече, ознакомиться с их этикетными правилами.

правила и нормы речевого этикета

Ситуация установления контакта

Ситуация обращения

Ситуация завершения контакта

Правила представления и знакомства

Правила поздравлений и благодарности

Правила приглашения, предложения, просьбы, согласия и отказа

Правила соболезнования, сочувствия и извинения

Правила одобрения и похвалы

Читайте также: