Спасская церковь иркутск кратко

Обновлено: 05.07.2024

На звоннице Спасской церкви 3 июля 1719 г. устанавливаются часы с боем. До этого времени городские башенные часы отслужили иркутянам около ста лет. Спас­ская церковь имела ещё одну оригинальность: какой-то круглый водоём, выложен­ный в старину против алтаря каменными плитами. Следы этого водоёма наблюда­лись ещё в 1899 г.

Во время пожара 1879 г. вал огня долго не мог добраться до Спасской церкви. И только 24 июня около часа пополудни произошло возгорание её. После тушения пожара архиерейского дома к церковной ограде подошла противопожарная маши­на, доставленная из Вознесенского монастыря. При участии военного инженера М. Н. Огонь-Догоновского пожар был быстро потушен. Ущерб, причинённый Спасской церкви пожаром, составил около 1500 рублей. Практически церковь с частью городского сада, примыкающего к ней, уцелели. В 1880 г. основные работы по восстановлению сгоревшей части церкви были произведены. А в следующем году вместо сгоревшей церковной ограды строится новая.

В 1901 г. на собственной территории вблизи западной стороны церковного зда­ния строится красивый большой каменный дом для причта. И стоимость дома со всеми службами была довольно высока — 9750 рублей. Первое электрическое осве­щение Спасской церкви состоялось 3 декабря 1909 г.

Все ремонты и перестройки часто наносили большой вред художественной и исторической ценности церкви. В середине шестидесятых годов XIX в., когда идея постройки в Иркутске большого нового собора приобрела практические очерта­ния, встал вопрос о существовании Спасской церкви. Дело в том, что место Спас­ской церкви некоторыми деятелями предлагалось отдать под строительство нового собора. Такое предложение поддерживал иркутский архиепископ Парфений, ко­торый обосновал, кроме всего прочего, своё мнение и тем, что в этом районе горо­да вблизи располагалось много церквей и что Спасская церковь ценности не пред­ставляет. Но Иркутская Городская дума под влиянием общественного мнения вы­несла своё решение: сохранить церковь как памятник иркутской старины, как первое каменное строение города из всех существующих на тот период времени.

В этом месте уместно упомянуть об одном иркутском ремесленнике. Его звали Александр Бобинов. Это был весьма смелый человек, отваживавшийся подниматься на верхушки церковных шпилей для снимания и воздвижения крестов. Он скон­чался в Борисо-Глебском приходе 4 июля 1867 г. Он был долгое время единствен­ным в своём роде специалистом.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.

На звоннице Спасской церкви 3 июля 1719 г. устанавливаются часы с боем. До этого времени городские башенные часы отслужили иркутянам около ста лет. Спас­ская церковь имела ещё одну оригинальность: какой-то круглый водоём, выложен­ный в старину против алтаря каменными плитами. Следы этого водоёма наблюда­лись ещё в 1899 г.

Во время пожара 1879 г. вал огня долго не мог добраться до Спасской церкви. И только 24 июня около часа пополудни произошло возгорание её. После тушения пожара архиерейского дома к церковной ограде подошла противопожарная маши­на, доставленная из Вознесенского монастыря. При участии военного инженера М. Н. Огонь-Догоновского пожар был быстро потушен. Ущерб, причинённый Спасской церкви пожаром, составил около 1500 рублей. Практически церковь с частью городского сада, примыкающего к ней, уцелели. В 1880 г. основные работы по восстановлению сгоревшей части церкви были произведены. А в следующем году вместо сгоревшей церковной ограды строится новая.

В 1901 г. на собственной территории вблизи западной стороны церковного зда­ния строится красивый большой каменный дом для причта. И стоимость дома со всеми службами была довольно высока — 9750 рублей. Первое электрическое осве­щение Спасской церкви состоялось 3 декабря 1909 г.

Все ремонты и перестройки часто наносили большой вред художественной и исторической ценности церкви. В середине шестидесятых годов XIX в., когда идея постройки в Иркутске большого нового собора приобрела практические очерта­ния, встал вопрос о существовании Спасской церкви. Дело в том, что место Спас­ской церкви некоторыми деятелями предлагалось отдать под строительство нового собора. Такое предложение поддерживал иркутский архиепископ Парфений, ко­торый обосновал, кроме всего прочего, своё мнение и тем, что в этом районе горо­да вблизи располагалось много церквей и что Спасская церковь ценности не пред­ставляет. Но Иркутская Городская дума под влиянием общественного мнения вы­несла своё решение: сохранить церковь как памятник иркутской старины, как первое каменное строение города из всех существующих на тот период времени.

В этом месте уместно упомянуть об одном иркутском ремесленнике. Его звали Александр Бобинов. Это был весьма смелый человек, отваживавшийся подниматься на верхушки церковных шпилей для снимания и воздвижения крестов. Он скон­чался в Борисо-Глебском приходе 4 июля 1867 г. Он был долгое время единствен­ным в своём роде специалистом.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.

Спасская церковь - православный храм в Иркутске, расположенный на территории утраченного Иркутского кремля в историческом центре города. Это одно из первых каменных сооружений города, редчайший памятник монументального искусства. Она самая древняя из сохранившихся до наших дней не только в Иркутске, но и в Восточной Сибири каменных построек.

До строительства каменной церкви была деревянная Спасская церковь. Она была построена в 1672 году и располагалась в центре Иркутского острога. Спасская церковь сгорела 3 августа 1706 года.

В этом же году началось строительство новой, уже каменной церкви. Острог к тому времени был уже застроен. Тогда решили встроить здание в крепость. Для нового строения пришлось разобрать не только часть стены, но и глухую юго-восточную башню. Строительство закончилось 1710 году.

1 августа состоялась церемония освящения храма. Из старой деревянной церкви в новую перенесли царский подарок - икону в дорогой ризе, пожалованную Петром I, и хоругвь с образом Спаса, с которой пришли русские люди в устье Иркута ставить острог. Спасская церковь была в ту пору собором, то есть главной церковью Иркутска.

В конце 1860 годов к церкви была пристроена колокольня, шпиль которой поднимается на высоту 50 метров.

Как единственное сохранившееся острожное сооружение, Спасская церковь позволяет определить место и границы иркутского кремля, составлявшего в течение ста пятидесяти лет центр города.

Каменная Спасская церковь не всегда выглядела так, как сейчас. Первоначально церковь была меньше по объему: увенчанную золотым шпилем колокольню пристроили позже, как и каменный двухэтажный придел с северной стороны. Расписана она была не только внутри, но и снаружи в начале XIX века.

Зато неизменным остался объем средней, более низкой части здания - трапезной, высокого четверика с главой и крестом и примыкающей с востока к четверику трехчастной апсидой. На месте колокольни находилась обширная паперть. Высокое парадное крыльцо вело на второй этаж в главное помещение храма. К паперти было пристроено гульбище, прилегавшее к зданию с южного и северного фасадов и позволявшее попасть в основное помещение церкви.

Спасская церковь — единственная в Сибири, на стенах которой имеется живопись, созданная в начале XIX века. Их уникальность заключалась и в том, что они присутствовали не только внутри, но и снаружи храма. В 70-х годах XX века внешние росписи были восстановлены, а внутренние были утрачены, так как не поддавались реконструкции.

Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию, отдельные сюжеты которой были навеяны непосредственно историей Иркутска.

На восточном фасаде храма размещены три многофигурные композиции. Левая из них показывает обряд крещения, по-видимому, местного бурятского населения. Центральная раскрывает сюжет крещения Христа на реке Иордан, а правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лики святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого возлагают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий.

На южной стене церкви находятся образы святых, которым была посвящена церковь и её приделы. Под самым карнизом четверика изображён Никола Мирликийский, а ниже — святой Митрофан Воронежский. На стене апсиды — лик Спаса.

После Октябрьской революции церковь закрыли. Ее могли снести так же, как и другие памятники Иркутска того времени. Но, к счастью, здание сохранилось. В разное время в ней размещались сапожная мастерская, коммунальные квартиры, различные организации.

В 1960 году вновь вернулся вопрос о сносе храма и Богоявленского собора. Специально для подписания соответствующих бумаг в Иркутск приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но она не просто не подписала бумаги, подтверждающие снос, а взялась за реконструкцию. В этом же году Спасскую церковь признали памятником республиканского значения.

Спасская церковь была любима и оберегаема многими поколениями иркутян. В 70-80 годах XX века оно было отреставрировано.

С 1982 года в Спасской церкви находится выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея.

В 2006 году храм был возвращен Иркутской епархии. В настоящее время двери музея в Спасской церкви постоянно открыты. Первая большая выставка была посвящена 200-летнему юбилею областного краеведческого музея.

Спасская церковь

Eric Cartman" >

Автобус № 14Б, 37, 42, 43 остановка "Сквер им. Кирова"
Маршрутное такси № 14, 30, 60, 64, 65, 66, 80, 99 остановка "Сквер им. Кирова"

Спасская церковь — первое каменное здание Иркутска. Три века назад вокруг храма был лишь острог — крепость, построенная вдоль реки Ангары и выполняющая оборонную функцию. Стихия и время разрушили другие строения, а храм смог выстоять во время пожара, наводнения и землетрясения.

Группа архитекторов, приехавшая в город еще во времена Советского Союза, чтобы принять решение о сносе здания, в конечном итоге настояла на реставрации. Сейчас церковь — памятник архитектуры и одна из достопримечательностей Иркутска. Храм входит в перечень древнейших каменных построек Сибири и Дальнего Востока.

Церковь получила большую популярность среди туристов не только из-за своей сложной судьбы. Здание славится уникальными росписями, которыми были украшены стены еще в XIX столетии и сохранились поныне.

Начало строительству церкви было положено в 1706 г., спустя четыре года ее освятили. До этой даты уже сорок лет в остроге стояла деревянная двухэтажная церковь, в 1716 г. она была уничтожена огнем. Внешний вид новой церкви был выдержан в стиле, характерном для древнерусских храмов: четверик в два этажа без столпов для богослужения, трапезная и полукруглая апсида.

Даже несмотря на то, что столетиями в экстерьер постройки вносились поправки, на сегодняшний день церковный ансамбль сохранил созданный еще в XVIII веке четкий силуэт корабля, отстроенный по направлению с запада на восток.

По прошествии 50 лет с момента освящения здания, его дополнили колокольней, состоящей из двух ярусов. Ее особенностью было применение механизма колокольного звона и часов с боем. Механизм прослужил до начала XX столетия.

Храм полон тайн и загадок. Так, документы из архива содержат упоминание о водоеме рядом с алтарем. По сей день историкам не удалось установить, с какой целью здесь хранилась вода. Возможно, это сделано с практической точки зрения, ведь в городе часто происходили пожары: сильнейший охватил Иркутск в 1879 г. Тогда жители города неустанно, двое суток подряд, поливали церковь водой, чтобы она не загорелась.

Период существования Советского Союза стал самым тяжелым за всю историю церкви. После революции здесь размещались различные учреждения, мастерские и коммунальные квартиры. Позднее религиозное сооружение возвратили верующим.

В 60-х гг. XX века встал вопрос о ликвидации здания. Для его решения из столицы в Иркутск приехала архитектор Галина Оранская. После тщательного смотра объекта она сделала заключение: необходима реконструкция с последующим присвоением статуса архитектурного памятника.

Бригаде, возглавляемой Оранской, удалось обновить роспись на наружных станах. Такого изысканного украшения нет больше ни у одного из сибирских храмов. На восточной стене изображены три картины: на первой запечатлено крещение местных жителей, на второй — Христа, и на последней — причисление к лику святых. По одному из предположений, на заключительной композиции изображен первый епископ Иркутска Иннокентий Кульчицкий. Южную стену также затронула рука художника — на ней можно увидеть лики святых, в честь которых построена церковь и ее приделы.

В храме хранятся чудотворные образы: Никола Можайский, Ярославская икона Божией Матери, а также икона святого Феодора Томского, появившаяся сравнительно недавно. В Спасской церкви можно поклониться мощам Феодора Томского — они славятся своими исцеляющими способностями.

Читайте также: