Китайская оккупация тибета кратко

Обновлено: 02.07.2024

После окончания Второй мировой войны в Китае с новой силой разгорелась ожесточённая гражданская война, в которой победили коммунисты. Китайская, теперь уже Народная, Республика при поддержке СССР утверждала свою власть над территориями, которые были утрачены после 1911 года в ожесточённой борьбе различных сил внутри Китая и с японцами. Одной из территорий, которую Пекин рассматривал как неотъемлемую часть Китая, был Тибет, где на протяжении долгого времени присутствие китайской власти было весьма зыбким. Однако в 1950-х гг. противостояние между Пекином и Лхасой, приобретшее невиданные ранее масштабы, окончилось бегством Далай-ламы XIV в Индию и полной потерей Тибетом политической самостоятельности. Этот конфликт стал одной из причин последующих пограничных споров КНР и Индии.

Взаимоотношения Тибета и Китая

Долгое время Тибет находился за пределами собственно Китая. Попытки императоров разных династий распространить свою власть на высокогорные области обычно приводили лишь к формальным изъявлениям покорности со стороны тибетских владык. Ситуация изменилась после воцарения маньчжурской династии Цин. Новые правители Китая довольно энергично начали борьбу за установление господства в областях, окружавших империю, и в том числе и в Тибете, где в XVI–XVII вв. сложилось теократическое государство во главе с буддийским монахом, носившим титул Далай-ламы.

​Солдаты Народно-освободительной армии Китая, вооружённые пистолетами-пулемётами ППС, на границе с Тибетом - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Солдаты Народно-освободительной армии Китая, вооружённые пистолетами-пулемётами ППС, на границе с Тибетом

В 1720-х гг. цинскому правительству удалось установить контроль над Тибетом, разместив в Лхасе гарнизон. Также для контроля над местными феодалами и министрами Далай-ламы цинский император назначал специального чиновника-амбаня. В XVIII веке контроль над жизнью Тибета со стороны Пекина лишь усиливался — особенных успехов в этом достиг император Цань-лун, — что привело к нескольким крупным восстаниям, жестоко подавленным цинскими войсками. Впрочем, последние также помогли отстоять границы Тибета во время войны с Непалом, что показало необходимость китайской поддержки.

Власть китайской администрации была настолько велика, что даже Далай-лама выбирался с помощью жребия представителем императора — амбанем. Китайцы способствовали установлению режима изоляции Тибета, что создало ему славу одного из самых труднодоступных для иностранцев (особенно европейцев) мест в Азии.

​Подразделение НОАК на марше в горах Тибета - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Подразделение НОАК на марше в горах Тибета

Незадолго до Синьхайской революции 1911 года китайцы как раз попытались вернуть былой контроль над Тибетом, но из-за свержения династии и начала междоусобицы между генералами и губернаторами провинций гарнизон был отозван. Де-факто с 1913 года Тибет оказался независимым государством, ведущим не только независимую внутреннюю, но и внешнюю политику. Впрочем, китайское правительство, кто бы им ни руководил, всегда отвергало любые претензии Лхасы на самостоятельность, а Далай-лама XIII Тхуптэн Гьяцо, объявивший о независимости своей страны после свержения последнего цинского императора, так и не сумел добиться признания этого факта от иностранных держав и Лиги Наций.

Особенно напряжёнными в отношениях Китая и Тибета стали 1930-е годы, когда разгорелся военный конфликт, рассматривавшийся китайцами как мятеж тибетцев, который они, впрочем, не сумели подавить. Дело закончилось неустойчивым перемирием, за которым в 1934 году последовали переговоры между руководством Китайской республики и тибетским правительством о будущем положении Тибета как широкой внутренней автономии в составе Китая. Ранее, в 1933 году, Далай-лама XIII умер, его наследник был обретён только в 1937 году, а пока страной управлял регент.

Однако настоящее испытание ждало Тибет во второй половине 1940-х гг. после победы Коммунистической партии Китая (КПК) в борьбе с партией Гоминьдан. И, хотя Мао Цзэдун и его соратники были противниками Чан Кайши, обе стороны полагали, что отпавшие в годы смуты периферийные регионы Китая, в том числе и Тибет, должны быть возвращены под контроль центра. В случае КПК эта идея подкреплялась и твёрдой убеждённостью в том, что Тибет не только должен быть освобождён от империалистов и их сторонников, но должно также произойти освобождение региона в социальном плане. К примеру, существовавший в Тибете очень архаичный социально-экономический уклад (например, в отношениях землевладельцев и безземельных крестьян, по сути крепостных), предстояло заменить более прогрессивными формами.

Сразу же после победы над Гоминьданом и провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики руководство Китая постановило немедленно решить вопрос с Тибетом. Последний признавался очень важным со стратегической точки зрения как регион, граничащий с Индией и Пакистаном, также незадолго до того получившими независимость и немедленно оказавшимися в состоянии войны друг с другом. Империалистические государства — в первую очередь Великобритания и США — как полагал Мао Цзэдун, могли попытаться включить Тибет в зону своего влияния и обрести там базу для нападения на Китай. Кроме того, ситуация благоприятствовала Пекину, поскольку независимость Тибета так никто и не признал.

​Раздача продовольствия в лагере для тибетских беженцев на территории Индии - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Раздача продовольствия в лагере для тибетских беженцев на территории Индии

Мао Цзэдун и другие руководители Китая согласились, что Тибет сохранит значительную часть своей самостоятельности — в регионе, в частности, не предполагалось никаких политических и социально-экономических реформ без желания и позволения правительства Тибета. Однако соглашение также предусматривало размещение в регионе значительно контингента НОАК.

Мятеж 1959 года и конец тибетской государственности

​Далай-лама (на переднем плане, в тёмной одежде и очках) в ходе побега в Индию - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Далай-лама (на переднем плане, в тёмной одежде и очках) в ходе побега в Индию

1950-е гг. стали временем грандиозных экономических преобразований в КНР, которые не могли не затронуть Тибет. Для этого требовалось ускорить подготовку перехода региона в новый политический статус, а также покончить с остатками прежней жизни. Назначенные на руководящие должности в тибетский комитет КПК Чжан Цзинву и Чжан Гохуа докладывали, что Тибет готов к демократическим реформам, для чего, правда, требовалось дополнительно мобилизовать несколько десятков тысяч представителей местной молодежи в партию и комсомол, привлечь не менее 6000 китайских коммунистов из других провинций, а также значительно усилить воинский и полицейский контингенты. Однако последовавшие в августе 1956 года возмущения в районе Чамдо несколько охладили пыл реформаторов.


Развязка наступила в марте 1959 года. Вокруг дворца в Лхасе утром 10 марта стали собираться горожане и солдаты тибетских войск, привлечённые слухами, что китайцы намереваются пригласить Далай-ламу на встречу и арестовать его. По городу прокатилась волна погромов, в которых пострадали как китайцы, так и тибетцы, бывшие членами КПК или работавшие на НОАК. По словам историков, тибетское руководство потом утверждало, что оно ни о каком визите 10 марта не знало, тогда как китайцы говорили о провокации со стороны Далай-ламы, который еще в феврале согласился посетить лагерь НОАК, чтобы увидеть выступление какой-то труппы танцоров. Потом стало известно, что слухи о похищении Далай-ламы поползли по городу ещё 9 марта.

​Тибетские монахи в Лхасе идут сдаваться китайским войскам - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Тибетские монахи в Лхасе идут сдаваться китайским войскам

Примерно неделю между китайским руководством и Далай-ламой продолжались переговоры. После непреднамеренного обстрела дворца — хотя Мао Цзэдун настоятельно подчеркивал, что нельзя открывать огонь первыми, у какого-то офицера сдали нервы, и он два раза выстрелил из артиллерийского орудия — 17 марта Далай-лама покинул Лхасу и направился к границе с Индией. Отъезд Далай-ламы был объявлен китайцами похищением, а руководство НОАК получило приказ навести порядок по всему Тибету, что и было немедленно исполнено. После встречи членов Политбюро ЦК КПК 28 марта было принято решение о роспуске тибетского правительства и переходе всей власти в руки уже существовавшего Комитета по подготовке к созданию Тибетского автономного района. Комитет возглавлял молодой Панчен-лама Х Чокьи Гьялцен, второй по значению духовный лидер Тибета, который с самого начала поддерживал воссоединение Тибета и Китая — в чём, впрочем, потом горько разочаровался.

Ситуацией в Тибете попытались воспользоваться и США. Есть свидетельства, — причём именно с американской стороны, — что в конце 1950-х гг. ЦРУ занималось подготовкой и переброской оружия и людей на помощь Чхужи Гангдруг. Однако постепенно повстанцы были вытеснены из Тибета и стали вести действия с территории Непала, но в начале 1970-х гг. перестали получать поддержку, поскольку США собирались признать КНР.

​Сдача монахами оружия китайским солдатам - Побег от красного дракона | Warspot.ru

Сдача монахами оружия китайским солдатам

Подавление мятежа в Тибете и бегство Далай-ламы в Индию очень осложнили взаимоотношения последней с КНР. Распространение китайского доминирования на весь регион, появление там крупных гарнизонов НОАК встревожили индийское руководство. В свою очередь, поддержка индийскими СМИ тибетцев и Далай-ламы была расценена Мао Цзэдуном как выражение поддержки тибетским повстанцам со стороны правительства в Нью-Дели. Индия наравне с Великобританией и США была включена в число врагов-империалистов, угрожающих КНР, что в последующие десятилетия холодной войны вылилось в ряд приграничных конфликтов между этими государствами.

Это территориальный конфликт, который уходит корнями в далёкое средневековье эпохи феодальной раздробленности. Установить исторический статус Тибета очень сложно, потому что до второй половины XIX века о существовании такого государства Европа не знала. А в 1867 году в Тибет проник индийский путешественник Найн Сингх Рават, который впоследствии исследовал Тибет по заданию британской колониальной разведки. Согласно его донесению, в Лхасе, столице Тибета, он видел, как китайца, проникшего в Тибет, казнили публично. Вплоть до XX века нахождение иностранцев в Тибете было запрещено. Тибетцы считали, что пока об их стране не знают за её пределами, они будут в относительной безопасности. Согласно тибетским источникам, Далай-ламы были политическими правителями Тибета, начиная с 5-го Далай-ламы, а нынешний - 14-й. По некоторым другим источникам, у Панчен-лам также были свои основания считаться правителями Тибета.

Нынешний конфликт начался с того, что Национально-освободительная армия Китая по приказу Мао вошла в Тибет осенью 1950 года и заняла его очень быстро, примерно за неделю. В Тибете было развёрнуто большое китайское военное присутствие, и кормить всю эту армию была обязана тибетская сторона. В результате чего в Тибете начался голод, а он породил народные волнения. В середине 1958 года началось местное вооружённое сопротивление китайскому присутствию. В 1959 году началось общенациональное восстание, которое было подавлено очень жестоко.

Их (тибетцев) не только расстреливали, но избивали до смерти, распинали, сжигали заживо, топили, заживо разрезали на куски, морили голодом, удушали, вешали, варили в кипятке, закапывали заживо, вырезали кишки и обезглавливали.

Эти убийства производились публично. Односельчан, друзей и соседей жертвы принуждали смотреть на это. Мужчин и женщин медленно убивали, в то время как их собственные семьи должны были наблюдать за этим, а маленьких детей даже заставляли расстреливать родителей.

Монахов убивали особыми способами. Они запрягали их в плуги, скакали на них как на лошадях, избивая кнутом, и использовали другие способы, слишком жестокие, чтобы писать о них здесь. И в то время, когда их так медленно убивали, они дразнили их религией, предлагая совершить чудеса, чтобы спасти себя от боли и смерти.

Специальная международная комиссия юристов, проведя собственное расследование в 1960 году, охарактеризовала произошедшее как геноцид тибетских буддистов. В результате национального восстания и последовавших репрессий, погибло 1 млн. 250 тыс. тибетцев (около четверти всего населения).

Сегодня тибетцы внутри Тибета составляют национальное меньшинство, его территория густо населена китайцами. Тибетцы живут в условиях репрессивной политики и жестокого ущемления своих прав со стороны властей КНР. С 2011 года с целью привлечь внимание мирового сообщества к тибетскому вопросу в Тибете было совершено более 160 актов самосожжения. В докладах правозащитных организаций в ООН в 2017 году по нарушению Прав Человека Тибет занял второе место после Северной Кореи.

Прав ли Китай, считающий Тибет своей неотъемлемой частью, или правы тибетцы, требующие независимости этой самой высокогорной и холодной страны в мире?

Китайские источники подробно описывают отношения существовавшего с VII века Тибетского царства с Китаем, и не дают ни малейших оснований считать их вассальными. В конце XIII века Тибет признал протекторат империи Юань, но она была монгольской, а не китайской; монголы тогда владели Китаем на правах завоевателей. После восстановления независимости Китаем в 1368 г. Тибет, вероятно, признал номинальную власть империи Мин, но китайские войска и чиновники не появлялись в Тибете, а тибетская дань, если и выплачивалась Пекину, то спорадически. В 1720 г. маньчжурская армия заняла Тибет, превратив его в вассала империи Цин, однако это было опять же не китайское, а маньчжуро-монгольское государство. До Синьхайской революции 1911 г. Тибет входил в состав империи Цин на правах широкой автономии (подобно Монголии и самой Маньчжурии), и считать его частью китайского государства нет никаких оснований.

После падения маньчжурской империи и провозглашения Китайской республики Тибет, вслед за единоверной Монголией, в 1913 г. провозгласил себя независимым государством, что не было признано новыми китайскими властями. Гражданские войны, охватившие Китай после Синьхайской революции, не позволили властям этой страны захватить малонаселённый и крайне слабый в военном и экономическом отношении Тибет.

Тибет был действительно крайне отсталой страной. Страна жила в раннем средневековье; большая часть населения была зависимыми крестьянами, арендовавшими землю у феодалов. В связи с этим китайцы преподносят завоевание этой страны как освобождение от рабства и крепостничества (которых в Тибете не было – достаточно познакомиться с тибетскими законами). Китайские книги и учебники помещают страшные фотографии искалеченных рабов, освобождённых китайскими войсками после уничтожения автономии Тибета в 1959 г. и ужасные рассказы этих людей. Однако рисуемая китайскими пропагандистами мрачная картина доверия не вызывает – хотя бы потому, что подавляющее большинство тибетцев активно поддерживало теократию Далай-ламы XIV. Запрет убийств и изуверств буддистской верой не мог не влиять на поведение даже самых примитивных феодалов, а в 1913 г. убийства и мучительство были запрещены специальным указом Далай-ламы XIII.

В 1930-е гг. в Тибете возникло сильное движение за реформы и прогресс. У его истоков стоял Пандацанг Рапга – представитель сильнейшего феодального клана Пандацанг в Кхаме (Юго-Восточный Тибет). Рапга и его родственники приняли антифеодальную, европеизаторскую программу Гоминьдана и в 1934 г. подняли восстание против лхасской теократии. Из Кхама были изгнаны гарнизоны Далай-ламы, но захватить весь Тибет реформаторы не смогли: им пришлось сражаться с коммунистами, атаковавшими их как сторонников Гоминьдана. С этого времени Кхам фактически отделился от Тибета.

В 1939 г. Рапга основал Партию улучшения Тибета – фактически тибетский филиал Гоминьдана, выступавшую за установление светской власти в Тибете и превращение его в автономное государство в составе Китая. Во время Второй Мировой войны Рапга находился в Британской Индии, а в 1950 г. вернулся в Кхам.

В Лхасе тоже были реформаторы. Самым влиятельным из них был Тубтен Кунфел, создавший и возглавивший Электротехническое управление в тибетской столице, а также руководивший работой патронного и оружейного заводов (небольших полукустарных фабрик). В 1932 г. он убедил Далай-ламу XIII доверить ему создать пехотный полк современного типа.

После смерти Далай-ламы XIII интриги дворцовых ретроградов Кунфел был арестован и приговорён к изгнанию. В Индии он примкнул к Партии улучшения Тибета, поехал в гоминьдановский Китай и оттуда попытался привлечь к борьбе за реформы авторитетных в Тибете людей. В 1948 г. он был прощён и вернулся в Тибет, заняв видный пост в правительстве. Были в тибетской верхушке и другие реформаторы, но начать реформы до захвата Тибета китайцами они не смогли.

При этом китайские войска и чиновники, в больших количествах перебравшиеся в Тибет, каждый день по громкоговорителям рассказывали о преимуществах социализма в самом Китае. Судя по всему, китайские коммунисты полагали, что тибетцы начнут презирать собственную отсталость и, вдохновившись примером Китая, добровольно отвернутся от теократии и начнут строить коммунизм.

Обстановка накалялась и в автономном Тибете. Лхаса и другие города наполнялись беженцами из Кхама и Амдо, ненавидевшими китайцев и страдавшими от голода; они постоянно конфликтовали с китайскими солдатами и чиновниками. В окрестностях Лхасы появились и многочисленные партизаны, вытесненные китайской армией. Гомпо Таши перенёс свою ставку из Кхама в автономный Тибет – в местность Тригунтханге. Партизаны всё настойчивее требовали от Далай-ламы и правительства Тибета поддержать антикитайское восстание, но те медлили.

Начались первые вооружённые стычки с китайцами и нападения на тибетцев, сотрудничавших с оккупантами. Внезапно китайцы выпустили по дворцу два артиллерийских снаряда – и Лхаса взорвалась ожесточёнными боями. Ночью Далай-лама в окружении сподвижников и охраны, под защиой партизан выбрался из горящего города и начал беспримерный марш через Гималаи и ушёл в Индию. Тысячи партизан отдали свои жизни, прикрывая уход своего духовного лидера за границу. Вслед за Далай-ламой 80 тысяч тибетцев ушли в эмиграцию.

Далай-лама и его люди получили убежище в Индии, где они основали целый город беженцев – Дхарамсала. До сегодняшнего дня он является средоточием тибетской национальной культуры.

Восставшие пытались воевать по правилам военной науки: они создали Центральную ассамблею (Цонгду) и разбили город на секторы, за каждый из которых отвечало отдельное подразделение. Однако у них не было ни обученных бойцов, ни достаточного количества оружия и боеприпасов. Уличные бои продолжались шесть дней. Только 23 марта китайские войска, использовав танки, взяли штурмом последний оплот восставших – монастырь Джокханг.

Согласно китайским данным, попавшим на Запад в 1980 г., при подавлении восстания в Лхасе погибло 87 тысяч тибетцев, 25 тысяч были брошены в тюрьмы. Тибетская столица сильно пострадала; сильно пострадали главные буддийские монастыри Сера, Ганден и Дрепунг, многие жилые кварталы были сожжены. Много лет китайские власти не разрешали восстанавливать разрушенное.

Первый тибетский реформатор и организатор Сопротивления Пандацанг Рапга после восстания 1959 г. в Лхасе бежал на Тайвань, откуда пытался помогать борьбе соотечественников. Он умер в 1975 г.

В Тибете не прекращаются протесты, выливавшиеся в 1988 г. в крупные беспорядки, а в 2008 г. – в новое восстание. Китайское правительство инвестирует в экономику и социальную сферу Тибета колоссальные деньги (в частности, в Лхасу протянута самая высокогорная железная дорога в мире), в результате чего уровень жизни в регионе существенно вырос, и он превратился в туристский центр мирового значения. Открыто большое количество буддийских монастырей, давно прекратились гонения на тибетский язык и культуру. Однако общественная жизнь и церковь тибетцев остаются под жёстким контролем коммунистов, автономия носит формальный характер, а Далай-лама не может вернуться на родину, которую он вынужден был покинуть 60 лет назад.

Описание изображения 195104 昌都 战役 之前 解放军 通过 澜沧江 .jpg.

Народно-освободительной армии Китая (НОАК) нападает на тибетскую армию на 7 октября 1950 г. , участвовал в битве при Чамдо в провинции Сиканг , ранее называвшейся Кхам , в восточном Тибете . Это нападение знаменует начало кампании Китайской Народной Республики по установлению контроля над тибетской территорией .

По словам тибетского правительства в изгнании , он победил Тибет и под угрозой отправки армии в Лхасу не имел иного выбора, кроме как подписать соглашение из 17 пунктов в 1951 году, договор, который был денонсирован Далай-ламой в Лхунце дзонг по его прибытии. в Индии в 1959 г.

Резюме

Терминология

Исторический


Тибет получает фактическую независимость от китайской революции после восстания Учан (1911).

В 1933 году китайская националистическая партия, находящаяся у власти с 1912 года, разделила Тибет на две части с провинцией Сиканг на востоке после тибетско-цинхайской войны и китайско-тибетской войны .

В 1949 году [когда?] , Видя, что коммунисты берут под свой контроль Китай, Кашаг изгнал всех китайцев, связанных с китайским правительством, при протестах как Гоминьдана, так и коммунистов. Китайская националистическая партия укрывается на острове Тайвань (или Формоза).

В 3 ноября 1949 г. , То кашаг направил письмо в США госсекретарь , Дин Ачесон , прося его поддержать членство Тибета в ООН. Аналогичные обращения были отправлены правительствам Индии и Великобритании. Индийское правительство возражало против этой кандидатуры, говоря, что СССР воспользуется своим правом вето в Совете Безопасности , и что этот шаг будет излишне раздражать Китай. Министерство иностранных дел Великобритании в Нью - Дели договорились с СССР, и предложил объяснить позицию западных правительств к Кашага через Индийский житель в Лхасе. Ачесон, желая оказать большее давление на Индию, отправил телеграмму Лою У. Хендерсону , послу США в Индии. Когда КПС Менон и Хендерсон подняли вопрос о приеме Тибета в ООН, Менон категорически заявил, что просьба Тибета безнадежна и что дебаты в ООН чрезмерно поднимут тибетский вопрос и рискуют спровоцировать немедленную реакцию китайских коммунистов. В телеграмме от Хендерсона к Ачесону указывается, что Индия в то время фактически имела монополию на тибетские международные отношения и коммуникации с некоммунистическим миром.

В 7 октября 1950 г. Генерал Чжан Гохуа во главе 40 000 солдат пересекает Янцзы Цзян (Дричу) в полдюжине пунктов.

По словам журналиста Томаса Лэйрда , в Чамдо , провинция Сиканг, столице восточного Тибета ( Кам ), чрезвычайно мобильные подразделения НОАК быстро окружили превосходящие по численности тибетские силы, и 19 октября 1950 г. 5000 тибетских солдат были убиты, а небольшая тибетская армия сдалась. После конфискации оружия заключенные получили книги по социализму, немного денег и были отправлены домой. По словам китайских историков Ван Цзявэя и Ньима Гяинкаина , битва при Чамдо закончилась 24 октября , в результате чего 114 солдат НОАК и 180 тибетских солдат были убиты или ранены.

Затем НОАК продолжила продвижение к центральному Тибету, но остановилась в 200 км к востоку от Лхасы, у того, что Китай де-юре называет границей Тибета.

В 7 ноября 1950 г. , правительство Тибета направляет обращение в ООН по поводу вторжения Китая в Тибет . Сальвадор в военной авторитарной эпохи, управляемый лейтенантом Оскар Осорио Эрнандеса (а) только для поддержки правительства тибетский, предложил резолюцию в ООН, но из-за войны в Корее , которая происходит в то же самое время, и Индии «с из-за нежелания , дебаты по призыву Тибета к Организации Объединенных Наций откладываются.

В Май 1951 г. Представители тибетские подписали в Пекине, с центральным правительством Китая , с согласия в 17 очков . Это соглашение было ратифицировано в Лхасе несколько месяцев спустя.

Помимо признания китайского суверенитета впервые в истории Тибета (пункт 1), от тибетцев теперь требовалось помочь войскам и кадрам НОАК мирно оккупировать Тибет (пункт 2). Тибетцы также согласились прекратить заниматься иностранными делами, обороной границ и торговлей в Тибете (пункт 14) и согласились с тем, что тибетская армия будет постепенно включена в НОАК, хотя и без конкретного срока. Фиксировано (пункт 8). Они также согласились с возвращением Панчен-ламы в Тибет (пункты 5 и 6) и созданием новой административной единицы, Военно-административного комитета (пункт 15), отдельной от тибетского местного правительства и подчиняющейся центральному народному правительству. Текст также содержал заявление об официальном прекращении тибетской валюты .

Текст соглашения признал региональную автономию, свободу вероисповедания и сохранение доходов буддийского духовенства.

Последствия

С самого начала было очевидно, что присоединение Тибета к Китайской Народной Республике столкнет лицом к лицу две противоположные социальные системы. Однако в западном Тибете китайские коммунисты предпочли не уделять социальной реформе первоочередного внимания. Напротив, с 1951 по 1959 год традиционное тибетское общество с его хозяевами и величавой собственностью продолжало функционировать без изменений. Несмотря на присутствие в центральном Тибете двадцати тысяч военнослужащих НОАК, правительству Далай-ламы было позволено сохранить важные символы периода фактической независимости .

Индийская реакция

Эпилог

Соглашение из 17 пунктов было денонсировано восемь лет спустя, в 1959 году, Далай-ламой и его правительством, которые утверждали, что оно было подписано тибетцами под давлением.

Читайте также: