Спас нерукотворный симон ушаков кратко

Обновлено: 07.07.2024

Эта икона была написана Симоном Ушаковым специально для церкви Троицы. Расписан храм был в период с 1628 по 1653 годы. Внизу можно даже увидеть надпись , которая свидетельствует об авторстве именно Ушакова. Поновление плата и надписи произошло в 19 веке. Это самое ранее изображение Спаса, которое дошло до нашего времени. Уже здесь можно увидеть характерные приемы, предопределившие все творчество этого живописца. На иконе черты лика переданы максимально натурально.

Для моделирования необходимого объема используется

сочетание цвета и тени. Создается она целой системой характерных плавей с обязательным чередованием темных и светлых тонов. Чтобы максимально смягчить эти переходы происходит притушевывание их на завершающей стадии работы над этой иконой.

Лик освещен, но никакими подлинными источниками света это никак не мотивируется. Световые блики расположены традиционно. Такие приемы прослеживаются уже с 14 века. Ушаков нашел в истории этого образа ориентиры в плане эстетики и идей. Данный образ упоминал в своем трактате Иосиф Владимиров. Он был сподвижником и другом Ушакова.

Согласно этому ттактату Христос

изображается в плотском плане. Данный облик, который удалось запечатлеть Симону Ушакову, и стал основным предметом иконописи. Важно передать его максимально точно, умело используя свет и тень и стараясь сделать его максимально живоподобным. Нерукотворный образ Христа был освящен самим преданием. Именно он стал образцом для любого иконописца. Нужно было как можно более точно следовать общепринятым образцам. Эта идея сформулирована в 17 веке.

В иконах мастера она соединилась с огромным желанием изображать Христа максимально живоподобно для того, чтобы сохранить идеальную точность передачи. Это послужило стимулом к поиску лика Христа, который бы стал подлинным идеалом. Ушаков стремился найти определенный новый канон. Он положил его в основу серии изображений более позднего периода.

Спас Нерукотворный

Кратко описание иконы

Согласно преданию, первым изображением Спасителя был нерукотворный образ. Однажды Христос умыл лицо и отер его чистым полотенцем, лик Его чудесным образом отпечатался на ткани. На Западе была распространена легенда о плате святой Вероники, на котором запечатлелся образ страдающего Господа: сердобольная женщина отерла Его лик своим платком, когда Христос нес крест на Голгофу. Но и в том, и в другом случае Лик, нерукотворно проступивший на ткани, символизировал для Церкви тайну Боговоплощения. Не случайно на это чудо ссылались защитники иконопочитания, утверждавшие икону как зримое доказательство веры в Бога, ставшего ради нашего спасения Человеком.

Нерукотворный образ всегда был одним из самых почитаемых и популярных. Его изображали и на ткани, и на чрепии (черепице), и на золотом фоне. Писали на иконах и стенах храмов, на священных сосудах и на боевых знаменах, писали красками, выкладывали мозаикой, вырезали на камне и дереве, вышивали на плащаницах и отливали в бронзе. Многие изображения Нерукотворного Лика почитались чудотворными.

При этом никто обычно не искал в иконах портретного сходства с Самим Спасителем. Средневековое искусство было символическим, и его язык был глубоко условным. Но в XVII веке в церковном искусстве появляется тяга к реализму, и условность традиционной иконописи уже не удовлетворяет изографов. Одним из тех, кто стал раздвигать рамки иконописного канона и искать новых средств выражения, был Симон Ушаков (1626–1686), мастер Государевой Оружейной палаты.

Спаситель на иконе Ушакова очень человечен, Он не грозен, но милостив, в Его мудром спокойном взоре чувствуется внутренняя сила.

Скидки и подарки

Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.


29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь плата, на которым отобразился Лик Спасителя -- Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. -- в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью. Многие современники резко критиковали ее за неканоничность.

Согласно преданию, первым изображением Спасителя был нерукотворный образ. Однажды Христос умыл лицо и отер его чистым полотенцем, лик Его чудесным образом отпечатался на ткани. На Западе была распространена легенда о плате святой Вероники, на котором запечатлелся образ страдающего Господа: сердобольная женщина отерла Его лик своим платком, когда Христос нес крест на Голгофу. Но и в том, и в другом случае Лик, нерукотворно проступивший на ткани, символизировал для Церкви тайну Боговоплощения. Не случайно на это чудо ссылались защитники иконопочитания, утверждавшие икону как зримое доказательство веры в Бога, ставшего ради нашего спасения Человеком.

Нерукотворный образ всегда был одним из самых почитаемых и популярных. Его изображали и на ткани, и на чрепии (черепице), и на золотом фоне. Писали на иконах и стенах храмов, на священных сосудах и на боевых знаменах, писали красками, выкладывали мозаикой, вырезали на камне и дереве, вышивали на плащаницах и отливали в бронзе. Многие изображения Нерукотворного Лика почитались чудотворными.

При этом никто обычно не искал в иконах портретного сходства с Самим Спасителем. Средневековое искусство было символическим, и его язык был глубоко условным. Но в XVII веке в церковном искусстве появляется тяга к реализму, и условность традиционной иконописи уже не удовлетворяет изографов. Одним из тех, кто стал раздвигать рамки иконописного канона и искать новых средств выражения, был Симон Ушаков (1626–1686), мастер Государевой Оружейной палаты.

Спаситель на иконе Ушакова очень человечен, Он не грозен, но милостив, в Его мудром спокойном взоре чувствуется внутренняя сила.

симон ушаков спас нерукотворный

Иконописец родился в Москве в 1626 году. О его жизни известно немного. По всей видимости, он происходил из посадских людей. В обучение в монастырь был отдан в раннем возрасте, потому что уже в 22 года стал мастером Серебряной палаты при Оружейном приказе. Весьма почетное место при высоком жаловании.

Здесь он непосредственно обязан был рисовать предметы церковной утвари и дворцового обихода, расписывал знамена, придумывал узоры для рукоделий. Был штатным картографом.

Помимо этого, он писал и для частных лиц, и для церкви. Вскоре приобрел славу известного иконописца.


Значение творчества Симона Ушакова

В наши дни имя Ушакова не столь известно широкому кругу любителей русской иконописи, как имена Рублева и Дионисия. Написанные им иконы разбросаны по многочисленным музеям, частным собраниям. В конце XVII-начале XVIII в. у него было много подражателей.


В Оружейной палате

спас нерукотворный симон ушаков

В 1664 году герой нашей статьи был переведен на службу в Оружейную палату. Круг его обязанностей стал шире, а популярность только возросла. Он быстро стал одним из лучших мастеров при царе, основав целую школу иконописцев.

Царь Алексей Михайлович благоволил Ушакову, лично отдавал ему всяческие поручения по художественной части. Благодаря этому, до самой смерти Ушаков жил в достатке и почете.

Скончался он в российской столице в 1686 году. Ему было 62 года.

Успение Богоматери —

Описание иконы.

Живописец чутко относится к соотношению величин в композиции. Крупная фигура Христа возвышается в центре. Она увеличивается и зрительно, благодаря большому количеству склоненных фигур апостолов. Еще в качестве наглядного примера можно сопоставить размер радиусов нимбов Христа, Богоматери, апостолов и святителей. Следовательно, нимб Спасителя гораздо крупнее остальных, после него идет нимб Богородицы, а нимбы других персонажей равной величины. Таким подчеркиванием нимба художник указывает место персонажа в композиции и в иерархическом порядке иконы.

История образа.

Иларион играл очень значительную роль в жизни Ушакова. Об этом мы узнаем из жития митрополита Илариона. Достоверно известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам митрополит, и монахи его обители. И житие рассказывает, что, когда монахи, остановившиеся в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был такой огромный и яркий, что прибежали, сторожа от Спасской башни, они думали, что в Китай-городе начался пожар.

Биография.

Если говорить об Ушакове как о реформаторе, нужно обратиться к самому знаменитому его произведению– образу Спаса Нерукотворного, который художник повторял в разные периоды своей творческой жизни. Это объясняет интерес иконописца к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, настоящие черты Спасителя.

Работы знаменитого иконописца наполнены светом. Этот свет для Ушакова был даже главнее, чем живоподобие. Светло и живоподобно – вот так должен работать настоящий иконописец.

За свою жизнь Симон Ушаков создал более 50 икон, которые признаны памятниками культуры и искусства и выставляются сегодня в музеях России — Третьяковской галерее, Русском музее.

Составитель текста: Кошелева Любовь Александровна.

История написания иконы

икона спас нерукотворный симона ушакова

Эта икона выделяется от других не только натуральной передачей черт лица, но также светотеневой моделировкой объема, созданной с помощью сложной системы, в которой перемежались темные и светлые тона. Для того чтобы смягчить переходы между ними, на финальной стадии они дополнительно подгонялись один к другому.

В это же время стоит отметить, что, в отличие от европейской традиции, в русской иконе освещенность лика святого была никак не мотивирована реальным источником света. А расположение световых бликов говорило о том, что Ушаков и его соратники соблюдали традицию, которая была в России еще с XIV века.







Симон Ушаков. Владимирская икона Божией Матери (фрагмент). 1662. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Симон Ушаков, Яков Казанец и Гаврила Кондратьев. Благовещение с Акафистом (фрагмент). 1659. Государственный исторический музей, Москва



Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Конец 1660-х − начало 1670-х. Государственный исторический музей, Москва



Симон Ушаков. Древо Государства Российского (Похвала Владимирской иконе Божией Матери) (фрагмент). 1668. Государственная Третьяковская галерея, Москва

За свою жизнь Симон Ушаков создал больше 50 икон, которые признаны памятниками культуры и искусства и выставляются сегодня в музеях России — Третьяковской галерее, Русском музее. Авторство части его икон спорно. Искусствоведы полагают, что над ними могли работать ученики живописца. К концу жизни у Ушакова было много подражателей. Среди его воспитанников — продолжатели традиций русского искусства XVII века: Василий Кузмин, Михаил Милютин, Афанасий Семенов.




Идейные ориентиры

симон ушаков спас нерукотворный описание

Это стал самый авторитетный образ для любого иконописца.

Симон Ушаков – крупнейший русский художник XVII века

Ушаков всегда оставлял на своих работах авторскую подпись, дату, а часто и имя заказчика и даже место, куда предназначалась икона. Всё это говорит о том, что в XVII в. существовало понятие об авторской ответственности. Симон Ушаков работал в царствование Алексея Михайловича (Тишайшего, 1629-1676) – второго русского царя из династии Романовых.

Работы Ушакова

Симон Ушаков был чрезвычайно плодовитым художником и иконописцем. До наших дней сохранилось достаточно много его произведений. Однако большинство из них были, к сожалению, испорчены более поздними реставрациями и записями потомков.

Лучше остальных на сегодняшний день сохранились икона Благовещения, Владимирской Богоматери, святого Феодора Стратилата, Сошествия святого духа и, конечно, Спаса Нерукотворного.

Эти работы иконописца доказывают тот факт, что он был чрезвычайно развитым для своего времени человеком, талантливым живописцем, который в полной мере обладал всеми техниками, известными на тот момент.

Ушаков принципиально отказывался писать иконы по древним образцам, как было принято в то время. Он активно впитывал в себя нюансы западного искусства, которые в XVII веке все активнее проникали на территорию Руси.

Ушаков, соблюдая традиции древнерусской иконописной школы, при этом не боялся экспериментировать. Он изобретал новые композиции, учился на лучших образцах западной культуры, стремился придать фигурам на своих иконах движение и индивидуальность.

Оценка икон Ушакова

Мнение о творчестве Симона Ушакова довольно спорное. Некоторые критики считают его человеком, который многое сделал для стирания границ между изобразительным искусством и иконописью. Так, историк Георгий Филимонов заявлял, что значение его художественной деятельности состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи.

Полярного мнения придерживался другой известный отечественный искусствовед и критик — Игорь Грабарь. Он утверждал, что роль Ушакова недостаточна для полного отхода от самобытных русских иконописных традиций и формирования новых норм. Впрочем, такой же строгой критике подвергались все царские живописцы допетровской эпохи.

Похожего мнения придерживаются современные исследователи творчества Ушакова. Советский и российский историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова считает, что произведения Симона Федоровича не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре. Она видит в них сохранение иконописных правил позднего Средневековья, поэтому придерживается идеи, что иконы Ушакова и его учеников сильно переоценены.

Читайте также: