Спор о троице кратко

Обновлено: 05.07.2024


КАК ЗАРОЖДАЛОСЬ УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ? Будем разбираться.

В Писании в действительности нет какого-то одного термина, который обозначал бы Три Божественных Лица вместе. Греческое слово ;;;;; (триас), которое переводится на латинский как trinitas (тринитас), впервые встречается в трудах Феофила Антиохийского приблизительно в 180 году н.э.

В Древнем Египте была своя триада богов: Гор, Осирис, Исида.

В Древнем Вавилоне своя: Иштар, Син, Шамаш.


ВЛИЯНИЕ ПЛАТОНИЗМА на христианское учение о Троице.

Платон жил предположительно с 428 по 347 год до н. э. Хотя он не учил Троице как таковой, его философия подготовила для неё почву. Позднее быстро разрослись философские течения, которые включали в себя тройственные верования и находились под влиянием платоновских идей о Боге и природе.

Итак, в IV веке н.э. предсказанное Иисусом и апостолами отступничество расцвело пышным цветом.

РОЛЬ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА в формировании учения о Троице.

В период со II по IV век христианство представляло собой довольно разношёрстное полотно разных взглядов, групп, фракций, партий, которые конкурировали между собой. В начале IV века преобладающей традицией было арианство, приверженцы которого отрицали божественность Христа.
Арий учил, что Бога никто не родил и что у него нет начала. Так как Сын был рождён, то он не может быть Богом в том же смысле, что и Отец. Сын не существовал вечно, но был создан по воле Отца.
Весь Восток был арианским. Арианином был знаменитый историк церкви Евсевий Кесарийский, арианами были остготы, захватившие Рим, и даже сам император Константин перед смертью был крещён арианским епископом.

Но прошло всего несколько десятилетий, и вот ситуация резко поменялась и арианство вдруг оказалось в опале. Из господствующей традиции арианство превратилось в ересь.

В 313 году н.э. Константин правил Западной Римской империей, а восточные провинции находились под властью Лициния и Максимина. Константин и Лициний даровали свободу вероисповедания всем своим подданным, включая христиан.


Константин защищал христианство, полагая, что религия сможет объединить
его империю. Искренность христианских убеждений Константина не раз была предметом споров. Частично это объясняется явной склонностью императора к языческим культам даже в поздние годы его правления.
Провозгласив себя поборником христианства, Константин не отказался и от язычества. Так, он прибегал к оккультизму, в том числе к гаданию и астрологии, которые Библия осуждает (Второзаконие 18:10-12).
На своей триумфальной арке в Риме Константин изображён приносящим жертвы языческим богам.
Кроме того, император продолжал чтить бога солнца, выпуская монеты с его изображением и содействуя распространению его культа. А в поздние годы жизни Константин даже позволил, чтобы в небольшом городке в Умбрии (Италия) в честь него самого и его семьи был воздвигнут языческий храм, куда он сам назначал священников.
Константин принял христианское крещение лишь незадолго до своей смерти в 337 году н.э. По мнению многих учёных, он воздерживался от этого шага, желая пользоваться политической поддержкой и христиан, и язычников. Как бы то ни было, история жизни и запоздалое крещение этого римского императора ставят под сомнение искренность его веры в Христа.


Константину претили многочисленные разногласия внутри христианской церкви. Стремясь к согласию, он искал способ ввести, а затем узаконить так называемую правильную доктрину.
Константин не хотел, чтобы его владения были разрозненными, поэтому в 325 году н.э. он созвал собор епископов в городе Никея в Малой Азии. Его целью было разрешить продолжающиеся религиозные споры об отношении Сына Бога к Всемогущему Богу.
Известно, что на этом соборе присутствовали далеко не все епископы, лишь 250-318 человек, большинство из которых были из греческих областей. Отсутствовал даже папа Сильвестр I. На этой малопредставительной встрече разгорелись жаркие дебаты.


Здесь я обращу внимание на один очень важный момент. Вернее, даже на два.

1. Ариане пользовались Священным Писанием.

2. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов.

Если в Писании нет подтверждения божественности Иисуса, то откуда появилась формулировка соборного решения?

Ещё раз для мыслящих: 1. Император-язычник, 2. предложил, 3. христианским епископам

Ну, да… единственное, что он понимал, так это то, что религиозные разногласия могли разрушить его империю,— он был решительно настроен укрепить свое государство.
Поэтому, Константин сам исполнял роль председательствующего и активно руководил ходом дискуссий. Благоговея перед императором, епископы, за исключением всего лишь двух, подписали символ веры, хотя для многих из них это означало пойти против своих убеждений. После двух месяцев бурных религиозных дебатов, этот языческий политик вмешался в дискуссию и вынес решение в пользу тех, кто утверждал, что Иисус является Богом.


Так Никейский собор заложил основание догмата Троицы. Тем не менее, ни один из епископов, которые собрались в Никее, не говорил о Троице. Они вынесли решение только о природе Иисуса, но не о роли святого духа. Если бы Троица была ясной библейской истиной, то разве эти епископы не должны были бы предложить её вниманию собора?


КАК СОБЫТИЯ РАЗВИВАЛИСЬ ДАЛЬШЕ.


После Никейского собора споры на эту тему не прекращались ещё десятилетия. На какое-то время тем, кто верил, что Иисус не равен Богу, даже удалось вновь завоевать расположение к себе. (Любопытно, что после Никейского собора император Константин поддержал арианство. Вспомним, что перед смертью он был крещён арианским епископом!).

Но позднее император Феодосий решил дело не в пользу тех, кто следовал учениям Писания и верил, что Иисус является творением и не равен Богу. Феодосий взял символ веры, принятый на Никейском соборе, за основу символа веры в своей империи и, чтобы прояснить его формулировку, созвал в 381 году н.э. Константинопольский собор.
На этом соборе было решено, что святой дух находится на одном уровне с Богом и Христом. Впервые в центре внимания появилась Троица христианского мира.
И всё же даже после Константинопольского собора Троица не стала общепринятым вероучением. Многие сопротивлялись принятию этого учения и этим навлекали на себя жестокие гонения. Только в более поздние века догмат о Троице был сформулирован в символах веры.

*единосущи (примечание моё)


Да, Библия не употребляет этого слова ни для святого духа, ни для Сына как единосущного с Богом. Выражение, которое помогло привести к небиблейскому, по сути, антибиблейскому, догмату о троице, было само небиблейским.

В заключение хочу сказать, что Догмат о троице начал своё медленное развитие в период, исчисляющийся столетиями. Это было частью отхода от истинного христианства, предсказанного Иисусом (Матфея 13:24-43).

Одной из таких басен стало учение о троице. По сути, это языческий догмат, выдающий себя за христианский.


На снимке: триады богов в различных религиях.

P.S.
Если вам интересна эта тема и вы хотели бы глубже её исследовать, приглашаю вас на мою статью, где по Библии разбирается вопрос, является ли Иисус Богом или частью триединого Бога.

Хуже того, Исаак Ньютон, то самый, если вы физику-математику в школе учили, богословски показал, что "Троицу" в Писании , Евангелии, ПОДДЕЛАЛИ, ПРИПИСАЛИ шулерстки

ПОЗОРИЩЕ! Не сразу, но относительно недавно перестали с этой подделкой Евангалие издавать

И на самом деле, "Троица" - это религиозный бред, чтобы сочленить Новый Завет со Старим , тем самым , уменьшить значение Христа,Нового Завета и повысить значение Старого, понятия "первородного греха" - первородного (тоже бред от Сатаны, ИМХО)
Ради бабла Церкви и для власти властей Византии (ИМХО)

Все здесь не читал. Много букв ..

Да. Вот что значит "Много букв"
Без главного - "Троица" - это шарлатанство,подделка!
Мельком и замотанно помянули

И итог не подвели:

"Бог" ("Троица" ) - это ВЫДУМКА!
Как древний миф, ахинея, и Шестоднев, образование мира , где главная - Земля , в Ветхом Завете и в нынешних религиях, увы.

"Бог" - есть! Как ВЫДУМКА , нужная психологически человекам , чтобы вербализировать что-то что выше жлобо-человека. упорно не желающего вакцинироваться в пандемию!
Это "что-то", что оно выше нас, не всеми осознается, однако , и не у всех есть

Оно есть у меня и нет у Вас. Вы жлобо-человек, ибо, как я вижу из рецензии мне.

ПРИВИВАЙТЕСЬ! Будьте здоровы и живите!

Учение о троице было выработано в христианстве не сразу. В I в. его еще не было: оно не упоминается в тогдашних литературных произведениях христиан. Во II и III вв. учение о троице уже существовало. О нем шли между христианами бесконечные споры, которые особенно обострились в IV в., когда возникло учение Ария.

Учение Ария вызвало шум среди христиан.

Арианские споры о троице продолжались 70–80 лет.

Спор в церкви о троице показывает, что сами церковники толком не знали и не знают, о чем они учат. Ни один из них не ответит по-человечески на вопрос, как понять, что бог один, но состоит из трех богов. Отсюда ясна и бессмысленность праздника троицы.

Пятидесятница из иудейской религии перешла в христианскую. Когда христианство стало окончательно отделяться от иудейства, попы старому празднику дали новое толкование: будто это праздник божественной троицы.

Ни христианской, ни иудейской троицы праздновать не нужно. Это — праздники старого быта, старого мира.

7. Споры о субботе.

7. Споры о субботе. a) Срывание колосьев в субботу. 2.23-28 — «И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали

Паламитские споры

Споры

Споры о Христе.

Споры о Христе. Сегодня споры ведутся об авторитете Христа, и под сомнение ставится не только Его закон, но и Его Слово — Священное Писание. Предлагаются такие методы толкования Библии, что Божественному откровению не остается места[55]. К Писанию относятся так, будто оно

III. Христологические споры

III. Христологические споры Среди трудов о христологических спорах вообще следует в особенности проконсультироваться с уже упомянутыми трудами Петавия (Petavius, tom. iv, De incarnatione Verbi), Уолша (Walch, Ketzerhistorie, vol. v?ix), Баура и Дорнера. Специальная литература будет приведена в начале

§143. Монофизитские споры

§143. Монофизитские споры I. Acta в Mansi, tom. vii?ix. Уже упомянутые труды Либерата и Леонтия Византийского. Евагрий: Н. ii, v. Никифор: H. Е., xvi, 25. Прокопий (ум. ок. 552): . Hist, arcana (ed. Orelli, Lips., 1827). Факунд (епископ Гермианы в Африке, но жил в основном в Константинополе): Pro defensione trium capitulorum, в

IV. Антропологические споры

IV. Антропологические споры Общая литература о пелагианских спорах. ИсточникиI. Пелагий: Expositiones in epistolas Paulinas (написано до 410); Epistola ad Demetriadem, в 30 главах (написано в 413); Libellus fidei ad Innocentium I. (417 г., также неверно называется Explanatio Symboli ad Damasum). Эти три произведения сохранились

§165. Споры об Игнатии

§165. Споры об Игнатии Из всех произведений апостольских отцов церкви ни одно не вызвало столько споров, особенно в наше время, как послания Игнатия. Отчасти это объясняется важностью их значения для решения проблемы епископата, а отчасти существованием стольких разных

СОБОРЫ И СПОРЫ: 327–361 гг.

СОБОРЫ И СПОРЫ: 327–361 гг. Власть евсевиан В оставшиеся годы правления Константина число сторонников Евсевия росло, многие из них поддерживали Ария и осуждали Александра. Достаточно рано (примерно в 328 г.) Евстафия Антиохийского сместили, а поиски его преемника вызвали

ПРОЕКТ МУЗЕЯ ТРОИЦЕ–СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, СОСТАВЛЕННЫЙ ЧЛЕНАМИ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРОИЦЕ–СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, ПРОФЕССОРАМИ П. А. ФЛОРЕНСКИМ И П. Н. КАПТЕРЕВЫМ ПО ПОРУЧЕНИЮ КОМИССИИ[38]

ПРОЕКТ МУЗЕЯ ТРОИЦЕ–СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, СОСТАВЛЕННЫЙ ЧЛЕНАМИ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРОИЦЕ–СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, ПРОФЕССОРАМИ П. А. ФЛОРЕНСКИМ И П. Н. КАПТЕРЕВЫМ ПО ПОРУЧЕНИЮ КОМИССИИ[38] Публикуется по машинописному экземпляру, датированному и подписанному Флоренским за себя и

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.


Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Святая Троица

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Вы прочитали статью Святая Троица — учение Православной Церкви, обратите внимание на другие материалы:

Мы решили разобраться в самых частых вопросах о самом, возможно, сложном христианском догмате — догмате о троичности Бога.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

В скольких Богов верят христиане?

Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.

Теперь чуть подробнее.

Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

Бог один, но троичен — разве можно это понять обычному верующему, а не богослову?

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

Почему догмат о Троице так важен для христиан?

Если говорить совсем просто — потому, что он служит основанием христианского взгляда на мир, на то, что является движущей силой и смыслом нашей жизни.

Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Любовь — не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, а ключевой принцип Божественного бытия. Бог есть любовь всегда, Он был любовью еще до того, как сотворил мир, и останется любовью после того, как земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10). Существование мира — вовсе не обязательное условие для того, чтобы Бог был любовью. Он есть любовь уже Сам по Себе.

Но в любви всегда есть как минимум две стороны, любящие друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в Самой Себе Личностью, как полагал, например, знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть по крайней мере Двоицей.

Нам привычна и понятна ситуация, когда двое любят друг друга. Но о Боге Священное Писание говорит нечто гораздо менее понятное: Он есть Троица и Он же есть любовь.

Может быть, нам будет немного легче в этом разобраться, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но не замыкаются друг на друге целиком, а щедро делятся этой любовью с третьим — ребенком (или с детьми, если их несколько).

Случается, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то третьего, будь то приемный ребенок, пожилые родители или даже какой-то посторонний человек, нуждающийся в помощи (именно так, раздавая себя нуждающимся, жили, например, бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга Елизавета Федоровна).

Исчерпывающим образом объяснить, почему Бог троичен, мы, конечно, никогда не сможем: человеческому разуму не постигнуть тайну Божественного бытия. Богословы всего лишь пытаются описать отношения трех Ипостасей теми словами, которые имеются в их распоряжении, и понять, что из этого следует для Церкви и для каждого христианина.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

О Духе Святом в Библии говорится намного меньше, чем об Отце и Сыне. Что мы все же можем о Нем сказать?

Благодать эта, конечно, та же самая, что и благодать Сына и Отца, просто достигает она нас в Ипостаси Духа Святого.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

В Библии, кажется, совсем немного мест, на которые можно твердо опереться, утверждая, что Бог есть Троица?

Места, в которых говорится о Боге-Троице, все-таки есть — и в Новом Завете, и в Ветхом. Их действительно не так много, но это не значит, что у нас должно быть к ним меньше доверия, ведь истинность тех или иных положений христианского вероучения определяется не только количеством подкрепляющих их библейских цитат. Апостол Павел говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16). А значит, одно-два упоминания в тексте Священного Писания уже вполне могут оказаться весомым аргументом.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

А что говорится о Троице именно в Новом Завете?

В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три.

И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

И это всë, что есть о Троице в Новом Завете?

Нет, далеко не всë. Мы поговорили только о прямых новозаветных указаниях на троичность Бога. А есть и много косвенных, но не менее важных.

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах.

В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4).

Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа.

Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)…

Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету.

В богословских спорах последующих эпох оттачивалась точность формулировок, обсуждалось, какие именно места Священного Писания указывают на троичность Бога, но сам принцип триединства Божия Церковь не подвергала сомнению никогда. Это один из немногих вопросов, по которым у православных, католиков и протестантов никогда не было разногласий.

Читайте также: