Неклассическая картина мира кратко

Обновлено: 28.06.2024

На рубеже прошлого и нынешнего столетий произошла третья в истории человечества научная революция. Вспомним, что временем первой называют V век до н. э., а научную картину мира, ставшую ее результатом, – древней, или античной, или натурфилософской, или аристотелевской. Вторая научная революция произошла приблизительно в XVI–XVII вв. и сформировала вторую научную картину мира, которая называется классической, или механистической, или ньютоновской. Просуществовав около трех столетий и добившись огромных научных результатов, классическое естествознание исчерпало свои возможности и уступило место третьей научной картине мира, которая стала называться неклассической или эйнштейновской – по имени ее наиболее выдающегося представителя, знаменитого ученого XX в. Альберта Эйнштейна.

Три научные революции обусловили три длительные стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя научная картина мира. Это, конечно, не означает, что в истории науки важны одни лишь революции. В промежутках между ними делаются научные открытия и создаются новые теории. Однако именно революционные изменения, затрагивающие основы науки, определяют общие контуры научной картины мира на длительный период.

Между аристотелевской и ньютоновской революциями лежит исторический период почти в две тысячи лет; Эйнштейна от Ньютона отделяют немногим более двухсот лет. Но не прошло и ста лет со времени появления нынешней научной картины мира, как у многих ученых возникло ощущение близости новой научной революции. Таким образом, можно утверждать, что историческое развитие науки идет с ускорением.

Итак, каждая новая научная картина мира не уничтожает предыдущую, а, являясь более широкой, включает ее в себя. Кроме того, без предыдущего не могло бы быть и последующего, или, говоря иначе, любые новые взгляды, идеи и теории обязаны своим появлением на свет всем старым представлениям, существовавшим задолго и незадолго до них.

Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной главным образом на достижениях Галилея и Ньютона, и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Основным условием становилось требование элиминации всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам.

Научная картина мира с учетом стадий ее эволюционирования составляет основу современного рационального мировоззрения.

43. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Уже в античной философии наметилось разделение познавательных способностей человека на чувство и разум. В соответствии с этим выделяются 2 способа познания: чувственный и рациональный.




Чувственное познание протекает в формах ощущения, восприятия и представления.

В качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение, умозаключение.

Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи.

В противоположность им понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизменными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие промежутки времени.

Основываясь на представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.

Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной главным образом на достижениях Галилея и Ньютона, и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Основным условием становилось требование элиминации всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам.

Научная картина мира с учетом стадий ее эволюционирования составляет основу современного рационального мировоззрения.

43. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Уже в античной философии наметилось разделение познавательных способностей человека на чувство и разум. В соответствии с этим выделяются 2 способа познания: чувственный и рациональный.

Чувственное познание протекает в формах ощущения, восприятия и представления.

В качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение, умозаключение.

Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи.

В противоположность им понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизменными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие промежутки времени.

Основываясь на представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Наука — это конкретно-историческая область человеческой деятельности, которая постоянно находится в движении и развитии путем смены качественно новых этапов.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Каждый из них отличается уникальным образом мышления, инструментальной базой, понятийным аппаратом, особенностями процесса познания.

Классическая наука

Этап классической науки затрагивает период XVII-XIX вв., где основой познания представлялось экспериментально–теоретическое исследование, поэтому этап также называется аналитическим, связанным с точным естествознанием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности классического периода науки:

Неклассическая наука

Неклассический этап развития науки — период в конце XIX-середине XX века, который стал логическим продолжением классического течения, претерпевающего кризис рационального мышления.

Особенности неклассического периода:

  1. В науке распространяется теория эволюции (основоположником которой стал Чарльз Дарвин), изучающая постепенное длительное развитие органического мира, сопровождающееся его изменением и появлением новых форм организмов.
  2. Развивается электродинамика (изучающая основные переменные электромагнитного поля, и их взаимодействие), теория относительности (описывающая универсальные пространственно-временные свойства физических процессов) и ядерная физика (изучающая структуру и свойства атомных ядер, а также их столкновения — ядерные реакции).
  3. Активное развитие процесса интеграции наук, которая особенно характерна для XX века. Появление новых научных дисциплин на стыках наук обусловлено ограниченностью в пределах одной дисциплины, что требовало расширения и привлечения других областей. Это обусловлено природным единством, не предполагающим абсолютно резкое деление на разные науки.
  4. Представление о мире как статичном явлении начинает устаревать. Его место занимает представление о динамично развивающейся материи.
  5. Объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, если раньше понятия непрерывности и дискретности были взаимоисключающими, то в неклассический период, как и в современной науке, непрерывность и дискретность — это две стороны процесса развития. Непрерывное является дискретным, а дискретное — непрерывным. Это относилось, в частности, к физическому полю или к микрочастице, что привело к корпускулярно-волновому дуализму (материальные микроскопические объекты могут при одних условиях проявлять свойства классических волн, а при других — свойства классических частиц).
  6. Во второй половине XIX века материя перестала сводиться исключительно к механистическому перемещению веществ. Формой существования материального мира стало электромагнитное поле, основателем теории о котором был британский физик Джеймс Клерк Максвелл.

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука сформировалась к 70-м гг. XX века. Этому способствовали революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин и без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Признаки данного периода:

  1. Происходит активная компьютеризация науки и сращивание ее с промышленным производством, что повлияло на характер исследовательской деятельности.
  2. Началась революция в наборе средств получения знаний и их хранения.
  3. Стали развиваться генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, что заложило начало конструированию новых генов и изменению ДНК.
  4. Эволюционные идеи в области химии привели к созданию усложненной сферы исследований — эволюционной химии.
  5. В обществе возникла острая необходимость в изучении явлений в экономической, социально-политической, научно-технической сфере с целью совершенствованияусловий жизни, зависящих от стремительного технического прогресса.
  6. В связи с усложнением и углублением исследовательской деятельности, основными методами познания становятся синтетические, которые позволяют учитывать специфические особенности сложных саморазвивающихся систем, включающие многочисленные нелинейные обратные связи между подсистемами.
  7. Начинает преобладать парадигма целостности, согласно которой общество, биосфера, ноосфера, мироздание и т.д. являются единой целостностью. Она проявляется в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его.
  8. Реальность основывается на двух главных и взаимодополняющих подходах — системном и историческом: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.

Особенности, чем различаются между собой

Каждому этапу развития науки присущи определенные виды парадигм — совокупности теоретико-методологических и иных установок, своя картина мира и первостепенные фундаментальные идеи.

В классическом периоде парадигма основывалась на механике, корпускулярной концепции, согласно которой материя имеет дискретную (прерывистую) структуру и состоит из отдельных, предельно малых частиц. А также на классическом (лапласовском) детерминизме.

Механистический детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенности в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость.

Неклассической науке, отдаляющейся от метафизического представления о мире, свойственны следующие парадигмы:

  • относительность;
  • дискретность;
  • квантование;
  • вероятность;
  • дополнительность.

Постнеклассический этап обратился в сферу парадигм становления и самоорганизации. Особое внимание уделяется историческому контексту, системности (целостности) и развитию как важнейшей характеристике бытия. Классическая наука, как и неклассическая, изучала непрерывно протекающие процессы и не акцентировала внимание на качественно новых переходах состояния материи.

Однако различия периодов развития науки не предполагают, что каждый последующий этап отрицает предыдущий. Постнеклассический этап смог зародиться благодаря преобразованию и модернизации свойств научной классики и неклассического мировоззрения.

Преемственность научных этапов позволяет проследить постоянное совершенствование устаревших представлений о мире и переход каждого периода на качественно новый этап развития.

Исторические периоды существования

Классическая наука зародилась в XVII–XIX вв., в эпоху Нового времени, когда происходили буржуазные революции и началось становление капиталистического способа производства. В этот период единое знание начинает дифференцироваться на сферы философии и науки.

Переход к новому способу производства требовал большого количества ресурсов и машин, что также стало стимулом для радикального изменения структуры науки, в которой начинают формироваться новые подсистемы и отрасли — астрономия, механика, физика, химия.

В начале XX века сформировалась неклассическая наука. Для этого исторического периода характерны открытия в области физики. Объекты научного изучения неклассического этапа стали рассматриваться как сложные системы, некоторые из которых можно изучить только с помощью макроинструментов (проявление принципа дополнительности).

Реальность начинает рассматривать как нечто, зависящее от познавательных инструментов, в отличие от классической науки, которая не придавала роли и значения субъекту познания.

Для мировоззрения неклассического исторического периода характерны смена парадигм, возникновение сомнений относительно рациональности в процессе познания и силы разума человека.

В то же время активно развивается потребительская идеология, что стало одним из факторов гуманизации постнеклассической науки. Ученые становятся более ответственными за свои разработки. Большое внимание уделяется регулированию в области экспертиз, исследований для предотвращения нанесения вреда человеческому здоровью.

Научные исследования фундаментального характера начинают отставать от прогресса в исследованиях, привлекательных для инвестиций. Эта тенденция характерна для периода коммерциализации науки в эпоху развитого капитализма.

Тема: Формирование неклассической научной картины мира.

Вопросы по теме:

1. Кризис классических представлений в естествознании.

2. Развитие естественных наук.

Неклассическая наука – особый тип науки эпохи кризиса классической рациональности, наступил этап в конце XIX – середине XX века.

Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Квант – неделимая порция какой-либо величины в физике.

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Радиоактивность – самопроизвольное превращение атомов одного элемента в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием частиц и жесткого электромагнитного излучения

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Открытия конца XIX - начала XX веков выходили за рамки существовавшей в то время научной картины мира. Появление принципиально новых научных теорий, обоснованных экспериментальными данными привели к кризису классических представлений в естествознании. Это стало началом становления новой неклассической науки.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли, природа которого не была понята. В поисках таких элементов Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри в 1898 г. открывают полоний и радий, а само явление называют радиоактивностью. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон открывает составную часть атома – электрон, создает первую, но очень недолго просуществовавшую модель атома. В 1900 г. немецкий физик М. Планк предложил новый подход рассматривать энергию электромагнитного излучения квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории.

Английский физик Э. Резерфорд экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 г. создает планетарную модель строения атома. Датский физик Нильс Бор модифицирует модель Резерфорда и создает квантовую модель атома. Она получила название модели Резерфорда-Бора. Это была последняя наглядная модель атома. В 1924 г. французский физик Луи де Бройль выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц. В 1925 г. швейцарский физик-теоретик В. Паули сформулировал принцип запрета: ни в атоме, ни в молекуле не может быть двух электронов, находящихся в одинаковом состоянии.

Но поистине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн, создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. Эйнштейн построил математическую теорию броуновского движения, разработал квантовую концепцию света, а за открытие фотоэффекта в 1921 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Развитие квантовой механики позволило установить природу химической связи, создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.

В области биологии русским физиологом растений и микробиологом Д. И. Ивановским был открыт вирус и положено начало вирусологии. Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы Менделя и хромосомная теория наследственности американского биолога Т. Ханта. Американский биохимик Дж. Уотсон (р. 1928) и английский биофизик Ф. Крик в 1953 г. создали модель структуры ДНК, что положило начало молекулярной генетике.

Важнейшим событием развития генетики было открытие мутаций – внезапно возникающих изменений в наследственной системе организмов. Систематическое изучение мутаций было предпринято голландским ученым Хуго де Фризом, установившим, что индуцированные мутации могут возникать в результате радиоактивного облучения организмов или под воздействием некоторых химических веществ. Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Звезды, которые образуются из газово-пылевой межзвездной среды, в основном из водорода и гелия, под действием сил гравитации различаются по "возрасту".

В 1903 г. русским ученым К. Э. Циолковским в работе "Исследование мировых пространств реактивные приборами" были заложены начала теории космических полетов. В ней сформулированы основные принципы баллистики ракет, предложена схема жидкостного реактивного двигателя, а также принцип конструирования ракет.

Познание тайн живой природы. Для познания функционирования организмов животных и человека огромное значение имели эксперименты И. П. Павлова в области физиологии и высшей нервной деятельности. Ученый изучал процесс взаимодействие живых организмов и внешней среды, реакция на влияние которой осуществляется через условные и безусловные рефлексы.

Одним из результатов принятия неклассической науки стала большая работа Чарльза Дарвина, материалы и исследования для которой он собирал с 1809 по 1882 год. Он систематизировал свои наблюдения и выяснил, что главными факторами в процессе эволюции являются наследственность и естественный отбор.

В 20–30-х гг. были проведены исследования, позволившие выделять из человеческого организма в чистом виде ферменты и витамины, а затем воспроизвести их химическим путем. Благодаря этому удается спасать людей от ряда болезней. Были получены принципиально новые лекарства – антибиотики, которые обладают свойством разрушать опасные для человека микроорганизмы. В годы Второй мировой войны антибиотики, спасли жизни сотен тысяч людей.

Учение о ноосфере. Создателями учения о ноосфере являются Француз П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский создают учение о ноосфере, суть которого заключается в том, что разум человека стал планетарным явлением и направляемая им человеческая деятельность оказывает определяющее биогеохимическое влияние на природу, меняет лик Земли.

На рубеже XIX–XX веков происходит серия научных революций в физике, математике, биологии наука перестраивает свои основания, что приводит к формированию неклассической науки. Величайшие научные достижения на рубеже XIX–XX позволили человечеству проникнуть в тайны микромира, расширить свои познания о Вселенной, пересмотреть естественнонаучную картину мира, выявить законы наследственности и психофизической деятельности. Неклассическая наука не отменила науку классическую, а дополнила её, открыла новые объекты из микромира, для исследования которых потребовались новые принципы научного познания.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

а) Джозеф Томпсон;

Разбор задания:

2. Ниже приведён список ученых. Все они, за исключением двух, относятся к неклассической науке. Зачеркните лишние фамилии.

6) Гейзенберг Вернер

Разбор задания:

Неклассическая физическая картина мира – обобщённый образ, общая модель природы с точки зрения физики первой половины XX века. Поэтому фамилии Ньютона (1643–1727) и Коперника (1473–1543) являются лишними в данном списке.

Переход к неклассической картине мира был осуществлен в ходе кризиса и революции в естествознании на рубеже XIX – XX в.в. Движение в данном направлении было подготовлено достижениями научных исследований XIX столетия в области математики, физики, биологии, химии, геологии, астрономии, истории и др. В не меньшей мере, оно было обусловлено и потребностями преодоления кризисных явлений в развитии математики и естественных наук, - прежде всего в физике и биологии.

Неклассическая картина мира знаменует собой не только переход от абсолютного противопоставления принципов объективности и субъективности к их консенсусу, но и характеризуется существенным ограничением коперниканской идеи наглядности. Новая, неклассическая наука основывается на историческом истолковании проблемы бесконечности, считая, что наглядно, т.е. чувственно воспринимаемые свойства и отношения реальности есть не что иное как формы пространственно-временной локализации, или формы обнаружения, проявления более фундаментальных, недоступных непосредственному наблюдению сущностей. Поскольку они находятся за пределами досягаемости чувственного восприятия, то могут быть зафиксированы лишь умозрением, то есть посредством теоретического мышления. Оказалось, что реальный мир есть не то, о чем говорят наши органы чувств с их ограниченным восприятием внешнего мира, а скорее то, что говорят нам созданные человеком математические теории, охватывающие достаточно широкий круг явлений. Несмотря на отсутствие наглядности, релятивизацию оснований и неразрешимость задач обоснования математики, ее язык остается главным инструментом построения научной картины мира на протяжении всего ХХ и начала XXI века. Свидетельством тому может служить как невиданные ранее темпы дифференциации направлений математических исследований, так и примеры лавинообразного роста численности математического сообщества. Так в 1900г. на Парижском конгрессе были образованы лишь четыре секции: арифметики и алгебры, анализа, геометрии, механики и механической физики.

Афиша Первого Международного конгресса математиков (1897 год)

Альберт Эйнштейн(1879-1955 гг.) - автор статьи "К электродинамике движущих сред"

Принципиально важное влияние на формирование неклассической научной рациональности и неклассической картины мира оказали науки о человеке, обществе, культуре. Исследования в области социологии, психологии, лингвистики, политологии и др. убедительно продемонстрировали ограниченность традиционной эмпирической точки зрения на человеческий разум как пассивное отражение реальности. Данные современной психологии и когнитивных наук (теория познания, логика, когнитивная психология, философия науки, социология знания и др.)подтверждают выдвинутое и обоснованное И.Кантом положение о творческой активности человеческого познания и практического действия. Для понимания природы научной рациональности и путей разработки целостной неклассической картины мира существенное значение имеет исследование вопросов взаимоотношения познания и общества, науки и культуры в социологии знания и науковедении.

Читайте также: