Сознание и мировоззрение кратко
Обновлено: 04.07.2024
Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.
В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.
Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т.д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.
Формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, – характерная черта подросткового и юношеского возраста.
Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс.
Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.
Как уже говорилось, задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфант
ильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.
Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно – нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.
Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой – поисками осознанных моральных принципов.
Формирование морального облика человека – чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст – один из наиболее важных его этапов.
Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.
Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.
ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ
Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.
Мировоззрение | Остальные духовные категории |
Отражает взгляд человека на мир в целом. | Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни. |
Показывает отношение человека к окружающему его миру. | Замкнуты на конкретной стороне жизни. |
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.
Основные источники формирования мировоззрения
- окружающие люди и их поведение;
- система ценностей, принятая в среде индивида;
- наука, уровень знаний;
- быт, условия жизни;
- искусство;
- интуитивное познание.
СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:
- ценностно-нормативный;
- эмоционально-волевой;
- познавательный;
- практический.
Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.
ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.
В прошлый раз мы начали наш разговор о человеке и назвали характерные черты, отличающие человека от животных. Одним из таких отличий многие ученые считают наличие сознания.
В рамках философского понимания сознания существует разница между материалистическим и идеалистическим пониманием. Существует понятие основного вопроса философии. Тех, кто считает, что материя первична, называют материалистами; тех, кто считает, что идея возникает раньше материи, называют идеалистами.
В рамках идеализма сознание возникает раньше предмета. К примеру, в рамках христианского учения существует первичное, божественное сознание, а сознание каждого конкретного человека – лишь его часть или отражение.
В науке же применяется материалистический подход к сознанию. Материалистическая теория возникновения сознания называется теорией отражения.
Принято считать, что материя обладает четырьмя базовыми свойствами: движением, способностью к самоорганизации, размещенностью в пространстве и времени, а также отражением.
Отражением называют способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальном объекте – следы человека на грунте, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале и др. Эти следы, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией.
Выделяют несколько видов отражения – механическое, физическое, химическое и биологическое. Биологическое отражение включает в себя три стадии – раздражимость, чувствительность и психическое отражение (рис. 1).
Рис. 1. Виды отражения
Давайте рассмотрим стадии биологического отражения.
1. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Она есть уже у растений. Примеры: высыхание, сворачивание листьев на жаре, движение подсолнуха за Солнцем.
2. Чувствительность – это способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Основные характеристики – активность и целесообразность. Примеры: простейшие организмы избирательны в выборе жертвы.
3. Психическое отражение – это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения. Сущностью психического отражения является систематизация ощущений, способность живых организмов, особенно высших животных, моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации.
Высшим уровнем психического отражения и считается сознание. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения, а значит, представляет собой нечто имеющее природную основу, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.
От предшествующих форм сознание отличается тем, что позволяет субъекту уяснять природу определенных вещей и процессов. Предпосылкой формирования сознания является предметно-практическая деятельность человека, порождающая потребность в знании, понимании объективных законов бытия.
Материалистический и идеалистический подходы к сознанию тоже делятся на ряд направлений. Рассмотрим их подробнее (рис. 2).
- необходимость существования мозга;
- создание человечеством искусственного интеллекта, носителем которого является компьютер – материальный объект;
- медикаментозное влияние на организм может отражаться на сознании.
- образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик (массы, запаха, четких размеров, формы);
Рис. 2. Различные подходы к пониманию сознания
Если считать сознание чисто природным явлением, то возможно создать сознание искусственным путем. Получается, сознанием может обладать и компьютер, и робот.
Умеренный материализм. Сознание – особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя. Наиболее распространено в российской философии. Сознание не существует в виде отдельного предмета, оно идеально (нематериально). Несмотря на то, что прямого соответствия между психологическими и нейрофизиологическими процессами до сих пор не обнаружено, известно, что левое полушарие головного мозга оперирует словами и знаками; правое оперирует образами и продуцирует сновидения.
Субъективный идеализм (солипсизм) – другая крайняя точка зрения, согласно которой сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. Основные представители – Беркли, Юм, Фихте.
Рис. 3. Философское понимание сознания
Такое определение вполне приемлемо. Но в нем отсутствует очень важный момент. На следующем уроке мы будем с вами говорить о функциях сознания, но уже сейчас скажем, что одной из них является творческая, или креативная. Сознание позволяет нам не только воспринимать действительность, но и творить ее, создавать новые предметы, выдвигать новые идеи.
Вы наверняка заметили, что из нашего определения исчезло указание на то, что сознание свойственно только человеку. Как же современная наука отвечает на вопрос, кому свойственно сознание?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какой из теорий происхождения сознания придерживается тот или иной ученый. Существуют три теории происхождения сознания – космическая, биологическая и социальная (рис. 4).
Рис. 4. Теории происхождения сознания
Теория гилозоизма, конечно, в качестве шутки, нередко появляется в литературе и искусстве, когда неживые предметы начинают говорить и действовать как люди.
В рамках второй теории считается, что сознание имеет биологическое происхождение и присуще только живым организмам. Доказательств этой теории довольно много:
- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию;
- инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
- животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
- многие действия животных (охота) сложны и требуют работы сознания;
- животные видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне).
Сознание – свойство исключительно человеческое. Согласно этой теории (господствовала в середине XIX – середине XX века), сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а только инстинктами.
В современной российской философии есть представители разных концепций. В обществознании на настоящий момент доминирует так называемый деятельностный подход, согласно которому сознание возникает и развивается в процессе деятельности. Деятельность же – свойство только человеческое, а значит, и сознанием в философском смысле этого слова обладает только человек.
Так или иначе, сознание человека отличается от психики высших животных. Среди основных отличий принято называть способность к абстракции и наличие языка. Способность к абстракции проявляется в первую очередь в творческом характере мышления человека. Если животное только приспосабливается к окружающему миру, то человек его активно преобразует. Насколько мы можем утверждать сейчас, в животном мире изобретений не бывает.
Наконец, язык – это специфически человеческая форма сознания. У животных есть определенные способы передачи информации, но они, во-первых, не развиваются, а во-вторых, предназначены только для распространения информации определенного типа. Одна собака может передать другой свою эмоцию, а одна пчела может своеобразным танцем показать другим пчелам, где растут те или иные цветы, но объяснить таким языком второй закон термодинамики или философию Гегеля невозможно. Универсальным характером обладает только человеческий язык. Кроме того, язык социально обусловлен – он появляется и может развиваться только в обществе. Не случайно люди, попадавшие в условия социальной изоляции (например, на необитаемый остров), теряли речевые навыки.
Итак, мы рассмотрели с вами основные теории сознания. О структуре и функциях этого явления мы поговорим в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.
Искусственный интеллект
Вопрос о возможности создания искусственного интеллекта был поставлен задолго до XX века. В наше время существуют компьютеры, которые взяли на себя многие функции человека. Компьютеры обладают обучаемостью (на них можно устанавливать новые программы) и даже собственным языком программирования. Почему же все-таки искусственному интеллекту пока не удается сравниться с человеческим?
Во-первых, компьютер может решать только те задачи, которые перед ним поставил человек, и именно теми способами, которые уже были придуманы для него. Генерировать новые методы компьютеры пока не могут.
Во-вторых, компьютер считает гораздо быстрее, чем человек. Но для интеллекта этого явно недостаточно. Социальная действительность слишком сложна. Возьмем шахматные компьютеры: там всего 32 фигуры и пешки и действуют жесткие правила, которых в обществе нет. Почему компьютеры долго не могли обыграть человека? Давайте возьмем компьютер, который может просчитать миллиард операций в секунду, и посмотрим, как он справится с задачей.
Если вы знаете правила игры в шахматы, то вы понимаете, что первый ход белые могут сделать 20 способами. Черные также могут ответить им 20 способами. Таким образом, после первого хода черных на доске может возникнуть 400 вариантов позиции,
после второго хода белых – 8 тысяч, после второго хода черных – 160 тысяч,
после третьего хода белых – 3 миллиона 200 тысяч, после третьего хода черных – 64 миллиона,
после четвертого хода белых – 1 миллиард 280 миллионов, после четвертого хода черных – 25 миллиардов 600 миллионов,
после пятого хода белых – 512 миллиардов вариантов, после пятого хода черных – 10 триллионов 240 миллиардов,
после шестого хода белых – 204 триллиона 800 миллиардов, а после шестого хода черных – 4 квадриллиона 96 триллионов вариантов.
Если наш компьютер обрабатывает один миллиард операций в секунду, то для того, чтобы просчитать эти шесть ходов, ему потребуется 71850 минут или 1197,5 часов или почти 50 дней (рис. 5).
Рис. 5. Количество вариантов ходов шахматной партии
Седьмой ход белых он будет считать тысячу дней, то есть почти три года.
Компьютер, конечно, можно научить отбрасывать неперспективные ходы, но у гроссмейстера есть что-то такое, что позволяет ему выигрывать даже у такой машины. Может быть, к интеллекту еще требуется добавить интуицию?
Физиология головного мозга
Роджер Сперри (1913-1994) проводил исследования на головном мозге животных; путем разрушения связи между двумя полушариями мозга у кошки было доказано, что кошка, которая видела дорогу через короткий лабиринт только левым глазом, не может впоследствии найти путь, пользуясь только правым глазом (в 1981 году Сперри получил Нобелевскую премию за работу по изучению специализации полушарий мозга). В конце 1950-х гг. начали изучать людей, которым в процессе лечения эпилепсии мозолистое тело (соединяющее полушария головного мозга) было разделено на две части. Майкл Гэзенига доказал, что, если информация об объекте поступала только в правое полушарие мозга, пациенты не могли назвать и описать вещь. Левое полушарие контролирует процесс говорения, письмо, выполнение математических операций, чтение; правое доминирует в области распознавания лиц, решения задач пространственной ориентации, символического мышления, художественно-артистической деятельности. Сперри и Гэзенига пришли к выводу, что каждое полушарие мозга – это отдельный разум.
Есть ли сознание у животных?
Конечно, прощаться с мыслью о том, что у животных тоже есть сознание, совершенно не хочется. За последние годы ученые получили немало доказательств того, что животным все-таки свойственны некоторые качества, которые можно назвать сознанием – пусть даже не таким совершенным, как у человека. Высшие животные, например, обезьяны, вполне в состоянии решать задачи в два действия, то есть создавать орудия труда.
Проводились даже опыты, доказывающие наличие у животных зачаточных форм самосознания. Так, взрослые собаки не реагируют на свое отражение в зеркале, а слоны, к голове которых прикрепляли яркие предметы, заметив их в зеркале, начинали ощупывать себя, а не отражение.
Животные нередко демонстрируют поразительные способности к обучению. В США в 1970-е годы проводили опыт по обучению обезьян языку глухонемых, и наиболее успешные ученики успевали за полгода выучить несколько сотен слов и к месту их использовать. После этого ученые задавались вопросом: гуманно ли держать в клетках обезьян, продемонстрировавших столь явные интеллектуальные способности.
Наконец, обезьяны способны к сложным формам коллективного взаимодействия. Операторам ВВС удалось снять целую войну между двумя группами шимпанзе. Обратите внимание на наличие вожака, который дает сигнал к началу битвы.
Тем не менее, вопрос о наличии у животных сознания до сих пор не прояснен. Наличие эмоций и чувств можно считать доказанным, цели действий животных также часто очевидны. Но можно ли сказать, что животные осуществляют познание, тем более систематическое? Есть ли доказательства творческого характера мышления животных? Представляют ли животные себе течение времени? На эти вопросы однозначных ответов у ученых пока нет.
Мировоззрение — это наши принципы, установки, представления о мире. Мы воспринимаем и понимаем реальность именно через призму мировоззрения. Так что эта тема пригодится не только на уроках обществознания, но и в жизни.
О чем эта статья:
11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие мировоззрения
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
Социальное окружение, в котором находится человек.
Условия социума, в которые помещена личность.
Структура мировоззрения
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
принципов (точки зрения);
убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
Уровни мировоззрения
Различают два уровня мировоззрения:
Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Три функции мировоззрения
Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.
У мировоззрения человека есть три функции:
Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.
Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.
Практическая — влияние на действия человека.
Элементы мировоззрения
Мировоззрение человека можно разделить на элементы:
Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.
Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.
Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).
Способы мышления
В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:
Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.
Типы мировоззрений
В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.
Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.
Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.
Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.
Таблица характеристик мировоззрений
У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.
Читайте также: