Специфика философского подхода к проблеме сознания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сознание выделяет человека из всего природного мира. Оно отличает человека от всего живого и принципиально наполняет человеческую сущность и внутренний мир. Мыслители всех времён и народов на разных этапах развития говорили о том, что в человеке есть нечто, давая имя этому душа, психика, сознание, мышление или вообще что-то идеальное.

М. К. Мамардашвили, представитель отечественной философской науки, о сознании высказывался как о чём-то, что нельзя взять или потрогать, но при этом оно есть и мы представляем его. Однако это весьма странное явление.

Проблема в изучении сознания человека

Для того, чтобы изучить сознание не подходят способы применяемые, например, в естествознании. Сознание – это не предмет или вещь, даже не процесс, который можно описать. Определить сознание принципиально нельзя.

Сознание – это то, что присутствует в каждом человеке, и никто не сомневается в его существовании.

Р. Декарт утверждал: " Сознание – это самый достоверный факт на свете.

Проявления сознания общедоступны, здесь мы говорим о представлениях, суждениях, сомнениях, радости и т.п. Проявления сознания находятся в непосредственном контрасте с неуловимостью самого сознания. П. Черчленд – американский философ, специализирующийся на нейронауке, говорил о том, что сознание подобно эфиру, флогистону. При этом уточняя, что последние помогают объяснить, но не раскрыть понятия сознания.

Проблема изучения сознания также заключается в том, что у человека нет подобных ему существ, наделённых сознанием. Эта уникальная способность присущая только человеку, делает его исключительным, но в силу этого он не может сделать сравнительный анализ феномена человеческой психики или особенностей своего сознания.

К. Г. Юнг говорил: "При решении вопроса о сознании человек обречён на отшельничество".

Изучение вопроса сознания в области философии опирается на знания в области психологии. Однако следует понимать отличия, что понимание сознания в психологии и философии разнятся. Говоря о философском понимании сознания, следует отметить, что проблемы сознания и бытия связаны между собой. Это происходит вследствие того, что бытие раскрывается в его собственной сущности и в бытие человека.

Душа в философии и её соотношение с сознанием

В мифологической картине мира зарождалось понимание сознания, начинался этот процесс с понимания души.

Согласно мифам Древней Греции, бессмертный бог Любви Эрот влюбился в прекрасную женщину – Психею. Печаль его была в том, что она была обычной смертной. И тогда он обратился к главному богу – Зевсу, чтобы тот сделал так, чтобы Психея стала бессмертной, как и Эрот. Зевс превратил Психею в богиню. Именно поэтому она стала символизировать душу, которая обрела бессмертие в поисках своего идеала.

В Древней Греции душу называли "псюхе". В силу этого по сей день можно логически выстроить связь между пониманием органической и физической основой жизни человека. Как ни странно, но такая связь прослеживается не только в греческом языке, но и в русском. Например, слова "душа", "дух", "дышать", "воздух" имеют один корень.

Философия Античности переняла от мифологии, которая является её прародительницей, понятие души. На практике многие древние философы делали попытки с помощью понятия души выражать суть начала живой природы, при этом рассматривали её как основную причину жизни и познания.

Сократ стал первопроходцем в изучении души, основанной на познании философии. Он начал с обращения к внутреннему миру человека, его убеждениям и ценностям, опираясь на знание, что человек – это умное существо, умеющее мыслить и действовать. Благодаря его исследованиям и изучению вопроса, понимание души приобрело такие понятия, как "благо", "справедливость", "прекрасное" и т.п. До этого момента физическая природа не располагала такими терминами. Совокупность этих идей стала основой для учения Платона, который, в свою очередь, являлся учеником Сократа.

Платон стал родоначальником идеи о том, что душа человека бессмертна и обитает в мёртвом теле, а после покидает его и возвращается в вечный сверхчувственный мир идей.

Платон писал: "Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу".

Платон отказался от идеи исследовать бессмертие и переселение душ, как это делали мыслители до него, например, Пифагор и другие, это было достаточно распространённое явление. Платон же пошёл куда дальше и за основу своего учения взял исследования содержания деятельности души. Он высказал своё мнение о том, что внутренняя деятельность души человека призвана давать знания о реальности сверхчувственного бытия и вечного мира людей. Также Платон высказывался о том, что при определённых условиях и приложенных усилиях, душа имеет возможность вспомнить, что происходило с ней задолго до того, как она пришла в земной мир и начала с рождения своё существование.

Платон учил, что мы – "насаждение не земное, а небесное".

В свою очередь, последователь Платона – Аристотель, своими идеями и учениями вернул душу человека из сверхчувствительного мира в чувственный. Он предположил, что душа не является чем-то отдельным и самостоятельным по своей сути, по его мнению, это функция организма. Душа – это конфигурация или способ организации живого тела.

Аристотель писал: "Душа есть суть бытия и форма не такого тела как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начала движения и покоя".

Аристотель выделяет три вида души:

  • Растительную.
  • Животную.
  • Разумную.

Характеризуя человека в своих текстах, Аристотель выделял, в первую очередь, умение человека мыслить и способность к знаниям и мудрости. Такие идеи были не только у Аристотеля, скорее такие воззрения были присущи всей философии Античности. Однако уже в Средние века мыслители-современники пересмотрели эти взгляды и высказали свои идеи, которые опирались на христианскую философию. Совершенно естественно, что эти идеи значительно разнились друг от друга.

Средневековые мыслители, приверженцы христианской философии утверждали, что природа человека связана с важнейшими областями человеческого бытия. А тело человека, так или иначе, имеет связь с землёй.

Из Бытия 2,7: "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою".

На чувственном уровне человек имеет связь с миром материи и души. Разум при этом наделён способностью восходить к Творцу. Средневековые мыслители придерживались мнения, что человеку свойственна двойственность от природы. И первая составляющая – внешняя или другими словами телесная, а вторая – внутренняя или духовная.

Архимандрит Киприан писал: "Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена душа".

Проще говоря, человек с внешней стороны – природное явление, а внутренний человек – сверхприродное явление, который наделён всеми свойствами и функциями присущими таковым.

Св. Григорий Богослов писал: "Внешний человек – это не "я", а "мое": рука – это не "я", тогда как "я" – это духовное начало моей души".

В этом понятии автор пытался отразить наиболее ярко и понятно различия между душевным и духовным состоянием человека, а также понимание внешнего человека и внутреннего.

Эпоха Возрождения стала идеальным временем, когда в культ возводилась физическая и телесная красота человека, человек в его целостности не интересен. Именно в этот период происходит отказ от идей двойственности человеческой натуры. Это значит, что человека больше не рассматривали как существо двойной природы, где высшая духовная часть соединена с низшей телесной.

Интересен тот факт, что духовное отождествлялось с душевным, а в душевном на основных позициях были страсти. Источником перемен в понятиях души стала эпоха Возрождения. Сначала термин души заменили на мышление, после оно превратилось в сознание, спустя ещё некоторое время понятие "сознание" полностью свели к продукту жизнедеятельности нервной системы с проекцией на воздействия окружающей действительности на органы чувств.

В Новое время было отмечено очередное влияние на формирование термина "сознание", колоссальное действие на которое оказала механика, активно развивающаяся в это время и занимающая лидирующие позиции среди всех естественных наук.

Р. Декарт стал первопроходцем в применении механистического подхода для толкования психических явлений, более того он обращал их к физиологии. Именно Р. Декарт первым заговорил о понятии "рефлекс". Исходя из этого, он выдвинул предположение, что тело человека, работает, словно механизм, в определённых ситуациях, полагаясь на законы механики. До открытий Декарта, принято было считать, что все действия, направленные на обработку психического материала, воспроизводятся душой, но не телом. Он доказал, что тело и без души прекрасно справляется со всеми задачами, поставленными перед человеком.

Функции души

Душа рассматривалась Декартом как субстанция, которая не зависит ни от чего. Имела всего один признак, который присущ только ей – непосредственная осознанность своих явлений. Цель её существования в знании объекта в собственных актах и состояниях, которые никто не способен рассмотреть. В силу этого в корне поменялось знание о понятии "душа": она отождествлялась с мышлением. Таким образом, мышление, которое направлено человеком на самого себя и на сам акт мышления и является, по сути, сознанием.

Гносеология – наука о философской теории познания, в эпоху Нового времени формировала учение о сознании. Следует отметить, что множество понятий в психологии, которые служат для обозначения процессов, структур и состояний познавательной области, возникли и оформились именно как термины познания. Здесь и сознание, и восприятие, и внимание и многие др. Широкое развитие материализма и эмпиризма способствовало отказу от понятия "души.

Некоторые учёные полностью отвергали понимание законов психологии и тем более принятие понятия "души. Например, Т. Гоббс утверждал, что душа – это вовсе не особая сущность, а в мире всё материально и движется исключительно по законам механики. Психические состояния и явления он понимал через проекцию механических законов.

Такого же мнения придерживался и Дж. Локк, который развивал идею Гоббса и утверждал, что в человеке два источника сознания: ощущения и рефлексы. Здесь он понимал сознание, как внутреннее восприятие деятельности ума человека.

XIX и XX вв. стали переломными в философии и даже в психологии, ведь учёные и мыслители отказались от понятия "душа". На этот счёт шутят даже сами психологи, говоря, что отказавшись от души, психология как наука стала бездушной.

Новое восприятие породило новое понимание. Теперь душа – это религиозно-идеалистическое понятие или даже поэтическая метафора. Слово "душа" перестало употребляться в науке. Оно стало исключительно бытовым. В науку же плотно вписались термины "психика" и "сознание". Рефлексивная философия со своим понятием и представлением души осталась на периферии, за границами современной философской мысли, в эпохе религиозной философии.

Вторая половина XX в. переменила мнения философов насчёт понятия души. И оно стало возвращаться как с философию, так и в психологию. Многие исследователи утверждали, что нельзя отождествлять душу с психикой или сознанием. Эти понятия из разного пласта понимания человеческих состояний. Даже на филологическом уровне это становилось понятным. Например, можно говорить о том, что у человека болит душа, но никак нельзя сказать о том, что болит сознание или психика. В какой-то степени языковые аспекты помогли вернуть термин "душа" назад из бытового обихода в науку.

Классический пример раскрытия соотношения души и сознания работа В. Ф. Войно-Ясенецкого "Дух, душа и тело". Понятия души являет собой полноту психической жизни.

Душа (по В. Ф. Войно-Ясенецкому) – это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

Дух участвует в деятельности души. Он имеет свой источник и использует высшую реальность для проявления высших свойств духовности. Здесь можно говорить о религиозности, нравственности, философском и научном мышлении, а также восприятии музыки и художественных объектов.

В человеческой сущности плотно сплетены между собой дух и душа человека. Нейропсихическая деятельность оказывает влияние на то, как проявляется дух человека. Именно в духе сохраняются все наши реакции, наши мысли и чувства. Кроме того, всё, что происходит в сознании человека так или иначе отпечатывается в сознании и влияет на то, как действительность отражается в сознании. Дух имеет такую особенность, что его деятельность может происходить вне зависимости от сознания. При этом практически всегда сложнейшие интеллектуальные задачи решаются без применения сознания, посредством механических реакций, в результате на поверхности мы имеет готовый ответ.

В. Ф. Войно-Ясенецкий писал: "Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен".

А. Г. Спиркин рассматривает проблему соотношения души и сознания в своих работах. Он выдвигает теорию о том, что духовный мир человека представлен какой-то единой, неделимой системой или структурой. Именно эту целостность издревле принято называть душой. Будучи единой целой душа – это, скорее всего, нечто функционально дифференцированное. В это же время разум, воля, темперамент, характер, память, тончайший мир эмоций представляются учёным-исследователем как душевные явления.

Спиркин даёт характеристику сознанию, в качестве одной из форм проявления нашей души. При этом достаточно важную форму, которая имеет в себе глубокий смысл. Часто довольно ошибочно в повседневной жизни мы отождествляем понятия "душа" и "сознание". Логично будет отметить, что "душа" гораздо шире "сознания". Просто пример, чувства человека – это состояние души, и их не в коем разе нельзя отождествлять с сознанием.

Что такое сознание?

Сознание – это высшая функция мозга, которая связана с речью и присуще только человеку, заключается в том, чтобы в обобщённом виде отражать действительность, предварительно осмыслив порядок действий и способность предвидеть результаты, при этом достаточно разумно регулировать собственное поведение и способность к самоконтролю посредством рефлексии.

М. К. Мамардашвилли дас собственное определение сознанию, в котором он сравнил сознание со светящейся точкой или каким-то таинственным центром перспективы, где молниеносно соотносятся то, что человек увидел, почувствовал, пережил и подумал.

М. К. Мамардашвилли писал: "Акты "я мыслю", "я переживаю", "я вижу" и т.д., вызванные взаимодействием "Я" и внешнего мира, одновременно порождают и сопровождающие их акты: "я мыслю, что я мыслю", "я переживаю, что я переживаю" и т.д., которые составляют содержание рефлексии и самосознания".

Иными словами, сознание – это способность управлять своим вниманием в отношении предметов окружающего мира, кроме того одномоментно концентрировать его на тех состояниях внутреннего духовного опыта, сопровождающих это внимание. Кроме того, это состояние человека, когда он доступен и сам себе, и миру. Сосредоточенность на внешних предметах характерна также психике животных, но они не способны рефлексировать, а значит, не могут обозначить элементы самопознания формирования собственного "Я". Именно это и выделяет человека из всех существ живой природы.

3.Сознание: понятие, сущность, свойства, функции, уровни.

4.Индивидуальное и общественное сознание, самосознание.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведение в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе него адекватные внешним взаимодействиям изменения (отпечаток, след т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним объектом структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяются три основных уровня: Отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий ( нагревание проводника, гистерезис, химические реакции.) В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние взаимодействия – безусловные и условные(инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую – слова.

Социальное отражение (сознание) – высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

5.2 Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ ( например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания ( механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что сознание существует.

Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

Физикализм– крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно - научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

- человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

- единственная проблема, на которую наталкиваются ( и зачастую при этом разрушаются логические доводы физикалистов), - это идеальность сознания;

- образы, существующие в уме человека не имеют материальных характеристик – массы , запаха, четких размеров, формы;

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

Солипсизм– другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

- умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя ( хотя и признает за ним качество идеальности). Точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природы в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие “душа” шире понятия“сознание”. Например, чувства - это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Будучиадекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

Понятие “сознание” неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание структурно организовано, оно представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление, умозаключение образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Главными свойствами человеческого сознания являются:

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

- противоположно материальному миру;

- независимо от материи;

- в некоторых случаях первично по отношению к материи;

- неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.

Интенциональность– направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

- формы ( как оно воспринимает предмет).

Основными формами сознания являются:

Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в мно­гообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание - результат процесса познания, от­ражение действительности в виде чувственных и рациональ­ных образов. Знание и познание как таковые - предмет изуче­ния теории познания (гносеологии). Необходимым компонентом сознания является внимание. Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоцио­нальные состояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие - веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.

Чувства (эмоции в узком смысле) - переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратко­временными (радость, печаль и т.п.) и длительными, устойчи­выми (любовь, ненависть и т.п.).

Настроение - длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть - сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства - чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.

Аффект (душевное волнение) - сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание - ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).

Еще одним важным элементом сознания является воля - созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля - созидательное преодоление внешних ивнутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления дей­ствия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

Фрустрация – трудности на пути к решению значимых для человека
задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, не­осуществления какой-либо значимой для человека цели, попотребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожнос­ти, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.

Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. В психологии воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности(научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).

Память - закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависи­мости от материала, который запоминается, выделяют образ­ную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и непро­извольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.

Сознание выполняет ряд определенных функций, среди которых выделяются:

1.Активно отражательная функция – это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как социальным существом.

2.Объяснительная функция - сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

4.Коммуникативная, регулятивнаяфункция, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людь­ми, для чего они создают нормы, принципы права, мора­ли, религии, науки и т.п.

5.Целеполагающая функция - способность к целеполаганию - кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В ка­честве непосредственного мотива цель как идеальный об­раз направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяе­мых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в своих целях подчинен внешней природе, но в своих оруди­ях он господствует над ней.

6.Конструктивно-критическая, полемическая функция.

5.4 Выделяется индивидуальное, общественное и самосознание.

Диалектика общественного и индивидуального сознания - проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположно­стей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопус­тимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей;во-вторых, является ошибочной абсолю­тизация, возвеличивание одной и них - либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непрере­каемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).

Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то, и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.

Самосознание определяется как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

Особенно важна роль рефлексии в формирова­нии самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысле­ние собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия мо­жет иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк - от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозны­ми и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления че­ловека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание - оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.

Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

- общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивает­ся отношение людей к социальной действительности.

Общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идео­логия - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про­граммы действий и механизмы распространения идеологичес­ких установок в массах.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите­рии их разграничения:

- по предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем);

- по формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов;

- по выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познаватель­ные, мораль - нравственные и т.п.;

-по общественной роли.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодей­ствия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом.

Тема № 5

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, сущность, структура, функции сознания.

2. Материалистический подход к проблеме сознания.

3. Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность.

4. Общественное, индивидуальное сознание и самосознание.

5. Основные формы и уровни сознания.

6. Язык как способ существования сознания.

7. Сознание и бессознательное, как “своё, другое” сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное).

8. Представление о душе. В каком соотношении находится душа и сознание?

9. Как соотносятся объективное и субъективное в нашем сознании при отражении объектов реальности?

10. Историческо – философский подход к проблеме сознания.

Литература по теме № 5

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.156-194.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. – М.: Юристъ, 2007. – с.246-262.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.154-158.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.141-163.

6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.153-161..

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)

Целостный взгляд на человека, его природу и сущность не возможен без обращения к проблеме сознания как специфическому способу отношения человека к миру и самому себе, опосредованному всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Однако феномен сознания принадлежит к разряду самых сложных объектов исследования.

Во-первых, сознание в одно и то же время феноменально очевидно и практически неуловимо для строгого научного анализа. Мы можем зафиксировать отдельные свои переживания, душевные движения, но само поле сознания, на котором разворачиваются эти события, остается для нас невидимым и, на первый взгляд, бескачественным и бесструктурным.

Во-вторых, сознание крайне разнородно: рациональные конструкции соседствуют в нем с эмоциями и страстями, образы реальных предметов с образами фантазии, социокультурные смыслы с личностными, интимными смыслами, целостность сознательного опыта периодически нарушается вторжением инородных по отношению к нему бессознательных факторов и т. д.

Каждая эпоха создавала собственные представления о сознании, которые можно свести к следующим основным подходам: субстанциальному, функциональному, экзистенциально-феноменологическому и психоаналитическому.

Субстанциализм (Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Р. Декарт, Г. Гегель и др.) представляет собой исторически первую попытку осмысления сознания, в основе которой лежит стремление отыскать некие единые, сверхчувственные принципы и начала бытия. Согласно данному подходу, сознание – это особого рода субстанция (логос, Бог, вселенский разум), которая обладает самостоятельным существованием и не зависит от материальных образований, в частности, от функционирования человеческого мозга.

Основные особенности субстанциализма:

· отождествление сознания с разумом, который рассматривается как квинтэссенция сознательного опыта;

Функциональный подход – одна из основных традиций исследования сознания в классической философии, согласно которой сознание является производным от работы материальных систем, прежде всего, человеческого мозга. В завершенном виде функционализм (натуралистически-функциональный подход) представлен в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций и др.). Особой его формой является метафизический материализм (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис), представители которого, опираясь на данные физиологии и медицины своего времени, рассматривали сознание как особую функцию мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. При этом специфика сознания никак не проблематизировалась, а ментальные процессы практически отождествлялись с физическими процессами, происходящими в организме.

Существуют и современные, более сложные, версии функционализма (Х. Патнем, Д. Льюис), которые рассматривают сознание по аналогии с компьютерной программой, как некоторую информационную структуру, для которой в принципе безразлично, на каком физическом носителе она реализуется.

В отечественной традиции принято считать, что решающую роль для появления неклассической философии сознания сыграло становление диалектико-материалистического подхода в рамках марксизма. Творчески переосмыслив наследие немецкой классической философии в материалистическом ключе, Маркс отказывается от традиционного способа рассмотрения сознания как субстанциальной реальности, развивающейся по имманентным законам. В марксизме, напротив, постулируется социальная природа сознания, оно начинает трактоваться как продукт длительной эволюции человеческих сообществ, основным фактором которой является развитие и усложнение сферы материальных практик.

Таким образом, с точки зрения феноменологии, сознание – не столько способность регистрировать внешние воздействия и отображать объективный мир, сколько сфера активного смыслопорождения, задающая горизонт нашего повседневного существования.

Более полное представление о сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях позволяют получить концепции К. Г. Юнга, Э. Фромма и др. представителей психоаналитической философии. Так, К. Г. Юнг развивает учение о коллективном бессознательном, которое представляет собой ядро человеческой психики, концентрирующее в себе опыт всех предшествующих поколений людей. Его содержание составляют архетипы – наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения. Согласно Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности и механизмов общения и взаимодействия людей играет социальное бессознательное – вытесненные побуждения, свойственные большинству членов общества, которые данное общество не может позволить своим членам довести до сознания.

Концепции К. Г. Юнга и Э. Фромма позволяют установить, что по своей природе бессознательное, так же как и сознание, биосоциально. С возникновением сознания оно развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию, то есть социализируется. Бессознательное рассматривается не просто как энергетический комплекс чисто природных инстинктов, но оказывается обусловленным социальной средой, культурными и языковыми программами.

Таким образом, каждая из представленных концепций делает акцент на определенных сущностных характеристиках сознания, которые в равной мере необходимо учитывать для построения его целостной модели.

Проблема сознания всегда привлекала большое внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания через анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Представители идеализма остро поставили вопрос о роли сознания в деятельности человека.

Люди давно проявляют большой интерес к сознанию, своему разуму, и считают его самым важным достижением человека. Это, по сути, самое поразительное и загадочное явление жизни, которое возникает на определенном этапе развития материи. С помощью сознания, разума, человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и будущее, в то, что уже есть или еще нет, проникает в дали космоса и в глубины микрокосмоса, в которые он не может проникнуть физически.

Сознание — это специфическая характеристика человека, его генетическая черта, отличающая его от животного царства. Сознание — это социальная характеристика, возникшая в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа. Важнейшим философским вопросом был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, об участии человека с сознанием в мире, о возможностях, которые сознание открывает человеку, и об ответственности, которую сознание налагает на человека.

Человек обладает сознанием с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга сама по себе, а функция определенного специфического способа отношения социально развитого человека к миру. Проблема взаимоотношений между сознанием и мозгом актуальна. Мы еще многого не знаем о деятельности мозга, особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области за последние годы был неисчислим, и наука о мозге постепенно приближается к разгадке этой тайны природы.

С появлением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.

Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, связи научно-технического прогресса с природой, проблемы образования и коммуникации и т.д. — все эти проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с изучением сознания и актуальны сегодня.

В настоящее время число наук, занимающихся изучением сознания, растет. Такими исследованиями занимаются философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики. Аспекты сознания, изучаемые в каждой из наук, оказываются весьма далекими друг от друга и, более того, не коррелируют с сознанием в целом. Каждая из наук использует свои методы, схемы, идеалы рациональности, объективности, строгости и научности.

Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии - Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Сознание — один из самых сложных объектов философского анализа. Будучи неоспоримой самоочевидностью человеческого существования, сознание в то же время изъято из внешнего наблюдения, и фундаментальная ненаблюдаемость сознания создает естественные трудности для его теоретической реконструкции.

Потребность в теоретически корректной связи между индивидуальным и всеобщим, органическая связь которых раскрывается в опыте сознания, придает этой проблеме особый статус в философии. В настоящее время в философии сознания можно говорить о трех основных парадигмах: содержательной, функциональной и экзистенциально-феноменологической.

Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Субстанциализм призывает разум как наиболее значимое и универсальное свойство сознания и проецирует разум на структуру вселенной в целом. Разум — это гарант единства и порядка бытия, материальная основа, обеспечивающая мировой порядок и гармонию. Так, индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление мирового разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, обеспечивающие конституирование существенных свойств объектов, определяют их содержание.

Теоретики англо-французского Просвещения (Гоббс, Локк, Хартли, Гельвеций, Дидро и другие) рассматривали идеальное как результат ассоциаций и индуктивного обобщения чувственных данных. Формирующаяся здесь функциональная модель сознания интерпретирует последнее как функцию материальных систем, которые не содержат идеального и мысли в своих изначальных свойствах. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функцией нервной системы и мозга, которые организованы в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обуславливает связность чувственного опыта, который является истинной основой мышления.

Проблема генезиса сознания

Вопросы о том, как и с помощью чего возникает сознание, являются одними из ключевых вопросов современного философского и научного знания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, но представляют собой самостоятельную тему исследования. Фундаментальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск его возможных природных основ, разработка которых могла бы стать предпосылкой для человеческого мышления. Следует отметить, что эта проблема преимущественно разрабатывалась в рамках наиболее последовательно ориентированной на науку функциональной стратегии.

В современной культуре сознание является объектом пристального интереса целого ряда научных дисциплин, начиная от физиологии высшей нервной деятельности и заканчивая психологией, социологией и кибернетикой. Многообразие научных версий сознания указывает на несомненную сложность и многогранность этого феномена, развитие и функционирование которого определяется влиянием множества факторов как природного, так и социального порядка. В то же время реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, которую придает преимущественно интегративная природа самости, самосознания. Таким образом, сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую природно-психическую, индивидуально-личностную и социокультурную проекции. Соответственно, проблему генезиса сознания можно рассматривать на нескольких уровнях: в контексте естественной эволюции, в контексте возникновения культуры и общества, а также с точки зрения онтогенеза (индивидуального развития человека).

Естественной основой для возникновения сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В ходе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, существенно связанным с ощущениями, — свойством отражения. Эта позиция поставила перед наукой фундаментальные вопросы о природе отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, которая связана с деятельностью человеческого мозга.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые признаки и свойства действующих на них явлений. Характер, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также тем, как они взаимодействуют с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

В развитии теории отражения различают две концепции: функциональную и атрибутивную. Сторонники функциональной концепции утверждают, что в неорганических объектах есть только предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на универсальности свойства отражения.

Стадии отражения

Основные вехи в эволюции материи и развитии свойств отражения следующие: Отражение в неживой природе; отражение в живой природе; социальное отражение.

В неживой природе существуют элементарные формы отражения. Отражение в неживой природе, на уровне механических и физических систем, слабое. Вопрос о переходе от неживой материи к живой изучен слабо. Действительно, еще предстоит выяснить и исследовать, каким образом материя, которая, предположительно, вообще не обладает чувствами, связана с материей, которая состоит из тех же атомов и элементарных частиц и в то же время обладает ярко выраженной отражательной способностью.

В настоящее время особого внимания в этом отношении заслуживают данные молекулярной биологии. Молекулы ДНК и РНК содержат и воспроизводят всю необходимую информацию, которая программирует индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация — это уникальная, специфическая форма отражения предыстории, развития живых объектов в молекулах ДНК.

На уровне живой природы можно выделить следующие стадии отражения: Раздражительность — реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения свойственна некоторым видам растений и одноклеточным организмам. Следующей формой отражения является чувствительность — способность организма иметь ощущения, которые отражают отдельные свойства объектов, воздействующих на организм. Высшей формой биологического отражения является психика, которая характерна как для животных, так и для человека.

Человеческое сознание качественно отличается от сознания животных. Основными отличительными чертами здесь являются:

  • абстрактно-логическое мышление, которое связано со способностью отражать существенные черты и отношения действительности, которые не даны непосредственно в восприятии;
  • целеполагание как способность к идеальному формированию желаемого продукта деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать реальность, а не пассивно вписываться в нее
  • Самовосприятие, которое определяет способность отличать себя от внешней среды;
  • язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ориентироваться не столько на реальные физические процессы, сколько на их знаково-символические, языковые корреляты.

Сущность, основные характеристики и структура сознания

Философское понятие сознания — ключевое интегрирующее понятие для анализа отношений человека с действительностью, характеризующее одно из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, состоящее в активной, творческой способности человека как социального существа представлять и осознавать объективный и субъективный мир в виде идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологическую и психоаналитическую традиции.

Таким образом, суть философского исследования феномена сознания заключается, прежде всего, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание реализуется с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция определенного вида отношения социально развитого человека к миру. Эта характеристика сознания заключается в прояснении онтологических истоков сознания в тех организационных формах материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.

Во-вторых, важной особенностью сознания является его характеристика с эпистемологической точки зрения. В этом отношении сознание является отражением реальности, возникающим в результате формирования телесных органов, таких как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел — мозг.

В-третьих, сознание — это идеал, сущность которого проявляется в виде идеальных образов.

В-четвертых, сознание — это не только отражение деятельности, но и отношение к ней. Это определяет ценностный и в то же время личностный аспект сознания, который наиболее ярко выражает социальную природу сознания.

В-пятых, сознание обозначает высшую ступень психической деятельности человека, которая, в силу идеального предвосхищения практической деятельности человека, позволяет придать ей целевой характер.

В-шестых, философское понимание сознания предполагает анализ условий развития сложных форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости опыта системы его отношений с действительностью, с обществом, с другими людьми и с самим собой.

В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия ХХ века, наряду с содержательно-функциональной, социокультурной парадигмами, выявила другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций, в которых акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при внесении творческих личностных смыслов в реальность (Гуссерль, Сартр, Ясперс, Фрейд и др.).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: