Создание верховного суда ссср в 1923 г кратко

Обновлено: 04.07.2024

Верховный Суд СССР — высший союзный судебный орган СССР, существовавший c 23 ноября 1923 — 2 января 1992 года [1] . После распада СССР Верховный Суд СССР, наряду с другими высшими органами государственной власти СССР, был упразднён, его архивы переданы в Государственный архив Российской Федерации [2] , а здание по улице Поварская, дом 15, занял Верховный суд Российской Федерации.

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Верховного Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства. [4]

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ [5] .

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР [3] , затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Президиум;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; ;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии. [6]

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

Структура Верховного Суда СССР в 1939 году

  • Пленум
  • Президиум
  • Военная коллегия
  • Железнодорожная коллегия
  • Воднотранспортная коллегия
  • Судебная коллегия по уголовным делам
  • Судебная коллегия по гражданским делам

Верховный Суд СССР — это высший советский судебный орган, который существовал c 1923 года до 1992 года.

После распада Советского Союза Верховный Суд был упразднён наряду с прочими высшими органами власти СССР, его архивы перешли в Государственный архив РФ, а здание занял Верховный суд РФ.

Создание Верховного Суда

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК принял Положение о Верховном Суде, определившее статус, порядок деятельности и компетенцию данного суда.

Компетенция Суда

Конституция СССР относила к компетенции Верховного Суда следующие вопросы:

Структура Суда в 1923—1938 годах

Первоначально (в соответствии с Положением 1923 года, Конституцией и Наказом 1924 года) Верховный Суд вел работу в составе:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Пленарного заседания;
  • Уголовно-судебной и Гражданско-судебной коллегий;
  • Военно-транспортной и Военной коллегий.

Верховный Суд обладал правом создавать судебные присутствия для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, по своему содержанию затрагивающих несколько республик, дел персональной подсудности членов СНК, ЦИК, Верховного Суда, Прокурора СССР и его заместителя.

Председатель и члены Суда назначались и освобождались от должности Президиумом ЦИК. В состав Пленума Верховного Суда также входили председатель ОГПУ при СНК и председатели верховных судов четырех республик. В работе Пленума принимал участие Прокурор СССР.

В 1926 году упразднены Военно-транспортная коллегия и военно-транспортные трибуналы, а Верховный Суд провозглашен кассационной инстанцией по рассмотренным военными трибуналами делам. Тогда же к его компетенции Верховного Суд было отнесено толкование союзного законодательства.

24 июля 1929 года СНК и ЦИК принимают Положение о Верховном Суде и Прокуратуре Верховного Суда, по которому Верховный Суд получил право законодательной инициативы и обязанность разъяснять союзные законы по запросам СНК или по предложению ЦИК.

В 1931 году образована Коллегия Верховного Суда по транспортным делам и определен состав пленарных заседаний — Председатель Верховного Суда, его заместитель, председатели верховных судов республик, председатели коллегий Верховного Суда и четыре назначаемые Президиумом ЦИК члена, к числу которых относился представитель ОГПУ.

В 1935 году в Конституцию СССР вносятся изменения, которые затронули и Верховный Суд. Верховный Суд теперь действовал в новом составе:

  • Президиум;
  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорная коллегия
  • Гражданско-судебная коллегия;
  • Уголовно-судебная коллегия;
  • Военная коллегия;
  • Воднотранспортная коллегия;
  • Коллегия по транспортным делам;
  • Спецколлегия.

Верховный Суд мог отменять судебные акты верховных судов республик, противоречащих союзному законодательству (согласно ранним нормам он мог только опротестовывать акты).

В Конституции СССР 1936 года Верховный Суд определен как высший орган судебной власти. На Верховный Суд возлагался надзор за деятельностью союзных и республиканских судебных органов в установленных законом пределах. Верховный Суд избирался Верховным Советом, места в его составе имели председатели верховных судов республик в соответствии со 105 статьей.

Структура Суда в 1938—1957 годах

Верховный Суд приобрел следующую структуру:

  • Президиум;
  • Пленум;
  • Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам;
  • Железнодорожная коллегия;
  • Военная коллегия;
  • Воднотранспортная коллегия.

31 декабря 1924 г. II Съездом Советом СССР была одобрена первая Конституция СССР. В ней в седьмой главе впервые были заложены конституционные основы деятельности Верховного Суда СССР.

В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик, говорилось в Конституции СССР, при Центральном Исполнительном Комитете

Союза Советских Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:

  1. дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  2. рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  3. дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  4. разрешение судебных споров между союзными республиками;
  5. рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

В Конституции четко определена структура Верховного Суда СССР. В ней отмечалось, что Верховный Суд СССР действует в составе:

  1. пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
  2. гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
  3. военной и военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд СССР в составе его пленарного заседания образовывался из 11 членов, в том числе председателя и его заместителя, четырех председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического Управления СССР, причем председатель и его заместитель и остальные пять членов назначались Президиумом ЦИК СССР.

В Конституции 1924 г. был определен также правовой статус такого правоохранительного института, как прокурор Верховного Суда СССР. По Конституции прокурор и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. На обязанности прокурора Верховного Суда СССР лежала дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестование их в Президиум ЦИКа СССР.

Право направления вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда СССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК СССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда СССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ СССР.

Пленарные заседания Верховного Суда Союза образовывали специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:

а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик,

б) дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР. Принятие Верховным Судом СССР к своему производству этих дел могло иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

Вторая сессия ЦИК СССР в октябре 1924 г. одобрила Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы сохраняли единство судебной системы, закрепляли создание Верховного Суда СССР, образованного в 1923 г.

В соответствии с проведенным в начале 1930-х годов районированием были созданы в районах народные суды, в округах — окружные, в областях и краях — областные и краевые, в автономных республиках — главные суды. При ликвидации округов функции окружных судов и прокуратур были переданы народным судам и районным прокуратурам.

В связи с укреплением территориальных судебно-прокурорских органов ликвидировались некоторые специальные суды: железнодорожные трибуналы, особые сессии судов по трудовым делам и земельные комиссии. Функции этих органов передавались общим судебным органам. В национальных округах и районах, где раньше судебными функциями обладали органы управления, в этот период были созданы окружные суды и прокуратуры.

По Конституции СССР 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет.

Конституция закрепляла весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика а также права выступать на суде на родном языке.

Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону.

Для контроля за деятельностью судов и улучшения качества их работы в июле I936 г. создастся общесоюзный орган судебного управления — Народный комиссариат юстиции СССР. Он должен был осуществлять наблюдение за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщать судебную практику и в случае необходимости разрабатывать изменения и дополнения к законам. НКЮ СССР давал судам общие указания, занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами судебных органов, а также осуществлял общее руководство нотариатом и надзор за его работой. НКЮ осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью коллегии защитников (адвокатуры) и организовывал юридическую помощь населению. На НКЮ СССР возлагалось проведение работы по кодификации законодательства СССР, дача юридических консультаций и заключений для СНК СССР. Ему было поручено также ведение судебной статистики и руководство изданием юридической литературы.

Статья 2 Закона о судоустройстве устанавливала. что: «Правосудие в СССР имеет своей задачей защиту от всяких посягательств:

Согласно ст. 5 Закона правосудие в СССР осуществляется на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности.

В Законе нашли отражение принципы выборности судей, вовлечения широких масс трудящихся в отправление правосудия, рассмотрения дат в судах с участием народных заседателей.

Система судов была построена применительно к существовавшему политико-административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел, областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный суд автономной республики. Последние избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их ведению, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения народных судов.

Верховный суд союзной республики являлся ее высшим судебным органом и избирался Верховным Советом республики сроком на 5 лет. Он рассматривал особо важные уголовные и гражданские дела, имел право принять к своему производству любое дело, отнесенное к компетенции любого суда на территории данной республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных и соответствующих им судов. Верховный Суд мог пересматривать уголовные и гражданские дела в порядке надзора.

Все перечисленные выше суды входили в судебную систему, которая действовала на территории союзной республики. Общесоюзными судами являлись Военный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды.

Верховный Суд СССР по Закону о судоустройстве являлся высшим судебным органом Советского государства и избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. Он имел право отменять приговор или решение любого суда и давать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики.

Специальными судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Эти специальные суды действовали на основе тех же принципов, что и все другие суды СССР.

Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный Суд СССР, и в течение 1938—1939 гг. была перестроена вся судебная система на территории СССР.

В Литовской. Латвийской, Эстонской, Молдавской ССР в соответствии с конституциями этих республик была установлена следующая судебная система: народный суд, уездный суд. Верховный суд республики.

  1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней.
  2. Обвинительное заключение вручить обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде.
  3. Дела слушать без участия сторон.
  4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.
  5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.

В 1930—1934 гг. были созданы железнодорожные линейные и воднотранспортные суды и соответственно органы прокуратуры.

Кассационной инстанцией для народных судов являлись областные (краевые) суды. В то же время в 1934 г. была расширена подсудность областных судов как судов первой инстанции. В связи с ликвидацией судебной коллегии ОГПУ и передачей ее дел общим судам в областных (краевых) судах были созданы специальные коллегии (из трех постоянных судей) для рассмотрения таких дел.

Верховный суд СССР. 1922–1991

Позиция в структуре путеводителя

Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР. Путеводитель. Том 3. 1997

Высший судебный орган СССР учрежден I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. Первое пленарное заседание состоялось 19 апреля 1924 г. Положения о Верховном суде СССР утверждались ЦИК СССР 23 ноября 1923 г.; ЦИК СССР и СНК СССР 24 июля 1929 г.; Верховным Советом СССР 18 августа 1938 г. (Закон о судоустройстве СССР); Президиумом Верховного Совета СССР 20 сентября 1957 г.; Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. (Закон о Верховном суде СССР).

Среди основных задач Верховного суда СССР были: общий надзор за соблюдением законности, толкование и разъяснение общесоюзного законодательства; рассмотрение и опротестование постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик в порядке судебного надзора; разрешение споров между союзными республиками; обобщение судебной практики, анализ судебной статистики; рассмотрение уголовных и гражданских дел исключительной важности в качестве суда первой инстанции. В отдельные промежутки времени имел право законодательной инициативы, организационно руководил судами и военными трибуналами в пределах, установленных законом. Состав Верховного суда СССР избирался Верховным Советом СССР.

В структуре Верховного суда СССР действовали: Пленум, научно-консультативный совет, Управление делами (канцелярия, административно-финансовое управление, приемная), бюро переводов, коллегии и отделы. В 1924–1933 гг. в ведении Верховного суда СССР находилась Прокуратура СССР (документы Прокуратуры СССР за эти годы см. ф. Р-8131).

Упразднен со 2 января 1992 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. Этим же постановлением правопреемником объявлен Верховный суд РСФСР.

Председателями Верховного суда СССР являлись: Л.Н. Винокуров (1924–1938), И.Т. Голяков (1938–1948), А.А. Волин (1948–1957), А.Ф. Горкин (1957–1972), Л.Н. Смирнов (1972–1984), В.И. Теребилов (1984–1989), Е.А. Смоленцев (1989–1991).

Документы фонда Верховного суда СССР поступали по описям, составленным в ведомственном архиве, в 1965, 1971–1991 гг. в связи с истечением срока ведомственного хранения, и в 1991–1993 гг. в связи с ликвидацией Верховного суда СССР.

К описям коллегий составлены алфавитные именные указатели, предметные указатели видов преступлений, хронологические указатели, к описям транспортной коллегии – указатель железных дорог. Из состава фонда микрофильмировано 535 ед. хр.

Читайте также: