Спасо преображенский монастырь муром кратко

Обновлено: 05.07.2024

При входе в монастырь висит вывеска с просьбой не снимать свадьбы. Но делать любительские фото и видео на территории не запрещается. Но только на территории! Что касается храмов, это стандартно - съёмка разрешена только с благословлении батюшки. Я его не брала, поэтому держалась и отгоняла злые помыслы. Особенно трудно было устоять в храме, где находится частичка мощей Ильи Муромца . Но обо всём по порядку.

Территория

На территории монастыря можно затеряться в красоте. Ухоженные газоны, постриженные кусты, пруд с прекрасными лотосами, большой огород, даже мини-зоопарк есть, ну и конечно соборы, часовни, трапезная и другие здания.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Муромский Спасо-Преображенский монасты́рь — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.
Адрес: г. Муром, ул. Лакина, д. 1а





Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 - 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

В 1238 г. обитель была разорена войсками хана Батыя.



Василий Рязанский

Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.

Настоятельный корпус Спасо-Преображенского монастыря
Храм Василия Рязанского

В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.



Храм Василия Рязанского

Вследствие совершенной ветхости, дом находился некоторое время незанятым, но в 1885 г. был капитально ремонтирован и приведен в надлежащий вид.
В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Спасо-Преображенский собор


Спасо-Преображенский собор Спасского мужского монастыря в Муроме. Вид с юго-запада. 1895–1902 гг.

Спасо-Преображенский собор - главный храм обители

Трапезная церковь Покрова Богородицы

Трапезная церковь Покрова Богородицы (слева) и Спасо-Преображенский собор (справа)

Спасо-Преображенский собор (слева) и Трапезная церковь Покрова Богородицы (справа)

Трапезная церковь Покрова Богородицы

В настоящее время в церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца.



Ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы

В связи с Покровским храмом, на западной стороне его, существовала с древних времен колокольня. В 1757 г. вблизи западного фасада Покровской церкви вместо древней колокольни выстроена новая трехъярусная, четырехугольная с восьмиконечным пирамидальным верхом каменная колокольня, на средства Муромского купца Павла Петрова Самарина, как это можно видеть из Синодика за то время.
Колокольня эта в архитектурном отношении не изменилась, но, как и Покровский храм с северо-западной стороны, находилась в самом опасном состоянии от осыпавшегося слабого кирпича и за отсутствием всякого ремонта. Почему в 1885 г. она фундаментально вся исправлена под наблюдением епархиального архитектора и оштукатурена цементом. При этом пробита прежняя, когда-то заложенная, дверь, в которой и устроено особое в Покровскую церковь крыльцо, из белого цокульного камня.
Медный колокол, весом около 20 пудов, с голландской надписью, вылит в половине XVII века Яковом Готеманом в Лейвардене. Из двух больших колоколов один, в 120 пудов, приложен в 1758 г. Муромским купцом Павлом Петровым Самариным, а другой, весом 150 пудов, слит усердием Муромских граждан, при игумене Афанасие в 1794 г.

Настоятели: Кирилл в начале 16-го века (1518), Рафаил — 1552 г., Пимен — 1571 г., Левкий — 1612 г., Кирилл — 1615 г.
В 1616 г. Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь. Все ценные вещи церковной утвари и дорогие оклады икон были разграблены, несколько монахов убито, некоторые здания выжжены; вот почему, несмотря на столь давнее его существование, в нем сохранилось очень мало памятников древности.
Мисаил — 1630 — 37 гг., Феодосий — 1646 — 49 гг., Иоаким — 1650 г., Рафаил — 1652 г., Иоаким — 1655 г. (в 1666 г. был обвинен в ереси).

Надвратная церковь Кирилла Белоезерского



Надвратная церковь Кирилла Белоезерского





Аврамий — 1665 г., Антоний — 1667 — 70 гг., Симон — 1671 г., Антоний — 1676 г., Корнилий — 1678 г., Никита — 1680 г., Аврамий — 1684—93 гг.
В 1680-е гг. в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.
Давид — 1693—94 гг., Иероним — 1701—1712 гг., Тимофей — 1713 г., Матфий — 1724 г., Нифонт — 1726 г.
В 1720-е гг. монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение - школа для обучения священнических детей.

Нифонт, игум. — 1734 г., Антоний — 1738—40 гг., Феофан — 1741—44 гг., Адриан 1756—57 гг., Филарет — 1757 г., Филарет — 1761—74 гг.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой (1729-96) - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали.
До штатов 1764 года монастырь этот, как и сам город, принадлежал к Рязанской епархии, и было за ним 1249 душ крестьян, а настоятелями были архимандриты. По штатам 1764 года монастырь положен в 3 классе, настоятелями — игумены; так продолжалось до 1794 года, когда настоятелями стали снова архимандриты.
26 января 1765 г. в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.
Исаакий, игум. 1775—76 гг.; Поликарп, игум. 1776—77 гг.; Афанасий, игум. 1777—97 гг., архим. — 1798—99 гг.; Вениамин — 1806—20 гг.; Августин — 1820—24 гг.
В апреле 1824 г. из Боголюбовского монастыря переводится в настоятели Спасского монастыря Архимандрит Иероним (1824—56 гг.).
Настоятель Иннокентий — 1857—59 гг.
Настоятель Александр — 1860—62 гг.
Настоятель Амвросий — 1863 — 2 апреля 66 гг. В 1865 г. удостоен за службу по духовному ведомству по Владимирской епархии, орденом Св. Равноапостольного Князя Владимира 3-й степени – Муромского Спасского монастыря настоятель архимандрит Амвросий. С 27 апреля монастырем управлял казначей иеромонах Антоний.
В 1866-1868 гг. монастырём управлял Архимандрит Гавриил (Воскресенский) - в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии. Переведен из Юрьевского Архангельского монастыря, ум. 10 мая 1868 г.
Нифонт (Успенский) (1811-1877) в 1868 г. назначен настоятелем монастыря. Переведен из Переславского Никитского монастыря, умер 4 октября 1877 г.

Настоятельские кельи — каменный двух-этажный дом, вверху и внизу с жилыми комнатами, с каменными сводами и подвалами, построенный ок. 1687 г. иждивением преосвященнейшего Варсонофия митрополита Сарского и Подонского. Дом этот, вследствие совершенной ветхости, его, находился некоторое время незанятым, когда для настоятельского помещения выстроены были деревянные кельи, в которых настоятели и проживали. Но в 1885 году прежний каменный дом фундаментально ремонтирован: в верхнем этаже своды, грозившие опасностью от трещин и не дававшие в зимнее время надлежащего тепла, выведены в тех местах новые; внутри стены вновь оштукатурены; печи, окна, двери, полы, все переделано заново и приведено в приличный вид. Равным образом и нижний этаж этого корпуса переделан фундаментально.
Другой настоятельский корпус — деревянный, построенный в 1880 г. на месте такого же братского, крытый железом, на каменном фундаменте, с кухней при нем.
По правую и левую сторонам этого корпуса, два таких же деревянных одноэтажных флигеля, крытых железом, построенных около 1848 г. при настоятеле архим. Иерониме. В 1881 г. к одному из этих флигелей, по правую сторону, сделан пристрой для двух братских келлий, а в 1885 г. к этому пристрою подведен каменный фундамент.
Службы монастырские — одни каменные, другие деревянные.
Монастырская ограда, с небольшой на северо-западном ее углу башней, совершенно обветшала, во многих местах имеет трещины и грозит разрушением. В 1885 г., за неимением монастырских средств, пока исправлена и выкрашена белой краской только одна западная сторона этой ограды.



Монастырская стена

Настоятель Антоний Ильеннов с 12 декабря 1877 г., поступил из Муромского Благовещенского монастыря; в 1884 году переведен в Переславский Данилов монастырь.
Настоятель Мисаил Смирнов с 8 марта 1884 г., поступил из архимандритов Козмина монастыря.
В 1886 году состояло в монастыре живущих 25 человек, а именно: архимандрит - 1, иеромонахов - 5, иеродиаконов - 2 и 17-ть послушников, в том числе 16 человек на испытании.

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.



Братский корпус. Муромское православное духовное училище имени Патриарха Пимена

В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов) (с 1911), а позднее - Митрофан (Загорский).
6 марта 1911 г. в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских (память их 7 марта). Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 13 ноября 1911 г. — совершил литургию в сослужении священника Л. Белоцветова и местной братии в домовой церкви Спасского монастыря. Перед литургией совершен чин малого освящения храма по случаю окончания работ по позолоте иконостаса и по окраске полов; во время чтения часов посвящен в стихарь псаломщик села упраздненной Борисоглебской пустыни, Вязниковского уезда, М.И. Кузнецов.

В часовне можно поклониться этой иконе, поставить свечу с молитвою о помощи Божией Матери в трудах о хлебе насущном и взять в благословение монастырский хлебец.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.



Сей камень установлен в память о посещении монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на 910-летие Спасской обители. Его Святейшество совершили здесь Божественную Литургию на Ильин день 2 августа 2006 года.



Часовня святого великомученника и Победоносца Георгия


Часовня Св. вмч. Георгия Победоносца освящена 22 июня 2005 года в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена ты Господи веси.
22 июня шла торжественная церемония закладки нового храма, попечители произносили речи. Внезапно народ перестал слушать и устремил свои взоры к небу: вокруг солнца огромным диаметром очертилась радуга-нимб. От нимба, как от солнца исходило свое особое тончайшее сияние. Даже непосвященные поняли, что им открылось особое Божественное Небо. Внешне это выглядело так: в огромном пространстве привычного неба образовался свой особый сияющий купол, окаймленный радугой-нимбом. Присутствовавшими овладело ликование и трепет. Этим чувством хотелось поделиться со всеми. Поэтому было уместно когда главный попечитель монастыря, председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин отметил особую благодать и Богоугодность происходящего события. Золотой сияющий нимб держался в небе более часа. Проплывали облака, сменялась погода, а нимб сиял во Славу Господа.


Храм Преподобного Сергия Радонежского

26 октября 2005 г. был освящен новопостоенный надвратный храм во имя преп. Сергия Радонежского (восточные ворота монастыря). Обряд освящение провел Владыка Евлогий – архиепископ Владимирский и Суздальский. С востока монастырь хранит прп. Сергий Радонежский – Игумен Вся Руси, с запада – прп. Кирилл Белозерский. По своей земной жизни эти святые старцы тоже были связаны: Кирилл Белозерский был учеником Сергия Радонежского.
В Муром на вертолете в день освящения храма прибыла икона прп. Сергия Радонежского, освященная в Троице-Сергиевой Лавре на мощах Великого Святого. Привезли образ достопочтенные попечители монастыря.
Прихожанам в ходе празднования были подарены маленькие иконы прп. Старца, также освященные на его мощах.
Владыка Евлогий отметил, что во время освящения храма погода и природа тихо внимали торжеству. Но лишь только храм был освящен, снежная метель обрушилась на Муром. Розы, которые еще секунды назад цвели и благоухали на монастырских лужайках, оказались укрытыми снежным покрывалом - мантией Богородицы.
И вот вам еще одно чудо: на следующий день, несмотря на снег и мороз, розы были живые и теплые… Издавали аромат…
В тот же день состоялась презентация и открытие первой очереди монастырского паломнического центра. Его архитектура и благоустроенность с первых дней привлекли взоры паломников.

Преп. Серафим Саровский (1759–1833 гг.) посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.
Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.



Часовня св. Ксении Петербургской

Часовня в честь св. блаж. Ксении Петербуржской устроена в угловой башне Спасо-Преображенского монастыря в 2006 г. В часовне находится икона Святой, освященная на ее гробнице в г. Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище (Васильевский остров). В икону вставлены камешки от гробницы блаж. Ксении. На южной стене часовни находится икона преп. Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца, с платом от его мощей.



Николо-Ильинская часовня


Часовня-костница

Часовня-костница построена на месте монастырского кладбища, разорённого в советское время. Здесь собраны честные останки иноков, благодетелей обители и знатных горожан дворянского и купеческого сословия, погребённых на кладбище Спасского монастыря за прошедшие столетия. После закрытия монастыря в 1918 г. при строительстве воинской части из осквернённых могил кости сваливались к собору или остались под асфальтом плаца, устроенного на кладбище. И поныне монахи собирают эти останки и хоронят их в часовне Костнице, устроенной по Афонскому образцу. В часовне служатся панихиды о усопших. Здесь можно поставить свечу и оставить записку о упокоении. См. Некрополь Спасо-Преображенского монастыря



Гостиница для паломников. Трапезная




Монастырский пруд

В пруду цветут кувшинки

На территории монастыря устроен мини-зоопарк с курами, павлинами и лошадками.














Наместники:
архимандрит Кирилл (Епифанов) (4 июля 1995 — 15 марта 2011);
игумен Кронид (Козлов) (март — декабрь 2011) временный исп. об.;
архимандрит Варлаам (Пономарёв) (декабрь 2011 — январь 2013);
игумен Афанасий (Селичев) (с февраля по июль 2013);
иеромонах Симеон (Нестеров) и. о.

В 2003 г. Духовное училище им. Патриарха Пимена расположилось в здании братского корпуса Спасо-Преображенского монастыря.

Согласно летописным источникам, Спасский монастырь в Муроме является древнейшей обителью Святой православной Руси. В 2006 году монастырю исполнилось 910 лет, старше его только Киево-Печёрская лавра.

Содержание:

Краткая история

Впервые Спасский монастырь упоминается в летописи 1096 года в связи с гибелью в княжеской междоусобице Изяслава Владимировича — сына Владимира Мономаха.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме

Спасо-Преображенский монастырь с высоты птичьего полёта

Горожане похоронили убитого Изяслава в монастыре Святого Спаса. По легенде, монашеская обитель возникла на том месте, где в 1013 — 1015 годах стоял княжий двор одного из первых русских святых — князя Глеба.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме

Церковь Кирилла Белозерского

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме

Собор Спаса Преображения

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме

Церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе

С севера к собору примыкает двухэтажный трапезный Покровский храм, построенный в 1691 году на средства митрополита Варсонофия. Первый этаж отведен под хозяйственные нужды, здесь располагаются пекарня, поварня и кладовые. Второй этаж занимает просторная, светлая церковь.

Святыни Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме

Церковь Василия, епископа Рязанского при настоятельском доме

В дни церковных праздников, таких как Рождество, Крещение, Пасха, её лик светел и радостен, а когда происходят печальные события, лик становится грустным. Воины и контрактники, служащие в Чечне, приходят в монастырь, чтобы помолиться перед образом Георгия Победоносца с древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика. Почитаема паломниками и икона Серафима Саровского с частичкой его мощей. В соборном храме монастыря хранится скульптурный образ


" data-placement="top" data-content https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/rossiya/murom_7.jpg" height="131" width="170" />
" title="Описание памятника">Ильи Муромца , помещённый в раку вместе с частичкой мощей, полученной из Киево-Печёрской лавры. Фигура богатыря воссоздана по нетлённым останкам преподобного Ильи.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме

Часовня Георгия Победоносца

Возрождение обители

В конце XIX века в восточной части монастыря существовал некрополь, где хоронили городскую знать, богатых купцов и священнослужителей. В советское время монастырское кладбище было уничтожено. Сегодня на его месте стоит часовня-костница. Заглядывать в неё страшновато: в подземных нишах покоятся черепа и кости, найденные при раскопках некрополя. В 2008 — 2009 году монастырь капитально отреставрировали на средства, выделенные Счётной палатой Российской Федерации. Благодаря труду иноков и благодетелей ныне обитель возрождена из руин. Восстановлены храмы, разбиты сады.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В клетках содержатся куропатки и павлины. На территории монастыря открыто хлебопекарное производство. В монастырском магазине можно купить вкусный, дешёвый хлеб, а в трапезной — недорого и сытно покушать.


Спасо-Преображенский монастырь города Мурома - древнейшая обитель Святой православной Руси (старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни.

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необьятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония - покровители семьи.

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в "Повести временных лет" под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095-1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).

"В лето 6604 года. Изяслав ополчился пред градом на поли. Олег же поиде к нему полком, и ступишаяся обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава сына Володимеря, внука Всеволжа, месяца семтября в 6 день. Олег же вниде в город и приняша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса . "

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича - 19 января 1175 г., относится второе упоминание Спасского монастыря, как место погребения князя: "преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме". При этом по Ипатиевскому списку, церковь в которой был погребён князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: "В том же лете преставися Дюрьдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положен бысть у Христовы церкви в Муроме, юже сама созда".


Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 - 1228 гг), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

В 1238 году обитель была разорена войсками хана Батыя.


Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский чудотворец (1286 - 1295гг), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летописного свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр - Федора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре - единственной в то время мужской обители в Муроме: "Тоя же весны (9 мая 1476г) преставися в городе Муроме Марфин сын Федор, и постригся месяца маия в 9".

Настоятельский корпус Спасо-Преображенского монастыря

Храм Василия Рязанского

В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.



Храм Василия Рязанского

В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 году в монастыре (где был пострижен Святой Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.


С Cпасо-Преображенский собор

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.
В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

В 1839 г. по проекту архитектора Я. Петрова к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением.

В 1885 г. в соборе вместо сгнивших внутристенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом. Стены и своды внутри и снаружи оштукатурены. В штукатурке же были выполнены все декоративные элементы фасадов. Возможно, в какой-то период XIX в. собор имел четырехскатную кровлю.

В 60-х гг. XX в. были начаты реставрационные работы. В результате этих работ собор должен был бы вернуть себе облик XVI в. (шлемовидные главы, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы; трапезную предлагалось разобрать), но работы в полном объеме выполнены не были и ограничились лишь восстановлением перспективного портала южного фасада основного объема и нескольких щелевидных оконных проемов.

В новом проекте реставрации (1991 г.) задача целостной реставрации восстановления собора, на период XVI в., уже не ставилась и по причинам, носящим принципиальный характер. Представляется, что на данном памятнике наиболее целесообразным является проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, носящих характер компромиссной реставрации. Это подразумевает под собой сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника. При этом раскрывается сущность компромиссного метода реставрации, заключающегося в изначальном компромиссе между восстановлением подлинной первоначальной структуры памятника и сохранением поздних архитектурно-конструктивных наслоений, отражающих своеобразие и черты определенных исторических периодов.


Спасо-Преображенский собор - главный храм обители


Трапезная церковь Покрова Богородицы


Трапезная церковь Покрова Богородицы (слева) и Спасо-Преображенский собор (справа)

Спасо-Преображенский собор (слева) и Трапезная церковь Покрова Богородицы (справа)

Трапезная церковь Покрова Богородицы

В церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. Преп. Илия Муромец (упомин. в 1188 г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца. В церкви покрова Богородицы находятся частицы мощей Ильи Муромца.



Ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали.

В 1616 г. Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.



Надвратная церковь Кирилла Белоезерского

В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами.

В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви).


В 1680-е гг. в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.

В 1720-е гг. монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение - школа для обучения священнических детей.

26 января 1765 г. в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.

В 1866 - 1868 гг. монастырём упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) - в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.



Часовня Божией Матери Спорительницы хлебов при монастырской пекарне

В часовне можно поклониться этой иконе, поставить свечу с молитвою о помощи Божией Матери в трудах о хлебе насущном и взять в благословение монастырский хлебец.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.



Часовня святого великомученника и Победоносца Георгия


Храм Преподобного Сергия Радонежского



Монастырская стена


Братский корпус. Муромское православное духовное училище имени Патриарха Пимена

В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее - Митрофан (Загорский). В 1907 г. в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

В период 1918 - 1919 гг. монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е гг. храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 г. Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

Преп. Серафим Саровский (1759 – 1833 гг.) посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского , писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.
Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.



Часовня св. Ксении Петербургской

Часовня в честь Ксении Петербургской устроена в угловой башне Спасо-Преображенского монастыря в 2006 г.



Николо-Ильинская часовня



Часовня-костница


Чвсовня-костница построена на месте монастырского кладбища, разорённого в советское время. Здесь собраны честные останки иноков, благодетелей обители и знатных горожан дворянского и купеческого сословия, погребённых на кладбище Спасского монастыря за прошедшие столетия. После закрытия монастыря в 1918 г. при строительстве воинской части из осквернённых могил кости сваливались к собору или остались под асфальтом плаца, устроенного на кладбище. И поныне монахи собирают эти останки и хоронят их в часовне Костнице, устроенной по Афонскому образцу. В часовне служатся панихиды о усопших. Здесь можно поставить свечу и оставить записку о упокоении.

Помни всякий брат,

Что мы были как Вы,

И Вы будете как мы.




Гостиница для паломников. Трапезная.

Монастырский пруд

В пруду цветут кувшинки

На территории монастыря устроен мини-зоопарк с курами, павлинами и лошадками.


Утка - Мандаринка

Муромское православное духовное училище имени патриарха Пимена

Муромское духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена - среднее учебное заведение Владимирской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
Срок обучения - два года. Училище является структурным подразделением Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии; его выпускники зачисляются на 2-й курс ВДС.
Студенты получают базовое духовное образование, необходимое для исполнения обязанностей псаломщика-катехизатора и получения дальнейшего высшего духовного образования.
По окончании училища выдается аттестат, выпускники зачисляются на второй курс семинарии без экзаменов.

Адрес училища: 602200, Владимирская область, Муром, ул. Лакина, Спасо-Преображенский мужской монастырь.

История Муромского православного духовного училища имени патриарха Пимена


В 1816 г. Муромское духовное училище возобновило свою деятельность в отдельном городском здании.
В 1881—1883 гг. было выстроено новое каменное здание училища по проекту муромского городского архитектора Василия Филипповича Афанасьева. В 1891 г. встал вопрос о расширении училища. Согласно новому проекту епархиального архитектора Н.Д. Корицкого, здание училища увеличилось вдвое. Желая сохранить целостность форм, Н.Д. Корицкий повторил фасад В.Ф. Афанасьева: построил дополнительный второй ризалит, в котором соорудили парадный вход. Завершило постройку возведенное правое крыло. С восточной стороны здания был устроен апсидный выступ домовой церкви. По желанию архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста храм освятили в честь создателей русской азбуки святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Торжественная закладка пристроя, в котором планировалось кроме храма разместить и общежитие, состоялась 11 мая 1891 г. — в день памяти святых.
Перестройка училища повлекла за собой изменения во внутренней планировке здания. Согласно плана 1891 г., хранящемуся во Владимирском архиве, в подвальном этаже разместились столовая, хлебная пекарня, кухня помощника смотрителя, кладовая и квартиры служителей. По воспоминаниям муромского сторожила, выпускника училища 1918 г. А.А. Славянского, незадолго до революции в правом крыле подвала был устроен гимнастический зал. Вероятно, он занял место бывшей кладовой комнаты. В само здание училище вели две каменные лестницы: старая и новая. Новым парадным входом пользовался преимущественно педагогоческий персонал. Из рассказов А.А. Славянского известно, что существовало неписаное правило, согласно которому воспитанники духовного училища входили в здание через старое крыльцо. Единственным исключением было посещение домовой церкви.
В 1892 г. в фундаментальной библиотеке училища насчитывалось 1500 книг русских и зарубежных авторов. Каждая классная комната была рассчитана на 40 учеников. Помещение подготовительного отделения могло вместить 50 воспитанников. По данным на 1901 г. в училище обучался 171 ученик. В фундаментальной библиотеке было свыше 1700 названий книг, в ученической — до 1200. В 1903 г. в училище значилось 149 учеников. Из них 76 проживало в общежитии. Рядом с училищем находился больничный корпус. В 1903 г. в нем имелось шестнадцать коек. Позади училища находилась каменная баня и сарай для дров.
В 1918 г. Муромское духовное училище было закрыто.
Сейчас в здании располагается общеобразовательная школа №12.

Муромское духовное училище возобновило свою деятельность в 1999 г. в стенах Благовещенского монастыря.
Первые три года ушли на формирование и обучение педагогических кадров, разработку программ, подбор учебных пособий. К этому времени восстановление Спасо-Преображенского монастыря вступило в решающую фазу и было получено благословение Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия перенести училище в Спасо-Преображенский монастырь.
В сентябре 2003 г. двери училища открылись перед новыми воспитанниками в стенах древнейшей православной обители Руси - Спасо-преображенском монастыре. Трудным выдался первый год на новом месте. В обители многое еще требовалось довершить. Занятия проходили посреди строительной площадки.
Студенты часто делили свое время с братией монастыря: утром спешили на службу, днем на занятия, вечером, отлагая перо, брались за заступ. И нет худа без добра: учащимися была получена такая школа, которая была бы невозможна, как если бы они жили дома и появлялись в монастыре только на занятия.
Второй год выдался более спокойным. Летом 2004 г. большая часть работ по восстановлению монастыря закончилась. Жизнь училища и братии вошла в нормальное русло. Оформился преподавательский состав. Училище объединило разных людей: монашествующих (ректор - наместник монастыря, братия - советники и руководители); мирское духовенство (под их началом - большая доля всех дисциплин); светских людей (гуманитарный спектр обучения обеспечили сотрудники МПСИ).
Теперь есть возможность и право сказать, что древний
Муром снова светит во тьме, дабы всякого желающего наставить на путь спасения.


22 ноября - день Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" .

Читайте также: