Сознание и мировоззрение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.


Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т.д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.

Формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, – характерная черта подросткового и юношеского возраста.


Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс.

Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.

Как уже говорилось, задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфант

ильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.

Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно – нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.

Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой – поисками осознанных моральных принципов.

Формирование морального облика человека – чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст – один из наиболее важных его этапов.

Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.

ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ

Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.

Мировоззрение Остальные духовные категории
Отражает взгляд человека на мир в целом. Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни.
Показывает отношение человека к окружающему его миру. Замкнуты на конкретной стороне жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.

Основные источники формирования мировоззрения

  • окружающие люди и их поведение;
  • система ценностей, принятая в среде индивида;
  • наука, уровень знаний;
  • быт, условия жизни;
  • искусство;
  • интуитивное познание.

СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:

  • ценностно-нормативный;
  • эмоционально-волевой;
  • познавательный;
  • практический.

Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.


ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.

В про­шлый раз мы на­ча­ли наш раз­го­вор о че­ло­ве­ке и на­зва­ли ха­рак­тер­ные черты, от­ли­ча­ю­щие че­ло­ве­ка от жи­вот­ных. Одним из таких от­ли­чий мно­гие уче­ные счи­та­ют на­ли­чие со­зна­ния.

В рам­ках фи­ло­соф­ско­го по­ни­ма­ния со­зна­ния су­ще­ству­ет раз­ни­ца между ма­те­ри­а­ли­сти­че­ским и иде­а­ли­сти­че­ским по­ни­ма­ни­ем. Су­ще­ству­ет по­ня­тие ос­нов­но­го во­про­са фи­ло­со­фии. Тех, кто счи­та­ет, что ма­те­рия пер­вич­на, на­зы­ва­ют ма­те­ри­а­ли­ста­ми; тех, кто счи­та­ет, что идея воз­ни­ка­ет рань­ше ма­те­рии, на­зы­ва­ют иде­а­ли­ста­ми.

В рам­ках иде­а­лиз­ма со­зна­ние воз­ни­ка­ет рань­ше пред­ме­та. К при­ме­ру, в рам­ках хри­сти­ан­ско­го уче­ния су­ще­ству­ет пер­вич­ное, бо­же­ствен­ное со­зна­ние, а со­зна­ние каж­до­го кон­крет­но­го че­ло­ве­ка – лишь его часть или от­ра­же­ние.

В науке же при­ме­ня­ет­ся ма­те­ри­а­ли­сти­че­ский под­ход к со­зна­нию. Ма­те­ри­а­ли­сти­че­ская тео­рия воз­ник­но­ве­ния со­зна­ния на­зы­ва­ет­ся тео­ри­ей от­ра­же­ния.

При­ня­то счи­тать, что ма­те­рия об­ла­да­ет че­тырь­мя ба­зо­вы­ми свой­ства­ми: дви­же­ни­ем, спо­соб­но­стью к са­мо­ор­га­ни­за­ции, раз­ме­щен­но­стью в про­стран­стве и вре­ме­ни, а также от­ра­же­ни­ем.

От­ра­же­ни­ем на­зы­ва­ют спо­соб­ность ма­те­ри­аль­ных си­стем вос­про­из­во­дить в самих себе свой­ства вза­и­мо­дей­ству­ю­щих с ними дру­гих ма­те­ри­аль­ных си­стем. Ма­те­ри­аль­ным до­ка­за­тель­ством от­ра­же­ния яв­ля­ет­ся на­ли­чие сле­дов од­но­го ма­те­ри­аль­но­го объ­ек­та на дру­гом ма­те­ри­аль­ном объ­ек­те – следы че­ло­ве­ка на грун­те, ца­ра­пи­ны, эхо, от­ра­же­ние пред­ме­тов в зер­ка­ле и др. Эти следы, за­пе­чат­ле­ва­е­мые в дру­гом и ис­поль­зу­е­мые са­мо­ор­га­ни­зу­ю­щи­ми­ся си­сте­ма­ми, на­зы­ва­ют­ся ин­фор­ма­ци­ей.

Вы­де­ля­ют несколь­ко видов от­ра­же­ния – ме­ха­ни­че­ское, фи­зи­че­ское, хи­ми­че­ское и био­ло­ги­че­ское. Био­ло­ги­че­ское от­ра­же­ние вклю­ча­ет в себя три ста­дии – раз­дра­жи­мость, чув­стви­тель­ность и пси­хи­че­ское от­ра­же­ние (рис. 1).

Виды отражения

Рис. 1. Виды от­ра­же­ния

Да­вай­те рас­смот­рим ста­дии био­ло­ги­че­ско­го от­ра­же­ния.

1. Раз­дра­жи­мость – это ре­ак­ция живых ор­га­низ­мов на бла­го­при­ят­ные и небла­го­при­ят­ные усло­вия среды, вы­зы­ва­ю­щая ак­тив­ность. Она есть уже у рас­те­ний. При­ме­ры: вы­сы­ха­ние, сво­ра­чи­ва­ние ли­стьев на жаре, дви­же­ние под­сол­ну­ха за Солн­цем.

2. Чув­стви­тель­ность – это спо­соб­ность от­ра­жать от­дель­ные свой­ства вещей в виде ощу­ще­ний. Ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки – ак­тив­ность и це­ле­со­об­раз­ность. При­ме­ры: про­стей­шие ор­га­низ­мы из­би­ра­тель­ны в вы­бо­ре жерт­вы.

3. Пси­хи­че­ское от­ра­же­ние – это свой­ство живых ор­га­низ­мов це­ле­со­об­раз­но ре­а­ги­ро­вать на пред­мет­но-оформ­лен­ную среду с целью при­спо­со­би­тель­но­го по­ве­де­ния. Сущ­но­стью пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния яв­ля­ет­ся си­сте­ма­ти­за­ция ощу­ще­ний, спо­соб­ность живых ор­га­низ­мов, осо­бен­но выс­ших жи­вот­ных, мо­де­ли­ро­вать по­ве­де­ние в целях при­спо­соб­ле­ния к окру­жа­ю­щей среде, мно­го­ва­ри­ант­но ре­а­ги­ро­вать на воз­ни­ка­ю­щие стан­дарт­ные и нестан­дарт­ные си­ту­а­ции.

Выс­шим уров­нем пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния и счи­та­ет­ся со­зна­ние. Со­зна­ние есть ре­зуль­тат раз­ви­тия пред­ше­ству­ю­щих форм от­ра­же­ния, а зна­чит, пред­став­ля­ет собой нечто име­ю­щее при­род­ную ос­но­ву, есте­ствен­ное, а не сверхъ­есте­ствен­ное, необъ­яс­ни­мое.

От пред­ше­ству­ю­щих форм со­зна­ние от­ли­ча­ет­ся тем, что поз­во­ля­ет субъ­ек­ту уяс­нять при­ро­ду опре­де­лен­ных вещей и про­цес­сов. Пред­по­сыл­кой фор­ми­ро­ва­ния со­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­мет­но-прак­ти­че­ская де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, по­рож­да­ю­щая по­треб­ность в зна­нии, по­ни­ма­нии объ­ек­тив­ных за­ко­нов бытия.

Ма­те­ри­а­ли­сти­че­ский и иде­а­ли­сти­че­ский под­хо­ды к со­зна­нию тоже де­лят­ся на ряд на­прав­ле­ний. Рас­смот­рим их по­дроб­нее (рис. 2).

- необ­хо­ди­мость су­ще­ство­ва­ния мозга;

- со­зда­ние че­ло­ве­че­ством ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та, но­си­те­лем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ком­пью­тер – ма­те­ри­аль­ный объ­ект;

- ме­ди­ка­мен­тоз­ное вли­я­ние на ор­га­низм может от­ра­жать­ся на со­зна­нии.

- об­ра­зы, су­ще­ству­ю­щие в уме че­ло­ве­ка, не имеют ма­те­ри­аль­ных ха­рак­те­ри­стик (массы, за­па­ха, чет­ких раз­ме­ров, формы);

Различные подходы к пониманию сознания

Рис. 2. Раз­лич­ные под­хо­ды к по­ни­ма­нию со­зна­ния

Если счи­тать со­зна­ние чисто при­род­ным яв­ле­ни­ем, то воз­мож­но со­здать со­зна­ние ис­кус­ствен­ным путем. По­лу­ча­ет­ся, со­зна­ни­ем может об­ла­дать и ком­пью­тер, и робот.

Уме­рен­ный ма­те­ри­а­лизм. Со­зна­ние – осо­бое про­яв­ле­ние ма­те­рии, спо­соб­ность вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ной ма­те­рии от­ра­жать саму себя. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но в рос­сий­ской фи­ло­со­фии. Со­зна­ние не су­ще­ству­ет в виде от­дель­но­го пред­ме­та, оно иде­аль­но (нема­те­ри­аль­но). Несмот­ря на то, что пря­мо­го со­от­вет­ствия между пси­хо­ло­ги­че­ски­ми и ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми до сих пор не об­на­ру­же­но, из­вест­но, что левое по­лу­ша­рие го­лов­но­го мозга опе­ри­ру­ет сло­ва­ми и зна­ка­ми; пра­вое опе­ри­ру­ет об­ра­за­ми и про­ду­ци­ру­ет сно­ви­де­ния.

Субъ­ек­тив­ный иде­а­лизм (со­лип­сизм) – дру­гая край­няя точка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой со­зна­ние ин­ди­ви­да – един­ствен­ная до­сто­вер­ная ре­аль­ность, а ма­те­ри­аль­ный мир – его по­рож­де­ние. Ос­нов­ные пред­ста­ви­те­ли – Берк­ли, Юм, Фихте.

Философское понимание сознания

Рис. 3. Фи­ло­соф­ское по­ни­ма­ние со­зна­ния

Такое опре­де­ле­ние вполне при­ем­ле­мо. Но в нем от­сут­ству­ет очень важ­ный мо­мент. На сле­ду­ю­щем уроке мы будем с вами го­во­рить о функ­ци­ях со­зна­ния, но уже сей­час ска­жем, что одной из них яв­ля­ет­ся твор­че­ская, или кре­а­тив­ная. Со­зна­ние поз­во­ля­ет нам не толь­ко вос­при­ни­мать дей­стви­тель­ность, но и тво­рить ее, со­зда­вать новые пред­ме­ты, вы­дви­гать новые идеи.

Вы на­вер­ня­ка за­ме­ти­ли, что из на­ше­го опре­де­ле­ния ис­чез­ло ука­за­ние на то, что со­зна­ние свой­ствен­но толь­ко че­ло­ве­ку. Как же со­вре­мен­ная наука от­ве­ча­ет на во­прос, кому свой­ствен­но со­зна­ние?

Ответ на этот во­прос за­ви­сит от того, какой из тео­рий про­ис­хож­де­ния со­зна­ния при­дер­жи­ва­ет­ся тот или иной уче­ный. Су­ще­ству­ют три тео­рии про­ис­хож­де­ния со­зна­ния – кос­ми­че­ская, био­ло­ги­че­ская и со­ци­аль­ная (рис. 4).

Теории происхождения сознания

Рис. 4. Тео­рии про­ис­хож­де­ния со­зна­ния

Тео­рия ги­ло­зо­из­ма, ко­неч­но, в ка­че­стве шутки, неред­ко по­яв­ля­ет­ся в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­стве, когда нежи­вые пред­ме­ты на­чи­на­ют го­во­рить и дей­ство­вать как люди.

В рам­ках вто­рой тео­рии счи­та­ет­ся, что со­зна­ние имеет био­ло­ги­че­ское про­ис­хож­де­ние и при­су­ще толь­ко живым ор­га­низ­мам. До­ка­за­тельств этой тео­рии до­воль­но много:

- жизнь жи­вот­ных про­ис­хо­дит не спон­тан­но, а под­чи­не­на их со­зна­нию;

- ин­стинк­ты бы­ва­ют не толь­ко врож­ден­ные, но и при­об­ре­тен­ные;

- жи­вот­ное в те­че­ние жизни на­кап­ли­ва­ет и умело ис­поль­зу­ет опыт;

- мно­гие дей­ствия жи­вот­ных (охота) слож­ны и тре­бу­ют ра­бо­ты со­зна­ния;

- жи­вот­ные видят сны (вра­ще­ние зрач­ков, эмо­ции во сне).

Со­зна­ние – свой­ство ис­клю­чи­тель­но че­ло­ве­че­ское. Со­глас­но этой тео­рии (гос­под­ство­ва­ла в се­ре­дине XIX – се­ре­дине XX века), со­зна­ние – про­дукт ис­клю­чи­тель­но че­ло­ве­че­ско­го мозга и при­су­ще толь­ко че­ло­ве­ку, а жи­вот­ные об­ла­да­ют не со­зна­ни­ем, а толь­ко ин­стинк­та­ми.

В со­вре­мен­ной рос­сий­ской фи­ло­со­фии есть пред­ста­ви­те­ли раз­ных кон­цеп­ций. В об­ще­ст­во­зна­нии на на­сто­я­щий мо­мент до­ми­ни­ру­ет так на­зы­ва­е­мый де­я­тель­ност­ный под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му со­зна­ние воз­ни­ка­ет и раз­ви­ва­ет­ся в про­цес­се де­я­тель­но­сти. Де­я­тель­ность же – свой­ство толь­ко че­ло­ве­че­ское, а зна­чит, и со­зна­ни­ем в фи­ло­соф­ском смыс­ле этого слова об­ла­да­ет толь­ко че­ло­век.

Так или иначе, со­зна­ние че­ло­ве­ка от­ли­ча­ет­ся от пси­хи­ки выс­ших жи­вот­ных. Среди ос­нов­ных от­ли­чий при­ня­то на­зы­вать спо­соб­ность к аб­страк­ции и на­ли­чие языка. Спо­соб­ность к аб­страк­ции про­яв­ля­ет­ся в первую оче­редь в твор­че­ском ха­рак­те­ре мыш­ле­ния че­ло­ве­ка. Если жи­вот­ное толь­ко при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к окру­жа­ю­ще­му миру, то че­ло­век его ак­тив­но пре­об­ра­зу­ет. На­сколь­ко мы можем утвер­ждать сей­час, в жи­вот­ном мире изоб­ре­те­ний не бы­ва­ет.

На­ко­нец, язык – это спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ская форма со­зна­ния. У жи­вот­ных есть опре­де­лен­ные спо­со­бы пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции, но они, во-пер­вых, не раз­ви­ва­ют­ся, а во-вто­рых, пред­на­зна­че­ны толь­ко для рас­про­стра­не­ния ин­фор­ма­ции опре­де­лен­но­го типа. Одна со­ба­ка может пе­ре­дать дру­гой свою эмо­цию, а одна пчела может свое­об­раз­ным тан­цем по­ка­зать дру­гим пче­лам, где рас­тут те или иные цветы, но объ­яс­нить таким язы­ком вто­рой закон тер­мо­ди­на­ми­ки или фи­ло­со­фию Ге­ге­ля невоз­мож­но. Уни­вер­саль­ным ха­рак­те­ром об­ла­да­ет толь­ко че­ло­ве­че­ский язык. Кроме того, язык со­ци­аль­но обу­слов­лен – он по­яв­ля­ет­ся и может раз­ви­вать­ся толь­ко в об­ще­стве. Не слу­чай­но люди, по­па­дав­шие в усло­вия со­ци­аль­ной изо­ля­ции (на­при­мер, на необи­та­е­мый ост­ров), те­ря­ли ре­че­вые на­вы­ки.

Итак, мы рас­смот­ре­ли с вами ос­нов­ные тео­рии со­зна­ния. О струк­ту­ре и функ­ци­ях этого яв­ле­ния мы по­го­во­рим в сле­ду­ю­щий раз. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Ис­кус­ствен­ный ин­тел­лект

Во­прос о воз­мож­но­сти со­зда­ния ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та был по­став­лен за­дол­го до XX века. В наше время су­ще­ству­ют ком­пью­те­ры, ко­то­рые взяли на себя мно­гие функ­ции че­ло­ве­ка. Ком­пью­те­ры об­ла­да­ют обу­ча­е­мо­стью (на них можно уста­нав­ли­вать новые про­грам­мы) и даже соб­ствен­ным язы­ком про­грам­ми­ро­ва­ния. По­че­му же все-та­ки ис­кус­ствен­но­му ин­тел­лек­ту пока не уда­ет­ся срав­нить­ся с че­ло­ве­че­ским?

Во-пер­вых, ком­пью­тер может ре­шать толь­ко те за­да­чи, ко­то­рые перед ним по­ста­вил че­ло­век, и имен­но теми спо­со­ба­ми, ко­то­рые уже были при­ду­ма­ны для него. Ге­не­ри­ро­вать новые ме­то­ды ком­пью­те­ры пока не могут.

Во-вто­рых, ком­пью­тер счи­та­ет го­раз­до быст­рее, чем че­ло­век. Но для ин­тел­лек­та этого явно недо­ста­точ­но. Со­ци­аль­ная дей­стви­тель­ность слиш­ком слож­на. Возь­мем шах­мат­ные ком­пью­те­ры: там всего 32 фи­гу­ры и пешки и дей­ству­ют жест­кие пра­ви­ла, ко­то­рых в об­ще­стве нет. По­че­му ком­пью­те­ры долго не могли обыг­рать че­ло­ве­ка? Да­вай­те возь­мем ком­пью­тер, ко­то­рый может про­счи­тать мил­ли­ард опе­ра­ций в се­кун­ду, и по­смот­рим, как он спра­вит­ся с за­да­чей.

Если вы зна­е­те пра­ви­ла игры в шах­ма­ты, то вы по­ни­ма­е­те, что пер­вый ход белые могут сде­лать 20 спо­со­ба­ми. Чер­ные также могут от­ве­тить им 20 спо­со­ба­ми. Таким об­ра­зом, после пер­во­го хода чер­ных на доске может воз­ник­нуть 400 ва­ри­ан­тов по­зи­ции,

после вто­ро­го хода белых – 8 тысяч, после вто­ро­го хода чер­ных – 160 тысяч,

после тре­тье­го хода белых – 3 мил­ли­о­на 200 тысяч, после тре­тье­го хода чер­ных – 64 мил­ли­о­на,

после чет­вер­то­го хода белых – 1 мил­ли­ард 280 мил­ли­о­нов, после чет­вер­то­го хода чер­ных – 25 мил­ли­ар­дов 600 мил­ли­о­нов,

после пя­то­го хода белых – 512 мил­ли­ар­дов ва­ри­ан­тов, после пя­то­го хода чер­ных – 10 трил­ли­о­нов 240 мил­ли­ар­дов,

после ше­сто­го хода белых – 204 трил­ли­о­на 800 мил­ли­ар­дов, а после ше­сто­го хода чер­ных – 4 квад­рил­ли­о­на 96 трил­ли­о­нов ва­ри­ан­тов.

Если наш ком­пью­тер об­ра­ба­ты­ва­ет один мил­ли­ард опе­ра­ций в се­кун­ду, то для того, чтобы про­счи­тать эти шесть ходов, ему по­тре­бу­ет­ся 71850 минут или 1197,5 часов или почти 50 дней (рис. 5).

Количество вариантов ходов шахматной партии

Рис. 5. Ко­ли­че­ство ва­ри­ан­тов ходов шах­мат­ной пар­тии

Седь­мой ход белых он будет счи­тать ты­ся­чу дней, то есть почти три года.

Ком­пью­тер, ко­неч­но, можно на­учить от­бра­сы­вать непер­спек­тив­ные ходы, но у гросс­мей­сте­ра есть что-то такое, что поз­во­ля­ет ему вы­иг­ры­вать даже у такой ма­ши­ны. Может быть, к ин­тел­лек­ту еще тре­бу­ет­ся до­ба­вить ин­ту­и­цию?

Фи­зио­ло­гия го­лов­но­го мозга

Род­жер Спер­ри (1913-1994) про­во­дил ис­сле­до­ва­ния на го­лов­ном мозге жи­вот­ных; путем раз­ру­ше­ния связи между двумя по­лу­ша­ри­я­ми мозга у кошки было до­ка­за­но, что кошка, ко­то­рая ви­де­ла до­ро­гу через ко­рот­кий ла­би­ринт толь­ко левым гла­зом, не может впо­след­ствии найти путь, поль­зу­ясь толь­ко пра­вым гла­зом (в 1981 году Спер­ри по­лу­чил Но­бе­лев­скую пре­мию за ра­бо­ту по изу­че­нию спе­ци­а­ли­за­ции по­лу­ша­рий мозга). В конце 1950-х гг. на­ча­ли изу­чать людей, ко­то­рым в про­цес­се ле­че­ния эпи­леп­сии мо­зо­ли­стое тело (со­еди­ня­ю­щее по­лу­ша­рия го­лов­но­го мозга) было раз­де­ле­но на две части. Майкл Гэ­зе­ни­га до­ка­зал, что, если ин­фор­ма­ция об объ­ек­те по­сту­па­ла толь­ко в пра­вое по­лу­ша­рие мозга, па­ци­ен­ты не могли на­звать и опи­сать вещь. Левое по­лу­ша­рие кон­тро­ли­ру­ет про­цесс го­во­ре­ния, пись­мо, вы­пол­не­ние ма­те­ма­ти­че­ских опе­ра­ций, чте­ние; пра­вое до­ми­ни­ру­ет в об­ла­сти рас­по­зна­ва­ния лиц, ре­ше­ния задач про­стран­ствен­ной ори­ен­та­ции, сим­во­ли­че­ско­го мыш­ле­ния, ху­до­же­ствен­но-ар­ти­сти­че­ской де­я­тель­но­сти. Спер­ри и Гэ­зе­ни­га при­шли к вы­во­ду, что каж­дое по­лу­ша­рие мозга – это от­дель­ный разум.

Есть ли со­зна­ние у жи­вот­ных?

Ко­неч­но, про­щать­ся с мыс­лью о том, что у жи­вот­ных тоже есть со­зна­ние, со­вер­шен­но не хо­чет­ся. За по­след­ние годы уче­ные по­лу­чи­ли нема­ло до­ка­за­тельств того, что жи­вот­ным все-та­ки свой­ствен­ны неко­то­рые ка­че­ства, ко­то­рые можно на­звать со­зна­ни­ем – пусть даже не таким со­вер­шен­ным, как у че­ло­ве­ка. Выс­шие жи­вот­ные, на­при­мер, обе­зья­ны, вполне в со­сто­я­нии ре­шать за­да­чи в два дей­ствия, то есть со­зда­вать ору­дия труда.

Про­во­ди­лись даже опыты, до­ка­зы­ва­ю­щие на­ли­чие у жи­вот­ных за­ча­точ­ных форм са­мо­со­зна­ния. Так, взрос­лые со­ба­ки не ре­а­ги­ру­ют на свое от­ра­же­ние в зер­ка­ле, а слоны, к го­ло­ве ко­то­рых при­креп­ля­ли яркие пред­ме­ты, за­ме­тив их в зер­ка­ле, на­чи­на­ли ощу­пы­вать себя, а не от­ра­же­ние.

Жи­вот­ные неред­ко де­мон­стри­ру­ют по­ра­зи­тель­ные спо­соб­но­сти к обу­че­нию. В США в 1970-е годы про­во­ди­ли опыт по обу­че­нию обе­зьян языку глу­хо­не­мых, и наи­бо­лее успеш­ные уче­ни­ки успе­ва­ли за пол­го­да вы­учить несколь­ко сотен слов и к месту их ис­поль­зо­вать. После этого уче­ные за­да­ва­лись во­про­сом: гу­ман­но ли дер­жать в клет­ках обе­зьян, про­де­мон­стри­ро­вав­ших столь явные ин­тел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти.

На­ко­нец, обе­зья­ны спо­соб­ны к слож­ным фор­мам кол­лек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Опе­ра­то­рам ВВС уда­лось снять целую войну между двумя груп­па­ми шим­пан­зе. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­ли­чие во­жа­ка, ко­то­рый дает сиг­нал к на­ча­лу битвы.

Тем не менее, во­прос о на­ли­чии у жи­вот­ных со­зна­ния до сих пор не про­яс­нен. На­ли­чие эмо­ций и чувств можно счи­тать до­ка­зан­ным, цели дей­ствий жи­вот­ных также часто оче­вид­ны. Но можно ли ска­зать, что жи­вот­ные осу­ществ­ля­ют по­зна­ние, тем более си­сте­ма­ти­че­ское? Есть ли до­ка­за­тель­ства твор­че­ско­го ха­рак­те­ра мыш­ле­ния жи­вот­ных? Пред­став­ля­ют ли жи­вот­ные себе те­че­ние вре­ме­ни? На эти во­про­сы од­но­знач­ных от­ве­тов у уче­ных пока нет.


Мировоззрение — это наши принципы, установки, представления о мире. Мы воспринимаем и понимаем реальность именно через призму мировоззрения. Так что эта тема пригодится не только на уроках обществознания, но и в жизни.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие мировоззрения

Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

Социальное окружение, в котором находится человек.

Условия социума, в которые помещена личность.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

принципов (точки зрения);

убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);

духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

У мировоззрения человека есть три функции:

Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.

Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.

Практическая — влияние на действия человека.

Элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.

Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.

Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.

Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.

Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.

Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.

Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

Типы мировоззрений

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Таблица характеристик мировоззрений

У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.

Читайте также: