Личность спортсмена и тренера кратко

Обновлено: 04.07.2024

7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности

Итак, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности — индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества — специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки — убеждения и отношения людей.

Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли у человека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.

Что же такое личность в спорте?

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

Личность — продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

К.К. Платонов 43 , анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности: 1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); 3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); 4) индивидуальные особенности различных психических процессов.

43 См.: Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М, 1969.

Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, — все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности.

Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.

Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:

1) к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);

2) к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);

3) к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);

4) к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);

5) к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).

Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

Читайте еще:

Есть и особая группа лиц, чье творческое самовыражение целиком ограничено рамками сети: писатели, не издавшие ни одной книги, и (в том числе — по принципиальным соображениям) пишущие только для сетевой аудитории, художники, создающие дизайн web-страниц, композиторы, пишущие соундтреки.

Если же и беременность законной его супруги тебя не останавливает и ты собираешься поддерживать любовные отношения с ним и впредь — перекрестись, коли у тебя самой есть ребенок. Когда у папашки начнется период памперсов и бутылочек а также синяки под глазами от бессонных ночей, именно в.

Второй метод использует немногие типы сигналов, а именно — позу, мимику, жестикуляцию, дистанцирование и интонацию, ограничиваясь только той информацией, которая видна невооруженным глазом. Сразу оговоримся, что не всегда удается вычленить какой-нибудь сигнал в "чистом" виде. В.

Сколько усилий вкладывается в достижение контроля над результатом? Сидите ли вы в одной лодке с трейдером, однажды сказавшим мне: «Я боюсь, что если отдамся трейдингу на 100 процентов, мне ничего не останется. Поэтому, выкладываясь на 100 процентов, я обычно отступаю, особенно если нет.

В этой книге 48 аффирмаций. Эта цифра выбрана не случайно. 48 – благоприятная цифра в фэн-шуй, она приносит удачу, которую я вам искренне желаю, дорогие друзья мои! Помните, что вы сами ответственны за свою жизнь, так пусть же она будет счастливой!

Несмотря на разнообразие мотивов, голосование состоялось, и Хардинг переехал в Белый дом. Победа республиканцев явилась единственным результатом, полученным после разрешения всех противоречий. Но его оказалось достаточно, чтобы изменить политику на четыре года. Конкретные мотивы голосования в.

Теоретики с разными представлениями о природе возникновения пограничной структуры личности подчеркивали различные аспекты терапевтической работы (Balint, 1968; Kernberg, 1975; Masterson, 1976; G. Adler & Buie, 1979; Giovacchini & Boyer, 1982; Pine, 1985; G. Blanck & R.Blanck, 1986; Searles.

Жизнь существует и будет существовать независимо от наших личностей и обусловленных умов. Можем ли мы увидеть жизнь, которая реально существует? Вот основной вопрос. Потому что всё остальное есть результат этого. Увидеть целостно жизнь, увидеть целостно хоть что-нибудь. А кто мешает нам, кто не.

депрессия, снижение самооценки, постоянное чувство вины, изменчивость настроения, апатия, безосновательные страхи, снижение концентрации внимания, ригидность мышления, отсутствие воображения, отсутствие собственной инициативы, одиночество, отказ от хобби, потеря жизненного идеала, концентрация.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль тренера-педагога в формировании личности спортсмена

А для этого необходимо следить не только за результатами своего воспитанника, показателями в спорте, но и интересоваться его жизнью, интересами вне спортивного зала. Тренер должен найти правильный подход к каждому спортсмену, уметь поддержать и развить в нем самые лучшие качества и задатки, бороться против всего отрицательного. Это обязывает тренера быть не только наставником в спорте, но и воспитателем, заботиться не только о техническом совершенствовании спортсмена, но и о воспитании в нем высоких моральных качеств, неустанно внушать ученику, что успех обязывает к скромности, к неустанной работе, к борьбе за достижение еще более высоких результатов. Тренер должен быть прежде всего воспитателем, и если он не воспитатель, то он и не тренер.

Для того чтобы стать настоящим воспитателем, тренеру-педагогу необходимо требовательно относится к себе, он должен всегда повышать свою квалификацию, участвовать в сборах, семинарах, принимать участие в соревнованиях в качестве бойца или судьи. Одним из основных условий эффективности тренировочного процесса является отношение тренера к тренировкам. Если тренер не опаздывает и не пропускает занятий, то своим примером воспитывает такое же отношение к тренировкам у спортсменов. Это играет большую роль в воспитании некоторых черт характера и воли. Если тренер отличается пунктуальностью, то у его воспитанников формируется то же самое качество.

Не давайте обещаний своим ученикам, которое вы не в состоянии выполнить, ведите здоровый образ жизни, так как юные воспитанники полностью берут с вас пример.

Тренер должен всегда поддерживать своих воспитанников особенно во время прохождения соревнований. Ведь именно во время соревнований спортсмен испытывает наибольшее волнение, так как он чувствует ответственность перед тренером и командой за своё выступление, а также боится плохо показать себя перед зрителями, именно в эти моменты тренер должен найти нужные слова для того чтоб поддержать своего воспитанника.

Нужно всегда помнить, что в основе процесса формирования морально-волевых качеств спортсмена должны лежать принципы морали нашего общества. Несоблюдение этого принципа может привести к формированию у молодежи отрицательных черт характера: индивидуализма, эгоизма, себялюбия, зазнайства, пренебрежения к коллективу и т.п.

Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания спортсмена, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, тренер- педагог учит учеников, как вести себя в самых различных ситуациях.

Во взаимоотношениях тренера и ученика ведущая роль принадлежит тренеру. Уровень развития положительных личностных, качеств тренера -важнейшее условие нормализация взаимоотношений спортсмена, а, следовательно, и повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

В основе воспитательного процесса в системе отечественной школы физического воспитания и спорта лежат определенные мотивы. К мотивам занятий спортом относятся такие, как стремление к всестороннему развитию личности, полноценной подготовке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное общество…

Эти мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблюдать специальные нормы спортивной этики; развивать способность преодолевать специфические трудности на пути к спортивным достижениям, воспитывать спортивное трудолюбие, сильную волю и другие личностные качества и свойства спортивного характера.

Сама по себе спортивная деятельность не воспитывает позитивных личностных качеств, так что при определенных условиях у спортсмена могут сформироваться отрицательные черты характера (чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, эгоизм и т.п.), если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание спортсмена. Задачи нравственного воспитания в процессе тренировки стоят прежде всего перед тренером.

Как любой педагог, учитель физкультуры, преподаватель физического воспитания или тренер призваны решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции такого специалиста не исчерпываются руководством физическим образованием и развитием физических способностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку социально обусловленные черты, так и свойства личности.

В условиях спорта такие педагогические процессы имеют ряд особенностей. Тренер, осуществляя учебно-воспитательную работу, выполняет следующие основные функции:

  1. управленческую;
  2. формирующую;
  3. гностическую;
  4. регулирующую;
  5. воспитательную.

Управленческая функция тренера необходима для разносторонней подготовки спортсмена, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию.

Тренер осуществляет управление при информационном взаимодействии со спортсменом посредством речи. Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы и т.п. – это наиболее распространенные формы управляющей информации со стороны руководителя. Анализируя информацию, тренер принимает управленческие решения, от правильности которых зависит успех его воспитанников. Известны три группы таких решений: первые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса; вторые формируют волевую готовность спортсмена к выступлению в соревнованиях; а третьи, принимаемые в процессе выступления на соревнованиях, являются существенной помощью спортсмену.

Приняв решение, тренер должен прогнозировать эффективность его реализации и возможность принимать следующие решения. При этом он должен владеть таким стилем мышления, который аналогичен научному: он должен быть поисковым, проблемным, оригинальным и системным.

Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсмена изменяется.

Различают три типа состояний спортсмена:

  • этапные состояния (состояние спортивной формы или, напротив, состояние недостаточной тренированности и т.п.);
  • текущие состояния (изменяются под влиянием одного или нескольких занятий);
  • оперативные состояния (возникают под влиянием отдельных упражнений и быстро изменяются).

Постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его состояния служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей:

  1. сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, настроение, отношение к работе и т.д.);
  2. сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т.д.);
  3. данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, которые вызваны тренировочной нагрузкой);
  4. сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности).

Чтобы успешно и грамотно построить занятия, важно иметь развернутое представление о факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности спортсмена, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности:

  1. компоненты соревновательной деятельности (старт, особенности соревновательной борьбы, финиш);
  2. интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении соревновательной деятельности (например: скоростно-силовые способности, специальная выносливость);
  3. функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень интегральных качеств (мощность, емкость систем энергообеспечения, устойчивость и подвижность функциональных систем и т.п.);
  4. частные показатели функциональных параметров и характеристик (объем сердца, минутный объем кровообращения, объем легких и т.д.).

Все это, учитывая функциональные возможности спортсмена, структуру предстоящей соревновательной деятельности и соответствие структуры подготовки к соревнованиям, позволяет диагностировать результативность соревновательной деятельности и создать фундамент эффективности управления тренировочным процессом.

Спортивное совершенствование возможно лишь в условиях регулярного контроля со стороны тренера за уровнем работоспособности воспитанников, за их умением переносить нагрузки, за процессом восстановления и их психическим состоянием. Следя за результатами контроля, тренер обязан своевременно корректировать виды деятельности. В соответствии с необходимостью оценивать текущие и оперативные этапные состояния спортсмена принято различать три вида контроля (СНОСКА: См.: Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. – М., 1982.):

  1. поэтапный – определение изменения состояния под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период;
  2. текущий – оценка реакции организма спортсмена на выполнение соответственно направленной тренировочной работы, наблюдение за формированием процессов утомления под влиянием нагрузок на отдельных занятиях, учет условий, необходимых для протекания восстановительных процессов, выявление особенностей взаимодействия различных по величине и направленности нагрузок в течение тренировочного дня или микроцикла;
  3. оперативный (направлен на оптимизацию программы тренировочных занятий) – выбор упражнений, которые в наибольшей степени способствуют решению поставленных задач. Здесь используются тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность упражнений, величину нагрузки и т.д.

В процессе контроля могут оцениваться и учитываться:

  • эффективность соревновательной деятельности;
  • уровень развития физических качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;
  • возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности;
  • реакция организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления.

Одна из основных задач контроля – рациональный подбор тестов, которые должны:

  1. объективно отражать оцениваемые качества и способности;
  2. быть понятными и для испытуемых, и для тех, кому они дают информацию;
  3. вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функциональных систем;
  4. выявлять реакцию на тренировочные воздействия в соответствии с требованиями структуры соревновательной деятельности и соответствующей структуры подготовленности к ней спортсмена (в совокупности у всех сторон оценки).

Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности спортсмена.

Формирование двигательных актов и психических явлений осуществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом. Оно происходит на базе автоматизированного управления действиями, состоящими из определенной системы движений и регуляторных актов.

Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических норм поведения.

Наиболее актуальны регулирующие воздействия на спортсмена накануне соревнований в условиях психических срывов, переутомления и т.п. Здесь полезны беседы о причинах срыва, переключение внимания на благоприятные мысли, приемы психорегулирующей тренировки и средства восстановления спокойствия.

Воспитательная функция направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, нравственных черт характера общественного самосознания.

Для решения воспитательных задач тренер должен сформировать сплоченный дружный коллектив, в котором каждый отдельный его член ощущает общую поддержку, заботу, учится подчинять свои интересы интересам коллектива, понимать и чувствовать радость от общей деятельности и т.д.

Тренер обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Общие педагогические требования:

  1. высокий уровень нравственного самосознания;
  2. педагогическое образование;
  3. широкий идейно-политический кругозор;
  4. устойчивые морально-волевые качества;
  5. интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
  6. высокий общий культурный уровень;
  7. умение управлять собой в любых условиях;
  8. хорошие организаторские способности;
  9. умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.

Специальные требования к тренерской деятельности:

  1. знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
  2. умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;
  3. умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
  4. способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;
  5. умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;
  6. способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Тренер – это глубоко творческая личность. Исследователи проблем творчества придают большое значение выявлению особенностей творческой личности.

Так, в работах Я.А. Пономарева (СНОСКА: См.: Пономарев Я.А. Психология творчества. – М, 1976.) выделяются следующие особенности: перцептивные (необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость); интеллектуальные (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний); характерологические (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность).

Многие авторы относят к особенностям творческой личности какие качества, как готовность к риску, готовность бороться с сомнениями, независимая интровертивная позиция, побуждающая стоять на своем.

Высокотворческие личности часто проявляют заметный интерес к сложным и новым проблемам. Их привлекают те ситуации, которые требуют оригинального решения.

Анализ деятельности тренеров показывает, что для тренера-творца характерны прежде всего: идейность в видении учебно-воспитательного процесса (стремление превратить знания учеников в их убеждения), желание экспериментировать и накапливать новый опыт, свобода от самоограничений, гибкость и независимость мышления и действий, высокая творческая энергия, способность концентрировать свои творческие усилия, стремление решать все более трудные педагогические задачи.

Следует выделить особенности личности тренера-творца: он способен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Тренер – это творец, исследователь: из лучших образцов передового опыта он извлекает идею и трансформирует ее, приближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоятельно перерабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью воспитанников, особенно познавательной и общественной, развивать их творческое мышление. Он в постоянном списке новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала. Ему присуще стремление использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для глубокого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки прочных навыков и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы развития и находить верные пути для решения возникающих проблем. Он добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принципы педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоянный творческий рост, он инициативен в самосовершенствовании.

Успех спортсмена во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Уровень знаний, навыков и умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и умение воспитать настойчивость в спортсмене являются основными чертами хорошего тренера.

Педагог-тренер должен быть требовательным и принципиальным в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике и тактике. Только тогда он будет пользоваться доверием своих учеников. Борьба за повышение своего спортивного мастерства должна сочетаться с повседневной трудовой или учебной деятельностью спортсменов, с активным участием их в общественной работе.

Тренер должен всегда поддерживать своих воспитанников особенно во время прохождения соревнований. Ведь именно во время соревнований спортсмен испытывает наибольшее волнение, так как он чувствует ответственность перед тренером и командой за своё выступление, а так же боится плохо показать себя перед зрителями.

Тренер должен не только учить своих воспитанников новым умениям, показывать наилучшую тактику, но так же тренер должен воспитывать моральных дух спортсмена. Тренер должен вкладывать все свои умения, все свои навыки, всю свою душу и любовь в своих воспитанников, тем самым не только обучая их чему-то новому, но и делая их лучше. Тренер должен всегда помнить, что в основе процесса формирования морально-волевых качеств спортсмена должны лежать принципы морали нашего общества. Несоблюдение этого принципа может привести к формированию у молодежи отрицательных черт характера: индивидуализма, эгоизма, себялюбия, зазнайства, пренебрежения к коллективу и т.п.

Тренер обладает высоким доверием: он воспитывает молодежь. Но, чтобы воспитывать, нужно самому быть высоконравственным человеком. Быть настоящим тренером – это значит относиться к себе с большой требовательностью, обладать высокими моральными качествами, постоянно работать над повышением своего идейно-политического и культурного уровня, над расширением своих общих и специальных знаний.

Большие требования, предъявляемые к спортивным достижениям, обязывают тренера непрерывно повышать свои знания. Тренер должен владеть не только методикой обучения и тренировки в своей спортивной специальности, но и хорошо знать смежные дисциплины: физиологию, педагогику, психологию. Наряду с этим перед тренером стоит большая и ответственная задача – воспитание спортсменов. Оказать большую помощь тренеру в этой работе может общественный актив. Тренеру нужно опираться на актив, воспитывать из актива себе помощников.

Большую роль в воспитании спортсменов играют передовые традиции. Передовые традиции спортивного движения помогают воспитанию нового человека, свободного от пережитков, сознательного, дисциплинированного, инициативного члена современного общества. Эти традиции сплачивают спортсменов, воодушевляют их на новые достижения. Значение традиций для воспитания спортсмена поистине огромно. Каждый спортсмен должен знать историю своего спортивного общества, дорожить спортивной честью и спортивной славой своего коллектива физической культуры.

Роль тренера в жизни спортсмена невозможно переоценить. Тренер формирует личность спортсмена, делает из бесформенной глыбы замечательную скульптуру.


На современном этапе развития спортивной психологии разработка эффективных методов спортивного совершенствования невозможна без изучения психологических особенностей спортивной деятельности, с одной стороны, и личности спортсмена как сложной динамической системы, субъекта деятельности – с другой. Знание закономерностей формирования личности может служить необходимой предпосылкой для совершенствования подготовки спортсмена, индивидуализации его тренировочной и соревновательной деятельности.

Г. Д. Горбунов охарактеризовал спорт как специфическую социальную сферу, выступающую фактором воздействия на личность спортсмена, особенно в период его становления, а спорт высших достижений – как наилучшую модель для реализации стремлений человека к самосовершенствованию, самоутверждению и переживанию своей значимости [12]. Также личность, являясь продуктом общественного развития, определяет многие особенности спортивной деятельности: выбор вида спорта, индивидуальный стиль деятельности, уровень достижения, устойчивость к стресс-факторам и др. Изучение личности спортсмена имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Становление такой области исследования, как психология личности спортсмена, относится к периоду 50–60 гг. ХХ в., связанному с попытками создания теорий, целостных концепций и структур личности, методологических подходов и психодиагностических методик. Постановка и разработка психологопедагогических основ формирования личности спортсмена связывается с трудами Петра Антоновича Рудика и Авксентия Цезаревича Пуни.

4.1. Структура личности спортсмена

Психические свойства, необходимые спортсмену для успешной деятельности, как отмечает Л. К. Серова, должны быть представлены в комплексе, который бы отражал все стороны психической деятельности спортсменов. Когда эти свойства проявляются в практической, трудовой деятельности, они выступают в роли профессиональных качеств.

Психологические профессиональные качества – это индивидуально-психологические свойства личности, актуально выражающие потенциальные возможности человека в определенной деятельности и являющиеся основой для приобретения специальных знаний, умений, навыков [50]. Такое понятие применимо ко всем видам трудовой деятельности, в том числе к спорту.

Предложенная Л. К. Серовой модель в виде схемы отображает структуру психологических профессиональных качеств спортсмена. Модель личности спортсмена состоит из шести основных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческого, мотивационного, интеллектуального, эмоционально-волевого, коммуникативного, гендерного. Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества.

Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер.

Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.

Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторика, специализированные восприятия, оперативная память, внимание, мышление.

Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональная устойчивость, психическая саморегуляция, волевые качества.

Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к партнерам, к соперникам.


Рис. 1. Обощенная модель личности спортсмена

Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, фемининность, андрогинию.

Представленная модель относится к обобщенным моделям и позволяет изучать психологические профессиональные качества спортсменов самых различных видов спорта, сравнивать их между собой, выявлять типичное и своеобразное [50].

4.2. Особенности проявления основных свойств нервной системы у спортсменов различных видов спорта

Свойства нервной системы являются врожденной, биологически обусловленной подструктурой личности. В многочисленных исследованиях показано, что свойства нервной системы в зависимости от вида спортивного амплуа обусловливают быструю и хорошую обучаемость, успешное овладение двигательными навыками и достижение высоких результатов (Н. К. Волков, Б. А. Вяткин, Е. П. Ильин, И. В. Соколова и др.). Во многих видах спорта подбираются лица с определенной преобладающей тенденцией в проявлении свойств нервной системы. Можно определить выраженность типологических особенностей свойств нервной системы у представителей разных видов спорта (Е. П. Ильин).

Выраженность типологических особенностей свойств нервной системы



Е. П. Ильин отмечает, что при осуществлении долгосрочного и текущего отбора спортсменов психологи часто руководствуются устаревшими взглядами на положительную или отрицательную роль свойств нервной системы для поведения и эффективности деятельности человека. До сих пор, например, высказывается точка зрения, что для спортивных успехов выгодно иметь сильную, подвижную и уравновешенную нервную систему.

Эта точка зрения противоречит полученным в последние десятилетия данным, подтверждающим справедливость положения Б. М. Теплова, что нет хороших и плохих типологических особенностей: каждая из них в зависимости от ситуации может иметь положительные или отрицательные проявления. Так, инертность нервных процессов является задатком хорошей двигательной памяти, но препятствует быстроте реагирования. Слабость нервной системы тоже имеет положительные и отрицательные проявления.

4.3. Индивидуальный стиль деятельности и типологические особенности личности спортсмена

Индивидуальное своеобразие спортсменов наиболее отчетливо проявляется в индивидуальном стиле деятельности, который компенсирует недостатки темперамента и определяется в действиях, применяемых для достижения цели (говорят о характерном почерке ведения боя боксером или фехтовальщиком, о неповторимой манере исполнения упражнений гимнастом или фигуристами и т. д.).

Е. А. Климов выделяет следующие общепризнанные формальные признаки индивидуального стиля деятельности (ИСД):

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) обусловленность этой системы определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям [35].

В отечественной психологии формирование ИСД связывается главным образом с типологическими различиями людей, обусловленными свойствами нервной системы и темперамента (Е. А. Климов; В. С. Мерлин и др.). В психологии спорта ИСД исследовали Б. И. Якубчик, Е. П. Ильин, А. В. Дмитриев и др.

Выделено несколько групп стилей спортивной деятельности. Стили, характеризующие предпочитаемую тактику ведения спортивной борьбы (бокс, фехтование, теннис): атакующий, контратакующий, защитный и комбинационный стили.

Атакующий (агрессивный) стиль – прямолинейный в тактическом отношении, связанный с навязыванием сопернику своей тактики, с подавлением его инициативы, более присущ спортсменам с преобладанием возбуждения по внешнему балансу, с инертностью возбуждения и сильной нервной системой. Спортсмены атакующего стиля более импульсивны, уверены в себе, обладают высокой самооценкой.

Защитный стиль характеризуется сведением риска до минимума, использованием защитных приемов (большей частью), дальней стойки и т. п. Этот стиль используется в основном лицами с подвижностью нервных процессов, преобладанием торможения по внешнему балансу и слабой нервной системой, т. е. боязливыми, нерешительными, имеющими установку на точность действий.

Контратакующий стиль по существу является разновидностью защитного стиля, поэтому и типология спортсменов, выбирающих этот стиль, соответствует защитному стилю. В ряде видов спорта (например, борьбе) лица с защитным стилем среди спортсменов высокого класса не встречаются, т. к. правила соревнований предусматривают наказание за ведение пассивной борьбы. Не контратакуя, схватку не выиграешь. В то же время слабая нервная система, присущая спортсменам с этим стилем, создает за счет высокой чувствительности хорошие предпосылки для проведения контратакующих действий. Боксерам контратакующего стиля по сравнению с боксерами атакующего стиля присущи такие психологические особенности, как высокая тревожность, ригидность, избирательность в контактах, повышенная ответственность перед командой и тренером, большая зависимость и меньшая самостоятельность.

Стили, связанные с распределением сил на дистанции: равномерный (слабая нервная система, инертность нервных процессов с преобладанием торможения); с ускорением в начале (слабая нервная система, подвижность, уравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения); с ускорением в конце (сильная нервная система, уравновешенные нервные процессы).

Стили деятельности, связанные с распределением сил на дистанции, касаются общего вопроса – динамики работоспособности спортсменов с различными типологическими особенностями. Этот вопрос изучался на представителях игровых видов спорта – баскетболистах и волейболистах. Спортсмены с подвижностью нервных процессов и слабостью нервной системы эффективнее играют в начале тайма или партии и хуже проводят их концовку. Это связано, с одной стороны, с более быстрой их врабатываемостью, что обеспечивает эффективное начало игры, а с другой – с меньшей возможностью сопротивляться усталости, что приводит к снижению эффективности игры в конце тайма, партии или всей встречи.

Спортсмены с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, наоборот, лучше проводят концовки таймов, партий и встреч и хуже начало игры. Они медленнее врабатываются, но обладают лучшей способностью мобилизовываться к концу игры. А потому со спортсменами, имеющими инертность нервных процессов и сильную нервную систему, следует проводить более интенсивную и длительную разминку, чтобы к началу деятельности они были максимально подготовлены функционально и мобилизованы.

У лиц со слабой нервной системой в первой части занятия обнаруживается высокая моторная плотность, а во второй части она снижается, и эти спортсмены все чаще пользуются паузами для отдыха (у спортсменов со средней силой нервной системы такого снижения не происходит).

Стили соревновательной деятельности, основанные на двух параметрах: типе эмоциональной регуляции деятельности (ровная и взрывная) и типе ориентации в деятельности (внешняя и внутренняя) [17].

Формирование стиля деятельности. Влияние типологических особенностей на формирование стиля деятельности носит не прямой, а опосредованный характер. В результате стиль деятельности формируется под влиянием двух факторов – желания и целесообразности. Первый отражает наличие склонностей, второй – самооценку имеющихся возможностей.

Е. П. Ильин приводит результаты психодиагностического исследования группы молодых тренеров и их результативных воспитанников (призеров областных, республиканских и всесоюзных соревнований), которые показали, что у тренеров с большой и средней силой нервной системы чаще достигали успеха борцы с такой же типологией. То же выявилось и у тренеров, имевших слабую нервную систему. Эта же закономерность проявилась и у тренеров высшей категории при сравнении их типологии с учениками – членами сборной команды страны [17].

4.4. Особенности проявления темперамента в спорте

Под темпераментом понимается совокупность устойчивых, индивидуально-своеобразных свойств человека, определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей и мотивов.

Б. А. Вяткин определил особенности проявления типов темперамента в спорте.

Меланхолик (слабый) отдает предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой. В спорте меланхолика отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная и психическая чувствительность, тонкое эстетическое чутье, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, порождающая неуверенность в своих силах. Соревновательные результаты их нестабильны, т. к. присущая им высокая тревожность способствует возникновению неблагоприятных предстартовых состояний, которые затрудняют достижение высоких результатов.

В любом темпераменте есть достоинства и недостатки, поэтому их следует выявлять и учитывать при формировании индивидуального стиля деятельности, индивидуализации процесса подготовки.

Задания и вопросы для обсуждения

1. Определите свой тип нервной системы с помощью теппинг-теста.

2. Выделите сильные и слабые стороны проявления в деятельности установленного типа нервной системы.

4. Какие виды спорта подошли бы для вас в большей степени? Какие еще факторы, кроме темперамента, повлияли на ваш выбор?

5. Обозначьте преимущества и недостатки индивидуального , стиля спортсмена-хоккеиста, обладающего подвижностью нервных процессов и слабым типом нервной системы. Какие рекомендации по организации работы с этим спортсменом вы можете дать тренеру?

6. К вам обратились родители с просьбой посоветовать спортивную секцию для их шестилетнего сына. Как вы поступите в этой ситуации? (Ролевая игра.)

Глава 5. Эмоционально-волевая сфера спортсмена

В спортивной деятельности человек испытывает различные эмоции. Одни из них являются стеническими, т. е. положительными, вдохновляющими спортсмена, другие – отрицательными, дестабилизирующими состояние и деятельность. Поэтому так важно развивать эмоциональную устойчивость. Л. К. Серова отмечает, что эмоциональную устойчивость можно воспитывать как пассивными, так и активными методами. Активные методы осуществляются с помощью хорошо развитых волевых качеств [50].

5.1. Волевые характеристики спортсмена

Структура волевых качеств детерминирована определенными устойчивыми, объективными условиями деятельности в каждом виде спорта. Этими условиями определяются прежде всего центральные, ведущие волевые качества, с развитием которых связано преодоление препятствий, типичных для данного вида спорта, а также качества, подкрепляющие центральные (Е. В. Мельник, Ж. К. Шемет).

При определении особенностей структуры волевых качеств представителей различных видов спорта было установлено, что ее основу составляет целеустремленность, характеризуемая ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью движения к достижению цели. Высокий уровень развития целеустремленности обеспечивает прочность всей структуры и наоборот.

Структура волевых качеств у представителей различных видов спорта



Настойчивость и упорство характеризуются длительным сохранением активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий различной степени трудности.

Решительность и смелость характеризуются своевременностью и обдуманностью решений, возникающих в деятельности, и их реализацией в практических действиях; отсутствием боязни принять ответственность и за решение, и за его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Выдержка и самообладание характеризуются сохранением ясности ума, возможности управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, возникновения неожиданных препятствий, неудач или других неблагоприятных факторов.

Инициативность и самостоятельность характеризуются новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях; устойчивостью по отношению к влиянию других людей и их действиям [27].

Основные направления поддержания целеустремленности выделяет Е. П. Ильин:

2. Разнообразие средств, форм и методов проведения учебнотренировочных занятий и организация досуга на сборах.

Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают тренировочный эффект, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебно-тренировочных занятий. Например, проведение занятий на природе вызывает подъем эмоционального состояния и более благоприятные сдвиги в организме тренирующихся. Показано, что протекание биохимических процессов в организме спортсмена зависит от его настроения и отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги бывают большими.

3. Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые, но требующие определенных усилий трудности. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся на преодоление трудности.

4. Использование эффекта соперничества. В определенные моменты тренировочного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование игрового и соревновательного методов выполнения нагрузок.

5. Формирование у спортсмена чувства долга и ответственности. При недостаточном развитии у спортсмена чувства долга настойчивость может не обнаружиться в полной мере. Правда, ее проявление возможно и при эгоистических устремлениях спортсмена (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и проявление настойчивости будут радовать педагога [16].

В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и дозировать степень трудности, да и сами препятствия встречаются спортсменам чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека.

Читайте также: