Способы группировки информации в ахд кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенности использования группировок в статистике и анализе. Содержание типологических и структурных группировок. Аналитические группировки и их роль в АХД. Алгоритм построения аналитических группировок.

Широкое применение в АХД находитгруппировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примеромтипологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства .продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощьюпростых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. Вкомбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных среднихвеличин, определение взаимосвязи и направления воздействияфакторных показателей на изучаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

По данным табл. 4.7 сделаем группировку предприятийпоплодородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностьюзерновыхкультур (табл. 4.15).

В отличие от приведенных в табл. 4.7 параллельных рядов сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.


Книга содержит материал, касающийся таких вопросов экономического анализа, как понятие, роль, задачи, виды, предмет, объект, принципы экономического анализа, планирование, способы и методы аналитической работы. Написанное простым, доступным языком пособие станет помощником студентам при подготовке к экзаменам и людям, интересующимся экономическим анализом хозяйственной деятельности.

Оглавление

  • 1. Понятие, содержание, роль и задачи экономического анализа хозяйственной деятельности
  • 2. Виды экономического анализа хозяйственной деятельности и их классификация
  • 3. Предмет, объекты и принципы экономического анализа хозяйственной деятельности
  • 4. Связь экономического анализа хозяйственной деятельности с другими науками
  • 5. Метод и методика экономического анализа хозяйственной деятельности
  • 6. Методика факторного анализа. Классификация факторов
  • 7. Систематизация факторов. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе
  • 8. Способ сравнения и приведения показателей в сопоставимый вид
  • 9. Относительные и средние величины. Способы группировки информации
  • 10. Балансовый и эвристический методы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Относительные и средние величины. Способы группировки информации

Экономические явления и процессы выражаются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели выражают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, объема, стоимости и др.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

Виды относительных величин:

1) относительная величина планового задания — отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за предыдущие годы;

2) показатель структуры — относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах;

3) относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени;

4) относительная величина выполнения плана — отношение между фактическим и плановым уровнями показателя отчетного года, выраженное в процентах;

5) относительные величины динамики. Определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде. Их называют темпами роста (прироста) и выражают в процентах или коэффициентах. Различают базисные относительные величины динамики и цепные относительные величины динамики;

6) относительные величины координации — соотношение частей целого между собой;

7) относительные величины эффективности — соотношение эффекта с ресурсами или затратами (прибыли на рубль затрат);

8) относительные величины интенсивности Характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде;

9) средние величины. Служат для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. Классификация группировок.

1. В зависимости от цели анализа:

1) типологические (население по роду деятельности, предприятия по формам собственности и др.);

2) структурные. Позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей;

3) аналитические. Используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков аналитическая группировка может быть качественной или количественной.

2. По сложности построения:

1) простые. С их помощью изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку;

2) комбинированные. Деление изучаемой совокупности сначала по одному признаку, потом по другому.

Методика построения группировок:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Группировка информации — это способ разделения изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В АХД они применяются для:

раскрытия содержания средних показателей (стоимости основных производственных фондов, по видовым группам, себестоимости, продукции по элементам затрат) и влияния отдельных единиц на эти средние;

выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями: между объемом реализованной продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.

В зависимости от задач используются:

Типологические группировки — служат для выделения определенных типов явлений или процессов: группировка рабочих по стажу, профессиям, возрасту, образованию и т.д.

Структурные группировки - служат для изучения структуры определенных явлений по определенным признакам.

С их помощью можно изучать структуру состава рабочих по профессиям, квалификации, стажу работы, выполнению норм выработки и т.д.; основных производственных фондов и оборотных средств, себестоимости продукции и т.д.

Аналитические группировки (причинно-следственные) — применяются для определения наличия, направления и формы связи между показателем, положенным в основу группировки, и зависимыми от него показателями (табл.6).

Зависимость уровня издержек и прибыли от выполнения плана по объему реализованной продукции по однотипным предприятиям

Группа предприятий по степени выполнения плана по объему продаж, % Количество предприятий в группе Среднее выполнение плана по объему продаж по группам предприятия, % Средний уровень издержек, % к объему продаж Средний уровень прибыли (рентабельности), % к объему продаж
До 100 7 93,4 20,1 0,82
100-103 8 101,8 19,8 4,10
103 и выше 9 103,9 19,6 4,20
В целом по предприятиям 24 100,7 19,8 2,7

Из данных табл. 6 видно, что чем выше средний процент выполнения плана по объему реализованной продукции, тем ниже средний уровень издержек и выше средний размер прибыли на рубль реализованной продукции.

По сложности построения различают: простые группировки - с их помощью изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку (табл. 6); комбинированные группировки — когда изучаемая совокупность подразделяется сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д.

В АХД используются:

в основном простые группировки из-за трудоемкости как построения комбинированных группировок, так и восприятия полученных при этом результатов;

имеющиеся в отчетности и производимые дополнительно.

4. Балансовый способ

Балансовый способ применяется для изучения соотношения двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть равны между собой.

Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Бухгалтерский баланс представляет собой пример применения метода балансовой увязки: по размещению и назначению средств (актив баланса) и по источникам их образования (пассив баланса).

Разнообразны цели применения балансового метода и в АХД.

Балансовый метод применяется:

1. При анализе как обеспеченности предприятия всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, оборудованием, финансовыми), так и при анализе полноты их использования.

При анализе обеспеченности предприятия ресурсами (трудовыми, материальными и оборудованием) составляют баланс, в котором показывается, с одной стороны потребность в ресурсах в плановом периоде, с другой стороны, фактическое их наличие в отчетном периоде, и определяется их излишек или недостаток, так как должно быть их равенство.

При анализе полноты использования трудовых ресурсов и оборудования сравнивают плановый фонд рабочего времени рабочих и оборудования с фактическим количеством отработанных ими часов в отчетном периоде и определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени.

Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором сопоставляются платежные средства с платежными обязательствами.


2. Для проверки правильности аналитических расчетов в детерминированном факторном анализе должно соблюдаться условие: алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя должна соответствовать общей величине изменения результативного показателя . Отсутствие этого равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах.

3. В некоторых случаях балансовый (сальдовый) метод может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, когда известно влияние на исследуемый результативный показатель всех факторов кроме одного, а прямой расчет его влияния затруднен.

Влияние данного фактора в этом случае определяют как разность (сальдо) между общим результатом изменения результативного показателя и исчисленной величиной влияния остальных факторов.

Этот прием можно использовать только при весьма точных расчетах влияния факторов (иначе к фактору может быть отнесена погрешность расчетов) и условии, что определяемый по разнице фактор или их совокупность выявлены (существуют в действительности);

изучении влияния факторов, между которыми с результативным показателем существует функциональная взаимосвязь.

Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 29004
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0

Особенности использования группировок в статистике и анализе. Содержание типологических и структурных группировок. Аналитические группировки и их роль в АХД. Алгоритм построения аналитических группировок.

Широкое применение в АХД находитгруппировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примеромтипологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства .продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощьюпростых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. Вкомбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных среднихвеличин, определение взаимосвязи и направления воздействияфакторных показателей на изучаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

По данным табл. 4.7 сделаем группировку предприятийпоплодородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностьюзерновыхкультур (табл. 4.15).


В отличие от приведенных в табл. 4.7 параллельных рядов сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

Читайте также: