Спортивная хартия европы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Европейская спортивная хартия – новаторский документ, направленный на выработку спортивной политики, которая обеспечивала бы нормативное руководство в области спорта – была принята в 1992 году и обновлена в 2001 году. С тех пор спорт существенно изменился, в связи с чем возникла необходимость в пересмотре самой Хартии. В ходе Конференции министры подчеркнули, что пересмотренные положения Хартии должны поспособствовать доступу к спорту для всех слоев общества, в том числе путем инвестирования в инфраструктуру массового спорта как внутри учебных заведений, так и за их пределами. Министры также призвали государства-члены Совета Европы разрабатывать национальные спортивные стратегии и обмениваться передовой практикой и опытом.

На конференции обсуждалась роль и расширение прав человека в спорте в свете прецедентного права Европейского Суда по правам человека и работы соответствующих органов Совета Европы. Министры рассмотрели способы информирования лидеров спортивного движения о правах человека и интеграцию этих прав в спортивную политику. В качестве примеров были рассмотрена реализация права на справедливое судебное разбирательство в рамках дисциплинарного производства, права на физическую неприкосновенность детей и защиту экономических и социальных прав в спорте.

Учитывая важность подхода, основанного на правах человека, при решении таких вопросов спортивной этики, как безопасность, охрана и обслуживание спортивных мероприятий, борьба с допингом и манипулирование спортивными соревнованиями, министры призвали государства-члены и далее усиливать защиту и продвижение прав человека в данной области, а также продвигать спорт и его многочисленные социальные и индивидуальные преимущества, чтобы укреплять устойчивость общества к глобальным кризисам.

Перевод указанных резолюций будет размещен на нашем сайте в ближайшее время.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХАРТИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

21 ноября 1978 года

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на свою двадцатую сессию 21 ноября 1978 г.,

напоминая, что в Уставе Организации Объединенных Наций провозглашается вера народов в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и утверждается их решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни,

напоминая, что в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека каждый человек может обладать всеми провозглашенными в ней правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения,

убежденная в том, что эффективное осуществление прав человека зависит в значительной степени от возможности каждого мужчины и каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован,

убежденная в том, что сохранение и развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей человека улучшают качество жизни в национальном и международном плане,

считая, что физическое воспитание и спорт должны усилить свое воспитательное воздействие во имя утверждения основных человеческих ценностей, которые служат основой для полного развития народов,

подчеркивая в связи с этим, что физическое воспитание и спорт должны стремиться содействовать сближению как между народами, так и между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию целостности и достоинства людей,

считая, что промышленные страны и развивающиеся страны несут общую ответственность и обязательства по сокращению разрыва, существующего между теми и другими, в том, что касается свободного доступа всех к физическому воспитанию и спорту,

считая, что включение физического воспитания и спорта в естественную среду их обогащает и внушает уважение к ресурсам планеты и пробуждает ответственность за их сохранение и использование с наибольшей выгодой для всего человечества,

учитывая разнообразие существующих в мире форм подготовки и образования, но отмечая, что, несмотря на различие национальных спортивных структур, представляется очевидным, что физическое воспитание и спорт не ограничиваются только физическим воспитанием и укреплением здоровья, а способствуют также полному и гармоничному развитию человека,

учитывая также размах усилий, которые необходимо предпринять, прежде чем право на физическое воспитание и спорт станет реальностью для каждого человека,

подчеркивая значение сотрудничества между международными правительственными и неправительственными организациями, ответственными за физическое воспитание и спорт, для мира и дружбы между народами,

провозглашает настоящую международную Хартию с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею и распространять ее и применять.

Занятие физическим воспитанием и спортом -
основное право каждого человека

1.1. Каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни.

1.2. Каждый человек, в соответствии со спортивными традициями своей страны, должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям.

1.3. Особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими или умственными недостатками в целях всестороннего развития их личности с помощью программ физического воспитания и спорта, приспособленных к их нуждам.

Физическое воспитание и спорт являются важным элементом
непрерывного образования в общей системе образования

2.1. Физическое воспитание и спорт, будучи важными аспектами образования и культуры, должны развивать у каждого человека склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению в общество. Непрерывность занятий физической культурой и спортом должна обеспечиваться в течение всей жизни в рамках всеобщего, непрерывного и демократизированного образования.

2.2. На уровне отдельных лиц физическое воспитание и спорт содействуют сохранению и улучшению здоровья, разумному проведению досуга и дают человеку возможность лучше переносить неудобства современной жизни. На уровне общества они обогащают общественные отношения и развивают спортивный дух (честная игра), который за пределами самого спорта является необходимым для жизни в обществе.

2.3. Каждая общая система образования должна отводить важное место и придавать большое значение физическому воспитанию и спорту, что необходимо для установления равновесия и укрепления связей между физической культурой и другими элементами образования.

Программы физического воспитания и спорта должны отвечать
потребностям отдельных лиц и общества

3.1. Программы физического воспитания и спорта должны разрабатываться в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями участников, а также организационными, культурными, социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны. Приоритет должен предоставляться тем группам общества, которые находятся в неблагоприятном положении.

3.2. В процессе общего образования программы физического воспитания и спорта должны как по своему содержанию, так и по расписанию, способствовать созданию привычек и поведения, благоприятствующих полному расцвету человеческой личности.

3.3. Спортивные состязания, содержащие зрелищные элементы, должны оставаться, в соответствии с олимпийским идеалом, на службе воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они являются. Он должен быть свободен от коммерческого влияния, основанного на стремлении к наживе.

Обучение, обеспечение кадрами и управление в области
физического воспитания и спорта должны поручаться
квалифицированному персоналу

4.1. Весь персонал, несущий профессиональную ответственность за физическое воспитание и спорт, должен иметь соответствующую квалификацию и подготовку. Он должен быть подобран тщательно, в достаточном количестве, получать предварительную подготовку, а также повышать свою квалификацию в целях обеспечения соответствующих уровней специализации.

4.2. "Добровольный персонал", надлежащим образом обученный и подобранный, может вносить неоценимый вклад в общее развитие спорта и содействовать участию населения в занятиях физкультурой и спортом и в организации физкультурных и спортивных мероприятий.

4.3. Соответствующие структуры должны быть созданы для подготовки персонала по физическому воспитанию и спорту. Подготовленный таким образом персонал должен иметь статус в соответствии с осуществляемыми им функциями.

Для физического воспитания и спорта
необходимы соответствующие оборудование и инвентарь

5.1. Достаточное количество оборудования и соответствующего инвентаря должно быть предусмотрено и установлено с тем, чтобы в условиях полной безопасности обеспечить интенсивное участие в школьных и внешкольных программах по физическому воспитанию и спорту.

5.2. Правительствам, государственным органам, школам и компетентным негосударственным организациям на всех уровнях следует объединить свои усилия и скоординировать свою работу по планированию создания и оптимального использования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для физического воспитания и спорта.

5.3. В планы городского строительства и сельского благоустройства должны быть включены долгосрочные потребности в сооружениях, оборудовании и инвентаре для физического воспитания и спорта с учетом возможностей, предоставляемых естественной окружающей средой.

Исследования и оценка являются необходимыми элементами
развития физического воспитания и спорта

6.1. Исследования и оценка в области физического воспитания и спорта должны благоприятствовать прогрессу в спорте во всех его видах, способствовать улучшению здоровья и безопасности участников, а также совершенствованию методов тренировки и средств организации управления. В систему образования будут введены, таким образом, новшества, способствующие совершенствованию педагогических методов и повышению уровня спортивных достижений.

6.2. Научные исследования, социальные последствия которых в этой области не должны игнорироваться, должны быть ориентированы таким образом, чтобы не допустить злоупотребления ими при применении к физическому воспитанию и спорту.

Информация и документация содействуют развитию
физического воспитания и спорта (см. новый текст, с.639)

7.1. Сбор, предоставление и распространение информации и документации о физическом воспитании и спорте являются делом первостепенной важности, как, в частности, и распространение информации о результатах исследований и оценок программ, экспериментов и мероприятий.

Средства массовой информации должны оказывать
положительное влияние на физическое воспитание и спорт

8.1. Независимо от права на свободу информации, каждый работник средств массовой информации должен полностью сознавать свою ответственность в плане социального значения, гуманистической цели и моральных ценностей, носителями которых являются физическое воспитание и спорт.

8.2. Отношения между работниками средств информации и специалистами по физическому воспитанию и спорту должны быть тесными и основанными на доверии в целях оказания позитивного влияния на физическое воспитание и спорт и обеспечения со всей объективностью обоснованной информации. Подготовка работников средств массовой информации может включать в себя аспекты, касающиеся физического воспитания и спорта.

Национальные организации играют первостепенную роль в
физическом воспитании и спорте

9.1. Государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые положения в целях поощрения этой деятельности.

9.2. Все учреждения, несущие ответственность за физическое воспитание и спорт, должны содействовать осуществлению взаимосвязанной, общей и децентрализованной деятельности в рамках непрерывного образования с целью обеспечения преемственности и координации между обязательными мероприятиями в области физической культуры и мероприятиями, осуществляемыми спонтанно на основе свободного выбора.

Международное сотрудничество является одним из условий
всеобщего и сбалансированного развития
физического воспитания и спорта

10.1. Государства, а также международные и региональные правительственные и неправительственные организации, в которых представлены заинтересованные страны и которые несут ответственность за физическое воспитание и спорт, должны придавать большое значение этой деятельности в рамках международного сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе.

10.2. Международное сотрудничество должно вдохновляться совершенно бескорыстными побуждениями в целях содействия и стимулирования эндогенного развития в этой области.

10.3. Сотрудничая друг с другом и защищая общие интересы в области физического воспитания и спорта, являющихся по преимуществу всеобщим средством общения, народы будут содействовать сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создадут также благоприятный климат для решения международных проблем. Тесное сотрудничество с учетом специфической компетенции всех заинтересованных правительственных и неправительственных, национальных и международных организаций должно содействовать развитию физического воспитания и спорта во всем мире.

Текст документа сверен по:

"Международные нормативные акты ЮНЕСКО" Издательство "Логос", Москва, 1993 год.

ЗАДАНИЕ НА СЕМИНАР

Тема № 2. Организационные и правовые основы физической культуры и спорта.

Занятие № 2. Перспективы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Время: по расписанию занятий – 2 ч.

I . ВВЕДЕНИЕ

Основными целями семинара являются:

2. Научить обучающихся основам применения законодательства о физической культуре и спорте в процессе служебной деятельности по должностному предназначению.

3. Привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной и физкультурно-спортивной правовой информации.

4. Формировать у обучающихся правовое мышление.

При подготовке к семинарскому занятию курсантам следует использовать конспект лекции и рекомендованную литературу, в том числе «Правовые основы физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта. Учебное пособие. Под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора Пашута В.Л. СПб: МО РФ,ВИФК, 2016. С. 58 – 97.

II . УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.

2. Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта на 2016 - 2020 годы.

3. Концепция совершенствования физической подготовки до 2016 года.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Вооруженных силах Российской Федерации до 2020 года;

5. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

III . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ

Содержание темы по учебной программе дисциплины.

Развитие физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки как функция государства и ее правовая характеристика.

Конституционные основы и законодательство Российской Федерации о физической культуре, служебно-прикладной физической подготовке и спорте. Принципы законодательства в сфере физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта.

Стратегия развития физической культуры и спорта. Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта. Концепция развития физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации.

Субъекты физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта в Российской Федерации.

Система органов государственного управления в сфере физической культуры и спорта. Полномочия Российской Федерации в сфере физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта.

Система органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта и их полномочия.

При подготовке к семинару курсантам следует обратить особое внимание на первый вопрос, являющийся ключевым для понимания последующих учебных вопросов.

- конституционные основы и законодательство о физической культуре и спорте;

- принципы физической культуры и спорта;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года о развитии физической культуры и спорта;

- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия):

а) цели и задачи Стратегии;

б) меры по реализации Стратегии;

б) планируемые результаты реализации Стратегии.

.В ходе изучения вопроса необходимо уяснить:

- основные ожидаемые конечные результаты реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации на 2016 – 2020 годы.

При изучении вопроса обратить особое внимание на усвоение следующих положений:

- Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации о состоянии физической подготовленности военнослужащих, генеральной цели и задачах Стратегии, её этапах и мероприятиях по развитию физической подготовки;

- Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2016 года: основные проблемы физической подготовки в Вооруженных Силах; этапы реализации Концепции и принятые меры по ее реализации на каждом этапе.

При изучении вопроса необходимо усвоить следующие основные положения:

- Стратегический план развития физической культуры и спорта на период до 2020 года как механизм реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации;

- цель и задачи Стратегического плана развития физической культуры и спорта;

- целевые категории и их ожидания от реализации мероприятий Стратегического плана;

- оценка физической подготовленности военнослужащих;

- основные мероприятия Стратегического плана.

В процессе изучения вопроса необходимо усвоить:

- Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (далее - Концепция) о целях, задачах и основных направлениях политики Российской Федерации в

области подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года;

- Концепция о состоянии подготовки граждан к военной службе и тенденциях ее развития;

- анализ уровня физического развития граждан, подлежащих призыву на

- причины низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывных кампаний;

- модернизация системы подготовки граждан к военной службе;

- цели, принципы, задачи и основные направления создания федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года.

IV . ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. Статьи 2, 8, 30, 34, 35, 41 (пункт 2), 43, 55, 71, 72, 76.

2. Правовые основы физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта.Учебное пособие. Под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора Пашута В.Л. СПб: МО РФ,ВИФК, 2016. С. 53 – 100.

Дополнительная:

6. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждена решением Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 28.03.2008.

7. Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2016 года. Утверждена Министром обороны Российской Федерации 6.05.2008.

8. Стратегический план развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2020 года. Утвержден на заседании Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (протокол № 4 от 16 февраля 2009 г.).

Deutsch English français italiano русский

  • Diminuer la taille du texte
  • Augmenter la taille du texte
  • Imprimer la page
  • Imprimer en PDF

Европейская спортивная хартия и права человека в спорте: резолюции, принятые на конференции министров

На 16-й Конференции министров спорта государств ‒ членов Совета Европы, организованной в рамках деятельности Расширенного частичного соглашения по спорту (РЧСС/EPAS), были приняты две резолюции:

1) Европейский подход к политике в области спорта: пересмотр Европейской спортивной хартии
Министры отметили, что пересмотренный текст Хартии должен упростить доступ к спорту для представителей всех слоев общества ‒ в частности, за счет инвестиций в инфраструктуру для занятий физической культурой на низовом уровне, как в рамках школьного образования, так и вне его рамок. Кроме того, они призвали государства-члены разработать национальные стратегии в области спорта, а также обмениваться передовой практикой и опытом.

2) Права человека в спорте
Учитывая важность ориентированного на права человека подхода при решении вопросов добросовестности в спорте, таких как безопасность, защита и обслуживание во время спортивных мероприятий, борьба с допингом и манипулированием спортивными соревнованиями, министры призвали государства-члены и далее укреплять защиту и содействие осуществлению прав человека в данной области, а также популяризировать спорт и его социальную и личную пользу, с тем чтобы повысить устойчивость общества к глобальным кризисам.

Председателем сессии был Лефтерис Авгенакис, заместитель министра культуры и спорта Греции. С заключительным словом выступили заместитель Генерального секретаря Габриэлла Баттаини-Драгони и Нильс Нигард, председатель Европейских олимпийских комитетов. Следующая конференция министров спорта состоится в Турции (даты пока не подтверждены).

Заключительное заседание завершило 5 отдельных частей конференции, которые проходили на протяжении нескольких недель (см. Повестку дня и видеозаписи предыдущих заседаний).

Читайте также: