Способности врожденные или приобретенные кратко

Обновлено: 02.07.2024

В классификации способностей можно выделить две больших группы: способности врожденные и приобретенные. Врожденные обусловлены природной, физической сущностью человека и во многом схожи с аналогичными способностями у животных. Это способности к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии, способности к восприятию, работа памяти. Приобретенные способности порождены прежде всего принадлежностью человека к обществу, социальной среде. Это интеллектуальные способности, точность и тонкость движения рук, речь, способность к нравственному сопереживанию.
Приобретенные способности, в свою очередь, делятся на ряд подвидов. В соответствии с выделением сфер и видов человеческой деятельности выделяются музыкальные, математические, лингвистические, технические, художественные, научные и другие способности. Наряду с названной классификаций, способности также делятся по направленности: 1.Репродуктивные (обеспечивают высокое умение усваивать информацию, приобретать навыки и умения) и 2.Креативные (творческие) .
Потенциальные, нереализованные способности носят название Задатков.


Итак, способности определяются как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, но которые нельзя свести к знаниям, умениям и навыкам. Способности позволяют быстро и легко обучаться новым способам и приемам деятельности.

Иначе говоря, способности — то, что отличает одних людей от других. Во-вторых, способностями называют только те свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Так, например, вспыльчивость, вялость, медлительность способностями считаться не будут. И, наконец, не надо путать способности с уже имеющимися знаниями и навыками. Способности базируются на врожденных задатках человека.

Типы способностей

Способности делятся на общие (к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и более специальные :

  • Творческие (музыкальные, литературные, художественные);
  • Инженерные
  • Коммуникативные
  • Научные (математические, лингвистические, и т.д.)
  • Мнемические (способности к запоминанию)
  • Имажитивные (яркое, хорошо развитое воображение).

Результаты психогенетических исследований показали, что от наследственности зависят в основном общий интеллект и некоторые специальные (например, математические) способности. В то же время креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды.

Одаренность

Одаренность и способности проявляются в детстве. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем — к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Врожденное или благоприобретенное

Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки — только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды

Способности ребенка: врожденное или приобретенное


Способности — это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений.

Способности — это врожденное

  1. Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна — в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.

О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 — выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

Исследования подтверждают

Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.

Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Способности могут быть сформированы в течение жизни

  1. Показательно исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.
  2. Известно немало случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов, М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и результаты развития способностей окажутся высокими.

Психологические факторы развития способностей

  • для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества.
  • познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит фиксация успеха и желание развиваться.
  • взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.
  • у ребенка возникают специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.

Таким образом, вопрос о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.

Способности ребенка: врожденное или приобретенное

Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений.

Способности – это врожденное

Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.

О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

Исследования подтверждают

Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.

Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Способности могут быть сформированы в течение жизни

Показательно исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.

Известно немало случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов, М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и результаты развития способностей окажутся высокими.

Психологические факторы развития способностей

для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества.

познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит фиксация успеха и желание развиваться.

взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.

у ребенка возникают специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.

Таким образом, вопрос о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.

Врожденные способности.

Подтверждением врожденных способностей (т. е. приобретение их на наследном уровне) считается обнаружение таланта на раннем этапе развития у ребенка. Например, известно, что талант Моцарта обнаружился у него в возрасте трех лет, Рафаэль открыл в себе дар живописца на восьмом году жизни.

Кроме этого, о врожденных способностях можно заявлять и опираясь на то, что у потомков великих и талантливых людей имелся в последующем тот же природный дар. Так, имеются целые семьи выдающихся личностей, не в одном поколении. Род Бахов насчитывал приблизительно около шестидесяти музыкантов, двадцать из которых поистине были великими людьми. Конечно же, всем знакомы династии из области театрального искусства – Садовские, циркового искусства – Дуровы, из области науки – Якушкины, Фортунатовы.

Однако данные свидетельства имеют все шансы говорить не о генетической наследственности, а о наличии конкретных жизненных обстоятельств и семейных ценностей, передающихся от поколения к поколению, которые способствуют формированию в той или иной семье конкретных способностей, развитых в совершенстве.

Подтверждения теории, подкрепленные исследованиями.

Вследствие проведенных исследований, основанных на применении близнецового способа наблюдения, были получены неоспоримые факты. При проведении сравнения умственных характеристик между монозиготными близнецами и парами сестер и братьев, было установлено, что корреляция характеристик внутри монозиготных пар была в значительной степени выше, нежели чем у пар единокровных братьев и сестер.

В процессе изучения животного мира с использованием способа искусственной селекции, были получены результаты, указывающие на возможность накапливания предрасположенности на генетическом уровне к успешности в обучении.

Формирование способностей на протяжении всей жизни.

Исследование, проведенное российскими специалистами в области психологии, показало, что показатель способностей вьетнамцев к музыке намного выше, чем у россиян. Оказалось, что во вьетнамском языке присутствует такая высота звука, которая обладает смыслоразделительным значением, чего в русском языке нет. По этой причине способности вьетнамцев обусловлены языковой потребностью.

Установлено также и это факт, что если педагог талантлив, то зачастую вокруг него формируется значительная группа одаренных учеников, по количеству и степени возможностей абсолютно не понятная и не поддающаяся объяснению с позиции статистической методы. К таким преподавателям можно отнести, М. П. Кравец, который уверял, что абсолютно все дети способны. В случае если занятия протекают в увлекательной для ребенка форме и стиль преподавания ему интересен и занимателен, то и результат будет весьма значительным.

Психические условия необходимые для формирования способностей.

1. Для формирования познавательных возможностей ребенка обязательно необходимо создать конкретное обустройство, тех условий, в которых он прибывает, чтобы имелась возможность взаимоотношений между детьми и взрослыми в виде партнерства и сотрудничества.

2. Познавательная и умственная работа детей должна быть подпитана исключительно позитивными эмоциями. Преподаватель должен фиксировать всевозможные успехи ребенка, именно в этот момент происходит закрепление достижений и стремление к совершенствованию приобретённых навыков.

3. Взрослый должен передавать ребенку собственный интерес, изумляться и ликовать совместно с ним.

4. У детей появляются своеобразные эмоции интеллектуального характера: колебания, предположения и решительность.

Из всего этого можно заключить, что проблема, связанная с происхождением способностей, остается не закрытой: имеются доказательства появления способностей на биологическом уровне, т. е. подарены нам самой природой, однако, в какой степени они проявят себя, зависит от тех обстоятельств, в которых формировалась сама личность. Помимо этого, необходимым компонентом для развития способностей считается степень мотивации.

Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.

Как я развиваю творческие способности у детей

Как я развиваю творческие способности у детей Хочу немного рассказать о своей работе по развитию творческих способностей у детей. Работа ведется с младшей группы. Для аппликации я.

Читайте также: