Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Режим законности установлен статьей 15 Конституции РФ. Суть его в том, что органы публичной власти, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции РФ; подзаконные акты обязаны соответствовать Конституции РФ и законам, издаваться в рамках компетенции органов публичной власти и должностных лиц, должны иметь установленную форму.

Правовые и организационные методы и формы деятельности органов публичной власти, применяемые для поддержания режима законности, именуются способами обеспечения законности. В юридической науке выделяют три способа обеспечения законности: контроль, надзор, обжалование.

Контроль –это система наблюдения и проверки процесса работы объекта (органа исполнительной власти, должностного лица) с целью устранения отклонений от заданных параметров.

1. В зависимости от объекта обследуемой деятельности:

1.1. Общий контроль - обследование комплекса вопросов деятельности подконтрольного субъекта.

1.2. Специализированный контроль – проверка деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу, например, соблюдение лицензиатом лицензионных требований, или проверка деятельности органа исполнительной власти по работе с обращениями граждан.

2. Контроль в зависимости от стадии осуществления контроля:

2.1. Предварительный контроль. Его цель – профилактика и предупреждение правонарушений, например, экологическая экспертиза.

2.2. Текущий контроль. Его цель – выявление состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности действий, совершаемых объектом контроля. Такой контроль осуществляют, например, органы федерального казначейства.

2.3. Последующий контроль. Его цель – проверка реального исполнения требований законодательства и контролирующих органов.

3. По направленности:

3.1. Внешний контроль. Осуществляется за органами исполнительной власти со стороны других государственных органов (Президента РФ, Счетной палаты, судов).

3.2. Внутренний контроль. Осуществляется самими органами исполнительной власти внутри их системы. Вышестоящие органы контролируют деятельность нижестоящих органов (федеральные министерства контролируют деятельность подведомственных им федеральных служб и агентств). Внутренний контроль также осуществляют специализированные органы исполнительной власти на одном уровне исполнительной вертикали (органы федерального казначейства).

4. По отраслевой принадлежности:

4.1. Межотраслевой контроль. Осуществляется за определенными сферами деятельности несоподчиненных органов и должностных лиц (финансовый контроль).

4.2. Отраслевой контроль. Проводится органами одной отрасли или сферы в отношении соподчиненных органов. Примером может служить контроль, осуществляемый федеральными министерствами за деятельностью подведомственных им федеральных служб и агентств.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц состоит в том, что уполномоченные органы государственной власти выясняют, не допущено ли в деятельности органов исполнительной власти отклонений от законности. Если такие отклонения выявляются, то они подлежат своевременному устранению, а виновные привлекаются к ответственности, как правило, дисциплинарной или материальной.

Общие признаки, характеризующие контроль:

1. Между контролирующим и контролируемым обычно существуют отношения подчиненности или подведомственности.

2. Объектом контроля являются как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного.

3. Контролирующий орган наделен правом самостоятельно отменять или изменять решения, принятые подконтрольным.

4. Контролирующий орган вправе принять меры воздействия к подконтрольному.

Особой самостоятельной разновидностью контроля может быть признан президентский контроль. Он может осуществляться как непосредственно Президентом РФ, так и специально уполномоченными им на то государственными органами и должностными лицами (Контрольное управление Администрации Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах). Контрольное управление действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729. Оно вправе проводить проверки исполнения актов Президента. При выявлении нарушения выносится предписание об устранении нарушения. В случае невыполнения предписания в установленный срок, Контрольное управление информирует об этом Президента РФ, который принимает решение о дальнейших действиях. Реальными властными полномочиями Контрольное управление не обладает. Оно имеет статус структурного подразделения Администрации Президента РФ.

Контрольные полномочия Президента РФ имеют тенденцию к расширению. Начиная с 2001 г., ему предоставлено право отстранения от должности главы исполнительной власти субъекта РФ. Президент РФ также имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

Надзор как способ обеспечения законности осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законности. В отличие от контроля, надзор не предполагает оценку целесообразности принятого поднадзорным управленческого решения. Надзорный орган оценивает только законность принятого управленческого решения. Он не имеет право вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность поднадзорного. В этом суть надзора.

Виды надзора: прокурорский и административный.

1. За соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (кроме Правительства РФ), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. За соответствием законам издаваемых вышеперечисленными органами власти правовых актов. За актами Правительства РФ прокуратура надзор не осуществляет. В случае выявления в актах Правительства РФ нарушений принципа законности, Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ, который принимает решение, исходя из Конституции РФ и других федеральных законов.

Прокурорский надзор осуществляется в форме актов прокурорского реагирования.

Протест прокурора – реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Подлежит рассмотрению в течение 10 дней. В исключительных обстоятельствах прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд.

Мотивированное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится, исходя из характера нарушения закона, и подлежит рассмотрению в установленном законом (КоАП РФ) порядке.

Представление прокурора готовится на основании материалов прокурорской проверки и преследует цель устранения нарушений законов, причин и условий, способствовавших нарушению. Представление выносится органу или должностному лицу, правомочному устранить нарушение. Подлежит безотлагательному рассмотрению. В месячный срок должны быть приняты меры, о которых прокурору сообщается в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Выносится в письменной форме.

Административный надзоросуществляется специально уполномоченными на то органами исполнительной власти. Выделяют две разновидности надзорных органов:

1. Органы, занимающиеся исключительно надзором (например, федеральная служба по надзору в сфере транспорта, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).

2. Органы, наделенные в рамках их компетенции отдельными надзорными полномочиями (например, налоговые органы, таможенные органы).

Надзор, как способ обеспечения законности в сфере управления, в отличие от контроля, всегда устанавливается за неподчиненными надзорной инстанции субъектами.

Обжалованиеосуществляется в административном и судебном порядке. Процедура обжалования содержится в лекции по административно-правовому статусу граждан, а поэтому в настоящей теме не рассматривается.

Организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности (реализации исполнительной власти) — это специфическая организационно-правоохранительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, направленная специально на обеспечение законности и государственной дисциплины субъектов управленческих административно-правовых отношений.

Законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивают многие государственные органы. Часть из них находится в системе аппарата исполнительной власти (контрольные и надзорные органы исполнительной власти, осуществляющие ведомственный и надведомственный контроль), другая часть в систему аппарата исполнительной власти не входит и относится к другим ветвям власти и видам государственной деятельности (судебные, прокурорские органы, Счетная палата Федерального Собрания и др.). Таким образом, законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивает как сам аппарат управления (органы исполнительной власти), так и специальные органы других ветвей власти и видов государственной деятельности.

По своему внутреннему содержанию каждый организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти представляет собой специфическую деятельность соответствующих государственных органов, направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями всех субъектов и участников государственного управления с целью проверки соответствия их действий нормам и правилам установленного правопорядка, требованиям законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования.

К настоящему времени сложилось три организационно-правовых способа обеспечения законности и государственной дисциплины субъектов организационных управленческих отношений в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность.

Контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины включает в себя три обязательных элемента:

проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

Как один из организационно-правовых способов обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования (в отличие от других и, прежде всего, надзора), контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью (при необходимости) оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений: приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принятие решений о привлечении к различным видам правовой ответственности.

Надзор, как другой организационно-правовой способ, отличный от контроля обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.

Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-противоэпидемиологических, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля — проверку результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило без обсуждения и правовой оценки возможных причин его не выполнения).

Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. Таким образом, различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия. Надзор — это своего рода суженный контроль. Контроль осуществляется не только за законностью, но и целесообразностью действий подконтрольных субъектов, при надзоре проверяется только соответствие действий поднадзорных субъектов установленным правилам.

Значительные отличия надзора от контроля заключаются также в своеобразии и специфичности форм и методов их осуществления. Поднадзорность как особая форма служебной взаимосвязи характеризуется тем, что поднадзорные объекты не состоят в служебном подчинении органов надзора, не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами. Формы надзорного реагирования на обнаруженные нарушения — протесты и представления прокурора; обязательные к исполнению предписания надзорных органов и их должностных лиц о ликвидации выявленных нарушений; выдача указаний и рекомендаций о способах и сроках их устранения и некоторые другие меры.

Особым своеобразным организационно-правовым способом обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования является контрольно-надзорная деятельность специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные узкоспециализированные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения (государственные надзоры, государственные инспекции и некоторые другие органы государственного управления).

По своему содержанию деятельность государственных контрольно-надзорных органов характеризуется интеграцией в ней элементов контроля и надзора, вследствие чего она приобретает новые качественные характеристики, позволяющие преодолевать негативные и усиливать позитивные возможности, присущие контролю и надзору по отдельности, в частности, относительную узость надзора дополнять широтой организационных возможностей контрольной деятельности.

Контрольно-надзорные органы государства и их должностные лица призваны осуществлять надзор за соблюдением определенных нормативных правил (правил пожарной безопасности, ветеринарных правил, правил дорожного движения и т.д.). В этом смысле их деятельность имеет чисто надзорный характер. Но в процессе своей надзорной деятельности за выполнением правил дорожного движения, например, инспектора ГИБДД наделены правом применения мер административного предупреждения, пресечения и даже административного наказания, а это уже элемент контроля, позволяющий преодолеть узость реализации чисто надзорных полномочий по факту обнаружения и фиксации допущенных субъектом правонарушений.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.


Сущность контроля заключается:
1) в наблюдении за функционированием соотв. под.контр. объекта
2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины
3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины
4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению
5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Признаки контроля:
1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.
2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.
Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.
3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.
Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.
Различают 2 вида надзора:
-прокурорский
- административный

· Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры

· Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

· Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие

· Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Административный надзор как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и др.

Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. И теоретически, и практически это предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Субъектами такого контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профессиональные союзы, кооперативные, молодежные и другие организации.

Контрольные функции общественных организаций определены в Законе РФ от 7.02.1992 г. "О защите прав потребителей".

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.


Сущность контроля заключается:
1) в наблюдении за функционированием соотв. под.контр. объекта
2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины
3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины
4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению
5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Признаки контроля:
1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.
2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.
Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.
3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.
Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.
Различают 2 вида надзора:
-прокурорский
- административный

· Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры

· Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

· Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие

· Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Административный надзор как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и др.

Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. И теоретически, и практически это предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Субъектами такого контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профессиональные союзы, кооперативные, молодежные и другие организации.

Контрольные функции общественных организаций определены в Законе РФ от 7.02.1992 г. "О защите прав потребителей".

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Соблюдение Конституции РФ и законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляет сущность законности. Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Законность в теории права рассматривается в 3-х аспектах: как режим общественной жизни, как принцип деятельности государственного аппарата, как метод государственного руководства обществом.

· цель законности – строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение действующего законодательства всеми субъектами права;

· содержание законности – система взглядов и принципов, через которые происходит конкретизация целей;

· средства, способы, приемы претворения в жизнь законности;

· мотивированная деятельность человека (и критерии оценки деятельности).

Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Обстоятельства, влияющие на законность:

1) политико-правовая природа общества;

2) динамика процессов демократизации общества;

3) использование государством принудительных средств (степень, объем, уровень, формы в рамках закона).

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

· это общеобязательность законов для всех без исключения;

· единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ;

· недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Итак, обеспечению законности в России служит система гарантий, среди которых следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима за­конности.

Среди общих условий в системе гарантий различают политические (демократия, гластность), экономические (труд, капитал предпринемательство), организационные, идеологические, юридические (правосознание), общественные.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

Способы обеспечения законности в государственном управлении – совокупность правовых, организационных средств и форм, применяемых государственными органами власти, общественными объединениями, гражданами для поддержания и укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Среди основных способов обеспечения законности выделяют:

· обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц;

Государственный контроль в сфере исполнительной власти

Государственный контроль – это деятельность по осуществлению проверки и постоянного наблюдения компетентными государственными органами и их должностными лицами за деятельностью исполнительных органов власти (должностных лиц) по исполнению требований законности и целесообразности с целью установления ее соответствия этим требованиям и при необходимости ее корректировки.

Содержание контроля состоит из:

• наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации — изу­чение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентариза­ции, ревизии, получение объяснений и др.;

• анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;

• принятия мер по предотвращению нарушений законности и дис­циплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, не­целесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

• учета конкретных нарушений, определения их причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

• выявления виновных, привлечения их к ответственности. В од­них случаях контролирующие органы вправе сами решить воп­рос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других — обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами;

• носит всеобъемлющий характер – осуществляется в отношении органов государственной и местной власти, их должностных лиц, общественных и религиозных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, граждан России, лиц без гражданства и иностранных граждан.

Контроль– система наблюдения и проверки функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

1) между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;

2) объектом контроля является законность и целесообразность деятельности контролируемого(контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого);

3) контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого);

4) в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Виды государственного контроля:

· контроль органов законодательной (представительной) власти;

· контроль органов исполнительной власти;

1) Президентский контроль.

· Контрольные полномочия Президента (определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на органы исполнительной власти).

· Президент осуществляет контрольные полномочия

· Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти

· Контроль в сфере исполнительной власти

2) Контроль органов законодательной (представительной) власти.

СФ осуществляет контроль (при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами РФ).

Контрольные полномочия ГД в сфере исполнительной власти (дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности).

Одна из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью– рассмотрение и утверждение ФС представляемого Правительством РФ бюджета РФ.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуется Счетная палата,

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Читайте также: