Способы невербальной коммуникации кинесика такесика просодика и экстралингвистика кратко

Обновлено: 07.07.2024

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

КАК? (осуществляется передача) – канал;

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата:

Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью.

Особенностью деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет. Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов.

Выделяют 5 типов вопросов:

3. Риторические не требуют ответа, их цель – вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения.

4. Вопросы для обдумывания вынуждают размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное.

5. Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы, переключают на другое.

Невербальные средства общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

К невербальным средствам общения относятся: кинесика, просодика и экстралингвистика, такесика, проксемика .

Схема невербальных средств общения


Кинесика -изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики.

Кинесикаэто зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.

Мимика.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Основные характеристики мимики – ее целостность и динамичность.

Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний: гнева, страха, страдания, удивления, презрения, радости – все движения мышц лица скоординированы.

Поза.

Это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых положений. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются.

Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Жесты.

Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для обитающих сторон.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершаются с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей, чтобы обратить на них внимание.

Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние.

Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, вялая, угнетенная – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.

Просодические и экстралингвистические средства общения – этосредства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, вдоха,смеха.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи могут многое сказать об эмоциональном состоянии человека.

Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза в зависимости от интонации может приобретать различный смысл. Так, можно говорить уверенным и ноющим, понимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова.

Реакция партнера на слова собеседника во многом связана с тем, каким тоном с ним говорят. Поэтому собеседнику нужно постоянно стремиться расширять диапазон интонационной выразительности и точно, без двойных посланий, выражать главное. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. С партнером не стоит говорить слишком громко. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности.

Одним из проявлений голоса является смех.

Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренно и деланно. В некоторых ситуациях – это лучший способ снять напряжение или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал в консультативной практике, и его наличие в умеренных дозах – это признак хорошей атмосферы, однако слишком частый смех требует исследования (со стороны психиатрии).

Умение выдержать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков партнеров по деловому общению.

Соблюдая паузу, собеседник предоставляет возможность говорить партнеру, стимулируя диалог. Наличие пауз создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить, задавая вопросы или комментируя то, что говорит собеседник.

Время паузы в беседе воспринимается по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от состояния собеседников. Фактически следует выдерживать паузу после любого высказывания одного из собеседников, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос. На первой встрече вряд ли стоит затягивать паузу больше чем на 20 секунд. В последующем нормальная пауза не превышает 30–40 секунд. А в длительном курсе ведения деловых бесед пауза может длиться минуты.

Когда в речи используется спектр звуков от высоких до низких тонов, говорят о широком диапазоне голоса. Если же в речи преобладает какой-то один тон, – это узкий диапазон. Такая речь (преимущественно средних тонов) называется монотонной.

Темп связан со скоростью продуцирования речи: быстрая, средняя, замедленная. Каждому человеку присущ вполне определенный темп речи.

Слушающие же склонны относить говорящих быстро к разворотливым и сообразительным, а говорящих медленно – к тугодумам. Однако людей с очень быстрым темпом речи слушающие все же относят к болтунам. Аудитории больше импонирует оратор со средним темпом говорения, который ассоциируется с логикой, разумной осмотрительностью, деловитостью.

Манера управления речью выступает в трех аспектах: 1) манипуляция губами; 2) артикуляция; 3)ритм.

Итак, надо уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему.

Такесические средства общения.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют:

• статус партнера,

• степень их знакомства.

Рукопожатие, например, может быть трех типов:

1) доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);

2) покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);

Невербальные выражения делятся на группы:

1. Экстра- и паралингвистические – различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: o коммуникативные (заменяющие речь);

описательные (их смысл понятен только при словах); o жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие – обусловлены импульсами подсознания.

Мимика – это движение мышц лица. Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть . ) является профессиональным требованием для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми.

Считается, что наиболее экспрессивны – рот, губы.

Пантомимика (кинесика) – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).

Проксимика – организация пространства и времени коммуникативного процесса)

Выделяют четыре основные дистанции общения:

1. Интимная – от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

2. Межличностная – от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями.

3. Официально-деловая или социальная – от 1,2 до 3,7 метра. Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

4. Публичная – более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Визуальный контакт – визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60 – 70% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.

В физиологических исследованиях подмечено, что, когда человек доволен, радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием, и наоборот. По этому признаку можно точно узнать реакцию на услышанное. Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника.

Невербальная коммуникация осуществляет­ся с помощью нескольких систем, среди которых кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика(Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).

1. Кинесика

Кинесика — самая большая система, включающая в себя различные движения — позы, походку, жесты и мимику.

  • Поза — это положение человеческого тела. Позы можно клас­сифицировать на основе следующих критериев: этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаи­моотношений (позы симпатии—антипатии; подчинения—до­минирования; включенности—отчужденности); психофизиоло­гические состояния (напряженная—расслабленная, активная—пассивная позы); соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы); направленность позы по отношению к партнеру (лицом к лицу — спина к спине); соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармонич­ная —дисгармоничная).
  • Походка – движения ног, благодаря которым человек перемещается в пространстве. Она связана с позой, поскольку во время ходьбы у человека изменяется положение всего тела. Ее измерениями являются ритмич­ность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.
  • Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку их перекрещивания или симметричного расположения; по приз­наку центробежности (движение от себя) или центростремитель­ности (движение к себе); по критерию однозначности и много­значности.
  • Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи. Существует три типа мимических сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица); относитель­но стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека); нестабильные (кратковременные изменения движений мышц лица).

В целом П. Экман и У. Фризен выделили пять типов движе­ний (Крейдлин, 2001).

2. Гаптика

    — прикосновения коммуникатора к себе и реципи­енту. Некоторые психологи включают эту систему в состав кинесики.

3. Паралингвистика

    — параметры голоса человека. К ним от­носятся громкость голоса и ее изменение, скорость и ритмич­ность речи, тембр, звучность, напряженность, мелодика голоса (хрипота, носовой звук, скрежетание и т.д.), ясность артику­ляции.

4. Экстралингвистика

5. Окулесика

    — визуальное поведение людей во время об­щения. Параметрами взгляда являются его направление, линия и объект, движение и величина глаз, размер зрачков, длительность визуального контакта.

6. Ольфакция

    — язык запахов. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные за­пахи, например, духи, благовония и т.д.

7. Гастика

    — язык пищи и напитков, которые человек предлагает окружающим, таким образом демонстрируя свое отношение к ним или к ситуации в целом.

8. Проксемика

    — пространственно-временная организация общения. Эта система включает в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориаль­ность, временную организацию ситуации.

Дистанция — расстояние между партнерами по общению. Су­ществуют разные классификации дистанций. Например, Е. Холл выделяет четыре дистанции:

  • интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей;
  • персональное расстояние (от 46 до 120 см) используется при обыденном об­щении со знакомыми людьми;
  • социальное расстояние (от 121 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;
  • публичное расстояние (от 401 до 750 см) используется при выступлении перед большими аудиториями.

Отдельно выделяют персональное пространство и пространст­во группы.

Ориентация и угол общения — расположение партнеров по от­ношению друг к другу. Эта ориентация регулируется располо­жением участников и расстановкой мебели, например, формой стола, высотой кресел собеседников и т. д. Существуют распространенные варианты организации пространства с помощью мебели (Журавлев, Павлова, 2006).

– Учебный класс (ряды). Внимание участников в данном случае целиком направлено на коммуникатора. Эта форма организации пространства приводит к появ­лению традиционных зон активности и противостояния (первые ряды, галерка и т.д.).

– Круг (стол для совещаний). Круг устраняет большинство разли­чий между участниками. Он должен быть плотным и исключать разрывы. Такое расположение учстников позволяет активизировать их.

Расположение личных вещей. Это аспект проксемики попал в поле зрения исследователей относительно недавно. Выясни­лось, что люди формируют впечатление о человеке на основании того, как он располагает свои личные вещи. Типичный пример — характер и расположение вещей в квартире. Одно и то же распо­ложение вещей создает у разных людей примерно одно и то же впечатление о хозяине. Это впечатление достаточно точное, пос­кольку люди ориентируются на адекватные показатели (Gosling et.al.,2002).

Территориальность. Территории могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействия и т.д. Существует два основных аспекта психологического значения территории. Во-первых, люди придают разный смысл территориям, на которых проходит их жизнь, например, они рассматривают различные части дома как показатель статуса (престижные и непрестижные части), место связи с потусторонним миром (подвал, чердак) и т.д. Во-вторых, люди склонны к защите территории, которую считают своей. Это касается даже тех территорий, которыми человек владеет временно, например, место на автостоянке. В частности, водители дольше покидают временно занятое ими место на автостоянке, если на него явно претендует другой водитель (стоит рядом, подает звуковой сигнал).

Временные характеристики общения: люди обладают опреде­ленными представлениями относительно времени и длитель­ности разных ситуаций общения. Сопоставляя их со временем реального общения, они делают важные выводы.

Кроме вышеперчисленных систем, к невербальной коммуникации иногда относят и другие показатели, например, стиль одежды человека, цвета, использованные при оформлении интерьера и т.д.

Занимаясь текущими производственными вопросами или проведением деловых переговоров с клиентами, менеджерам всех уровней приходится иметь дело с людьми, эффективное взаимодействие с которыми напрямую зависит от того, насколько верно и психологически грамотно выстроена система вербальных и невербальных коммуникаций. Невербальное общение (с помощью мимики, жестов и межличностного пространства) представляет особый интерес, поскольку бессознательно по своей природе и практически не контролируемо, а значит, должно стать предметом нашего особого внимания.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Введение.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Тема: «Специфика невербальной коммуникации.

Студентка гр. 9СКС-91

к.ф.н доц каф КиКТ

Невербальная коммуникация ……………………………………………. 5

Специфика невербальной коммуникации ………………………………. . 6

Список использованной литературы …………………………………….. 17

Занимаясь текущими производственными вопросами или проведением деловых переговоров с клиентами, менеджерам всех уровней приходится иметь дело с людьми, эффективное взаимодействие с которыми напрямую зависит от того, насколько верно и психологически грамотно выстроена система вербальных и невербальных коммуникаций. Невербальное общение (с помощью мимики, жестов и межличностного пространства) представляет особый интерес, поскольку бессознательно по своей природе и практически не контролируемо, а значит, должно стать предметом нашего особого внимания.

Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Ежедневно мы пользуемся десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле и не всегда отдавая себе в том отчет, что они способны передавать о нас гораздо больше информации другим людям, чем слова.

Для работника сферы услуг очень важны знания о невербальном общении. Он всегда должен следить за своей жестикуляцией, так как чрезмерная жестикуляция может даже отпугнуть клиента.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме.

Цель данной работы - раскрытие сущности невербального общения

Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

1. раскрыть специфику невербальной коммуникации

2. проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации;

Невербальная коммуникация .

Основное свойство невербального поведения — движение, постоянное изменение совокупности невербальных средств выражения вслед за изменениями личности. Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющими психическими состояниями человека.

Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Л Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, имеющий в отличие от вербального языка не линейную временную последовательность, а пространственно-временную целостность. Вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление, легко кодируется и декодируется. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, одна значительная часть невербальной информации вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потерн их смысла для партнеров.

Сигнальные функции невербальной коммуникации интерес исследователей, рассматривающих способы, каналы передачи невербальной информации (визуальные, слуховые, тактильные).

Главным компонентом структуры здесь является кинесика — зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинесике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику.

С помощью акустического канала отражается просодическая структура невербального поведения. К ней примыкает экстралингвистическая структура (речевые паузы и психофизиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздох и т.д.).

Такесика — область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения; (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку; всех нюансов физического контакта.

Специфика невербальной коммуникации

Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия человека, движения, симптомы (например, побледнение или покраснение лица). Тот, кто хочет правильно понимать своих партнеров по общению, должен, прежде всего, изучить различные средства выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать [4, 159 с.].

Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают сами в естественных условиях через наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты. Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами.

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.

Изучение собеседника (партнера по общению) по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает “да” или утверждение. Жест “пожимание плечами” является хорошим примером универсального жеста, который означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение или тактильный контакт. Прикосновение считается, прежде всего, знаком, выражающим чувства по отношению к партнеру по общению. Грубые болевые контакты сопровождают агрессию, принуждение.

Мягкие не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.

Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Если при рукопожатии рука захватывает руку другого человека так, что ладонь оказывается повернутой вниз, - это властное рукопожатие. Если протягивают руку, развернув ее ладонью вверх, - этот покорное рукопожатие. Пожатие прямой не согнутой рукой является признаком неуважения. Его главное назначение - сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Пожатие кончиками пальцев означает желание держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии. Пожатие обеими руками выражает искренность или глубину чувств. Для передачи искренности чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.

Невербальные средства общения


Люди часто обижаются друг на друга, казалось бы, из-за сущей ерунды. Не так посмотрел, не вовремя промолчал, не тем тоном сказал… Мы порой недоумеваем – зачем обращать внимание на такие пустяки? Но психология говорит об ином: через жесты, мимику, позы и другие невербальные средства общения мы передаем 60% информации. Соответственно, лишь 40% того, что мы сообщаем окружающим, приходится на речь.

Более того, если словом можно соврать, то тело не умеет этого делать. Мы неосознанно всегда говорим правду через такие, казалось бы, незаметные вещи, как взмах рукой, поворот головы, затянувшаяся пауза. И собеседник, тоже неосознанно, читает эти послания тела. И когда они расходятся с тем, что произносит речевой аппарат, возникают как раз такие неприятные ситуации. Вы отчетливо понимаете, что вам врут, но доказать – не можете. Случалось с вами такое? Несомненно.

Для того, чтобы читать язык тела других людей, нужно разобраться в том, какие бывают средства невербального общения, каким образом и в каких ситуациях они проявляются. Этим мы с вами и займемся.

Итак, существуют вербальные и невербальные средства общения. К вербальным относится речь – устная и письменная. Имеется пять языковых стилей – разговорный, официально-деловой, художественный, научный, публицистический. Все эти понятия мы учили в школе, поэтому в данном вопросе нам все ясно.

С невербальными средствами коммуникации дело обстоит куда сложнее. Если речь является актом сознательным и целенаправленным, то другие действия, способствующие передаче информации, совершаются чаще всего несознательно и бесцельно. Эти реакции основаны на глубоких психологических процессах, поэтому стали предметом исследования многих ученых.

Невербальные средства общения: виды

Существует классификация, охватывающая все виды невербальных средств общения. Начнем с того, что они делятся на две большие группы – экстралингвистическую и паралингвистическую.

Экстралингвистическими компонентами являются такесика, проксемика, хронемика, экстралингвистика и сенсорика. Паралингвистика включает в себя просодику, кинесику и графемику. Ниже мы вкратце расскажем об этих элементах невербального общения, но, нажав на ссылки, вы сможете увидеть полные статьи, посвященные каждому из них.

  1. Такесика изучает прикосновения, использующиеся в процессе общения. Это рукопожатия, поцелуи, объятия, похлопывания, поглаживания.
  2. Проксемика – способ передачи информации через пространственную организацию общения. А это значит, что расстояние, на котором находятся собеседники, определяет их отношение друг к другу.
  3. Хронемика – законы общения, основанные на распределении времени. Подразумеваются пунктуальность, желание ожидать или заставлять ждать другого, выбор времени для телефонного звонка и т.д.
  4. Экстралингвистика – голосовые способы передачи эмоций, находящиеся за границами речи. Это могут быть стоны, вздохи, плач или покашливание.
  5. Сенсорика – восприятие людей через органы чувств. Больше всего в общении играет роль запах, поскольку мы охотнее идем на контакт с тем, кто приятно пахнет, и наоборот.

Весь этот комплекс терминов описывает одно большое явление, многофункциональный инструмент, которым мы пользуемся каждый день. Язык тела в большей степени определяет результат разговора, чем слова. Поэтому в жизни каждого человека играет важную роль развитие невербальных средств общения. Но здесь есть небольшой подвох – их нужно не развивать, а понимать, систематизировать и сознательно использовать. Потому что в нас они уже развиты.

Категория общения в социальной психологии

Паралингвистическая и экстралингвистическая система – добавка к вербальной коммуникации. Паралингвистика — качество голоса, его диапазон, тональность. Способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора, а также характеристик его личности. Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха), темп речи.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Например, лицом к лицу способствует установлению контакта, экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм для организации коммуникативного процесса. В некоторых культурах особую значимость придают временным моментам (порядок, опоздания). Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Э. Холл описывал законы проксемики у животных и людей. Например, были выделены зоны для американцев: интимное расстояние (0-45см), персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см), публичное (400-750 см). Хронотопы – более или менее четко вычлененные константы в организации пр-ва и времени. Например, вагонный попутчик (не всегда объяснимая откровенность в отношениях с ним).

Кроме того, выделяют и другие области анализа невербального поведения.

Такесика – это тактильная кинестетическая система. Проявляется она при встрече (пожатие рук, похлопывание, поцелуй).

В человеческой коммуникации семантически значимая информация – та, что влияет на изменения поведения, которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации.

Рекомендуем посетить:

Понятие самооценки как психологической категории Интерес ребенка к своему “я” — к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он у …

Запоминание имен и лиц Поскольку запоминание во многом зависит от нахождения аналогий и отличительных черт, очень важно, когда вы видите новое лицо, хорошенько рассмотреть его и найти возможность связать его с чем-то или найти экстраординарные черты. Внимательн …

Практические рекомендации по оптимизации учебной деятельности в классах разного профиля. На основании проведённого анализа литературы и анализа полученных результатов, мы разработали следующие рекомендации, которые помогут создать старшекласснику благоприятные условия для развития, самоактуализации, личностного роста, а, след …

Откуда берутся навыки невербального общения?

Изучение диких детей помогло понять роль воспитания и окружения в становлении человеческой личности. В частности, влияние родителей на формирование всех слоев коммуникации – от речи до таких тонких и не всегда однозначно читаемых проявлений индивидуальности, как организация личного пространства.

Средства общения.

Просодические и экстралингвистические средства.

Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушённым голосом, с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

Такесические средства общения.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Проксемические средства.

Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

· интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

· персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

· социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

· публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Статьи по теме:

Заключение. Целью данной работы было выявление места психологии в управленческом процессе, а также обоснование необходимости психологической полготовки менеджера. Психология в последнее время приобретает всё большее значение в практической деятельно …

Предубеждения детей среднего возраста. Предубеждение — это отрицательное отношение членов одной группы к людям, принадлежащим к другой группе, отличающейся от первой по тем или иным признакам: расовым, религиозным, национальным, языковым, половым и многим другим, перечислить к …

Мятежи толпы и другие формы коллективного действия. Массовые действия происходят в ходе революций и при многих других обстоятельствах менее драматичных социальных перемен — например, во время городских погромов. Действия толп погромщиков в целом могут казаться деструктивными и случайными, …

Просодические и экстралингвистические средства общения

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

Еще по теме:

Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга ВНД человека протекает на двух уровнях – подсознания и сознания. На уровне подсознания протекают следующие виды деятельности мозга. 1. Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной, выбор существенной и сохранение е …

Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда. Зеркальные формы деятельности давно привлекали внимание ученых. Так …

Общие вопросы психологии здоровья Теоретическим обоснованием психологии здоровья является понимание психического здоровья не негативным образом – как отсутствия дезадаптации, а позитивно – как способности к постоянному развитию и обогащению личности. Психическое здоровье …

Читайте также: